В последнее время наши соотечественники ведут оживленные споры и дискуссии по вопросу никаха. Действительно, многие наши современники в советские времена, когда ритуалы по Шариату не приветствовались, ограничивались лишь заключением брака в ЗАГСах. В последние годы большинство наших единоверцев отстранились от харама-запретного, живут полнокровной жизнью, воспитывают детей. Порой приходится слышать мнение о том, как это можно жить в браке без шариатского обряда никаха. Действительно, вопрос этот не такой простой, как кажется.
Обряд никаха по своей сути является объявлением близким родственникам и окружению о принятом совместном решении жениха и невесты создать семью. Именно поэтому в те времена, когда религия была под запретом и наши соплеменники, не таясь и не скрываясь от посторонних, вступали в брак, они шли в ЗАГС и фиксировали свое решение о создании семьи, то есть публично объявляли о браке, и это деяние в то время считалось никахом. Теперь же годы, прожитые в прошлом, считаются периодом джахилии (букв. «невежество, идолопоклонничество»), и человеку, принесшему покаяние в связи с этим, нет повода для беспокойства.
Доводом в пользу этой установки служит и то, что никто из сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), приняв ислам, не стал повторно совершать обряд никаха. Здесь стоит напомнить, что нормы Шариата удивительно гибки и органичны. Аллах Субхана ва Та’аля создал его каноны такими, какие они есть: несложными, легко выполнимыми и четкими и не стоит загромождать их и усложнять какими-то непонятными фетвами.
И все же, следует ясно осознавать, что это было допустимо в прошлом, во времена джахилии. А сегодня не следует обманывать себя и ограничиваться лишь походом в ЗАГС, ведь теперь, слава Всевышнему, имеются все возможности для совершения полноценного мусульманского обряда никах. И если кто-либо из наших соплеменников, посчитает что совершение никаха излишне, посещение мечети необязательно или найдет тысячу причин не совершать обряд и создаст семью без никаха, то его семейная жизнь будет создана недозволенным путем, то есть харамом, а его дети будут рождены во грехе – «зина».
Пусть Аллах Та’аля убережет всех нас и наших потомков от подобного греха!
В обряде никаха предполагается некоторые обязательные условия. Самое главное – согласие родителей как жениха, так и невесты. И второе важное условие – согласие на брак невесты. И это согласие должно быть произнесено при свидетелях, коими могут быть два лица мужского пола, а в их отсутствие четыре женщины. Никах может быть признан действительным, если в отсутствии невесты, ее отец объявит о согласии на брак своей дочери. Или вместо отца девушки эту обязанность возьмет на себя так называемый “вэли” (человек, осуществляющий дела этой девушки, из числа близких родственников, опекун).
islam-today