بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
(материал из книги «Исламское вероучение, толкование акиды «Ан-Насафия».)
اَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры всех и всякую вещь. Аллах проницателен, понимает Своих рабов и сведущ во всем. Ничто от Него не скрыто, и ведает Он обо всем!» (сура «Ан-Аънам», аят 103).
Лицезрение Аллаха Роббиль иззат в будущей жизни допустимо с точки зрения разума, и обязательно, подтверждается аятами из Досточтимого Корана и сунны Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Имеется передаваемое доказательство об обязательности лицезрения Всевышнего верующими на том свете. Но Аллах Субхана ва Тааля будет виден не в каком либо месте и не со стороны отражения или соединения лучей или утверждения расстояния между наблюдающим и Творцом всего сущего.
Лицезрение полное, совершенное открытие взору, дающее возможность узнать видимое. Различие между совершенным и недостаточным лицезрением в том, что второе является лишь образом увиденного, оставшимся в памяти, а первое – непосредственно лицезрением, нет сомнения в том, что оно более совершенно.
Допустимо с точки зрения разума, то есть непредвзято мыслящий разум допускает лицезрение Аллаха азза ва Джаля и в этом мире и последующем. Неизбежно, непременно должно произойти, потому что отмечено Господом миров в Коране, и в высказываниях Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.
Но Он будет виден ни в каком-либо месте, лицезрение Аллаха Табарока ва Тааля не подобно лицезрению тел, которые мы видим в каком-либо месте.
Не со стороны отражения Он будет виден, но не вверху, не внизу, не спереди, не сзади, поскольку направление является атрибутом, присущим только созданиям. Лицезрение не будет подобно лицезрению предметов в зеркале, когда мы становимся перед ним.
Соединения лучей, то есть это не подобно тому, как лучи, отраженные от предмета, собираются в хрусталике глаза и попадают на сетчатку.
Утверждения расстояния лицезрение Создателя Вселенной не подобно лицезрению тел на близком или далеком расстоянии.
وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكًّا وَخَرَّ موسَى صَعِقًا فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я - первый из верующих». (сура «Аль-Аъроф», аят 143).
В отличие от муътазилитов, ахли «Ас-сунна ва-джамаъа считают, что возможность лицезрения Аллаха Роббиль иззат допустима с точки зрения разума и подтверждается священными текстами.
Муътазилиты аргументируют свою позицию следующими доводами:
Во-первых, согласно доводам разума, лицезрение подразумевает, что наблюдаемый объект находится в какой-либо точке пространства, имеет направление, отражение, располагается на определенном расстоянии от наблюдателя. Кроме того, образ наблюдаемого объекта должен отразиться в зрачке глаза. Все вышеперечисленное является отличительными атрибутами тел, Аллах Субхана ва Тааля же не является телом, поскольку это абсурд, а следовательно, и лицезрение Всевышнего в таком формате является абсурдом.
Во-вторых, доводы из Корана:
В одном из текстов Корана сказано: «О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя». Аллах Табарока ва Тааля сказал: «Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь» (сура «Аль-Аъроф» аят 143).
Основными аргументами в данном аяте являются следующие.
Частица «لن» («не»), которая несет смысл полного отрицания возможности события в будущем или вообще когда-либо. То есть имеется в виду: «Никогда не увидишь», что является доводом в пользу невозможности лицезрения ни в этом мире, ни в последующем.
Аллах азза ва Джаля связал возможность лицезрения с возможностью горы устоять на своем месте в то время, когда она начнет приходить в движение. Но поскольку движение и покой являются вещами противоположными, то их одновременное проявление в одном предмете является не возможным. Привязывание действия к невыполнимому условию, говорит о неосуществимости этого действия.
В другом аяте Корана сказано: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры» (сура «Аль-Маъида», аят 103).
Основными аргументами данного аята служат следующие. Постижение связано со взорами, то есть с лицезрением. Слово «взоры» употреблено с определенной частицей, которая вбирает в себя все, что входит в это понятие, а именно все взоры, абсолютно, не способны его постичь. Тем, кто обратился с просьбой увидеть Аллаха Роббиль иззат, Он дал строгий отрицательный ответ.
Если бы лицезрение Всевышнего было допустимо, то аяты Корана, связанные с этим событием, не несли бы значения отрицания.
Например, словами последователей Мусы аляйхи ва салям сказано: «Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию» (сура «Аль-Бакара» аят 55).
Последователи истины свою позицию аргументируют следующим образом:
Во-первых, доводы разума свидетельствуют в пользу того, что тела и акциденции, которые мы видим, обладают атрибутом «бытие». Если бы их не было, то мы бы их не видели, ведь никто не спорит, что несуществующее увидеть невозможно. Следовательно, существование (бытие) является причиной допустимости ее лицезрения чего-либо. То есть все, что существует, можно увидеть. А поскольку Аллах Субхана ва Тааля также существует (является бытием), то Его тоже можно увидеть. Мы можем это отрицать только в том случае, если у нас будет довод, что лицезрение допустимо только в отношении тех вещей, чье бытие возможно. Или же если у нас будет довод о том, что невозможно лицезрение необходимого (ваджиб). Но таких доводов нет. Наши оппоненты могут возразить: «Вкус и запах тоже существуют, почему же мы тогда их не видим?» На это мы ответим: «То, что мы их не видим, еще не говорит о том, что их увидеть невозможно с точки зрения разума. Причина в том, что Аллах азза ва Джаля не создал в человеке качеств, позволяющих увидеть эти акциденции».
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
«В тот День у одних людей лица будут сияющими, счастливыми и будут смотреть на своего Господа, как подобает Ему». (сура «Аль-Кийяма», аяты 22-23).
كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ
«Поистине, те, которые считали воскресение ложью, будут лишены милосердия своего Господа в День воскресения из-за совершенных ими грехов». (сура «Мутофифийн», аят 15).
Имамом Аль Бухарий приводится хадис, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Вы увидите своего Господа также как видите луну во время полнолуния».
Ученые ахли «Ас-сунна ва-джамаъа» дают следующие ответы ответы на муътазилитские доводы.
Лицезрение зримых предметов не всегда привязано к упомянутым условиям, это понятие намного шире и не всегда привязано к этим условиям. Тем более, нельзя сравнивать явное (االشاهد) и сокрытое (االغائب). Наше зрение является лишь одним видом зрения, что же касается Аллаха Табарока ва Тааля, то Он обладает таким могуществом, что способен наделить нас таким зрением, которое не привязано к условиям, упомянутым выше. Кроме этого, нужно отметить, что вторая наша жизнь (потусторонняя), будет сильно отличаться от первой (мирской). Будут отличаться и тела, и акциденции, и движения (ходьба, сидение), и так далее, поэтому нельзя сравнивать мирское и потустороннее.
Вполне можно допустить, что зрение может быть осуществлено без зрачка. Ведь Аллах Роббиль иззат видит нас без участия зрачка, точно так же и мы можем увидеть Его без посредства этого органа.
Зрение представляет собой один из наиболее полных видов познания, получения информации. И как известно, познание никогда не ставит условием нахождение изучаемого в каком-либо направлении. Например, сейчас мы познали Аллаха Субхана ва Тааля, не имея какого-либо образа или представления, и в Судный день мы точно так же Его увидим без какого-либо образа и представления.
Что касается слов Мусы аляйхи ва салям, то можно сказать следующее: «Мы считаем этот аят доводом в нашу пользу, ведь если бы лицезрение Аллаха азза ва Джаля было невозможным, то не было бы смысла для Мусы аляйхи ва салям обращаться к Аллаху Табарока ва Тааля с подобной просьбой. Если бы лицезрение было невозможным, то вопрос Мусы аляйхи ва салям свидетельствовал бы либо в пользу его невежества, либо легкомыслия и глупости, а как известно, Пророки аляйхи ва салям защищены от подобных качеств».
Далее, что касается мнения о том, что частица «لن» несет смысл абсолютного отрицания, то это неприемлемо. Если это так, то что могли бы сказать об аяте:
وَلَن يَتَمَنَّوْهُ أَبَدًا بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمينَ
«Но они никогда не возжелают ее (то есть смерти)» (сура «Аль-Бакара» аят 95).
Но ведь Коран также сообщает о том, что они возжелают ее в Судный день, когда будут ввергнуты в огонь. В аятах Корана об этом сказано:
وَنَادَوْا يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ قَالَ إِنَّكُم مَّاكِثُونَ
«И они воззовут: «О страж ада! Пусть Господь твой покончит с нами»(сура «Аз-Зухруф», аят 77).
يَا لَيْتَهَا كَانَتِ الْقَاضِيَةَ
«О, если бы (смерть) была концом (всего)!»(сура «Аль-Хакка», аят 27).
Что же касается связи лицезрения с нахождением горы в покое, то она также является доводом в пользу возможности того, о чем мы говорим. Ведь нахождение в покое само по себе является возможным действием, следовательно, и действие, связанное с ним, также является возможным. Если покой будет преобладать над движением, то предмет будет находиться в покое, хотя буквальный смысл аята к этому и не сводится.
Что касается аята: «Ни один взор не постигает Его», то ответить можно следующее.
Постижение – это не просто лицезрение, но и полный охват зримого со всех сторон. Следовательно, лицезрение – это более общее понятие, чем постижение, и поскольку более узкое понятие не может отрицать более широкое, то мы можем заявить, что невозможность постижения не отрицает возможность лицезрения.
Даже если мы согласимся, что постижение и лицезрение – это синонимичные слова, говорящие об одном и том же, то это еще не значит полного отрицания. Упомянутый аят не указывает на то, что постижение невозможно во все времена и при любых обстоятельствах, в том числе зрение и постижение этого мира и последующего.
Предшествование запрета общему высказыванию указывает на отрицание общего, а не общее отрицание, следовательно отрицание общего не отвергает возможность лицезрения в основе. Даже если оно отрицает возможность постижения Аллаха Роббиль иззат некоторыми взорами, то вполне допустимо, что у других такая возможность будет. В итоге мы можем сделать вывод о том, что в этом аяте отрицается постижение Аллаха Субхана ва Тааля неверными, поскольку они будут сокрыты от Него.
Одновременно мы можем заявить, что данный аят является доводом в пользу допустимости лицезрения, поскольку тематикой аята является восхваление, а разве есть смысл хвалиться тем, чего нет? Восхваление может относиться только к тому, что есть, даже если от него воздерживаются благодаря величию.
Что же касается аятов, повествующих об упрямцах, то в них речь идет не о порицании абсурдного, а о том, что эти люди обратились к Пророку Мусе аляйхи ва салям выражая свое упрямство и издеваясь. В противном случае пророк Муса аляйхи ва салям им просто запретил бы обращаться к нему с подобными просьбами, ведь он запретил им просить у него изготовить для них истуканов.
Об этом сказано в Коране:
إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ
«Воистину, вы – невежественные люди» (сура «Аль-Аъроф», аят 138).
Возможно ли увидеть Аллаха азза ва Джаля при жизни, посредством зрения?
Как было сказано выше в доводах ахли «Ас-сунна ва-джамаъа», с точки зрения логики это вполне допустимо. Большинство мусульманских ученых также согласны с этим, но в то же время они единогласны в том, что на самом деле это могло случиться только с Пророком соллаллоху аляйхи ва салям. Что же касается лицезрения Аллаха Табарока ва Тааля сердцем, то этому вообще нет никаких препятствий.
Видел ли Пророк соллаллоху аляйхи ва салямАллаха Роббиль иззат в ночь вознесения?
Мусульманские ученые, отвечая на этот вопрос, разделились во мнениях. Большинство их считают, что Он соллаллоху аляйхи ва салям видел Его своим зрением. Этого мнения придерживался Ибн Аъббас (родзи Аллаху аънху). Айша (родзи Аллаху аънха). И ее последователи считали, что Пророк соллаллоху аляйхи ва салямвидел Аллаха Субхана ва Тааля сердцем, это также является широко известным мнением Ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху).
В качестве наиболее яркого доказательства большинство ученых приводят аят:
وَإِذْ قُلْنَا لَكَ إِنَّ رَبَّكَ أَحَاطَ بِالنَّاسِ وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤيَا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلاَّ فِتْنَةً لِّلنَّاسِ وَالشَّجَرَةَ الْمَلْعُونَةَ فِي القُرْآنِ وَنُخَوِّفُهُمْ فَمَا يَزِيدُهُمْ إِلاَّ طُغْيَانًا كَبِيرًا
«Воистину, видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, – это только испытание от Нас для людей» (сура «Аль-Исро», аят 60).
Ибн Аъббас по этому поводу сказал, что речь идет о том, что видел Пророк соллаллоху аляйхи ва салям в ночь вознесения.
Противники этого мнения в качестве довода ссылаются на довод имама Муслима и других от Масрука: «Я спросил у Айши (родзи Аллаху аънха). «О мать, видел ли Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям своего Господа?» Она ответила: «От твоего вопроса у меня волосы встали дыбом. Знай, что если кто-либо сообщит тебе о трех вещах, то он лжец. Если кто-либо скажет тебе, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям видел своего Господа, то он лжец»;
В подтверждение она прочла аяты: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает (все, что постигают) взоры. Он – проницательный, сведущий» (сура «Аль-Маъида», аят 103).
وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاء حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاء إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет Посланника, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый». (сура «Аш-Шура», аят 51).
«Если кто-либо сообщит тебе, что он знает, что будет завтра, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят:
إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». (сура «Лукман», аят 34).
«Если кто-либо сообщит тебе, что он что-либо скрыл, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят:
يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ وَاللّهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ إِنَّ اللّهَ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей». (сура «Аль-Маъида», аят 67).
«Однако, Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям дважды видел Джибрила аляйхи ва салям в его собственном облике».
В другом высказываний сказано: «Когда Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Видел ли ты своего Господа?», – он ответил: «Свет, где (как) мне Его увидеть?».
Что касается аята, приведенного большинством, то они ответили, что имеется в виду сновидение (руъа).
Избранным является мнение большинства, гласящее о том, что лицезрение Аллаха Табарока ва Тааля допустимо и Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям видел Всевышнего на самом деле. Потому что это допустимо разумом. Об этом сказано в аяте, упомянутом выше. Что же касается слова (руъа), то оно употребляется и для видения в бодрствующем состоянии. Если бы видение было во сне, то это не привело бы к удивлению и смущению людей по данному поводу.
Высказывание Айши (родзи Аллаху аънху) является ее личным мнением, именно поэтому она, чтобы подкрепить его, ссылается на аят Корана.
Хадис: «Свет, где (как) мне Его увидеть?» – то слово «أأنى» в одном из высказываний приводится с «фатхами» над «хамзой», «нуном» и «алифом», а в другом высказываний – с «касрой» под «хамзой», удвоенным «нуном» и «йа» на конце. И второе высказывание, является доводом в пользу большинства.
А возможно, что в первом высказывании имеется в виду, что Он подобен свету, который можно увидеть, но невозможно познать его сущность.
Однозначно слабому человеческому разуму, тяжело понять абсолютное Величие, Могущество и Мудрость Господа миров. Но мусульмане должны уверовать в невидимое и непознанное, разве нельзя просто осознать, что через лицезрение многих созданий, мы наблюдаем разумом и сердцем совершенный Кудрот (могущество) Аллаха Роббиль иззат.
Материал для статьи подготовил Рузметов Еркин.
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
Лицезрение Аллаха Роббиль иззат.(материал из книги «Исламское вероучение, толкование акиды «Ан-Насафия».)
اَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры всех и всякую вещь. Аллах проницателен, понимает Своих рабов и сведущ во всем. Ничто от Него не скрыто, и ведает Он обо всем!» (сура «Ан-Аънам», аят 103).
Лицезрение Аллаха Роббиль иззат в будущей жизни допустимо с точки зрения разума, и обязательно, подтверждается аятами из Досточтимого Корана и сунны Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Имеется передаваемое доказательство об обязательности лицезрения Всевышнего верующими на том свете. Но Аллах Субхана ва Тааля будет виден не в каком либо месте и не со стороны отражения или соединения лучей или утверждения расстояния между наблюдающим и Творцом всего сущего.
Лицезрение полное, совершенное открытие взору, дающее возможность узнать видимое. Различие между совершенным и недостаточным лицезрением в том, что второе является лишь образом увиденного, оставшимся в памяти, а первое – непосредственно лицезрением, нет сомнения в том, что оно более совершенно.
Допустимо с точки зрения разума, то есть непредвзято мыслящий разум допускает лицезрение Аллаха азза ва Джаля и в этом мире и последующем. Неизбежно, непременно должно произойти, потому что отмечено Господом миров в Коране, и в высказываниях Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.
Но Он будет виден ни в каком-либо месте, лицезрение Аллаха Табарока ва Тааля не подобно лицезрению тел, которые мы видим в каком-либо месте.
Не со стороны отражения Он будет виден, но не вверху, не внизу, не спереди, не сзади, поскольку направление является атрибутом, присущим только созданиям. Лицезрение не будет подобно лицезрению предметов в зеркале, когда мы становимся перед ним.
Соединения лучей, то есть это не подобно тому, как лучи, отраженные от предмета, собираются в хрусталике глаза и попадают на сетчатку.
Утверждения расстояния лицезрение Создателя Вселенной не подобно лицезрению тел на близком или далеком расстоянии.
وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكًّا وَخَرَّ موسَى صَعِقًا فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я - первый из верующих». (сура «Аль-Аъроф», аят 143).
В отличие от муътазилитов, ахли «Ас-сунна ва-джамаъа считают, что возможность лицезрения Аллаха Роббиль иззат допустима с точки зрения разума и подтверждается священными текстами.
Муътазилиты аргументируют свою позицию следующими доводами:
Во-первых, согласно доводам разума, лицезрение подразумевает, что наблюдаемый объект находится в какой-либо точке пространства, имеет направление, отражение, располагается на определенном расстоянии от наблюдателя. Кроме того, образ наблюдаемого объекта должен отразиться в зрачке глаза. Все вышеперечисленное является отличительными атрибутами тел, Аллах Субхана ва Тааля же не является телом, поскольку это абсурд, а следовательно, и лицезрение Всевышнего в таком формате является абсурдом.
Во-вторых, доводы из Корана:
В одном из текстов Корана сказано: «О Господи! Яви мне Себя, чтобы я взглянул на Тебя». Аллах Табарока ва Тааля сказал: «Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь» (сура «Аль-Аъроф» аят 143).
Основными аргументами в данном аяте являются следующие.
Частица «لن» («не»), которая несет смысл полного отрицания возможности события в будущем или вообще когда-либо. То есть имеется в виду: «Никогда не увидишь», что является доводом в пользу невозможности лицезрения ни в этом мире, ни в последующем.
Аллах азза ва Джаля связал возможность лицезрения с возможностью горы устоять на своем месте в то время, когда она начнет приходить в движение. Но поскольку движение и покой являются вещами противоположными, то их одновременное проявление в одном предмете является не возможным. Привязывание действия к невыполнимому условию, говорит о неосуществимости этого действия.
В другом аяте Корана сказано: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает взоры» (сура «Аль-Маъида», аят 103).
Основными аргументами данного аята служат следующие. Постижение связано со взорами, то есть с лицезрением. Слово «взоры» употреблено с определенной частицей, которая вбирает в себя все, что входит в это понятие, а именно все взоры, абсолютно, не способны его постичь. Тем, кто обратился с просьбой увидеть Аллаха Роббиль иззат, Он дал строгий отрицательный ответ.
Если бы лицезрение Всевышнего было допустимо, то аяты Корана, связанные с этим событием, не несли бы значения отрицания.
Например, словами последователей Мусы аляйхи ва салям сказано: «Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию» (сура «Аль-Бакара» аят 55).
Последователи истины свою позицию аргументируют следующим образом:
Во-первых, доводы разума свидетельствуют в пользу того, что тела и акциденции, которые мы видим, обладают атрибутом «бытие». Если бы их не было, то мы бы их не видели, ведь никто не спорит, что несуществующее увидеть невозможно. Следовательно, существование (бытие) является причиной допустимости ее лицезрения чего-либо. То есть все, что существует, можно увидеть. А поскольку Аллах Субхана ва Тааля также существует (является бытием), то Его тоже можно увидеть. Мы можем это отрицать только в том случае, если у нас будет довод, что лицезрение допустимо только в отношении тех вещей, чье бытие возможно. Или же если у нас будет довод о том, что невозможно лицезрение необходимого (ваджиб). Но таких доводов нет. Наши оппоненты могут возразить: «Вкус и запах тоже существуют, почему же мы тогда их не видим?» На это мы ответим: «То, что мы их не видим, еще не говорит о том, что их увидеть невозможно с точки зрения разума. Причина в том, что Аллах азза ва Джаля не создал в человеке качеств, позволяющих увидеть эти акциденции».
وُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ نَّاضِرَةٌ إِلَى رَبِّهَا نَاظِرَةٌ
«В тот День у одних людей лица будут сияющими, счастливыми и будут смотреть на своего Господа, как подобает Ему». (сура «Аль-Кийяма», аяты 22-23).
كَلَّا إِنَّهُمْ عَن رَّبِّهِمْ يَوْمَئِذٍ لَّمَحْجُوبُونَ
«Поистине, те, которые считали воскресение ложью, будут лишены милосердия своего Господа в День воскресения из-за совершенных ими грехов». (сура «Мутофифийн», аят 15).
Имамом Аль Бухарий приводится хадис, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Вы увидите своего Господа также как видите луну во время полнолуния».
Ученые ахли «Ас-сунна ва-джамаъа» дают следующие ответы ответы на муътазилитские доводы.
Лицезрение зримых предметов не всегда привязано к упомянутым условиям, это понятие намного шире и не всегда привязано к этим условиям. Тем более, нельзя сравнивать явное (االشاهد) и сокрытое (االغائب). Наше зрение является лишь одним видом зрения, что же касается Аллаха Табарока ва Тааля, то Он обладает таким могуществом, что способен наделить нас таким зрением, которое не привязано к условиям, упомянутым выше. Кроме этого, нужно отметить, что вторая наша жизнь (потусторонняя), будет сильно отличаться от первой (мирской). Будут отличаться и тела, и акциденции, и движения (ходьба, сидение), и так далее, поэтому нельзя сравнивать мирское и потустороннее.
Вполне можно допустить, что зрение может быть осуществлено без зрачка. Ведь Аллах Роббиль иззат видит нас без участия зрачка, точно так же и мы можем увидеть Его без посредства этого органа.
Зрение представляет собой один из наиболее полных видов познания, получения информации. И как известно, познание никогда не ставит условием нахождение изучаемого в каком-либо направлении. Например, сейчас мы познали Аллаха Субхана ва Тааля, не имея какого-либо образа или представления, и в Судный день мы точно так же Его увидим без какого-либо образа и представления.
Что касается слов Мусы аляйхи ва салям, то можно сказать следующее: «Мы считаем этот аят доводом в нашу пользу, ведь если бы лицезрение Аллаха азза ва Джаля было невозможным, то не было бы смысла для Мусы аляйхи ва салям обращаться к Аллаху Табарока ва Тааля с подобной просьбой. Если бы лицезрение было невозможным, то вопрос Мусы аляйхи ва салям свидетельствовал бы либо в пользу его невежества, либо легкомыслия и глупости, а как известно, Пророки аляйхи ва салям защищены от подобных качеств».
Далее, что касается мнения о том, что частица «لن» несет смысл абсолютного отрицания, то это неприемлемо. Если это так, то что могли бы сказать об аяте:
وَلَن يَتَمَنَّوْهُ أَبَدًا بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمينَ
«Но они никогда не возжелают ее (то есть смерти)» (сура «Аль-Бакара» аят 95).
Но ведь Коран также сообщает о том, что они возжелают ее в Судный день, когда будут ввергнуты в огонь. В аятах Корана об этом сказано:
وَنَادَوْا يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ قَالَ إِنَّكُم مَّاكِثُونَ
«И они воззовут: «О страж ада! Пусть Господь твой покончит с нами»(сура «Аз-Зухруф», аят 77).
يَا لَيْتَهَا كَانَتِ الْقَاضِيَةَ
«О, если бы (смерть) была концом (всего)!»(сура «Аль-Хакка», аят 27).
Что же касается связи лицезрения с нахождением горы в покое, то она также является доводом в пользу возможности того, о чем мы говорим. Ведь нахождение в покое само по себе является возможным действием, следовательно, и действие, связанное с ним, также является возможным. Если покой будет преобладать над движением, то предмет будет находиться в покое, хотя буквальный смысл аята к этому и не сводится.
Что касается аята: «Ни один взор не постигает Его», то ответить можно следующее.
Постижение – это не просто лицезрение, но и полный охват зримого со всех сторон. Следовательно, лицезрение – это более общее понятие, чем постижение, и поскольку более узкое понятие не может отрицать более широкое, то мы можем заявить, что невозможность постижения не отрицает возможность лицезрения.
Даже если мы согласимся, что постижение и лицезрение – это синонимичные слова, говорящие об одном и том же, то это еще не значит полного отрицания. Упомянутый аят не указывает на то, что постижение невозможно во все времена и при любых обстоятельствах, в том числе зрение и постижение этого мира и последующего.
Предшествование запрета общему высказыванию указывает на отрицание общего, а не общее отрицание, следовательно отрицание общего не отвергает возможность лицезрения в основе. Даже если оно отрицает возможность постижения Аллаха Роббиль иззат некоторыми взорами, то вполне допустимо, что у других такая возможность будет. В итоге мы можем сделать вывод о том, что в этом аяте отрицается постижение Аллаха Субхана ва Тааля неверными, поскольку они будут сокрыты от Него.
Одновременно мы можем заявить, что данный аят является доводом в пользу допустимости лицезрения, поскольку тематикой аята является восхваление, а разве есть смысл хвалиться тем, чего нет? Восхваление может относиться только к тому, что есть, даже если от него воздерживаются благодаря величию.
Что же касается аятов, повествующих об упрямцах, то в них речь идет не о порицании абсурдного, а о том, что эти люди обратились к Пророку Мусе аляйхи ва салям выражая свое упрямство и издеваясь. В противном случае пророк Муса аляйхи ва салям им просто запретил бы обращаться к нему с подобными просьбами, ведь он запретил им просить у него изготовить для них истуканов.
Об этом сказано в Коране:
إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ
«Воистину, вы – невежественные люди» (сура «Аль-Аъроф», аят 138).
Возможно ли увидеть Аллаха азза ва Джаля при жизни, посредством зрения?
Как было сказано выше в доводах ахли «Ас-сунна ва-джамаъа», с точки зрения логики это вполне допустимо. Большинство мусульманских ученых также согласны с этим, но в то же время они единогласны в том, что на самом деле это могло случиться только с Пророком соллаллоху аляйхи ва салям. Что же касается лицезрения Аллаха Табарока ва Тааля сердцем, то этому вообще нет никаких препятствий.
Видел ли Пророк соллаллоху аляйхи ва салямАллаха Роббиль иззат в ночь вознесения?
Мусульманские ученые, отвечая на этот вопрос, разделились во мнениях. Большинство их считают, что Он соллаллоху аляйхи ва салям видел Его своим зрением. Этого мнения придерживался Ибн Аъббас (родзи Аллаху аънху). Айша (родзи Аллаху аънха). И ее последователи считали, что Пророк соллаллоху аляйхи ва салямвидел Аллаха Субхана ва Тааля сердцем, это также является широко известным мнением Ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху).
В качестве наиболее яркого доказательства большинство ученых приводят аят:
وَإِذْ قُلْنَا لَكَ إِنَّ رَبَّكَ أَحَاطَ بِالنَّاسِ وَمَا جَعَلْنَا الرُّؤيَا الَّتِي أَرَيْنَاكَ إِلاَّ فِتْنَةً لِّلنَّاسِ وَالشَّجَرَةَ الْمَلْعُونَةَ فِي القُرْآنِ وَنُخَوِّفُهُمْ فَمَا يَزِيدُهُمْ إِلاَّ طُغْيَانًا كَبِيرًا
«Воистину, видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, – это только испытание от Нас для людей» (сура «Аль-Исро», аят 60).
Ибн Аъббас по этому поводу сказал, что речь идет о том, что видел Пророк соллаллоху аляйхи ва салям в ночь вознесения.
Противники этого мнения в качестве довода ссылаются на довод имама Муслима и других от Масрука: «Я спросил у Айши (родзи Аллаху аънха). «О мать, видел ли Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям своего Господа?» Она ответила: «От твоего вопроса у меня волосы встали дыбом. Знай, что если кто-либо сообщит тебе о трех вещах, то он лжец. Если кто-либо скажет тебе, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям видел своего Господа, то он лжец»;
В подтверждение она прочла аяты: «Ни один взор не постигает Его, а Он постигает (все, что постигают) взоры. Он – проницательный, сведущий» (сура «Аль-Маъида», аят 103).
وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاء حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاء إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ
«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет Посланника, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый». (сура «Аш-Шура», аят 51).
«Если кто-либо сообщит тебе, что он знает, что будет завтра, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят:
إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». (сура «Лукман», аят 34).
«Если кто-либо сообщит тебе, что он что-либо скрыл, то он лжец»; (в доказательство) она прочла аят:
يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ وَإِن لَّمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ وَاللّهُ يَعْصِمُكَ مِنَ النَّاسِ إِنَّ اللّهَ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الْكَافِرِينَ
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей». (сура «Аль-Маъида», аят 67).
«Однако, Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям дважды видел Джибрила аляйхи ва салям в его собственном облике».
В другом высказываний сказано: «Когда Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Видел ли ты своего Господа?», – он ответил: «Свет, где (как) мне Его увидеть?».
Что касается аята, приведенного большинством, то они ответили, что имеется в виду сновидение (руъа).
Избранным является мнение большинства, гласящее о том, что лицезрение Аллаха Табарока ва Тааля допустимо и Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям видел Всевышнего на самом деле. Потому что это допустимо разумом. Об этом сказано в аяте, упомянутом выше. Что же касается слова (руъа), то оно употребляется и для видения в бодрствующем состоянии. Если бы видение было во сне, то это не привело бы к удивлению и смущению людей по данному поводу.
Высказывание Айши (родзи Аллаху аънху) является ее личным мнением, именно поэтому она, чтобы подкрепить его, ссылается на аят Корана.
Хадис: «Свет, где (как) мне Его увидеть?» – то слово «أأنى» в одном из высказываний приводится с «фатхами» над «хамзой», «нуном» и «алифом», а в другом высказываний – с «касрой» под «хамзой», удвоенным «нуном» и «йа» на конце. И второе высказывание, является доводом в пользу большинства.
А возможно, что в первом высказывании имеется в виду, что Он подобен свету, который можно увидеть, но невозможно познать его сущность.
Однозначно слабому человеческому разуму, тяжело понять абсолютное Величие, Могущество и Мудрость Господа миров. Но мусульмане должны уверовать в невидимое и непознанное, разве нельзя просто осознать, что через лицезрение многих созданий, мы наблюдаем разумом и сердцем совершенный Кудрот (могущество) Аллаха Роббиль иззат.
Материал для статьи подготовил Рузметов Еркин.