بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِّمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لله وَهُوَ مُحْسِنٌ واتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَاتَّخَذَ اللّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلاً
«Основа благого опирается на настоящую веру. Истинно верующий тот, кто предал свой лик, ум и душу Аллаху, стремясь к Его благоволению. Таким образом, он будет здраво рассуждать и понимать послание Посланников и всегда творить только доброе и благое, следуя за отцом всех Пророков Иброхимом, ханифом, - мир ему! Его религия - это религия Аллаха. Иброхим олицетворяет единство всех религий - мусульман, иудеев и христиан. Так следуйте же путем Иброхима! Поистине, Аллах оказал Иброхиму честь, назвав его другом!» (сура «Ан-Ниса», аят 125).
Никакая религиозность не может быть прекраснее твердой убежденности, богобоязненности, совершенных нравственных качеств, того, о ком с восторгом упоминает Аллах Субхана ва Тааля. Такой человек искренне поклонялся своему Создателю и покорился Ему всей душой, искренне служил Ему одному и обращался к Нему всем своим сердцем и телом. Наряду с этим он творил добро, руководствуясь канонами и предписаниями Аллаха Роббиль иззат, с которыми были отправлены Посланники и ниспосланы Писания, который является дорогой избранных творений и их преданных последователей. Господь миров называет его ханифом, как тех, которые строго придерживаются единобожия, далеки от придавания Ему сотоварищей, и все мольбы и просьбы направляют только к Аллаху Табарока ва Тааля.
Всевышний называет Иброхима Своим возлюбленным. Слово хилля указывает на наивысшую форму любви. Этой степени достигли только два возлюбленных Аллаха азза ва Джаля, Пророки Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям и Иброхим аляйхи ва салям. Что же касается любви Творца (хубб), то она распространяется на всех праведных мусульман. Аллах Субхана ва Тааля избрал Иброхима Своим возлюбленным, потому что тот исправно выполнял все, что было ему велено, и с достоинством прошел через все трудности нелегкого пути. Господь сделал его образцом для подражания, избрал его Своим возлюбленным и прославил его имя на века в истории человечества.
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَلَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ شَاكِرًا لِّأَنْعُمِهِ اجْتَبَاهُ وَهَدَاهُ إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ
«Иброхим, который для вас, многобожники и иудеи, был прекрасным примером всех наилучших нравственных качеств, не был из неверных. Он поклонялся только своему Господу и повиновался только Ему, и не был он из многобожников».
«Иброхим был благодарен Господу за Его милости, и поэтому Аллах избрал его в качестве Своего Посланника и направил его на прямой путь Истины, ведущий к вечному блаженству». (сура «Ан-Нахль», аяты 120-121).
Пророк Иброхим аляйхи ва салям родился на территории современного Ирака в огромном и богатом Вавилонском царстве. Жители Вавилона в то время жили в изобилии и роскоши, но сердца их были окутаны тьмой невежества, они были идолопоклонниками, а также поклонялись солнцу, луне и звездам.
Иброхим аляйхи ва салям родился во время правления о царя Нимруда, жестокого тирана, который подчинил себе множество народов, и власть которого простиралась далеко на запад и на восток. Возгордившись своим могуществом и пользуясь невежеством людей, Нимруд объявил себя богом и повелел людям поклоняться ему.
В его окружении во дворце постоянно присутствовали астрологи, которые однажды сказали ему: «Мы наблюдали за расположением звезд и обнаружили, что скоро в твоем городе родится мальчик, которого будут звать Иброхим. Он выступит против тебя и твоих устоев религии и разрушит идолов». И сказали, что это произойдет в таком-то году и в таком-то месяце. Все происходит только по Воле Аллаха Роббиль иззат, и знания о предстоящих событиях, Он сообщает, только тем, кому Сам пожелает, ведь Его Мудрость - совершенна.
Пытаясь избежать исполнения предсказания, в год, указанный астрологами, Нимруд приказал взять под надзор всех беременных женщин, а новорожденных мальчиков убивать. Этой страшной участи избежала только мать Иброхима, она была совсем юной, и ее беременность осталась незамеченной.
Предчувствуя время родов и в преддверии схваток, она отправилась к пещере неподалеку от ее дома и там родила ребенка. Опасаясь преследований Нимруда, она оставила сына в пещере, прикрыла вход, а сама вернулась домой.
Могущество Аллаха азза ва Джаля безгранично, крошечный Иброхим, оставленный в одиночестве в пещере, выжил. Навещая ребенка, мать видела, что он жив и здоров, а питание получает, когда сосет свой большой палец. Ребенок рос очень быстро, он вырастал за день настолько, насколько обычно дети растут за месяц. Он находился в пещере пятнадцать месяцев.
Согласно тафсира Корана, выполненного ученым Ас-Суюти, его мать звали Амина, будучи беременной, она вышла замуж за мужчину по имени Азар, после смерти своего первого мужа Таруха.
وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ بِالْحَقِّ وَيَوْمَ يَقُولُ كُن فَيَكُونُ قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنفَخُ فِي الصُّوَرِ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لأَبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَامًا آلِهَةً إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلاَلٍ مُّبِينٍ وَكَذَلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَى كَوْكَبًا قَالَ هَذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لا أُحِبُّ الآفِلِينَ فَلَمَّا رَأَى الْقَمَرَ بَازِغًا قَالَ هَذَا رَبِّي فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِن لَّمْ يَهْدِنِي رَبِّي لأكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَذَا رَبِّي هَذَآ أَكْبَرُ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ حَنِيفًا وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ وَحَآجَّهُ قَوْمُهُ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللّهِ وَقَدْ هَدَانِ وَلاَ أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلاَّ أَن يَشَاء رَبِّي شَيْئًا وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا أَفَلاَ تَتَذَكَّرُونَ وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلاَ تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُم بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا فَأَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَحَقُّ بِالأَمْنِ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ الَّذِينَ آمَنُواْ وَلَمْ يَلْبِسُواْ إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَّن نَّشَاء إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ
«Он - Один Творец небес и земли, сотворил их на основе Истины, справедливости и мудрости. В всякое время, когда Он пожелает, чтобы что-нибудь было, оно будет. Он скажет: «Будь!» - и оно бывает. Его Слово – непреложная Истина. И когда возвестит труба о Дне воскресения, в Его власти будут все, и все предстанут перед Ним. Аллах - Един. Он знает тайное и явное. Он мудр во всех делах!»
«Скажи (о Пророк!), что было, когда Иброхим сказал Азару, своему отцу, порицая его за поклонение другим божествам, кроме Аллаха: «Неужели ты поклоняешься идолам, превращая их в божества? Поистине, я вижу, что ты и твой народ, который поклоняется другим божествам помимо Аллаха, находитесь в явном заблуждении и далеки от прямого пути Истины».
«Когда Иброхим - по Нашему дозволению - увидел заблуждение своего народа, поклонявшегося идолам, Мы показали Ему Свою великую власть над небесами и землей и над всем, что на них, чтобы он представил своему народу доказательства и чтобы его вера утвердилась и усилилась».
«Иброхим просил Аллаха, и Аллах услышал его и повел по прямому пути. Когда стемнело и наступила ночь, он увидел блестящую звезду. Тогда он сказал: «Это - мой Господь?» И когда она закатилась, он сказал, что звезда не может быть Богом: «Я не поклоняюсь богам, которые закатываются и изменяются!»
«Увидев восходящую луну, он сказал про себя: «Это - Господь мой?» А когда она тоже зашла, он сказал, направив свой народ на прямой путь: «Я клянусь, что, если мой Господь не спасет от деяний невежественных людей, и не направит меня на прямой путь Истины, я буду среди, растерявшихся и заблудившихся!»
«Потом он увидел восходящее солнце и сказал про себя: «Это - Господь мой? Оно больше, чем звезды?». И когда солнце село, он сказал: «О народ мой, я не причастен к тем идолам, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха».
«Увидев слабость сотворенных явлений, он обратился к Аллаху, их Творцу, и сказал: «Я обратился лицом к Аллаху Единому, всей душой предался Ему - Творцу небес и земли - и отстранился от всякого ложного пути, кроме Его истинного пути. После того, как я увидел знамения Единого Аллаха, я не буду многобожником, как они».
«Но препирался с Иброхимом его народ о Единственности Аллаха и пугал его гневом своих выдуманных божков. Но он сказал: «Вам не следует препираться со мной об Аллахе Едином, Он уже наставил меня на прямой путь Истины. Я не боюсь гнева ваших идолов, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха. Только Он Один может наносить вред, если пожелает». «Объемлет Господь мой всякую вещь Своим знанием, а ваши измышленные боги ничего не знают из этого. Неужели вы упускаете это из виду, не понимаете и не опомнитесь, что бессильный и невежественный не заслуживает вашего поклонения?»
«Странно! Как же мне бояться ваших ложных истуканов, если вы не боитесь поклоняться им наряду с Аллахом? Ведь все знамения доказывают, что Он Един, а о ваших идолах нет доказательств, что они заслуживают поклонения. Тогда кто же из нас должен ощущать безопасность и спокойствие, если только вы знаете Истину и разумеете ее?»
«Те, которые уверовали в Аллаха, не оскверняли и не совмещали свою веру с поклонением чему-либо или кому-либо наряду с Аллахом, - только они заслуживают спокойствия и безопасности. И лишь они - на праведном пути Истины и блага!
«Этими вескими доводами, доказывающими, что Мы - Единственный и Истинный Господь всего сущего, Мы поддержали Иброхима против его народа, и он возвысился над этими людьми. Мы возвышаем степенями тех, кого пожелаем, даруя им знание и мудрость. Твой Господь (о Пророк!) ставит каждую вещь на свое место, знает, кто заслуживает возвышения и кто приобретает порицания и наказания. Поистине, Он - Мудрый и Всезнающий!» (сура «Ан-Аънам», аяты 73-83).
Аллах Субхана ва Тааля сотворил небеса и землю ради Истины, чтобы ниспослать Своим рабам повеления и запреты, чтобы вознаградить в будущей жизни одних и наказать других. Его слово - Истина, в которой нельзя усомниться, и которую невозможно воспринимать двусмысленно. Он ничего не говорит понапрасну и ради забавы. И только Ему будет принадлежать власть в День воскресения. Всемогущий Аллах останется Единственным Властелином Вселенной. Он ведает обо всем сокровенном и явном и обладает совершенной мудростью, безграничной милостью, великой добродетелью и всеобъемлющим знанием обо всех тайнах и секретах.
Пророк Иброхим аляйхи ва салям немного подрос, и стал проповедовать Единобожие и удерживать людей от язычества, делая им искренное проникновенное назидание. Он сказал своему отцу Азару: «Неужели ты поклоняешься божествам, которые не способны принести тебе пользу или причинить вред, которые не обладают никакой властью над происходящим вокруг? Я считаю, что ты и твои соплеменники - в очевидном заблуждении, ведь вы поклоняетесь богам, которые не заслуживают почитания, и отказываетесь от поклонения Всевышнему Аллаху, Который сотворил вас, одаряет вас пропитанием и управляет всем, облегчая ваше существование».
Мы показали Иброхиму аляйхи ва салям, что такое власть над небесами и землей, вдохновив его поклонятся и благоговеть только перед Аллахом Роббиль иззат, и призывать отклонившихся людей к Единобожию. Мы позволили ему увидеть неопровержимые доказательства и убедительные свидетельства, чтобы он обрел твердую убежденность.
Вера (иман) имеет свою тайну и является милостью Всевышнего Аллаха. Вера – не результат знания и понимания доказательств или наблюдения чудес и знамений. Вера – это свет сердца, ведущий человека к познанию Аллаха Субханга ва Тааля и подчинению Его приказам.
Когда ночь окутала Иброхиму аляйхи ва салям своим мраком, он увидел небесное светило. Очевидно, это была ярко светящаяся планета, потому что упоминание об одном светиле свидетельствует о том, что оно превосходило все остальные звезды. Некоторые толкователи считали, что это была Венера, но лучше всего об этом известно Аллаху Табарока ва Тааля.
Иброхим аляйхи ва салям, еще будучи ребенком осознал страшное заблуждение обожествление идолов, которым поклонялся его народ. Наблюдая небесные светила звезды, луну, солнце, он задавал этим людям риторический вопрос, что создания, если даже они огромны, и находятся на небе, не могут быть Всемогущим Творцом. Аллах азза ва Джаля облагодетельствовал Пророков аляйхи ва салям, твердым вероубеждением, и они не могли быть идолопоклонниками, язычниками до пророческой миссии, тем более заблуждаться во время призыва к Истине.
Иброхим аляйхи ва салям воскликнул: «Вот мой Господь?» Он озвучивает свои доводы вслух, пробуя пробудить благоразумные, позитивные мысли своих соплеменников «Это светило будет моим Господом? Но давайте посмотрим, заслуживает ли оно обожествления? Есть ли у нас доказательства его божественности? Благоразумному человеку не подобает следовать своим желания и страстям, и поклоняться богам, не опираясь на убедительные доводы и доказательства».
Когда же то светило исчезло из виду, он сказал: «Я не люблю богов, которые закатываются и покидают тех, кто им поклоняется. Истинное Божество постоянно заботиться о нуждах тех, кто Ему взывает, и управляет их насущными делами. Если же божество покидает людей на продолжительный период времени, то разве ж оно заслуживает почитания?! Разве поклонение ему не является величайшей глупостью и страшной ложью?!»
«Я не люблю тех, кто закатывается», – ведь изменение и переход из одного состояния в другое указывают, что все эти состояния не обязательно присущи этой сущности, а допустимы для нее и поэтому изменяются, поскольку сама сущность, которая описана этими изменениями, сотворена, а Творец тел не может иметь качества тел.
Когда появилась восходящая луна, которая отличалась от других небесных тел и светилась сильнее, он опять пытается воззвать к благоразумию соплеменников. Иброхим аляйхи ва салям воскликнул: «Вот мой Господь?» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не поведет меня прямым путем, то я непременно окажусь среди заблудших». Он ощутил сильную нужду в поддержке и верном руководстве своего Господа и понял, что если Создатель не окажет ему помощь, и не наставит его народ на прямой путь, то вся их жизнь окажется тщетной.
Увидев восходящее солнце, Иброхим аляйхи ва салям опять произнес: «Вот мой Господь? Оно больше звезд и луны». Однако вскоре солнце закатилось, он утвердительно продолжил свое назидание: «О мой народ! Я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха Субхана ва Тааля, потому что о порочности ваших поступков свидетельствуют ясные и убедительные доказательства. Я искренне поклоняюсь только Одному Творцу, и считаю ужасной несправедливостью поклонение вымышленным богам. Я не имею никакого отношения к язычеству и многобожию».
Упомянутое нами толкование этого и предыдущих аятов является самым достоверным. В них говорилось о том, как Иброхим аляйхи ва салям пытался наставить своих соплеменников, разъясняя им порочность поклонения небесным светилам и другим творениям.
Когда соплеменники стали препираться с Иброхимом, он сказал: «Неужели вы препираетесь со мной относительно Аллаха Роббиль иззат после того, как Он наставил меня на праведный путь? Какую пользу могут принести споры с людьми, которые далеки от признания Истины?
Если Аллах Табарока ва Тааля наставил человека на истинный путь, и тот достиг высшей степени убежденности, то ему надлежит призывать людей к тому, во что он верует. Я не боюсь того, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха азза ва Джаля, потому что ваши измышленные боги не способны навредить мне и лишить меня добра. Со мной произойдет только то, что будет угодно моему Господу. Он объемлет знанием все сущее. Неужели вы не поразмыслите и не поймете, что Аллах - Единственный Бог, заслуживающий поклонения? Как я могу бояться ваших богов-истуканов, если они беспомощны и бесполезны, если вы не боитесь поклоняться им вместо Аллаха Субхана ва Тааля, не имея ясных доказательств своей правоты, а лишь потакая своим глупым желаниям страстям? Кто из нас имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности? Скажите мне, если только вы знаете Истину».
Всевышний Аллах вынес приговор относительно верующих и неверующих. Он сообщил, что следуют прямым путем и находятся в безопасности только те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость. Такие люди избавлены от страха, наказания и несчастья и направлены на истинный путь. Если они имеют твердое вероубеждение, избегая не только многобожия, но и ослушания, то они защищены от любых несчастий и ведомы совершенным образом. Если же они избегают многобожия, но совершают прегрешения, то их безопасность и приверженность прямому пути не являются совершенными.
Из этого прекрасного аята следует, что если человек не уверовал и поступает несправедливо, то он лишен верного руководства и находится в серьезной опасности, и уделом таких людей являются заблуждение и несчастье.
Аллах Роббиль иззат одарил Иброхима аляйхи ва салям убедительными доводами, посредством которых он сокрушил воззрения своих соплеменников и одержал над ними верх. Аллах азза ва Джаля возвышает по степеням, кого пожелает, подобно тому, как Он возвысил Иброхима аляйхи ва салям в мирской жизни и жизни будущей. Знания всегда позволяют людям превзойти остальных рабов, особенно, если они не только приобретают их, но и руководствуются ими в делах и обучают им окружающих. Таких людей Аллах Табарока ва Тааля делает образцами для подражания, и люди наблюдают за их поступками, следуют по их стопам, руководствуются их советом и опираются на их познания, пытаясь выбраться из мрака невежества. Мудрый и Всеведущий Господь одаряет знаниями и мудростью только тех, кто достоин этого. Ему лучше знать, кого следует одарять ими, и кто достоин их.
وَلَقَدْ آتَيْنَا إِبْرَاهِيمَ رُشْدَهُ مِن قَبْلُ وَكُنَّا بِه عَالِمِينَ إِذْ قَالَ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ مَا هَذِهِ التَّمَاثِيلُ الَّتِي أَنتُمْ لَهَا عَاكِفُونَ قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءنَا لَهَا عَابِدِينَ قَالَ لَقَدْ كُنتُمْ أَنتُمْ وَآبَاؤُكُمْ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ قَالُوا أَجِئْتَنَا بِالْحَقِّ أَمْ أَنتَ مِنَ اللَّاعِبِينَ قَالَ بَل رَّبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ وَأَنَا عَلَى ذَلِكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ وَتَاللَّهِ لَأَكِيدَنَّ أَصْنَامَكُم بَعْدَ أَن تُوَلُّوا مُدْبِرِينَ فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَّهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَّهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ قَالُوا مَن فَعَلَ هَذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ قَالُوا سَمِعْنَا فَتًى يَذْكُرُهُمْ يُقَالُ لَهُ إِبْرَاهِيمُ قَالُوا فَأْتُوا بِهِ عَلَى أَعْيُنِ النَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَشْهَدُونَ قَالُوا أَأَنتَ فَعَلْتَ هَذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ فَرَجَعُوا إِلَى أَنفُسِهِمْ فَقَالُوا إِنَّكُمْ أَنتُمُ الظَّالِمُونَ ثُمَّ نُكِسُوا عَلَى رُؤُوسِهِمْ لَقَدْ عَلِمْتَ مَا هَؤُلَاء يَنطِقُونَ قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئًا وَلَا يَضُرُّكُمْ أُفٍّ لَّكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ أَفَلَا تَعْقِلُونَ قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَأَرَادُوا بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الْأَخْسَرِينَ
«Мы даровали руководство к прямому пути и Истине Иброхиму, зная все о нем и его достоинствах, благодаря которым он мог передать Наши назидания обитателям миров».
«Вспомни, о Пророк, когда Иброхим сказал своему отцу и своему народу с презрением к идолам, которым они поклонялись и чтили: «Что это за статуи, которые вы чтите и которым вы поклоняетесь?»
«Они ответили: «Мы нашли, что наши отцы их чтили и им поклонялись, и мы следуем по стопам своих отцов».
«Иброхим сказал: «В этом вашем поклонении (идолам) вы и ваши отцы были в явном заблуждении, далеки от ясной Истины».
«Они спросили Иброхима: «Неужели ты пришел к нам с Истиной, как ты говоришь, или же ты из тех, кто забавляется и не несет ответственности за свои деяния?»
«Он ответил: «Поистине, ваш Господь - Единственный, Кому следует смиренно и с почтением поклоняться, - Властелин, Который изначально сотворил небеса и землю. Ему Одному следует поклоняться! Что касается истинности моих слов, то я из тех, кто, прежде чем сказать, убеждается в том, о чем Он свидетельствует и сообщает».
«И сказал Иброхим про себя: «Клянусь Аллахом, я измыслю что-нибудь против ваших идолов, чтобы разрушить их, когда вы уйдете от них, и тогда вам станет ясно, в каком вы находитесь заблуждении».
«Когда они ушли, Иброхим пошел к их идолам и разбил их всех на куски, кроме главного, чтобы они вернулись к нему и спросили у него о том, что случилось с их божествами. Но этот самый главный идол не сможет ответить, и им станет ясно, до какой степени ложно было их поклонение».
«Они сказали, увидев, что случилось с их идолами: «Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, из неправедных, и который заслуживает наказания».
«Некоторые из них сказали: «Мы слышали, как один юноша, которого зовут Иброхим, отзывался о них с пренебрежением».
«Их руководители служителей культа сказали: «Идите к нему и приведите его сюда, чтобы мы рассчитались с ним и чтобы он предстал перед всеми людьми, - может быть, они засвидетельствуют».
«Когда его привели, они спросили его: «О Иброхим! Не ты ли это сделал с нашими богами?»
«Иброхим ответил им, издеваясь над ними и обращая их внимание на то заблуждение, в котором они находятся: «Нет, это сделал их старший». «Спросите у них, кто учинил все это, если они способны говорить и могут ответить на ваш вопрос».
«Вдумавшись и поразмыслив о своем поклонении тем, кто не может принести никому пользы и не умеет даже от себя отвести вред, им стало ясно, как они ошибаются, и некоторые из них сказали друг другу: «Иброхим не из неправедных».
«Вы сами неправедные грешники, поклоняющиеся тем, кому не следует поклоняться».
«Но после временного прозрения, они опять вернулись к заблуждению и сказали Иброхиму: «Ведь ты знаешь, что те, которым мы поклоняемся, не говорят. Как же ты просишь, чтобы мы их спросили?»
«Он (Иброхим) им ответил: «Если они таковы, то, как же вы можете так к ним относиться? Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тем, кто не способен ни принести вам малейшей пользы, ни причинить вам вреда, если вы отвернетесь от них?»
«Стыд и бесчестие вам и вашим божествам, которым вы поклоняетесь помимо Аллаха. Что же заставило вас вернуться к прежним взглядам и не раздумывать над тем, что вы понимаете? Ведь идолы не заслуживают поклонения».
«Они сказали друг другу: «Сожгите его в огне и помогите вашим богам победить его, если вы хотите сделать что-то, что помогло бы вашим богам одержать победу».
«Мы повелели, чтобы огонь был хладен и безопасен для Иброхима.
Они хотели погубить его, но Мы спасли его по Нашему повелению, а они потерпели великий урон». (сура «Аль-Анбийя», аяты 52-70).
Господь миров упоминает о Пророках Мусе и Мухаммаде аляйхи ва салям, а также ниспосланных им Писаниях, и поведал о том, как Он наставил на прямой путь Пророка Иброхима аляйхи ва салям. А произошло это задолго до начала пророческих миссий Мусы и Мухаммада аляйхи ва салям, и задолго до ниспослания Торы и Корана. Аллах Субхана ва Тааля показал Иброхиму аляйхи ва салям свою власть над небесами и землей и дал ему обязательные наставления, благодаря которым он стал облагораживать свою душу и проповедовать Истину среди людей. Своей приверженность к истинному пути Иброхим аляйхи ва салям превзошел все творения. Но позже Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям проявил более усиленные старания, и достиг внушительных результатов в пророческой миссии. И всякий раз, когда Иброхим аляйхи ва салям восходил на еще более высокую ступень, Всевышний приумножал его склонность идти праведным путем. Так как каждый мусульманин должен стремится, следовать истинным путем настолько, насколько ему позволяет его влечение достичь довольства Аллаха Роббиль иззат.
Создатель всего сущего наставил Иброхима аляйхи ва салям на прямой путь, почтил его пророческим посланием, сделал его своим возлюбленным и возвысил его над другими творениями при жизни на земле и после смерти, потому что Ему было прекрасно известно о том, что Иброхим аляйхи ва салям заслуживал этой великой чести. Это было вознаграждением за его искренность и богобоязненность. Далее Аллах Табарока ва Тааля повествует о том, как Иброхим аляйхи ва салям пытался наставить своих соплеменников и призывал их отречься от язычества. Творец также поведал о том, как он разрушил языческие идолы и убедил многобожников в своей правоте.
Что представляют собой изваяния, которые вы изготовили собственными руками по образу некоторых творений? Почему вы поклоняетесь им и считаете это истинным путем? Какими превосходными качествами обладают эти идолы? Где ваш разум, если вы потеряли свой рассудок, направив его на поклонение этим истуканам? Вы высекли и изготовили этих идолов собственными руками, а теперь поклоняетесь им. Воистину, это - нечто странное и невежественное.
Многобожники видели, как их предки поклонялись идолам и истуканам и решили следовать их путем и поклоняться им. Этот ответ не содержит никакого доказательства правоты идолопоклонников и свидетельствует об их бессилии привести хоть какие-то аргументы в пользу своей правоты.
Известно, что поступок человека, если только он не является Посланником Господа миров, не может служить доказательством и примером для подражания. Это особенно важно, когда речь идет об основных постулатах веры и Единобожии. Именно поэтому Иброхим аляйхи ва салям сказал, что многобожники и их родители находились в явном заблуждении. И что может быть большим заблуждением, чем поклонение выдуманным богам и отказ от Единобожия. Своими словами Иброхим аляйхи ва салям подчеркнул, что воззрения его соплеменников не заслуживали того, чтобы люди исповедовали их. А причина этого заключалась в том, что его соплеменники и их предки находились в заблуждении, порочность которого была ясна каждому благоразумному человеку.
Язычники были поражены словами Иброхима аляйхи ва салям, который начал изобличать безрассудство своих соплеменников и их предков. Они сказали: «Являются ли твои слова сущей правдой? Или ты решил позабавиться над нами и не размышляешь, что говоришь?» Язычники решили, что слова Иброхима аляйхи ва салям можно объяснить только двумя способами. А причина этого заключалась в том, что они были твердо убеждены, что подобные речи может вести только человек с отклонениями в разуме, который плохо осознает то, что говорит. Однако Иброхим аляйхи ва салям дал им достойный ответ, разъяснив, почему их самих можно считать глупыми и безрассудными людьми.
Он подтвердил свою правоту логическими доводами и доказательствами из пророческих учений. Что касается его логических доводов, то они состояли в том, что абсолютно каждому человеку известно, что Аллах азза ва Джаля является Единственным Творцом небес, земли, людей, ангелов, джиннов, животных, и всех остальных творений. Это было известно даже язычникам, с которыми вел назидательную беседу Иброхим аляйхи ва салям. Им было понятно, что только Всевышний управляет всеми процессами во всей Вселенной. И что все творения, и в том числе - идолы, которым язычники поклонялись наряду с Ним, полностью зависят от Него. Разве ж благоразумный человек, который обладает хотя бы малейшей долей здравого рассудка, станет поклоняться творениям, которые не обладают самостоятельной волей, не способны принести пользу или причинить вред, а также не распоряжаются жизнью, смертью или воскрешением? Разве здравомыслящий человек станет ради них отказываться от поклонения Единственному Создателю, Который всем управляет, и от Которого зависит пропитание всех творений?
Что же касается доказательств из пророческих учений, то совершенно ясно, что Пророки аляйхи ва салям проповедовали от Аллаха Субхана ваТааля и сообщали только непреложную Истину. Одной из форм пророческих проповедей являются принесенные ими свидетельства. И поэтому Пророк Иброхим аляйхи ва салям сказал, что он свидетельствует о том, что Аллах Роббиль иззат является Единственным достойным поклонения, тогда как поклонением всем остальным ложным божествам тщетно и бесполезно. И если не считать доказательства Всевышнего, то чье свидетельство может быть убедительнее подтверждения Его Посланника аляйхи ва салям, особенно, если он является одним из Посланников с твердым вероубеждением и возлюбленным Аллаха Табарока ва Тааля?
После разъяснения того, что идолы не обладают абсолютно никакой властью, Иброхим аляйхи ва салям решил на деле продемонстрировать своим соплеменникам бессилие и беспомощность их богов. А для того, чтобы убедить их в этом, он задумал незатейливую хитрость. Он решил разломать идолов, когда его соплеменники отправятся на одно из своих празднеств. И однажды, когда они оставили своих идолов без присмотра, он тайком пробрался к ним и раскрошил их на куски. Идолы его племени находились в одном месте, и он порушил их всех, кроме главного из них. Этого идола он сохранил, и впоследствии Всевышний Аллах разъяснил причину такого поступка.
Здесь следует обратить внимание на один важный момент. Все, что ненавистно Аллаху азза ва Джаля, нельзя охарактеризовать величественными эпитетами, если этот эпитет не связывается с определенными обстоятельствами. Именно так поступал Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, когда отправлял послания к правителям языческих государств. Он называл их великими государями Персии и Византии, но не называл их просто великими людьми. Вот почему Господь миров не назвал идола главным, а нарек его главным из идолов. Мусульмане должны обращать внимание на эти тонкости и не должны возвеличивать тех, к кому с презрением относиться Аллах Субхана ва Тааля. Однако разрешается называть их великими в глазах тех, кто их возвеличивает.
Затем Творец всего сущего поведал о том, что Иброхим аляйхи ва салям не тронул одного из идолов для того, чтобы предложить своим соплеменникам обратиться к нему за помощью и убедить их в правдивости своих доводов. Он хотел, чтобы они согласились с ним, и опасался того, что они отвернутся от него.
Когда многобожники увидели, какое унижение и бесчестие постигло их божества, они решили, что учинить подобное мог только отчаянный преступник. Они нарекли Иброхима аляйхи ва салям беззаконным злоумышленником, хотя сами они гораздо больше заслуживали этого эпитета. Он разрушил идолов, но они не ведали о том, что этот поступок был одним из его достоинств и свидетельствовал о его справедливости и приверженности Единобожию. Воистину, кто превращает идолов и истуканов в божества, является преступившим все законы мироздания.
وَهُوَ الَّذِي جَعَلَكُمْ خَلاَئِفَ الأَرْضِ وَرَفَعَ بَعْضَكُمْ فَوْقَ بَعْضٍ دَرَجَاتٍ لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَا آتَاكُمْ إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَّحِيمٌ
Он - Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он - Прощающий, Милосердный. (сура «Ан-Аънам», аят 165).
Господь миров создал Вселенную, Галактики, нашу солнечную систему, расстелил нам нашу прекрасную планету, с ее лугами, равнинами, горами, пустынями, разлил моря и океаны. Каких только существ и животных Аллах Табарока ва Тааля не сотворил, деревья, растения, плоды, злаки, разнообразные овощи и фрукты. Человека сделал лучшим творением, дал разум, прекрасный облик, обеспечил жильем, снабдил всевозможными средствами для существования. Всевышний приспособил землю для того, чтобы люди могли строить на ней дома и засеивать поля, а также использовать землю в других полезных целях. Аллах азза ва Джаля создал в ней полезные ископаемые и всевозможные вещества, которые люди используют для повседневной жизни. Он сделал землю плодородной и пригодной для жизни и научил людей пользоваться этими благами. Но люди лишь изредка благодарят Творца всего сущего, Который одарил их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможных несчастий.
Завидев разломанные части идолов, многобожники вспомнили, что совсем недавно юноша по имени Иброхим говорил о пороках и недостатках каменных истуканов. Они поняли, что только он был способен разрушить их божества. Возможно также, что некоторые из них слышали, как Иброхим аляйхи ва салям замышлял незаурядную хитрость против этих истуканов.
Когда они окончательно установили, что именно Иброхим аляйхи ва салям разрушил их идолов, они решили, что он должен предстать перед всем народом, чтобы каждый человек мог увидеть и услышать его. Они также хотели, чтобы весь народ засвидетельствовал то, что будет с каждым, кто осмелится покуситься на идолов. Это полностью совпадало с планом Иброхима аляйхи ва салям, потому что он намеревался разъяснить Истину перед лицом всего народа. Он желал, чтобы все люди, воочию убедились, в Истине и услышали его доказательства.
Когда народ собрался, люди привели Иброхима аляйхи ва салям и спросили его, кто разрушил идолов. Фактически, этот вопрос означал обвинение. Многобожники хотели знать, почему он разрушил идолов.
Иброхим аляйхи ва салям сказал: «Все не так! Старший идол разрушил всех остальных, потому что разгневался на них. А разгневался он, потому что вы поклонялись им наряду с ним. Он хотел, чтобы вы поклонялись только ему одному». Такими словами Иброхим аляйхи ва салям пытался донести Истину до своих соплеменников. Вот почему далее он предложил им разузнать правду у самих идолов. Он сказал: «Спросите у разрушенных идолов, почему они были разрушены. И спросите у старшего из них, почему он разрушил всех остальных. Если они способны говорить, то они непременно ответят вам. Однако всем нам известно, что они не способны разговаривать. Они не обладают даром речи. Они не приносят никакой пользы. Они не причиняют никакого вреда. Они даже не могут защитить себя, когда кто-либо пытается навредить им».
После слов Иброхима аляйхи ва салям многобожники призадумались. Они прислушались к голосу разума и поняли, что поклонение истуканам является заблуждением. И тогда они признались в том, что поступали несправедливо и приобщали к Аллаху Табарока ва Тааля сотоварищей. А это значит, что Иброхим аляйхи ва салям добился поставленной цели и убедил их в том, что поклонение вымышленным богам является порочным и аморальным занятием. Однако ненадолго многобожники пребывали в таком состоянии. Очень скоро они повернули вспять и вернулись в лоно заблуждения. Они сказали ему: «Как ты смеешь насмехаться над нами? Ты велишь нам обратиться за ответом к идолам, хотя тебе прекрасно известно, что они не способны разговаривать».
Иброхим аляйхи ва салям изобличил порочность многобожия на глазах у всего народа и разъяснил людям, что идолы совершенно не заслуживают поклонения. Он сказал: «Неужели вы согласны поклоняться тому, что не способно принести вам пользу или избавить вас от несчастий? Что может быть большим заблуждением, чем ваши воззрения? Что может быть более глупым и безнравственным занятием, чем ваше поклонение? Кто может быть более презренным, чем вы с вашими истуканами? Неужели вы не осознаете своего заблуждения? Вы отказались от здравого смысла и сознательно погрязли в невежестве и отклонении от Истины. А это значит, что даже животные по отношению к вам находятся в более предпочтительном положении».
Доводы Иброхима аляйхи ва салям заставили многобожников замолчать, и они поняли, что им не удастся оправдать свои воззрения. Тогда они решили использовать силу и наказать праведного Пророка. Они вознамерились подвергнуть его самой страшной казни и предать огню. Тем самым они надеялись отомстить ему за своих богов и отстоять свои принципы. Они предпочли поклоняться истуканам, которые нуждались в их помощи. Они избрали для себя беспомощных богов. Когда же они бросили возлюбленного раба Аллаха в огонь, Всевышний повелел пламени обернуться прохладой и спасением для Иброхима. Огонь не причинил ему никаких страданий. Более того, он даже не пережил там неприятных ощущений.
وَلاَ تَيْأَسُواْ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ
«Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». (сура Юсуф, аят 87).
С призывом уверовать в Аллаха Роббиль иззат обратился Иброхим аляйхи ва салям к своим соплеменникам, утверждая, что поклонение идолам, приведет их к страшной участи, и что люди должны чтить и служить только Всевышнему, который создал все сущее, и указал ему единственно правильный путь. Иброхим аляйхи ва салям приводил в пример непознанными для человечества луну и солнце, которым в те времена приписывали силу и могущество, но даже они не способны были исчезнуть или появиться по своему желанию, а только в предписанное им время. Пророк аляйхи ва салям старался объяснить и доказать своим соплеменникам, что Аллах Субхана ва Таала является Единственным Творцом всего мира людей, и что человечеству не требуется видеть и представлять образ Господа миров, для того, чтобы поклоняться Ему.
Пророк аляйхи ва салям говорил людям о том, что на него возложена миссия, чтобы он передал людям это откровение. Его слова были восприняты обществом с таким же недоверием, как воспринял это его отец, но Иброхима аляйхи ва салям это не останавливало – он желал только добра своим соплеменникам, и был огорчен их заблуждением.
Иброхим аляйхи ва салям оказался один против всего своего народа, стараясь доказать и своей семье, и всему своему народу истинность своей веры, и был неуклонен в своем стремлении сообщить людям послание о вере в Аллаха азза ва Джаля. За свою веру он принял страдания – был изгнан и отвергнут своим народом.
Однажды Пророк Иброхим аляйхи ва салям предпринял более активные действия, возмущаясь невежеством своих соплеменников. Он отправился к идолам и попытался уничтожить их, чтобы склонить людей к тому, чтобы они стали поклоняться Всевышнему. Это произошло в день, когда в городе был религиозный праздник, и все жители покинули город. Но Иброхим аляйхи ва салям остался в городе, сославшись на болезнь. Он разломал в храме всех идолов, оставив только самого основного. Когда горожане вернулись, они обнаружили, что их идолы сокрушены, разбиты на куски, и тогда они вспомнили об Иброхиме. И руководители служителей культа отправили за ним, когда его привели, они спросили у него, знает ли он, кто так надругался над идолами. На что Пророк Иброхим аляйхи ва салям ответил, что им следует спросить у самого большого идола, ведь он остался невредимым, тем самым намекая на то, что идолы не способны ни разговаривать, ни тем более совершать какие-либо поступки. Идолопоклонники разозлились на Иброхима аляйхи ва салям и посовещавшись решили заживо сжечь его. Но Пророк проявил стойкость, не дрогнул перед лицом гибели. Когда его катапультировали в огонь, увидев страшно пылающий огонь, ему предлагали помощь, приближенные к Господу миров, Ангелы. Но Иброхим аляйхи ва салям отказался от их услуг, и полностью полагался ни милость Создателя.
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلْ أَفَرَأَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ قُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ الْمُتَوَكِّلُونَ
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» - они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие». (сура «Аз-Зумар», аят 38).
قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ
«Мы повелели, чтобы огонь был прохладен и безопасен для Иброхима». (сура «Ан-Анбия», аят 69).
Твердая вероубежденность (якын) не дала сломиться любимому Пророку Аллаха Табарока ва Тааля. Но Иброхим аляйхи ва салям позволил себе одну слабость, он с горьким сожалением заплакал. Ангелы спросили: «О, Иброхим, почему ты плачешь?» Пророк ответил: «Горе и беды я перенес, но удостоиться обращения Всевышнего, было суждено не мне, а огню. Пусть бы лучше Аллах азза ва Джаля сжег меня во всех кострах земли, но в конце обратился ко мне. Это стало бы для меня дороже всех благ». Господь миров снизошел до Иброхима, и сказал: «О, мой Халиль! Что такое огонь, чтобы Я к нему обратился? Если бы не было Моего благоволения к тебе, то огонь, ни за чтобы, не удостоился Моего внимания».
ولَقَدْ مَكَّنَّـٰكُمْ فِى ٱلْأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَـٰيِشَۗ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ
«Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль-Аъроф», аят 10).
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رِبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِي وَأُمِيتُ قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
Разве ты не знал (о Мухаммад!) того, кто, как слепой, не видел знамений веры и препирался с Иброхимом о Господе и Его Единстве? Поистине, он ослеп и обманулся своей властью, данной ему Аллахом, что отклонило его от Света веры и направило к мраку язычества. Иброхим сказал ему: «Аллах дарует нам жизнь и смерть». Но тот ему ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть, когда решает убить или помиловать человека. Иброхим сказал: «Вот Аллах повелевает солнцу восходить с востока, ты вели ему взойти с запада, если ты действительно Господь, как ты говоришь!» Тот, который не верил, был повергнут в смущение, и перестал препираться с Иброхимом после упомянутого довода, который показал его невежество и тщеславие. Аллах не ведет праведным путем неверных! (сура «Аль-Бакара», аят 258).
Аллах азза ва Джаля рассказал нам истории некоторых предыдущих Пророков аляйхи ва салям, потому что они разъясняют Истину и содержат различные доказательства истинности Единобожия. В этой коранической истории Всевышний сообщил о том, как Его возлюбленный Посланник Иброхим аляйхи ва салям мудро вел диспут с деспотичным правителем Вавилонии Нимрудом, отрицавшим существование Господа миров и оспаривавшим Истину, в которой нельзя усомниться. Факт сотворения и управления Вселенной одним Аллахом Субхана ва Тааля является очевидным и бесспорным, однако деспотичный правитель был настолько обольщен своей властью, что отрицал эту Истину и даже препирался по этому поводу с избранным Посланником Иброхимом аляйхи ва салям, которого Аллах Роббиль иззат одарил знаниями и твердой вероубежденностью. Отстаивая великую Истину, Иброхим аляйхи ва салям заявил, что Аллах - Единственный, Кто создает творения и управляет Вселенной, дарует жизнь и лишает ее (посылает смерть). Он упомянул о жизни и смерти, потому что это - самые яркие проявления власти Аллаха Табарока ва Тааля над творениями. В ответ тиран самодовольно заявил, что он тоже дарует жизнь и смерть. Он имел в виду, что может казнить и миловать, кого пожелает, хотя совершенно ясно, что посредством таких доводов он лишь пытался ввести людей в заблуждение и уклониться от поставленного перед ним вопроса. А суть его заключалась в том, что Всевышний Аллах - Единственный, Кто создает живое из небытия и превращает живое в мертвое, Кто умерщвляет Своих рабов и животных, когда истекает их жизненный срок, посредством созданных для этого причин или без какой-либо причины.
Когда Иброхим аляйхи ва салям осознал, что тиран пускает пыль в глаза и провозглашает ложь, которая может пользоваться спросом среди невежественного народа, он решил представить ему довод, с которым тот будет вынужден согласиться. Он заявил, что Аллах азза ва Джаля заставляет солнце восходить на востоке, и если заявления Нимруда действительно правдивы, то пусть он заставит солнце взойти на западе. Эти слова обескуражили тирана, заставили его замолчать и развеяли сомнения, которые он пытался посеять.
Возлюбленный Аллаха Пророк Иброхим аляйхи ва салям, упомянув второй довод, не отказался от первого. Своими словами он лишь попытался окончательно убедить Нимруда, опровергнуть его слова, привести ему аргумент, который невозможно исказить или перефразировать.
Священные предания, логические аргументы и человеческое естество - все эти доводы свидетельствуют об истинности Единобожия и подтверждают то, что Аллах Субхана ва Тааля один сотворил Вселенную и управляет Своими творениями. Они свидетельствуют о том, что только Аллах Роббиль иззат, обладающий перечисленными выше качествами, заслуживает поклонения. Все Пророки и Посланники аляйхи ва салям единодушно проповедовали этот важный принцип, отрицают который только упрямцы и надменные гордецы, подобные деспотичному Нимруду, и это также свидетельствует о справедливости Единобожия.
Продолжение следует.
Статью приготовил Рузметов Еркин,
(в статье использован тафсир «Аль Мунтахаб»).