بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلاَ تَكُن مِّن الْمُمْتَرِينَ
Истина - от твоего Господа. Потому не будь в числе сомневающихся. (сура «Аль-Имран», аят 60).
هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الأَرْضِ خَلِيفَةً قَالُواْ أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاء وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ قَالُواْ سُبْحَانَكَ لاَ عِلْمَ لَنَا إِلاَّ مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ قَالَ يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَآئِهِمْ فَلَمَّا أَنبَأَهُمْ بِأَسْمَآئِهِمْ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ إِنِّي أَعْلَمُ غَيْبَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَأَعْلَمُ مَا تُبْدُونَ وَمَا كُنتُمْ تَكْتُمُونَ وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلاَئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنَ الْكَافِرِينَ وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَداً حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ فَتَلَقَّى آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ قُلْنَا اهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعاً فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَايَ فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ وَالَّذِينَ كَفَرواْ وَكَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا أُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Он (Аллах) - Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи».
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и в поклонениях восхваляем Тебя?» Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».
«Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: «Назовите мне их имена, если вы говорите правду».
«Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Знающий, Мудрый».
«Он сказал: «О Адам! Поведай им об их именах». Когда Адам поведал им об их именах, Он сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, и знаю, что вы совершаете, открыто и что вы утаиваете?»
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис (будучи из джиннов) отказался, возгордился и стал одним из неверующих».
«Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там в свое удовольствие, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников».
«Сатана же побудил их сойти с пути праведности, и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока».
«Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он - Принимающий покаяние, Милосердный».
«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены».
«А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно». (сура «Аль-Бакара», аяты 29-39).
Огромное количество благ, Аллах Роббиль иззат сотворил для людей, проявляя к ним Свою любовь и милость, чтобы они пользовались и наслаждались ими, и сделали из этого позитивные выводы. Каждый человек должен уверовать, что он сотворен Всевышним, что Его Мудрость и Могущество – Совершенны и Абсолютны. Что отстранится от запретного и следование предписаниям имеет для верующих колоссальные пользы.
После сотворения земли Аллах Субхана ва Тааля приступил к сотворению небес и сотворил их семью небесами. Он придал им совершенный облик и ведает обо всем сущем. Ему прекрасно известно, что попадает в землю и что выходит оттуда, что нисходит с небес и что восходит туда. Он ведает обо всем сокровенном и очевидном.
В этом и во многих других аятах Господь миров упомянул о сотворении Вселенной наряду с упоминанием о Своем безграничном знании.
Аллах азза ва Джаля отмечает в Досточтимом Коране:
وَأَسِرُّوا قَوْلَكُمْ أَوِ اجْهَرُوا بِهِ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Храните ли вы свои речи в секрете или же говорите о них вслух, Он ведает о том, что в груди. Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный, Сведущий?» (сура «Аль-Мульк», аяты 13-14).
Всевышний поведал о том, как начиналось сотворение Адама, прародителя рода человеческого, и его превосходстве над многими другими творениями. Вознамерившись сотворить Адама, Всевышний Аллах сообщил об этом ангелам. Он сообщил им и о том, что собирается сделать его наместником на земле. Тогда ангелы сказали: «Господи! Неужели ты сотворишь того, кто будет распространять на земле нечестие, совершая грехи, и проливать кровь?»
Эти слова являются примером упоминания частного после общего, поскольку Кровопролитие является ужасной формой нечестия. Тем самым ангелы подчеркнули тяжесть убийства и высказали предположение о том, что именно такими негативными деяниями будут заниматься потомки Адама на земле. Наряду с этим они выразили свое почтение Аллаху Табарока ва Тааля и отметили, что Он бесконечно превыше того, что они себе измышляют. Они упомянули о том, что поклоняются Создателю всего сущего самым безупречным образом, и восхваляют Его так, как это подобает Его величию и совершенству. В ответ Творец Вселенной сказал ангелам: «Мне известно об этом наместнике то, чего вы не знаете. Ваши слова опираются на ваши предположения, но Мне известно все сокровенное и очевидное. Я знаю, что сотворение этого наместника заключает в себе намного больше блага, нежели зла».
Достаточно сказать, что среди потомков Адама Всемогущий Господь избрал Пророков и правдивых праведников, и многих других, которые усердствовали на Его пути, чтобы показать Свои знамения всем творениям и предоставить человеку возможность отличиться на пути Аллаха Роббиль иззат. С искренностью совершать другие обряды, на которые не способны остальные творения, этим выявить посредством земного испытания добро и зло, которые скрываются в душах людей, и отделить Своих покорных рабов от непокорных смутьянов. Также раскрыть великое зло, которое сокрыто в душе Иблиса, и изобличить его порочные качества. В этом заключается мудрость сотворения человека, и даже часть этой мудрости является убедительным основанием для его сотворения.
По велению Аллаха Роббиль иззат, определенные ангелы отправились на Землю, чтобы собрать все виды почвы, существующие на ней. Где-то взяли чернозем (темный оттенок), суглинистую почву (коричневый оттенок), известковую (белый оттенок), супесчаную (светло-желтый оттенок). Также почва имеет другие качества: пластичная (мягкая), рыхлая (покладистая), твердая (категоричная), песчанная (рассеянная) и так далее. Смешав собранную почву, Всевышний сотворил Адама, и его потомкам было предопределенно стать разными по внешности и цвету кожи, а также с различными свойственными качествами поведения и характера.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и из нее сотворил пару ей - жену, а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у которого просите помощь во всех делах ваших и именем которого вы друг друга упрашиваете, чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие. Поистине, Аллах - над вами вечный страж! От него ничто из ваших дел не скроется. Он воздаст вам за них!» (сура «Ан-Ниса», аят 1).
В Досточтимом Коране почву, которую использовали для создания Адама, Творец всего сущего определяет несколькими названиями. Это в какой-то степени помогает нам представить процесс сотворения первого человека. Для каждого этапа используется отдельное название почвы. То, что ангелы собирали по всей Земле, названо почвой, иногда Господь называет это глиной. После смешивания с водой почва превращается в глиняную жижу. Затем оставленная сохнуть материя получает название вязкой глины. По прошествии некоторого времени она меняет свет и имеет специфичный запах – темная гладкая глина. Именно из этого вещества Аллах Табарока ва Тааля сформировал тело Адама. Его бездушное тело сохло еще некоторое время и преобразовалось в то, что известно в Коране как «звучащая глина», (как фаянс). Адам был создан из вещества, близкого к гончарной глине, которая звенит при легком постукивании.
Создатель всего сущего вдохнул жизнь в тело Адама. Когда в тело его вошла душа, Адам чихнул и произнес слова «Альхамду лилляхи» (Хвала Аллаху!), и в ответ на эти слова Всевышний наделил первого человека своей милостью.
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الإِنسَانَ مِن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ وَالْجَآنَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلاَئِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِّن صَلْصَالٍ مِّنْ حَمَإٍ مَّسْنُونٍ
«Создавая миры, Мы сотворили две категории живых существ. Мы сотворили человека из густой звучащей глины».
«А мир джиннов Мы сотворили раньше, когда сотворили Иблиса из пылающего огня, который пробивается в поры человеческого тела».
«И вспомни, о Пророк, начало творения, когда твой Творец - Господь миров - объявил ангелам: «Поистине, Я сотворю человека из звучащей густой глины, отлитой в форму и меняющей свой цвет». (сура «Аль-Хиджр», аяты 26-28).
Предыдущие слова ангелов подчеркивали их превосходство над наместником, которого Аллах азза ва Джаля собрался установить на земле, и поэтому Всевышний Аллах пожелал разъяснить им достойные качества Адама и убедить их в его превосходстве. Он научил Адама названиям всех творений и предметов, а также их значениям. Затем Аллах Субхана ва Тааля показал эти творения и предметы ангелам и, чтобы подвергнуть их испытанию, сказал: «Назовите имена этих творений, если ваше предположение относительно вашего превосходства над Моим наместником правдиво».
Ангелы ответили: «Господи! Ты пречист и преславен! Мы не имеем права возражать Тебе и противиться Твоей воле. Нам известно только то, чему Ты научил нас по Своей милости и щедрости. Тебе же известно обо всем сущем, и даже мельчайшая частичка на небесах и на земле не ускользнет от Твоего знания. Ты обладаешь совершенной Мудростью, которая распространяется на все творения и повеления, также свидетельствующие о Твоем бесконечном Могуществе».
Под мудростью подразумевается умение безупречно творить. Ангелы признали совершенное знание и абсолютную мудрость Аллаха азза ва Джаля, а также свою неспособность самостоятельно познать даже мельчайшую вещь. Они признали, что Аллах Табарока ва Тааля оказал им величайшую милость и обучил их всему, что им известно и чего они не знали прежде.
حَدَّثَنِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، عَنْ مَعْمَرٍ، عَنْ هَمَّامٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ، قَالَ: خَلَقَ اللَّهُ آدَمَ وَطُولُهُ سِتُّونَ ذِرَاعًا، ثُمَّ قَالَ: اذْهَبْ فَسَلِّمْ عَلَى أُولَئِكَ مِنَ المَلاَئِكَةِ، فَاسْتَمِعْ مَا يُحَيُّونَكَ، تَحِيَّتُكَ وَتَحِيَّةُ ذُرِّيَّتِكَ، فَقَالَ السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ، فَقَالُوا: السَّلاَمُ عَلَيْكَ وَرَحْمَةُ اللَّهِ، فَزَادُوهُ: وَرَحْمَةُ اللَّهِ، فَكُلُّ مَنْ يَدْخُلُ الجَنَّةَ عَلَى صُورَةِ آدَمَ، فَلَمْ يَزَلِ الخَلْقُ يَنْقُصُ حَتَّى الآنَرواه البخارى، باب حلاوة الإيمان
Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям, а потом Он сказал (ему): «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, и отныне это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И Адам сказал: «Мир вам (Ассаляму аляйкум)», они же ответили (ему): «Мир тебе и милость Аллаха (Ассаляму аляйка ва рохматуллах), добавив к его приветствию слова «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдет в Рай, будет напоминать своим обличьем Адама, что же касается людей, то со времени сотворения Адама, и до сих пор они продолжают уменьшаться в размерах». (приводится имамом Аль-Бухарий).
Господь миров повелел Адаму перечислить названия творений и предметов, которые не смогли перечислить ангелы. Адам исполнил веление Аллаха Субхана ва Тааля, и ангелы убедились, что он превосходит их в знаниях. Ведь так пожелал Всеведущий и Премудрый Творец, преследуя цель установить на земле наместника (холийфа). Аллах Роббиль иззат же сказал: «Разве Я не говорил вам, что Мне известно все сокровенное на небесах и на земле? Разве Я не говорил вам, что ведаю обо всем, что вы совершаете явно и что скрываете?»
Под сокровенным подразумевается все, что мы не видим и не можем созерцать. И если Аллаху Субхана ва Тааля известно сокровенное, то Ему тем более известно все явное и очевидное.
Всевышний повелел ангелам пасть ниц (сделать сажда, земной поклон) перед Адамом и тем самым выразить ему свое почтение. Это было формой поклонения Всевышнему Аллаху и повиновения Его велениям, и поэтому ангелы тотчас пали ниц перед Адамом, и только Иблис не сделал этого. Он надменно отказался выполнить повеление Аллаха Роббиль иззат, и решил, что превосходит Адама.
Он заявил:
وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إَلاَّ إِبْلِيسَ قَالَ أَأَسْجُدُ لِمَنْ خَلَقْتَ طِينًا
«Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» (сура «Аль-Исро», аят 61).
Высокомерие и неповиновение Иблиса были порождением неверия в Мудрость и бесконечные знания Творца, в Его абсолютную справедливость, которое он скрывал до того происшествия. Но случившееся заставило его показать свое враждебное отношение к повелению Аллаха Табарока ва Тааля, и к Адаму, и изобличило его гордыню и надменность.
Эта история также заставляет нас задуматься над качествами прародителя рода человеческого и прародителя рода джиннов. В ней упоминаются достоинства Адама и милости, которыми его одарил Всевышний. В ней сообщается и о лютой ненависти, которую Иблис питает к людям. Из нее можно сделать и много других полезных выводов.
После сотворения Адама и доказательства его превосходства Аллах Субхана ва Тааля оказал ему еще одну огромную милость и сотворил для него из него самого супругу, чтобы они дополняли друг друга, были счастливы, находили в этом существовании умиротворение. Создатель всего сущего позволил им поселиться в Райском саду и питаться вдоволь, где им будет угодно, удивительными плодами и фруктами.
إِنَّ لَكَ أَلَّا تَجُوعَ فِيهَا وَلَا تَعْرَى وَأَنَّكَ لَا تَظْمَأُ فِيهَا وَلَا تَضْحَى
«В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя». (сура «То-ха», аяты 118-119).
Однако им было запрещено приближаться к одному из райских деревьев. О том, каким было это дерево, лучше всего известно Аллаху Роббиль иззат. Он запретил им приближаться к нему для того, чтобы подвергнуть их испытанию, либо по другой причине, которая нам неизвестна. Им было сказано, что если они ослушаются веления Господа миров, то непременно окажутся в числе несправедливых грешников. Подобное предупреждение означало, что этот запрет был категорическим. Стоило об этом узнать врагу человека, как тот принялся наущать Адама и его супругу. Он искушал их призрачными обещаниями и предлагал им отведать запретный плод, пока они не поддались искушению. Всевышний констатирует: «Дьявол стал наущать их, чтобы обнажить их непристойные части души и тела, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными». Он поклялся им: «Воистину, я для вас - искренний доброжелатель». Он низвел их, способствовал выводу из Рая, наущая, натолкнул на грех обманом, и когда они вкусили плоды, от этого дерева, то обнажились их неприличные места, и они стали прикрывать себя райскими листьями. Тогда Господь их воззвал к ним: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что дьявол для вас - явный враг?»
Адам и его супруга польстились на лживые обещания сатаны и послушались его совета. Ему удалось вывести их из Обители блаженства и изобилия и привести в обитель усердного труда и усталости.
Адам и его потомки стали врагами Иблиса и его потомков. Хорошо известно, что враги делают все возможное, чтобы навредить один другому. Они стремятся любыми средствами причинить друг другу вред или лишить оппонента всякого добра. Все это означает, что потомки Адама должны остерегаться сатаны.
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ
«Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он приведет тех, кто за ним последовал к тому, чтобы они стали обитателями страшного пламени». (сура «Фатыр», аят 6).
عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ أَفَتَتَّخِذُونَهُ وَذُرِّيَّتَهُ أَوْلِيَاء مِن دُونِي وَهُمْ لَكُمْ عَدُوٌّ بِئْسَ لِلظَّالِمِينَ بَدَلًا
«Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня, тогда как они - враги вам? Плохая это замена для отклонившихся грешников!» (сура «Аль-Кахф», аят 50).
Затем Аллах азза ва Джаля упомянул о земле, на которую их переселили на определенное время. Она стала для них местом существования, где они могли наслаждаться благами до истечения срока, отведенного для них. А после этого им предстояло отправиться в обитель, для которой они были созданы, и которая была сотворена для них. Земной мир стал для них временным местопребыванием. Он не был их постоянной обителью, а был всего лишь местом для испытания, для набирания благих деяний, чтобы получить за них воздаяние в будущей жизни.
Адам выучил слова покаяния, которые Аллах Табарока ва Тааля внушил ему.
قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон». (сура «Аль-Аъроф», аят 23).
Адам признал свое отклонение, грех, и попросил Аллаха Субхана ва Тааля о прощении, и Создатель всего сущего принял его покаяние, и помиловал его.
Аллах азза ва Джаля всегда принимает покаяния тех, кто раскаивается в грехах и возвращается на путь своего Господа. Сначала Аллах Роббиль иззат вдохновляет раба на покаяние, а затем принимает его тавба (покаяние), когда тот выполняет все его условия и требования. Аллах Табарока ва Тааля является Милосердным Господом, и Его великая милость также проявляется в том, что Всевышний вдохновляет Своих рабов на сожаление и прощает им прегрешения и проступки.
Всевышний еще раз упоминает о низложении Адама и его супруги на землю, чтобы связать их существование на земле с верным руководством от Господа.
О люди! Когда бы ни явилось к вам верное руководство от Аллаха Субхана ва Тааля, когда бы Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, ни принес вам Писание от вашего Господа, которое подскажет вам, как можно приблизиться к Нему и снискать Его благоволение, последуйте за этим руководством. Кто последует за ним, уверовав в Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и в ниспосланное Писание, кто станет руководствоваться их наставлениями, признав правдивость всех рассказов Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, и откровений, выполняя заповеди Писания и остерегаясь всего запрещенного, тот никогда не познает страха и не будет опечален.
قَالَ اهْبِطَا مِنْهَا جَمِيعًا بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى
«Низвергнитесь отсюда вместе, и одни из вас будут врагами других. Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (сура «То-ха», аяты 123–124).
Господь миров сообщает, что принятие верного руководства дает человеку огромные преимущества. Прежде всего, он избавляется от страха и печали. Если человеку пришлось пережить неприятное в прошлом, то это заставляет его печалиться, а если ему предстоит пережить неприятное в будущем, то это вселяет в него страх. Аллах азза ва Джаля сказал, что на прямом пути человек не знает ни страха, ни печали. Им овладевают чувства спокойствия и умиротворенности. Следуя праведным путем, человек оказывается в безопасности и обретает счастливое существование, как при жизни на земле, так и после оставления ее. Он избавляется от боязни, грусти, заблуждения и многих бедствий. Он добивается всего самого заветного и желанного и спасается от всего самого страшного и неприятного.
Но если человек не обращает внимания на верное руководство, отказывается уверовать и отрицает знамения Аллаха Роббиль иззат, то его ожидает совершенно иная судьба. И поэтому далее Всевышний возвестил, что неуверовавшие никогда не покинут Преисподнюю (Ад). Они не смогут освободиться от пламени огня, их страдания не будут облегчены, и никто не окажет им поддержки.
وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ لَمْ يَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُومًا مَّدْحُورًا لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ وَيَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ فَكُلاَ مِنْ حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِينَ فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ لِيُبْدِيَ لَهُمَا مَا وُورِيَ عَنْهُمَا مِن سَوْءَاتِهِمَا وَقَالَ مَا نَهَاكُمَا رَبُّكُمَا عَنْ هَذِهِ الشَّجَرَةِ إِلاَّ أَن تَكُونَا مَلَكَيْنِ أَوْ تَكُونَا مِنَ الْخَالِدِينَ وَقَاسَمَهُمَا إِنِّي لَكُمَا لَمِنَ النَّاصِحِينَ فَدَلاَّهُمَا بِغُرُورٍ فَلَمَّا ذَاقَا الشَّجَرَةَ بَدَتْ لَهُمَا سَوْءَاتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَنَادَاهُمَا رَبُّهُمَا أَلَمْ أَنْهَكُمَا عَن تِلْكُمَا الشَّجَرَةِ وَأَقُل لَّكُمَا إِنَّ الشَّيْطَآنَ لَكُمَا عَدُوٌّ مُّبِينٌ قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ قَالَ اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ قَالَ فِيهَا تَحْيَوْنَ وَفِيهَا تَمُوتُونَ وَمِنْهَا تُخْرَجُونَ يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ يَا بَنِي آدَمَ لاَ يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْءَاتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ
«В рассказах о предках много поучений и назиданий, показывающих, как шайтан старается отвести от вас благое, заблуждая вас и сбивая с истинного пути Аллаха. Мы сотворили вашего праотца Адама и дали ему определенный образ, затем повелели ангелам: «Поклонитесь Адаму!» Все поклонились ему, повинуясь своему Господу, кроме Иблиса, который не повиновался и был из не поклонившихся».
«Аллах спросил Иблиса, осуждая его за неповиновение: «Что мешает тебе почтить Адама, раз Я повелел тебе?» Иблис ответил с упрямством и высокомерием: «Я - лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его - из глины, а огонь возвышеннее глины».
«Аллах наказал Иблиса за его упрямство и тщеславие изгнанием из Рая и сказал ему: Низвергнись же отсюда, где ты был в возвышенном, блаженном месте. Здесь, в Раю, не подобает превозноситься и не повиноваться! Выходи же отсюда! Отныне ты будешь в числе презренных и ничтожных!»
«Иблис сказал Аллаху: «Дай мне отсрочку и не наказывай меня до того Дня, когда Адам и его род будут воскрешены!»
«Аллах ему ответил: «Ты будешь в числе тех, кому дана отсрочка».
«Из-за ненависти и зависти к Адаму, Иблис сказал Аллаху: «За то, что Ты свел меня с прямого пути, клянусь, я буду мешать Адаму и его роду идти по Твоему пути Истины, буду их сбивать с этой стези и вводить в заблуждение всеми возможными способами.
«Клянусь, я буду являться к ним с искушениями и спереди, и сзади, и справа, и слева, и с любой стороны, с которой я смогу подойти к ним, пользуясь любой их неосмотрительностью или слабостью, чтобы искушать их и сбивать их с пути благочестия и веры в Тебя, поскольку от большинства из них Ты не получишь благодарности».
«Аллах еще сильнее стал порицать Иблиса, сказав: «Выходи вон из Рая Моего, повергнутым и опозоренным за твое высокомерие, упорство в неповиновение Твоему Господу, и ты будешь погублен. Тех же, кто последует за тобой из рода Адама, Я введу в ад и наполню огненную пропасть всеми вами!
«О Адам, пребывай со своей супругой в Раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание».
«Шайтан соблазнил их не слушать повеления Аллаха и нашептал им открыть то, что было скрыто из непристойных частей их тела. Шайтан сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали ангелами или не сделались вечными в блаженстве Рая».
«Шайтан поклялся им и повторил клятву, что он им добрый советник».
«Он обольстил их своими лживыми доводами. Когда же они вкусили плоды от этого дерева, перед их глазами открылись неприличные части их тела, и они стали срывать листья с райских деревьев, чтобы прикрыть свою наготу. И Господь стал упрекать их за это, обратив их внимание на грех, который они совершили: «Разве Я не запрещал вам есть плоды с этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш отъявленный враг и не желает вам ни добра, ни блага?!»
«Адам и его супруга ответили, раскаиваясь и умоляя Аллаха простить их: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления. Это привело нас к потере Твоих благ и существования в Раю. Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тягостный урон!»
«Аллах же сказал им и шайтану: «Низвергнитесь! И будете вы врагами друг другу. На земле вам пребывать и пользоваться ее благами на срок, отпущенный вам до смерти».
«На земле вы будете рождаться, будете жить, умирать и в могилах пребывать, и из них вы будете воскрешены в День воскресения».
«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние (добротную одежду), которое скрывает вашу наготу. А одеяние богобоязненности - наилучшее предохранение от наказания. Эти блага - из знамений, утверждающих Истину Аллаха и Его милосердие, чтобы люди всегда помнили Его величие и то, что Он единственный заслуживает поклонения. История Адама - один из рассказов, показывающих, какое наказание ждет за неповиновение Аллаху. Может быть, люди вспомнят об этом, будут повиноваться Аллаху и благодарить Его за блага, посылаемые Им!»
«О сыны Адама! Не слушайте шайтана, и пусть он не искусит вас своими соблазнами, чтобы вы не лишились блага, которое невозможно без признательности и повиновения Аллаху. Не делайте так, как сделал ваш праотец Адам и его супруга, которых искусил шайтан, что было причиной изгнания их из блаженства Рая. Он совлек с них одежду, чтобы показать им непристойные части их тела. Шайтан и его помощники приходят к вам оттуда, откуда вы их не ждете и не видите, не чувствуете их происков, обмана и хитрости. Шайтан не имеет никакой власти над верующими. Он обманывает и обольщает тех, кто не имеет искренности в вере, и не всецело повинуется Аллаху». (сура «Аль-Аъроф», аяты 11-27).
Поскольку поклонение (земной поклон) может быть обращено только Аллаху Субхана ва Тааля, это падение ниц (сажда) было знаком почтения и уважения. Как только душа вошла в тело Адама, он чихнул и произнес «Альхамду лилляхи» (хвала Аллаху). В ответ Господь наделил его Своей Милостью. Хотя это сообщение не приходит в Коране и достоверных хадисах Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, оно упоминается в некоторых тафсирах (комментариях к Корану). Так, в первые же секунды своей жизни Адам был признан почтенным созданием, одаренным беспредельной милостью Господа.
В высказываниях Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, Всевышний сотворил Адама используя какой-то образ. Но ни в коем случае мы не должны размышлять, что Адам аляйхи ва салям может чем-то быть похожим на своего Создателя. Ведь Господь миров уникален во всем. Из многих хадисов мы познаем, что Всевышний наделил Адама некоторыми из своих качеств: милосердие, любовь, свобода воли и так далее. Хотя, милосердие, как и другие качества первого человека, и людей в общем никогда сравниться и сопоставиться с милосердием Аллаха азза ва Джаля.
فَاطِرُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَعَلَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا وَمِنَ الْأَنْعَامِ أَزْوَاجًا يَذْرَؤُكُمْ فِيهِ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ
Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Таким образом Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий. (сура «Аш-Шура», аят 11)
Аллах Роббиль иззат поведал людям о сотворении того, кто стал прародителем их рода. Всевышний создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Он наделил его знаниями о названиях разных вещей и явлений, благодаря чему его внутренний облик стал совершенен. После этого Он приказал благородным ангелам поклониться Адаму, выразив тем самым ему почтение и признав его превосходство. Ангелы повиновались приказу Господа, и только Иблис отказался пасть ниц перед Адамом, поскольку он был высокомерен и надменен. Творец всего сущего сказал Иблису: «Почему ты отказался пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими Руками (Могуществом – Кудротом)? Я оказал ему великую честь, которой не были удостоены другие творения. Почему же ты ослушался Меня и пренебрег Моим приказом?» Иблис возразил Ему: «Я лучше него, поскольку Ты сотворил меня из огня, а его - из глины».
Одного только утверждения Иблиса о том, что он лучше Адама, вполне достаточно для того, чтобы изобличить его порочность. Он говорил о своем превосходстве по причине своего высокомерия и самодовольства, наговаривая на Аллаха Табарока ва Тааля то, о чем у него не было никакого знания. А что может быть еще большим грехом, чтобы не соглашаться с Совершенной Мудростью и Абсолютной Справедливостью Всевышнего. Разве Создатель всего сущего захочет пожелать мучения и страдания Своим творениям. Нам в этой жизни дан определенный багаж знаний и свобода выбора, и мы вольны последовать благому или плохому, и за это наше решение будем получать соответствующее воздаяние.
Иблис был не прав, когда заявил о превосходстве огня над глиной и землей, потому что земля является смиренным и спокойным созданием, пригодным для земледелия. Она приносит много благ, на ней растут деревья и всевозможные растения, тогда как огонь - неугомонное и безрассудное создание, которое сжигает и уничтожает.
Совершив свой скверный поступок, Иблис поступил очень низко. Господь миров сказал ему: «Низвергнись из Рая! Никому не подобает превозноситься здесь, поскольку Рай - обитель для безгрешных и благородных творений. Здесь не место горделивым, скверным и ничтожным существам». Унижение и презрение стали ему воздаянием за то, что он возгордился и был доволен собой.
Когда Сатана открыто заявил о своей непокорности Аллаху Субхана ва Тааля, и ненависти, Адаму и его потомкам, он попросил предоставить ему отсрочку до наступления Дня воскресения. Он горел желанием ввести в заблуждение столько потомков Адама, сколько ему удастся. Мудрость Аллаха азза ва Джаля также требовала того, чтобы его рабы прошли через испытание, ибо только так можно отличить правдивых людей от лжецов, а покорных Аллаху Роббиль иззат праведников - от приспешников неверного шайтана. Поэтому Всевышний удовлетворил просьбу Иблиса и предоставил ему отсрочку.
Никто не должен терять надежду на милость Аллаха Роббиль иззат, но бунтарство и безрассудство для Иблиса, было более желательно его нутру. Он сказал: «Я непременно засяду на прямом пути и сделаю все возможное, чтобы помешать людям следовать им. Я буду подходить к ним со всех сторон и использовать любую возможность, чтобы добиться желаемого хотя бы частично».
Сатана понимал, что потомки Адама слабы, и многие из них будут пренебрегать своими обязанностями. Помимо этого, он был уверен, что сделает все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение. Поэтому он предположил, что большинство людей будут неблагодарны, и его догадки в какой-то мере сбываются и по сегодняшние дни. Благодарить надлежащим образом могут те, кто следует праведным путем. Иблис же вознамерился сбить людей с этого пути и помешать им стать благодарными рабами.
إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ
«Воистину, сатана является врагом всему роду человеческому, от Адама вашего праотца. Не обманывайтесь его ложными обещаниями, а считайте его врагом. Тех, кто следует за ним, он ведет только к пылающему адскому огню, и никуда больше. (сура «Фатыр», аят 6).
Аллах Табарока ва Тааля оповестил нас о высказываниях и намерениях Иблиса, чтобы мы знали о явном враге, приняли меры предосторожности и всегда были готовы к встрече с этим неприятелем. Это великая милость Господа миров, Его воля остеречь нас, чтобы мы убереглись от происков сатаны, изучив пути, которыми следует он, и способы через которые он может воздействовать.
Когда Иблис закончил свою речь, Аллаху азза ва Джаля сказал ему: «Ты покинешь Райские сады так, как это подобает ничтожным и презренным творениям. Ты будешь бесчестным, униженным и отвергнутым. Ты лишишься Моей милости и всех благ. А если кто-нибудь из людей последует за тобой, то знайте, что «огненная геенна» будет заполнена тобой и всеми твоими последователями».
Создатель всего сущего предостерег Адама от зла, которое ему мог причинить сатана. Наряду с этим Он велел Адаму и его супруге Хавве, сотворение которой тоже было проявлением милости по отношению к нему, поселиться в Райских садах, питаться любыми блаженными дарами и наслаждаться прелестями, но не приближаться к определенному дереву - есть его плоды им было запрещено. Аллах Субхана ва Тааля лучше известно, что это было за дерево, и упоминание его названия не принесло бы нам никакой пользы. Адаму и Хавве было запрещено питаться его плодами, и Всевышний сообщил, что в противном случае они окажутся несправедливыми грешниками, которые приступили запретные каноны. Адам и Хавва исправно выполняли предписание Аллаха Роббиль иззат, пока заклятый враг не явился к ним. Он принялся наущать их и обманом ввел их в заблуждение. «Господь запретил вам питаться плодами этого дерева, чтобы вы не уподобились ангелам и не обрели жизнь вечную. Поверьте мне, ведь я искренне желаю вам добра. Именно поэтому я открыл вам эту тайну», - сказал сатана. Его слова обольстили людей, и страстное желание ослепило их разум.
Сатана способствовал потери Адама и Хаввы, той возвышенной, блаженной ступени, которую они занимали благодаря тому, что целомудренно сторонились ослушиваться веления Творца. Лукавый натолкнул их в скверну грехов, и они вкусили плоды запретного дерева. Но стоило им только попробовать их, как обнажились их неприличные части тела, которые прежде были сокрыты от их взоров. Богобоязненность, будучи их духовным одеянием, влияла и на их внешний облик, но после совершения греха, их непристойные места оголились, и они стали стыдиться друг друга и торопились прилеплять на свое тело листья райских деревьев, прикрывая ими непристойные для взоров места. Тогда Господь обратился к ним с укором и порицанием: «Разве вам не было запрещено питаться плодами этого дерева? Разве вам не было сказано, что сатана - ваш заклятый враг? Почему же вы совершили запрещенное и послушались его?»
Милость Аллаха Табарока ва Тааля превосходит Его гнев, Создатель даровал Свое милосердие Адаму и Хавве, внушил им слова покаяния. Аллах азза ва Джаля увидев в их сердцах сожаление о совершенном грехе, и принял их раскаяние. Они признали свое прегрешение, попросили Его о прощении: «Господь наш! Мы совершили поступок, совершать, который нам было запрещено, и сами себе навредили. Мы совершили грех, который может повлечь за собой великий ущерб, если только Ты не простишь нас. Прости же наше прегрешение, избавь нас от наказания, прими наше покаяние и убереги нас от подобных поступков в дальнейшем».
فَوَسْوَسَ إِلَيْهِ الشَّيْطَانُ قَالَ يَا آدَمُ هَلْ أَدُلُّكَ عَلَى شَجَرَةِ الْخُلْدِ وَمُلْكٍ لَّا يَبْلَى فَأَكَلَا مِنْهَا فَبَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَعَصَى آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى
Но сатана стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти?»
Они оба поели с него, и тогда им стали видны их неприличные части тела. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение.
Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь. (сура «То-ха», аяты 120-122).
Что же касается Иблиса, то он не перестал грешить и творить запретные и предосудительные поступки. Поэтому, если люди поступают по примеру Адама, признают свои прегрешения, просят прощения, сожалеют о содеянном и перестают ослушаться Господа, то Он делает их своими избранниками и наставляет на праведный путь. Но если они уподобляются Иблису, совершая грехи и приумножая свое нечестие и отклонения, то Аллах Субхана ва Тааля отдаляет их от себя.
Творец всего сущего обратился к Адаму и Хавве и велел им покинуть Райские сады. Аллах Роббиль иззат велел им снизойти на землю вместе с Иблисом, чтобы всем стало ясно, что дьяволы будут неразлучно следовать за людьми. Иблис действительно не отлучается от человека, следует за ним по пятам и делает все возможное для того, чтобы ввести в заблуждение нас, потомков Адама аляйхи ва салям.
Из этого можно заключить, что Господь миров изгнал Адама, Хавву и Иблиса из Райских садов на землю, где им суждено оставаться врагами друг другу. Земля стала для них временной обителью, в которой они получили возможность наслаждаться и пользоваться мирскими благами до определенного времени.
После низведения Адама, его супруги и потомков на землю, Аллах Табарока ва Тааля поведал о том, что произойдет с ними на земле: там им предстоит прожить целую жизнь, преисполненную искушений и испытаний. К ним будут отправлены Посланники аляйхи ва салями, ниспосланы Писания, после чего они умрут и будут преданы земле. А когда все потомки Адама проживут отведенный для них срок, Всевышний воскресит людей, выведет их из земли и поселит в обители, которая станет для них последним пристанищем.
Аллах азза ва Джаля напомнил людям о милости, которую Он оказал им, наделив их всем необходимым для одеяния. Под одеянием здесь подразумевается не только добротная одежда, но и вкусная еда, напитки, прекрасные спутницы жизни, всевозможный комфорт и многое другое.
Создатель наделил Своих рабов всем, что им необходимо и даже более того, и разъяснил, что стремление к накоплению мирских благ не являются смыслом человеческой жизни. Он ниспослал их для того, чтобы люди использовали это свое существование для поклонения и повиновения Ему. Именно поэтому далее Аллах Субхана ва Тааля сообщил, что самое лучшее одеяние - это богобоязненность. Она лучше мирской одежды, поскольку остается с человеком навсегда. Она не стареет и не изнашивается, всегда оставаясь украшением сердца и души. Что же касается земной одежды, то ею можно прикрыть непристойные части тела в определенное время или же в нее можно принарядиться, однако она не может принести человеку иную пользу. Кроме того, если человек лишен одежды, то его неприличные части тела обнажаются, но это не причиняет ему вреда, поскольку он стеснен обстоятельствами. Если же он лишен богобоязненности, то обнажаются его духовные пороки, что обрекает его на позор и бесчестие в будущем. Вот почему одеяние является одним из знамений Всевышнего, благодаря которому люди могут отличить то, что может принести им пользу, от того, что причиняет им вред, и воспользоваться внешним одеянием для того, чтобы привести в порядок свое душевное состояние.
حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ، قَالَ: حَفِظْنَاهُ مِنْ عَمْرٍو، عَنْ طَاوُسٍ: سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: احْتَجَّ آدَمُ وَمُوسَى، فَقَالَ لَهُ مُوسَى: يَا آدَمُ أَنْتَ أَبُونَا خَيَّبْتَنَا وَأَخْرَجْتَنَا مِنَ الجَنَّةِ، قَالَ لَهُ آدَمُ: يَا مُوسَى اصْطَفَاكَ اللَّهُ بِكَلاَمِهِ، وَخَطَّ لَكَ بِيَدِهِ، أَتَلُومُنِي عَلَى أَمْرٍ قَدَّرَهُ اللَّهُ عَلَيَّ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَنِي بِأَرْبَعِينَ سَنَةً؟ فَحَجَّ آدَمُ مُوسَى، فَحَجَّ آدَمُ مُوسَى، ثَلاَثًا رواه البخارى، باب حلاوة الإيمان
Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Адам и Муса препирались между собой. Муса сказал ему: «О Адам. Ты наш праотец, и это ты способствовал потери нами блаженного места и выводу нас из Рая.» Адам скажет ему: «О Муса, Аллах избрал тебя, чтобы говорить с тобой, и записал для тебя (Тору) Рукою Своей. И ты порицаешь меня за то, что я совершил нечто такое, что Аллах азза ва Джаля предопределил мне совершить за сорок лет до того, как Он создал меня?» Так Адам убедил своими доводами Мусу - повторив это трижды». (приводится имамом Аль-Бухарий).
Шайтон применил весь свой потенциал, ложь, хитрость, лесть, усыпил бдительность Адама и Хаввы, что они забыли заветы и наставления Господа миров. Человек создан слабым, и порой подвержен искушениям. Мы очень часто проводим какое-то время в беспечности, и также бывает, не противостоим своим желаниям и страстям. Но всегда есть возможность выбора, и за это решение, нам придется нести ответственность. И если ваше деяние оказалось неверным или даже греховным, пока жизнь не закончилась, есть время раскаяться за содеянное, перед Аллахом Субхана ва Тааля, и все исправить. Не нужно оправдываться перед людьми, а покается перед Всевышним, и вымолить у Него прощение.
Аллах Роббиль иззат предостерегает род человеческий от повиновения сатане, чтобы он не смог поступить с ними также, как поступил с праотцем Адамом.
Шайтон приукрашивает перед вами преступление границ запретного, призывает и толкает вас совершать грехи и одурманивает ваше сознание на неповиновение. Но мы должны быть стойкими, не обольщаясь его наущениями, поскольку так ему удалось вывести из Рая ваших прародителей. Он явился причиной, что они были лишены их возвышенного положения и снисхождение их на более низкую ступень. А теперь он стремится таким же образом обойтись с вами. Он не оставляет вас в покое и делает все возможное, чтобы ввести вас в искушение. Поэтому остерегайтесь его, будьте бдительны к его проискам и не забывайте о путях, по которым сатана может приблизиться к вам. Воистину, сатана, его помощники и приспешники преследует вас постоянно без каких-либо затруднений, и наблюдают за вами оттуда, где вы их не видите. Им подвластны только неверующие, поскольку отсутствие веры - залог близости человека к дьяволам. Также не следование предписаниям религии и не отстранение от греховного, не отдалит козни лукавого, и может привести к ужасному концу в этой и будущей жизнях.
إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُم بِهِ مُشْرِكُونَ
«Если же вы искренне просите Аллаха спасти вас от искушений шайтана, Он защитит вас от него и от его соблазнов и искушений. Ведь шайтан не может влиять на тех, чьи сердца наполнены верой в Аллаха, которые обращаются к Нему Единому за помощью и которые полагаются только на Него».
«Шайтан опасен и имеет власть над теми, в сердцах которых нет веры и любви к Аллаху, и поэтому они не имеют защитника от шайтана и его искушений. Они слушали его, как слушает человек своего друга, и он своим искушениями соблазнил их придать Аллаху сотоварищей, которые не в состоянии принести им пользу или отвратить от них вред». (сура «Ан-Нахль», аяты 99-100).
وعن أنس -رضي اللَّه عنه- قال: سمعتُ رسولَ اللَّهِ ﷺ يقولُ: ﴿قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: يَا ابْنَ آدَمَ، إنَّكَ مَا دَعَوْتَنِي وَرَجَوْتَنِي غَفَرْتُ لكَ عَلَى مَا كَانَ مِنْكَ وَلاَ أُبَالِي، يَا ابْنَ آدَمَ، لَوْ بَلَغَتْ ذُنُوبُكَ عَنَانَ السَّمَاءِ، ثُمَّ اسْتَغْفَرْتَنِي، غَفَرْتُ لَكَ وَلاَ أُبَالِي، يا ابْنَ آدَمَ، إنَّكَ لَوْ أَتَيْتَنِي بِقُرَابِ الأَرْضِ خَطَايَا، ثُمَّ لَقِيتَنِي لا تُشْرِكُ بِي شَيْئاً، لأَتَيْتُكَ بِقُرابِهَا مَغْفِرَةً﴾. رواه الترمذي، وقال: حديث حسن.
﴿عَنَانَ السَّمَاءِ﴾ بفتح العين: قِيلَ هُوَ السَّحَابُ، وَقِيلَ: هُوَ مَا عَنَّ لَكَ مِنْهَا، أيْ ظَهَرَ. ﴿وَقُرَابُ الأرْضِ﴾ بضم القاف، ورُوي بكسرِها، والضم أشهر. وَهُوَ ما يُقَارِبُ مِلأَها
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Аллах азза ва Джаля сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных (аънан ас-сама), а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с таким количеством грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи». (приводится имамом Ат-Тирмизи).
وَمَا أَرْسَلْنَـٰكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَـٰلَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (сура «Аль-Анбия», аят 107).
Опираясь на великую мысль этого аята, Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям спросил у Джибриля аляйхи ва салям: «Ты ведь тоже часть творений, ты предводитель ангелов, а ты сам ощутил эту милость?» На что Джибриль аляйхи ва салям ответил: «О Мухаммад, клянусь Аллахом, среди Пророков, ты являешься самым любимым, я еще не был послан ни к кому, кого бы любил больше тебя. Благодаря тебе я обрел покой. Что Джибрил аляйхи ва салям имел в виду под этим. Я переживал за свою судьбу пока Аллах Субхана ва Таала , не отправил тебе в Своем откровении следующие слова: «Обладающего силой и мощью и знающего высокое положение при Владыке Трона». До ниспослания этого аята Джибриль аляйхи ва салям был в сомнении о своем предназначении, ведь он был свидетелем страшной участи, постигшей Иблиса. Но когда Аллах Роббиль иззат отправил эти слова Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, Джибриль аляйхи ва салям почувствовал милость, ниспосланную через Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. И для нас мусульман, это огромная милость, следование путем Истины, ниспосланную, завершающему плеяду Пророков, Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям.
رَّسُولاً يَتْلُواْ عَلَيْكُمْ ءَايَـٰتِ ٱللَّهِ مُبَيِّنَـٰتٍ لِّيُخْرِجَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ مِنَ ٱلظُّلُمَـٰتِ إِلَى ٱلنُّورِۚ وَمَن يُؤْمِن بِٱللَّهِ وَيَعْمَلْ صَـٰلِحًا يُدْخِلْهُ جَنَّـٰتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَـٰرُ خَـٰلِدِينَ فِيهَا أَبَدًاۖ قَدْ أَحْسَنَ ٱللَّهُ لَهُۥ رِزْقًا
«Аллах направил к вам благородного, достойного Посланника, чтобы он читал вам аяты Корана, различающие Истину от лжи, и вывел тех, которые уверовали и совершали благочестивые деяния, из мрака заблуждения к Свету руководства к верному пути. А кто верует в Аллаха, вершит благодеяния, того Аллах введет в райские сады, где текут реки, и там он вечно пребывать будет. Поистине, Аллах даровал благочестивым верующим прекрасный удел!» (сура «Аль-Толяк», аят 11).
Статью подготовил Рузметов Еркин.
(в материале использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).