Какую роль в жизни мусульманина играет самоконтроль?

Какую роль в жизни мусульманина играет самоконтроль?

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Религиозность – это не только вера в Аллаха, не только исполнение обязательных форм поклонения. Религиозность предполагает совершение всего этого с осознанностью. Можно ли представит себе намаз в состоянии неосознанности? УразуХадж?

Даже первый шаг на пути к Аллаху называется шахада, что значит – свидетельствование. Можно ли представить себе неосознанное свидетельствование? Конечно же, нет. Например, первые слова шахады «ашхаду» («я свидетельствую») предполагает, что человек, заявляющий далее о том, что он верует в Аллаха, делает это сознательно, т.е. осознанно.

Если взглянуть на детали исламской религиозной практики, то можно обнаружить, что многие вещи предназначены для пробуждения и развития в человеке такого состояния сознания, как осознанность. Как подняться с постели утром, на какую ногу надевать обувь в первую очередь, как войти в туалет, как выйти, какой рукой есть, какой – сморкаться…

Казалось бы, масса мелочей, однако все эти мелочи призваны подготовить человека к следующему шагу: от осознавания им своих поступков, к осознаванию того, что он говорит и даже того, что он думает.

Осознание своих поступков, каждого своего действия, слова, мысли, побуждения меняет человека. Это происходит незаметно и не сразу, но со временем человек меняется. Осознанность начинает освещать его изнутри. Такой человек (кончено, мы говорим об осознанном, глубоко и искренне верующем человеке) не совершит греха там, где его совершит человек неосознанный, но тоже – верующий. Ведь одно только произнесение шахады еще не означает, что человек тут же достиг вершин религиозности.

Осознанность начинается с самоконтроля. Конечно же, она нее дается сразу – осознанность нужно взращивать. И самоконтроль здесь – первое подспорье. Однако нельзя все время оставаться полицаем-надсмотрщиком над сами собой. В таком случае мы получаем некую подделку, муляж осознанности. Например, что-то пошло не так, и вот уже хочется дать волю своему гневу, но тут включается самоконтроль, и ты останавливаешь себя на: «Так, стоп! Я не должен гневаться, я верующий человек, я должен быть примером для окружающих» или «Я пощусь, поэтому я не должен поддаваться эмоциям!» и т.д.

Если самоконтроль призван управлять и пресекать, например, то же самое чувство гнева, то пребывание в состоянии осознанности предполагает, что в человеке гнев просто не может возникнуть. Осознанность – это свет, а при свете темноты нет.

Темнота там, где нет света.

islam-today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: