بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
عَنْ أَبي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيمَانًا وَ احْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху говорил: «Кто с искренней верой и надеждой на вознаграждение аляйхи ва салямтолько от Аллаха азза ва Джаля, в месяц Ромадзан, будет соблюдать пост, то его прошедшие, последующие грехи и проступки, будут полностью прощены.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ كُلّ عَمَلِ إِبْنِ ادَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالهَا إِلَی سَبْعِمِاءَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجّلِي لِلصَّاءِمِ فَرْحَتَانِ فَرحَةٌ رواه البخاري عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ رِيعِ الْمِسْكِ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «За все деяния, потомки Адама, получат вознаграждение до семисот и более раз. Аллах азза ва Джаля говорит: «Кроме урозы (поста), так как уроза лишь ради Меня. За урозу Сам дам вознаграждение. Потому что во время поста, раб ради Меня отстранялся от страстей (шахвата) и еды. Соблюдающий пост будет обрадован дважды. Первый раз - когда будет разговляться, после дневного воздержания. Второй раз будет обрадован за соблюдения поста, когда в Судный день будет стоять перед Господом миров. Поистине для Создателя, запах изо рта постящегося, приятней, чем запах благовоний. (приводится имамом Аль-Бухарий).
وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка от черной на заре, потом соблюдайте пост».
Во время поста Ромадзана сунной являются два приема пищи: предрассветная трапеза (сухур) и трапеза разговения (ифтар). Сухур и ифтар – это акты
поклонения, к которым надо отнестись серьезнее, чем к обычному завтраку или ужину. Правильный подход к организации этих трапез способствует выполнению Поста.
عَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ فَصْلَ مَا بَيْنَ صِيَامِنَا وَصِيَامِ أَهْلِ الْكِتَابِ أَكْلَةُ السَّحَرِ.
Передается от Аъмр бин Аль-Ас (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Наш пост отличает от поста людей Писания принятие пищи перед рассветом». (приводится имамами Муслимом и Тирмизий).
Слова Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, являются побуждением принимать пищу перед рассветом, то есть совершать сухур, и объявлением о том, что религия легка и в ней нет затруднений. Раньше людям Писания было запрещено снова принимать пищу или питье, если после разговения они спали. То же самое было предписано мусульманам вначале, однако впоследствии это предписание было отменено и Всевышний Аллах разрешил мусульманам в период поста принимать пищу и питье с захода солнца до рассвета. Сухур приносит огромную пользу: это следование Сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, противоречие людям Писания, увеличение сил для поклонения, дополнительная бодрость и активность, избавление от скверных нравственных проявлений, к которым порой подталкивает человека голод; возможность сделать намерение поститься для тех, кто не сделал его ранее, перед сном, возможность обратиться к Аллаху азза ва Джаля с мольбами в благодатное время, когда мольба обычно не остается без ответа, и так далее.
عَنِ الْعِرْبَاضِ بْنِ سَارِيَةَ قَالَ: دَعَانِي رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِلَى السَّحُورِ فِي رَمَضَانَ فَقَالَ: هَلُمَّ إِلَى الْغَدَاءِ الْمُبَارَكِ.
Передается от Аль-Иърбад ибн Сария (родзи Аллаху аънху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям позвал меня на сухур во время ромадзана со словами: «Спешите к благодатной трапезе!»
Ведь трапеза эта придает сил постящемуся и отличает его пост от поста людей Писания.
Пищу следует принять при появлении первых признаков рассвета, тогда вознаграждение Аллаха будет больше. Если постящийся не поест до наступления рассвета, то потеряет некоторую часть этого вознаграждения. Сухур позволяет организму получать нужную энергию для продуктивной работы в течение дня. Во время сухура рекомендуют употреблять продукты, содержащие сложные углеводы – хлеб, блюда из круп, сухофрукты, салаты из свежих овощей. Они обеспечивают организм энергией на продолжительное время. К этим продуктам рекомендуют добавить белки – рыба, мясо, яйца, молочные продукты. Следует употреблять и финики (клетчатка, углеводы, магний, калий), миндаль (протеины), бананы (калий, углеводы, магний). Для поддержания бодрости и энергии в
течение дня стоит избегать переедания и употребления избыточного количества воды. Из напитков лучше предпочесть кисломолочные с добавлением зелени, трав и соли.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: نِعْمَ سَحُورُ الْمُؤْمِنِ التَّمْرُ.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Прекрасным сухуром для верующего являются финики».
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Две радости ожидают того, кто держал пост: радость разговения, и радость встречи с Аллахом азза ва Джаля» (приводится имамом Муслимом).
Пророк Мухаммад соллаллоху аляхи ва салям также говорил: «Поистине, мольба постящегося во время разговения, не будет отвергнута».
«Воистину, Аллах азза ва Джаля, во время разговения (в месяц Ромадзан), освобождает от адского наказания большое количество людей, соблюдавших пост».
«Совершенное в месяц Ромадзан добровольное благое деяние (науфиль), засчитывается перед Господом миров, как обязательное, а награды за обязательные деяния увеличиваются в семьдесят раз».
При разговении (ифтаре), произносят следующее дуа:
اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ
(Аллахумма ляка сумту ва бика ааманту ва аляйка тавакальту ва аъля ризкыка афторту фагфирли яа гоффаару маа коддамту ва ма аххорту).
«О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал, и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что ты мне предоставил. О Прощающий, прости мои грехи, прежние и будущие!»
عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْرَ رواه أبو داود والطبرانی
Передается от Сахль ибн Саъди (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху аляйхи говорил: «Человек, который постился, пусть торопиться с разговением, ва салям(приводится имамами Абу Даудом и вовремя разговляться из праведных деяний». Табарони).
وَعَنْ سَلْمَانَ بْنِ عَامِرٍ الضَّبِّيِّ الصَّحَابِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِذَا أَفْطَرَ أَحَدُكُمْ فَلْيُفْطِرْ عَلٰى تَمْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيُفْطِرْ عَلٰى مَاءٍ فَإِنَّهُ طَهُورٌ. رواه أبو داود
Даббий (родзи Аллаху аънху), что -Передается от Сальмана ибн Аъмр адсалям говорил: «Пусть постящиеся Росулуллох соллаллоху аляйхи ва разговляются финиками. Если не найдут фиников, пусть разговляются водой, ).Абу Даудом ом(приводится имампотому что вода имеет очищающие качества».
Для тех, кто хочет понять, что такое ифтар у мусульман, следует знать, что в переводе с арабского языка это слово означает «разговение» или вечерний прием пищи во время Священного месяца Рамадан. Ифтар проводят после окончания вечерней молитвы магриб (сразу после заката), и откладывать ифтар на более позднее время нежелательно. На это указывая Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Моя умма будет пребывать до тех пор в достатке, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать с ночи сухур» (приводится имамом Ахмадом).
Во время ифтара до совершения молитвы, следует принять небольшой объем еды и питья, а когда молитва будет совершена, можно перейти к основному приему пищи. Начинать ифтар лучше именно с воды, а также с фиников сушеных или свежих, которых должно быть нечетное количество. Вместо фиников начать ифтар можно с чего-то сладкого.
С точки зрения диетологов, этот прием пищи рекомендуется, чтобы он содержал хорошо сбалансированный рацион, который будет включать в себя фрукты и овощи, птицу или мясо, хлеб и молочнокислые продукты, а также зерновые крупы. Обязательно необходимо пить натуральные соки, компоты, зеленые и травяные чаи, воду, кефир, кумыс, шубат. Во время ифтара не желательно употреблять жареные и содержащие много жиров блюда, а также газированные напитки.
Мусульманину следует, во время разговения обращается к Аллаху Табарока ва Тааля с просьбой или мольбой. В одном из достоверных хадисов, переданным Хакимом и ибн Маджа, сказано о том, что есть три молитвы дуа, которые непременно примет Всевышний, и одним из таких дуа является мольба, которую возносит мусульманин, когда он разговляется, завершая день поста.
تَ عُرُوقُ وَ ثَبَاَللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ عَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ وَ بِكَ آمَنتُ ذَهَبَ الظَّمَأُ وَ ابْتَلَّتِ الْ فَأَفْطَرْتُالْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللهُ تَعَلَى يَا وَاسِعَ الْفَضْلِ اغْفِرْ لِي اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي أَعَانَنِي فَصُمْتُ وَ رَزَقَنِي
Аллаахумма ляка сумту ва аъляа ризкыкя афтарту ва аъляйка таваккальту ва бика ааманту. Захабаззомау вабталлятиль-уърууку ва сабаталь-аджру ин шаа Аллаху Тааля. Яа ваасиаъль-фадзлигфир лии. Альхамду лилляхил-лязий ааънании фа сумту ва разаконии фа афтарту.
«О, Всевышний, я постился ради Твоего довольства. Завершил я пост тем, чем Ты наделил меня. На Тебя я положился и в Тебя уверовал. Ушла жажда, наполнились жилы влагою̆, и определилось вознаграждение, если Ты пожелаешь. О Обладатель безграничной милости, прости грехи мои. Хвала Господу, Который помог мне поститься и наделил меня тем, чем я совершил разговение».
Что нужно делать в первую очередь, когда наступило время ифтара: совершать вечернюю молитву или разговляться? Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «До тех пор, пока мусульмане будут спешить с разговением, им всегда будет сопутствовать успех». (приводится имамом Бухарий).
Масрук (родзи Аллаху аънху), рассказал Айше (родзи Аллаху аънха): «Среди сподвижников есть два человека, которые всегда стараются совершать деяния угодные Господу миров. Но в одном они различаются: один из них всегда предпочитает быстрее прочитать вечернюю молитву и скорее сесть за стол, а второй спешит разговляться и позже совершить намаз». Айша (родзи Аллаху аънха), спросила: «А кто тот, кто спешил с разговением?» И, услышав в ответ «Абдуллах ибн Маъсуд», сказала: «Так всегда поступал Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям» (приводится имамом Муслимом).
قَالَ زَيْدُ بْنُ خَالِدٍ الْجُهَنِيُّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ : قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَنْ فَطَّرَ صَائِمًا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ غَيْرَ أَنَّهُ لاَ يَنْقُصُ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئٌ
Передается от Зайда ибн Холид аль Джуханий (родзи Аллаху аънху), что говорил: «Кто угощает при разговении Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салямпостящегося, ему записывается награда, как тому, кто постился, при этом награда державшего пост ни насколько не уменьшается».
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ النَّبِيُّ ﷺ: أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَ أَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَ صَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, после принятия пищи в доме одного сподвижника сделал следующее дуа: «Пусть в ваших домах, будут разговляться постящиеся. Пусть ваши угощения едят праведные и богобоязненные верующие. Пусть ангелы просят для вас у Аллах азза ва Джаля, милость и благодать».
Нужно обязательно отстранять свои руки, ноги и другие части тела от предосудительных поступков. Также возбраняется разговляться сомнительной пищей. По существу, какой смысл отстранятся от разрешенной пищи, когда постишься, а когда разговляешься, используешь недозволенные продукты.
Запретная и сомнительная пища, губит религию человека, как яд лишает жизни. Чистая еда, приносит много пользы, дает исцеление организму, а иногда может нанести и вред. Перегружать желудок излишним количеством еды, перемешивать очень много разных продуктов, может нанести удар по организму человека. Цель верующего получить пользу от поста, воспитывать в умеренности свой нафс. А
также побывать в образе нуждающегося человека, осознать своим существом, что может испытывать человек в лишениях, или как те, кто поистине проводит жизнь впроголодь.
У каждого человека, а в особенности у искренних верующих, не должно быть чувство уверенности, что они не сделали погрешностей и упущений в своем посте. Что они попали в ряды праведных рабов Аллаха Роббиль иззат, а возможно их пост не был принят, и они попали под гнев Создателя миров, ведь результат ваших поклонений известен только Всевышнему. Вообще такие чувства, мысли, в состояние у верующего, должно быть после любого ритуала поклонения.
وَبَشِّرِ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّـٰتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَـٰرُۖ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقًا قَالُواْ هَـٰذَا ٱلَّذِى رُزِقْنَا مِن قَبْلُۖ وَأُتُواْ بِهِۦ مُتَشَـٰبِهًاۖ وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَٰجٌ مُّطَهَّرَةٌۖ وَهُمْ فِيهَا خَـٰلِدُونَ
«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно». (сура «Аль Бакара», аят 25).
عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ إِنَّ فِي الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرّيَّانُ يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّاءِمُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ يُقَالُ أَيْنَ الصَّاءِمُونَ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ رواه البخاري و مسلم
Передается Сахль ибн Саъди (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Раю (джаннате) есть ворота под названием Райан. В Судный день, через эти врата в джаннат будут заходить только те, кто постился. В Судный день будет объявлено: «Где те, кто соблюдал урозу». Тогда постящиеся встанут и войдут в Рай с этих ворот. Когда последний из них войдет, эти ворота закроют, и никто не сможет через них войти в джаннат». (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).
Статью подготовил Ахметов Хамидулло,
имам мечети «Асым ата».