Сохранность Досточтимого Корана

Сохранность Досточтимого Корана

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

.بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم 

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

 

«Мы послали Пророка; и чтобы его призыв к Истине мог продолжаться до самого Дня воскресения, Мы не послали ангелов, а ниспослали Коран как вечное напоминание и руководство людям, и Мы будем его охранять от искажения до Дня воскресения». (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ ۝ فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ

«То, с чем ты был послан от Аллаха - Великий Коран, ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания».

«Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!» (сура «Аль-Бурудж», аят 21-22).

 

إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ ۝  فِي كِتَابٍ مَّكْنُونٍ ۝  لَّا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ ۝  تَنزِيلٌ مِّن رَّبِّ الْعَالَمِينَ ۝  أَفَبِهَذَا الْحَدِيثِ أَنتُم مُّدْهِنُونَ

 

«Воистину, это - благородный Коран»,

«Находящийся в хранимом Писании».

«К нему прикасаются только очищенные».

«Он ниспослан Господом миров».

«Неужели вы не веруете в это повествование (или отворачиваетесь от него)». (сура «Аль-Вакия», аяты 77-81).

Для утверждения этой Истины, Аллах Субхана ва Тааля дает упомянутую выше великую клятву. Коран - это Писание, в правдивости и достоверности которого невозможно усомниться. Господь миров назвал его благородным, потому что оно приносит людям великое благо и открывает перед ними необъятную сокровищницу знаний. Каждое доброе начинание и всякое полезное знание берет свое начало именно из этого Откровения Аллаха азза ва Джаля. Оно хранится на небесах и записано в Хранимой скрижали, которая оберегается от взоров всех творений. Это свидетельствует о величии Корана и отношении к нему со стороны Всевышнего и обитателей небес (ангелов).
Согласно другому толкованию, Досточтимый Коран записан в книгах ангелов, которым Аллах Роббиль иззат поручил донести свое послание и откровение до людей на земле. Ангелы хранят эти книги и оберегают их от дьяволов, которые не в состоянии исказить Священное Писание и не могут ни приписать к нему измышления, ни удалить из него часть Истины.

К последнему Священному Писанию прикасаются только благородные ангелы, которых Аллах Табарока ва Тааля очистил и избавил от недостатков, пороков и ослушания. Злые духи и дьяволы не в состоянии прикоснуться к свиткам Корана, а это значит, что люди тоже должны прикасаться к ним только очищенными.

Всевышний ниспослал на землю это Писание, которому присущи самые величайшие качества и самые высочайшие эпитеты, потому что Творец всего сущего всегда заботится о мирском благополучии и духовном благочестии Своих рабов. Именно этой цели служит благородный Коран, в котором описан путь к счастью в обоих мирах. Это - милость Аллаха Субхана ва Тааля, за которую, люди никогда не смогут сполна отблагодарить своего Господа. Все это обязывает их изучать Коран, выполнять его предписания и проповедовать его среди людей. Поэтому Всевышний сказал: «Неужели вы станете скрывать знание о Коране, опасаясь злых языков и упреков?» Людям не подобает относиться недолжным образом к этому великому Писанию и мудрому напоминанию. Стыдиться можно слов и взглядов, в которых человек не убежден и не уверен, а Священный Коран - это явная Истина. Всякий, кто попытается принизить значение этого Писания, сам будет повержен и сильно унижен. А всякий, кто погрузиться в глубокие смыслы Досточтимого Корана, всегда будет на высоких почестях среди людей, и на особом счету у Аллаха Роббиль иззат. Поэтому не скрывать и не искажать его должны люди, а выполнять и широко всенародно проповедовать среди окружающих.

 

عَنْ أَبِی حَفْصَةَ رَحِمَهُ اللّٰهُ قَالَ: قَالَ عُبَادَةُ بْنُ الصَّامِتِ لِإِبْنِهِ: يَا بُنَیَّ! إِنَّكَ لَنْ تَجِدَطَعْم حَقِيْقَةِ الإِيْمَانِ حَتّٰی تَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَكَ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِءَكَ وَ مَا أَخْطَأَكَ  لَمْ يَكُنْ لِيُصِيْبَكَ، سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: إِنَّ أَوَّلَ مَا خَلَقَ اللّٰهُ تَعَالٰی القَلَمَ فَقَالَ لَهُ: أُكْتُبْ، فَقَالَ: رَبِّ وَمَاذَا أَكْتُبُ؟ قالَ: أُكْتُبْ مَقَادِيْرَ كُلَّ شیْءٍ حتّٰ تَقُومَ السَّاعَةُ، يَابُنَیَّ! إِنِّی سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: مَنْ مَاتَ عَلٰی غيْرِ هٰذَا فَلَيْسَ مِنِّی. رواه أبو داود، بابفی القدر

 

Передается от Абу Хафса (рохматуллохи аляйхи), что Уъбада бин Сомит (родзи Аллаху аънху) сказал своему сыну: «О, сынок! Ты не почувствуешь вкуса настоящего имана, пока не будешь убежден в том, что не могло миновать тебя, то что постигло, а что миновало, не могло постичь. Я слышал, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Первым, что создал Аллах азза ва Джаля, было Перо. Он велел ему писать. Оно спросило: «О Мой Господь! Что писать?» Аллах азза ва Джаля сказал: «Пиши предначертание для каждой вещи вплоть до Судного дня». О сын мой! Я слышал, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто умрет не с этим убеждением, тот не из нас». (приводится имамом Абу Даудом).

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرِ وَبْنِ الْعَاصِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُما قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلَ اللّٰهِ يَقُوْلُ: كَتَبَ اللّٰهُ مَقَادِيْرَ الْخَلَاءِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمٰوَاتِ وَالْأَرضِ بِخَمْسِيْنَ ألْفَ سَنَةٍ، قَالَ: وَعَرْشُهُ عَلَی الْمَاءِ رواه مسلم، باب حجا ج ادم وموسى صلى الله عليهما وسلم

 

Передается от Аъбдуллах ибн Аъмр ибн Альаъс (родзи Аллаху анхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля записал предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. И Трон Аллаха азза ва Джаля был над водой». (приводится имамом Муслимом).

 

حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ أَبِي سُرَيْجٍ الرَّازِيُّ، وَعَلِيُّ بْنُ الْحُسَيْنِ ابْنِ إِبْرَاهِيمَ، وَعَلِيُّ بْنُ مُسْلِمٍ، قَالُوا: حَدَّثَنَا أَبُو مُعَاوِيَةَ، حَدَّثَنَا الْأَعْمَشُ، عَنْ مُسْلِمٍ، عَنْ مَسْرُوقٍ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ : «إِذَا تَكَلَّمَ اللَّهُ بِالْوَحْيِ، سَمِعَ أَهْلُ السَّمَاءِ لِلسَّمَاءِ صَلْصَلَةً كَجَرِّ السِّلْسِلَةِ عَلَى الصَّفَا، فَيُصْعَقُونَ، فَلَا يَزَالُونَ كَذَلِكَ حَتَّى يَأْتِيَهُمْ جِبْرِيلُ، حَتَّى إِذَا جَاءَهُمْ جِبْرِيلُ فُزِّعَ عَنْ قُلُوبِهِمْ» قَالَ: فَيَقُولُونَ: يَا جِبْرِيلُ مَاذَا قَالَ رَبُّكَ؟ فَيَقُولُ: الْحَقَّ، فَيَقُولُونَ: الْحَقَّ، الْحَقَّ حكم الألباني : صحيح

 

Передается от Аъбдуллах (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:  «Когда Аллах азза ва Джаля изрекает Откровение, обитатели небес слышат, как небеса издают звук, подобный тому, какой издает цепь, которую тянут по камню, и остаются словно пораженными. Они пребывают в таком состоянии до тех пор, пока к ним не придет Джибраиль аляйхи ва салям. С его приходом их сердца успокаиваются, и они спрашивают: «О Джибраиль! Что сказал твой Господь?» Он отвечает: «Истину!» И они повторяют: «Истину, истину…»

Эта скрижаль не просто так названа «хранимой», ведь она хранится у Всевышнего Аллаха, и шайтаны не имеют к ней доступа.

Есть разные мнения среди исламских ученых относительно места, где находится «хранимая скрижаль». Так Анас бин Малик и Муджахид (родзи Аллаху аънхума) сказали, что «хранимая скрижаль» находится на лбу Исрафиля аляйхи ва салям. Мукатиль (рохматуллохи аляйхи) сказал, что «хранимая скрижаль» находится справа от Престола Всевышнего Аллаха.

Второе низведение – из «хранимой скрижали» в «Байт аль-изза» - «Храм могущества», Кааба на первом к этому Миру небе.

 

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِيَ أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِّنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ

 

 

«В этот месяц был ниспослан Священный Коран с ясными знамениями и аятами, ведущими к благу, как руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего Истину от лжи». (сура «Аль-Бакара», аят 185).

 

 

 وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ ۝  إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ ۝  فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ ۝  أَمْرًا مِّنْ عِندِنَا إِنَّا كُنَّا مُرْسِلِينَ ۝  رَحْمَةً مِّن رَّبِّكَ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ۝  رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا إِن كُنتُم مُّوقِنِينَ 

 

«Аллах поклялся Кораном, раскрывающим истинную религию и разъясняющим людям то, что исправит их жизнь в этом мире и в будущей жизни, указывая на огромное достоинство Корана и на то, что он высокочтим».

«Мы начали ниспосылать Коран в благословенную ночь, полную благ и благодати, поскольку Нам свойственно увещевать, направляя Посланников и ниспосылая Писания».

«В эту благословенную ночь решается всякое мудрое дело, а Коран - вершина мудрости. Он различает Истину от лжи, поэтому он был ниспослан в эту ночь».

«Это дело - Великое Наше повеление согласно Нашему предопределению. Ведь Нам свойственно отправлять Посланников с Писаниями, чтобы увещевать рабов».

«По милосердию твоего Господа к Своим рабам Он направил к людям Своих Посланников передать им руководство Аллаха к прямому пути, поскольку только Он - Всеслышащий и Своим знанием объемлет все».

«Он - Творец небес, земли, и того, что между ними, если вы веруете в Истину, повинуетесь Ему и верите в то, что Он - Тот, кто ниспослал Коран как милость и руководство для Своих рабов». (сура «Ад-Духан», аят 2-7).

 

 

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ ۝  وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ ۝  لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ

«Мы ниспослали Коран в ночь «Аль-Кадр» (могущества, величия и достоинства)».

«Откуда тебе знать, что такое ночь величия и достоинства?!»

«Ночь величия и достоинства лучше тысячи месяцев благодаря тому, что именно в эту ночь ниспослан Священный Коран». (сура «Аль-Кадр», аяты 1-3).

 

 

Имам муфассиров мусульманской уммы (общины) Аъбдуллах ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) давая объяснение этим аятам говорил:                                                                        

 

 

 

 فُصِلَ الْقُرْآنُ مِنَ الذِّكْرِ فَوُضِعَ فِي بَيْتِ الْعِزَّةِ مِنَ السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَجَعَلَ جِبْرِيلُ يَنْزِلُ بِهِ عَلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه و سلم

 

«Коран был отделен от скрижали и вложен в «Байт Аль-изза» - (храм могущества), Кааба на первом к этому Миру небе, и потом Джибраиль аляйхи ва салям снизошел с ним к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.

В другом риваяте Аъбдулла ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) сказал:

 

 

أُنْزِلَ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا لَيْلَةَ الْقَدْرِثُمَّ أُنْزِلَ بَعْدَ ذَلِكَ فِي عِشْرِينَ سَنَةٍ, ثُمَّ قَرَأَ وَبِالْحَقِّ

أَنزَلْنَاهُ وَبِالْحَقِّ نَزَلَ ۗ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا مُبَشِّرًا وَنَذِيرًا وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلً

 «Ниспослан был Коран целиком на первое к земле небо в ночь Могущества. После этого Он ниспосылался в течение двадцати трех лет».

وَبِالْحَقِّ أَنزَلْنَاهُ وَبِالْحَقِّ نَزَلَ وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ مُبَشِّرًا وَنَذِيرًا ۝ وَقُرْآناً فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلاً

                              

Мы ниспослали Коран, подтверждающий огромную мудрость Аллаха. В нем установления истинной веры и свод справедливых законов. Мы отправили тебя (о Пророк!), лишь только благовестником для верующих об ожидающем их Рае и увещевателем для неверующих о наказании их Адом. Ведь на тебе только передача откровений,  и на тебе нет ответственности, если они не уверуют.

Мы разделили Коран на аяты, которые Мы ниспосылали тебе на протяжении длительного срока, чтобы ты (о Мухаммад!) читал их людям размеренно, так, чтобы они понимали. Мы его ниспосылали постепенно, по частям, убедительным и не вызывающим сомнения. (сура «Аль-Исро», аяты 105-106).

 Третье низведение – из «Байт аль-изза» - «Храм могущества», небесной Каабы Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. Это низведение в отличие от двух первых происходило постепенно в течение двадцати трех лет посредством ангела Джибраиля аляйхи ва салям. Аллах Табарока ва Тааля в Коране об этом сказал:

 

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ ۝ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ ۝ بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُّبِينٍ

 

«Снизошел с ним Дух верный - Джибраил - мир ему!»

«На твое сердце, чтобы ты его выучил, понял и незабываемо запечатлел в своем сердце, чтобы ты предупреждал их и увещевал о наказании нечестивцев».

«Джибраил низвел Коран на твое сердце на чистом арабском языке, с ясными значениями и явными свидетельствами того, в чем нуждаются люди, чтобы исправить свои деяния, исходя из истинной религии, в этом земном мире». (сура «Аш-Шуаро», аят 193-195).

 

Собрание Корана при Пророке Мухаммаде соллаллоху аляйхи ва салям происходило двумя способами заучивание наизусть и запись.

Али ибн Абу Толиб (родзи Аллаху аънху) сказал:

 


لَمَّا مَاتَ رَسُولُ اللَّه صلى الله عليه و سلم آلَيْتُ أَنْ لَا آخُذَ عَلَيَّ رِدَائِي إِلَّا لِصَلَاةِ جُمُعَةٍ وَ فِي رِوَايَةٍ: إِلَّا لِصَلَاةٍ حَتَّى أَجْمَعَ الْقُرْآنَ فَجَمَعَهُ

 

«Когда оставил этот мир Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, я поклялся, что не облачусь в свой халат, кроме пятничной молитвы», (в другом риваяте: «кроме как на молитву»), «пока не соберу Коран» (то есть пока не выучу его наизусть). И он его собрал.

Многие сподвижники (родзи Аллаху аънхум) также собрали Коран в своих сердцах, так как они знали его наизусть.

Письменное собрание Корана происходило три раза.

Первая запись Корана была произведена при жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) сказал:

 

«كُنَّا عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّه عليه و سلم نُؤَلِّفُ الْقُرْآنَ مِنَ الرِّقَاعِ»

 

«Мы при Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям записывали аяты Корана на коже».

 

 

لَا تُحَرِّكْ بِهِ لِسَانَكَ لِتَعْجَلَ بِهِ ۝ إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ ۝ فَإِذَا قَرَأْنَاهُ فَاتَّبِعْ قُرْآنَهُ ۝ ثُمَّ إِنَّ عَلَيْنَا بَيَانَهُ

«Не повторяй, о Мухаммад, (за Джибраилом) Коран во время Откровения, желая быстро читать и выучить его наизусть. Поистине, запечатлеть его в твоем сердце и утвердить его на твоих устах (чтобы ты наизусть выучил его) - Наше дело».

«Когда Наш Посланник читает Коран тебе, следуй за его чтением, внимательно слушая его. Потом на Нас лежит разъяснение того, что недоступно тебе из мыслей Корана и его установлений». (сура «Аль-Кийама», аят 16-19).

 

Сам Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям был первым, среди людей, кто знал наизусть весь Коран и собрал его в своем сердце, и он проводил ночи очень много читая Коран и украшая им все свои ибодаты (поклонения). Ежегодно к Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям в месяц Рамадзан являлся Джибраиль аляйхи ва салям, и Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям перечитывал перед ним весь Коран, а в последний год жизни Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, Джибраиль аляйхи ва салям явился ему дважды.

 

Аъиша и Фатыма (родзи Аллаху аънхума) сказали:

 

سَمِعْنَا رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم يَقُولُ: "إِنَّ جِبْرِيلَ كَانَ يُعَارِضُنِي الْقُرْآنَ فِي كُلِّ سَنَةٍ مَرَّةً وَ إِنَّهُ عَارَضَنِي الْعَامَ مَرَّتَيْنِ وَ لَا أُرَاهُ إِلَّا حَضَرَ أَجَلِي"

 

«Мы слышали, как сказал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Воистину Джибраиль аляйхи ва салям являлся мне один раз в год, и мы прочитывали Коран, а в этом году он явился мне дважды, и я не вижу ничего другого, кроме того, что пришел мой срок».

Посланник соллаллоху аляйхи ва салям передавал это стремление к сохранению и заучиванию Корана своим сподвижникам (родзи Аллаху аънхум), которые были свидетелями его ниспослания или участниками событий, ставших причиной ниспослания какого-либо аята или нескольких аятов. Запоминать Коран помогало им то, что он низводился постепенно и арабы отличались исключительно хорошей памятью. Среди арабов, учитывая преобладающий кочевой образ жизни, были единицы, кто умел читать, еще меньше тех, кто умел писать, поэтому им приходилось компенсировать безграмотность запоминанием информации.

 

 

Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие? (сура «Аль-Комар», аят 32).

 

Сподвижники (родзи Аллаху аънхум) сами запоминали услышанное от Посланника соллаллоху аляйхи ва салям и, вернувшись домой, прочитывали услышанное своим женам и детям. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям отбирал лучших из своих сподвижников и отправлял их к племенам, чтобы они обучали их чтению Корана.

Уъбада бин Ас-Самит (родзи Аллаху аънху) сказал:

 

 

«كَانَ الرَّجُلُ إِذَا هَاجَرَ دَفَعَهُ النَّبِيُّ صلى الله عليه و سلم إِلَى رَجُلٍ مِنَّا يُعَلِّمُهُ الْقُرْآنَ»

 

 

«Если человек переселялся (в Медину), то Пророк соллаллоху аляйхи ва салям передавал его одному из нас, и он обучал его Корану».

В мечети «Ан-Набави» стоял гул от чтения Корана и ему пришлось велеть мусульманам читать потише, чтобы не мешать друг другу.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что при жизни Посланника соллаллоху аляйхи ва салям было большое количество сподвижников, знавших наизусть Коран. Только во время трагического события, произошедшего в местности колодца Мауън погибло семьдесят сподвижников из числа чтецов Корана, знавших его наизусть. Имам Аль-Куртуби сказал:

 

 

«قَدْ قُتِلَ يَوْمَ الْيَمَامَةِ سَبْعِينَ مِنَ الْقُرَّاءِ وَ قُتِلَ فِي عَهْدِ النَّبِيِّ صلى الله عليه و سلم بِبِئْرِ مَعُونَةَ مِثْلُ هَذَا الْعَدَدِ»

 

«В битве при Аль-Ямама было убито семьдесят чтецов Корана и во времена Пророка соллаллоху аляйхи ва салям при колодце Мауъна было убито такое же число чтецов».

Посланник соллаллоху аляйхи ва салям не ограничивался только тем, что он сам и его сподвижники (родзи Аллаху аънхум)  заучивали Коран, он велел своим сподвижникам записывать его. Для этой сложной миссии он назначил самых лучших и образованных сподвижников. Исламские ученые называют разное количество этих писарей: от двадцати шести до сорока человек. Когда ниспосылался один или несколько аятов, Посланник соллаллоху аляйхи ва салям велел их записывать, и сразу говорил в какую суру и в каком месте этой суры записать эти аяты. Некоторые сподвижники (родзи Аллаху аънхум)  записывали сами без приказа от Посланника соллаллоху аляйхи ва салям услышанное от него. Письменные приборы были примитивными, и они записывали аяты на очищенных от коры пальмовых стволах, гладких, плоских камнях, коже, ребрах и лопатках животных.

 

Аъбдулла ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) сказал:

 

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم إِذَا نَزَلَتْ عَلَيْهِ سُورَةٌ دَعَا بَعْضَ مَنْ يَكْتُبُ فَقَالَ: "ضَعُوا هَذَا فِي السُّورَةِ فِي الْمَوْضِعِ الَّذِي يُذْكَرُ فِيهِ كَذَا وَ كَذَا

 

«Когда нисходил какой-либо аят, Посланник соллаллоху аляйхи ва салям призывал того, кто умел писать и говорил: «Запишите его в такую-то суру в место, где говорится о том-то».

Все записанное хранилось в доме Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, но, несмотря на это, весь Коран при жизни Пророка соллаллоху аляйхи ва салям,имеется в виду записанный, не был собран воедино. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям старался сохранить, и передать Коран последующим поколениям мусульман, которые будут существовать до самого Судного Дня. А также Он соллаллоху аляйхи ва салям остерегался искажений и добавлений к священному тексту. Этим объясняется его запрет на запись от него чего-либо помимо Корана. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям сказал:

 

لا تكتبوا عني شيئًا إلا القرآنَ ، فمن كتب عني غيرَ القرآنِ فلْيمحْه ، و حدِّثوا عني و لا حَرَجَ ، و من كذبَ عليَّ متعمِّدًا ، فلْيتبوأْ مقعدَه من النارِ

 

«Не записывайте от меня ничего, помимо Корана, и кто записал от меня что-то помимо Корана, пусть сотрет это, и рассказывайте от меня, ибо нет в этом греха, а кто возводит на меня ложь преднамеренно, пусть уготовит себе место в Аду».

Таким образом, когда Посланник соллаллоху аляйхи ва салям покинул этот мир, Коран сохранился в сердцах его сподвижников (родзи Аллаху аънхум), которые знали его наизусть и, кроме этого, был записан на разных материалах: коже, камнях, досках и костях, но эти записи не были собраны воедино.

 

Здесь уместно привести рассказ Зайда бин Сабита (родзи Аллаху аънху) где кратко описано, как и по какой причине Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) принял решение собрать Коран воедино. Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) рассказал:

 

أَرْسَلَ إلَيَّ أبو بَكْرٍ مَقْتَلَ أهْلِ اليَمَامَةِ وعِنْدَهُ عُمَرُ، فَقالَ أبو بَكْرٍ: إنَّ عُمَرَ أتَانِي، فَقالَ: إنَّ القَتْلَ قَدِ اسْتَحَرَّ يَومَ اليَمَامَةِ بالنَّاسِ، وإنِّي أخْشَى أنْ يَسْتَحِرَّ القَتْلُ بالقُرَّاءِ في المَوَاطِنِ، فَيَذْهَبَ كَثِيرٌ مِنَ القُرْآنِ إلَّا أنْ تَجْمَعُوهُ، وإنِّي لَأَرَى أنْ تَجْمع القُرْآنَ، قالَ أبو بَكْرٍ: قُلتُ لِعُمَرَ: كيفَ أفْعَلُ شيئًا لَمْ يَفْعَلْهُ رَسولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ؟ فَقالَ عُمَرُ: هو واللَّهِ خَيْرٌ، فَلَمْ يَزَلْ عُمَرُ يُرَاجِعُنِي فيه حتَّى شَرَحَ اللَّهُ لِذلكَ صَدْرِي، ورَأَيْتُ الذي رَأَى عُمَرُ، قالَ زَيْدُ بنُ ثَابِتٍ: وعُمَرُ عِنْدَهُ جَالِسٌ لا يَتَكَلَّمُ، فَقالَ أبو بَكْرٍ: إنَّكَ رَجُلٌ شَابٌّ عَاقِلٌ، ولَا نَتَّهِمُكَ، كُنْتَ تَكْتُبُ الوَحْيَ لِرَسولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ، فَتَتَبَّعِ القُرْآنَ فَاجْمَعْهُ، فَوَاللَّهِ لو كَلَّفَنِي نَقْلَ جَبَلٍ مِنَ الجِبَالِ ما كانَ أثْقَلَ عَلَيَّ ممَّا أمَرَنِي به مِن جَمْعِ القُرْآنِ، قُلتُ: كيفَ تَفْعَلَانِ شيئًا لَمْ يَفْعَلْهُ النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ؟ فَقالَ أبو بَكْرٍ: هو واللَّهِ خَيْرٌ، فَلَمْ أزَلْ أُرَاجِعُهُ حتَّى شَرَحَ اللَّهُ صَدْرِي لِلَّذِي شَرَحَ اللَّهُ له صَدْرَ أبِي بَكْرٍ وعُمَرَ، فَقُمْتُ فَتَتَبَّعْتُ القُرْآنَ أجْمَعُهُ مِنَ الرِّقَاعِ والأكْتَافِ، والعُسُبِ وصُدُورِ الرِّجَالِ، حتَّى وجَدْتُ مِن سُورَةِ التَّوْبَةِ آيَتَيْنِ مع خُزَيْمَةَ الأنْصَارِيِّ لَمْ أجِدْهُما مع أحَدٍ غيرِهِ، {لقَدْ جَاءَكُمْ رَسولٌ مِن أنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عليه ما عَنِتُّمْ حَرِيصٌ علَيْكُم} إلى آخِرِهِمَا، وكَانَتِ الصُّحُفُ الَّتي جُمِعَ فِيهَا القُرْآنُ عِنْدَ أبِي بَكْرٍ حتَّى تَوَفَّاهُ اللَّهُ، ثُمَّ عِنْدَ عُمَرَ حتَّى تَوَفَّاهُ اللَّهُ، ثُمَّ عِنْدَ حَفْصَةَ بنْتِ عُمَرَ

 

«После битвы в Аль-Ямама Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) отправил за мной и, когда я пришел к нему, с ним был Уъмар ибн Аль-Хаттоб (родзи Аллаху аънху). Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) сказал: «Воистину ко мне пришел Уъмар и сказал: «Воистину много людей погибло в трудной битве при Аль-Ямама, и я боюсь, что знающие Коран наизусть и в дальнейшем будут погибать в сражениях, и многое из Корана будет утрачено, если вы его не соберете. Воистину я считаю, что ты должен собрать Коран». Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) сказал: «Я сказал Уъмару: «Как я буду делать то, чего не делал Посланник соллаллоху аляйхи ва салям». На что Уъмар ответил: «Клянусь Аллахом, это благое дело». Уъмар не переставал повторять это мне до тех пор, пока Аллах азза ва Джаля не раскрыл мне для этого сердце, и я не согласился с мнением Уъмара». Уъмар при этом сидел, ничего не говоря. Абу Бакр сказал: «Ты молодой, умный человек, мы не сомневаемся в твоих способностях, и доверяем тебе. Ты записывал Откровение для Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, так проверь себя и собери весь Коран». Клянусь Аллахом! Если бы он поручил мне перенести одну из гор, это было бы для меня не тяжелее, чем то, что он поручил мне собрать Коран. Я обратился к ним: «Как вы будете делать то, чего не делал Посланник соллаллоху аляйхи ва салям». На что Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, в этом будет благо для уммы!» Они не переставали повторять это мне, пока Аллах Субхана ва Тааля не раскрыл сердце мое навстречу тому, чему Он уже открыл сердца Абу Бакра и Уъмара (родзи Аллаху аънхум). Я приступил к поиску Корана, собирая его со шкур, костей, досок и сердец людей.

А два аята из суры «Ат-Тауба»:

«Уже пришел к вам Посланник из вас, тяжело для него видеть вас в затруднении, и он желает вам благо…», я обнаружил только у Хузейма Аль-Ансари (родзи Аллаху аънху)  и не нашел их ни у кого, кроме него. Листы, на которых был записан Коран, хранились у Абу Бакра до тех пор, пока Аллах Табарока ва Тааля не забрал его, потом у Уъмара, пока Аллах азза ва Джаля не забрал и его, потом у дочери Уъмара Хафсы».

Как было сказано ранее, мы знаем, что Коран был весь записан при жизни Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, но он не был собран воедино, а эти записи находились в разных местах. Как сказал сам Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху):

 

قُبِضَ النَّبِيُّ صلى الله عليه و سلم وَ لَمْ يَكُنِ الْقُرْآنُ جُمِعَ فِي شَيْءٍ

 

«Когда ушел из жизни Пророк соллаллоху аляйхи ва салям  Коран не был собран ни в чем». То есть он не был собран воедино в одну книгу, или все написанное собрано в одном месте.

Имам Аль-Хаттаби сказал:

 

إِنَّمَا لَمْ يَجْمَعْ صلى الله عليه و سلم الْقُرْآنَ فِي الْمُصْحَفِ لِمَا كَانَ يَتَرَقَّبُهُ مِنْ وُرُودِ نَاسِخٍ لِبَعْضِ أَحْكَامِهِ أَوْ تِلَاوَتِهِ فَلَمَّا انْقَضَ نُزُولُهُ بِوَفَاتِهِ أَلْهَمَ اللَّهُ الْخُلَفَاءَ الرَّاشِدِينَ ذَلِكَ وَفَاءً بَوَعْدِهِ الصَّادِقِ بِضَمَانِ حِفْظِهِ عَلَى هَذِهِ الْأُمَّةِ فَكَانَ ابْتِداءُ ذَلِكَ عَلَى يَدِ الصِّدِّيقِ بِمَشْوَرَةِ عُمَرَ

 

«Пророк соллаллоху аляйхи ва салям не собрал Коран воедино в мусхаф (книгу), потому что он ожидал, что может прийти повеление от Аллаха Субхана ва Тааля отменяющий какой-нибудь аят. Когда завершилось низведение Корана, с оставлением этого мира Пророком соллаллоху аляйхи ва салям, Аллах азза ва Джаля вдохновил праведных халифов на собрание Корана. Выполняя правдивое обещание о гарантии сохранения Корана для этой уммы, и началось это по приказу Абу Бакра Ас-Сыддика, по совету Уъмара (родзи Аллаху аънхума)».


Из слов имама Аль-Хаттаби становится ясным, почему Посланник соллаллоху аляйхи ва салям не собрал Коран воедино и почему и по каким причинам это сделал Абу Бакр (родзи Аллаху аънху). Первый праведный Халиф велел собрать эти раздельные записи Корана на различных материалах, сделанные при жизни Посланника соллаллоху аляйхи ва салям. После сбора, все это было переписано на листы, с соблюдением порядка сур и аятов в них, именно как их расположил Посланник соллаллоху аляйхи ва салям. Несомненно, поводом к собранию Корана стала гибель большого числа хафизов из сподвижников (родзи Аллаху аънхум), знавших Коран наизусть и опасение утраты Досточтимого Писания. Инициативу проявил Умар (родзи Аллаху аънху), который боялся и переживал за сохранение Корана. Именно он настоял и уговорил Правителя правоверных приступить к этой важной миссии. Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) выбрал для этой работы молодого, образованного и инициативного писаря Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, и свидетеля последнего прочтения Корана Пророком Джибраилю – Зайда бин Сабита. Зайд, в свою очередь, применил очень надежный метод в сборе Корана, который гарантировал его сохранение от убавлений и прибавлений, и в этом ему помогал инициатор всего этого – Уъмар ибн Аль-Хаттоб (родзи Аллаху аънху). Как передает Хишам от своего отца Урва бин аз-Зубейра бин Аль-Аввама:

 

أَنَّا أَبَا بَكْرٍ قَالَ لِعُمَرَ وَ لِزَيْدٍ: "اقْعُدَا عَلَى بَابِ الْمَسْجِدِ فَمَنْ جَاءَكُمَا بِشَاهِدَيْنِ عَلَى شَيْئٍ مِنْ كِتَابِ اللَّهِ فَاكْتُبَاهُ"

 

«Абу Бакр сказал Умару и Зайду: «Сидите у дверей мечети и кто придет к вам с двумя свидетелями чего-либо из Писания Аллаха азза ва Джаля, то запишите это».

Абдуррахман бин Хатыб сказал:

 

قَدِمَ عُمَرُ فَقَالَ: "مَنْ كَانَ تَلَقَّى مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم شَيْئاً مِنَ الْقُرْآنِ فَلْيَأْتِ بِهِ". فَكَانُوا يَكْتُبُونَ ذَلِكَ فِي الْمُصْحَفِ وَ الْأَلْوَاحِ وَ الْعُسُبُ وَ كَانَ لَا يَقْبَلُ مِنْ أَحَدٍ شَيْئاً حَتَّى يَشْهَدَ شَاهِدَانِ

 

«Пришел Умар и сказал: «Кто получил от Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям что-то из Корана, пусть принесет это». Они переписывали это на листы, доски и стволы пальм. Он не принимал ничего из этого, пока два свидетеля не подтверждали его достоверности».

 

Ибн Хаджар считает, что два свидетеля, это запись и знание наизусть.

Но большинство ученых сказали, что речь идет о двух свидетелях, которые должны были подтвердить, что эта запись была произведена непосредственно в присутствии Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

 

Алямуддин Ас-Сахави сказал:

 

«الْمُرَادُ أَنَّهُمَا يَشْهَدَانِ عَلَى أَنَّ ذَلِكَ الْمَكْتُوبُ كُتِبَ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم»

 

«Имеется в виду, что два свидетеля должны были засвидетельствовать, что эта запись была совершена перед Посланником соллаллоху аляйхи ва салям. Подтверждает слова Алямуддин Ас-Сахави риваят Ибн Аштаха, что Ал-Ляйсбин Саъд сказал:

 

«أَوَّلٌ مَنْ جَمَعَ الْقُرْآنَ أَبُو بَكْرٍ وَ كَتَبَهُ زَيْدٌ وَ كَانَ النَّاسُ يَأْتُونَ زَيْدَ بْنَ ثَابِتٍ فَكَانَ لَا يَكْتُبُ آيَةً إِلَّا بِشَاهِدَي عَدْلٍ»

 

«Абу Бакр первым собрал Коран, а записал его Зайд. Люди приходили к Зайду бин Сабиту, и он не записывал ни один аят без свидетельства двух человек».

То есть Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) не ограничивался только написанным, а требовал свидетельство двух людей, которые слышали и видели, как этот аят был записан на этом материале. Несмотря на то, что Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) сам знал Коран наизусть и записывал его при жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, он проявлял такую строгость и тщательность в собрании Корана, чтобы ни у кого не было никаких сомнений в достоверности Писания Всевышнего Аллаха. Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) провел целый год в этой сложной работе – сборе и записи Корана и закончил этот труд к концу двенадцатого года по хиджре.

Аль-Харис Аль-Мухасиби сказал:

 

كِتَابَةُ الْقُرْآنِ لَيْسَ بِمُحْدَثَةٍ فَإِنَّهُ صلى الله عليه و سلم كَانَ يَأْمُرُ بِكِتَابَتِهِ وَ لَكِنَّهُ كَانَ مُفَرَّقاً فِي الرِّقَاعِ وَ الْأَكْتَافِ وَ الْعُسُبِ فَإِنَّمَا أَمَرَ الصِّدِّيقُ بِنَسْخِهِ مِنْ مَكَانٍ إِلَى مَكَانٍ مُجْتَمِعاً وَ كَانَ ذَلِكَ بِمَنْزِلَةِ أَوْرَاقٍ وُجِدَتْ فِي بَيْتِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه و سلم فِيهَا الْقُرْآنُ مُنْتَشِرٌ فَجَمَعَهَا جَامِعٌ وِ رَبَطَهَا بِخَيْطٍ حَتَّى لَا يُضِيعُ مِنْهَا شَيْئٌ

 

«Запись Корана, это не новшество, потому что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям. велел записывать Коран, но он был разделен и записан на шкурах, лопатках и стволах пальм. А Абу Бакр Ас-Сыддик (родзи Аллаху аънху) велел переписать его с одного на другое, ведь это были листы, на которых был по отдельности записан Коран, и они хранились в доме Посланника соллаллоху аляйхи ва салям. Собиратель сложил их воедино и прошил нитью, чтобы ничего не было из него утрачено».

После проделанной работы по сбору и записи Корана Зайд бин Сабит (родзи Аллаху аънху) представил этот мусхаф всем сподвижникам (родзи Аллаху аънхум), которых тогда было много в Медине и других городах. Впоследствии этот мусхаф получил единогласное одобрение. Он стал источником для дальнейшей работы по записи и распространению Корана по всему Миру. Несомненно, именно эта запись стала мощным толчком в развитии письменности и источником многих коранических наук, таких, например, как тафсир, усулюль-фикх и многих других.

Прошло около года, как покинул этот мир Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, и Его праведные сахабы (родзи Аллаху аънхум), а также близкие друзья предприняли очень важный шаг для сохранения Писания Аллаха Роббиль иззат. Ни одно из предыдущих Писаний Всевышнего, так экстренно (то есть, пока другие Писания стали записывать и собирать в единую книгу, прошли несколько десятилетий), и с такой тщательностью (то есть в сборе предыдущих Писаний, трудились очень малое число людей, а в работе по сбору Корана принимало участие очень большое количество сахабов (родзи Аллаху аънхум), и каждый аят, прежде чем записывался, должен был подтвержден несколькими сподвижниками (родзи Аллаху аънхум)). Какое огромное наследие было оставлено Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, по Абсолютной Мудрости и Предопределению Господа миров.

 

Салим и Хариджа сказали:

 

أَنَّ أَبَا بَكْرٍ الصديق رضي الله عنه جَمَعَ الْقُرْآنَ فِي قَرَاطِيسَ وَ كَانَ قَدْ سَأَلَ زَيْدَ بْنَ ثَابِتٍ النَّظَرَ فِي ذَلِكَ فِأَبَى حَتَّى استعان عليه بعمر، ففعل، وكانت تلك الكتب عند أبي بكر حتى توفي، ثم عند عمر حتى توفي، ثم كانت عند حفصة زوج النبي صلى الله عليه وسلم، فأرسل إليها عثمان فأبت أن تدفعها إليه، حتى عاهدها ليردنها إليها، فبعثت بها إليه، فنسخها عثمان في هذه المصاحف ثم ردها إليها، فلم تزل عندها حتى أرسل مروان فأخذها فحرقها

 

«Воистину Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) решил собрать Коран, записав его на листах, и попросил это сделать Зайда бин Сабита (родзи Аллаху аънху), но он отказался. Он попросил помочь уговорить его Уъмара, и Зайд согласился и сделал. Эти записи хранились у Абу Бакра (родзи Аллаху аънху) до его смерти, потом у Уъмара (родзи Аллаху аънху) до его смерти, и потом у жены Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, Хафсы (родзи Аллаху аънха). Уъсман ибн Аффан (родзи Аллаху аънху)  попросил ее дать ему этот мусхаф, но она отказала, и он поклялся вернуть его ей обратно, и тогда она отдала его. Третий праведный Халиф переписал его в несколько мусхафов и вернул его ей. Он оставался у нее до тех пор, пока Марван не поручил забрать его и сжечь». (в Шариате разрешено сжигать предметы, где написаны аяты Корана и другие религиозные реликвии, запрещено хранить и содержать такие материалы в недостойных местах).

В исторических источниках приводится, что, когда Марван стал амиром Медины он отправил людей к Хафсе бинт Уъмара (родзи Аллаху аънхума), чтобы она отдала им мусхаф Абу Бакра (родзи Аллаху аънху). Она знала, что они хотят его сжечь, поэтому отказала им. Но когда она умерла, ее брат Аъбдулла отдал этот мусхаф Марвану, и тот уничтожил его. Так закончилась история этого великого труда, проделанного под руководством великого человека, лучшего после всех Пророков и Посланников Аллаха Роббиль иззат – Абу Бакра Ас-Сиддика (родзи Аллаху аънху).

 

Позднее,  при  Уъсмане  ибн  Аффане (родзи Аллаху аънху), последовало  второе

собрание Корана, суть которого заключалась в том, что Коран был  собран только  в куройшитском варианте чтения. Как известно, во времена Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, в арабском языке существовало семь наречий (харф). И Аллах Табарока ва Тааля, чтобы Коран был понятен всем, ниспослал его на упомянутых семи наречиях. Сподвижники (родзи Аллаху аънхум), получив  Коран  от Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, передавали его своим ученикам на том наречии, на котором разговаривали сами. Во времена Уъсмана ибн Аффана (родзи Аллаху аънху), множество учеников сподвижников собрались в войске,  отправленном на территорию современного Азербайджана, и между ними начали возникать противоречия относительно правильности чтения Корана.  Почувствовав опасность возникновения смуты в рядах мусульман, Хузайфа

ибн Аль-Яман (родзи Аллаху аънху) поспешил в Медину и, рассказав все халифу,

добавил: «Укажи своей умме на правильное чтение». В итоге третий Правитель правоверных принял решение сохранить Коран только на куройшитском наречии, а свитки, записанные на других наречиях, было велено уничтожить.  Далее  последовало совершенствование коранического письма: появились точки,

огласовки, а позднее сложилась наука таджвид, которая облегчает правильное чтение Корана для многих людей. За всю историю мусульманской уммы (общины), некоторые ученые проделали кропотливую работу, сделав тафсир всего Корана, где они дают подробное разъяснение сур и аятов этого великого Писания. Наиболее значимые это тафсиры имамов Ат-Табари, Аль-Куртуби, ибн Кассира, Аль-Байдави, Аль-Байхаки, Фахруддин Ар-Рази, Ас-Саалиби, Ас-Суюти, Аль-Джаузи, Аз-Замахшари, Ибн Ашур, Аль-Исфахани, Аль-Мунзир и других, где они приводят понимание сподвижников (родзи Аллаху аънхум) и других великих ученных.  

 

В нынешнее время по Воле Аллаха азза ва Джаля, во всем Мире, и во многих домах людей имеется Коран, собранный в одну книгу. А также на данный момент в мире насчитывается десятки миллионов хафизов, которые знают наизусть весь текст Досточтимого Корана. А также арабский текст Корана и его тафсиры переведены на множество других языков мира, и благодаря этому великому наследию, многие мусульмане, придерживаясь канонов религии Ислам, ведут праведный образ жизни, надеясь на милость и довольство Господа миров.  

 

 

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

 

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем Его». (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

Материал сформировал  Еркин Рузметов

asyldin.kz


 

(в статье использован тафсир «Мунтахаб», материалы из сайта «AL-HAKK» из статьи Нафикова Дамир Амирович, им использованы малуматы из труда «Мусхафы», автором которого является Ибн Аштах).

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: