بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًاۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ
«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Господу вашему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль-Аъроф», аят 56).
Идеальны ли люди, могут ли они не иметь грехов и безнравственных проступков. Легко ли им совладать и контролировать свое эго (нафс). Как они удерживают себя от наущений и воздействий из вне. Очистили ли они свое сердце от гордости, высокомерия, самовлюбленности, зависти, ненависти, лицемерия и многих других порочных и негативных болезней. Аллах Субхана ва Тааля ниспослал огромную милость истинную религию, установил запреты, определил предписания, соблюдайте, и будете счастливы, в этом и в будущем мирах. История человечества, начиная с праотца Адама аляйхи ва салям, и по наши дни, констатирует, что мы часто оступаемся, а порой бесстыдно нарушаем многие каноны обусловленные Всевышним. Только глупые и неблагодарные люди не могут понять и принять Величие, Могущество, Мудрость и многие другие, абсолютные и величественные качества Аллаха Роббиль иззат. И при всей нашей несостоятельности, слабости и постоянной нужде в милости и помощи Творца всего сущего, мы немало делаем грехов и нарушаем границы пределов и запретов. Со всего этого вытекает очень простая и прописная истина, что если у нас не будет страха и боязни перед Создателем, то человечество обречено скатится в пропасть Ада и оказаться в бездне беспощадно обжигающего огня. Ежедневно каждый человек, проделывает множество деяний, взаимодействуют с окружающими людьми, с семьей, с соседями, с коллегами на работе, поведение с начальством и подчиненными и так далее. Действия, слова, сформированные мысли, все может быть завтра в Судный день за или против нас. Имеем ли мы полноценные знания, прописанные в исламском праве, соблюдаем ли мы истинный путь, показанный нам Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям. Какие у нас были намерения, была ли искренность изначально и до окончания нашего деяния. Поэтому совершая поклонение, пожертвования, посты, мольбы и так далее, обязательно должен быть у нас трепет перед Аллахом азза ва Джаля.
عَنْ أَبي مُوسَى الأَشْعَرِىّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ خَلَقَ آدَمَ مِنْ قَبْضَةٍ قَبَضَهَا مِنْ جَمِيعِ الأَرْضِ، فَجَاءَ بَنُو آدَمَ عَلَى قَدْرِ الأَرْضِ: جَاءَ مِنْهُمُ الأَحْمَرُ وَالأَبْيَضُ، وَالأَسْوَدُ وَبَيْنَ ذَلِكَ، وَالسَّهْلُ وَالْحَزْنُ، وَالْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ. زَادَ فِى حَدِيثِ يَحْيَى: وَبَيْنَ ذَلِكَ.رواه الترمذی و أحمد
Передается от Абу Муса Аль-Ашаъри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Аллах азза ва Джаля сотворил Адама из пригоршни почвы, которую собрал Он со всей Земли, и потомки Адама получились такими, какой была эта глина: среди них есть краснокожие и белокожие, чернокожие и обладатели кожи других оттенков, с хорошим характером и с трудным, скверные и славные». (приводится имамами Тирмизий и Ахмадом).
وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ
«Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я - не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». (сура «Аль Аъроф», аят 172).
Так душам всего рода человеческого были даны знания через знамения, которые они постигли, и были получены доказательства их признания в том, что они осведомлены: «Мы так сделали, чтобы вы, люди, не говорили в Судный день: «Мы были не в состоянии постигнуть, что Аллах Един, мы этого не знали и были небрежны к этому».
В соответствии с тафсирами и пояснениями, передаваемом толкователями Корана и знатоками хадисов, от Ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), когда Адам (аляйхи ва салям) находился на Арафате, Всевышний Аллах своим Могуществом извлек из спины Адама все поколения, которые произойдут от него вплоть до Судного дня, и собрал их перед собой в виде песчинок. Потом, обратившись к ним, Он спросил: «Разве не Я ваш Господь?» Они ответили: «Да! Это Ты! Мы свидетельствуем об этом». Так Аллах Субхана ва Тааля записал для них абсолютно все: от их удела и срока жизни до тех бед, которые обрушатся на них. Кроме того, Он взял с них слово, что они будут поклоняться только Ему, и не будут приобщать к Нему сотоварищей, и стал поручителем их удела. После этого Аллах Табарока ва Тааля вернул их в чресла Адама (аляйхи ва салям). Конец света не наступит до тех пор, пока на свет не появятся все поколения, которые в тот день дали слово Аллаху Роббиль иззат.
عَنْ عَلِىٍّ رضي الله عنه قَالَ: كُنَّا فِى جَنَازَةٍ فِيهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى الله عَلَيهِ وَسَلَّمَ بِبَقِيعِ الْغَرْقَدِ، فَجَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ، فَجَلَسَ وَمَعَهُ مِخْصَرَةٌ، فَجَعَلَ يَنْكُتُ بِالْمِخْصَرَةِ فِى الأَرْضِ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ فَقَالَ: مَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ، مَا مِنْ نَفْسٍ مَنْفُوسَةٍ إِلاَّ قَدْ كَتَبَ اللَّهُ مَكَانَهَا مِنَ النَّارِ اَوْ مِنَ الْجَنَّةِ، إِلاَّ قَدْ كُتِبَتْ شَقِيَّةً أَوْ سَعِيدَةً. قَالَ: فَقَالَ رَجُلٌ مِنَ الْقَوْمِ: يَا نَبِىَّ اللَّهِ أَفَلاَ نَمْكُثُ عَلَى كِتَابِنَا وَنَدَعُ الْعَمَلَ، فَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ السَّعَادَةِ لَيَكُونَنَّ إِلَى السَّعَادَةِ، وَمَنْ كَانَ مِنْ أَهْلِ الشِّقْوَةِ لَيَكُونَنَّ إِلَى الشِّقْوَةِ. قَالَ: اعْمَلُوا فَكُلٌّ مُيَسَّرٌ: أَمَّا أَهْلُ السَّعَادَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِلسَّعَادَةِ، وَأَمَّا أَهْلُ الشِّقْوَةِ فَيُيَسَّرُونَ لِلشِّقْوَةِ. ثُمَّ قَالَ نَبِىُّ اللَّهِ: (فَأَمَّا مَنْ أَعْطَى وَاتَّقَى. وَصَدَّقَ بِالْحُسْنَى. فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْيُسْرَى. وَأَمَّا مَنْ بَخِلَ وَاسْتَغْنَى. وَكَذَّبَ بِالْحُسْنَى. فَسَنُيَسِّرُهُ لِلْعُسْرَى).رواه البخاری و مسلم و الترمذی و ابن ماجة
Передается от Али (родзи Аллаху аънху): «Мы участвовали в похоронной процессии вместе с Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям в Бакыъ-аль-Гаркад. К нам подошел Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, и сел, а у него с собой была небольшая палка. Он стал ковырять этой палкой землю, а потом поднял голову и сказал: «Нет никого среди вас, как нет и вообще ни одной живой души, место которой в Аду или в Раю уже не было бы определено. Определено также, какой она является, - злосчастной или счастливой». Один человек сказал: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, так не положиться ли нам на то, что уже предопределено, и отказаться ли от благих деяний? Ведь тот, кто относится к числу счастливых, все равно придет к делам благочестивых. А относящийся к числу злосчастных все равно придет к делам несчастных». (Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Трудитесь, ибо каждому будет облегчено то, для чего он был создан. Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение благих деяний, что же касается несчастных, то для них будет облегчено совершение дел греховных». Затем Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям прочитал: «Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным, и признавал наилучшее, то Мы облегчим ему путь к благочестию». (приводится имамами Аль-Бухари, Муслимом, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
أُوْلَـٰئِكَ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَىٰ رَبِّهِمُ ٱلْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُۥ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُۥٓۚ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться». (сура «Аль-Исро», аят 57).
Богобоязненность, то есть «таква» означает защита, оберегание, то есть охранять душу, от всего, что может ей навредить в будущей жизни, то есть иметь страх и боязнь перед Аллахом Роббиль иззат, нарушить границы запретного. Мусульмане все свои действия, начинают с поминания имени Аллаха Милостивого и Милосердного, то есть у нас в подсознании заложено, что Создатель Вселенной проявляет к нам огромную милость. Поэтому нужно понять, что мы не должны бояться Абсолютного Могущества и Величия Всевышнего, или наказания джаханнама (ада), а потерять милость и любовь, внимание и довольство Аллаха Табарока ва Тааля. Бояться потерять иман (веру в Аллаха азза ва Джаля), придать Ему сотоварищей, и чтобы в наших деяниях сторониться каъбаийр (великих) и саъгийр (малых) грехов. Разве не является огромной несправедливостью и неблагодарностью поклоняться не Творцу всего сущего, а чему-то другому, что так же создано Им.
Богобоязненность - это степень полноценного, зрелого взаимодействия с исламом, иманом и ихсаном. Это состояние, при котором устанавливается гармония во взаимодействии разума с сердцем и органами тела. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что богобоязненность должна быть в сердце, а также что у человека есть кусок плоти, который если будет хорошим, то и все его деяния будут богобоязненными. Поэтому сердце (душу) нужно отчистить от гордости, зависти, лицемерия и всего негативного, а поместить в нем искренность, благодарность и любовь к Всевышнему.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم:لَوْ يَعْلَمُ الْمُؤمِنُ مَا عِنْدَ الله مِنَ العُقُوبَةِ، مَا طَمِعَ بِجَنَّتِهِ أَحَدٌ، وَلَوْ يَعْلَمُ الكَافِرُ مَا عِنْدَ الله مِنَ الرَّحْمَةِ، مَا قَنَطَ مِنْ جَنَّتِهِ أحَدٌ رواه مسلم
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если бы знали верующие о том, какой каре может подвергнуть человека Всевышний Аллах, то никто из них не осмелился бы желать Рая. И если бы неверные знали о том, сколь велика милость Аллаха азза ва Джаля, то никто из них не терял бы надежды на Его Рай». (приводится имамом Муслимом).
Они не осмелились бы желать Рая из страха пред Господом миров и опасением, что Он по справедливости воздаст им за их грехи, которые они совершают на каждом шагу своего жизненного пути. Также они не теряли бы надежду попасть в Рай, полагаясь на то, что на них распространится милость Аллаха Табарока ва Тааля, ибо она так огромна, что хватит на всех уверовавших в Его Величие и Могущество.
تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
«Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили». (сура «Ас-Сажда»,аят 16).
Люди, признающие щедрость Всевышнего, всегда надеются на Него, а верующие, боящийся наказания Аллаха Роббиль иззат, испытывают страх перед Ним. Если взвесить страх и надежду у мусульман, то они должны быть равны, хотя рекомендуется, чтобы у рабов Создателя Вселенной, на протяжении всей их жизни доминировало чувство страха, чтобы это привело их к повиновению в поклонении и к отречению от греховного.
То есть пока рабы Аллаха азза ва Джаля, на которых возложены обязанности религии, здоровы, предпочтительнее, чтобы они и испытывали страх, и питали надежду, и чтобы того и другого было у верующих практически поровну. Страх будет отталкивать их от совершения запрещенных деяний, а надежда побуждать к благим деяниям.
Однако в предсмертном состоянии у человека должно доминировать чувство надежды, ибо на необходимость этого ясно указывают положения Шариата, изложенные в Священном Коране, Сунне Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и в Иджма (единодушное мнение ученых по вопросу, на который в Коране или Сунне нет прямых указаний).
ٱلَّذِينَ يَحْمِلُونَ ٱلْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُۥ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِۦ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ رَبَّنَا وَسِعْتَ كُلَّ شَىْءٍ رَّحْمَةً وَعِلْمًا فَٱغْفِرْ لِلَّذِينَ تَابُواْ وَٱتَّبَعُواْ سَبِيلَكَ وَقِهِمْ عَذَابَ ٱلْجَحِيمِ
«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Твоя милость объемлет всякую вещь и Твое знание охватывает все. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду». (сура «Гофир», аят 7).
Как-то Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, спросил Джибриля аляйхи ва салям, об Аллахе Роббиль иззат. И он только от страха начал произносить такбир «Аллаху Акбар». После того, как Иблис отказался сделать сажда (земной поклон) Адаму аляйхи ва салям, то Всевышний определил ему вечное наказание в огне Ада. Тогда у самого приближенного ангела Джибриля аляйхи ва салям появился страх за свою участь. А мы люди, знающие прекрасно свою слабую сущность, можем ли быть в безопасности от абсолютной Мудрости Аллаха Субхана ва Тааля.
وَمَا أَرْسَلْنَـٰكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَـٰلَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (сура «Аль-Анбия», аят 107).
Опираясь на великую мысль этого аята, Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям спросил у Джибриля аляйхи ва салям: «Ты ведь тоже часть творений, ты предводитель ангелов, а ты сам ощутил эту милость?» На что Джибриль аляйхи ва салям ответил: «О Мухаммад, клянусь Аллахом, среди Пророков, ты являешься самым любимым, я еще не был послан ни к кому, кого бы любил больше тебя. Благодаря тебе я обрел покой. Что Джибрил аляйхи ва салям имел в виду под этим. Я переживал за свою судьбу пока Аллах Субхана ва Таала , не отправил тебе в Своем откровении следующие слова: «Обладающего силой и мощью и знающего высокое положение при Владыке Трона». До ниспослания этого аята Джибриль аляйхи ва салям был в сомнении о своем предназначении. Но когда Аллах Роббиль иззат отправил эти слова Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, Джибриль аляйхи ва салям почувствовал милость, ниспосланную через Пророка соллаллоху аляйхи ва салям.
Господь миров сообщает о Своем великом милосердии к уверовавшим. Аллах Табарока ва Тааля велит ангелам молить о прощении для праведных людей. Создатель Вселенной позволил благородным ангелам держать Трон, самое величественное создание Аллаха азза ва Джаля. Есть ангелы, которые от начало их сотворения находятся в сажда (земном поклоне), другие исполняют другие поклонения. Непорочные ангелы молятся за праведных верующих. Они говорят: «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Ты знаешь обо всем, что происходит во Вселенной, и даже самое сокровенное для Тебя ясно и очевидно. На небесах и на земле нет мельчайшей части пылинки, о которой Ты не был бы осведомлен. Твоя милость также объемлет все сущее, небеса и земля наделены Твоими щедрыми благами. Где бы ни были Твои создания, их всегда окружает Твоя великая милость. Поэтому прости своих беззащитных рабов, которые покаялись, отдалились от придания Тебе сотоварищей, и оставили совершение грехов, и не поклоняются никому, кроме Тебя, и следуют путем Твоих избранных Посланников. Прости их, и защити от мучительного адского наказания, а также от всех деяний, которые приводят человека в Твою немилость».
عن جابر رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: لاَ يَمُوتَنَّ أَحَدُكُمْ إِلاَّ وَهُوَ يُحْسِنُ الظَّنَّ بالله - عز وجلرواه مسلم
Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, как за три дня, перед оставлением этого мира говорил: «Пусть никто из вас не встречает смерть, кроме как с хорошим мнением об Аллахе азза ва Джаля (Пречист Он и Велик)», (приводится имамом Муслимом).
То есть каждый из вас должен встречать смерть, ожидая от Всевышнего Аллаха только хорошего, надеясь на Его милость и прощение.
وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى
«А тому, кто боялся величия и могущества своего Господа и удерживал свою душу от порочных страстей и нечестивых деяний, в награду получать блаженство в райских садах». (сура «Ан-Назиаът», аяты 40-41).
В книге «Ихья Илюмиддин», приводистя слова известный ученого и праведника Зун-Нун Мисри: «У человека, который боится Аллаха азза ва Джаля, мягкое сердце и чистые намерения».
Среди мусульманских ученых есть замечательные слова: «Начало мудрости – страх перед Аллахом Табарока ва Тааля».
إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ
«Они взывали к Нам с надеждой на милосердие и страшились Нашего наказания. Они не поклонялись никому, кроме Нас, и не страшились никого, кроме Нас». (сура «Аль Анбия», аят 90).
Имам ибн Аль-Койим Аль Джаузия (рохматуллохи аляйхи) в книге «Мадаридж ас-саликин» писал: «Сердце в своем пути к Аллаху Роббиль иззат подобно птице. И любовь является ее головой, а страх и надежда ее крыльями. И когда голова и крылья целы, то полет птицы безупречный. А когда голова отсутствует, птица погибает. А когда крылья утеряны, то она становится легкодоступной целью для всякого нападающего охотника. Однако праведные предшественники предпочитали, чтобы в состоянии благополучия крыло страха доминировало над крылом надежды, а в состоянии покидания этого мира, крыло надежды преобладало над крылом страха…»
قُلْنَا ٱهْبِطُواْ مِنْهَا جَمِيعًاۖ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّى هُدًى فَمَن تَبِعَ هُدَاىَ فَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!» Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены».(сура «Аль-Бакара», аят 38).
Творец всего сущего повествует о том, что Адам аляйхи ва салям и его супруга были обитателями Рая, и им Аллах Роббиль иззат предопределил существование на Земле. Также был изгнан их явный враг Иблис. Всевышний поясняет, что очень важно следовать Его предписаниям, и как дополнение нам отправлен Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, чтобы мы руководствовались его наставлениями. Отстранение от запретного, строгое выполнение обрядов поклонения, уменьшают страх, и дают надежду на обретения счастья в будущем.
إِنَّا عَرَضْنَا ٱلْأَمَانَةَ عَلَى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَٱلْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَن يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا ٱلْإِنسَـٰنُۖ إِنَّهُۥ كَانَ ظَلُومًا جَهُولاً
«Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взял на себя эту ношу. Воистину, он является несправедливым и невежественным». (сура «Аль-Ахзаб», аят 72).
Им вменялась ответственность за религиозные предписания, и строгий запрет на соблюдения границ, установленных Аллахом азза ва Джаля. За соблюдение и исполнение - предлагалась вознаграждение, а за нарушение – наказание.
В тафсире имама Хазина пишется, что слово «амана» в этом аяте охватывает все обязанности, предписанные Аллахом Роббиль иззат, такие как намаз, пост, хадж, закят, правдивость, выплата долгов и справедливость во всем, а также включает в себя защиту от запретного всех частей тела: глаз, ушей и половых органов, - и выполнение обещаний, и соблюдение договоров. Сообщается, что Всевышний даровал небесам, земле и горам способность понимать и говорить и предложил им взять на себя эту ответственность. Но они, несмотря на желание получить награду, осознавали, какое наказание их ждет в случае неповиновения, и поэтому сказали: «О наш Господь! Мы покорны Твоему повелению, но мы не хотим ни вознаграждения, ни наказания!»
Когда же это было предложено Адаму аляйхи ва салям, то он принял предложение. И Аллах Субхана ва Тааля обещал ему Свою помощь до тех пор, пока человек будет верен своему слову.
عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ (فِی حَدِيْثٍ طَوِيْلٍ) عَنِ الرَّسُوْلِ ﷺ قَالَ:أَلَا هَلْ بَلَّغْتُ؟ قُلْنَا: نَعَمْ! قَالَ: اللّٰهُمَّ اشْهَدْ فَلْيُبَلِّغِ الشَّاهِدُ الْغَاءِبَ، فَإِنَّهُ رُبَّ مُبَلِّغُهُ مَنْ هُوَأَوْعٰی لَهُ. رواه البخاری، باب قول النبیﷺ لا تر جعوا بعدی كفارا
Передается от Абу Бакра (родзи Аллаху аънху), что (в завершающей проповеди, во время хаджа, десятого числа месяца Зуль-Хиджа), Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Донес ли я до вас религию?» Сахабы (родзи Аллаху аънхум) ответили: «Да». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О Аллах, будь свидетелем». Затем сказал: «Пусть присутствующие доведут ее до тех, кто отсутствует, и поистине, иногда кому доводят, - более сознателен, чем доводящий». (приводится имамом Бухарий).
Миссией, аманатом (ответственностью) Посланников аляйхи ва салям и всех верующих была и является, это призывать людей к Аллаху Роббиль иззат, помогать людям выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Творцу всего сущего. Благодаря этим деяниям у мусульман появляется надежда снискать довольство Аллаха Субхана ва Тааля.
كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللّهِ
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества. Повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха», (сура «Аль Имрон», аят 110).
عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».رواه البخارى ومسلم
Передается от Абу Хамза Анас бин Малик (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе». (приводится имамами Аль-Бухари, Муслимом).
Одной из важных целей религии Ислам, состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе. И каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако все это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себе.
Религия Ислам - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Ан-Нахль», аят 125).
Если вы призываете людей, следовать прямым путем Аллаха Роббиль иззат, будь они мусульманами или не познавшими своего Создателя, то важно руководствоваться полезными познаниями и праведными деяниями. Делающий наставление, должен иметь твердое вероубеждение (якын). Каждый вопрос, который он поднимает в своем увещевании, должен соответствовать Корану и сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и тщательно проанализирован. И конечно, учитывая менталитет и приоритеты того, кому вам доверили сделать наставление. Ваши проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым человеком нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться Истине словом и делом. А для того, чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв к Исламу с самых важных вопросов, которые люди могут понять и осознать. Нужно относиться к людям с великодушием и добротой, тогда им легче будет принять Истину. Есть люди, которые проповедуют, выбирая методы устрашения, практикуют в своих речах рассказы об джаханнаме (аде), о наказаниях, о страшном огне, то могут отвратить от религии. Очень важно вдохновить к вере, к стремлению познания Всевышнего, и интересу к поклонению, и это должно быть существенной целью для любого мусульманина.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير
Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте». (приводится имамом Муслимом).
Важно донести до людей об огромной милости и милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (рая), его вечности, о его блаженстве и усладах.
لَّا يَسْتَوِى ٱلْقَـٰعِدُونَ مِنَ ٱلْمُؤْمِنِينَ غَيْرُ أُوْلِى ٱلضَّرَرِ وَٱلْمُجَـٰهِدُونَ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ بِأَمْوَٰلِهِمْ وَأَنفُسِهِمْۚ فَضَّلَ ٱللَّهُ ٱلْمُجَـٰهِدِينَ بِأَمْوَٰلِهِمْ وَأَنفُسِهِمْ عَلَى ٱلْقَـٰعِدِينَ دَرَجَةًۚ وَكُلاًّ وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلْحُسْنَىٰۚ وَفَضَّلَ ٱللَّهُ ٱلْمُجَـٰهِدِينَ عَلَى ٱلْقَـٰعِدِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
«Те из верующих, которые отсиживаются, не равны тем, которые усердствуют на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, кроме тех, кто испытывает тяготы. Аллах возвысил тех, которые усердствуют своим имуществом и своими душами, над теми, которые проявляют пассивность, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее (Рай). Аллах возвысил усердствующих над теми, кто не проявляет рвения, и одарит великой наградой», (сура «Ан-Ниса», аят 95).
عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَرَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَنْ دَعَا إِلَى هُدًى كَانَ لَهُ مِنَ الأَجْرِ مِثْلُ أُجُورِ مَنْ تَبِعَهُ لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئاً، وَمَنْ دَعَا إِلَى ضَلاَلَةٍ كَانَ عَلَيْهِ مِنَ الإِثْمِ مِثْلُ آثَامِ مَنْ تَبِعَهُ لاَ يَنْقُصُ ذَلِكَ مِنْ آثَامِهِمْ شَيْئاً. ).رواه مسلم و الترمذی و ابن ماجة
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто призывал людей на истинный путь, тому достанется награда, подобная награде тех, кто последует этим путем, и это ничуть не уменьшит их собственных наград. А кто призывал к заблуждению, на того ляжет его собственный грех, а также грехи, подобные грехам тех, кто внемлет его призыву, и это ничуть не уменьшит их собственных грехов». (приводится имамами Муслимом, Ат-Тирмизий, Ибн Маджа).
يَـٰقَوْمِ لَا أَسْــَٔلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًاۖ إِنْ أَجْرِىَ إِلَّا عَلَى ٱلَّذِى فَطَرَنِىۚ أَفَلَا تَعْقِلُونَ
«О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете?», (сура «Худ», аят 51)
Пророки аляйхи ва салям не обременяли свои народы материальными повинностями и не просили у них вознаграждения за свои наставления и проповеди. Их важнейшей задачей было, чтобы их соплеменники уверовали в Господа миров, последовали религии, что они принесли, ведь их миссия была от Всевышнего, и вознаграждение ожидали только от Аллаха Субхана ва Тааля. Ведь это были лучшие из людей, и всю свою жизнь равнодушно относились к мирским благам.
И пусть человек не отказывается от исполнения этой обязанности по отношению к другим, боясь потерять их благосклонность, дружеское отношение, уважение. Он обязан давать людям искренние советы, направляя их к тому, что принесет им пользу в мире будущем, и поможет спастись от наказаний, уготованных тем, кто не желает воспринимать Истину. Другом человека, и любящим его, является тот, кто хочет устроить его будущую жизнь, даже если это и приведет к какой-то убыли в мире текущем. Врагом же его, является тот человек, кто хочет утраты или убыли в его будущей жизни, даже если по причине этого, он получит какую-то пользу в мире этом.
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه قَالَ سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ»رواه مسلم
Передается от Абу Саъида аль-Худри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (пусть изменит это) своими речами (наставлениями), а если не сможет (и этого), то пусть чувствует отвращение к греху в своем сердце, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры». (приводится имамом Муслимом).
Познание обязательных предписаний и запретов в религии Ислам, для каждого мусульманина является «фардзом аъйн», от которых ни один мукалляф (здравомыслящий) не освобождается. И если мусульманин будет считать, вменяемое ему необязательным, и не порицать в своем сердце все запрещенное, то он потеряет самую главную свою ценность – это иман (веру). Потому что многие люди уже не считают каъбаир (губительные) грехи, за страшное отклонение от канонов религии Ислам, от принципов морали и нравственности, что приводит к деградации общества.
Также от этого же сподвижника приводится хадис, что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине Аллах азза ва Джаля задаст вопрос в Судный день: «Что же помешало тебе порицать запретное, когда ты видел это», на что раб будет отвечать: «О, Господь, я боялся людей, и надеялся на Твое прощение», и ему зададут еще вопрос на который он не сможет предоставить ответ: «А разве не Меня тебе следовало бояться».
Согласие c недозволенным является большим грехом. Человек, знающий о том, что нечто является запретным, и соглашающийся с этим, совершает большой грех. Если где-то совершается запретное, и он зная об этих отклонениях, не выражает сердцем своего порицания, независимо от того, видел ли он это своими глазами, или же его там не было, то такое равнодушие будет подобно греху видевшего, (то есть он разделит с ними ответственность, за совершение ими грехов). Мусульманин обязан побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, не придавая значения тому, какое положение занимает тот, кого он побуждает или старается удержать, будь он высокого статуса или имеющего солидное материальное положение. Точно так же, он не должен придавать значения тому, что люди будут порицать его самого, и не сосредоточивать внимание, на их действия, которые будут препятствовать этому благородному делу. И по возможности он не должен обращать интереса на тот материальный или моральный ущерб, который он может понести. Ведь жизненный срок и любые материальные блага уже предопределенны, и все происходит только по Воле Творца всего сущего, а за исправление других, он можете заработать огромные награды. При этом ему необходимо подходить к делу мудро, обращаясь к каждому человеку соответствующим образом и праведно действуя в разных обстоятельствах.
وَٱلَّذِينَ جَـٰهَدُواْ فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَاۚ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَمَعَ ٱلْمُحْسِنِينَ
Тех, которые приложили все усилия за Наше дело и терпели трудности за победу Нашей веры и религии, Мы поведем прямым путем к истине и благу. Воистину Аллах помогает творящим добро, поддерживает их и ведет к победе. (сура «Аль-Аънкабут, аят 69).
Верующие всеми силами стремятся снискать благоволение Аллаха Субхана ва Тааля, не боятся идти тернистыми путями, ведущих к довольству Всевышнего. Они будут удостоены руководства Господа миров, потому что любят вершить добро, и Аллах азза ва Джаля, никогда не покидает таких людей. Творец всего сущего оказывает им поддержку и наставляет их на прямой путь. А из этого следует, что самыми достойными и праведными людьми являются мусульмане, которые усердствуют на пути Аллаха Табарока ва Тааля. А также, что если человек исправно выполняет предписания религии, то Создатель Вселенной оказывает ему поддержку и облегчает ему путь к счастью и спасению. И если человек искренне старается в постижении религиозных знаний, то ему непременно удается найти Истину и добиться поставленной цели, причем Всевышний Господь одаряет его таким потенциалом, который превосходит возможности остальных людей, и облегчает ему постижение исламских наук. А происходит это, потому что изучение религии Аллаха Роббиль иззат относится к сражению на пути Аллаха азза ва Джаля. Хасан аль Басри говорил: «Чернила ученных могут быть ценнее крови шахидов». Праведные ученые сражаются словом и языком против неверующих и лицемеров, и принимают участие в подобном сражении только избранные. Они обучают людей предписаниям религии и отвергают ошибочные воззрения тех, кто противится Истине, даже если эти воззрения принадлежат некоторым из мусульман.
عَنْ أَبِي رُقَيَّةَ تَمِيمِ بْنِ أَوْسٍ الدَّارِيِّ رضي الله عنه أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «الدِّينُ النَّصِيحَةُ. قُلْنَا: لِمَنْ؟ قَالَ لِلَّهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِأَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَعَامَّتِهِمْ».رواه مسلم
Передается от Абу Рукайа Тамим бин Аус ад-Дари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, и к его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще» (приводится имамом Муслимом).
Пророки аляйхи ва салям, являлись искренними друзьями верующих, ведь все они стремились к тому, что соответствовало интересам их жизни в мире вечном, и направляли их к этому. И мы просим Аллаха Роббиль иззат помочь нам, и тем, кого мы любим, и всем остальным мусульманам снискать Его благоволение и проявить по отношению ко всем нам, Свою щедрость и милосердие.
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде», («Аль Маида», аят 2).
عَنْ أنَّسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَا مِنْ رَجُلٍ يَنْعَشُ لِسَانَهُ حَقًّا يُعْمَلُ بِهِ بَعْدَهُ، إِلَّا أَجْرَی اللّٰهُ عَلَيْهِ أجْرَهُ إِلٰی يَوْمِ الْقِيَامَةِ، ثُمَّ وَ فَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ ثَوَابَهُ يَوْمَ القِيَامَةِ. رواه أحمد
Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто произнесет своим языком Истину, за которой последуют после него, до Судного дня Аллах будет записывать ему награды, затем в Судный день, Аллах выплатит ему его награды сполна. (приводится имамом Ахмадом).
Если человек не познал своего Создателя, не уверовал, то все его благие дела не имеют никакой пользы. А вы помогли этому человеку обрести счастье, он обрел иман (произнес свидетельство шахадат), кого-то обучили чтению Корана, кого-то поклонению, выполнять намаз и много других религиозных деяний. И все кто выполняют предписания, делают добро и сами получают награды и становятся причиной для наград, для тех, кто им указал на этот праведный путь.
وَإِذَ قَالَتْ أُمَّةٌ مِّنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا اللّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَابًا شَدِيدًا قَالُواْ مَعْذِرَةً إِلَى رَبِّكُمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ
«Аллах Всевышний сказал: «И тогда некоторые из них сказали: «Почему увещаете вы людей, которых погубит или сурово накажет Аллах?»
Они сказали: «Чтобы самим оправдаться перед нашим Господом, а, может быть, они станут богобоязненными», (сура «Аль-Аъроф», аят 164).
Создатель всего сущего отмечает, какую огромную пользу, приносит призыв людей, конечно в первую очередь познанию Аллаха азза ва Джаля, и отстранению от всего негативного. Наставляющие снимают с себя ответственность за проступки людей, мы донесли им Истину, объяснили каноны Шариата, они не смогут оправдаться своей неосведомленностью. Но Если Творец Вселенной дарует им праведный путь, тогда они последуют этому руководству, к чему их призывали, и от чего предостерегали.
عَنْ اَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: مِنْ اَسْوَءِ النَّاسِ مَنْزِلَةُ مَنْ اَذْهَبَ اخِرَتَهُ بدُنْيَا غَيْرِهِ. رَوَاهُ البَهَقِی فی شعب الاِيمَان
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Худшие из людей те, кто теряет ахират ради мирских благ этого мира», (приводиться Байхаки).
Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Чьим стремлением является этот мир, Аллах азза ва Джаля разбивает его дела и дает ему (страх) бедности перед глазами. И в этом мире он не получит ничего больше того, что ему было предписано. А кто стремится к ахирату, Аллах Роббиль иззат облегчает его дела, делает его сердце богатым, и этот мир приходит к нему униженным».
И конечно наши речи и увещевания в призыве к Аллаху Роббиль иззат, будут иметь силу, если мы будет много делать дуа к Всевышнему. О том чтобы наставил людей, которых нам посчастливилось призывать к Истине, чтобы дал им уверовать, облегчил путь к праведности, приблизил к Своей милости, и даровал хидоят.
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату мусульманину того же, что желает самому себе, из благ этого мира и счастья в жизни вечной» (из высказываний Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям). Это значит вера (иман), такого человека не будет совершенной.
رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَؤُوفٌ رَّحِيمٌ
«Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (сура «Аль Хашр», аят 10).
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда одну из частей его поражает болезнь, то и все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».
رُوِیَ عَنْ أنَسِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أنَّ رَسُوْلَ اللّٰهِﷺ قَالَ: لاَتَزَالُ لاَ إنَّهَ إلاَ اللّٰهُ تَنْفَعُ أمَنَّ قَالَهَا وَ تَرُدُّ عَنْهُمُ الْعَذَابَ وَ النَّقْمَةَ مَا لَمْ يَسْتَخِفُّوْا بِحَقَّهَا قَالُوْا يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ ﷺ مَا الْاِسْتِخْفَافُ بِحَقَّهَا قالَ: يَظْهَرُ الْعَمَلُ بِمَعَاصِی اللّٰهِ فَلاَ يُنْكَرُ وَلاَ يُغَيِّرُ رواه الاصبهاني ، التر غيب
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Слова «Ляа илляха иль Аллах» всегда приносят пользу тому, кто произнес их, и отдаляет от него несчастья и бедствия, пока он не пренебрегает их правами». Сподвижники (родзи Аллаху аънхум) спросили: «О, Посланник Аллаха! Что означает пренебрегать их правами?» Он ответил: «Когда совершаются грехи, и никто не старается их остановить».
В нашей реальной действительности, пусть каждый из нас правдиво даст себе ответ, вокруг нас, сколько происходит всяких нарушений запретов Аллаха Субхана ва Тааля. И что мы предпринимаем, чтобы кого-то остановить, кому-то сделать наставление, или сократить хотя бы на немного, преступления людей против самих себя, и многие уже отпустили руки, и заняты сами с собой, своей религиозностью. И все давно успокоились, и не боятся гнева Господа миров, что в любой момент может прийти наказание в виде массового стихийного бедствия, которое коснется абсолютно всех. Побуждающий или стремящийся удержать должен обладать определенными качествами, важнейшими из которых являются доброта, кротость, справедливость и знание. Наставлять нужно не прилюдно, а втайне, с глазу на глаз, в противном случае репутации человека будет нанесен большой вред. Если человек скрывает грех, то нельзя это выставлять на общее обозрение, разоблачая его пороки, которые имеются почти у всех людей. Но мы все должны прекрасно знать, и ясно понимать, что после ширка (придание Аллаху азза ва Джаля сотоварищей), которому нет прощения, (если не покаяться при жизни). Самый страшный грех, тот который совершается, открыто, без стеснения окружающих вас людей. Это явный вызов против очевидных запретов Создателя Вселенной, и против определившихся устоев общества.
وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных. (сура «Аль-Имрон», аят 133).
Статью приготовил Рузметов Еркин,
(в статье использован тафсир «Аль – Мунтахаб»).