Зависть приводит к губительным грехам и ужасной участи

Зависть приводит к губительным грехам и ужасной участи

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم  

اسْتِكْبَارًا فِي الْأَرْضِ وَمَكْرَ السَّيِّئِ وَلَا يَحِيقُ الْمَكْرُ السَّيِّئُ إِلَّا بِأَهْلِهِ فَهَلْ يَنظُرُونَ إِلَّا سُنَّتَ الْأَوَّلِينَ فَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ اللَّهِ تَبْدِيلًا وَلَن تَجِدَ لِسُنَّتِ اللَّهِ تَحْوِيلً

 

«Эти возгордившиеся неверные сильно превознеслись и опровергли Пророка и Истину - веру, - к которой он призывал их, и ухищрялись во зле, как шайтан, который сбил их с прямого пути истинной веры и направил их против Пророка. Злые ухищрения наносят вред только тем, кто творит их. Неужели они ждут того же, что сделало повеление Аллаха с предшествующими неверными народами, которые были до них? И не произошло у Аллаха изменений в отношении наказания неверных народов, на которые могли надеяться эти хитрые нечестивцы и которые дали бы им повод полагать, что с ними не случится того же, что случилось с предшественниками. Нет, ты не найдешь изменений в законе Аллаха!» (сура «Фатыр», аят 43).


وَعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَا هُنَا، - وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، - بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите покупать, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок. И будьте, рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - здесь!» Тут он трижды показал на свою грудь, а затем сказал: «С человека достаточно зла, если он презирает своего брата-мусульманина. Мусульмане целиком неприкосновенны друг для друга: неприкосновенны их кровь, имущество и честь». (приводится имамом Муслимом).

Хадис 1498

Хасад - это зависть, которая гложет, и переворачивает все нутро, того, кто не пытается избавится от этого недуга. Завистник не успокаивается даже после того, когда, кому он завидует, не утратит объект зависти. Это один из губительных грехов, который приносит вред в первую очередь для самого завистника. Мусульманин не имеет права носить и давать развиваться этой болезни в себе, так как это введет его в ряды лицемеров. Однозначно «черная» зависть (хасад) и вера (иман) не могут вместе присутствовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе. Хасад - душевное заболевание, очень опасное, которая станет причиной потери всех благих дел.

وَمَن يَعْشُ عَن ذِكْرِ الرَّحْمَنِ نُقَيِّضْ لَهُ شَيْطَانًا فَهُوَ لَهُ قَرِينٌ

«А кто пренебрежительно отвращается от восхваления и поминания Аллаха, и следованию, ниспосланных Им канонов и заветов, к тому Мы приставим сатану, который завладеет его разумом, и будет всегда наущая его, вводить в заблуждение». (сура «Аз-Зухруф», аят 36).

نتيجته على اللسان أن يقول: أنا وأنا كما قال إبليس اللعين: أنا خير منه، خلقتني من نار، وخلقته من طين 

Кибр – это гордость, видение себя лучше других. Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто имеет в сердце хоть малую частицу гордости, не почувствует благоухание Рая». Проявление гордости бывает на языке, когда превозносит свое «Я», как говорил Сатана: «Я лучше Адама, Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины».

قال النبي صلى الله عليه وسلم: الحسد يأكل الحسنات كما تأكل النارالحطب

Хасад – это зависть к кому-либо из-за блага, дарованного Всевышним Аллахом, когда завистник желает лишения этих благ его обладателя. Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Зависть съедает благие деяние подобно огню, сжигающему дрова». 

وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى ۝  فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى

А тому, кто боялся Величия и Могущества своего Господа и удерживал свою душу от нечестивых страстей, прибежищем будут Райские сады, и ничто другое. (сура «Ан-Назиаът», аят 40-41).

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «انْظُرُوا إِلَى مَنْ هُوَ أَسْفَلَ مِنْكُمْ، وَلَا تَنْظُرُوا إِلَى مَنْ هُوَ فَوْقَكُمْ، فَهُوَ أَجْدَرُ أَنْ لَا تَزْدَرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те блага, которыми одарил вас Аллах азза ва Джаля». (приводится имамами Аль-Бухари и Муслимом).

 

وَعَنْ قُطْبَةَ بْنِ مَالِكٍ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «اللَّهُمَّ جَنِّبْنِي مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ، وَالْأَعْمَالِ، وَالْأَهْوَاءِ، وَالْأَدْوَاءِ». أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيُّ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ وَاللَّفْظِ لَهُ

 

Передается от Кутбы ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах! Избавь меня от дурного нрава, плохих деяний, низменных страстей и болезней». (приводится имамами Ат-Тирмизи и Аль Хакимом).

Зависть считается одним из первых грехов, после кибра (гордости). Иблис (сатана) предполагал, что Аллах Роббиль иззат, определил ему особый статус, но как выяснилось, это было предназначено Адаму аляйхи ва салям. Все его надежды не состоялись, и еще он должен был в знак признательности со всеми Ангелами, поприветствовать, первого человека, земным поклоном. Это Воля Создателя всего сущего, Который даровал Адаму аляйхи ва салям привилегированное положение. Иблис ослушался Всевышнего, за что был проклят, и изгнан. Сатана выпросил временную отсрочку наказания, и можно было бы осознать и покаяться, но нет, его страшная и безобразная сущность, всеми силами и мерзким старанием, стало вредить Адаму аляйхи ва салям, и всему человечеству, которые были и будут существовать до Судного дня .

وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ لَمْ يَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ۝  قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ ۝  قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ ۝  قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ ۝  قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ ۝  قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ۝  ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ ۝ قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُومًا مَّدْحُورًا لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ ۝  وَيَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ فَكُلاَ مِنْ حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِينَ ۝  فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ لِيُبْدِيَ لَهُمَا مَا وُورِيَ عَنْهُمَا مِن سَوْءَاتِهِمَا وَقَالَ مَا نَهَاكُمَا رَبُّكُمَا عَنْ هَذِهِ الشَّجَرَةِ إِلاَّأَن تَكُونَا مَلَكَيْنِ أَوْ تَكُونَا مِنَ الْخَالِدِينَ ۝  وَقَاسَمَهُمَا إِنِّي لَكُمَا لَمِنَ النَّاصِحِينَ ۝  فَدَلاَّهُمَا بِغُرُورٍ فَلَمَّا ذَاقَا الشَّجَرَةَ بَدَتْ لَهُمَا سَوْءَاتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَنَادَاهُمَا رَبُّهُمَاأَلَمْ أَنْهَكُمَا عَن تِلْكُمَا الشَّجَرَةِ وَأَقُل لَّكُمَا إِنَّ الشَّيْطَآنَ لَكُمَا عَدُوٌّ مُّبِينٌ ۝  قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ ۝  قَالَ اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ ۝  قَالَ فِيهَا تَحْيَوْنَ وَفِيهَا تَمُوتُونَ وَمِنْهَا تُخْرَجُونَ ۝  يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ ۝  يَا بَنِي آدَمَ لاَ يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْءَاتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْهُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ 

«В рассказах о предыдущих поколениях много поучительных назиданий, показывающих, как шайтан старается отвести от вас благое, заблуждая вас и сбивая с праведного пути Аллаха. Мы сотворили вашего праотца Адама и дали ему определенный облик, затем повелели ангелам: «Поклонитесь Адаму!» Все поклонились ему, повинуясь своему Господу, кроме Иблиса, который не повиновался и не стал оказывать почтение».

«Аллах спросил Иблиса, осуждая его за неповиновение: «Что мешает тебе выразить уважение Адаму, раз Я повелел тебе?» Иблис, проявляя упрямство, ответил с надменной гордостью и высокомерием: «Я - лучше Адама, ибо Ты сотворил меня из огня, а его - из глины, а огонь благороднее глины».

«Аллах наказал Иблиса за его упрямство и тщеславие изгнанием из Рая и сказал ему: «Низвергнись же отсюда, где ты был в возвышенном блаженном месте. Здесь, в Раю, не подобает превозноситься и не повиноваться! Выходи же отсюда! Отныне ты будешь в числе презренных и ничтожных!»

«Иблис сказал Аллаху: «Дай мне отсрочку и не губи меня до того Дня, когда Адам и его род будут воскрешены!»

«Аллах ему ответил: «Ты будешь в числе тех, кому будет отложено наказание».

«Из-за ненависти и зависти к Адаму, Иблис сказал Аллаху: «За то, что Ты свел меня с истинного пути, клянусь, я буду мешать Адаму и его роду идти по Твоему праведному пути, буду их сбивать с этой стези и вводить в заблуждение всеми возможными способами».

«Клянусь, я буду являться к ним с искушением и спереди, и сзади, и справа, и слева, и со всех возможных сторон, с которой я смогу подойти к ним. Пользуясь любой их неосмотрительностью или слабостью, чтобы соблазнять их и сбивать их с пути благочестия и веры в Тебя, поскольку от большинства из них Ты не получишь благодарности».

«Аллах еще сильнее наказал Иблиса, сказав: «Выходи вон из Рая Моего, повергнутым и опозоренным за твое высокомерие, упорство и неповиновение своему Господу, и ты будешь погублен. Тех же, кто последует за тобой из рода Адама, Я введу в ад и наполню геенну всеми вами!»

«О Адам, пребывай со своей супругой в Раю блаженства и наслаждайтесь всем, что в нем есть. Вкушайте все, что хотите, но не прикасайтесь к этому дереву, чтобы не стать нечестивыми грешниками, несправедливыми к себе, вызывающими наказание за непослушание».

«Шайтан соблазнил их не слушать повеления Аллаха и нашептал им открыть то, что было скрыто из неприличных частей их тела. Шайтан сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали ангелами или не сделались вечными в блаженстве Рая».

«Шайтан поклялся им и повторил клятву, что он им добрый советник».

«Он обольстил их своими соблазнами. Когда же они вкусили плоды от этого дерева, перед их глазами открылись непристойные части их тела, и они стали срывать листья с райских деревьев, чтобы прикрыть свою наготу. И Господь стал упрекать их за это, обратив их внимание на грех, который они совершили: «Разве Я не запрещал вам, есть плоды с этого дерева и не говорил вам, что шайтан - ваш очевидный враг и не желает вам ни добра, ни блага?!»

«Адам и его супруга ответили, раскаиваясь и умоляя Аллаха простить их: «Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления. Это привело нас к потере Твоего блага и Рая. Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжелый урон!»

 «Аллах же сказал им и шайтану: «Низвергнитесь! И будете вы врагами друг другу. На земле вам пребывать и пользоваться ее благами на срок, отпущенный вам до смерти».

«На земле вы будете рождаться, будете жить, умирать, и в могилах пребывать, и из них вы будете воскрешены в День воскресения».

«О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое скрывает вашу наготу, и красивые наряды. А одеяние богобоязненности - лучшее предохранение от наказания. Эти блага - из знамений, утверждающих Истину Аллаха и Его милосердие, чтобы люди всегда помнили Его Величие и то, что Он единственный заслуживает поклонения. История Адама - один из рассказов, показывающих, какое наказание ждет за неповиновение Аллаху. Может быть, люди вспомнят об этом, будут повиноваться Аллаху и благодарить Его за блага, посылаемые Им!»

«О сыны Адама! Не слушайте шайтана, и пусть он не искусит вас своими соблазнами, чтобы вы не лишились блага, которое невозможно без признательности и повиновения Аллаху. Не делайте так, как сделал ваш праотец Адам и его супруга, которых искусил шайтан, что было причиной изгнания их из Рая блаженства. Он совлек с них одежду, чтобы показать им бесстыдные части их тела. Шайтан и его помощники приходят к вам оттуда, откуда вы их не ждете и не видите, не чувствуете их козней, обмана и хитрости. Шайтан не имеет никакой власти над верующими. Он обманывает и обольщает тех, кто не совсем искренне уверовал и не полностью повинуется Аллаху». (сура «Аль-Аъроф», аяты 11-27).

В каждом человеке Аллах Субхана ва Тааля заложил много прекрасных качеств. Но разве человек идеален, и наряду с положительным нравом, также присутствуют отрицательные стороны нашей души (нафса). Мудрость Всевышнего и состоит в том, что мы люди испытываемся на протяжении всей жизни. Ежедневно в процессе нашего существования возникают ситуации, где естественно проявляются наши эмоции. Мы радуемся чему-то, а также немало огорчаемся. У некоторых людей, происходящие с ними хорошие события, доводят их до ликования, их все нутро торжествует, и порой праздничное веселье продолжается продолжительное время. А есть люди, которые сталкиваясь с трудной ситуацией, уходят в тяжелое уныние, они начинают считать себя несостоятельными людьми, они обижены на жизнь, и становятся озлобленными на весь мир, и даже ко многим людям у них образуется неприязнь. Все это проникает в душу, и гнев только нарастает. Это ограниченность и невежество людей, в первую очередь недовольство предопределением Аллаха азза ва Джаля. Господь миров обусловил вам определенную судьбу, назначил ваш срок жизни, ваш пол, внешность, здоровье, ваше материальное состояние. Разве может быть виновным ваш близкий родственник, что он красивее или сильнее вас, или что ваш сосед финансово более состоятельный, чем вы, или что ваш коллега умнее и успешнее вас. Если человек имеет разум, он должен просто на данный момент успокоится, поблагодарить за все блага Аллаха Роббиль иззат, проанализировать свои упущения в жизни, в работе, в бизнесе, в учебе, а не следовать пагубным и недостойным побуждениям отрицательной части своего эго. Ведь любая неприятность, это временное явление, как наша молодость, здоровье, благосостояние и конечно жизнь.  

عَنْ صُهَيبٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : عَجَبًا لِأَمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ خَيْرٌ وَلَيْسَ ذَاكَ لِأَحَدٍ إِلَّا لِلْمُؤْمِنِ إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ

Передается от Сухайба бин Синан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Положение верующего (муъмина) достойно зависти и изумления. Ибо в каждом состоянии для него есть благо. Такая  особенность присуща только верующему (муъмину). Если он пребывает в благополучии, он благодарит, и в этом благо для него. Если на него обрушилось несчастье, он терпит. И в этом также добро для него».

 وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ 

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. (сура «Аль-Маъида», аят 2). 

 

عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب

 

Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху азза ва Джаля , Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них». (приведено имамом Тобароний).

 

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ  ۝  لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَاْ بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لَأَقْتُلَكَ إِنِّي أَخَافُ اللّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ  ۝  إِنِّي أُرِيدُ أَن تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ وَذَلِكَ جَزَاء الظَّالِمِينَ ۝  فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ ۝  فَبَعَثَ اللّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ ۝ مِنْ أَجْلِ ذَلِكَ كَتَبْنَا عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنَّهُ مَن قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًاوَلَقَدْ جَاء تْهُمْ رُسُلُنَا بِالبَيِّنَاتِ ثُمَّ إِنَّ كَثِيرًا مِّنْهُم بَعْدَ ذَلِكَ فِي

الأَرْضِ لَمُسْرِفُونَ

 

«Зависть, порой перерастает в ненависть – и это имеется в характере некоторых людей. Прочти (о Мухаммад!) иудеям истину о двух сыновьях Адама, каждый из которых сделал пожертвование Аллаху, стремясь получить Его благоволение. Но Аллах принял жертву только у одного из них за его искренность. Тот, чью жертву Аллах не принял, стал завидовать своему брату. Он возненавидел брата и, угрожая ему, сказал: «Я убью тебя!» Другой ответил, что Аллах принимает благодеяния только от праведных и богобоязненных».

«И он добавил: «Если же шайтан ввел тебя в заблуждение, и ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не поступлю, как ты, и не подниму свою руку на тебя. Я боюсь наказания Аллаха, Господа миров!»

«Я не буду сопротивляться тебе, когда ты будешь убивать меня, чтобы ты взял на себя бремя этого греха вместе с другим грехом - лицемерием по отношению к Аллаху, - и будешь ты среди обитателей огня в будущей жизни. Это - справедливое воздаяние Аллаха неправедным грешникам».

«Душа его, под тяжестью дурных страстей, позволила ему легко преступить через родственные чувства и убить брата. Он убил своего брата и стал для Аллаха из потерпевших убыток. Ведь он потерял свою веру и своего брата».

«Когда же он убил своего брата, его охватили горе и растерянность, и он не знал, что делать с трупом. Аллах послал ворона, который разрыл землю, чтобы закопать мертвого ворона, и убийца понял, как скрыть мертвое тело своего брата. И тогда он сказал, поняв тяжесть совершенного им греха и раскаиваясь в своем преступлении: «О, горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И стал он в числе раскаявшихся, в своем грехе и в том, что он преступил один из основных запретных канонов Творца и погубил родного по крови брата».

«По причине того, что агрессивность и стремление угнетать других характерны для некоторых людей, Мы предписали сынам Исроила убивать тех, кто притесняет и лишает жизни невиновных. Потому что, кто убил душу не как возмездие за душу, а за порчу и нечестье на земле. Тот как бы убил всех людей, и навлечет гнев Аллаха, и будет наказан Им. А тот, кто эту душу спасет и поможет сохранить, тот как бы всех людей убережет от смерти, потому что он, таким образом, сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха. Мы послали им Посланников с ясными знамениями, но многие из сынов Исроила продолжают творить зло и не повинуются Аллаху». (сура «Аль-Маъда», аят 27-32).

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍ وَرَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: خَصْلَتَانِ مَنْ كَانَتَا فِيهِ كَتَبَهُ اللّٰهُ شَاكِرًا صَابِرًا، وَمَنْ لَمْ تَكُونَا فِيهِ لَمْ يَكْتُبْهُ اللّٰهُ شَاكِرًا وَلَا صَابِرًا: مَنْ نَظَرَ فِی دِينِهِ إِلٰی مَنْ هُوَ فَوْقَهُ فَاقْتَدَی بِهِ، وَمَنْ نَظَرَ فِی دُنْيَاهُ إِلٰی مَنْ هُوَ دُونَهُ فَحَمِدَ اللّٰهَ عَلٰی مَا فَضَّلَهُ بِهِ عَلَيْهِ كَتَبَهُ اللّٰهُ شاكِرًا وَصَابِرًا، وَمَنْ نَظَرَ فِی دِينِهِ إِلٰی مَنْ هُوَ دُونَهُ وَنَظَرَ فِی دُنْيَاهُ إِلٰی مَنْ هُوَ فَوْقَهُ فَأَسِفَ عَلٰی مَا فَاتَهُ مِنْهُ، لَمْ يَكْتُبْهُ اللّٰهُ شَاكِرًا وَلَا صَابِرًا. رواه الترمذی وقال: هَذا حديس غريب، باب انظر واإلی من هو أسفل منكم

Передается от Абдуллах ибн Аъмр (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Того у кого есть два качества, Аллах азза ва Джаля запишет из числа благодарных и терпеливых, а того кто лишен, Аллах не запишет из числа благодарных и терпеливых. Кто в делах религии смотрит на того кто выше, и следует за ним, а в отношении мирского смотрит на того, кто ниже, и восхваляет Аллаха за то, что у него больше, того Аллах запишет из благодарных и терпеливых. А кто в делах религии смотрит на того, кто хуже, а в отношении мирского смотрит на того, кто выше, и горюет о том, что ему не дано, того Аллах не считает из благодарных и терпеливых». (приводится имамом Ат-Тирмизий).

 

أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ فَقَدْ آتَيْنَآ آلَ إِبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَآتَيْنَاهُم مُّلْكًا عَظِيمًا

 

«Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Иброхима Писанием и мудростью и одарили их великой властью». (сура «Ан-Ниса», аят 54).

 

دَبَّ إِلَيكُمْ دَاءُ الأُمَمِ قَبْلَكُّمْ: الحَسَدُ وَالبَغْضَاءُ، هِيَ الحَالِقَةُ، لَا أَقُولُ تَحْلِقُ الشَّعَرَ وَلَكِنْ تَحْلِقُ الدِّينَ، وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا تَدْخُلُوا الجَنَّةَ حَتَّی تُؤْمِنُوا، وَلَا تُؤْمِنُوا حَتَّی تَحَابُّوا، أَفَلَا أُنَبِّءُكُمْ بِمَا يُثَبِّتُ ذَلِكَ لَكُمْ؟ أَفْشُوا السَّلَامَ بَيْنَكُم

 

«Подступает к вам болезнь, которая была присуща общинам, живших до вас: зависть и ненависть. Эта ненависть сбривающая. Я не говорю, что она удаляет волосы. Но она уничтожает религию! Клянусь Тем, от Чьей Воли, зависит моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли вам на то, что укрепит в вас все это? Распространяйте между собой салям (приветствуйте друг друга искренне желая добра и мира). (приводится имамом Ат-Тирмизий).

 

۞ إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلْإِحْسَـٰنِ وَإِيتَاىِٕ ذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَاءِ وَٱلْمُنكَرِ وَٱلْبَغْىِۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ

 

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы последуете наставлению». (сура «Ан-Нахль», аят 90).

Господь миров обязал верующих быть справедливыми по отношению к Нему и ко всем творениям. Поэтому мусульманин должен исправно выполнять все возложенные на него обязанности, сторонится всех запретов и вовремя соблюдать предписания религии Ислам. Беспристрастно относиться к людям, а если на него возложена руководящая должность, то он обязан соответствующим образом нести бремя этой ответственности. Какой бы он пост не занимал, он должен проявлять ко всем великодушие, и помнить, что за это будет спрошен. Благословен же Аллах Табарока ва Тааля, речь которого является одновременно верным руководством, исцелением, светом и мерилом в любых начинаниях! Самыми лучшими качествами человека для Всевышнего являются полная покорность (таслим) Создателю и довольство своим Господом, а во взаимоотношениях между людьми – снисходительность и щедрость. А наилучшее вбирает в себя все самое благое и приятное. В отношении других проявляйте качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, добрые слова, благие и хорошие поступки. А скверных речей, непристойных слов и дурных деяний старайтесь избегать, и не совершайте их по отношению к другим. Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим рабам Аллаха азза ва Джаля, ты должен помнить о том, что Творец всего сущего воздаст тебе тем же.

 

وَعَنْ أَبِي صِرْمَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ ضَارَّ مُسْلِمًا ضَارَّهُ اللَّهُ، وَمَنْ شَاقَّ مُسَلِّمًا شَقَّ اللَّهُ عَلَيْهِ». أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ.

Передается от Абу Сырмати (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля причинит вред тому, кто причинит вред мусульманину, и Аллах азза ва Джаля будет враждовать с тем, кто враждует с мусульманином». (приводится имамами Абу Давудом и Ат-Тирмизи).

وَقُل رَّبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَمَزَاتِ الشَّيَاطِينِ ۝ وَأَعُوذُ بِكَ رَبِّ أَن يَحْضُرُونِ

 

«Скажи: «Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов»

«Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне». (сура «Аль-Муъминун», аяты 97-98).

Корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет совершенства, если человек не будет добрым и далеким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, стремления к благоволению Создателя и приближения к Нему.

 Аль-Фудайл бин Айяд сказал: «Для нас постигшим является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас, являются, обладающие щедрыми душами и чистыми сердцами и проявляющие искренность по отношению к людям».

وَعَنْ أَنَسٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «طُوبَى لِمَنْ شَغَلَهُ عَيْبَهُ عَنْ عُيُوبِ النَّاسِ». أَخْرَجَهُ الْبَزَّارُ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ.

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Туба (дерево в Раю) уготована тому, кто задумывается над собственными недостатками, а не выискивает изъяны у людей». (приводится имамом Аль-Баззар с хорошим иснадом). 

إِذْ قَالَ يُوسُفُ لِأَبِيهِ يَا أَبتِ إِنِّي رَأَيْتُ أَحَدَ عَشَرَ كَوْكَبًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ رَأَيْتُهُمْ لِي سَاجِدِينَ ۝  قَالَ يَا بُنَيَّ لاَ تَقْصُصْ رُؤْيَاكَ عَلَى إِخْوَتِكَ فَيَكِيدُواْ لَكَ كَيْدًا إِنَّ الشَّيْطَانَ لِلإِنسَانِ عَدُوٌّ مُّبِينٌ ۝ وَكَذَلِكَ يَجْتَبِيكَ رَبُّكَ وَيُعَلِّمُكَ مِن تَأْوِيلِ الأَحَادِيثِ وَيُتِمُّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكَ وَعَلَى آلِ يَعْقُوبَ كَمَا أَتَمَّهَا عَلَى أَبَوَيْكَ مِن قَبْلُ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْحَقَ إِنَّ رَبَّكَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ۝ لَّقَدْ كَانَ فِي يُوسُفَ وَإِخْوَتِهِ آيَاتٌ لِّلسَّائِلِينَ ۝ إِذْ قَالُواْ لَيُوسُفُ وَأَخُوهُ أَحَبُّ إِلَى أَبِينَا مِنَّا وَنَحْنُ عُصْبَةٌ إِنَّ أَبَانَا لَفِي ضَلاَلٍ مُّبِينٍ ۝  اقْتُلُواْ يُوسُفَ أَوِ اطْرَحُوهُ أَرْضًا يَخْلُ لَكُمْ وَجْهُ أَبِيكُمْ وَتَكُونُواْ مِن بَعْدِهِ قَوْمًا صَالِحِينَ ۝  قَالَ قَآئِلٌ مَّنْهُمْ لاَ تَقْتُلُواْ يُوسُفَ وَأَلْقُوهُ فِي غَيَابَةِ الْجُبِّ يَلْتَقِطْهُ بَعْضُ السَّيَّارَةِ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ ۝  قَالُواْ يَا أَبَانَا مَا لَكَ لاَ تَأْمَنَّا عَلَى يُوسُفَ وَإِنَّا لَهُ لَنَاصِحُونَ ۝  أَرْسِلْهُ مَعَنَا غَدًا يَرْتَعْ وَيَلْعَبْ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ۝  قَالَ إِنِّي لَيَحْزُنُنِي أَن تَذْهَبُواْ بِهِ وَأَخَافُ أَن يَأْكُلَهُ الذِّئْبُ وَأَنتُمْ عَنْهُ غَافِلُونَ ۝ قَالُواْ لَئِنْ أَكَلَهُ الذِّئْبُ وَنَحْنُ عُصْبَةٌ إِنَّا إِذًا لَّخَاسِرُونَ ۝ فَلَمَّا ذَهَبُواْ بِهِ وَأَجْمَعُواْ أَن يَجْعَلُوهُ فِي غَيَابَةِ الْجُبِّ وَأَوْحَيْنَآ إِلَيْهِ لَتُنَبِّئَنَّهُم بِأَمْرِهِمْ هَذَا وَهُمْ لاَ يَشْعُرُونَ ۝  وَجَاؤُواْ أَبَاهُمْ عِشَاء يَبْكُونَ ۝  قَالُواْ يَا أَبَانَا إِنَّا ذَهَبْنَا نَسْتَبِقُ وَتَرَكْنَا يُوسُفَ عِندَ مَتَاعِنَا فَأَكَلَهُ الذِّئْبُ وَمَا أَنتَ بِمُؤْمِنٍ لِّنَا وَلَوْ كُنَّا صَادِقِينَ ۝  وَجَآؤُوا عَلَى قَمِيصِهِ بِدَمٍ كَذِبٍ قَالَ بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنفُسُكُمْ أَمْرًا فَصَبْرٌ جَمِيلٌ وَاللّهُ الْمُسْتَعَانُ عَلَى مَا تَصِفُونَ۝

 

«Из этих историй Мы рассказываем тебе, о Пророк, историю о Юсуфе. Он сказал своему отцу: «Во сне я видел одиннадцать звезд, солнце и луну... Они все поклонились мне, показывая свою покорность передо мною».

«Его отец сказал ему: «О сын! Не рассказывай своим братьям об этом сне, чтобы не возбудить в них зависть, а то шайтан соблазнит их строить козни против тебя. Ведь шайтан - явный заклятый враг для человека».

«И раз ты увидел себя во сне таким влиятельным, знатным и властным человеком, которому повинуются все, значит, Аллах изберет тебя и научит толкованию снов и разъяснению их смысла, что принесет тебе известность и славу. И Аллах завершит Свою милость над тобой и над родом Якуба, сделав тебя Пророком и дав тебе Послание к людям, как Он даровал Свою милость раньше твоим праотцам, Ибрахиму и Исхаку, еще до того, как даровал ее твоему отцу Якубу. Мудрость твоего Господа Абсолютна, решения Его совершенны, Его знание безгранично, и избирает Он из Своих рабов того, кто достоин Его Милости».

«В истории Юсуфа и его братьев были знамения и поучительное назидание для размышляющих, которые стремятся к правильным выводам».

«Братья Юсуфа по отцу обсуждали между собой: «Наш отец, конечно, любит Юсуфа и его родного брата сильнее, хотя от нас значительней толку и нас много, и мы можем принести ему больше пользы. Предпочитая Юсуфа и его брата нам, наш отец сильно заблуждается и явно отошел от Истины».

«Среди них, кто-то предложил: «Давайте убьем Юсуфа или изгоним его в далекую страну, чтобы отец не смог добраться  до нее, тогда он перенесет свою любовь на нас и у него не будет никого, кроме нас. После того, как мы избавимся от Юсуфа, убив или изгнав его, мы покаемся перед Аллахом, и попросим прощения у отца, и станем праведными».

«Один из них сказал: «Может, не будем убивать Юсуфа, ведь это будет великим грехом, а бросим его подальше от людских взоров в глубину далекого колодца, чтобы его подобрали проходящие мимо люди. И тогда они увезут его далеко от нас и от отца, если вы действительно настаиваете на том, чтобы отослать его отдаленную сторону, и этим достигнем своей цели».

«Договорившись избавиться от Юсуфа, они сказали: «О отец! Почему ты нам не доверяешь Юсуфа и беспокоишься, когда он с нами? Заверяем тебя, что мы все действительно его любим, питаем к нему нежные чувства, желаем ему блага, и ведем его к добру. Он никогда не видел от нас ничего, кроме симпатий и полезного совета».

«Пошли его с нами завтра на пастбище. Пусть он поиграет, повеселится и насладится приятной едой. А мы тщательно будем охранять его, и защищать от опасности».

«Он сказал: «Я буду в глубокой печали, если вы возьмете его с собой, и, боюсь, если я доверю его вам, то съест его волк, когда вы будете невнимательны к нему».

«Они сказали: «Клянемся тебе, если его съест волк, когда нас так много и мы физически сильны, это будет постыдным бесчестьем и позором для нас. Поистине, если произойдет то, чего ты боишься, то мы лишимся всего, что мы должны были оберегать. Но ты не беспокойся, мы будем к нему очень внимательны и сохраним его, чтобы не оказаться униженными и потерпевшими убыток».

«Они ушли с ним далеко от их обители и договорились забросить его в глубину колодца. И они осуществили свое решение. Тогда Мы ниспослали Юсуфу спокойствие, хладнокровие, и надежду на помощь Аллаха. И внушили ему, что придет время, и он сообщит братьям про то, что они преступили, причинив ему зло, когда они уже забудут думать о своем греховном деянии: «Это будет, когда ты скажешь им, что ты их брат Юсуф, против которого они устроили заговор, проявили жестокость, и думали что избавились от него».

«Они вернулись к отцу вечером, громко плача и выражая свою скорбь».

«Они сказали: «О отец! Мы пустились бегать вперегонки, Юсуфа же оставили охранять наши вещи. Мы были заняты игрой, не уследили за ним, и его съел волк, когда мы были далеко от него. Ты не поверишь нам, не поверишь тому, что мы говорим, даже если мы говорим правду».

«В подтверждение своих слов они принесли отцу окровавленную рубашку Юсуфа, чтобы он поверил им, но он сказал: «Волк не съел его, как вы утверждаете. Вы задумали злое дело, которое разукрасили ваши души, и вы осуществили его. Отныне для меня прекрасно лишь терпение, чтобы перенести ту боль, которую вы причинили мне, и я уповаю только на Аллаха, обращаясь к Нему за поддержкой в том, чтобы противостоять вашей лжи».(сура «Юсуф», аяты 4-18).

Одним из крайне негативных отклонений у людей является это следование порыву ощущения досады, перерастающее в зависть. Если человек не борется с этой болезнью души, то этот прецедент со временем представляет опасность для окружающих, и прогрессируя вредить обществу в целом. Религия Ислам строго порицает этот недуг в людях, и предлагает средства для исцеления от этой заразы. Завистники враждебно настроены против людей, которых Аллах азза ва Джаля облагодетельствовал, Своими милостями. Эти люди выступают против Воли Всевышнего, и не согласны с Его Абсолютной Мудростью. Аллах Роббиль иззат наделил какими-то благами кого-то, пораженный этим недугом, испытывает неприязнь в отношении них, и страстно желает, чтобы те лишились, того, что им предоставил Господь миров. Другая категория, мечтает о потери благ другими, и чтобы это досталось им. Третьи страстно хотят иметь, что имеется у других, но и это болезнь, потому что они не довольствуются тем, что они имеют, и этим проявляют неблагодарность решению Аллаха Табарока ва Тааля.

Это отрицательное качество, даже может возникнуть на почве мелкой ссоры, в стремлении кого-то в доминировании в небольшой прослойке общества, склонности к власти, и очень часто по причине гордыни и высокомерной надменности, перед окружающими.

وَمَا أُبَرِّىءُ نَفْسِي إِنَّ النَّفْسَ لأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ إِلاَّ مَا رَحِمَ رَبِّيَ إِنَّ رَبِّي غَفُورٌ رَّحِيمٌ 

«Я не оправдываю свою душу, утверждая, что она не может быть грешной. Ведь душа человека по своей природе толкает ко злу, поддается соблазнам зла и приукрашает зло и дурные поступки, кроме тех, которых Аллах помилует и предохранит от зла и греха. Я прошу у моего Господа милосердия и прощения. Ведь Он вменил Себе огромное Милосердие, и покаявшимся простит их грехи, и не будет способствовать успеху происков изменников!» (сура «Юсуф», аят 53).

 

عَنْ وَاثِلَةَ بْنِ الْأَسْقَعِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ : لَا تُظْهِرِ الشَّمَاتَةَ لِأخِيْكَ، فَيَرْ حَمَهُ اللّٰهُ وَيَبْتَلِيْكَ. رواه الترمذ مذی وقال: هذا حديث حسن غريب، باب لا تظهر الشماتة لأ خيك

 

Передается от Василя бин Аскаиъ (родзи Аллаху анху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не радуйся беде брата. Возможно, Аллах смилостивится над ним, а пошлет беду на тебя». (приводится имамам Ат-Тирмизий).

Передается от Аъбдуллох ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям не оставлял эти мольбы и всегда обращался к Аллаху азза ва Джаля утром и вечером:

 

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي دِينِي وَدُنْيَايَ وَأَهْلِي وَمَالِي، اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي وَآمِنْ رَوْعَاتِي، اللَّهُمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَيْنِ يَدَيَّ، وَمِنْ خَلْفِي، وَعَنْ يَمِينِي، وَعَنْ شِمَالِي، وَمِنْ فَوْقِي، وَأَعُوذُ بِعَظَمَتِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي

 

Аллахумма, инни асалюкаль аъфията фи-д-дунья ва-ль аахирати. Аллахумма, инни асалюкаль аъфва ва-ль-аъфийата фий дийни, ва дунья, ва ахли ва маалий. Аллахумма-стур аъвроотий ва аамин раваътий. Аллахумма-хфаз-ний мин байни ядайя, ва мин хольфий, ва аън ямийний, ва аън шимаалий, ва мин фавкий, ва ауъзу би-аъзоматика ан угтаала мин тахтий.

(О Аллах, поистине, я прошу Тебя об избавлении от недостатков в мире этом и в мире ином. О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и избавлении во всем, что касается моей религии, моих мирских дел, моей семьи и моего имущества. О Аллах, прикрой мои недостатки и огради меня от страха. О Аллах, защити меня спереди, сзади, справа, слева и сверху, и я прибегаю к защите Твоего Величия от того, чтобы встретить смерть, провалившись под землю. (приводится имамами Абу Даудом, Ибн Маджа, Ибн Хиббан, Ан-Насаи).      

 

وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

 

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный». (сура «Аль-Хашр», аят 10).

 

عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّيَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ آتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ آتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه

 

Передается Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других». (приводится имамом Бухарий).

 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ ۝ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَومٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاء مِّن نِّسَاء عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الاِسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ ۝  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ ۝  يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

 

«Поистине, верующие в Аллаха и в Его Посланника - братья. Вера объединила их сердца. Так примирите же своих братьев ради братства в вере и защитите себя от наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел, и, отказываясь от того, что Он запретил, желая, чтобы Он помиловал вас за вашу богобоязненность».

«О вы, которые уверовали! Пусть одни мужчины из вас не издеваются над другими. Может быть, те, над которыми они смеются, лучше их у Аллаха. И пусть не издеваются верующие женщины над другими верующими женщинами. Может быть, те, над которыми они глумятся, лучше их у Аллаха. И не порочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злыми прозвищами. Ведь очень скверно называть человека нечестивым, после того как он уверовал. А кто не откажется от того, что Аллах ему запретил, тот несправедлив к себе и к другим. Ведь он себе и другим причиняет зло».

«О вы, которые уверовали! Избегайте подозрений и дурных мыслей относительно добрых людей. Ведь некоторые подозрения - грех, который заслуживает наказания, и не подглядывайте за мусульманами, выискивая их недостатки, и не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает есть, мясо своего покойного брата?! Ведь это вызывает у вас только отвращение. Так пусть же для вас будет таким же отвратительным поношение за глаза. Избегайте наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел вам, и сторонясь того, что Он вам запретил. Поистине, прощение Аллахом кающихся великодушное, а Его милосердие к обитателям миров безгранично!»

«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины - Адама и Хаввы - и, размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы различали друг друга и были в добрых отношениях друг с другом. Поистине, перед Аллахом самый достойный и почтенный из вас на этом и на том свете - наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах объемлет все сущее Своим знанием. Он Сведущ и от Него ничто не скроется».

 

Абу Ал-Ляйс Ас-Самарканди в одном из своих трудов отмечает: «У троих не принимается мольба: 1) у того, кто употребляет в пищу недозволенное; 2) у того, кто много сплетничает; 3) у того, у кого в сердце зависть к мусульманам». Одним из условий принятия мольбы является отказ от грехов и покаяние, а зависть – это грех, и пока человек не избавится от нее, его мольба не принимается.

Хатам аль-Асам говорил: «Тот, кто не желает людям добра, не является религиозным человеком. Тот, кто делает упреки людям, не является поклоняющимся и праведным человеком. Сплетник и хулящий за спинами людей не является доверенным человеком. А завистник не получает помощи от Всевышнего». («Минхадж аль-абидин»).

Передается от Шакаля бин Хумайда (родзи Аллаху аънху), что однажды он попросил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям научить его какой-нибудь мольбе, Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям посоветовал читать:

 

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ سَمْعِي، وَمِنْ شَرِّ بَصَرِي، وَمِنْ شَرِّ لِسَانِي، وَمِنْ شَرِّ قَلْبِي، وَمِنْ شَرِّ مَنِيِّي

 

«Аллахумма, инни ауъзу би-ка мин шарри самиъй, ва мин шарри басорий, ва мин шарри лисааний, ва мин шарри кольбий ва мин шарри манийий.

(О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла моего слуха, и от зла моего зрения (от взглядов на запретное), и от зла моего языка, и от зла моего сердца, и от зла моих половых органов)(приводится имамами Абу Даудом и Ат-Тирмизий).

 Имам Аль-Манави в своей книге «Файз Аль-Кодир», комментируя слова Пророка соллаллоху аляйхи ва салям «и от зла моего сердца», пишет следующее:

«от таких болезней сердца, как зависть, злоба, ненависть, желание приобрести высокое положение и другие».

 


وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا‌ۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ

  

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль-Аъроф», аят 56)

Зависть является одной из пагубных болезней сердца, и все, что скрыто в глубине души человека, и определить эти симптомы очень сложно. Даже если человек завидует, то есть в его подсознании присутствует хасад, то со временем это злобное ощущение перерастает в ненависть, которая поглощает все благое, что присутствовало до этого в человеке. Самый важный и существенный аспект, человек должен проанализировать все свои мысли, все высказывания и действия, и если прослеживаются симптомы этого заболевания, то надо признать, что этот недуг в нем присутствует. И чтобы избавится от этой напасти, нужно с искренностью в своих мольбах (дуа) просить благ брату, которому завидуешь. Когда верующий просит за другого брата, ангелы взывают к Господу миров, чтобы Он облагодетельствовал также просящего.    

  عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرِ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ قَلَ: أَلاَ وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَإِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ

 

Передается Нуъман ибн Баширом (родзи Аллаху анху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает славным и все тело, а будучи испорченным, обезображивает и все тело, и поистине этим кусочком является сердце». (Приводиться пятью имамами).

  

اللَّهُمَ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ. اللَّهُمَّ اتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا. أَنْتَ وَلِيُهَا وَمَوْلاَهَا. اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لاَ يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لاَتَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لاَ يُسْتَجَابُ لَهَا

 О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, скупости, малодушия, старческой дряхлости и мучений в могиле.

О Аллах! Даруй душе моей благочестие, и очисти ее. Ведь Ты – лучший, Кто очищает. Ты – ее Покровитель и Владыка!

О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирение, и от души, которая не может насытиться, от мольбы, которой не внемлют! 

  

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا تُوبُوا إِلَى اللَّهِ تَوْبَةً نَّصُوحًا عَسَى رَبُّكُمْ أَن يُكَفِّرَ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَيُدْخِلَكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ يَوْمَ لَا يُخْزِي اللَّهُ النَّبِيَّ وَالَّذِينَ آمَنُوا مَعَهُ نُورُهُمْ يَسْعَى بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَبِأَيْمَانِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا أَتْمِمْ لَنَا نُورَنَا وَاغْفِرْ لَنَا إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

 

«О вы, которые уверовали! Искренне раскаивайтесь перед Аллахом в своих грехах. Может быть, ваш Господь простит вам ваши непристойные деяния и введет вас в райские сады, где текут реки между деревьями и дворцами, в тот День, когда Аллах возвысит достоинство Пророка и тех, которые уверовали, последовав за ним; свет их идет перед ними и от их правых десниц. Они говорят, стремясь к благосклонности Аллаха: «Господи наш! Владыка наш! Заверши нам наш свет, чтобы мы шли верным путем к Раю и прости нам наши грехи! Ведь только Ты властен над всякой вещью!» (сура «Ат-Тахрим», аят 8).

 

يَا مُقَلُّبَ القُلُوبِ ثَبِّت قَلْبِي عَلَی دِينِكَ

 

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям больше всех остальных мольб делал это дуа: «О, изменяющий (состояние) сердец, Укрепи сердце мое в Твоей религии!» 

 

А также:

اللَّهُمَ إنِّ السَّلُكَ قَلْبً سَلِيمً

О, Аллах! Очисти мое сердце.

Статью подготовил Рузметов Еркин.

(В статье использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).

 asyldin.kz

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: