Верующим, умеющим сдерживать гнев, обещан Рай

Верующим, умеющим сдерживать гнев, обещан Рай

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم 

الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ

 

 

 

Для праведников, боящихся ослушаться Аллаха, и опасающихся попасть в Его немилость, делающих пожертвования и в богатстве, и в бедности, и в здравии, и в слабости, умеющих контролировать и смирять свой гнев, и прощать тем, кто нанес им обиду и причинил зло. Ведь Всевышний Аллах любит и щедро вознаградит делающих добро! (сура «Аль-Имрон», аят 134).

 

Господь миров велит прийти к покаянию, чтобы снискать Его прощение, и заслужить нахождение в Раю. Просторы этой великой милости, которые предназначены для богобоязненных и искренних праведников, нашему необширному воображению не достаточно развитому разуму, не представить и не понять. И этих прекрасных садов можно достичь, только тогда, когда найдешь довольство Аллаха Субхана ва Тааля.

Творец всего сущего поясняет качества этих верующих. Будучи состоятельными, они щедро и усердно расходуют на благое, из своего имущества. Если же они оказываются сами в нужде, то не пренебрегают даже самым незначительным пожертвованием. А наряду с этим они сдерживают свой гнев, когда окружающие причиняют им неприятности, заставляющие их негодовать и гневаться. Под гневом подразумевается переполнение сердца злобой, которая подталкивает человека отомстить обидчику словом или делом. Однако богобоязненные праведники не поступают в разрез требованиями общечеловеческой нравственности, и сдерживают гнев, вопреки алчности своего эго (нафса). Они проявляют терпение и не отвечают обидчику злом. Они прощают людей и каждого, кто обижает их словом или делом.
Простить в душе обидчика гораздо труднее, чем просто сдержать пыл гнева, потому что прощение подразумевает отказ от возмездия и великодушное извинение. Так поступают только те, кто обладает превосходным нравом и избавлен от негативных моральных отклонений. Они надеются на милость Аллаха Роббиль иззат, снисходительно относятся к Его рабам, проявляют к ним милосердие, делают им добро и не желают причинять им зла для того, чтобы Всевышний Аллах простил их. Они ожидают получить вознаграждение только от своего великодушного Господа и не ждут благодарности от таких же творений, которые нуждаются в милости Аллаха Субхана ва Тааля.

 


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنْ رَجُلًا قَالَ لِلنَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم أَوْصِنِي. قَالَ: لَا تَغْضَبْ، فَرَدَّدَ مِرَارًا، قَالَ: لَا تَغْضَبْ. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ

 

Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что один человек попросил Пророка соллаллоху аляйхи ва салям: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не гневайся» (приводится имамом Аль-Бухари).

 

В этом хадисе также содержится указание на великую норму благопристойности (адаба). Человек попросил Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям о совете, на что он ответил: «Не гневайся».

Существует духовная болезнь, из-за которой человек может совершить необдуманные действия и после сожалеть, также эта болезнь является причиной возникновения зависти и ненависти – это «аль-гадаб», то есть, гнев человека.


Сдерживание гнева – это признак верующих и творящих добро рабов Аллаха азза ва Джаля. Они подавляют гнев тогда, когда он возгорается.

Усмирение гнева – это похвальное качество, не стремись к тому, что может тебя к этому привести. Если ты знаешь, что определенная вещь вызывает в тебе гнев, то не приближайся к ней. Поэтому многие праведные мусульмане, существовавшие ранее, считали одобрительным качеством то, что иногда человек старается не замечать происходящие вокруг него события, которые могут вызвать у него гнев.
Например, Усман ибн Зайд и имам Ахмад ибн Хамбал говорили: «Благополучие состоит из десяти частей, девять из которых содержатся в том, что человек старается не замечать некоторые действия или слова невежественных людей».

Имеется в виду то, что человек старается не обращать свое внимание на то, что вызывает у него гнев и недовольство. Это является великой дверью, ведущей к благу. Также человек стремится не примечать, когда ему причиняют обиды. Также человек усердствует не концентрировать свое участие, на те разговоры, которые могут задеть чуткие области его темпераментного характера.

Все это является благими деяниеми (однозначно, все это не касается тех вопросов, когда нарушаются запреты Аллаха Субхана ва Тааля. Например, если супруга человека совершает нечто запрещенное Шариатом, то в таком случае он не должен закрывать на это глаза, и он должен стараться исправить ее).

 

Слова «не гневайся» указывают на две вещи:
1). Не выявляй свой гнев, наоборот, скрывай его.
2). Не приближайся к тому, что может вызвать твой гнев.

 

Также  Аллах Табарока ва Тааля упомянул о еще более прекрасном, возвышенном и славном качестве. Это - добродетель, и Всевышний любит творящих добро. Добродетель проявляется в поклонении Создателю и добром отношении к творениям. О достоинстве в поклонении Творцу, Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ты должен поклоняться Аллаху азза ва Джаля так, словно ты видишь Его, и даже если ты не видишь Его, то ведь Он видит тебя».

Что же касается доброго отношения к творениям, то праведный человек должен приносить окружающим пользу в духовных и мирских делах, оберегать их от зла в религиозных и мирских делах. Призывать их совершать одобряемые поступки и удерживать их от предосудительных деяний, обучать невежд и увещевать беспечных грешников, давать людям добрые советы в обществе и во время частных бесед, способствовать их объединению и раздавать им материальные пожертвования, независимо от их положения и качеств. Для того чтобы делать добро творениям, мусульманин должен быть великодушным, должен воздерживаться от обидных слов и поступков и терпеть оскорбления от окружающих, поскольку именно такими качествами Аллах Субхана ва Тааля охарактеризовал богобоязненных рабов в этих аятах. И если человек поступает так, то он надлежащим образом выполняет свои обязанности и перед Всевышним, и перед Его рабами.

 

 

 

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ يُوسُفَ، أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، عَنِ ابْنِ شِهَابٍ، عَنْ سَعِيدِ بْنِ المُسَيِّبِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ

عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الغَضَبِ رواه البخارى

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не тот силен, кто побеждает благодаря физической силе, силен лишь тот, кто способен владеть собой в гневе». (приводится имамом Аль-Бухарий).

 

 

 

وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ ۝

وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ

 

 

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (сура «Фусилат»,аят 34-35).

Один из принципов высокой морали – это способность считать свое поклонение Всевышнему ничтожно малым, благодаря при этом за все блага, дарованные Аллахом Роббиль иззат. Признаком проявления высокой нравственности по отношению к другим является отказ от причинения им вреда и проявления терпения к их невежественным поступкам. Если человек будет строго придерживаться одного нравственного аспекта в течение сорока дней, то Аллах азза ва Джаля сделает это для него, постоянной чертой характера. Одна из этических норм – это когда твое сердце находится в состоянии отчужденности, от всего, что может отвлекать от Господа миров, то есть быть среди людей, но сердце свое связывать только с Создателем Вселенной. Благонравие – это терпеливо принимать от людей любую грубость, а также смиренное довольство предопределением Аллаха Субхана ва Тааля, без какого-либо раздражения и беспокойства. Безнравственность стесняет сердце своего обладателя, ибо не вмещает в себя ничего, кроме своей цели, подобно тому, как малое пространство способно вместить в себя лишь тебя самого. Признак плохого нрава – это способность видеть только недостатки других людей, и не трудится над исправлением своих отклонений от общей принятой морали.

 

عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَاتَجَرَّعَ عَبْدٌ جُرْعَةً أَفْضَلَ عِنْدَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ جُرْعَةِ غَيْظٍ يَكْظِمُهَا ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللّٰهِ تَعَالٰی. رواه أحمد

 

Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Из того, что человек проглатывает, нет ничего лучше перед Аллахом, чем когда человек проглатывает свой гнев, стремясь к довольству Аллаха Тааля». (приводится имамом Ахмадом).

 

وَجَزَاء سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ

 

Воздаяние для того, кто причинил зло - равноценное зло, чтобы установить справедливость. Но кто простит обидчика, хотя в состоянии ответить на его зло, и уладит дело с ним миром, желая дружбы, - вознаграждение его у Аллаха, кроме Которого, никто не знает размера этой награды. Ведь Аллах не пощадит тех, кто посягает на права людей, преступая законы, установленные Им. (сура «Аш-Шуро», аят 40).

Создатель всего сущего напоминает о трех степенях возмездия: справедливости, милости и несправедливости. Воздаянием за зло является равноценное зло, то есть жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, имущество за равноценное имущество. Это - справедливое возмездие за причиненную обиду.
Второй степенью возмездия является милость. Под ней подразумевается прощение и примирение, и за эти деяния человек может получить щедрое и великое вознаграждение. Однако прощение и примирение допустимы только тогда, когда они пойдут на пользу человеку, поступившему недостойно. Если же провинившийся не заслуживает прощения и целесообразно наказать его за его проступок, то Шариат не призывает потерпевшего прощать обидчика.
Аллах азза ва Джаля обещает вознаградить того, кто помиловал своего обидчика, чтобы люди были снисходительны друг к другу и обходились с другими так, как желают, чтобы Всевышний обошелся с ними. Кто ищет прощения Аллаха Субхана ва Тааля, пусть научится прощать сам, потому что воздаяние Господа миров всегда соответствует человеческим деяниям.
Третья степень возмездия - это несправедливость. Однако, Всевышний Аллах не любит приступающих Его запретов. Которые, первыми чинят произвол и насилие либо отвечают на чью-либо обиду еще большим злодеянием. Воистину, излишество - это несправедливость.

 

عن سعيد بن المسيب أنه قال: بينما رسول الله جالس ومعه أصحابه وقع رجل بأبي بكر فآذاه، فصمت عنه أبو بكر، ثم آذاه الثانية، فصمت عنه أبو بكر، ثم آذاه الثالثة، فانتصر منه أبو بكر، فقام رسول الله حين انتصر أبو بكر، فقال أبو بكر: أوجدت علي يا رسول الله؟ فقال رسول الله : «نزل ملك من السماء يكذبه (يعني الذي وقع في أبى بكر) بما قال لك، فلما انتصرت وقع الشيطان، فلم أكن لأجلس إذ وقع الشيطان». («الصحيحة»)

 

 

Передается от Саиъд ибн Мусайиб (родзи Аллаху аънху), что однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сидел со своими сподвижниками и один человек обозвал Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), причинив тем самым оскорбления ему, но Абу Бакр промолчал, не ответил ему. А он продолжил осыпать ругательствами его, и Абу Бакр продолжал молчать, и когда тот в третий раз продолжил бранить его, Абу Бакр ответил на его ругательство. Когда Абу Бакр начал отвечать на оскорбления, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям встал и, рассердившись, покинул это место. Тогда Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха! Я что-то сделал не так? Мои действия были неприятны для тебя». Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Снизошел ангел с небес, и на все, что тот говорил тебе, он отвечал, что это ложь. Когда же ты начал в ответ парировать его слова, то появился шайтан, а я не могу находиться там, где присутствует шайтан».

 

وَٱلَّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَـٰئِرَ ٱلْإِثْمِ وَٱلْفَوَٰحِشَ وَإِذَا مَا غَضِبُواْ هُمْ يَغْفِرُونَ

 

«Которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются». (сура «Аш-Шура», аят 37).

Верующие избегают совершать грехи и обладают прекрасным нравом. Терпение стало их неизменным качеством, а неподдельное благонравие должно быть их образом жизни. Даже когда речи и поступки людей приводят их в гнев, они сдерживают этот порыв, и не дают воли проявлению эмоций. Более того, они прощают своих обидчиков, проявляют снисходительность и не отвечают на зло, иначе как добром. Вследствие снисходительности и умению прощать обиды, они оберегают себя и других от великого зла.

 

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : عَجِبْتُ لِمَنْ يَشْتَرِی الْمَمَالِيْكَ بِمَالِهِ ثُمَّ يُعْتِقُهُمْ، كَيفَ لَا يَشْتَرِی الْأَحْرَارَ بِمَعْرُوفِهِ؟ فَهُوَ أَعْظَمُ ثَوَابًا. رواه أبو الغناءم النوس فی قضاء الحواءج وهو حديث حسن، الجامع الصغير

 

Передается от Ибни Уъмар (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я удивляюсь тем, которые покупают рабов на свои средства, а потом освобождают их. Почему бы им не покупать свободных людей своим хорошим поведением? Когда награда за это выше». (Джамиуъль-согир, Кодзаиль-хаваидж).

 

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ خَزَنَ لِسَانَهُ سَتَرَ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ وَ مَنْ كَفَّ غَضَبَهُ كَفَّ اللّٰهُ عَنْهُ عَذَابَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَمَنِ اعْتَذَرَ إِلَی اللّٰهِ عَزَّ وَ جَلَّ قَبِلَ عُذْرَهُ. رواه البيهقی فی شعب الإيمان

 

Передается от Анас ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто придерживает свой язык, Аллах скроет недостатки. Тому, кто сдерживает свой гнев, Аллах Роббиль иззат сдержит свое наказание в Судный день. Кто, прося прощения, оправдывается перед Аллахом, Аллах азза ва Джаля, Он принимает его оправдания. (приводится имамом Аль-Байхаки)

 

 

وَٱبْتَغِ فِيمَا ءَاتَـٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلْءَاخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنْيَاۖ وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ ٱللَّهُ إِلَيْكَۖ وَلَا تَبْغِ ٱلْفَسَادَ فِى ٱلْأَرْضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُفْسِدِينَ

 

«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». (сура «Аль-Косос», аят 77).

Мусульманам дарована прекрасная возможность заработать вечную Райскую обитель, потому что мы обладаем богатством, которого лишены многие другие. Раздавать милостыню, стремиться снискать благоволение своего Господа и не ограничиваться получением удовольствия от жизни и удовлетворением своих низменных желаний. Не пренебрегать своей долей в этом мире, то есть от нас не требуется, чтобы мы пожертвовали всем своим богатством и остались нищими, но нас призывают раздавать часть имущества, чтобы мы могли обрести счастье в будущей жизни, и расходовать другую часть своего добра на себя в этом мире. Будьте  великодушными и снисходительными по отношению ко всем творениям, и помните о том, как Аллах Табарока ва Тааля одарил нас великими щедротами. Не стремитесь к бесчинству на земле, то есть не проявляйте высокомерия, не совершайте злодеяний и не забывайте о Том, Который наделил нас всеми несметными, неисчислимыми благами. Воистину, Он не любит тех, которые распространяют нечестие. Напротив, Он подвергнет таких людей самому ужасному наказанию.

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ أُعْطِیَ حَظَّهُ مِنَ الرَّفْقِ أُعْطِی حَظَّهُ مَنْ خَيْرِ الدُّنْيَا وَالا خِرَةِ. وَمَنْ حُرِمَ حَظَّهُ مِنَ الرَّفْقِ حُرِمَ حَظَّهُ مِنْ خَيْرِالدُّنْيَا وَالاخِرَةِ. رواه البغوی فی شرح السنة

 

Передается от Аъйша (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто получил долю мягкости, тот приобрел удел благ этого мира и ахирата. А кому не даровано даже доли мягкости, тот лишился удела благ этого мира и ахирата». (Шархус-сунна).

 

وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «المُؤْمِنُ الَّذِي يُخَالِطُ النَّاسَ، وَيَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ خَيْرٌ مِنَ الَّذِي لَا يُخَالِطُ النَّاسَ وَلَا يَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ». أَخْرَجَهُ ابْنُ مَاجَهْ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ، وَهُوَ عِنْدَ التِّرْمِذِيِّ: إِلَّا أَنَّهُ لَمْ يُسَمِّ الصِّحَابِيَّ.

 

 

Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Верующий, который общается с людьми и терпит наносимые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими неприятности». (приводится имамами ибн Маджа и Ат-Тирмизий).

 

 

عَنْ هِشَامِ بْنِ عُرْوَةَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ، يَعْنِي ابْنَ الزُّبَيْرِ، فِي قَوْلِهِ ( خُذِ الْعَفْوَ ) قَالَ: أُمِرَ نَبِيُّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنْ يَأْخُذَ الْعَفْوَ مِنْ أَخْلاَقِ النَّاسِ.رواهالبخاری

 

 

Передается от Хишам ибн Уърва, что его отец Абдуллах ибн Аз-Зубайр (родзи Аллаху аънху) говорил о словах Всевышнего «Будь снисходителен»: «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям было велено быть снисходительным к нравам людей». (приводится имамом Аль Бухарий).

 

Нравственные проявления можно разделить на три категории: связанные с разумом, связанные со страстями и связанные с гневом. Связанные с разумом - это мудрость. Сюда относится побуждение к благим деяниям. К связанным со страстями относится целомудрие. А соединенные с гневом - это смелость, к которой относится и тот случай, когда человек отворачивается от невежд. (Фатх Аль-Бари).

То есть принимать оправдания людей, и упрощать свои взаимоотношения с ними. (Аъун аль-маъбуд).

 


وَعِبَادُ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى ٱلْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ ٱلْجَـٰهِلُونَ قَالُواْ سَلَـٰمًا

 

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды, даже если грубо обращаются к ним, они их приветствуют, желая им «Мир!» (сура «Аль-Фуркон», аят 63).

Творец всего сущего поощряет благие деяния праведных людей, и что нужно стремиться к совершенным качествам, и прекрасной нравственности. Эти верующие проявляют смиренность, а когда невежды обращаются к ним, отвечают им добрыми словами. Они отличаются скромностью, достоинством и уравновешенностью. Они никогда не превозносятся перед Аллахом Роббиль иззат, и перед Его творениями. Даже если невежественные грешники говорят с ними грубо и недостойно, они все равно отвечают им самым достойным образом, не уподобляясь им, и избегают применять грубые высказывания. Терпение, кротость, выдержка, благоразумие, умение прощать обидчика и отвечать добром на зло - это лишь некоторые из тех восхитительных качеств, благодаря которым эти праведники заслуживают благосклонности Всевышнего.

Без искренности наши деяния не будут приняты. Одним из признаков искренности является, что если верующего кто-то хвалит или перечисляет его достойные качества, то он должен незамедлительно просить прощение у Аллаха Табарока ва Тааля (произносить истигфар), и восхвалить Творца всего сущего, так как, только Он достоин всевозможных похвал. А также, если кого-то, кто-то ругает, то, во-первых, кто не воспринимает справедливую критику, то этот человек, не очистил свое сердце от гордости и высокомерия. Второе, если кого-то обвиняют в чем-то незаслуженно, то все равно у любого человека, имеются другие порицаемые качества или деяния, от которых он должен избавиться. Ведь однозначно мы люди далеки от совершенства, и не являемся идеальными личностями, к чему мы должны всеми помыслами и усилиями стремится. Поэтому, стоит ли болезненно реагировать на глупые колкости и другие грубые реплики в наш адрес, мусульмане должны быть выше, и не обращать внимания на действия невежественных людей, а тем более им уподобляться. Спокойствие и умиротворенность, в момент неуважения и унижения со стороны оппонентов, может послужить примером этим людям, и есть большая вероятность, что они сделают в будущем позитивные выводы.

 

 حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ حَفْصٍ، حَدَّثَنَا أَبِي، حَدَّثَنَا الأَعْمَشُ، قَالَ: حَدَّثَنِي زَيْدُ بْنُ وَهْبٍ، قَالَ: سَمِعْتُ جَرِيرَ بْنَ عَبْدِ اللَّهِ، عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: مَنْ لاَ يَرْحَمُ لاَ يُرْحَمُ رواه البخارى

 

Передается от  Джарира бин Аъбдуллаха Аль-Баджали (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим». (приводится имамом Аль-Бухарий).

 

 

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ يُوسُفَ، أَخْبَرَنَا مَالِكٌ، عَنْ أَبِي الزِّنَادِ، عَنِ الأَعْرَجِ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: إِيَّاكُمْ وَالظَّنَّ، فَإِنَّ الظَّنَّ أَكْذَبُ الحَدِيثِ، وَلاَ تَحَسَّسُوا، وَلاَ تَجَسَّسُوا، وَلاَ تَنَاجَشُوا، وَلاَ تَحَاسَدُوا، وَلاَ تَبَاغَضُوا، وَلاَ تَدَابَرُوا، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًارواه البخارى

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли - это самые лживые слова! Не выведывайте, не шпионьте, не взвинчивайте цену, не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!» (приводится имамом Аль-Бухарий).

 


عَنْ أَبِي ذَرِّ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ : اتَّقِ للَّهِ حَيْثُمَا كُنْتَ وأَتْبِعِ السَّيِّءَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ

 

Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха, после плохого поступка, сделай что-нибудь хорошее, оно будет причиной прощение греха. Когда общаешься с людьми, проявляй им свой прекрасный нрав, и будь с ними в хороших отношениях». (приводится имамом Тирмизий).

 

 

وَعَنِ النَوَّاسِ بْنِ سَمْعَانَ - رضي الله عنه - قَالَ: سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - عَنِ الْبِرِّ وَالْإِثْمِ فَقَالَ: «الْبِرُّ: حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالْإِثْمُ: مَا حَاكَ فِي صَدْرِكَ، وَكَرِهْتَ أَنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

 

Передается от Ан-Навваса ибн Самаъна (родзи  Аллаху аънху), что он спросил у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям о праведности и прегрешениях. Он ответил: «Праведность - это благонравие, а прегрешение - это то, что шевелится в твоей душе, и тебе не хочется, чтобы об этом узнали люди». (приводится имамом Муслимом).

 

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ قَالَ: مَا مِنْ شَيْءِ ٱَثْقَلَ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ يَوْمَ

. الْقِيَامَةِ مِنْ خُلُقٍ حَسَنٍ وَإِنَّ اللّٰهَ لَيُبْغِضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ

 

Передается от Абу Дарда (родзи Аллаху аънху): «Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Судный день, на весах добра и зла, не будет тяжелей деяний в пользу нас, чем прекрасный характер и добрый нрав. Поистине, Аллах Субхана ва Тааля не любит, произносящих непристойные и бесполезные речи». (Приводится имамами Тирмизий и Абу Даудом).

 

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا وَمَا عَمِلَتْ مِن سُوءٍ تَوَدُّ لَوْ أَنَّ بَيْنَهَا وَبَيْنَهُۥٓ أَمَدَا بَعِيدًاۗ وَيُحَذِّرُكُمُ ٱللَّهُ نَفْسَهُۥۗ وَٱللَّهُ رَءُوفُ بِٱلْعِبَادِ

 

«В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее (злодеяниями) было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам». (сура «Аль-Имран», аят 30).

Создатель напоминает о Своем Абсолютном Могуществе и безграничной Мудрости, которые побуждают рабов никогда не забывать об этом. Всевышний поясняет о еще одной причине, обязывающей людей непрестанно помнить о Господе и бояться Его. Эта причина заключается в том, что все творения непременно вернутся к Аллаху азза ва Джаля, и встретятся со своими добрыми и злыми деяниями. Вот тогда праведники возрадуются поступкам, которые они приготовили для себя, а творившие зло, будут огорчены встречей со своими скверными делами, и пожелают, чтобы они были бесконечно далеки от них.
Верующему должно быть известно, что мирская жизнь - всего лишь дорога к его Господу. Что он обязательно предстанет перед Ним и встретится со своими деяниями. Так что он должен принять меры предосторожности, уберечься от поступков, которые навлекут на него позор и наказание. И поэтому приготовить для себя праведные деяния, которые помогут ему обрести счастье и получить награды. Благодаря состраданию и милосердию Аллах Роббиль иззат облегчил людям деяния, позволяющие им обрести великие блага, и предостерег их от деяний, обрекающих их на несчастья и страдания, и мы просим Всевышнего всегда оказывать нам милость, вести нас пути праведности и оберегать от всех стезей, которые могут привести в Адское пламя.

 

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ:ََ إِنَّ الْمُؤْمِنَ لَيُدْرِكُ بِحُسْنِ خُلُقِهِ دَرَجَةَ الصَّاءِمِ الْقَاءِمِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَابْنُ حِبَّانَ وَالْحَاكِمُ

 

Передается от Аъйши (родзи Аллаху аънха): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, верующий своим прекрасным нравом, достигнет степени постящегося и проводящего ночи в молитвах». (Приводится имамами Абу Даудом, Ат-Тирмизий, Ибн Хиббон и Аль-Хакимом).

 

حَدَّثَنَا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مَسْلَمَةَ، حَدَّثَنَا سُلَيْمَانُ يَعْنِي ابْنَ الْمُغِيرَةِ، عَنْ ثَابِتٍ، عَنْ أَنَسٍ، قَالَ: خَدَمْتُ النَّبِيَّ عَشْرَ سِنِينَ بِالْمَدِينَةِ وَأَنَا غُلَامٌ لَيْسَ كُلُّ أَمْرِي كَمَا يَشْتَهِي صَاحِبِي أَنْ أَكُونَ عَلَيْهِ مَا قَالَ لِي فِيهَا أُفٍّ قَطُّ، وَمَا قَالَ لِي لِمَ فَعَلْتَ هَذَا أَوْ أَلَّا فَعَلْتَ هَذَا رواه أبو داود

 

 

Передается от Анас (родзи Аллаху аънху), «Я прислуживал Пророку соллаллоху аляйхи ва салям десять лет в Медине, будучи мальчиком, и не всякое дело, которое мне поручалось я совершал так, как того желал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, но он ни разу не сказал мне из-за этого: «Уф!» - и ни разу не сказал мне: «Почему ты сделал это?» - или: «Почему ты этого не сделал?» (приводится имамом Абу Даудом).

 

 

حَدَّثَنَا ابْنُ السَّرْحِ، حَدَّثَنَا ابْنُ وَهْبٍ، عَنْ سَعِيدٍ يَعْنِي ابْنَ أَبِي أَيُّوبَ، عَنْ أَبِي مَرْحُومٍ، عَنْ سَهْلِ بْنِ مُعَاذٍ، عَنْ أَبِيهِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: «مَنْ كَظَمَ غَيْظًا وَهُوَ قَادِرٌ عَلَى أَنْ يُنْفِذَهُ، دَعَاهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَى رُءُوسِ الْخَلَائِقِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُخَيِّرَهُ اللَّهُ مِنَ الْحُورِ الْعِينِ مَا شَاءَ» قَالَ أَبُو دَاوُدَ: اسْمُ أَبِي مَرْحُومٍ: عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ مَيْمُونٍ رواه أبو داود

 

 

Передается от Абу Мархума, передавшего от Сахля ибн Муъаза, передавшего от своего отца Муъаза ибн Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «К тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, в Судный день Аллах азза ва Джаля обратится перед всеми творениями, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает». (приводится имамом Абу Даудом).

 


وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا‌ۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ

  

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль-Аъроф», аят 56).

Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по-настоящему мужественных людей. «Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и все это – благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха». «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Господу миров».


Гнев – это порицаемое качество, являющееся орудием Иблиса (сатаны). Вместе с гневом всегда приходит зло, то есть в порыве гнева, человек становиться неадекватным, и необдуманно совершает негативные поступки . Множество убийств и преступлений происходят именно по причине гнева. Огромный поток скверных слов, о которых человек в будущем сожалеет, произносятся именно по причине исступления к какой-то крайне неприятной ситуации. Большинство разводов происходит именно по причине злости. Очень много ссор между родственниками происходит именно вследствие, когда люди находятся в состоянии гнева, а после того, как гнев проходит, никто уже не может помирить их. Следовательно, гнев – это порицаемое качество. Гнев – это орудие шайтана, посредством которого он сеет раздор между верующими.

Как избавиться от гнева?!

 

عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ قَالَ: اسْتَبَّ رَجُلاَنِ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَغَضِبَ أَحَدُهُمَا غَضَباً شَدِيداً حَتَّى خُيِّلَ إِلَيَّ أَنَّ أَنْفَهُ يَتَمَزَّعُ مِنْ شِدَّةِ غَضَبِهِ. فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنِّي لأَعْلَمُ كَلِمَةً لَوْ قَالَهَا لَذَهَبَ عَنْهُ مَا يَجِدُهُ مِنَ الْغَضَبِ. فَقَالَ: مَا هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: يَقُولُ: اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ. قَالَ: فَجَعَلَ مُعَاذٌ يَأْمُرُهُ، فَأَبَى وَمَحِكَ، وَجَعَلَ يَزْدَادُ غَضَباً.

 

Передается от Муъза ибн Джабаля (родзи Аллаху аънху): Однажды в присутствии Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям два человека стали ругать друг друга, и один из них так разгневался, что мне начало казаться, что ноздри его сейчас разорвутся от ярости. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Поистине, я знаю такие слова - если бы он произнес их, его гнев утих бы». Муъза ибн Джабаля (родзи Аллаху аънху) спросил: «Что же это за слова, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Ему следует сказать: «О Аллах, поистине я прошу у Тебя защиты от проклятого,ненавистного шайтана (Аууъзу би-Лляхи мин аш-шайтони-р-роджим)». (приводится имамом Ат-Тирмизий).

 

عَنْ سُلَيْمَانَ بْنِ صُرَدَ قَالَ: اسْتَبَّ رَجُلاَنِ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَجَعَلَ أَحَدُهُمَا تَحْمَرُّ عَيْنَاهُ وَتَنْتَفِخُ أَوْدَاجُهُ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنِّي لأَعْرِفُ كَلِمَةً لَوْ قَالَهَا هَذَا لَذَهَبَ عَنْهُ الَّذِي يَجِدُ: أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ. فَقَالَ الرَّجُلُ: هَلْ تَرَى بِي مِنْ جُنُونٍ؟!

 

Передается от Суляйман ибн Сурод, (родзи Аллаху аънху): Однажды в присутствии Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, два человека принялись ругаться, глаза одного из них покраснели, а венозные сосуды на шее вздулись. Тогда Посланник соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы: «Прошу у Аллаха защиты от проклятого, окаянного шайтана». (Услышав это), тот человек сказал: “Разве ты считаешь меня безумцем?» (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

 

 

عَنْ أَبِي ذَرٍّ قَالَ: إِنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ لَنَا: إِذَا غَضِبَ أَحَدُكُمْ وَهُوَ قَائِمٌ فَلْيَجْلِسْ، فَإِنْ ذَهَبَ عَنْهُ الْغَضَبُ، وَإِلاَّ فَلْيَضْطَجِعْ.
عَنْ بَكْرٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَ أَبَا ذَرٍّ، بِهَذَا الْحَدِيثِ

 

 

Передается от Абу Зарра Аль Гифари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь из вас разгневается, и при этом будет стоять, пусть сядет. А если гнев и тогда не утихнет, пусть ляжет».

 

Аль-Хаттаби сказал, что, когда человек стоит, он готов к движению, он готов броситься вперед, ударить и так далее. Когда человек сидит, уступает ему в этом. Чтобы проделать то же самое, ему потребуется приложить больше усилий. А если он лежит, то вообще не способен сделать это.

 

«Гнев – это горящий уголек, который шайтан вкладывает в сердце человека». И когда эта искорка разгорается и становится пламенем, и ее очень тяжело контролировать, человек становится беспокойным, подобно пылающему огню. И в конечном итоге, этот огонь приводит человека к тяжелым, неисправимым последствиям.

 

عَنْ أَبي وَائِلٍ الْقَاصّ، قَالَ: دَخَلْنَا عَلَى عُرْوَةَ بْنِ مُحَمَّدِ السَّعْدِيِّ فَكَلَّمَهُ رَجُلٌ فَأَغْضَبَهُ، فَقَامَ فَتَوَضَّأَ، ثُمَّ رَجَعَ وَقَدْ تَوَضَّأَ فَقَالَ: حَدَّثَنِي أَبِي، عَنْ جَدِّي عَطِيَّةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ الْغَضَبَ مِنَ الشَّيْطَانِ، وَإِنَّ الشَّيْطَانَ خُلِقَ مِنَ النَّارِ، وَإِنَّمَا تُطْفَأُ النَّارُ بِالْمَاءِ، فَإِذَا غَضِبَ أَحَدُكُمْ فَلْيَتَوَضَّأْ.

Абдуллах ибн Бахир (Абу Ваиль Аль-Касс) передает: «Однажды мы зашли к Уърве ибн Мухаммаду Ас-Саъди. Один человек заговорил с ним и своими необдуманными фразами разгневал его. Тогда он встал и совершил малое омовение, а потом вернулся на свое место и сказал: «Мой отец передал мне, со слов моего деда Аътыйи, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил«Поистине, гнев, возбуждается, наущается шайтоном, и, поистине он (сатана) создан из огня, а огонь легче всего тушится водой, и когда кто-то из вас разгневается, пусть он совершит малое омовение». (Можно также сделать полное омовение (гусль).

Выше приведенное назидание указывает на великую норму благопристойности. Мусульманин, стремящийся к праведности, должен усердствовать в богобоязненности, и каждый человек, придерживающийся велений Аллаха Роббиль иззат, должен приучать свою душу к подавлению гнева. В этом человеку могут помочь кротость и терпение. Если человек описан кротостью и терпением, он является мудрым, и приближается к довольству Всевышнего. Именно поэтому человек, поддающийся гневу, неспособен решать жизненно-необходимые, насущные проблемы.

Из многочисленных историй взаимоотношений между людьми, известно, какими страшными последствиями заканчивается проявление гнева.

Имам Хасан (рохматуллохи аляйхи) говорил: «О человек, ты вскакиваешь при каждом случае, когда тобой овладевает гнев. Когда-нибудь, вскакивая, попадешь в Ад».

Имам Джафар ибн Мухаммад (рохматуллохи аляйхи) как-то сказал: «Гнев – ключ от всех бед».

И еще одно назидание от ученых: «Главой невежества является грубость, возле которой ходит гнев».

Имам Муджахид (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Иблис говорит: «Человек оказывается в моей власти в трех случаях: первое – когда человек в нетрезвом состоянии, мы хватаем его за ворот и ведем туда, куда пожелаем, и он делает для нас все, что мы повелим; второе – в гневе человек говорит необдуманные слова и делает неразумные поступки, о которых потом горько сожалеет; и третье – когда у человека появляется желание владеть какой-то материальной ценностью, у него возникает стремление достичь этого любыми способами, в результате усиливается страсть и надежда, и он берется произвести непосильные ему действия».
 

Также некоторые ученые сказали: «Будь осторожен в гневе, потому что, гнев поставит тебя в унизительное положение, когда тебе придется просить прощения, за свои глупые, неосмысленные поступки».

Абдулла ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху) говорил: «Мягкость и терпение человека определяются в момент гнева. Его надежность определяйте тогда, когда даете ему что-то на хранение. Ведь как узнаешь его терпение (собр), если он не будет гневаться? И как узнаешь его надежность, если не оставишь ему что-то на хранение?»

Умар ибн Абдуль-Азиз (рохматуллохи аляйхи), когда писал письмо своим поданным, то он наставлял: «Никого не наказывай во время гнева. Если гневаешься, то лучше запри его. Когда успокоишься, то дай ему оправдаться, и воздай по справедливости».

Вот слова имама Аль-Хасана (рохматуллохи аляйхи): «Одно из важных качеств мусульманина – знание канонов религии Ислам. И он всегда поступает, основываясь на принципы Шариата, и в принятии решения, опирается на нравственно-этические нормы, принятые в мусульманском обществе. То есть, его вера должна быть сформирована на твердом вероубеждении (якыне), в Абсолютной Мудрости Аллаха Роббиль иззат, и что концепция религии Ислам – совершенная Истина.

Также мусульманин выделяет из своего имущества, средства на благотворительность, если имеет на это возможность. Не гордится, если он стал владеть солидными материальными ценностями. И проявляет терпение в бедности и нужде. В ответ на зло, делает добро, даже если есть непреодолимое желание отомстить оппоненту. А также проявляет отменное терпение в гневе». Также он приводит еще несколько качеств: «Помогает тому, кто подвергся злодеяниям невежественных людей. Проявляет заботу и милосердие беспомощным и слабым. Не является скупым, но не тратит из имущества без причины. Прощает того, кто притеснил его. А также смотрит с пониманием на глупых невежд. И его эго (нафс) подвергается воспитательным тренингам, испытывает трудности от него самого, а люди видят от него только лишь хорошее отношение и благие поступки».
 

Если человек хочет создать для себя затруднение, то, несомненно, в первую очередь этого заслуживает его собственный нафс. У нас с вами, к сожалению, все иначе: наш собственный нафс получает от нас удовольствие, а люди видят от нас плохое. Как-то один человек спросил у Абдуллы ибн Мубарака (родзи Аллаху аънху):«Можешь ли ты собрать в одно слово понятие «благой нрав»?», и он ответил: «Перестань гневаться».

В отношении гнева люди делятся на три уровня: первый уровень – это человек, совсем утративший такое качество как гнев. В нашей религии это считается недопустимым.

Имам Шафии (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Если унизили достоинство кого-то не справедливо без определенной причины, но этот человек не гневается, то он уподобляется ослу». Таким образом, есть моменты, когда человек должен гневаться.

Передается от Али (родзи Аллаху аънху) передал: «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям никогда не гневался из-за себя. Если он гневался, то только ради принципов религии Аллаха азза ва Джаля, и за права людей, которым причинили несправедливость и страдания. И когда он гневался из-за попирания канонов религии Ислам, и не успокаивался, пока не решал эти особо важные вопросы». Также все мусульмане не должны негодовать из-за своего нафса, а обязаны гневаться из-за нарушений воззрений и принципиальных позиций религии Аллаха Роббиль иззат, за честь и достоинство верующих, и за права людей, в общем. И тот человек, который вообще лишился способности проявлять гнев, в случаях, в которых ему предписано нашей религией, то он утратил свое достоинство и честь. К примеру, какой-то человек совершает неблагопристойные действия в отношении вашей супруги, сестры, дочери или других близких родственников, то, если у вас есть чувство собственного достоинства, то вы будете проявлять контролируемый, адекватный гнев. 

 

 مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ

 

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к действиям неверующим и милостивы между собой. (сура «Аль-Фатх», аят 29).
  

 

Несомненно, жестокость исходит от гнева. То есть, потерять такое качество, как гнев, не приветствуется в нашей религии. Когда люди утрачивают способность гневаться, их праведность и богобоязненность опускается на самый низкий уровень.

И как говорили наши ученые: «Если в какой-то местности мужчины утратят честь и чувство собственного достоинства, то и их женщины лишатся стыда и совести». Ну, а если у мужчин какого-то народа будет честь и чувство собственного достоинства, то и у женщин будет стыдливость и стеснительность.
 

А беспричинный и неуместный гнев запрещается нашей религией. Когда человек без особой надобности гневается, он теряет рассудок и выходит за рамки дозволенных принципов религии. Такой человек не может себя контролировать. Исламские ученые говорят, что причина этого в том, каких взглядов и воззрений придерживается человек, в основном, это какое он получил воспитание, и в каком обществе он на данный момент существует.

 

 

الَّذِينَ آمَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ اللّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ۝ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ طُوبَى لَهُمْ وَحُسْنُ مَآبٍ

 

 

Те, которые обращаются к Аллаху с покаянием и руководствуются Истиной - они верующие, чьи сердца успокаиваются при поминании Аллаха Всевышнего, когда они читают Коран и совершают благочестивые деяния. Поистине, сердца действительно успокаиваются только при упоминании величия и могущества Аллаха и при снискании Его благосклонности путем повиновения Ему.

Тем, которые повиновались Истине, творили добрые дела - им благо и прекрасная обитель. (сура «Ар-Роаъд», аяты 28-29).

 

 

حَدَّثَنَا عُمَرُ بْنُ حَفْصٍ، حَدَّثَنِي أَبِي، حَدَّثَنَا الأَعْمَشُ، حَدَّثَنَا شَقِيقٌ، قَالَ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ: قَالَ النَّبِيُّ : «سِبَابُ المُسْلِمِ فُسُوقٌ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ».

 

Передается от Абдуллах ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поношение мусульманина свидетельствует о нечестии, совершающего это, а применение к нему физической силы или оружия, является проявлением неверия».

Каждый здравомыслящий человек, нашей современности, в глубине души осознает, что в недавнем прошлом, очень во многих семьях мужчины и женщины, не считали употребление спиртного, наркотических веществ, чем-то греховным и постыдным. Люди, употребляющие средства, затуманивающие разум, чаще всего бывают неадекватными и психически неуравновешенными. И как обычно в этой вредной и нездоровой среде растут дети, и формируются поколения членов нашего общества.

Также недостаточное материальное благосостояние, а порой его избыток бывает, негативно отражается в нормальной обстановке в семье. Частые ссоры, с экспрессивной окраской на повышенных тонах диалоги, отсутствие симпатий и сострадания, приводят к сложным взаимоотношениям. Отдаление друг от друга близких людей, разрушают семьи, приводящие к разводам. А также бывают случаи, где практикуется применение физической силы, жестокое насилие, в результате травматизм, не исключение потеря жизни кого-то из присутствующих. В обществе может сложиться принцип, культа физического доминирования. И группа, обладающая развитой физиологией, держит в страхе других, их окружающих людей. Высокомерие, стремление к превосходству, навязывание глупой идеологии, приводит к раздражению психологического состояния многих других членов общества, в итоге озлобленность, и неспособность сдерживать отрицательные эмоции.   

 

 


لِّلَّهِ مُلْكُ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ‌ۚ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ‌ۚ يَهَبُ لِمَن يَشَاءُ إِنَـٰثًا وَيَهَبُ لِمَن يَشَاءُ ٱلذُّكُورَ

 

Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, (потомством) женского пола, а кого пожелает - мужского. (сура «Аш-Шура», аят 49).

Однозначно мы не могли выбрать себе, какой быть нам национальности, пола, свет глаз, рост, внешность и так далее, но у нас есть предпочтение в действиях (куда направиться, что сказать, сделать поощряемое, или совершить греховное), ведь нам предоставлен выбор.

Верующие обязаны верить в судьбу и предопределение, и смириться со всем, что нас постигает, и с нами происходит. Потому что все это произошло по Воле Аллаха Роббиль иззат и Его предопределению.

 

 

 

عَنْ أَبِی الرَّرْدَاءِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ : إِنَّ اللّٰهَ عَزَّ وَ جَلَّ فَرَغَ إِلٰی كُلِّ عَبْدٍ مِنْ خَلْقِهِ مِنْ خَمْسٍ: مِنْ أَجَلِهِ وَعَمَلِهِ وَ مَضْجَعِهِ وَ أَثَرِهِ وَرِزْقِهِ  رواه أحمد

  

Передается от Абу Дарда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах определил для каждого раба пять вещей: время смерти, его деяния, место упокоения, возраст и пропитание». (Муснад Ахмад).


مَا أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ ٱللَّهِ‌
ۗ وَمَن يُؤْمِن بِٱللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُۥۚ وَٱللَّهُ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ

 

«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи», (сура «Ат-Тагабун», аят 11).

Все, и радость, и беды приходят к людям, только по воле Аллаха Субхана ва Тааля, и это относится ко всему, к счастью и напастям, которые могут произойти с ними, с их имуществом, детьми, возлюбленными. Любые события подчинены  предопределению и судьбе, которые подвластны только Господу миров. Аллах азза ва Джаля, знал о них еще до того, как они выпали на долю людей, так как велел перу написать о них в Хранимой скрижали, до того, как Он создал небеса и землю, и дозволил этому произойти, так как это Его Абсолютная Мудрость.

Последователи сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорят: «Все происходит по Воле и предопределению Аллаха Табарока ва Тааля, но у раба есть свобода действия и предпочтения, и не возможно, чтобы не было выбора в деяниях». Поступить праведно, намереваясь найти довольство Создателя, или совершить грех, заслужить порицание Аллаха Роббиль иззат. Тема предопределения связана с жизнью всех людей, и всех творений, разве есть тот, кто может изменить предназначенное ему. Никто на земле, ни на небесах, будь он правитель, или кто-то другой, имеющий власть или другие рычаги, материальные возможности и так далее, не может что-то поменять, то, что ему определенно

 

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ سَعْدِ بْنِ مَالِكِ بْنِ سِنَانٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ»

حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ وَ وَالدَّارَقُطْنِيّ، وَغَيْرُهُمَا مُسْنَدًا. وَرَوَاهُ مَالِكٌ فِي «الْمُوَطَّإِ» عَنْ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى عَنْ أَبِيهِ عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم مُرْسَلًا فَأَسْقَطَ أَبَا سَعِيدٍ، وَلَهُ طُرُقٌ يُقَوِّي بَعْضُهَا بَعْضًا

--

Передается от Абу Саиъда Саъда бин Синана Аль-Худрий (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:  «Недопустимо причинять вред, не без причины, не причинять вред в ответ» (приводится имамами ибн Маджах и Ад-Даракутни)

 

Сердце верующего человека должно связано с мыслями о Судном дне. Необдуманный поступок вследствие гнева, может навлечь на человека недовольство Аллаха Роббиль иззат. Как он сможет оправдаться, когда за свои деяния придется давать отчет. Скверные слова, плохие поступки, могут привести к тяжким последствиям. Чаша грехов перевесит сторону благих деяний. Человек долгие годы жизни вел праведный образ жизни, отстранялся от всего запрещенного, делал окружающим добро, и в одно мгновение, по причине гнева, последовал порывам своего эго (нафса), сделал что-то ужасное, и лишился всего хорошего, что он годами копил для своего ахирата. И этот отрицательный поступок, может создать преграды между вами и Раем. А порой этот негатив, может стать причиной сомнения человека в Мудрости и Милости Всевышнего, и он потеряет самое ценное веру в Аллаха Табарока ва Тааля, и навсегда может остаться в огне Ада.

 

عَنْ أَبی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَنْ أَقَالَ مُسْلِمًا عَثْرَتَهُ، أَقَالَهُ اللّٰهُ عَثْرَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ. رواه ابن حبان، قال المحقق: إسناده صحيح

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто простит ошибки мусульманина, тому Аллах азза ва Джаля простит его ошибки в День Суда». (приводится имамом Ибн Хиббан).

Есть причины, пробуждающие злость в человеке. Если мусульманин хочет избавиться от злости, то для начала он должен избавиться от причин, которые породили злость. Говориться, что Яхья аляйхи ва салям, сказал Исе аляйхи ва салям: «Что является тяжелым перед Аллахом?». Иса аляйхи ва салям ответил: «Гнев Всевышнего на тебя». Тогда он спросил: «А что приближает меня к Гневу Аллаха?», он ответил: «Твоя неуместная злость». Тогда, Яхья аляйхи ва салям спросил: «Что является причиной моей злости в этом мире? Что увеличивает во мне мою злость?», он ответил: «Гордость и высокомерие». Гордый человек, видит себя лучше других. Так как он считает остальных ниже себя, он не может перенести ни единого плохого слова или критики в свой адрес. Поэтому, если человек хочет избавиться от злости, то в первую очередь он должен избавиться от одной из ее основных причин - высокомерия.

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : أَلَا أُخْبِرُكُم بِمَنْ يَحْرُمُ عَلَی النَّارِ، وَبِمَنْ تَحْرُمُ عَلَيْهِ النَّارُ؟ عَلٰی كُلِّ قَرِيْبٍ سَهْلٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن غريب باب فضل كل قريب هين سهل

 

Передается от Абдуллах ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам, кто запрещен для огня джаханнама, и для кого запрещен огонь джаханнама, каждый, кто близок к людям, имеет мягкий нрав и с ним легко». (Близок к людям бывает тот, у кого хороший характер, и с кем приятно общаться). (приводится имамом Тирмизий).

  

К сожалению, данное явление было во все времена. Иногда, люди принимают свою злость за проявления мужественности, героизма, или просто доблести. А проявление терпения - за слабость и беспомощность. Такое явление мы видим среди людей, которые далеки от религии, и совсем не имеют даже элементарных религиозных знаний.


Если рассматривать хадис Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям о гневе, то в действительности слабым человеком является тот, кто не может сдержать его.

 

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине сильный человек это тот, кто может сдержать свой гнев».

 

Сознательный верующий поймет, какой человек является слабее. Например, женщина слабее мужчины. Гнев женщины проявляется быстрее, чем гнев мужчины. Поэтому, в нашей религии право на развод не является прерогативой женщины, этим Господь миров удостоил мужчин, как лучше владеющим своими эмоциями. Таким образом, в сложных семейных ситуациях, мужчина благодаря лучшей способности сдерживать гнев может стать гарантом сохранения брака, в то время как женщина может легко вспылить и требовать развод. Поэтому узел сохранения брака Аллах азза ва Джаля доверил в руки мужчины.

 

Например, в отличии от физиологически здорового человека, больной человек ближе к проявлению гнева. А отсюда можно сделать вывод, что злость не признак силы, а признак слабости. Человеку, чтобы избавиться от злости, очень важно иметь твердое вероубеждение (якын), знание (ихсан), что Аллах Табарока ва Тааля наблюдает и испытывает, и опираясь на эти основы, он будет делать выбор, как ему поступить, чтобы не навлечь на себя гнев Творца всего сущего. Очень существенный принцип в религии Ислам, знание без претворения их в свою жизнь, являются лишь информацией. Человек имеет знания, но не действует согласно им, то тогда этот случай, ассоциируется с прекрасными духами во флаконе, который плотно закрыт, и его не пытаются даже открыть, и душистый аромат не распространяется в окружающей среде. Значит человек, не получает пользы от знаний, которые не практикуются в его текущей жизни.

 

 

عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ قَال: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِی رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًا، وَبِبَيْتٍ فِی وَسَطِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْكَذِبَ وَإِنْ كَانَ مَازِحًا، وَبِبَيْتٍ فِی أَعْلَی الْجَنَّةِ لِمَنْ حَسَّنَ خُلُقَهُ. رواه أبو داؤد، باب فی حسن الخلق

 

Передается от Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я гарантирую дом в окрестностях джанната для того, кто оставил ссору, хотя он и был прав. Я гарантирую дом в середине джанната для того, кто не стал реагировать на шутку, и проявлять излишнюю эмоциональность, хотя это была ложь. И я гарантирую дом на высших ступенях джанната для того, кто стремился улучшить свой характер». (приводится Абу Даудом).

 

 فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا ۝  قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ۝  وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا

«Всевышний разъяснил душе, что такое добро и что такое зло, и наделил ее способностью совершать из них то, что она пожелает».

«Поистине, преуспел тот, кто очищал ее (душу) повиновением Аллаху и совершением благочестивых деяний».

«А тот, кто обделил свою душу, не будучи добродетельным, и погубил в ней способность вершить добро, несомненно, потерпел убыток». (сура «Аш-Шамс», аяты 8-10).

 

Статью подготовил Рузметов Еркин.

(В статье использован тафсир «Аль Коран аль Мунтахаб»).

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: