По преданию от Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Дело, начатое без восхваления Всевышнего не полно/не имеет бараката» (Ибн Маджа, Никах, 19).
По преданию от Абу Малика аль Аш’ари, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Чистота – это половина веры. «Альхамдулиллях» – заполнит весы, а «Субханаллах» и «Альхамдулиллях» заполнят то, что между землей и небом» (Муслим, Тахарат, 1).
В в одном из хадисов кудси, переданном от Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), сказано:
«Всевышний Аллах сказал: «Я разделил намаз на две части, одна из которых Мне, а другая моему рабу. И где ему будет дано то, что он пожелает».
Раб произнесет:
– Хвала Аллаху, Господу миров!
А Всевышний Аллах скажет:
– Раб мой восхваляет Меня, и ему будет дано то, что он пожелает!
Раб Аллаха скажет:
– Милостивому и Милосердному.
Всевышний ответит:
– Мой раб восхвалил Меня должным образом! Ему будет дано все то, что он пожелает.
Когда раб Аллаха скажет:
– Владыке Судного дня.
Всемогущий же ответит на это:
– Мой раб меня возвысил, и это то, что по праву Мое. Одна часть этого аята принадлежит Мне, а вторая часть моему рабу.
Раб скажет:
– Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи!
На что Аллах скажет:
– Это то, что между Мной и моим рабом. И ему будет дано то, что он желает. Последний же аят принадлежит моему рабу.
И когда раб скажет:
– Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него.
– Это то, что положено Моему рабу. И ему будет дано то, что он просит, - скажет Всевышний».(Ибн Маджа, Адаб, 52; Тирмизи, Тафсируль-Кур’ан, 1).
Намаз, который является одним из главных обязанностей любого мусульманина, переполнен словами восхваления Всевышнего Аллаха. Человек, читающий намаз пять раз в день минимум сорок раз восхваляет Всевышнего Творца, читая аят الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (Хвала Аллаху, Господу миров!).
В большинстве хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хамд, то есть восхваление Всевышнего Аллаха, употребляется в качестве благодарности Всемогущему Аллаху, то есть шукр. Однако, хамд (восхваление) имеет куда более широкий смысл, чем шукр (благодарность), и поэтому, если хамд (восхваление) это шукр (благодарность), то не всегда шукр (благодарность) это хамд (восхваление).
Восхваляющий Аллаха человек – это в первую очередь благодарящий Его раб. На что указывает Хадис Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Восхваление – это начало благодарности, а тот, кто не восхваляет Аллаха, тот и не благодарит Его» (Бейхаки, Шуабуль-иман, IV, 96; Дайлями, Фирдавс, II, 155).
Ведь хвала Аллаху является поминанием и превознесением того, Кто даровал блага, стал помощником в благих начинаниях и уберег своего раба от бед. Однако истинное восхваление не ограничивается лишь одним произнесенным «Альхамдулиллях». Важно чтобы мысли человека были наполнены Им, сердце верой в Него, а его органы приносили пользу на Его пути, который станет неотъемлемой частью жизни человека. Восхваление одновременно это и благодарность за полученные блага и проявление покорности перед Его неограниченной властью, в моменты, когда приходится переживать моменты не легких испытаний.
Одно из прекрасных имен Аллаха звучит как «Хамид», а имя нашего Благословенного Посланника (мир ему и благословение Аллаха) переводится как «постоянно благодарящий», «более достойный похвалы».
Безусловно, Его (мир ему и благословение Аллаха) жизнь была украшена лучшим восхвалением, являясь примером для подражания для всех людей. Ибо восхваление – это то качество, которое выделяет искреннего и преданного раба Аллаха, из числа других.
Islam-Today