بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
Ложь, плутовство, воровство, злоупотребление чужим доверием, незаконное присвоение чужого имущество, несправедливость во всем.
إِن تَكْفُرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنكُمْ وَلَا يَرْضَى لِعِبَادِهِ الْكُفْرَ وَإِن تَشْكُرُوا يَرْضَهُ لَكُمْ وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى ثُمَّ إِلَى رَبِّكُم مَّرْجِعُكُمْ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ إِنَّهُ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ
«Но если вы, о люди, отрицаете милость Аллаха к вам и не будете благодарны Ему за нее, то ведь Он не нуждается в вашей вере и вашей благодарности. Он не одобряет неверия Своих рабов, ибо оно повредит им. А если вы будете благодарны, Он принимает вашу благодарность, ибо она полезна вам. В Судный день ни одна душа, обремененная грехами, не понесет грехов другой души. Вы будете возвращены к вашему Господу, и тогда Он возвестит вам о том, что вы сделали в земном мире. Он ведает то, что скрыто в ваших сердцах». (сура «Аз-Зумар», аят 7).
«Грех – это то, что не дает покоя твоему сердцу. Это то, что все равно рождает в тебе сомнение и отрицание, сколько бы другие люди ни говорили тебе, что это дозволено». (приводится имамом Ахмадом).
فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الْأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ
«Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей».(сура «Аль-Хадж», аят 30).
Ложь является тяжким грехом, и ее последствия приносят огромное количества вреда человечеству. Ложь – это духовная болезнь, которая губит душу человека, прибегающего к ней. В Судный день, ложь предстанет одним из самых тягостных свидетельств, против человека. Люди в основном прибегают ко лжи, чтобы не оказаться в постыдном положении. Человек может ложью убедить других людей, но надо помнить о том, что предстоит давать ответы перед Господом миров, который ведает обо всем. Поскольку ложь, которую использует человек, чтобы не стыдится в этом мире, в будущей жизни покроет его полностью позором. Человек, который не хочет быть пристыженным перед несколькими людьми в этом мире, что же будет делать, когда в будущей жизни его ложь станет очевидной для всех людей? А ведь человек совсем не хочет предстать опороченным перед теми и другими. Те, кто при самом малом затруднении прибегает ко лжи, в вечной жизни окажется в еще более тяжелых и стесненных обстоятельствах. Так как каждое слово сынов Адама записывается.
عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «عَلَيْكُمْ بِالصِّدْقِ، فَإِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرِّ، وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَصْدُقُ، وَيَتَحَرَّى الصِّدْقَ، حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقًا، وَإِيَّاكُمْ وَالْكَذِبَ، فَإِنَّ الْكَذِبَ يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَكْذِبُ، وَيَتَحَرَّى الْكَذِبَ، حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
Передается от Абу Маъсуда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается истины, то у Аллаха азза ва Джаля будет записано, что он - правдивый. Наряду с этим остерегайтесь лжи, ибо ложь приводит к греху, а грех приводит в Ад. Если человек непрестанно лжет и придерживается лжи, то у Аллаха азза ва Джаля будет записано, что он лжец». (приводится в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима).
إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Ведь по правую и левую сторону от человека сидят два ангела для записи его деяний».
«Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему». (сура «Коф», аяты 17-18).
Ложь и вера (иман) никогда не бывают вместе. Верующему никоим образом не подобает сворачивать с пути правдивости.
«Когда человек лжет, на его сердце возникает черная точка. Потом этих точек становится больше, и все сердце делается черным. В конце концов, такой человек перед Аллахом азза ва Джаля записывается как лжец». (Приводится в «Муватта», имама Малика).
عَنْ صَفْوَانَ بْنِ سُلَيْمٍ رَضِيیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّهُ قَالَ: قِيلَ لِرَسُولِ اللّٰهِ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ: "أَيَكُونُ المُؤْمِنُ جَبَانًا؟" فَقَالَ: "نَعَمْ" فَقِيلَ لَهُ: "أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ بَخِيلًا؟" فقَالَ: "نَعَمْ" فَقِيلَ لَهُ: "أَيَكُونُ الْمُؤْمِنُ كَذَّابًا؟" فَقَالَ: "لَا"
Передается от Софвана бин Суляйм (родзи Аллаху аънху), что у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Может ли мусульманин быть трусливым?»
Он ответил: «Да, может».
«Может ли мусульманин быть скупым?
Он ответил: «Да, может».
«А может ли мусульманин быть лгуном?»
Он ответил: «Нет, никогда».
(приводится в Муватта, имама Малика).
إِنَّمَا يَفْتَرِي الْكَذِبَ الَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِآيَاتِ اللّهِ وَأُوْلئِكَ هُمُ الْكَاذِبُونَ
«Воистину, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы» (сура «Ан-Нахль», аят 105).
«Ложь приводит человека к греху, а грех ведет в Ад. Если человек все время лжет, перед Аллахом азза ва Джаля он будет записан как лжец». (приводится в сборниках имамов Бухарий и Муслима).
عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ قَال: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِی رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًا، وَبِبَيْتٍ فِی وَسَطِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْكَذِبَ وَإِنْ كَانَ مَازِحًا، وَبِبَيْتٍ فِی أَعْلَی الْجَنَّةِ لِمَنْ حَسَّنَ خُلُقَهُ. رواه أبو داؤد، باب فی حسن الخلق
Передается от Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я обещаю, что тому человеку, который не будет ввязываться в спор, даже если он и прав, будет дарован дворец на краю джанната (рая). Я обещаю, что тому человеку, который не использует ложь даже в своих шутках, будет дарован дворец в середине джанната (рая). Я обещаю что тому человеку, который стремится улучшить свой нрав, характер (ахляк), дворец на высших ступенях джанната». (приведено имамом Абу Давудом).
لَّا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلَا كِذَّابًا
«В раю они не услышат ни пустословия, ни лжи». (сура «Ан-Наба», аят 35).
Как ложь не подобает верующему, так же она не подобает Раю.
Как лжец отдаляется от Рая, так и лжи совершенно нет места в Раю.
«Когда раб Аллаха Табарока ва Тааля произносит ложь, от зловония этого греха ангел удаляется от него ровно на одну милю». (приводится имамом Тирмизий).
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ عَمْرِ وَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: أربعٌ مَنْ كُنَّ فيه كانَ منافقًا خالصًا ، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها ؛ إذا اؤتمن خان ، وإذا حدّث كذب ، وإذا عاهد غدر ، وإذا خاصم فجر
Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Безусловным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не оставит его.
- Предает, когда ему доверяют;
- Лжет, когда рассказывает о чем-нибудь;
- Поступает, вероломно нарушая обещания, когда заключает договор;
- Допускает беззакония, когда враждует с кем-либо». (приведено в сахихе имама Бухарий).
وَيْلٌ لِّكُلِّ أَفَّاكٍ أَثِيمٍ
«Горе всякому лживому грешнику!» (сура «Аль-Джасия», аят 7).
В торговых сделках ложная клятва приводит к потери благосостояния
(бараката) имущества и его потери. (приводится имамами Бухарий и Муслимом).
Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям советовал торговцам, в торговых делах, в которых по ошибке проскальзывает ложь и ложные клятвы, чтобы очиститься от этого греха, нужно раздавать пожертвования (садака).
Ложная клятва является страшным грехом, и когда человек нарушает клятву, он может избавиться от греха, совершив искупление (каффарат). Но ложная клятва является таким большим грехом, что наказание за него не может отвратить даже искупление. За ложную клятву искупления нет. Если человек, принеся ложную клятву, приобрел что-то, нарушив права другого, то он совершает второй грех. Не вернув владельцу то, что было отобрано у него неправедным образом, невозможно искупить этот грех только покаянием.
Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям находился у нас дома. В это время моя мать позвала меня и сказала: «Иди сюда, я тебе кое-что дам».
Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям спросил у моей
матери: «Что ты хотела ему дать?»
Она ответила: «Я хотела дать ему финик».
Тогда Посланник соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Знай же, если бы ты ему ничего не дала, тебе был бы записан (грех) лжи». (Приводится имамом Абу Давудом).
В воспитании детей нужно стараться быть осторожными и внимательными, и в отношении к ним в общении строго избегать лжи, и не допускать невозможные вещи, чтобы обрадовать или напугать их.
Ложь как снежный ком, чем дольше его катить, тем больше он становится.
وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا
«И праведные рабы Милостивого Аллаха – это те, которые не лжесвидетельствуют, а когда проходят мимо праздного (мимо мест с запретными развлечениями, азартными играми, недозволенными песнопениями), то проходят с достоинством, отворачиваясь от всего этого». (сура «Аль-Фуркон», аят 72).
Одним из важнейших принципов в религии Ислам является установление справедливости среди людей, невзирая на их социальное положение, религиозные убеждения, национальность и так далее. Справедливостьподразумевает прежде всего защиту прав каждого члена общества. Аллах Субхана ва Тааля категорически запретил своим рабам притеснение, несправедливость, присвоение чужого имущества, попирание чести и достоинства любых прослоек общества.
Быть свидетелем, когда это необходимо, является обязанностью каждого мусульманина, ибо, таким образом, такое участие способствует установлению справедливости. А отказ от свидетельствования или заведомо ложное свидетельство является серьезным проступком. Лжесвидетельство считается тяжким грехом, потому что свершение правосудия и выяснение истины в большинстве случаев зависят именно от того, как поступит свидетель. Тяжесть греха от всех последствий ложного свидетельства ляжет на этого человека.
Господь миров, описывая благородные качества Своих праведных рабов, поведал нам, что они никогда не лжесвидетельствуют и не попирают тем самым права людей.
أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الكَبَائِرِ؟ قَالَ: قَوْلُ الزُّورِ: شَهَادَةُ الزُّورِ
Передается от Анаса ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям однажды спросил: «Сказать ли вам, что является самым тяжким грехом среди всех больших грехов?», и дополнил: «Ложное свидетельствование». (приведено в сборниках имамов Бухарий и Муслима).
Лжесвидетельствующий одновременно совершает и несколько других грехов:
1.Ложь и клевета. «В мусульманине могут быть любые черты характера, кроме лжи и предательства»
2. Лжесвидетельство ведет к потере имущества, чести и достоинства оклеветанного человека.
3. Причинение вреда человеку, тот в чью пользу было принесено лжесвидетельство, становится хозяином запретного имущества, которое не принадлежит ему, и из-за этого получит адский огонь в наказание.
Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил:
«Если я вынесу несправедливое решение о передаче имущества одного человека другому, пусть второй его не берет. Так как этим шагом я приготовлю для него одеяние из огня».
4. Отмена положений о сохранности и запретности имущества, крови и чести, установленных Аллахом азза ва Джаля.
Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил:
«Честь, имущество и кровь любого мусульманина заповедны (запретны)».
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقَيرًا فَاللّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلاَ تَتَّبِعُواْ الْهَوَى أَن تَعْدِلُواْ وَإِن تَلْوُواْ أَوْ تُعْرِضُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «ан-Ниса», аят 135).
ألا أُنَبِّئُكُمْ بأكْبَرِ الكَبَائِرِ ؟ ثلاثاً قُلْنَا : بَلَى ، يَا رَسُول الله ، قَالَ : الإشْرَاكُ بالله ، وَعُقُوقُ الوَالِدَيْنِ ، وكان مُتَّكِئاً فَجَلَسَ ، فَقَالَ : ألاَ وَقَوْلُ الزُّورِ وَشَهَادَةُ الزُّورِ فَمَا زَالَ يُكَرِّرُهَا حَتَّى قُلْنَا : لَيْتَهُ سَكَتَ
Передается от Абу Бакра Нуфайаъ бин Аль-Хариса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?» – повторив свой вопрос трижды. Мы сказали: «Конечно О Росулуллох соллаллох аляйхи ва салям». Тогда Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Это многобожие (ширк) и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк полулежал, опираясь на локоть, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это ложь и лжесвидетельство!», – и он продолжал повторять эти слова, пока мы не стали говорить: «Пожалуйста не продолжай». (приведено имамами Бухарий. Муслимом и Тирмизий).
Указывая на этот тягчайший грех, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям заволновался, прилагая все усилия для того, чтобы люди запомнили его слова и воздерживались от подобных поступков, которые могут ввергнуть их в огонь Джаханнама (Ада).
فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ
«Избегайте же скверны идолов, также сторонитесь ложного свидетельствования».(сура «Аль-Хадж», аят 30).
عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: مَنِ اقْتَطَعَ حَقَّ امْرِی ءِ مُسْلِمٍ بِيَمِيْنِهِ، فَقَدْ أَوْجَبَ اللّٰهُ النَّارَ، وَحَرَّمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ، فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْءًا يَسِيْرًا يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ؟ قَالَ وَإِنْ قَضِيْبٌ مِنْ أَرَاكٍ. رواه مسلمباب وعيد من اقتطع حق مسلم
Передается Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто с помощью ложной клятвы забирает себе то, что по праву принадлежит другому мусульманину, для того Аллах азза ва Джаля сделает джаханнам обязательным, а джаннат запрещенным. Кто-то спросил: «даже если это будет незначительная вещь, о Посланник Аллаха». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Даже, если это ветка дерева Арак». (приведено в сборниках имама Муслима).
Ложное свидетельствование – это такой тяжкий грех, что его невозможно искупить (каффарат) и раскаянием. Только покаявшись невозможно освободиться от ответственности за этот поступок, потому что это страшное нарушение человеческих прав. Чтобы снять с себя ношу страшного греха, человек, совершивший лжесвидетельство, должен восстановить все права, которые были попраны вследствие его свидетельства, возместить потерпевшему вред (ущерб), попросить у него прощения и добиться его расположения.
Только после всего этого он может обратиться к Господу миров с покаянием, пообещав Аллаху Табарока ва Тааля, никогда впредь не совершать подобных поступков, он может надеяться на искупление своего греха.
إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلاً أُوْلَئِكَ لاَ خَلاَقَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ وَلاَ يَنظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания». (сура «Аль-Имран», аят 77).
إِن تَجْتَنِبُواْ كَبَآئِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلاً كَرِيمًا
«Если вы будете избегать тяжких грехов, то Аллах очистит вас и от других мелких прегрешений, пока вы стараетесь идти по Его праведному пути. В будущей жизни Аллах введет вас в рай благородным входом, и благословенны вы будете в ближайшей жизни». (сура «Ан-Ниса», аят 31).
Отмеряйте и взвешивайте, строго соблюдая все параметры измерения, по справедливости и относитесь к людям так, как вы хотите, чтобы они относились к вам. Не удерживайте часть имущества других людей, потому что обмеривание и обвешивание оппонентов подобно воровству. Не распространяйте на земле нечестия, потому что постоянное нарушение канонов Аллаха Табарока ва Тааля изменяет воззрения людей, пагубно отражается на их богобоязненности в обыденной жизни, портит мировоззрение будущего поколения. Вам вполне достаточно тех благ, которые вам определил Творец всего сущего, принадлежащие вам по праву. Поэтому не стремитесь к тому, в чем вы не очень нуждаетесь, и что может принести вам непоправимый вред. Если вы действительно являетесь верующими, то поступайте в соответствии с требованиями нашей истинной религии.
عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ النَّبِیُّ ﷺ: مَنْ أَخَذَ مِنَ الْأَرْضِ شَيْنًا بِغَيْرِ حقِّهِ خُسِفَ بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِلٰی سَبْعِ أَرَضِيْنَ. رواه البخاری، بابإثممن ظلم شيءا من الأرض
Передается от Абдуллах бин Уъмара (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто захватит даже маленькую часть земли несправедливо, тот провалится за это в Судный день до седьмой части земли». (приведено в сборниках имама Бухарий).
۞ وَٱعْلَمُواْ أَنَّمَا غَنِمْتُم مِّن شَىْءٍ فَأَنَّ لِلَّهِ خُمُسَهُۥ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينِ وَٱبْنِ ٱلسَّبِيلِ إِن كُنتُمْ ءَامَنتُم بِٱللَّهِ وَمَا أَنزَلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا يَوْمَ ٱلْفُرْقَانِ يَوْمَ ٱلْتَقَى ٱلْجَمْعَانِۗ وَٱللَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
«Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (сура «Аль-Анфаль», аят 41).
Мусульмане захватывали имущество неверующих, на которое они имели право, независимо от его количества, четыре пятые части добычи принадлежали мусульманам, которые завладевали этой добычей. Аллах Субхана ва Тааля объявил трофеи собственностью тех, кто их захватил, за исключением одной пятой части. Следовательно, четыре пятые части трофеев были распределены между участниками боя, причем всадник получал в два раза больше, чем пеший. Одну часть добычи всадник получает за себя, а вторую часть - за свое верховое животное.
А одна пятая достается Господу миров и Его Пророку соллаллаху аляйхи ва салям, то есть расходуется на общие нужды мусульман без каких-либо ограничений. Аллах азза ва Джаля отделил эту часть трофеев для Себя и Своего Посланника соллаллаху аляйхи ва салям, однако известно, что они не нуждаются в материальных благах. Следовательно, эта часть трофеев достается рабам Всевышнего и расходуется на общие нужды верующих. То есть часть достается сиротам, которые лишились своих отцов, будучи малолетними детьми, беднякам, нищим, и всем испытывающим всяческую нужду, путникам, которые оказались в чужой стране и лишились материальных средств, и родственникам Пророка Мухаммада соллаллаху аляйхи ва салям. Аллах Роббиль иззат подчеркнул, что выплата пятой части трофеев надлежащим образом является обязательным требованием веры. Именно так распределял добычу Посланник Мухаммад соллаллаху аляйхи ва салям.
عَنْ أَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: إِذَا اتُّجِذَ الْفَیءُ دُوَلًا، وَالْأَمَانَةُ مَغْنَمًا، وَالزَّكَاتُ مَغْرَمًا، وَتُعُلِّمَ لِفَيْرِ الدِّيْنِ، وَأَطَاعَ الرَّجُلُ امْرَأَتَهُ وَعَقَّ أُمَّهُ، وَأَدْنٰی صَدِيْقَهُ وَأَقْصٰی أَبَاهُ وَظَهَرَتِ الْأَصْوَاتُ فِی الْمَسَاجِدِ، وَسَادَ الْقَبِيْلَةَ فَاسِقُهُمْ، وَكَانَ زَعِيْمُ الْقَوْمِ أَرْذَلَهُمْ، وَأُكْرِمَ الرَّجُلُ مَخَافَةَ شَرِّهِ، وَظَهَرَتِ الْقَيْنَاتُ وَالْمَعَازِفُ، وَشُرِبَتِ الخُمُورُ، وَلَعَنَ اخِرُ هٰذِهِ الْأُمَّةِ أَوَّلَهَا فَلْيَرْتَقِبُوا عِنْدَ ذَلِكَ رِيْحًا حَمْرَاءَ وَزَلْزَلَةً وَخَسْفًا وَمَسْخًا وَقَذْفًا، وَايَاتٍ تَتَابَعُ كِنْظَامِ بَالٍ قُطِعَ سِلْكُهُ فَتَتَابَعَ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث غريب، باب ما جاء فی علامة حلول المسخ والخف
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Когда трофеи начнут считать личным имуществом, доверенное на хранение добычей, закят штрафом, знание будет не ради развития религии, а ради мирских благ. Мужчина будет покорен жене и не послушен матери, будет сближаться с друзьями и отдаляться от отца. Посетители мечетей будут шумно общаться в ее стенах. Править людьми будет, тот, кто может нарушать общественные законы, предводителем народа будет самый подлый из них. Человека будут уважать, из страха перед ним, чтобы избежать с его стороны негативных к вам действий. Появиться много музыкальных мелодий, песен и их исполнителей. Увеличиться употребление опьяняющих напитков и других веществ. Последующие поколения станут плохо отзываться о предыдущих поколениях. Тогда пусть ждут красных ураганов (массовых пожаров), страшной силы землетрясений, оползней, с проваливанием людей под землю, горы будут рушиться, и с них будут падать камни и глыбы. Будут рождаться дети с физическими и психическими отклонениями. И эти знамения, и катаклизмы, станут происходить одно за другим, как сыплются бусинки с порванного ожерелья. (приводиться в сборнике имама Ат-Тирмизий).
وَمَا كَانَ لِنَبِىٍّ أَن يَغُلَّۚ وَمَن يَغْلُلْ يَأْتِ بِمَا غَلَّ يَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِۚ ثُمَّ تُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ
«Пророку не подобает незаконно присваивать трофеи. Тот, кто незаконно присваивает трофеи, придет в День воскресения с тем, что он присвоил. Затем каждая душа сполна получит то, что она заработала, и с ними не поступят несправедливо». (сура «Аль Имрон», аят 161).
Слово «гулул» означает сокрытие части трофеев, незаконное использование служебного положения. Поступать так категорически запрещено и что такое преступление относится к тяжким грехам. Всевышний сообщил о том, что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям, не подобало незаконно присваивать военную добычу или использовать свое положение в корыстных целях, поскольку это - тяжкий грех и скверный порок. Аллах Табарока ва Тааля уберег Своих Пророков аляйхи ва салям от всего, что может запятнать или опорочить их. Он сделал их нравственные качества самыми прекрасными, а их души - самыми чистыми и непорочными. Он избавил их от недостатков и сделал их носителями Своих посланий и источниками великой мудрости.
Творец всего сущего предупреждает алчных людей, которые хотели бы присваивать часть военной добычи, и сообщил, что в День воскресения они будут нести украденное животное или припрятанную ценность на своей спине, и это имущество будет причинять им мучительные страдания. Каждый человек, будь то мошенник или праведник, непременно получит вознаграждение или наказание в зависимости от совершенных им поступков. Никто не поступит с людьми несправедливо, не станет увеличивать тяжесть их прегрешений или умалять достоинство их благодеяний.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ: مَا ظَهَرَ الغُلُولُ فِی قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا أُلْقِیَ فِیْ قُلُوبِهِمُ ارُّعْبُ وَلَا فَشَی الزِّنَا فِی قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا كَثُرَ فِيْهِمُ الْمَوْتُ وَلَا نَقَصَ قَوْمٌ الْمِكْيَالَ وَالْمِيْزَانَ إِلَّا قُطِعَ عَنْهُمُ ارِّزْقُ وَلَا حَكَمَ قَوْمٌ بِغَيْرِ الْحَقِّ إِلَّا فَشَی فِيهِمُ الدَّمُ وَلَا خَتَر قَوْمٌ بِالْعَهْدِ إِلَّا سُلِّطَ عَلَيْهِمُ الْعَدُوُّ. رواه الإ مام مالك فی الموطا باب ما جاء فی الغلول
Передается от Абдуллах ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху): «Когда в народе начинается растрата трофеев, то обязательно в их сердца вселяется страх перед врагами. Когда в народе распространяется прелюбодеяние, то обязательно у них увеличивается смертность. Когда в каком-либо народе обмеривают и обвешивают, то их пропитание урезается. Когда какой-то народ судит несправедливо, то среди них часто проливается кровь. Когда народ нарушает обещания, то их захватывают враги». (приводится в «Муата» имама Малика).
مَّا أَفَاءَ ٱللَّهُ عَلَىٰ رَسُولِهِ مِنْ أَهْلِ ٱلْقُرَىٰ فَلِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينِ وَٱبْنِ ٱلسَّبِيلِ كَىْ لَا يَكُونَ دُولَةَ بَيْنَ ٱلْأَغْنِيَاءِ مِنكُمْۚ وَمَا ءَاتَـٰكُمُ ٱلرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَـٰكُمْ عَنْهُ فَٱنتَهُواْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ إِنَّ ٱللَّهَ شَدِيدُ ٱلْعِقَابِ
«Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (сура «Аль Хашр» аят 7).
Создатель Вселенной велит мусульманам страшиться Его, потому что следующим этому верующим, Аллах азза ва Джаля укрепит их на праведности души и сердца, дарует истинный путь. Благоустроит им их мирскую и будущую жизни. И благодаря милости Всевышнего, они обретут вечное счастье и великий удел. А лишаясь богобоязненности (таква) и благочестия, люди обрекают себя на бесконечные несчастья и страдания. Поистине, Аллах Субхана ва Тааля сурово карает тех, кто не испытывает страха перед Ним и уступает своим низменным страстям и порочным желаниям.
Рассказывает Абу Хумайд ас-Саид: «Посланник Мухаммад соллаллаху аляйхи ва салям назначил служащим человека по имени Ибн аль Лютбийя. По возвращении с выполненной работы он сказал: «Вот, это ваше, а это мое, мне это подарили».Тогда Посланник Аллаха соллаллаху аляйхи ва салям поднялся на минбар, возблагодарил Всевышнего Аллаха и сказал: «Что происходит с моим поверенным? Приехал и говорит: «Вот это ваше, а это мое, мне это подарили». Пусть посмотрит, если бы он сидел в родительском доме, подарили бы ему это? В Судный день человек будет нести на шее то, что захватил незаконно, будь это мычащая верблюдица, или ревущая корова, или блеющая овца».
Затем он поднял руку и спросил:«О мой Аллах! Донес ли я до них?». (приводится в сборниках имамов Бухарий, Муслима, Абу Дауда ).
Рассказывает Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху): «Однажды мы с Пророком соллаллаху аляйхи ва салям вышли в поход на Хайбар. Аллах азза ва Джаля даровал нам победу в этой битве. В качестве трофеев мы не получили ни золота, ни серебра, а только всякие вещи, одежду и пропитание. Затем мы спустились в долину. Рядом с Посланником соллаллаху аляйхи ва салям был невольник, которого подарил ему один человек из племени Джузам. Когда мы подошли к долине, этот невольник привстал, чтобы развязать свою поклажу. В этот момент его пронзила стрела, и от этого он скончался. Увидев это, мы воскликнули:
«О Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям! Пусть смерть его будет благом
(тем, что умер от вражеской стрелы)!», на что Мухаммад соллаллаху аляйхи ва салям ответил: «О, нет! Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, на нем горит накидка. Он ее взял из трофеев до того, как они были поделены». Нас всех охватил страх. В это время подошел один человек, у которого в руках был ремешок или два ремешка, и сказал: «О Посланник Аллаха! Это досталось мне из трофеев в день Хайбара», в ответ Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям произнес: «Ремешок из огня!» Или: «Два ремешка из огня!» (приводится в сборниках имамов Бухарий и Муслима).
Рассказывает Зайд бин Халид аль-Джухани: «Один человек во время похода на Хайбар украл часть трофеев. После его смерти Посланник соллаллаху аляйхи ва салям уклонился от совершения джаназа-намаза (упокойная молитва) по нему и сказал: «На пути Аллаха он украл часть трофеев». После этих слов мы просмотрели его вещи и нашли бусы ценностью в два дирхама». (Приводится имамом Абу Даудом).
Имам Ахмад рассказывал: «Мы не помним, чтобы Росулуллох соллаллаху аляйхи ва саллям уклонялся от совершения джаназа-намаза, кроме тех, кто крал трофейное имущество и наложил на себя руки».
وَٱلسَّارِقُ وَٱلسَّارِقَةُ فَٱقْطَعُواْ أَيْدِيَهُمَا جَزَاءَ بِمَا كَسَبَا نَكَـٰلاً مِّنَ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за их злодеяния - как наказание от Аллаха им и в назидание другим. Это - указание Аллаха. Аллах - Всемогущий, Мудрый в Своих законодательных установлениях и предписаниях, учредил для каждого преступления подходящее наказание, необходимое как устрашение для других, чтобы они не повторяли дурных поступков и чтобы не допустить распространения этого явления». (сура «Аль-Маъида», аят 38).
Рассмотрим нравственную сторону этого постыдного дела. Какая-то личность имеет какую-то собственность, будь это вещь, представляющая огромную ценность или даже сущий пустяк. Но каждый человеческий индивидуум, имеет свою психологическую привязанность к тому или иному предмету. Но преступники не имеют никаких принципов, кто-то возвел свои моральные права, и цинично заявляют, что имея какую-то власть, какой-то социальный статус, физическое превосходство, хитроумное мышление, ловкие хищные навыки, что это не отклонение от морально-этических норм. Как эти люди ошибаются, когда приносят моральные страдания, материальный ущерб, другим, кого им «посчастливилось» обмануть, обокрасть, провести и так далее.
عَنْ ابْنِ مَسْعُودٍ عُقْبَةَ بْنِ عَمْرٍو الْأَنْصَارِيِّ الْبَدْرِيِّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: إنَّ مِمَّا أَدْرَكَ النَّاسُ مِنْ كَلَامِ النُّبُوَّةِ الْأُولَى: إذَا لَمْ تَسْتَحِ فَاصْنَعْ مَا شِئْت رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
Передается от Абу Маъсуда Уъкбы бин Аъмра аль-Ансари аль-Бадри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, дошло до людей из слов первых Пророков аляйхи ва салям, следующее: «Если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь». (приводится в сборниках имама Бухарий).
Вором считается тот, кто тайно взял чужое имущество, на которое он не имел никакого права. В исламском правоведение (шариате) воровство относится к тяжким грехам и влечет за собой ужасное наказание - отсечение правой руки.
При упоминании о руке без дополнительных разъяснений имеется в виду только кисть. Но это происходит в тех государствах, где законодательство придерживается канонов Ислама и принципов Шариата. Похищенная вещь должна относиться к имуществу, которое обычно хранят. Если же украденная вещь не относится к тем вещам, которые люди хранят, то отсекать руку не полагается. Она должна стоить не менее четверти динара или трех дирхемов (примерно один грамм золота). Здравый смысл также подсказывает, что отсекать руку за мелкую кражу не следует, и если для отсечения руки украденная вещь должна иметь определенную стоимость, и в Исламском праве этот вопрос более чем конкретизирован. Отсечение руки вору является воздаянием за то, что он украл чужое имущество, наказанием от Аллаха Роббиль иззат, и грозным предупреждением ему и всем остальным людям. Каждый вор должен знать, что он лишится руки, если совершит такое преступление. Таково решение и наказание в мирской жизни Могущественного и Мудрого Господа миров. Какова же в Судный день будет кара Всевышнего, предназначенная тем, которые обманным путем отбирают у людей деньги, лишают их домов, автомобилей и нарушают их спокойную, размеренную жизнь? Религия Ислам высоко ценит и защищает чужое имущество.
يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَأْكُلُواْ أَمْوَٰلَكُم بَيْنَكُم بِٱلْبَـٰطِلِ إِلَّا أَن تَكُونَ تِجَـٰرَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْۚ وَلَا تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا
«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (или: друг друга), ведь Аллах милостив к вам». (сура «Ан-Ниса», аят 29).
Всевышний обращается к мусульманам, чтобы они не добывали себе на жизнь, для приобретения необходимого, преступными способами (разбойными нападениями, грабежом, воровством, мошенничеством, обманом, финансовыми аферами, азартными играми и всякими другими, подобными, недостойными способами).
Есть люди, которые критикуют правовую сторону Ислама, говорят, что побивание камнями за прелюбодеяние, отрубание руки за воровство - это дико и бесчеловечно. Но как показывают данные статистики в мире, только такими методами можно искоренить незаконное присвоение чужого имущества, а также влечение к запретным интимным взаимоотношениям. Такие меры являются сдерживающим фактором для тех, которые идут на совершение преступления, пренебрегая религиозными и нравственными нормами и запретами. Тот, кто верит в Аллаха Табарока ва Тааля, и испытывает страх перед наказанием в этой и будущей жизни, не пойдет на воровство, мошенничество и так далее.
Психологи Йельского университета в США, исследуя проблему воровства, установили, что именно страх перед отрубанием руки доминирует в мозгу преступника и отбивает охоту на чужое имущество.
В прошлом веке в одну из арабских стран прибыл посол Англии. И он видел, что во многих местах могут оставлять материальные и финансовые средства, у всех на виду, и нет рядом людей, которые бы присматривали за этим имуществом. Удивленный гость спросил у владельца.
- У вас здесь не бывает воровства?
- Нет, не бывает, у нас вору отрезают руку, - ответил мусульманин.
- Это ведь жестокая дикость?! - возразил англичанин.
- Скажите честно и правдиво: а сколько воров у вас в стране за день предстают перед судом?
- Минимум человек пятьдесят.
- А у нас за 40-50 лет только один раз пришлось отрубить руку за воровство, - ответил ему араб.
Это значит, что религия Ислам смогла довести до людей, что воровство - это постыдный и позорный поступок, и смогла искоренить это зло!
عَنْ أَبِی بَرْزَةَ الْأَسْلَمِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: لَا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتّٰی يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَا فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَينَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَا أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَا أَبْلَاهُ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صَحيح، باب فی القيامة، رقم
Передается Абу Барза Аслями (родзи Аллаху аънху), что Росулуллах соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В День Суда человек не сможет сдвинуться с места, пока не ответит на следующие вопросы: «Как он провел свою жизнь? Насколько поступал в соответствии со своими знаниями? Как заработал свое богатство и на что тратил? На что использовал свое тело?»
إِنَّ ٱلَّذِينَ ٱرْتَدُّواْ عَلَىٰ أَدْبَـٰرِهِم مِّن بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ ٱلْهُدَى ٱلشَّيْطَـٰنُ سَوَّلَ لَهُمْ وَأَمْلَىٰ لَهُمْ
«Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, дьявол обольстил и обещал им долгую жизнь». Поистине, тем, которые вернулись к неверию и заблуждению после того, как им стало ясным руководство к истинному пути, шайтан представил это деяние в лучшем свете и обманул их ложными надеждами. (сура «Мухаммад», аят 25).
«Коварный сатана наущал их (внушал неправедные мысли, соблазнял) понижал ответственность за греховные деяния. Обольщал, убеждая, что воровство, корыстное посягательство на чужое имущество, не столь страшные проступки, и могут быть оправданы, порождая в их сердцах пустые надежды на этот мир.
И под напором искушения они покорились, сошли с пути благочестия, усугубив свои текущую и будущую жизни.
Люди стремятся заполучить то или иное благо (финансовую, материальную выгоду), человек, вроде бы мусульманин, но под разными предлогами не брезгует совершить аморальное, либо преступное (обман, воровство, мошенничество и так далее). То есть ради мирского имущества, он жертвует вечными благами Рая, совершая очевидное злодеяние, и оправдывает свои греховные проступки, глупыми измышлениями.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «إنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إلَّا طَيِّبًا، وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ فَقَالَ تَعَالَى: «يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنْ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا»، وَقَالَ تَعَالَى: «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ» ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إلَى السَّمَاءِ: يَا رَبِّ! يَا رَبِّ! وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِّيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لَهُ؟ رَوَاهُ مُسْلِمٌ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху) Посланник Мухаммад соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «О люди! Поистине, Аллах азза ва Джаля - Благой, и Он не принимает ничего, кроме праведных деяний. И поистине, Аллах Субхана ва Тааля повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам аляйхи ва салям и Всевышний сказал: «O Посланники! Вкушайте благое, и совершайте праведные дела». Творец всего сущего также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас…» А потом Пророк соллаллаху аляйхи валям, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): «О Господь, о Господь!», - однако пища его запретна, и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (передается в сборниках имама Муслима).
فَلَمَّا أَنجَـٰهُمْ إِذَا هُمْ يَبْغُونَ فِى ٱلْأَرْضِ بِغَيْرِ ٱلْحَقِّۗ يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ إِنَّمَا بَغْيُكُمْ عَلَىٰ أَنفُسِكُمۖ مَّتَـٰعَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَاۖ ثُمَّ إِلَيْنَا مَرْجِعُكُمْ فَنُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«О люди! Осознайте, помните и не забывайте, что ваши преступления обернутся против вас же самих, рано или поздно вы за это ответите своей кровью, плотью, спокойствием, достатком, и вы будете расплачиваться мирским и вечным благополучием. Вы хотите преступными способами приумножить свое имущество и достаток. Не забывайте, вы к Нам вернетесь в обессиленном для вас состоянии, и Мы вам объявим о том, что вы делали, вынеся в итоге решение о вашей вечности». (сура «Юнус», аят 23).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: لعن الله السارق الذي يسرق البيضة فتقطع يده و يسرق الحبل فتقطع يده
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Да проклянет Аллах азза ва Джаля вора, который крадет яйцо, за что ему отрубают руку, и который крадет веревку, за что ему отрубают руку!» (приводится в сборниках имама Бухарий).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: لا يزني الزاني حين يزني و هو مؤمن و لا يسرق السارق حين يسرق و هو مؤمن
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда верующий прелюбодействует, ворует или употребляет спиртное, то его иман (вера) покидает его. И Аллах азза ва Джаля может вернуть или лишить, человека самого ценного, но дверь покаяния открыта». (приводится в сборниках имама Муслима).
Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям рассказывал: «Четырем группам людей предназначены сильные муки в аду, из-за которых вред будет и другим обитателям ада. Обитатели ада будут спрашивать друг у друга: «За что наказывают этих людей? Они наносят нам вред, вдобавок к тому, что нам вменили». Одной из этих категорий будут люди, которые оставили этот мир, не покаявшись в присвоении чьей-то собственности, то есть, не вернув чужое имущество».
Покаяние похитителя не принесет ему пользу, пока он не вернет украденное, или не возместит убыток пострадавшего, принося ему свои извинения.
إِنَّمَا ٱلسَّبِيلُ عَلَى ٱلَّذِينَ يَظْلِمُونَ ٱلنَّاسَ وَيَبْغُونَ فِى ٱلْأَرْضِ بِغَيْرِ ٱلْحَقِّۚ أُوْلَـٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Упрека и наказания заслуживают нечестивцы, которые обижают людей и без права горделиво превозносятся и распространяют нечестие по земле. Для них будет мучительное наказание!» (сура «Аш-Шура», аят 42).
Кого Господь миров наделил властью, должны ясно осознавать, что жизнь в этом мире дана на очень короткое время. Поэтому им нужно строго блюсти справедливость, ведь они управляют такими же людьми, какими являются сами, что они сами и близкие им люди могут оказаться, в таком же положении, как основная масса людей, над которыми их возвысил Аллах азза ва Джаля. В истории человечества было немало тиранов, которые используя всякие жестокие меры, угнетали свои народы, всякими поборами, необъемными налогами, оброками, податью и так далее. Чем сильнее облагают людей тяжестью бремени всяких сборов, держат в материальных «ежовых рукавицах», тем более отсталой страной, им придется руководить. Были монархи, которые отправляли своих вооруженных людей, чтобы обманными способами забирать у простого люда, большую часть урожая, угонять скотину и птицу, изделия ремесленников и так далее. И эти правители, забив свои закрома, вместе со своими приближенными, в зимнее время утопали в роскоши, пьянстве, чревоугодии и разврате, когда их народ страдал от холода и недоедания в своих нищенских лачугах, влача свое жалкое существование. Эти управленцы заслуживают титула нечестивцев, которые чинят несправедливость, покушаясь на жизнь, имущество и честь людей своих стран. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с законами Всевышнего. Это возмездие, возможно, будет мучительным для их душ и тел, и это следствие совершенной справедливости Нашего Создателя.
عَنْ أَبِی مَرْيَمَ الْأَزْدِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهُ ﷺ يَقُولُ: مَنْ وَلَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ شَيْءًا مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ، فَاحتَجَبَ دُونَ حَاجَتِهِمْ وَخَلَّتِهِمْ وَفَقْرِهِمْ، احْتَجَبَاللّٰهُ عَنْهُ دُونَ حَاجَتِهِ وَخَلَّتِهِ وَفَقْرِهِ. رواه أبو داوُد، باب فيما يلزم من أمر الرعية
Передается от Абу Марьям Аздий (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Кого Аллах азза ва Джаля назначит заведовать какими-то делами мусульман, и он отворачивается от их нужд, несчастии и бедности, то Аллах азза ва Джаля отвернется от его нужд, несчастий и бедности». (приводится имамом Абу Даудом).
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: مَا مِنْ أَمِيْرِ عَشَرَةٍ إِلَّا يُوتٰی بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَغْلُولًا حَتّٰ يَفُكَّهُ الْعَدْلُ أَوْيُوْبِقَهُ الْجوْرُ. رواه البزار والطبرانی فی الأوسط ورجال البزار رجال الصحيح، مجمع الزواءد
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Судный день руководящий хотя бы десятью людьми предстанет перед судом с руками, закованными к шее. Пока его не освободит собственная справедливость или не погубит проявленный произвол». (приведено Баззаром и Табароний).
إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلْإِحْسَـٰنِ وَإِيتَاىِٕ ذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَاءِ وَٱلْمُنكَرِ وَٱلْبَغْىِۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание». (сура «Ан-Нахль», аят 90).
Справедливость, которую повелел придерживаться Аллах Роббиль иззат, подразумевает справедливое отношение к Нему и Его творениям. Для этого человек должен исправно выполнять все возложенные на него обязанности. Он должен выполнять свой долг перед Всевышним и беспристрастно относиться к людям, а если он занимает руководящую должность, то обязан надлежащим образом нести бремя этой ответственности. Любое государство нуждается в финансовых средствах, чтобы поддерживалось его жизнедеятельность. Во многих странах система образования, здравоохранения, социальная поддержка пенсионеров, материнства, детства и многие другие институты зависят от бюджета государства. Поэтому в любом государстве существует система налогообложения предпринимателей и всех граждан в целом. Рассмотрим некоторые интересные, исторические факты. В тринадцатом веке многие государства континента Евразии страдали от монгольских полчищ, которые порабощали эти народы, убивали мужчин, превращали в рабов детей и женщин. Правитель Египта Султан Кутуз, чтобы обеспечить армию снаряжением и питанием, которая должна была противостоять захватчикам и тиранам, внес в казну государства все свое имущество. Этим на собственном примере призвал свой народ оказать материальную помощь армии, которая должна была защищать многие мусульманские страны от варваров язычников. В этой же битве против войск Хулагу хана, активное участие принимал полководец Бейбарс, который впоследствии стал Султаном Египта. Позже, чтобы пополнить бюджет страны, в котором не достаточно было ресурсов содержать многочисленную армию, он потребовал от своего современника исламского ученого имама Ан-Навави, дать фатву (шариатское решение), о сборе дополнительных налогов с подданных государства. Однако имам Ан-Навави отказал правителю в таком ответственном вопросе, за что попал в опалу Султана Бейбарса, и даже лишился материального содержания от государства. Великий ученый отказался от собственного материального достатка, чтобы не попасть под гнев Аллаха Субхана ва Тааля, и чтобы его соотечественники оказались в более тяжелое положение в своем существовании.
وَعَنْ مَعْقِلِ بْنِ يَسَارٍ - رضي الله عنه - قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «مَا مِنْ عَبْدِ يَسْتَرْعِيهِ اللَّهُ رَعِيَّةً، يَمُوتُ يَوْمَ يَمُوتُ، وَهُوَ غَاشٌّ لِرَعِيَّتِهِ، إِلَّا حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ
Передается от Маъкиль ибн Ясар (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Аллах запретил впускать в Рай раба, которого Он поставил править другими рабами, а тот обманывал их и умер обманщиком». (приводиться имамами Бухарий и Муслим).
عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: سَمِعْتُ مِنْ رَسُولِ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ فِي بَيْتِی هٰذَا: اللّٰهُمَّ مَنْ وَلِیَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِی شَيْءًا فَشَقَّ عَلَيْهِمْ، فَاشْقُقْ عَلَيْهِ، وَمَنْ وَلِیَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِی شَيْءًا فَرَفَقَبِهِمْ، فَارْفُقْ بِهِ. رواه مسلم، باب فضيلة الأمير العادل
Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил в ее доме следующее: «О Аллах! Кто правит делами моей общины и жесток к ним, будь жесток к нему. А кто правит делами моей общины и добр к ним, будь добр к нему».
تِلْكَ ٱلدَّارُ ٱلْءَاخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِى ٱلْأَرْضِ وَلَا فَسَادًاۚ وَٱلْعَـٰقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (сура «Аль Косос», аят 83).
Прекрасное вознаграждение достанется только тем, кто уверовал и вершил благие дела, и тем, кто соблюдал праведность в своей жизни. Вот почему далее Всевышний призвал верующих трудиться ради славных наград в Последней жизни. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Это те мусульмане, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. А это значит, что их устремления связаны только с Аллахом Табарока ва Тааля и жизнью будущей. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они суть богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение.
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ عَدْلٍ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ. أَوْ: أَمِيرٍ جَائِرٍ.
Передается от Абу Саъид аль Худри (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лучший джихад – это истина, сказанная несправедливому тирану, правителю».
Также Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Поистине, вы будете стремиться к власти. Но в Судный день пожалеете об этом».
وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
Не присваивайте чужого имущества путем подкупа и взяток. Вам не разрешено брать часть достояния других людей преступным путем, если вы не имеете права, определенного Аллахом (право на наследство, в качестве дара или справедливого соглашения). Не подкупайте судей и тех, кто у власти, и не прибегайте к лжесвидетельству или ложным доказательствам, чтобы несправедливо завладеть имуществом других людей, заведомо зная в душе, что вы совершаете злое дело. За это вы будете наказаны. (сура «Аль Бакара», аят 188).
Господь миров наложил запрет мусульманам попирать чьи-то права и претендовать на чужое добро, однако обозначает его их собственным имуществом, поскольку мусульманину полагается желать своему брату то, что он хочет себе самому, и относиться к чужому имуществу так, как он относится к своей собственности. Кроме того, если человек незаконно присваивает чужое имущество, то пострадавшие люди в дальнейшем не упустят возможности посягнуть на его материальное состояние.
Приобретать имущество можно либо праведным путем, либо преступными методами. Аллах азза ва Джаля конкретизировал эти способы - это вымогательство силой, воровство, присвоение имущества, вверенного на хранение или взятого на временное пользование, и прочие формы посягательства на чужую собственность. Также запрет распространяется на ростовщичество, азартные игры и другие виды запрещенных действий, поскольку при таких сделках человек приобретает имущество недозволенным образом. Это запрещение также распространяется на мошенничество при купле-продаже, сдаче имущества в аренду и других подобных операциях. Оно также распространяется на использование рабочих и незаконное присвоение их заработка или получение материального вознаграждения за работу, которая не выполнена надлежащим образом так.
عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: مَنِ انْتَهَبَ نُهْبَةً فَلَيْسَ مِنَّا (وهو جزء من الحديث) رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صحيح، باب ما جاء فی النهی عن نكاح الشغار
Передается от Иъмрона бин Хусейна (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллаху аляйхи ва салям говорил: «Кто занимается присвоением чужого имущества, тот не из нас». (приведено имамом Тирмизий).
إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُكُمْ أَن تُؤَدُّواْ ٱلْأَمَـٰنَـٰتِ إِلَىٰ أَهْلِهَا وَإِذَا حَكَمْتُم بَيْنَ ٱلنَّاسِ أَن تَحْكُمُواْ بِٱلْعَدْلِۚ إِنَّ ٱللَّهَ نِعِمَّا يَعِظُكُم بِهِ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ سَمِيعَا بَصِيرًا
«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий». (сура «Ан-Ниса», аят 58).
Слово аманат распространяется на все, что человеку доверяют сохранить или поручают выполнить. Аллах Роббиль иззат велел верующим сохранять вверенное им чужое имущество, выполнять порученное им самым совершенным образом. Он запретил присваивать себе часть доверенного на хранение имущество или задерживать его возврат. Это предписание распространяется на власть, на всякое материальное добро, тайны, которые могут быть препоручены людям, а также на все праведные деяния, которые известны одному Всевышнему. Аллах Табарока ва Тааля повелел разрешать тяжбы между людьми по справедливости. Это относится ко всем аспектам, связанным с покушением на жизнь, имущество или честь людей, независимо от размеров нанесенного ущерба. Судьи обязаны быть беспристрастными, и справедливо относиться ко всем прослойкам общества. А под справедливостью, которую велено соблюдать при вынесении решений и приговоров, подразумеваются ограничения и каноны, которые установил Создатель Вселенной и провозгласил через Посланника Мухаммада соллаллаху аляйхи ва салям. Так как все повеления Аллаха Табарока ва Тааля мудрые и справедливые, то следование им принесет верующим пользу в этом мире, и в жизни после ахирата.
Материал для статьи приготовил Рузметов Еркин,
(в статье использован тафсир «Аль–Мунтахаб»).