بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
إِنَّ الْحَمْدَ لِلّٰهِ، نَحْمَدُهُ، وَ نَسْتَعِينُهُ، وَ نَسْتَغْفِرُهُ، وَنَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا، وَسَيِّءَاتِ أعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّٰهُ فَلَا مُضِلَّ لَهُ، وَمَنْ يَضْلِلْ فَلَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشَهَدُ أَنْ لَا إِلٰهَ إِلَّااللّٰهُ وحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ صَلّٰی اللّٰهُ عَلَيهِ وَعَلٰی الِهِ وَأَصْحَابِهِ وَمَنْ تَبِعَهُمْ بِإِحْسَانٍ إِلٰی يَوْمِ الدِّينِ وَسَلَّمَ تَسْلِيماً كَثِيراً، أَمَّا بَعْدُ
Воздаем хвалу Аллаху Роббиль иззат, к Нему только обращаемся за помощью, просим прощения и приносим Ему свое покаяние, надеясь на Его милость, взываем к Его защите от зла наших душ и от греховных наших дел. Тот, кого поведет Аллах Субхана ва Тааля прямым путем, того никто не введет в заблуждение, тот же кого Аллаха азза ва Джаля собьет, того никто не сможет наставить на путь Истины.
Свидетельствуем, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллах Табарока ва Тааля, и свидетельствуем, что Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям Его раб и Посланник, да благославит его Аллах Роббиль иззат, а также его семью, всех сподвижников и всех, кто следовал по их пути до самого Судного дня и далее.
وَمِنْ آيَاتِهِ خَلْقُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافُ أَلْسِنَتِكُمْ وَأَلْوَانِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّلْعَالِمِينَ
«И из доказательств Абсолютного Могущества Аллаха и Его Мудрости - создание небес и земли. Наряду со всем этим разнообразие ваших языков и диалектов и различие в цвете кожи, глаз, волос. В этом - доказательства, которыми пользуются обладающие знанием и разумом!» (сура «Ар-Рум», аят 22).
Верующие, постигая истинные знания, из этих назидательных уроков, получают огромную пользу, постигая глубокие смыслы учения религии Ислам. Знамений Аллаха Субхана ва Тааля великое множество, одним из которых, является сотворение небес и земли, а также всего, что находится в них. Грандиозные размеры этих творений свидетельствуют о великом Господстве и безграничном Могуществе Аллаха азза ва Джаля, а совершенство, которым проникнута Вселенная, подчеркивает идеальную Мудрость и безграничное Знания Господа миров.
Бесчисленные блага, сокрытые во Вселенной, свидетельствуют о Милости и Великодушии Аллаха Табарока ва Тааля, а особенности и преимущества, которыми Он наделил некоторые из Своих творений, свидетельствуют о том, что Он обладает Волей и вправе избирать, кого и что пожелает. Он Единственный Творец всего сущего, и это значит, что только Он заслуживает поклонения Своих творений. Все это - логические доводы и аргументы, которые Всевышний Аллах упомянул для того, чтобы люди задумались над ними и сделали для себя полезные выводы.
Еще одним из таких доводов является разнообразие языков и цветов кожи. Человеческий род очень многочисленный, но все люди являются потомками одного человека и обладают схожим голосовым аппаратом. И несмотря на это, невозможно найти двух людей с абсолютно одинаковыми голосами и абсолютно одинаковым цветом кожи. Как бы ни были похожи голоса или оттенки цветов, между ними всегда можно обнаружить некоторые различия. Воистину, в этом заключаются знамения, которые свидетельствуют о совершенном Могуществе и непреклонной Воле Аллаха Роббиль иззат. Но вместе с тем они свидетельствуют о Его милости и заботе о Своих творениях. Господь сотворил подобное разнообразие для того, чтобы люди отличались друг от друга и не попадали во всякие смуты. А в противном случае человечество лишилось бы великих благ и возможностей
عَنْ فُسَيْلَةَ رَحِمَهَا اللّٰهُ أَنَّهَا سَمِعَتْ أَبَاهَا يَقولُ: سَأَلْتُ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللّٰهِ! أَمِنَ الْعَصَبِيَّةِ أَنْ يُحِبَّ الرَّجُلُ قَوْمَهُ قَالَ: لَا، وَلٰكِنْ مِنَ الْعَصَبِيَّةِ أَنْ الْيَنْصُرَ الرَّجُلُ قَوْمَهُ عَلٰی الظُّلْمِ. رواه حمد
Передается от Фусайля (рохимахаллохи аляйха), что слышала, как ее отец говорил, что он спросил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Разве любовь человека к своему народу тоже входит в национализм». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил ему: «Нет. Национализм – это помогать своему народу в несправедливости. (приводится имамом Ахмадом, в «Муснаде»).
Национализм – это идеология и направление политики, основополагающим принципом, которых является лозунг о ценности нации, как высшей формы общественного единства и ее главенстве в процессе образования государства.
В истории человечества, из века в век существовали морально-нравственные этические нормы. Доброта, сочувствие к окружающим, стремление к справедливости, сострадание в горе, искренняя радость за обретения благ и достижения других, напутствие и помощь кому-то в приобретении благого. И такие симпатии, благие чувства у мусульман должны быть не только к близким людям, родственникам, к своей нации и народу, а вообще ко всем людям. Конечно, очень тяжело вывести из сердца осадок обиды, если кто-то вам причинил тяжелую боль, физические страдания, материальный вред. Но искренние и богобоязненные верующие, проявляя терпение в невзгодах, надеются на милость и награды от Аллаха Табарока ва Тааля.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы - и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга, имели добрые взаимоотношения друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете - наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет все сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется». (сура «Аль-Худжурот», аят 13).
Всевышний констатирует, что все потомки Адама аляйхи ва салям, имеют одно происхождение. Все они принадлежат одному человеческому роду и произошли от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы. От них Аллах Субхана ва Тааля создал множество мужчин и женщин, которых расселил по земле и сделал многочисленными народами и малочисленными племенами для того, чтобы они узнавали друг друга. Благодаря этому люди узнают друг о друге, много полезного, помогают друг другу и перенимают друг от друга то, что прежде им было неизвестно. Кроме того, они завязывают родственные отношения и поддерживают друг друга в радости и в беде. Все это было бы невозможно, если бы они жили уединенно, но Аллах азза ва Джаля смилостивился над ними и сделал их народами и племенами, чтобы они жили вместе и поддерживали теплые родственные отношения. Однако ни многочисленная родня, ни принадлежность к великому народу, ни знатное происхождение не помогут человеку заслужить благосклонность и милость Господа миров, так как самые почитаемые Им среди людей - наиболее благочестивые и богобоязненные люди, которые во всем повинуются Ему и остерегаются грехов.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: مَنْ نَفَّسَ عَنْ مُؤْمِنٍ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ الدُّنْيَا نَفَّسَ اللَّهُ عَنْهُ كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ يَسَّرَ عَلَى مُعْسِرٍ، يَسَّرَ اللَّهُ عَلَيْهِ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِما سَتَرَهُ اللهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ ، وَاَللَّهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيهِ، وَمَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَلْتَمِسُ فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ بِهِ طَرِيقًا إلَى الْجَنَّةِ، وَمَا اجْتَمَعَ قَوْمٌ فِي بَيْتٍ مِنْ بُيُوتِ اللَّهِ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ، وَيَتَدَارَسُونَهُ فِيمَا بَيْنَهُمْ؛ إلَّا نَزَلَتْ عَلَيْهِمْ السَّكِينَةُ، وَغَشِيَتْهُمْ الرَّحْمَةُ، وَذَكَرَهُمْ اللَّهُ فِيمَنْ عِنْدَهُ، وَمَنْ أَبَطْأَ بِهِ عَمَلُهُ لَمْ يُسْرِعْ بِهِ نَسَبُهُ رَوَاهُ مُسْلِمٌ بهذا اللفظ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллах аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Судного дня, тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином, и Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает ее брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай. А когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, тому же, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться быстрее».
وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاء فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَىَ شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ
Держитесь все вместе за религию Аллаха, не разделяйтесь и помните милость Аллаха к вам: ведь до Ислама вы были врагами друг другу, а Он сблизил ваши сердца благодаря Исламской религии, и вы стали братьями, любящими друг друга. Вы были неверными и разделенными - на краю пропасти геенны огненной, а Аллах спас вас оттуда, направив вас по прямому пути Ислама. Такими прекрасными знамениями Аллах объясняет вам путь к благу, чтобы вы продолжали идти по Его благочестивому пути. (сура «Аль-Имрон», аят 103).
Аллах Табарока ва Тааля призывает мусульман, быть признательными и благодарными за Его великие милости, бояться Его надлежащим образом, исправно подчиняться Ему и не ослушаться Его, стремясь найти Его довольство. Он велел людям исповедовать истинную религию и крепко держаться за вервь Аллаха Роббиль иззат, которую Он протянул к Своим рабам, сделав ее единственным путем, ведущим к Его благосклонности. Эта вервь - религия Ислам, ниспосланная в Коране и Сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и люди обязаны объединиться вокруг этой религии, не распадаться на группировки и следовать этим путем до окончания жизни.
Аллах Роббиль иззат напомнил мусульманам о том, в каком положении они находились до того, как Он оказал им эту великую милость. Они были разрозненны и враждовали друг с другом, но Аллах азза ва Джаля посредством религии Ислам помог им объединиться, сплотил их сердца и сделал их братьями. Они находились на краю Адской пропасти, но Аллах Субхана ва Тааля спас их от великой беды и повел их праведным путем, к счастью и к обширным благам. Так Он разъясняет людям знамения, чтобы они следовали путем Истины, и благодарили Его и крепко держались принципов Ислама.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ رَسُولِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: مَنْ نَصَرَ قَوْمَهُ عَلٰی غَيْرِ الْحَقِّ فَهُوَ كَالْبَعِيْرِ الَّذِیْ رُدِّیَ فَهُوَ يُنْزَعُ بِذَنَبِهِ. رواه أبو دَوُد، باب فی العصبية
Передается от Абдуллах ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто помогает своему народу в неправом деле, подобен верблюду, упавшему в колодец, которого вытаскивают за хвост» (приводится имамом Абу Давудом).
Также как бессмысленно вытаскивать верблюда из колодца за хвост (поскольку таким способом его не вытащить), также бесполезно наставлять свой народ на праведный путь, помогая ему в неправом деле. (Базлуль маджхуд).
عَنْ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ رَضِیَ اللّٰهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: لَيْسَ مِنَّا مَنْ دَعَا إِلٰی عَصَبِيَّةٍ، وَلَيْسَ مِنَّا مَنْ قَاتَلَ عَلٰی عَصَبِيَّةٍ، وَ لَيْسَ مِنَّا مَنْ مَاتَ عَلٰی عَصَبِيَّةٍ. رواه أبو داوُد، باب فی العصبية.
Передается от Джубайр бин Мутиъм (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Тот не из нас, кто призывает к национализму. Тот не из нас, кто воюет за национализм. Тот не из нас, кто умирает за национализм. (приводится имамом Абу Давудом).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ ادْخُلُواْ فِي السِّلْمِ كَآفَّةً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ
О вы, верующие, принимайте все принципы Ислама целиком, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Господу миров, не имейте пристрастий к родовым различиям, как делали при язычестве, и не ищите других причин для образования разногласий! Не следуйте по стопам шайтана, который ведет вас к разобщенности в консолидации. Ведь он для вас - явный враг! (сура «Аль-Бакара», аят 208).
Всевышний Аллах приказывает верующим принимать каноны и все предписания религии полностью, выполнять их, и не отказываться даже от некоторых из них. Мусульманин не должен уподобляться тем, кто становиться рабом своих желаний, и выполняет повеления Господа миров, когда они совпадают с его предпочтениями, и отказывается выполнять их, когда они не совпадают с его страстными проявлениями нафса (эго). Мусульманин обязан подчинять свои желания всем требованиям религии Ислам, и с удовольствием, и рвением совершать все праведные поступки, которые ему под силу. Если же он не способен выполнить часть предписаний, то он должен иметь твердое намерение выполнить их при первой представившейся возможности, и благодаря своему намерению, он будет стараться восполнить упущенные поклонения.
А поскольку человек не способен принять Ислам целиком, пока не оставит себе возможностей следовать по стопам сатаны, и ослушаться Аллаха азза ва Джаля. Совершая грехи и прегрешения человек, следует наущениям сатаны, который является явным врагом человечества. Ведь он велит людям творить только мерзости и предосудительные поступки, и призывает их ко всему, что может причинить им вред в этой и будущей жизни.
وَسَارِعُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا ٱلسَّمَـٰوَٰتُ وَٱلْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ فِى ٱلسَّرَّآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَٱلْكَـٰظِمِينَ ٱلْغَيْظَ وَٱلْعَافِينَ عَنِ ٱلنَّاسِۗ وَٱللَّهُ يُحِبُّ ٱلْمُحْسِنِينَ
«Стремитесь к благодеянию ради прощения ваших грехов Господом вашим - Всемогущим Владыкой ваших дел! Стремитесь в Рай, пространство которого, как обширность небес и земли. Он уготован для тех, которые боятся Аллаха и Его наказания».
«Для богобоязненных, дающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в силе, и в слабости, умеющих обуздать свой гнев и простить тем, кто причинил им обиду. Аллах Всевышний любит и награждает добродетельных!» (сура «Аль-Имрон», аят 133-134).
Господь миров велит прийти к покаянию, чтобы снискать Его прощение, и заслужить нахождение в Раю. Просторы этой великой милости, которые предназначены для богобоязненных и искренних праведников, нашему необширному воображению не достаточно развитому разуму, не представить и не понять. И этих прекрасных садов можно достичь, только тогда, когда найдешь довольство Аллаха Субхана ва Тааля.
Творец всего сущего поясняет качества этих верующих. Будучи состоятельными, они щедро и усердно расходуют на благое, из своего имущества. Если же они оказываются сами в нужде, то не пренебрегают даже самым незначительным пожертвованием. А наряду с этим они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятности, заставляющие их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако богобоязненные праведники не поступают в разрез требованиями общечеловеческой нравственности, и сдерживают гнев, вопреки алчности своего эго (нафса). Они проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и каждого, кто обижает их словом или делом.
Простить в душе обидчика гораздо труднее, чем просто сдержать пыл гнева, потому что прощение подразумевает отказ от возмездия и великодушное оправдание оппонента. Так поступают только те, кто обладает превосходным нравом и избавлен от негативных моральных отклонений. Они надеются на милость Аллаха Роббиль иззат, снисходительно относятся к Его рабам, проявляют к ним милосердие, делают им добро и не желают причинять им зла для того, чтобы Всевышний Аллах простил их. Они ожидают получить вознаграждение только от своего великодушного Господа и не ждут благодарности от таких же творений, которые нуждаются в милости Аллаха Субхана ва Тааля.
وَٱبْتَغِ فِيمَا ءَاتَـٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلْءَاخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنْيَاۖ وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ ٱللَّهُ إِلَيْكَۖ وَلَا تَبْغِ ٱلْفَسَادَ فِى ٱلْأَرْضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُفْسِدِينَ
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». (сура «Аль-Косос», аят 77).
Мусульманам дарована прекрасная возможность заработать вечную Райскую обитель, потому что мы обладаем богатством, которого лишены многие другие. Раздавать милостыню, стремиться снискать благоволение своего Господа и не ограничиваться получением удовольствия от жизни и удовлетворением своих низменных желаний. Не пренебрегать своей долей в этом мире, то есть от нас не требуется, чтобы мы пожертвовали всем своим богатством и остались нищими, но нас призывают раздавать часть имущества, чтобы мы могли обрести счастье в будущей жизни, и расходовать другую часть своего добра на себя в этом мире. Будьте великодушными и снисходительными по отношению ко всем творениям, и помните о том, как Аллах Табарока ва Тааля одарил нас великими щедротами. Не стремитесь к бесчинству на земле, то есть не проявляйте высокомерия, не совершайте злодеяний и не забывайте о Том, Который наделил нас огромным богатством. Воистину, Он не любит тех, кто творит зло и нарушает границы запретного. Всевышний подвергнет таких людей заслуженному им наказанию.
إذا رَأيْتُمُ الرَّجُلَ يَتَعَزَّى بِعَزَاءِ الجاهِلِيَّةِ فأعِضُّوهُ بِهَنِ أبِيهِ ولا تَكْنُواعن أبي
Передается от Убай ибн Каъба (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если вы увидите человека, который гордится своим происхождением, как это делали во времена джахилийи, то скажите ему, чтобы схватил зубами за половой орган своего отца. И не говорите это в переносном смысле!» (хадис приводится имамами Аль-Бухарий «Аль-Адабуль-муфрад», Ахмадом, Ан-Насаи в «Ас-Сунан Аль-Кубра», Ат-Тирмизий).
У каждого праведного, искреннего мусульманина никогда не возникали сомнения по поводу высоконравственного этического состояния и поведения во всей жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. И когда в этом своем высказывании, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям применяет неординарно грубое выражение, то нужно делать неотвратимые выводы, о том, что проявление национализма является огромным и страшным грехом. Какой вред может принести многим народам, неразумное слово и некоторые высказывания. Из-за чего, могут пострадать очень большая общность людей. И еще страшнее, что когда, какая-та самая худшая, с неординарным и неадекватным мышлением, горстка определенного народа причинит зло другой нации. И этот негативный осадок, будет оказывать плохое влияние на сознание последующих поколений, по отношению даже к положительной части общности.
Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом.
Сообщается, что Уъмар ибн Аль-Хаттаб (родзи Аллаху аънху), в свое время написал амирам войск: «Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом».
А что касается тех, кто отрицает достоверные хадисы на основании своих умозаключений, то они находятся в опасном положении, если не покаются в этом отклонении. Более того, среди имамов были те, кто считал безосновательное отрицание достоверного хадиса куфром, выводящим из религии.
حَدَّثَنَا قُتَيْبَةُ بْنُ سَعِيدٍ، حَدَّثَنَا لَيْثٌ، عَنْ عُقَيْلٍ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنْ سَالِمٍ، عَنْ أَبِيهِ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ، قَالَ: الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ وَلَا يُسْلِمُهُ، مَنْ كَانَ فِي حَاجَةِ أَخِيهِ كَانَ اللهُ فِي حَاجَتِهِ، وَمَنْ فَرَّجَ عَنْ مُسْلِمٍ كُرْبَةً، فَرَّجَ اللهُ عَنْهُ بِهَا كُرْبَةً مِنْ كُرَبِ يَوْمِ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ سَتَرَ مُسْلِمًا سَتَرَهُ اللهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
Передается от Абдуллах ибн Уъмара (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто поможет своему брату в нужде его, Аллах азза ва Джаля окажет помощь в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Аллах азза ва Джаля избавит от одной из печалей Дня Судного, а того, кто покроет мусульманина, Аллах азза ва Джаля покроет в День воскресения».
«Пусть люди прекратят хвалиться своими умершими предками, которые представляют угли ада, или будут они для Аллаха Субхана ва Тааля презреннее жука, ковыряющегося своим носом в навозе. Аллах азза ва Джаля очистил вас от невежественных восхвалений своими предками. Каждый из вас либо богобоязненный верующий, либо преступивший законы грешник. Вы люди - дети Адама, а Адам был создан из глины». (Абу Дауд, Ат Тирмизи)
«Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников. Все люди - дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед не арабом, кроме как в благочестии». (Ат-Тирмизи и другие мухаддисы).
Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям в своем последнем прощальном хадже сказал: «Нет преимущества араба над не арабом, кроме богобоязненности (которую он может достичь, как и не араб), ибо самый благородный из вас - только богобоязненный»
Однажды один из известных сподвижников Абу Зарр Аль Гифари спорил с Билялом (родзи Аллаху аънхума) и в гневе назвал его «сыном черной женщины». Когда Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям сообщили об этом, он огорчился, и рассердившись сказал Абу Зарру:
«Ты его попрекаешь матерью?! Поистине, в тебе еще живо невежество (джахилия – твоя вера не достигла степени совершенства). У сына белой женщины нет никакого превосходства над сыном черной женщины».
Слова Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям так сильно задели Абу Зарра, что он прибежал к Билялу, лег щекой на землю и сказал Билялу:
«Брат, наступи ногой на мое лицо».
«Ваше происхождение не дает вам повода оскорблять других. Все вы дети Адама, и нет между вами преимуществ, кроме как искреннему соблюдению религии и богобоязненности». (передал имам Ахмад).
Вероубеждение наших сахабов (родзи Аллаху аънхум) была твердой, что они стремились сразу же искупить свои ошибки. Но мы наступаем десятки раз, на одни и те же грабли и никак не собираемся избавиться от джахилии (невежества).
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْقِلُونَ شَيْئاً وَلاَ يَهْتَدُونَ
«Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», - они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (сура «Аль-Бакара», аят 170).
Аллах Роббиль иззат констатирует, как неподобающе ведут себя неверующие. Когда им повелевают подчиниться, и следовать канонам и предписаниям Всевышнего, ниспосланные через Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Они отказываются покориться Воле Господа миров, и заявляют, что будут следовать по обычаям и традициям своих предков. Они довольствуются слепым подражанием своим отцам, и не желают уверовать в Пророков аляйхум ва салям, хотя их отцы были невежественными и заблудшими людьми. Они отвергают Истину на основании сомнительных и нелепых доводов, и это свидетельствует о том, что они отворачиваются от нее и не желают познать ее. Это также свидетельствует об их несправедливости к самим себе, ведь если бы они желали встать на путь праведности, и имели благие намерения, то их целью было бы поиск и выявление Истины. Человек, который в поисках Истины сравнивает различные утверждения и воззрения, размышляет и анализирует, непременно обнаружит ложь и заблуждение стези своих предков.
«Принадлежность к заблудшим партиям и расистским националистическим течениям также свидетельствует о неверии и вероотступничестве от религии Ислам, который отвергает все виды нетерпимости, шовинизма и крайнего национализма, что свойственно лишь эпохе невежества.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ آبَاءكُمْ وَإِخْوَانَكُمْ أَوْلِيَاء إَنِ اسْتَحَبُّواْ الْكُفْرَ عَلَى الإِيمَانِ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«О вы, которые уверовали, не берите себе в друзья и покровители ваших отцов, сыновей, братьев, супруг и членов вашего рода, если они предпочитают неверие вере. Те из вас, которые берут неверующих себе в покровители, сбиваются с прямого пути». (сура «Ат-Тавба», аят 23).
О искренние и богобоязненные мусульмане. Стремитесь усовершенствовать свою веру, которая обязывает вас быть близкими с теми, кто исповедует религию Ислам, и отдалится от тех, кто не придерживается ее канонов. Поэтому не считайте своими друзьями и помощниками ваших отцов и братьев, если те не уверовали в Аллаха азза ва Джаля, и не выполняют предписания вашей религии. Отцы и братья - ближайшие родственники, а это значит, что упомянутое указание в еще большей степени распространяется на всех остальных людей. Если некоторые из вас возлюбят неверующих и станут дружить с ними, то они превратятся в несправедливых беззаконников, ведь они осмелились ослушаться Аллаха Субхана ва Тааля, и признали своими друзьями, ему ненавистных людей. Дружба всегда основывается на любви и поддержке, и если человек дружит с неверующими, то такие симпатии обязывает его повиноваться их принципам и морали больше, чем законам Творца всего сущего, и такое делает их веру неполноценной. Любовь к Аллаху Роббиль иззат, к его Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, должна быть превыше любви ко всему остальному. Кроме того, любовь ко всему остальному должна быть только ради довольства Всевышнего.
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْاْ إِلَى مَا أَنزَلَ اللّهُ وَإِلَى الرَّسُولِ قَالُواْ حَسْبُنَا مَا وَجَدْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا أَوَلَوْ كَانَ آبَاؤُهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ شَيْئًا وَلاَ يَهْتَدُونَ
«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», - они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали и не следовали прямым путем?» (сура «Аль-Мааида», аят 104).
Когда язычникам предлагали прийти к тому, что ниспослал Аллах Табарока ва Тааля, и прийти к Его Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, они отказывались и отворачивались со словами: «Нам достаточно той религии, которую исповедовали наши предки, даже если она является неправильной и не поможет нам спастись от наказания Аллаха». Если бы их предки были благоразумными и сознательными людьми, то подобные воззрения были бы менее опасными, однако их предки были неразумными глупцами, не обладавшими знанием и не следовавшими путем Истины.
Потерпят огромный убыток те, кто слепо повинуется людям, лишенным правильных познаний и не способным здраво мыслить. Сильно будут страдать те, кто отказывается руководствоваться тем, что ниспослал Аллах азза ва Джаля, и следовать путем Его Посланников аляйхум ва салям, несмотря на то, что именно этот путь наполняет сердца великим знанием, верой, прямотой и убежденностью.
وَإِنَّ هَذِهِ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَاتَّقُونِ
«Мы также сказали Посланникам, чтобы они передали своим общинам: «Эта религия, с которой Я вас послал - единая религия своим вероучением (истинной акидой) и основами шариата (религиозными законами), и вы - такой же народ, как и предыдущие поколения. Среди вас есть те, кто, уверовав в Господа, пошел по праведному пути, и те, кто, не уверовав, впал в заблуждение. Поистине, Я - ваш Господь, и Я повелел поклоняться Мне. Бойтесь Моего наказания, если вы не повинуетесь!» (сура «Аль-Муъминун», аят 52).
Разум нам подсказывает, что не может же Вселенная появиться без Создателя. Кто создал небеса, землю, горы и вообще все остальное. Аллах Табарока ва Тааля – Создатель всего сущего. Противное, не является логичным, то есть считается полным абсурдом. Разве может на земле, на небесах, во Вселенной произойти, что-нибудь, если Аллах Роббиль иззат не пожелает, естественно не может. Только Аллах Субхана ва Тааля управляет всем, и только Он Творец всего сущего. Он сотворил вас и все, что вы делаете.
Самая великая милость, за что верующие должны благодарить Аллаха азза ва Джаля – это искренняя вера в Господа миров. Всевышний разъяснил, что верное руководство и истинная религия, самое ценное благо, которое является светом, которое поможет людям избавиться от невежества. Под верным руководством подразумевается полезное знание, а под истинной религией – благие деяния. Ведь то, что ниспослано Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, помогает отличать Истину ото лжи, способствует познать все атрибуты Величия и Могущества Аллаха Роббиль иззат. Это учение повелевает искренне служить одному Создателю, любить Его и поклоняться Ему. Придерживаться нравственных норм и облагораживать душу прекрасными качествами, соблюдать этические принципы и совершать деяния, которыми человек обретет довольство Всевышнего.
Религия Ислам - это установление Творца всего сущего, приводящее разумных людей к благу.
وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَاءتْ مَصِيرًا
«Тот, кто отступит от учения Посланника, после того как открылся перед ним прямой путь и руководство к благочестию и Истине Аллаха, и последует путем неблагочестивых, ведомый врагами, станет одним из неверных, так как он их сам выбрал опекунами и поручителями. Аллах - хвала Ему Всевышнему! - введет его в огонь ада в Судный день!» (сура «Ан-Ниса», аят 115).
Создатель всего сущего из поясницы Адама аляйхи ва салям сотворил души всего рода человеческого. Из всех душ Аллах Роббиль иззат выбрал души Пророков аляйхи ва салям, а также всех праведных людей. Душа Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям была помещена для поклонения (ибодата) на очень долгое время. Миссией Посланников аляйхи ва салям и всех верующих была и является, это призывать людей к Аллаху Субхана ва Таала, помогать людям выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Всевышнему. Каждому благоразумному человеку ясно, что если бы все человечество слепо блуждало во тьме невежества и терзалось сомнениями, оставаясь в пучине неверия. Если бы люди ничего не знали о небесных посланиях, то это противоречило бы Мудрости и Милосердию Господа миров. Посланники, учили людей, отличать прямой путь от заблуждения, а истину - от обольщения.
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإيمَا: مَنْ كَانَ اللّٰهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَمَنْ أَحَبَّ عَبْدًا لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلّٰهِ وَمَنْ يَكْرَهُ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ بَعْدَ إِذْ أَنْقَذَهُ اللّٰهُ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُلْقَی فِي النَّارِ
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: «Любит Аллаха и Его Посланника больше всего остального, любит человека, имея цель найти только довольство Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не хочет быть ввергнутым в огонь».
وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًاۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Господу вашему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль-Аъроф», аят 56).
Идеальны ли люди, могут ли они не иметь грехов и безнравственных проступков. Легко ли им совладать и контролировать свое эго (нафс). Как они удерживают себя от наущений и воздействий из вне. Очистили ли они свое сердце от гордости, высокомерия, самовлюбленности, зависти, ненависти, лицемерия и многих других порочных и негативных болезней. Аллах Субхана ва Тааля ниспослал огромную милость истинную религию, установил запреты, определил предписания, соблюдайте, и будете счастливы, в этом и в будущем мирах. История человечества, начиная с праотца Адама аляйхи ва салям, и по наши дни, констатирует, что мы часто оступаемся, а порой бесстыдно нарушаем многие каноны обусловленные Всевышним. Только глупые и неблагодарные люди не могут понять и принять Величие, Могущество, Мудрость и многие другие, абсолютные и величественные качества Аллаха Роббиль иззат. И при всей нашей несостоятельности, слабости и постоянной нужде в милости и помощи Творца всего сущего, мы немало делаем грехов и нарушаем границы пределов и запретов. Со всего этого вытекает очень простая и прописная истина, что если у нас не будет страха и боязни перед Создателем, то человечество обречено скатится в пропасть Ада и оказаться в бездне беспощадно обжигающего огня. Ежедневно каждый человек, проделывает множество деяний, взаимодействуют с окружающими людьми, с семьей, с соседями, с коллегами на работе, поведение с начальством и подчиненными и так далее. Действия, слова, сформированные мысли, все может быть завтра в Судный день за или против нас. Имеем ли мы полноценные знания, прописанные в исламском праве, соблюдаем ли мы истинный путь, показанный нам Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям. Какие у нас были намерения, была ли искренность изначально и до окончания нашего деяния. Поэтому совершая поклонение, пожертвования, посты, мольбы и так далее, обязательно должен быть у нас благоговейный трепет перед Аллахом азза ва Джаля.
عَنْ أَبي مُوسَى الأَشْعَرِىّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ خَلَقَ آدَمَ مِنْ قَبْضَةٍ قَبَضَهَا مِنْ جَمِيعِ الأَرْضِ، فَجَاءَ بَنُو آدَمَ عَلَى قَدْرِ الأَرْضِ: جَاءَ مِنْهُمُ الأَحْمَرُ وَالأَبْيَضُ، وَالأَسْوَدُ وَبَيْنَ ذَلِكَ، وَالسَّهْلُ وَالْحَزْنُ، وَالْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ. زَادَ فِى حَدِيثِ يَحْيَى: وَبَيْنَ ذَلِكَ.رواه الترمذی و أحمد
Передается от Абу Муса Аль-Ашаъри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Аллах азза ва Джаля сотворил Адама из пригоршни почвы, которую собрал Он со всей Земли, и потомки Адама получились такими, какой была эта глина: среди них есть краснокожие и белокожие, чернокожие и обладатели кожи других оттенков, с хорошим характером и с трудным, скверные и славные».(приводится имамами Тирмизий и Ахмадом).
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَـٰلِدًا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمًا
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад (огненная геенна), в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (сура «Ан-Ниса», аят 93).
Мусульманину запрещено умышленно лишать жизни кого-то из верующих. Аллах Субхана ва Тааля предупреждает тех, кто решается убивать людей преднамеренно, и грозит наказанием, от которого сердца начинают трепетать от страха, и что благоразумные люди потеряют покой. Ни один тяжкий грех не был отмечен еще более суровым или хотя бы таким же возмездием.
Творец всего сущего сообщил, что воздаянием за преднамеренное убийство является Ад (преисподняя). Этого ужасного греха будет достаточно для того, чтобы человек оказался там, где его ожидают невыносимые страдания и великий позор, где он будет обречен на гнев Могущественного Господа и лишен счастья и благоденствия, где его, постигнут разочарование и великое сожаление. Пусть Аллах Табарока ва Тааля сохранит нас от любых поступков, которые отдаляют людей от Его азза ва Джаля милости!
عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ: إِذَا تَوَاجَهَ الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفَيْهِمَا فَالْقاتِلُ والْمَقْتُولُ فِی النَّارِ، قَالَ: فَقُلْتُ أَوْقِيْل: يَارَسُولَ اللّٰهِ! هَذَا الْقَاتِلُ، فَمَا بَالُ الْمَقْتُولِ؟ قَالَ: إِنَّهُ قَدْ أَرَادَ قَتْلَ صَاحِبِهِ. رواه مسلم، بابإذا تواجه المسامان بسيفيهما
Передается от Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если два мусульманина будут сражаться друг с другом на мечах, убийца и убитый, попадут в ад (джаханнам)». Абу Бакр или кто-то другой спросил: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, то что убийце будут определен джаханнам понятно, но почему убитый?» Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Потому что, он тоже имел намерение пролить кровь другого». (Приводится имамом Муслимом).
۞ إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلْإِحْسَـٰنِ وَإِيتَاىِٕ ذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَاءِ وَٱلْمُنكَرِ وَٱلْبَغْىِۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание». (сура «Ан-Нахль», аят 90).
Справедливость, которую повелел придерживаться Аллах Роббиль иззат, подразумевает справедливое отношение к Нему и Его творениям. Для этого человек должен исправно выполнять все возложенные на него обязанности. Он должен выполнять свой долг перед Всевышним и беспристрастно относиться к людям, а если он занимает руководящую должность, то обязан надлежащим образом нести бремя этой ответственности.
عَنْ أَبِي ذَرٍّ الْغِفَارِيِّ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم فِيمَا يَرْوِيهِ عَنْ رَبِّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى، أَنَّهُ قَالَ: «يَا عِبَادِي: إنِّي حَرَّمْت الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي، وَجَعَلْته بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا؛ فَلَا تَظَالَمُوا. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ ضَالٌّ إلَّا مَنْ هَدَيْته، فَاسْتَهْدُونِي أَهْدِكُمْ. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ جَائِعٌ إلَّا مَنْ أَطْعَمْته، فَاسْتَطْعِمُونِي أُطْعِمْكُمْ. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ عَارٍ إلَّا مَنْ كَسَوْته، فَاسْتَكْسُونِي أَكْسُكُمْ. يَا عِبَادِي! إنَّكُمْ تُخْطِئُونَ بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ، وَأَنَا أَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا؛ فَاسْتَغْفِرُونِي أَغْفِرْ لَكُمْ. يَا عِبَادِي! إنَّكُمْ لَنْ تَبْلُغُوا ضُرِّي فَتَضُرُّونِي، وَلَنْ تَبْلُغُوا نَفْعِي فَتَنْفَعُونِي. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ كَانُوا عَلَى أَتْقَى قَلْبِ رَجُلٍ وَاحِدٍ مِنْكُمْ، مَا زَادَ ذَلِكَ فِي مُلْكِي شَيْئًا. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ كَانُوا عَلَى أَفْجَرِ قَلْبِ رَجُلٍ وَاحِدٍ مِنْكُمْ، مَا نَقَصَ ذَلِكَ مِنْ مُلْكِي شَيْئًا. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ قَامُوا فِي صَعِيدٍ وَاحِدٍ، فَسَأَلُونِي، فَأَعْطَيْت كُلَّ وَاحِدٍ مَسْأَلَته، مَا نَقَصَ ذَلِكَ مِمَّا عِنْدِي إلَّا كَمَا يَنْقُصُ الْمِخْيَطُ إذَا أُدْخِلَ الْبَحْرَ. يَا عِبَادِي! إنَّمَا هِيَ أَعْمَالُكُمْ أُحْصِيهَا لَكُمْ، ثُمَّ أُوَفِّيكُمْ إيَّاهَا؛ فَمَنْ وَجَدَ خَيْرًا فَلْيَحْمَدْ اللَّهَ، وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذَلِكَ فَلَا يَلُومَن إلَّا نَفْسَهُ
Передается от Абу Зарра аль-Гифари (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!
О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас!
О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!
О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!
О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о Прощении, и Я прощу вас!
О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце самого благочестивого человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чем-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чем он просил, это не уменьшило бы имеющееся у Меня, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретет благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретет нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (хадис-кудси, из сборника Муслима).
إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ قُلُوبُهُم مُّنكِرَةٌ وَهُم مُّسْتَكْبِرُونَ
«Ваш Бог - Бог Единственный. Но сердца тех, которые не верует в Последнюю жизнь, отвергают Истину. Их гордыня мешает им идти прямым путем истины и поклоняться Аллаху». (сура «Ан-Нахль», аят 22).
Только Аллах азза ва Джаля – Господь миров, Творец всего сущего, Создатель Вселенной, нашей планеты Земля, и устроил на ней все превосходным образом, для нашего существования, и лишь Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Аллах Роббиль иззат не родил и не был рожден, Ему нет равных и подобных. Сердца людей, которые обладают здравым разумом и верой, возвеличивают Всевышнего и переполняются безграничной любовью к Нему. Эти верующие посвящают Ему свои благие деяния и пожертвования, служат Ему душой и телом и восхваляют Его прекрасные имена, возвышенные качества, совершенную мудрость и абсолютное могущество. А сердца тех, которые отказываются уверовать в Последнюю жизнь, не признают Величия Аллаха Субхана ва Тааля, и надменно отказываются от поклонения Ему, являются невежественными и глупыми людьми.
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ
«Ваш Творец и Владыка сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу на вашу мольбу. Те, которые настолько возгордились и превознеслись, что не поклоняются Мне и не взывают ко Мне, войдут в ад униженными!». (сура «Гофир», аят 60).
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبیِّ ﷺ قَالَ: لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِی قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ. رواه مسلم باب نحريم الكبر وبيانه
Передается от Абдуллах (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не войдет в джаннат тот (в другой версии не почувствует запаха Рая), у кого есть в сердце высокомерие хотя бы на вес пылинки».
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху, что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, Величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама». (имамы Муслим, Абу Дауд, ибн Моджа приводят в своих сборниках хадисов).
وَلَا تَمْشِ فِى ٱلْأَرْضِ مَرَحًاۖ إِنَّكَ لَن تَخْرِقَ ٱلْأَرْضَ وَلَن تَبْلُغَ ٱلْجِبَالَ طُولاً
«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура «Аль-Исро», аят 37).
Не будь надменным и высокомерным гордецом, который превозносится над истиной и свысока смотрит на творения Всевышнего. Но если ты станешь поступать так, то знай, что тебе не удастся пробурить землю своей надменной поступью или достичь гор высотой. Напротив, ты будешь унижен перед Аллахом азза ва Джаля, и презираем Его творениями. Тебя будут ненавидеть за твой дурной нрав и скверный характер, и тебе не удастся достичь даже частички того, к чему ты стремишься.
وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ تَعَاظَمَ فِي نَفْسِهِ، وَاخْتَالَ فِي مِشْيَتِهِ، لَقِيَ اللَّهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ». أَخْرَجَهُ الْحَاكِمُ وَرِجَالُهُ ثِقَاتٌ
Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто превозносит себя в собственных глазах и ступает надменной поступью, тот встретит Аллаха разгневанным». Хадис приводится аль-Хакимом, с достоверным иснадом.
تِلْكَ ٱلدَّارُ ٱلْءَاخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِى ٱلْأَرْضِ وَلَا فَسَادًاۚ وَٱلْعَـٰقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (сура «Аль Косос», аят 83).
Прекрасное вознаграждение достанется только тем, кто уверовал и вершил благие дела, и тем, кто соблюдал праведность в своей жизни. Вот почему далее Всевышний призвал верующих трудиться ради славных наград в Последней жизни. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Это те мусульмане, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. А это значит, что их устремления связаны только с Аллахом Табарока ва Тааля и жизнью будущей. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются Истине и искренне совершают праведные поступки. Они суть богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение.
عَنْ أَبِي مُحَمَّدٍ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ»
حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، رَوَيْنَاهُ فِي كِتَابِ «الْحُجَّةِ» بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ
Передается от Абу Мухаммада Абдуллаха бин Аъмра бин аль-Аъса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел» (хадис-хасан, переданный в книге «Аль-Худжа» с достоверным иснадом).
Кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и истиной веры.
يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهْتَدَيْتُمْ إِلَى ٱللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (сура «Аль Маъида», аят 105).
Аллах Роббиль иззат велит верующим проявлять усердие для того, чтобы исправиться, достичь совершенства и верно проследовать праведным путем. Если они исправятся и обретут праведность, то заблудшие люди, которые свернули с истинного пути, то есть отклонились, больше не причинят им вреда, а будут вредить только самим себе.
В суре «Аль Фатиха» Всевышний поделил людей на три типа людей. Первые, которые последовали прямым путем (уверовали, познали своего Творца, и беспрекословно совершали деяния согласно предписаниям Аллаха Субхана ва Тааля, и отстранились от всего запретного).
Вторые – это те, которые попали под гнев Господа миров (они познали Истину, но не последовали, знали, но шли за своими желаниями и страстями, совершали грехи и не боялись наказания Аллаха азза ва Джаля).
Третьи – это заблудшие, которые не смогли отличить Истину от лжи, и отклонились от праведного пути.
Многие муфассиры (толкователи Корана) предполагают, что Создатель всего сущего говорит о тех, кто под гневом - это иудеи, а заблудшие – это христиане. А разве взглянув на исторические факты, и реальную действительность, мы тоже можем констатировать, что некоторые мусульмане тоже могут попасть в категорию этих людей.
Еркин РУЗМЕТОВ
asyldin.kz