Бидаът – новшество в религии

Бидаът – новшество в религии

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

.بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم 

أَنزَلَ مِنَ السَّمَاء مَاء فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَّابِيًا وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاء حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِّثْلُهُ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْهَبُ جُفَاء وَأَمَّا مَا يَنفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِي الأَرْضِ كَذَلِكَ يَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ 

 

Милости, посланные вам Аллахом Всевышним, - видны, и нет никакой роли ваших идолов в этих милостях. Он низвел дожди из туч, и потекли реки по руслам, неся столько воды, сколько нужно растениям, чтобы расти, и деревьям, чтобы давать плоды. Поток уносит вздымающуюся пену, в которой нет никакой пользы, и остается на земле только вода, которая приносит пользу людям. Это подобно истине и лжи: истина остается, а ложь уходит. Среди металлов, которые люди плавят в огне есть такие, которыми пользуются для украшения: золото и серебро, и такие, из которых извлекают пользу: железо и медь, и еще есть то, что, подобно пене, всплывает на поверхность во время плавления и люди выбрасывают это за ненадобностью. Такое происходит и в веровании: исчезнет заблуждение, а правда останется. Так Аллах - хвала Ему! - разъясняет людям истины, приводя притчи, чтобы им было все ясно: в чем истина и в чем заблуждение.

 

عَنْ أَبِي نَجِيحٍ الْعِرْبَاضِ بْنِ سَارِيَةَ رضي الله عنه قَالَ: «وَعَظَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم مَوْعِظَةً وَجِلَتْ مِنْهَا الْقُلُوبُ، وَذَرَفَتْ مِنْهَا الْعُيُونُ، فَقُلْنَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ! كَأَنَّهَا مَوْعِظَةُ مُوَدِّعٍ فَأَوْصِنَا، قَالَ: أُوصِيكُمْ بِتَقْوَى اللَّهِ، وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَإِنْ تَأَمَّرَ عَلَيْكُمْ عَبْدٌ، فَإِنَّهُ مَنْ يَعِشْ مِنْكُمْ فَسَيَرَى اخْتِلَافًا كَثِيرًا، فَعَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي وَسُنَّةِ الْخُلَفَاءِ الرَّاشِدِينَ الْمَهْدِيينَ، عَضُّوا عَلَيْهَا بِالنَّوَاجِذِ، وَإِيَّاكُمْ وَمُحْدَثَاتِ الْأُمُورِ؛ فَإِنَّ كُلَّ بِدْعَةٍ ضَلَالَةٌ».

رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ رقم:4607، وَاَلتِّرْمِذِيُّ رقم:266 وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ

 

Передается от Абу Наджих Аль-Иърбад бин Сария (родзи Аллаху аънху), что однажды Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: «О Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!»

Он сказал: «Вот мое наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживет продолжительную жизнь, увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, ни в чем, не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение» (приводится  имамами Абу Даудом и Ат-Тирмизи).

В лексиконе арабского языка используется слово «бидаъ», которое означает всякое новое или созданное действие (амаль), не имевшее аналогов ранее. Это слово также означает прекращение и отсутствие чего-то после того, как оно было.

Многие словари арабского языка утверждают, что «бидаъ» означает совершение ранее не происходившего действия или же создание вещи, изначально не имевшей подобия.

Если подойти к этому с точки зрения общей исламской религиозной терминологии, по словам имама Изз ибн Абдусалама, слово «бидаъ» означает действие, которое не исходит из аятов Корана, не совершалось в быту, в жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, не исходит из Его высказываний, или не было унаследовано от предыдущего им поколения. Так как это определение общее, то, исходя из этого, невозможно решить, насколько легитимно такое действие в Шариате.

Имам Аш-Шатыби дал «бидаъ» следующее определение: «Выдуманное направление в религии Ислам (в духовной или религиозной практике), которое возможно соответствует и не противоречит канонам Шариата. Люди, следующие этим действиям, преследуют цель, излишнего и более усердного поклонения Аллаху Роббиль иззат.

В некоторых исламских религиозных источниках приводится следующий комментарий относительно «бидаъ»: «Бидаъ бывает похвальной (махмуда, хасана) и порицаемой (мазмума, сайя). Обычно данный термин «бидаъ» употребляется в отрицательном значении как для характеристики того, что ведет к пренебрежению утвержденным религиозным нормам, так и характеристики тех норм, что введены сверх канонически определенных.

В шархе (в пояснениях) к хадисам о «бидаъ» говорится: «Нововведение, касающееся основ веры или религиозной практики мусульманина и вступающее в явное противоречие с канонами - это новшество «бидаъ», а всякое новшество - это схождение с правильного пути». Также важно упомянуть слова ученого Ибн Хаджара Хамбали: «Если нововведение подпадает под дозволенное шариатом (мустахсан), то оно называется похвальным (бидаъ хасана), а если подпадает под отвергаемое им, то называется порицаемым (бидаъ сайя). Если не относится ни к одной из этих двух категорий, то является свободно дозволенным (мубах, то есть человек вправе поступать в соответствии с собственным выбором и по своему желанию)».

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ‌ۖ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهْتَدَيْتُمْ‌ۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًۭا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (сура «Аль Маъида», аят 105).

Аллах Роббиль иззат велит верующим проявлять усердие для того, чтобы исправиться, достичь совершенства и верно проследовать праведным путем. Если они исправятся и обретут праведность, то заблудшие люди, которые свернули с истинного пути, то есть отклонились, больше не причинят им вреда, а будут вредить только самим себе.
В суре «Аль Фатиха» Всевышний поделил людей на три типа людей. Первые, которые последовали прямым путем (уверовали, познали своего Творца, и беспрекословно совершали деяния согласно предписаниям Аллаха Субхана ва Тааля, и отстранились от всего запретного).

Вторые – это те, которые попали под гнев Господа миров (они познали Истину, но не последовали, знали, но шли за своими желаниями и страстями, совершали грехи и не боялись наказания Аллаха азза ва Джаля).

Третьи – это заблудшие, которые не смогли отличить Истину от лжи, и отклонились от праведного пути.

Многие муфассиры (толкователи Корана) предполагают, что Создатель всего сущего говорит о тех, кто под гневом - это иудеи, а заблудшие – это христиане. А разве взглянув на исторические факты, и реальную действительность, то можно констатировать, что некоторые мусульмане тоже могут попасть в категорию этих людей. 

عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.

وَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

 

Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънха), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

Также имам Хутаби, толкуя данный хадис, говорит, что под словами «каждое нововведение есть бидаъ» подразумевается, что не всякое возникшее действие, ибодат (поклонение) является бидаъ. То есть те моменты и положения, которые не имеют под собой религиозной основы и не соответствуют общепризнанным правилам Шариата, или же не являются допустимыми по системе аналогии (кыяс) в шариатском праве, являются неприемлемыми, а что касается того, что относится к основам, на которых зиждется религия Ислам, то оно не считается бидаъ.

Следовательно, каждое деяние, в котором мы стараемся придерживаться пути Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям – носителя Шариата, или же действие, совершенное аналогично его действиям и словам, которые приняты и установлены в Шариате или подведены под общий знаменатель, выступающий как шариатская основа (Коран, Сунна или же единогласное мнение ученых), принято религией. Такие действия не отвергаются и не называются порицаемыми, даже если мы и называем их нововведениями.

Предположим, Аллах Субхана ва Тааля отмечает такой сифат, как щедрость. Более того, Всевышний восхвалил тех, кто обладает этим качеством, и обещал им высшие награды и особенное положение в садах Рая. Таким образом, различные рода формы и средства выражения щедрости в Шариате приветствуются  и поощряются. И очень важно привести высказывание Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: 

 

ذلك من شيئا أجورهم ينقص لا بعده من بها عمل من وأجر أجرها له كان حسنة سنة الإسلام في سن من

 

«Тот, кто положил начало какому-нибудь хорошему обычаю, традиции в Исламе, получит награду за это, а также награду за тех, кто станет придерживаться этого обычая после него, вплоть до самого Судного Дня, а также не отнимет у этих людей, ничего из их награды» (приводится имамом Муслимом).

Некоторые алимы, такие как Изз ибн Абдусалам, разбили тему бидаъ на несколько частей, и подошли к ней с пяти установок Шариата. То есть они смотрят на нее сквозь призмы дозволенности, запрета, обязательства, нежелательности и желательности.

И они обозначили правило, по которому можно определить, к какой категории относится нововведение. Если оно относится к правилам, которые устанавливают обязательные пункты религии, то это нововведение есть обязательное, и так далее по аналогии.

Из всего вышеприведенного становится ясно, что разделение нововведений на хорошие и плохие, или же на обязательные, желательные, запрещенные, нежелательные и дозволенные, как это сделал Изз ибн Абдусалам – это лишь лексическое разделение.

 

أَفَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَـٰهَهُۥ هَوَٮهُ وَأَضَلَّهُ ٱللَّهُ عَلَىٰ عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَىٰ سَمْعِهِۦ وَقَلْبِهِۦ وَجَعَلَ عَلَىٰ بَصَرِهِۦ غِشَـٰوَةً فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ ٱللَّهِ‌ۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (сура «Аль-Джасия», аят 23).

Заблудшие люди совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах Роббиль иззат, или нет. Всевышний не наставил их на путь Истины, потому что Ему прекрасно известно о том, что они недостойны, идти прямым путем. Их уши не внимают тому, что может принести им пользу, их сердца не испытывают желания делать добро, а глаза не способны увидеть и осознать истину. Никто не сможет помочь таким людям, если Аллах Субхана ва Тааля закрыл для них двери, выводящие человека на прямой путь, и обрек их на вечное заблуждение. Но Господь миров не поступил с ними несправедливо - они сами были несправедливы к себе, и их злодеяния отдалили их от милости Аллаха азза ва Джаля. О люди! Неужели вы не станете делать то, что приносит вам пользу, и не прекратите совершать то, что навлекает на вас беду?

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَنْ أُفْتِيَ بِغَيْرِ عِلْمٍ كَانَ إِثْمُهُ عَلَی مَنْ أَفْتَاهُ. زَادَ سُلَيْمَانُ الْمَهْرِيُّ فِی حَدِيثِهِ: وَمَنْ أَشَارَ عَلَی أَخِيهِ بِأَمْرٍ يَعْلَمُ أَنَّ الرُّشْدَ فِی غَيْرِهِ فَقَدْ خَانَهُ. وَهَذَا لَفْظُ سُلَيْمَانَ

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Кто дает фатву (шариатское решение) без знания, тот понесет бремя греха того, кому он ее дал». А в версии Сулеймана аль-Махри добавлено: «И кто указал брату на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот вероломно поступил по отношению к нему».

Во-первых, прежде чем подойти к предмету изучения, необходимо разобрать все термины этой области. Во-вторых, в разборе той или иной темы следует исходить из того, как высказывались об этом ученые этой области. К примеру, чтобы разобрать решение относительно какого-то действия в Шариате, то есть выяснить, насколько оно дозволено или запрещено, надо исходить из того, что говорят ученые, разбирающиеся в Шариате.

Итак, чтобы узнать решение Шариата относительно какого-то нового действия, которое ранее не практиковалось мусульманами, мы обращаемся к ученым, которые оценивают такие деяния, взвесив их на весах Шариата.

Поэтому давайте же обратимся и в этом вопросе к тому, что об этом сказал основатель шафиитского мазхаба имам Аш-Шафии:

 

ما أحدث وخالف كتابا أو سنة أو إجماعا أو أثرا فهو البدعة الضالة، وما أحدث من الخير ولم يخالف شيئا من ذلك فهو البدعة المحمودة

 

«То, что было введено и противоречит священному Корану или же Сунне Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям или же иджма (единогласному мнению ученых Ислама) или же асарам (словам сахабов (родзи Аллаху аънхум), табиинов…) – это и есть запретное нововведение. А все хорошее, что было введено и не противоречит ни одному из перечисленных доводов, является похвальным нововведением».

Исходя из этого, можно выделить два типа нововведений. Первый тип не имеет под собой основы, второй имеет основу. Первый тип и есть порицаемое и неприемлемое в Шариате нововведение.

 

‏فإن خير الحديث كتاب الله ‏وأخيرا هدية محمد صلى الله عليه وسلم ‏وأشار الامور مختفاتها ‏وكل بدعة ضلالة رواه إمام مسلم

 

В хадисе Пророка Мухаммада  соллаллоху аляйхи ва салям  говорится: «Самые лучшие слова – это Книга Всевышнего Аллаха, а лучший путь – это путь Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Худшие же деяния – это новоизобретенные, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение ведет в Огонь!» (приводится имамом Муслимом).

Под словом «новоизобретенные» мы понимаем те дела, которые не были доселе известны в какой-либо форме и не имели под собой оснований. Имам Аш-Шафии также сказал:

 

مذموم فهو السنة، خالف وما محمود، فهو السنة، وافق فما مذمومة، وبدعة محمودة، بدعة :بدعتان لبدعةا

 

«Нововведения делятся на два вида: бидаъ порицаемое и бидаъ восхваляемое. То, что соответствует Сунне Пророка соллаллоху аляйхи ва салям , восхваляемо, а что противоречит Сунне, порицаемо».

Также имам Байхаки передает от имама Аш-Шафии, что он разделил нововведения на две группы:

من أحدث وما.ضلالة بدعة فهذه إجماعاً، أو أثراً أو سنة أو كتاباً يخالف أحدث ما :ضربان الأمور من المحدثاتهذه البدعة نعمت" :رمضان قيام في عمر قال قد.مذمومة غير محدثة فهذه هذا، من لواحد خلاف لا الخير

«То нововведение, которое противоречит Корану, Сунне, асарам и единогласному мнению ученых, есть заблуждение, а то хорошее, что не противоречит всему этому, это нововведение, которое не порицается».Манакиб Аш-Шафии»)

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ءَامِنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِى نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِۦ وَٱلْكِتَـٰبِ ٱلَّذِى أَنزَلَ مِن قَبْلُ‌ۚ وَمَن يَكْفُرْ بِٱللَّهِ وَمَلَـٰئِكَتِهِۦ وَكُتُبِهِۦ وَرُسُلِهِۦ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَـٰلاَ بَعِيدًا

 

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение». (сура «Ан- Ниса», аят 136).

Вера (иман) имеет свою тайну и является милостью Всевышнего Аллаха. Вера – не результат знания и понимания доказательств или наблюдения чудес и знамений. Вера – это свет сердца, ведущий человека к познанию Аллаха и подчинению Его приказам.

 

مَّثَلُ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ بِرَبِّهِمْ‌ۖ أَعْمَـٰلُهُمْ كَرَمَادٍ ٱشْتَدَّتْ بِهِ ٱلرِّيحُ فِى يَوْمٍ عَاصِفٍ‌ۖ لَّا يَقْدِرُونَ مِمَّا كَسَبُواْ عَلَىٰ شَىْءٍ‌ۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلضَّلَـٰلُ ٱلْبَعِيدُ

«Деяния тех, кто не уверовал в своего Господа, подобны пеплу, над которым пронесся сильный ветер в ветреный день. Они не смогут распоряжаться ничем из того, что приобрели. Это и есть глубокое заблуждение». (сура «Иброхим». аят 18).

 

عَنْ مُعَاوِيَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ النَّبِیَّ يَقُولُ: مَنْ يُرِدِ اللّٰهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقَّهْهُ فِی الدِّين، وإِنَّمَا أَنَا قَاسِمٌ وَاللّٰهُ يُعْطِی. رواه البخَاری

 

Передается от Муавия (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кому Аллах азза ва Джаля желает добра, тому Он дает понимание в религии. Я только увещевающий, а дает Аллах Роббиль иззат». (приведено имамом Аль-Бухарий).

   

Творец всего сущего нас сотворил людьми, дал нам разум, дал нам огромное благо, религию Ислам, открывает двери к познанию, пониманию этого знания, возможность размышлять над этими канонами, и поступать в соответствии с ними. Однозначно, верующие должны осознать, что в Акиде (в науке о вероубеждении), неприемлемы никакие отклонения и новшества. Потому что любое неправильное понимание этих основ религии Ислам, может человека привести в такие заблуждения и дебри, что он может потерять самое дорогое, что может иметь человек, это вера. А в науке правоведение (фикхе), бидаъаты (нововведения) допустимы, при условии, о чем сообщалось выше по тексту.  

 

В последние времена среди мусульман появились братья, которые делают резкие заявления, что они следуют Корану и Сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. И их основная масса не имеют глубоких познаний в Шариате (фикхе), и в других науках религии Ислам, а даже не знают арабского языка, чтобы перевести аят или хадис. А кроме этого надо уметь сделать тафсир аята, и дать шарх хадису, то есть пояснения. Только заглянув в перевод, какого-то аята или хадиса, нельзя по какому-либо вопросу принимать решение. Потому что это понимание определенной проблемы будет совсем узкое. Надо ясно знать, когда этот аят был ниспослан, по какому поводу выдал свое суждение Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям. Рассмотреть эту тему в широком спектре, приводя другие похожие по смыслу аяты и хадисы, проанализировать общее их значение, тогда вопрос будет более понятен, и это будет руководством для действий. Именно так поступали именитые ученные нашей благословенной уммы.

А теперь просто поразмыслите, в какое время мы живем. Огромный поток, колоссальная масса информации, на смену печатной подачи сообщений пришло радио, телевидение, а в данное время интернет, с множеством всяких всевозможных сайтов, разных программ  и так далее. В нашей эпохе, это только мои предположения, общество да такой степени избаловано и развращенно, что  за всю историю человечества такого не наблюдалось. Разве наши современники могут сравниться, в целомудрии и богобоязненности со сподвижниками Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и с их последователями (таъбиинами и табатаъбиинами). Триста лет после жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, и это признают все мусульмане за всю свою их историю, считают золотым веком Ислама. И те знания, которые были дарованы нашим великим ученым, Аллахом Роббиль иззат, в первую очередь облагодетельствовал их, за искренность и чистоту помыслов и деяний. Понимание религиозных канонов этими праведными людьми, было почерпано из знаний сахабов (родзи Аллаху аънху). Ими были систематизированы религиозные знания, каждая наука получила определенный раздел, по каждой из них написаны тома книг, для чего, для лучшего понимания нами нашей религии. У многих из них, не хватило жизни, чтобы охватить несколько областей исламских знаний. И освещая какую-то отрасль, их вклад, можно грубо сравнить с созданием огромных гигантов заводов по сборке космических кораблей или с авиационной промышленностью. Какая часть населения земли занято в этой отрасли, очень малая, а почти все остальные люди, просто пользуются, этими самолетами, не задумываясь об их конструировании. Поэтому тот путь (мазхабы), те выводы и решения (фатвы), принятые ими, это огромное благо для всех верующих. Ими сделан колоссальный иждихат (анализ того или иного вопроса), среди них были муджтахиды мутлак (люди имеющие знания, приближенное к абсолютному). Мы получили элементарный ответ, следуй и используй в своей жизни и поклонении, не требуя доказательств и далилей, до которых мы не достигли своими познаниями. Очень трудно достичь степени муджтахида, так давайте будем хотя бы мукалидами (следующими за великими ученными).

Взгляните в историю исламского государства, приведем примеры первые бунтари (хавариджи), по своему трактуя некоторые религиозные принципы, они так ошибались, что их заблуждения довели их до убийства праведных Халифов (именитых сахабов родзи Аллаху аънхума) Уъсмана ибн Аффана и Али ибн Толиба.

Опираясь на свое неправильное понимание аята Досточтимого Корана, тем людям, которым Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, при еще их жизни пообещал Джаннат (рай), обвинили их в куфре (неверии), пролили их кровь, лишили жизни. Невежественные люди (джахили) неправильно делая выводы, с аятов Корана и Сунны Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, привносят в жизнь свою и всех мусульман немало фитны и трудностей. Но как же нам познавать и понимать смыслы священного Корана и благородной Сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. За этими знаниями мы обращаемся к нашим ученым, которые посвятили свою жизнь познанию и распространению принципов религии Ислам.

 

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

 

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах - Могущественный, Прощающий». (сура «Фатыр», аят 28).

Поэтому Творец всего сущего сказал, что боятся Его только те рабы, которые обладают знанием. Чем основательнее человек познает Аллаха азза ва Джаля, тем сильнее он страшится Его гнева, и как следствии наказания за проступки. Этот страх заставляет человека избегать грехов и готовиться к встрече со своим Господом. В этом аяте Всевышний подчеркнул важность и превосходство истинных знаний, которые заставляют человека страшиться Его и помогают ему обрести Его милость. Богобоязненность - это сердечное свойство, заставляющее человека постоянно трепетать перед величием Аллаха Субхана ва Тааля. Чувствовать, что Он наблюдает за ним, страшиться гнева Создателя, стремиться к Его довольству и старается избегать всего, что не угодно Аллаху Роббиль иззат. Эта повышенная чувствительность и есть богобоязненность. Это дар, которым Всевышний Аллах наделяет того из Своих рабов, кого пожелает.

 

 

عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِیَّ يَقُولُ: اغْدُ عَالِمًا، أَوْ مُتَعَلِّمًا، أَوْ مُسْتَمِعًا، أَوْ مُحِبًّا، وَ لَا تَكُنِ الْخَامِسَةَ فَتَهْلِكَ وَالْخَامِسَتُ أَنْ تُبْغِضَ الْعِلْمَ وَأَهْلَهُ. رواه الطبرانی انی فی الثلاثة والبز ارور جاله موثقون، مجمع الزواءد

Передается от Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Будь ученым, или учеником религиозных знаний, или внимательно слушающим, или любящим (знания и ученных). Не будь пятым, иначе погибнешь. Пятый – это тот, кто не приемлет знания и ученых». (приводится имамом Табарони).

Приведем нововведения, которые не были в обиходе у мусульманской уммы, во времена Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Были определенные аяты написанные на шкуре, на доске, на кости, но не было Корана собранного в одну книгу, что было сделано во времена правления Абу Бакра (родзи Аллаху аънху). Прошло немало десятилетий в тексте Корана, для облегчения чтения, ученными были поставлены огласовки и другие знаки (ташдид, танвин, мады и так далее). Прошло несколько столетий, когда суры Корана начали подразделять, на те, которые были ниспосланы в Мекке, а другие в Медине. Также аяты Корана не были пронумерованы. Во времена правления Уъмара ибн Аль-Хаттоба, в месяце Ромадзан на тарових намаз, стало собираться очень много поклоняющихся, было принято решение читать за одним имамом, и вместо восьми ракатов, стали читать двадцать. Эта практика очень понравилась праведному Халифу, который дал свое одобрение на это новшество, а до нас дошло об этом упоминание, от имама Аль-Бухарий.

 

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

 

Придерживайтесь и выполняйте то, что приказал вам Посланник Аллаха, и удерживайтесь от того, что он запретил вам, и будьте богобоязненными, и страшитесь гнева Аллаха. Поистине, Аллах силен в наказании! (сура «Аль-Хашр», аят 7).

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ صَخْرٍ رضي الله عنه قَالَ: سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «مَا نَهَيْتُكُمْ عَنْهُ فَاجْتَنِبُوهُ، وَمَا أَمَرْتُكُمْ بِهِ فَأْتُوا مِنْهُ مَا اسْتَطَعْتُمْ، فَإِنَّمَا أَهْلَكَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ كَثْرَةُ مَسَائِلِهِمْ وَاخْتِلَافُهُمْ عَلَى أَنْبِيَائِهِمْ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ  وَمُسْلِمٌ

 

Передается от Абу Хурайра Абдуррохман бин Сахр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками» (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَة رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُول اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم إنَّ اللَّهَ تَعَالَى قَالَ: «مَنْ عَادَى لِي وَلِيًّا فَقْد آذَنْتهُ بِالْحَرْبِ، وَمَا تَقَرَّبَ إلَيَّ عَبْدِي بِشَيْءٍ أَحَبَّ إلَيَّ مِمَّا افْتَرَضْتُهُ عَلَيْهِ، وَلَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ بِالنَّوَافِلِ حَتَّى أُحِبَّهُ، فَإِذَا أَحْبَبْتُهُ كُنْت سَمْعَهُ الَّذِي يَسْمَعُ بِهِ، وَبَصَرَهُ الَّذِي يُبْصِرُ بِهِ، وَيَدَهُ الَّتِي يَبْطِشُ بِهَا، وَرِجْلَهُ الَّتِي يَمْشِي بِهَا، وَلَئِنْ سَأَلَنِي لَأُعْطِيَنَّهُ، وَلَئِنْ اسْتَعَاذَنِي لَأُعِيذَنَّهُ».

رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой, в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного науафиль (дополнительное поклонение), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет брать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чем-нибудь, Я обязательно дарую ему это, а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его». (приводится имамом Аль-Бухари ).

Кроме того, в другой версии этого хадиса имам Аль-Бухарий приводит также и следующие слова Всевышнего:

«.. .и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться в такой мере, как необходимость забирать душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла».

 

Имам Аль-Газали в книге «Ихья Илюмиддин» пишет: «Амали (деяния), которые возникли позже, не считаются запрещенными, но утвердившиеся действия, явно противоречащие Сунне Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, и идут в разрез шариатским принципам, и которые могут посеять раздор и смуту (фитну) среди мусульман, считается явным бидаътом».

Приведем еще примеры нововведений (бидаъты), которые ввели сахабы (родзи Аллаху аънху). В одной из книг имама Аль-Бухарий приводится: «На один из фардз намазов (обязательное, коллективное поклонение), состоящее из четырех ракатов, опоздал Муъаз ибн Джаббаль (родзи Аллаху аънху), который успел только на третий ракат. После завершения намаза всеми, он встал и дополнил свое поклонение, совершив недостающие два раката намаза. Аллах азза ва Джаля, удостоил нашего Пророка Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, такой способностью, что он знал, что происходит у него за спиной. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям одобрил такие действия этого сподвижника, и посоветовал другим сахабам (родзи Аллаху аънхум), завершать недостающее по числу ракатов поклонение».

Приводится в одном из сборников хадисов имама Муслима. Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям зашел в мечеть в Медине, и увидел два джаммата  сподвижников (родзи Аллаху аънхум), в одной группе Зайд ибн Собит, в которой мусульмане стремились к знаниям, в другой с Абу Хурайра, где поминали и восхваляли Господа миров. Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям отметил полезность и важность их деяний, и поощрил их своим одобрением.

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللَّهَ ذِكْرًا كَثِيرًا 

О те, которые уверовали! Поминайте и восхваляйте Аллаха очень много. (сура «Аль-Азхаб», аят 41).

Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям ночью читал десять, двенадцать ракатов намаза. Если верующий решится за ночь в своем поклонении совершить сто ракатов намаза, сказать ему, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям такое не делал, и это запрещено, будет неправильно.

Приводится имамом Аль-Бухарий, в Медине во время жизни Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, кроме мечети «Ан-Набави», было девять мечетей, но джума намаз читали, только в основной мечети. Около трех веков, во всех городах мусульманского государства была центральная мечеть, и только в них проводились джума намазы. Но верующих становилось больше, и в одну мечеть, даже только мужчины не вмещались, поэтому во многих других мечетях стали проводить праздничную пятничную молитву.

Приводится в «Суннане» имама ибн Маджа: Биляль ибн Раббах (родзи Аллаху аънху) был муадзином (призывающим на намаз) в мечети «Ан-Набави». Однажды, он, как обычно произнес азан на предрассветную молитву. Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, что ему было не присуще, задерживался с выходом на намаз. Биляль (родзи Аллаху аънху) произнес: «Ас-саляту хойрум мин навм» (намаз лучше, чем сон). Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям вышел в мечеть, и впоследствии велел, эту фразу добавить к азану на фаджр намаз».

 

قُل إِن كُنتُم تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِى يُحبِبكُمُ ٱللَّهُ وَيَغفِر لَكُم ذُنُوبَكُمۗ وَٱللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». (сура «Аль-Имрон», аят 31).

Во времена Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и во время правления Абу Бакра Ас-Сидика (родзи Аллаху аънху), «Макам Иброхима» (каменная плита со следами Иброхима аляйхи ва салям, которые им были оставлены во время восстановления Каабы), находился близко к Каабе. Когда большое количество верующих, во время хаджа (паломничества), делали тавваф (обход Каабы), то «Макам Иброхима» стал создавать для этого обряда некоторые трудности. Для беспрепятственного передвижения, Халиф Уъмар ибн Хаттоб (родзи Аллаху аънху), передвинул эту реликвию на несколько метров от Каабы.

Приводится в двух сборниках сахих имамов Аль-Бухарий и Муслима: «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросил у Биляля (родзи Аллаху аънху): «Какой у тебя есть амали (деяния), которые были следствием, того, что я слышал звуки, издаваемые твоими сандалиями в Джаннате (раю)». Сначало Биляль (родзи Аллаху аънху), не знал, что ответить, а потом, стесняясь, сказал: «Когда у меня портится ритуальное омовение, то сразу же стараюсь его обновить, и совершаю намаз из двух ракатов». И Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям очень обрадовался его благим деяниям».   

Приводится в двух сборниках сахих имамов Аль-Бухарий и Муслима: «Хубайн ибн Ади (родзи Аллаху аънху) попал в плен мушрикам (идолопоклонникам) Мекки. Ему вынесли приговор, лишить его жизни. Перед казнью, он у кафиров (неверных), попросил дать ему возможность, совершить намаз в два раката, чему они не стали препятствовать».

 

فَإِن لَّم يَستَجِيبُواْ لَكَ فَٱعلَم أَنَّمَا يَتَّبِعُونَ أَهوَاءَهُمۚ وَمَن أَضَلُّ مِمَّنِ ٱتَّبَعَ هَوَهُ بِغَيرِ هُدًى مِّنَ ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَهدِى ٱلقَومَ ٱلظَّـٰلِمِينَ

Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. (сура «Аль-Косос», аят 50).

Приводится в двух сборниках сахих имамов Аль-Бухарий и Муслима: «Передается от Руфайи ибн Рофия (родзи Аллаху аънху): «Мы совершали коллективный намаз, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям поднимая свое туловище с руку (поясного поклона), сказал: «Самий Аллаху лиман хамидах», один из сподвижников (родзи Аллаху аънху) произнес: «Хамдан тойибан мубарок фийх». После поклонения Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям спросил: «Кто проговорил эти слова после рукух», один из сахабов признался в своем деянии. Тогда Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям обрадовал его вестью: «Я увидел, как множество ангелов соперничали между собой, чтобы получить савабы (награды) у Аллаха Табарока ва Тааля, от произнесения этих благословенных слов вашим братом».

В мечети «Ан-Набави» в Медине, на фаджр и иша намазах, в первое время, поклонение совершали в темноте. Один сподвижник (родзи Аллаху аънху), установил несколько ламп и осветил мечеть. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, узнав кто это сделал, сказал, что за такое благое дело, этому сахаба (родзи Аллаху аънху), джаннат (рай) стал ваджибам (обязательным). 

Во времена Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, во время правления Абу Бакра Ас-Сидика (родзи Аллаху аънху), Уъмара ибн Хаттоб (родзи Аллаху аънху), азан (призыв на молитву) на джума намаз произносился один раз. Поклоняющихся верующих становилось больше, площадь рынка в Медине тоже увеличилась, поэтому Халиф Уъсмана ибн Аффана (родзи Аллаху аънху) велел на джума намаз произносить азан два раза.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете! (сура «Аль-Джума», аят 9).

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, произносил хутбу (праздничная молитва, проповедь) на джума намазе, стоя возле финиковой пальмы. Верующих, стремившихся к этому поклонению, становился больше. Чтобы все могли видеть Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, сподвижники (родзи Аллаху аънхум) соорудили для этого минбар (возвышенная трибуна).

Однажды имам Малик ибн Аънас, зашел в мечеть и увидел группу мусульман, и спросил их: «Чем вы это заняты». Они ответили, что учатся читать Коран. Во времена Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, многие сподвижники (родзи Аллаху аънхум) были арабами, и им было легче, без чьей-то помощи, правильно читать Досточтимый Коран. Преподавать правильное произношение Корана, стало необходимостью, так как больше людей других национальностей стали принимать религию Ислам.

 

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَتْلُونَهُ حَقَّ تِلَاوَتِهِ أُولَٰئِكَ يُؤْمِنُونَ بِهِ ۗ وَمَنْ يَكْفُرْ بِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ 

 

«Те, кому Мы даровали Писание, и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке», (сура «Аль Бакара», аят 121).

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ:  قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ:إِنَّ لِكُلٌ شيیء شَرَفً يَّتَباهَوْنَ بِهِ وَإِنَّ بَهَاءَ أُمَّتِی وَشَرَفَهَا الْقُرْانُ  رواه فی الحلية

 

Передается от Аъйша (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Для всего есть свой объект гордости, и истинно, честь и гордость для моей общины – это Коран».

Когда мусульмане вошли в Мекку, Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, не напоминал мушрикам, как они издевались над первыми верующими, что Ему тайно пришлось бежать из своего родного города. Что Его враги планировали и пытались Его убить. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям со сподвижниками (родзи Аллаху аънхум), заходили в свой родной город смиренно, ни у кого не было и мысли о мести, и тогда, сколько мекканцев приняли Истину и вошли в лоно Ислама. Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям сказал Аъише (родзи Аллаху аънха): «Если бы не опасался многих пересудов, и боясь ранить сердца мекканцев, только что принявших религию, то перестроил бы Каабу, по тому образу, как изначально Ее восстановил наш праотец Пророк Иброхим аляйхи ва салям.

 


وَعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَا هُنَا، - وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، - بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите покупать, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок. И будьте, рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - здесь!» Тут он трижды показал на свою грудь, а затем сказал: «С человека достаточно зла, если он презирает своего брата-мусульманина. Мусульмане целиком неприкосновенны друг для друга: неприкосновенны их кровь, имущество и честь». (приводится имамом Муслимом).

Хадис 1498

Ислам – это, совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми. Одна из целей Ислама состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе, и каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако все это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себe.

Корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет совершенства, если человек не будет добрым и далеким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, стремления к благоволению Создателя и приближения к Нему.

Следствием осуществления этого и будет возникновение идеального общества, ведь если каждый человек станет желать другому, тех же благ, которыми обладает сам, он станет оказывать людям благодеяния, и воздерживаться от нанесения им обид. В этом случае и они полюбят его, и тоже станут оказывать ему благодеяния, воздерживаясь от нанесения обид. Благодаря этому, между всеми людьми будет поддерживаться любовь и среди них распространится благо, а притеснения и зло исчезнут. И если каждый человек будет думать об общих интересах, радуясь тому, что радует всех, и сопереживая боли других, дела этой жизни придут в порядок, как заявил об этом Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, сказавший: «Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны единому телу: «когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие части тела отзываются на это, испытывая бессонницу и страдая от горячки». И тогда Аллах Субхана ва Тааля приведет общество верующих к славе, уважению и доминированию среди других слоев общества в этом мире, а в мире вечном членов этого общества будет ждать прекрасное воздаяние. Общество, лишенное веры, является эгоистичным и презренным обществом. Если вера в сердцах людей утратит свое совершенство, души их не будут желать блага другим, а вместо этого появятся зависть, и стремление к обману. В подобных обстоятельствах в обществе утвердится эгоизм, люди превратятся в волков в человеческом облике, распространится нравственное разложение, восторжествует несправедливость, повсюду проникнут ненависть и взаимная неприязнь.

 

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا

 

Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. (сура «Аль-Маъда», аят 3).

 

عَنْ سَلْمَانَ الْفَارِسِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: إِنَّ اللّٰهَ حَيِیِّ كَرِمٌ يَسْتَحْيِی إِذَا رَفَعَ الرَّجُلُ إِلَيْهِ يَدَيهِ أَنْ يَرُدَّهُمَا صِفْرًا خَاءِبَتَيْنِ. رواه الترمذی وقال: هَذا حديث حسن غريب، باب إن اللّٰهَ حيی كريم

 

Передается Сальманом Фарси (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине Аллах азза ва Джаля Стыдливый, Щедрый. Когда человек поднимает свои руки к Нему, Он стыдиться оставить эти руки пустыми, разочарованными». (приводится имамом Тирмизий). 

 

وَعَنْ أَنَسٍ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «اللَّهُمَّ انْفَعْنِي بِمَا عَلَّمْتَنِي، وَعَلِّمْنِي مَا يَنْفَعُنِي، وَارْزُقْنِي عِلْمًا يَنْفَعُنِي». رَوَاهُ النَّسَائِيُّ، وَالْحَاكِمُ.

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах! Помоги мне извлечь пользу из того, чему Ты обучил меня, и обучи меня тому, что принесет мне пользу, и одари меня полезным знанием». (приводится Ан-Насаи и Аль-Хакимом).

Статью подготовил Рузметов Еркин

(В статье использован тафсир «Аль Коран аль Мунтахаб», а также малуматы (материал) из статьи Юсупа Абдулмуслимова с сайта «islamdag.ru»).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: