Религиозность – это не только вера в Аллаха, не только исполнение обязательных форм поклонения. Религиозность предполагает совершение всего этого с осознанностью. Можно ли представит себе намаз в состоянии неосознанности? Уразу? Хадж?
Даже первый шаг на пути к Аллаху называется шахада, что значит – свидетельствование. Можно ли представить себе неосознанное свидетельствование? Конечно же, нет. Например, первые слова шахады «ашхаду» («я свидетельствую») предполагает, что человек, заявляющий далее о том, что он верует в Аллаха, делает это сознательно, т.е. осознанно.
Если взглянуть на детали исламской религиозной практики, то можно обнаружить, что многие вещи предназначены для пробуждения и развития в человеке такого состояния сознания, как осознанность. Как подняться с постели утром, на какую ногу надевать обувь в первую очередь, как войти в туалет, как выйти, какой рукой есть, какой – сморкаться…
Казалось бы, масса мелочей, однако все эти мелочи призваны подготовить человека к следующему шагу: от осознавания им своих поступков, к осознаванию того, что он говорит и даже того, что он думает.
Осознание своих поступков, каждого своего действия, слова, мысли, побуждения меняет человека. Это происходит незаметно и не сразу, но со временем человек меняется. Осознанность начинает освещать его изнутри. Такой человек (кончено, мы говорим об осознанном, глубоко и искренне верующем человеке) не совершит греха там, где его совершит человек неосознанный, но тоже – верующий. Ведь одно только произнесение шахады еще не означает, что человек тут же достиг вершин религиозности.
Осознанность начинается с самоконтроля. Конечно же, она нее дается сразу – осознанность нужно взращивать. И самоконтроль здесь – первое подспорье. Однако нельзя все время оставаться полицаем-надсмотрщиком над сами собой. В таком случае мы получаем некую подделку, муляж осознанности. Например, что-то пошло не так, и вот уже хочется дать волю своему гневу, но тут включается самоконтроль, и ты останавливаешь себя на: «Так, стоп! Я не должен гневаться, я верующий человек, я должен быть примером для окружающих» или «Я пощусь, поэтому я не должен поддаваться эмоциям!» и т.д.
Если самоконтроль призван управлять и пресекать, например, то же самое чувство гнева, то пребывание в состоянии осознанности предполагает, что в человеке гнев просто не может возникнуть. Осознанность – это свет, а при свете темноты нет.
Темнота там, где нет света.
islam-today