Халяль и харам в жизни мусульман

Халяль и харам в жизни мусульман

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُواْ لِلّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

 

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему». (сура «Аль-Бакара», аят 172).

Господь миров обращается к верующим, чтобы они сторонились запретного (харама), и греховного, придерживались в своей жизни строгой богобоязненности. Ведь все что находится за границей дозволенного, является скверным и к тому же разрушающим религиозность мусульманина, которая может привести к самой великой потери веры (имана), и в итоге страданиям в будущей жизни. Аллах Субхана ва Тааля напоминает об огромном спектре Своих милостей дарованных людям, и призывает выражать благодарность посредством праведных поступков. Кроме того, в нем блага не названы дозволенными (халяль), поскольку Творец всего сущего позволил верующим пользоваться благами, которые не влекут за собой негативных последствий, и поскольку их вера удерживает их от употребления всего недозволенного.
В этом аяте подчеркивается, что если человек не благодарен Аллаху азза ва Джаля, то он не поклоняется Ему одному, если же он благодарит Всевышнего надлежащим образом, то обязательно должен поклоняться Ему одному и выполнять Его повеления. Из него также следует, что употребление в пищу чистых и дозволенных продуктов способствует совершению праведных поступков и их принятию Аллахом Роббиль иззат. Что же касается упоминания о необходимости благодарить Создателя Вселенной, после упоминания о Его милостях и щедротах, то из этого следует, что благодарность Аллаху Табарока ва Тааля, помогает сохранить имеющиеся блага и даже приумножить их, тогда как неверие и неблагодарность лишают человека дарованных благ и не позволяют ему обрести новые блага.

 

Понятие «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное», «разрешенное». Зачастую его применяют к продуктам питания, в особенности – к мясным продуктам, однако данное понятие затрагивает все сферы человеческой жизни. Халяль включает в себя всю совокупность того, что признано дозволенным для мусульман, начиная с продуктов питания и предметов одежды, заканчивая общественными отношениями.

Противоположным понятию «халяль» является «харам», которое переводится как «запретное», «греховное». Оно так же охватывает различные грани нашей жизни и подразумевает определенные греховные деяния, (например убийство, воровство, употребление алкогольных напитков, азартные игры, прелюбодеяние и так далее).

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «إنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إلَّا طَيِّبًا، وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ فَقَالَ تَعَالَى: «يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنْ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا»، وَقَالَ تَعَالَى: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ» ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إلَى السَّمَاءِ: يَا رَبِّ! يَا رَبِّ! وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِّيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لَهُ؟»رَوَاهُ مُسْلِمٌ

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам, и Всевышний сказал: «O Посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела.

Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас...»

А потом Пророк соллаллаху аляйхи ва салям, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): «О Господь, о Господь!», - однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?»

 

Слова Пророка Мухаммада соллаллаху аляйхи ва салям: «О люди, поистине, Всевышний Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого...», - имеют отношение к делам, материальным ценностям, словам и убеждениям.

Аллах Роббиль иззат примет только благие и далекие от всего плохого деяния, например, от стремления к показному, и от самолюбования дела.

И Он примет только благие и дозволенные материальные средства.

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям побуждал людей подавать милостыню из тех средств, которые являются дозволенными и благоприобретенными, и поэтому он сказал: «...и Аллах азза ва Джаля не примет ничего, кроме благого...»

Это значит, что из подаваемого в качестве милостыни Аллах Субхана ва Тааля примет только благое и дозволенное. И не дойдет до Него из слов ничего, кроме благого.

 

 

 

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء ۝  تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ۝ وَمَثلُ كَلِمَةٍ خَبِيثَةٍ كَشَجَرَةٍ خَبِيثَةٍ اجْتُثَّتْ مِن فَوْقِ الأَرْضِ مَا لَهَا مِن قَرَارٍ 

 

 

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу».

«Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание».

«А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности».  (сура «Иброхим», аяты 24-26).

 

Ибн Раджаб говорил: «Если говорить о верующем в целом, то чистыми являются

егo сердце, язык и тело, ибо в сердце его живет вера, язык его поминает Аллаха Табарока ва Тааля, а прочие части тела заняты праведными делами, которые являются плодами веры и относятся к числу ее составные частей».

 

Для того, чтобы дела верующего стали благими и могли быть приняты, прежде всего необходимо, чтобы пища его была благой и дозволенной. В этом хадисе имеется указание на то, чтo, дела человека будут приняты лишь в том случае, если он питается дозволенным, и на то, что запретное портит дела и препятствует тому, чтобы они принимались.

 

Передается от Ибн Аббас (родзи Аллаху аънху): «Однажды в присутствии Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, я прочел аят, в котором говорится: «O

Люди. Вкушайте из того, что есть на земле, дозволенное и благое...»

После этого сo своего места поднялся Саъд бин Абу Ваккас (родзи Аллаху аънху),

и сказал: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, попроси Аллаха азза ва Джаля сделать так, чтобы мои мольбы (дуа) принимались».

Тогда Пророк Мухаммад соллаллаху аляйхи ва салям сказал: «О Саъд, пусть пища твоя будет благой, и тогда твои мольбы не будут отвергнуты. Клянусь Тем, в Чьей власти душа Мухаммада, если раб Аллаха азза ва Джаля, проглотит один запретный кусок, Аллах Роббиль иззат не будет принимать его дела в течение сорока дней, а плоть любого раба, образовавшаяся, из того, что является

запретным, более всего достойна для огня».

 

Абу Йахйа Аль-Каттат передал со слов Муджахида, что Ибн Аббас (родзи Аллаху аънхума) сказал: «Аллах азза ва Джаля не принимает молитву того человека, в утробе которого находится что-нибудь запретное».

 

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِى ٱلْأَرْضِ حَلَـٰلاً طَيِّبًا وَلَا تَتَّبِعُواْ خُطُوَٰتِ ٱلشَّيْطَـٰنِۚ إِنَّهُۥ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ

 

«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас - явный враг». (сура «Аль-Бакара», аят 168).

Всевышний обращается ко всем людям, к мусульманам, а также к неверующим. Аллах Роббиль иззат напоминает, что оказал огромную людям милость, когда предоставил им в пищу всевозможные злаки, разнообразные плоды и фрукты, мясо различных птиц и животных, молоко и всякие производные продукты из него. Творец всего сущего объявил эти яства дозволенными, если они заработаны праведным путем, то есть, не украдены, не присвоены незаконным способом или путем, который может привести к нарушению закона и чьих-либо прав. А также материальные блага, приобретенные на средства, добытые мошенничеством, или посредством грабежа. Употреблять в пищу, Аллах Субхана ва Тааля позволил только чистые блага, запретив в пищу мертвечину, кровь, свинину и прочие нечистоты.

Имам Ан-Навави (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Что все дела подразделяются на три категории.

К первой относится явно разрешенное, дозволенность которого не остается скрытым от человека. Примером могут служить такие действия как употребление в пищу хлеба, произнесение слов, ходьба и так далее.

Ко второй имеет отношение явно запретное, например, употребление вина, совершение прелюбодеяния, воровство и тому подобные действия.

Что же касается сомнительного, то имеются виду такие действия, дозволенность или запретность которых остаются неясными, в силу чего многие люди не имеют о них представления, тогда как мусульманские ученые судят о действиях такого рода на основании либо определенных аятов Корана, либо хадисов Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и приходят к определенным выводам на основании суждения по аналогии (кыйас). Если же что-либо занимает промежуточное положение между дозволенным и запретным, и относительно этого нет четких указаний в Коране и Сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и единодушного мнение ученых по данному вопросу не выработано, тогда мусульманин, имеющий глубокие знания, ищет самостоятельное решение и делает вывод о дозволенности или запретности этого, на основании соответствующих канонов и указаний Шариата (исламского права)».

Отказ от сомнительного является признаком благочестия. Примером может служить отказ от поддержания деловых контактов с таким человеком, происхождение богатства которого либо внушает какие-то сомнения, либо имеет отношение к ростовщичеству, или с человеком, часто совершающим такие дозволенные действия, от которых предпочтительнее было бы воздержаться. Если же говорить о запрещении чего-нибудь маловероятного и не имеющего отношения к сомнительным  вещам, от которых действительно необходимо   отказываться. Например, об отказе от заключения браков с женщинами из большого города из опасений перед тем, что кто-то из них может оказаться близкой родственницей, или отказе от использования воды в пустыне из-за допущения возможности осквернения, то это уже не проявление благочестия, а результат наущений шайтана.

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

 

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете», (сура «Аль-Хашр», аят 18).

 

Богобоязненность - это степень полноценного, зрелого взаимодействия с исламом, иманом и ихсаном. Это состояние, при котором устанавливается гармония во взаимодействии разума с сердцем и органами тела. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что богобоязненность должна быть в сердце, а также что у человека есть кусок плоти, который если будет хорошим, то и все его деяния будут богобоязненными. Поэтому сердце (душу) нужно отчистить от гордости, зависти, лицемерия и всего негативного, а поместить в нем искренность, благодарность и любовь к Всевышнему.

 

В некоторых хадисах Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, слова

о том, что деяние не будет принято, иногда могут указывать на неправильное его совершения. В пример можно привести тот хадис, в которой приводятся слова Посланника соллаллоху аляйхи ва салям: «Аллах аза ва Джаля не примет молитвы ни одного осквернившегося из вас до тех пор, пока он не совершит омовения».

Здесь достижение желаемого от молитвы связывается с чистотой, а под тем, что дело будет принято, подразумевается выполнение обязанности.

Во многих других хадисах то, что дело не будет принято, может означать и отрицание возможности получения награды Аллаха Табарока ва Тааля за его совершение.

Так, например, в одном хадисе говорится: «Молитва той женщины, муж которой гневается на нее, и молитва пришедшего к прорицателю и молитва человека выпившего вино, не будут приниматься  в течение сорока дней».

В рассматриваемом нами хадисе сказано: «...и Он не принимает ничего, кроме благого...»

В другом хадисе говорится:

«Не будет принята молитва человека, который совершил ее в одежде, купленной за средства, добытые запретными способами»

Здесь отрицается наличие совершенства, которое делает заслуженной награду за эти дела. Имеется в виду отсутствие той безупречности в делах, за которое человек обязательно получит награду, несмотря на то, что вышеупомянутые дела и так будут приняты в результате выполнения человеком своей обязанности. Что же касается неприемлемости в обоих рассматриваемых случаях, то различать их следует по внешним указаниям.

Например, если мусульманин не в состоянии узнать, кто является хозяином, нашедшим им денег, и он не имеет возможности найти этого человека, в течении большого периода времени, то он может освободиться от них, раздав эти деньги в качестве милостыни, награда же за это достанется их владельцу.

 

Повествуется, что Малик бин Динар говорил: «Как-то раз я задал Ата бин Абу Рабаху вопрос о человеке, которому случайно попало чужое имущество, и не нашедшего того, кому они принадлежат и желавшем от них избавиться. Он сказал: «Ему следует раздать их в качестве милостыни, и я не скажу, что за это он получит награду».

Известно также и мнение Аш-Шафиъи (рохматуллохи аляйхи) относительно чужих материальных средств. Он считал, что их следует не раздавать, а хранить до тех пор, пока не выяснится, кто имеет на них право.

Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал: «Правильно же будет раздать их в качестве милостыни, так как уничтожать и расточать деньги запретно, а хранить их бесконечно все равно, что уничтожить их, или дать недостойным людям завладеть ими. Они являются не чем иным как милостыней, раздаваемой за их владельца, чтобы эти деньги принесли ему пользу в мире вечном, поскольку воспользоваться ими в этом мире он не в состоянии».

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلرُّسُلُ كُلُواْ مِنَ ٱلطَّيِّبَـٰتِ وَٱعْمَلُواْ صَـٰلِحًاۖ إِنِّى بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ

 

«О Посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно. Воистину, Мне известно о том, что вы совершаете». (сура «Аль-Муъмин», аят 51).

Всевышний повелел Посланникам аляйхи ва салям вкушать чистую и добытую разрешенным путем пищу, и благодарить Аллаха Табарока ва Тааля, совершая праведные деяния, которые способны привести в порядок душу и тело, а также мирскую и будущую жизни. Он сообщил им о том, что Ему ведомо обо всех деяниях всех творений. Любое деяние и любое устремление непременно становятся известны Аллаху Роббиль иззат, Который не оставляет человеческие поступки без воздаяния. И, безусловно, награды Посланников аляйхи ва салям, будут самыми лучшими и прекрасными. Из всего сказанного следует, что всем Посланникам аляйхи ва салям было дозволено вкушать чистую и благодатную пищу, и было запрещено питаться недозволенной пищей и велено совершать праведные деяния. Одно из важных предписание, обязательно уверовать в Единого Аллаха и искренне поклоняться Ему одному, питать к Нему любовь, испытывать перед Ним страх, возлагать на Него надежды. Делать постоянно добро, говорить одну только правду, всегда выполнять данные обещания, поддерживать родственные связи, проявлять почтение к родителям, оказывать помощь слабым и нуждающимся, опекать сирот, проявлять сострадание ко всем созданиям и совершать многие другие благие дела.

 

عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «إنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ، وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَهُمَا أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ لَا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ، فَمَنْ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ فَقْد اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ، وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ، أَلَا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى، أَلَّا وَإِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ، أَلَّا وَإِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، وَإذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ، أَلَا وَهِيَ الْقَلْبُ»رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ  وَمُسْلِمٌ

 

Передается от Абу Абдуллах Ан-Нуъман бин Башир (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, дозволенное очевидно, и запретное очевидно. А между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него), ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему свое стадо около заповедного места, которое вот-вот окажется там. Каждый правитель обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха азза ва Джаля является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи негодным, приводит в негодность и все тело, и, поистине, кусочком является сердце (кольб)». (приводится  имамами Аль-Бухари и Муслимом).

Ибн аль - Мунзир подразделяет сомнительное на три вида:

То, что первоначально было известно человеку как запретное и в чем впоследствии он начинает сомневаться, задумываясь о том, дозволенным это является или нет. Совершать действия такого рода допустимо только обладая полной уверенностью. Примером могут служить сомнения относительно дозволенности употребления в пищу мяса таких двух овец, одна из которых была заколота идолопоклонником.

Противоположностью этого является что-нибудь дозволенное, относительно необходимости запрещения чего возникают какие-либо сомнения, например, возникновение сомнения, относительно запретности развода с женой или же сомнения совершившего омовение человека относительно того, имело ли место осквернение, которое можно не принимать во внимание.

Что-нибудь такое, дозволенность чего внушает такие же сомнения, как и его запретность, и от чего предпочтительнее воздержаться. Именно так поступал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, с падавшим фиником, о чем говорится в хадисе, приводимом Аль-Бухарий и Муслимом, где сообщается, что Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, бывает так, что я возвращаюсь к себе домой, обнаруживаю, что на мою постель упал финик, и сначала поднимаю его, чтобы съесть, но потом начинаю опасаться,

что он является частью садаки, и отказываюсь от него». (Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, было запрещено Господом миров использовать средства из садака).

 

 

وَنَفْسٍ وَمَا سَوَّاهَا ۝  فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا ۝  قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ۝  وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا

 

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным)».

«И внушил ей порочность и богобоязненность!»

«Преуспел тот, кто очистил ее»,

«И понес урон тот, кто опорочил ее». (сура Аш-Шамс», аят 7-10).

 

Абу-д-Дарда (родзи Аллаху аънху) говорил: «Совершенной является такая богобоязненность, когда раб боится Аллаха Роббиль иззат, испытывая страх даже относительно того, что (по размерам своим не больше) пылинки, и когда он отказывается отчасти того, что считает дозволенным, опасаясь, что это может оказаться запретным, и тем самым ограждая себя запретного».

Аль-Хасан Аль-Басри говорил:

«Богобоязненные не утратят своей богобоязненности до пор, пока будут отказываться от многого дозволенного из опасений перед запретным».

Суфйан ас-Саури говорил:

«Поистине, их стали называть богобоязненными (муттакуна) по той причине, что они боялись (иттакау) того, чего люди обычно) не опасаются».

Собщается, что Ибн Умар (родзи Аллаху аънхума), сказал:

«Поистине, хотел бы я отделить себя от запретного такой преградой из дозволенного, которую я не сумею разрушить».

Суфийан бин Уйайна говорил: «Не постичь рабу истинной сути веры до тех пор, пока он не отделит себя от запретного преградой из дозволенного и

пока не откажется он и от греховного, и от того, что с ним сходно».

Известно, что однажды Абу Бакр (родзи Аллаху аънху), съел что-то сомнительное, не зная об этом, а когда узнал, то сунул себе в рот руку и изверг съеденное.

 

Заповедным местом Аллаха Роббиль иззат на Его земле является то, на что Он наложил Свой запрет. Цель приведения такого примера состоит в указании на сокрытое и отвлеченное посредством очевидного и доступного чувственному восприятию. Как правило, арабские правители действительно охраняли пастбища, предназначенные для своего скота, угрожая всевозможными карами тем, кто осмелится к ним приблизиться. Тот, кто боялся наказания правителя, угонял свой скот подальше от этого места из опасений перед тем, что он может оказаться там. А тот, кто этого не боялся, приближался к заповеднику и пас свой скот поблизости от него, в результате чего уже скоро нарушал его границы помимо собственной воли и подвергался за это наказанию.

Точно также на земле Аллаха Субхана ва Тааля, есть свой заповедник и у

Него. Этим заповедником являются грехи и все запретное. Совершающий что-либо из этого заслуживает наказания Всевышнего в земной жизни и в мире вечном. А тот, кто приближается к подобному, совершая сомнительное, близок и к совершению запретного.

 

إِذْ جَاء رَبَّهُ بِقَلْبٍ سَلِيمٍ

 

 «Вот он пришел к своему Господу с непорочным сердцем». (сура «Ас-Соффат», аят 84).

 

Праведность тела зависит от чистоты сердца, так как с точки зрения анатомии и медицины именно оно, бесспорно, является важнейшим органом человеческого тела. Вполне возможно также, что сердце является источником внешних проявлений жизни человека, так как до тех пор, пока сердце остается здоровым, оно продолжает регулярно снабжать кровью все органы тела, что обеспечивает здоровье человек в целом.

Используя этот хадис в качестве аргумента, шафииты утверждали, что основа разума находится в сердце, от которого исходит и то, что есть у человека в голове. При этом они ссылаются также и на слова, Аллаха азза ва Джаля в Коране говорит: «У них - сердца, которыми они не разумеют...»

 

Что же касается последователей Абу Ханифы (рохматуллохи аляйхи), то они считали, что местом обитания разума является мозг. Такого же мнения придерживаются и врачи, которые в качестве аргумента ссылаются на то, что сбой в работе мозга приводит и к расстройству разума. Данные современной   анатомии и медицины указывают на то, что непосредственным источником мышления является только мозг, поскольку чувства приходят в действие только под воздействием команд исходящих от мозга.

Вместе с тем сердце остается основным источником жизни всех органов тела, в том числе и мозга, но поскольку данный хадис связывает праведность тела и мышления с сердцем, это значит, что речь идет об основном источнике. А в цитированном выше аяте о связи разума с сердцем упоминается в том смысле, что сердце является его далеким источником, тогда как мозг есть близкий и непосредственный источник мышления.

В этом хадисе речь идет о праведности сердца. Под этим имеется в виду праведность души. О чем известно только Творцу всего сущего, так как речь идет о самых ее глубинах.

В одном из трудов под названием «Аль-муъин аъля тафаххум аль-арбаъин» шафиит Ибн аль-Муляккин пишет:

«Поистине, праведность сердца проявляется в пяти вещах:

1. Чтении Корана, сопровождаемом размышлениями.

2. Аскетизм в потреблении пищи.

3. Совершении ночных молитв (намаз тахаджуд).

4. Обращениях с мольбами (дуа) к Аллаху Табарока ва Тааля незадолго до рассвета.

5. В своей жизни быть в обществе с праведными людьми.

 

И употреблении в пищу дозволенного, что стоит во главе всего вышеупомянутого. А как прекрасны слова одного праведника, сказавшего: «Пища является семенем действий, если она поглощается, будучи дозволенной, то благое из нее получится, если она употребляется, будучи запретной, то негативные последствия приобретаются, если же она используется, будучи сомнительной, то ненадежное оно становится».

Здоровое сердце является признаком того, что человек относится к числу преуспевающих перед Господом миров.

«...в тот День, когда не принесет пользы ни богатство, ни сыновья, а (преуспеет) лишь тот, кто явится к Аллаху Субхана ва Тааля с очищенным и здоровым сердцем».

 

Передается, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям обращаясь с мольбами к Всевышнему часто говорил: «О Аллах, поистине, я молю Тебя (сделать мое) сердце здравым». «Аллахумма, инни асаълюкя кольбан салиман».

 

 

وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ

 

 

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный». (сура «Аль-Хашр», аят 10).

 

Ан-Навави (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Праведность сердца достигается только путем его освобождения от таких скрытых недугов как ненависть, злоба, зависть, жадность, скупость, высокомерие, склонность к высмеиванию других, стремление к показному, желание прославиться, хитрость, алчность и неудовлетворенность предопределенным...»

Ибн Раджаб сказал:

«Здоровым сердцем является сердце, свободное от недугов и всего порицаемого. В таком сердце нет ничего, кроме любви к Аллаху азза ва Джаля, страха перед Ним и страха перед тем, что удаляет от Него».

Сообщается, что Аль-Хасан Аль-Басри сказал одному человеку:

«Займись лечением своего сердца, ибо Аллаху Субхана ва Тааля нужно от раба лишь то, чтобы сердца их были праведными».

Ибн Раджаб также писал:

«Искренность и чистота сердца неизбежно приводит к тому, что дела, совершаемые различными частями тела, также становятся праведными. Если сердце является праведным и в нем не остается ничего, кроме воли Аллаха Табарока ва Тааля и желания делать то, чего желает Он, то и другие части тела будут заниматься лишь угодным Аллаху Роббиль иззат, спеша ко всему угодному Ему. И прекращать совершать внушающее опасения, что Аллах Субхана ва Тааля этого не одобрит, если человек и не убежден в этом».

 

 

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ ٱلْمَيْتَةُ وَٱلدَّمُ وَلَحْمُ ٱلْخِنزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ ٱللَّهِ بِهِۦ وَٱلْمُنْخَنِقَةُ وَٱلْمَوْقُوذَةُ وَٱلْمُتَرَدِّيَةُ وَٱلنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ ٱلسَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى ٱلنُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُواْ بِٱلْأَزْلَـٰمِۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌۗ ٱلْيَوْمَ يَئِسَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ مِن دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَٱخْشَوْنِۚ ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِى وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلْإِسْلَـٰمَ دِينًاۚ فَمَنِ ٱضْطُرَّ فِى مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ ٱللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или: что было зарезано преследуя довольство и милость Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или: для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. (сура «Аль-Маъда», аят 3).

Господь миров проявляет огромную милость верующим, объясняя, что нам дозволенно (халяль), что запрещено (харам), только для того, чтобы уберечь мусульман, от того вреда, который им могут причинить недозволенные продукты. Аллах азза ва Джаля сообщил, что мусульманам запрещена мертвечина. Под ней подразумеваются все животные, которые погибли без предусмотренного Шариатом заклания. Употреблять в пищу их мясо нельзя, потому что оно является вредным. Это объясняется тем, что кровь застаивается в мясе и внутренностях таких животных и вредит здоровью того, кто употребляет его в пищу. Некоторые животные гибнут от болезни, которая также может навредить здоровью человека. Всевышний Аллах также запретил употреблять в пищу пролитую кровь, которая также является скверной. Аллах Табарока ва Тааля также запретил употреблять в пищу мясо свиньи. Этот запрет распространяется на любые части тела этого животного. Творец всего сущего выделил это животное из числа остальных скверных животных, потому что некоторые христиане полагают, что Он позволил им употреблять это в пищу. Верующие не должны обольщаться этим, поскольку свинина - запрещенный и нечистый продукт.
Мусульманам нельзя употреблять в пищу и то, из разрешенных животных, то что зарезано не ради довольства Аллаха Роббиль иззат, а ради идолов, святых, звезд или других творений. Упоминание имени Аллаха Субхана ва Тааля (Бисмилляхи, Аллаху Акбар) при заклании животного делает его мясо дозволенным, а упоминание имен творений оскверняет его в духовном отношении, поскольку такой поступок является приобщением сотоварищей к Всевышнему Аллаху.
Запрещается также употреблять в пищу животных, которые были задушены рукой или веревкой. Сюда же относятся животные, голова которых попала в узкое место, после чего те не смогли выбраться оттуда, пока не погибло. Также запрещается, есть животных, которые погибли от ударов посохом, камнями или палкой либо остались под завалом, вызванным преднамеренно или произошедшим случайно. Также запрещено есть животных, которые погибли в результате падения с высокого места - горы, стены, крыши и так далее. Также запрещено есть животных, которые были до смерти заколоты рогами другим животным. Запрещено есть животных, которые были задраны хищными зверьми, такими как волк, лев или тигр, или хищными птицами. Если животное погибло в результате нападения хищников, то его нельзя употреблять в пищу.
Но если животное, которое было придушено, или забито палками, или упало с высокого места, или заколото рогами, или задрано хищником, было зарезано в соответствии с предписаниями шариата до того, как оно рассталось с жизнью, то его можно употреблять в пищу. При этом необходимо, чтобы во время заклания были выполнены все требования шариата, и поэтому некоторые мусульманские ученные отмечали, что если в результате нападения хищника или по другой причине у животного оказались обнажены внутренности или перерезано горло, то его нельзя употреблять в пищу, даже если оно еще не подохло, потому что в данном случае заклание совершенно бессмысленно.
Другие улема не придавали этому значения, если животное еще не рассталось с жизнью, и разрешали употреблять его мясо в пищу, если оно было зарезано до того, как окончательно испустило дух, даже если перед этим его внутренности были уже обнажены.

Затем Аллах Субхана ва Тааля отметил, что если человек будет вынужден (чтобы сохранить свою жизнь), поесть запрещенные продукты, перечисленные в начале этого аята, если он не испытывает влечения к этому поступку, наконец, если он совершает его в случае крайней необходимости и не ест больше того, чего ему достаточно. То Аллах Роббиль иззат позволяет ему поесть нечто запрещенное, ведь Он - Прощающий и Милостивый. Он проявляет милость к такому человеку за его намерение и не считает его поступок недостатком богобоязненности.

 

 

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: اجتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللّٰهُ! وَمَا هُنَّ؟  قَالَ: الشِّرْكُ بِاللّٰهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِی حَرَّمَ اللّٰهُ إِلَّا بِالْحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ الْيَتِيمِ، وَالتَّوَلِّی يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَزْفُ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ الْغَافِلَاتِ. رواهالبخاری باب قول اللّٰه تعالی: إن الذين ياكلون أمو ال اليتمی

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Отстраняйтесь от семи губительных грехов». Сахабы (родзи Аллаху аънхум) спросили: «Какие это деяния (амали)». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это придавать Аллаху азза ва Джаля сотоварищей, колдовство, убивать невинного, ростовщичество, пользоваться имуществом сироты, убегать с поля боя, клеветать на не подозревающих верующих целомудренных женщин. (приводится имамом Бухари).

 

قُل لَّا أَجِدُ فِى مَا أُوحِىَ إِلَىَّ مُحَرَّمًا عَلَىٰ طَاعِمٍ يَطْعَمُهُۥٓ إِلَّا أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَّسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُۥ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ ٱللَّهِ بِهِۦۚ فَمَنِ ٱضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

 

Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или: которая) является скверной, а также недозволенное (мясо животных), заколотых не ради соискания благосклонности Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая (пределы необходимого), то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный. (сура «Аль-Аънам», аят 145).

Кто-то со строгой ответственностью, ежедневно выполняет свои обязанности на рабочем месте, и конечно заслуженно получает свою зарплату. Пусть это небольшая сумма материального благосостояния, но она полностью очищена от нечестного и недозволенного заработка, это и есть халяль ризик. Другие наоборот овладевают солидной суммой финансовых ресурсов, путем мошенничества, каких-то незаконных сделок, возможно, каких-то хитростей, обмана, присвоения чужого имущества. Это мнимое временное благополучие, будет огромным сожалением в Судный день, это и есть харамный, запретный заработок.

Аллах Роббиль иззат дал жизнь огромному количеству мужчин и женщин, и запретил внебрачные половые отношения. Какое великое благо от Создателя, что Он нам дал чистые, глубоко духовные взаимоотношения, через заключения семейных уз, согласно канонам, прописанным в Шариате (в мусульманском праве). Если в семье есть душевные симпатии, доброта, высокое чувство любви, проявление заботы, то в этой семье вырастает достойное поколение, которое также чтит предписания Аллаха Субхана ва Тааля. А также эти люди становятся искренними патриотами и честными гражданами своей Родины, и просто полезными для общества людьми.

Всевышний называет грязные интимные отношения между людьми (прелюбодеяние) – губительным и страшным грехом, потому что омерзительность этого прегрешения признается не только Шариатом, но и здравым смыслом, и человеческим подсознанием. Совершая этот грех, человек нарушает свои обязанности перед Аллахом Табарока ва Тааля, попирает права женщины, покушается на честь ее семьи или ее супруга. В результате оскверняется супружеское ложе, запутываются родословные и возникают многие другие порочные последствия. Воистину, прелюбодеяние - это скверный путь, и каждый уверовавший в Творца Вселенной, должен избегать смотреть на чужих женщин. Вести с ними разговоры, избегать оставаться  с ними наедине, а самое, важное осознать пагубность этого крайне негативного деяния (харам).

А какой же вред приносит человеку прелюбодеяние, гомосексуализм? Есть изречение Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, в котором запрещается подобное распутство, ибо в этом случае среди людей возникнет болезнь, которой не было у наших предков, и она распространится подобно чуме, и нет от нее излечения. Но люди не поняли предупреждения Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, и игнорировали запрет Всевышнего. Результатом игнорирования этого запрета стало появление СПИДа, который появился в 1985 году, и по данным ВОЗ успел заразить около пятьдесят миллионов человек, из которых двадцать восемь миллионов уже умерли. Так кому же вред от прелюбодеяния, гомосексуализма? Аллаху Табарока ва Тааля, Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, или нам? Неужели люди настолько глупы, что не понимают этого?

Посмотрите, какое огромное изобилие продуктов питания на прилавках наших магазинов и других торговых точках. Люди, следуя своим гастрономическим предпочтениям, даже не интересуются, что дозволенно и полезно для наших организмов. Из чего состоит то или иное лакомое яство, не присутствует ли в ее составе запретных компонентов. Нынешние обыватели не только не хотят узнать, например, из какого мяса произведены какие-то колбасные изделия, не присутствует ли в некоторых продуктах, компоненты, произведенные из частей нечистых животных, грызунов или насекомых. А сколько добавляется всяких химикатов, например чтобы увеличить срок годности молочных и кондитерских изделий. А в области медицинских препаратов, полное неведение и страшная неграмотность. Эта отрасль стала огромной бизнес индустрией, где люди, которым не посчастливилось заболеть какой-то болезнью, становятся подопытными кроликами, всяких фармацевтических корпораций. И немало людей, которые расходуют большие финансовые средства, так и не находят исцеления в методах нынешнего медицинского обслуживания, и их жизнь заканчивается порой не от той первоначальной болезни, а от препаратов, которые сейчас используют в медицинских учреждениях.

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ: مَا ظَهَرَ الْغُلُولُ فِي قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا أُلْقِیَ فِی قُلُوبِهِمُ الرُّعْبُ وَلَا فَشَ الزِّنَا فِ قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا كَثُرَ فِيْهِمُ الْمَوْتُ وَلَا نَقَصَ قَوْمَ الْمِكْيَالَ وَالْمِيْزَانَ إِلَّا قَطِعَ عَنْهُمُ الرِّزْقُ وَلَا حَكَمَ قَوْمٌ بِغَيْرِ الْحَقِّ إِلَّا فشَی فِيْهِمُ الدَّمُ وَلَا خَتَر قَوْمٌ بِالْعَهْدِ إِلَّا سُلِّطَ عَلَيْهِمُ الْعَدُوُّ. رواه الإمام مالك الموطأ، باب ما جاء فی الغلول

 

Передается от Абдуллах ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда в народе начинается растрата трофеев, то обязательно в их сердца вселяется страх перед врагом. Когда в народе распространяется прелюбодеяние, то обязательно у них увеличивается смертность. Когда в каком-либо народе обмеривают и обвешивают, то их пропитание урезается. Когда какой-то народ судит несправедливо, то среди них часто проливается кровь, Когда народ нарушает обещания, то их захватывают враги». (приводится в «Муата» имама Малика).

 

قُلْ أَرَءَيْتُم مَّا أَنزَلَ ٱللَّهُ لَكُم مِّن رِّزْقٍ فَجَعَلْتُم مِّنْهُ حَرَامًا وَحَلَـٰلاً قُلْ ءَاللَّهُ أَذِنَ لَكُمْۖ أَمْ عَلَى ٱللَّهِ تَفْتَرُونَ

 

«Скажи: «Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть - дозволенной». Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» (сура «Юнус», аят 59).

Далее мы приведем аяты Досточтимого Корана и хадисы Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, которые поясняют, какие деяния запретны для верующих и людей в общем.


وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَـٰلِدًا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمًا

 

«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад (огненная геенна), в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (сура «Ан-Ниса», аят 93).

 

عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولُ اللّٰهِ يَقُولُ: إِذَا تَوَاجَهَ الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفَيْهِمَا فَالْقاتِلُ والْمَقْتُولُ فِی النَّارِ، قَالَ: فَقُلْتُ أَوْقِيْل: يَارَسُولَ اللّٰهِ! هَذَا الْقَاتِلُ، فَمَا بَالُ الْمَقْتُولِ؟ قَالَ: إِنَّهُ قَدْ أَرَادَ قَتْلَ صَاحِبِهِ. رواه مسلم، بابإذا تواجه المسامان بسيفيهما

 

Передается от Абу Бакр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если два мусульманина будут сражаться друг с другом на мечах, убийца и убитый, попадут в ад (джаханнам)». Абу Бакр или кто-то другой спросил: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, то что убийце будут определен джаханнам понятно, но почему убитый?» Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Потому что, он тоже хотел убить другого». (Приводится имамом Муслимом).

 

وَوَصَّيْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ بِوَٰلِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُۥ وَهْنًا عَلَىٰ وَهْنٍ وَفِصَـٰلُهُۥ فِى عَامَيْنِ أَنِ ٱشْكُرْ لِى وَلِوَٰلِدَيْكَ إِلَىَّ ٱلْمَصِيرُ

 

«Мы заповедали человеку (делать добро) его родителям. Его мать носила его, испытывая тяжесть и утомление, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. (сура «Лукман», аят 14).

 

عَنْ مَالِكٍ أَوِ ابْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ سَمِعَ النَّبِیَّ يَقُولُ: مَنْ أَدْرَكَ وَالِدَيْهِ أَوْ أَحَدَهُمَا ثُمَّ لَمْ يَبُرَّهُمَا دَخَلَ النَّارَ فَأَبْعَدَهُ اللّٰهُ، وَأَيُّمَا مُسْلِمٍ أَعْتَقَ رَقَبَةً مُسْلِمَةٌ كَانَتْ فِكَاكَهُ مِنَ النَّارِ. (رواه بعض الحديث) رواه أبويعلی والطبرانی وأحمد مختصرًابإسناد حسن، الترغيب

 

Передается от Малика и Ибн Малика (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Чьи родители или один из них дожили до старости, и он не был с ними добр, тот войдет в огонь и Аллах азза ва Джаля отдалит его от Своей милости. Если мусульманин освободит раба мусульманина, это освободит его от огня джаханнама». (приводится имамами Абу Яъла и Ат-Тобароний).                          

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱتَّقُواْ رَبَّكُمُ ٱلَّذِى خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَٰحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاءًۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ٱلَّذِى تَسَاءَلُونَ بِهِۦ وَٱلْأَرْحَامَۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

 

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, (произошедши) от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. (сура «Ан-Ниса», аят 1).

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ قَالَ:إِنَّ الرَّحِم مُعَلَّقَةٌ بِالْعَرْشِ، وَلَيْسَ الْوَاصِلُ بِالْمُكَافِیِ، وَلٰكِنِ الوَاصِلُ الَّذِی إِذَا قُطعَتْ رَحِمُهُ وَصَلَهَا. رواهالبخاری باب ليس الواصل بالمكافی

 

Передается от Абдуллах ибн Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине родственные узы подвешены к Трону Всевышнего. Не тот поддерживает родственные отношения, кто отвечает тем же, по-настоящему поддерживает их тот, с кем порывают родственные узы, а он их связывает». (приводится имамом Бухарий).

 


إِنَّ ٱلَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَٰلَ ٱلْيَتَـٰمَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِى بُطُونِهِمْ نَارًاۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

 

«Воистину, те, которые несправедливо проедает имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (сура «Ан-Ниса», аят 10).

 

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : أَنَا وَ كَافِلُ الْيَتِيْمِ فِی الْجَنَّةِ هٰكَذَا، وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِوَالْوُسْطٰی وَفَرَّجَ بَيْنَهُمَا شَيْءًا. رواه البخاری، باب اللعان

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих» . Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик бин Анас (родзи Аллаху аънху), сделал знак указательным и средним пальцами».

 


إِنَّمَا ٱلسَّبِيلُ عَلَى ٱلَّذِينَ يَظْلِمُونَ ٱلنَّاسَ وَيَبْغُونَ فِى ٱلْأَرْضِ بِغَيْرِ ٱلْحَقِّۚ أُوْلَـٰٓئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

 

«Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания». (сура «Аш-Шура», аят 42).

 

وَعَنْ مَعْقِلِ بْنِ يَسَارٍ - رضي الله عنه - قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «مَا مِنْ عَبْدِ يَسْتَرْعِيهِ اللَّهُ رَعِيَّةً، يَمُوتُ يَوْمَ يَمُوتُ، وَهُوَ غَاشٌّ لِرَعِيَّتِهِ، إِلَّا حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.

 

 

Передается от Маъкиль ибн Ясар (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Аллах аза ва Джаля запретил впускать в Рай раба, которого Он поставил править другими рабами, а тот обманывал их и умер обманщиком». (приводиться имамами Бухарий и Муслимом).

 

 

ألا أُنَبِّئُكُمْ بأكْبَرِ الكَبَائِرِ ؟ ثلاثاً قُلْنَا : بَلَى ، يَا رَسُول الله ، قَالَ : الإشْرَاكُ بالله ، وَعُقُوقُ الوَالِدَيْنِ ، وكان مُتَّكِئاً فَجَلَسَ ، فَقَالَ : ألاَ وَقَوْلُ الزُّورِ وَشَهَادَةُ الزُّورِ فَمَا زَالَ يُكَرِّرُهَا حَتَّى قُلْنَا : لَيْتَهُ سَكَتَ

 

Передается от Абу Бакра Нуфайаъ бин Аль-Хариса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?» – повторив свой вопрос трижды. Мы сказали: «Конечно О Росулуллох соллаллох аляйхи ва салям». Тогда Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Это многобожие (ширк) и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк полулежал, опираясь на локоть, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это ложь и лжесвидетельство!», – и он продолжал повторять эти слова, пока мы не стали говорить: «Пожалуйста не продолжай». (приведено имамами Бухарий. Муслимом и Тирмизий).

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ 

 

 

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете». (сура «Аль-Маъида», аят 90).

 

 

عَنْ ابْن عُمَرَ يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم: لَعَنَ اللَّهُ الْخَمْرَ، وَشَارِبَهَا، وَسَاقِيَهَا، وَبَائِعَهَا، وَمُبْتَاعَهَا، وَعَاصِرَهَا، وَمُعْتَصِرَهَا، وَحَامِلَهَا، وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ.

 

Передается от Абдуллах ибн Уъмар (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля проклял вино, а также того, кто пьет его, того, кто поит им других, того, кто покупает его, того, кто продает его, того, кто выжимает плоды для его изготовления, того, для кого выжимают этот виноград, того, кто разносит его, и того, кому его несут». (приводится в Суннане Абу Дауда).

 

 

وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

 

«Не захватывайте чужого имущества путем подкупа и взяток. Вам не разрешено брать часть достояния других людей преступным путем, если вы не имеете права, определенного Аллахом (право на наследство, в качестве дара или справедливого соглашения). Не подкупайте судей и тех, кто у власти, и не прибегайте к лжесвидетельству или ложным доказательствам, чтобы несправедливо завладеть имуществом других людей, заведомо зная в душе, что вы совершаете злое дело. За это вы будете наказаны». (сура «Аль-Бакара», аят 188).

 

Греховность азартных игр как раз и обусловлена, в первую очередь, тем, что деньги, выигранные одним из игроков, были заработаны им недозволенным путем, а значит за каждое финансовое средство, которую человек заработал таким способом, он будет отвечать в Судный день. Что касается тех, кто проигрывает свой заработок, то это расценивается как нецелесообразное расходование средств, именуемое также исрафом (расточительством). Так как Всевышний дал ему материальные средства, для того, чтобы он обеспечивал себя и свою семью, помогал нуждающимся, а не просто тратил на бесполезное, например, на лотереи и азартные игры. Кроме того, сам процесс таких игр есть не что иное, как пустое времяпровождение, ведь данное занятие не приносит человеку никакой пользы. К тому же, зачастую, в азартных играх многие руководствуются принципом «цель оправдывает средства» и прибегают к мошенничеству, обману и так далее. А это все также являются греховным, поскольку человек тем самым обманывает своих оппонентов. Также не стоит забывать, что азартные игры нередко приводят к конфликтам между людьми, так как здесь невозможен обоюдовыгодный исход, и в результате один остается в выигрышном положении, а другой много что теряет. Проигравшая сторона, по понятным причинам, начинает таить злобу на своих обидчиков, что в свою очередь, чревато негативными последствиями во взаимоотношениях.

Азартные игры относят к неэкономической деятельности. Общество не обогащается за счет игр, деньги просто переходят из рук в руки. Так, например, в Британии две трети жителей еженедельно приобретают лотерейные билеты, доходы организаторов лотереи превышают пять миллиардов фунтов, и эта цифра больше, чем расходы британцев на хлеб или на книги. Все это приводит к спаду в экономическом развитии, ведь азартные игры – это ничего не производящая деятельность.


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَأْكُلُواْ أَمْوَٰلَكُم بَيْنَكُم بِٱلْبَـٰطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَـٰرَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ
ۚ وَلَا تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا

 

«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (или: друг друга), ведь Аллах милостив к вам». (сура «Ан-Ниса», аят 29).

 

عَنْ ابْنِ مَسْعُودٍ عُقْبَةَ بْنِ عَمْرٍو الْأَنْصَارِيِّ الْبَدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: إنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الْأُولَى: إذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْت رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ   

 

Передается от Абу Маъсуда Уъкбы бин Аъмра аль-Ансари аль-Бадри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, дошло до людей из слов первых Пророков аляйхи ва салям, следующее: «Если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь». (приводится в сборниках имама Бухарий).

 

Вором считается тот, кто тайно взял чужое имущество, на которое он не имел никакого права. В исламском правоведение (шариате) воровство относится к тяжким грехам и влечет за собой ужасное наказание - отсечение правой руки.
При упоминании о руке без дополнительных разъяснений имеется в виду только кисть. Но это происходит в тех государствах, где законодательство придерживается канонов Ислама и принципов Шариата. Похищенная вещь должна относиться к имуществу, которое обычно хранят. Если же украденная вещь не относится к тем вещам, которые люди хранят, то отсекать руку не полагается. Она должна стоить не менее четверти динара или трех дирхемов (примерно один грамм золота). Здравый смысл также подсказывает, что отсекать руку за мелкую кражу не следует, и если для отсечения руки украденная вещь должна иметь определенную стоимость, то в Исламском праве этот вопрос более чем конкретизирован. Отсечение руки вору является воздаянием за то, что он украл чужое имущество, наказанием от Аллаха Роббиль иззат, и грозным предупреждением ему и всем остальным людям. Каждый вор должен знать, что он лишится руки, если совершит такое преступление. Таково решение и наказание в мирской жизни Могущественного и Мудрого Господа миров. Какова же в Судный день будет кара Всевышнего, предназначенная тем, которые обманным путем отбирают у людей деньги, лишают их домов, автомобилей и нарушают их спокойную, размеренную жизнь? Религия Ислам высоко ценит и защищает чужое имущество.



وَلَا تَأْكُلُواْ أَمْوَٰلَكُم بَيْنَكُم بِٱلْبَـٰطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى ٱلْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَٰلِ ٱلنَّاسِ بِٱلْإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех». (сура «Аль-Бакара»,аят 188).

 

عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنِ اقْتَطَعَ حَقَّ امْرِی ءِ مُسْلِمٍ بِيَمِيْنِهِ، فَقَدْ أَوْجَبَ اللّٰهُ النَّارَ، وَحَرَّمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ، فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْءًا يَسِيْرًا يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ؟ قَالَ وَإِنْ قَضِيْبٌ مِنْ أَرَاكٍ. رواه مسلمباب وعيد من اقتطع حق مسلم

 

Передается Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто с помощью ложной клятвы забирает себе то, что по праву принадлежит другому мусульманину, для того Аллах азза ва Джаля сделает джаханнам обязательным, а джаннат запрещенным. Кто-то спросил: «даже если это будет незначительная вещь, о Посланник Аллаха». Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям ответил: «Даже, если это ветка дерева Арак». (приведено в сборниках имама Муслима).

 

لَا تَاْيْــَٔسُواْ مِن رَّوْحِ ٱللَّهِۖ إِنَّهُۥ لَا يَاْيْــَٔسُ مِن رَّوْحِ ٱللَّهِ إِلَّا ٱلْقَوْمُ ٱلْكَـٰفِرُونَ

 

«Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие».

Жизнь - это продолжительная цепь коротких промежутков времени. Два контраста - это моменты радости, когда сердце находится в наслаждении, и времена горестей, когда мы впадаем в тоску и даже в отчаяние. Радость и печаль – неотъемлемые чувства в существовании людей, но когда мы лишаемся контроля над своими эмоциями, то легко отдаемся отчаянию. Она может побудить человека лишить себя жизни, великой ценности, данное на некоторое время Всевышним. Отчаяние, тяготы жизни, разочарование в своем существовании, утрата любой надежды, а это очень опасная ситуация. Недовольство предопределением, которое ниспослано Аллахом Субхана ва Тааля, в котором огромное благо. И если человек возмущен, обижен на свою судьбу, его сердце заполнено злобой и ненавистью ко всем творениям, то оно поражено сомнениями в мудрости и абсолютных знаниях Господа миров. А это и есть неверие и отрицание величайшей милости и милосердия Аллаха азза ва Джаля.

 

عَنْ صُهَيبٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : عَجَبًا لِأَمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ خَيْرٌ وَلَيْسَ ذَاكَ لِأَحَدٍ إِلَّا لِلْمُؤْمِنِ إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ

 

Передается от Сухайба бин Синан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Положение верующего (муъмина) достойно зависти и изумления. Ибо в каждом состоянии для него есть благо. Такая особенность присуща только верующему (муъмину). Если он пребывает в благополучии, он благодарит, и в этом благо для него. Если на него обрушилось несчастье, он терпит. И в этом также добро для него». (приведено в сборниках имама Муслима).


عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ عَمْرِ وَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ
: أربعٌ مَنْ كُنَّ فيه كانَ منافقًا خالصًا ، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها ؛ إذا اؤتمن خان ، وإذا حدّث كذب ، وإذا عاهد غدر ، وإذا خاصم فجر

 

Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Безусловным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не оставит его.

  1. Предает, когда ему доверяют;
  2. Лжет, когда рассказывает о чем-нибудь;
  3. Поступает, вероломно нарушая обещания, когда заключает договор;
  4. Допускает беззакония, когда враждует с кем-либо». (приведено в сахихе имама Бухарий).

 

 

 

يَوْمَ تَشْهَدُ عَلَيْهِمْ أَلْسِنَتُهُمْ وَأَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُم بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ                                             

«Это наказание будет в Судный день. Тогда нельзя будет отрицать грех и тогда языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о всех грехах, которые они творили, так как на этих частях тела будут видны следствия этих грехов, или Аллах повелит этим частям тела заговорить, как Он может сделать с любой вещью». (сура «Ан-Нур», аят 24).

 

وَعَنِ النَوَّاسِ بْنِ سَمْعَانَ - رضي الله عنه - قَالَ: سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - عَنِ الْبِرِّ وَالْإِثْمِ فَقَالَ: «الْبِرُّ: حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالْإِثْمُ: مَا حَاكَ فِي صَدْرِكَ، وَكَرِهْتَ أَنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

 

Передается от Ан-Навваса ибн Самаъна (родзи Аллаху аънху), что он спросил Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, о праведности и прегрешениях. Он ответил: «Праведность - это благонравие, а прегрешение - это то, что шевелится в твоей душе, и тебе не хочется, чтобы об этом узнали люди». (приводится имамом Муслимом).

 

Статью подготовил Рузметов Еркин.

(В статье использован тафсир «Аль Коран аль Мунтахаб»).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: