Не умеющий ценить время, не познал цель своего существования

Не умеющий ценить время, не познал цель своего существования

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم


وَجَعَلْنَا ٱلَّيْلَ وَٱلنَّهَارَ ءَايَتَيْنِۖ فَمَحَوْنَا ءَايَةَ ٱلَّيْلِ وَجَعَلْنَا ءَايَةَ ٱلنَّهَارِ مُبْصِرَةً لِّتَبْتَغُواْ فَضْلاً مِّن رَّبِّكُمْ وَلِتَعْلَمُواْ عَدَدَ ٱلسِّنِينَ وَٱلْحِسَابَۚ وَكُلَّ شَىْءٍ فَصَّلْنَـٰهُ تَفْصِيلاً

 

«Мы сделали ночь и день двумя знамениями. Мы погрузили во мрак знамение ночи, а знамение дня сделали светящимся, чтобы вы стремились к милости вашего Господа, могли вести летоисчисление и знали счет. Всякой вещи Мы дали исчерпывающее разъяснение». (сура «Аль-Исро», аят 12).

День, ночь, смена времен года, и каждый из этих периодов, имеют свои характерные природные особенности, которые дополняют все свидетельства о безграничном Могуществе и всеобъемлющем Милосердии Аллаха Роббиль иззат.   Всевышний установил день светлым временем суток, для того, чтобы люди могли заниматься повседневными делами, изготовлять необходимые предметы для существования, вести торговлю, разъезжая и путешествуя по миру. Аллах Табарока ва Тааля определил ночь темным периодом, для того, чтобы люди могли отдохнуть от дневной мирской суеты, погружаясь в спокойствие и умиротворение. Используя смену дня и ночи, и изменение состояния Луны, восхода и захода Солнца, Творец всего сущего указал людям, как вести счет времени и делать другие вычисления, чтобы люди могли извлекать из этого всевозможную пользу. Аллах азза ва Джаля разъяснил человечеству Свое Величие, указывая на многие процессы во Вселенной и на Земле, для того, чтобы они могли лучше ориентироваться в происходящем вокруг и различать Истину от лжи.

 

وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: أَخَذَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - بِمَنْكِبِي، فَقَالَ: «كُنْ فِي الدُّنْيَا كَأَنَّكَ غَرِيبٌ، أَوْ عَابِرُ سَبِيلٍ». وَكَانَ ابْنُ عُمَرَ يَقُولُ: إِذَا أَمْسَيْتَ فَلَا تَنْتَظِرِ الصَّبَاحَ، وَإِذَا أَصْبَحْتَ فَلَا تَنْتَظِرِ الْمَسَاءَ، وَخُذْ مِنْ صِحَّتِكَ لِسَقَمِك، وَمِنْ حَيَاتِكَ لِمَوْتِكَ. أَخْرَجَهُ الْبُخَارِيُّ.

 

Передается от Абдуллах бин Уъмар (родзи Аллаху анхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Живи в этом мире так, словно ты путник или чужестранец». Абдуллах бин Уъмар (родзи Аллаху анху) разъяснял: «Вечером не дожидайся утра, а утром не дожидайся вечера. Используй свое благополучие, пока не наступила болезнь, и свою жизнь до прихода смерти». (приводится имамом Аль-Бухарий).

И если время ограничено, и срок нашей жизни предопределен, не продлить его и не уменьшить, а ценность времени заключается в целесообразном его использовании, то каждый мусульманин должен трепетно и бережно относиться к своему времени и использовать его наилучшим образом. И не упускать из него ни малого, ни великого. А для того, чтобы бережно относиться к своему времени, необходимо знать, на что его использовать, и как его расходовать. Лучшее из того, чему можно посвятить свое время - это подчинение и поклонению Аллаху Роббиль иззат. Сколько бы времени вы на это ни потратили, у вас об этом  никогда не возникнут сожаления.

Имам Ибн Койим аль-Джаузий (рохматуллохи аляйхи) в книге «Степени путников» писал: «Жаль прошедшего времени. И это неисцелимое сожаление, ведь время стремительно проходит, за него трудно уцепиться и невозможно возобновить. Для того, кто служит Всевышнему, время – это возможность поклонений и дуа, а для того, кто идет по пути духовных изысканий, это вероятность приблизиться к Аллаху Роббиль иззат, и направить свое сердце одному лишь Ему. Для такого человека время очень дорого, он боится, что оно пройдет, а он так и не достигнет намеченного. Если время проходит, его уже ни за что не вернуть, ведь следующее, новое время несет с собой свои обязательства и возможности, а утраченное время утрачено навсегда».


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ
ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرُ بِمَا تَعْمَلُونَ

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «Аль-Хашр», аят 18).

 


(اغتنم خمسا قبل خمس, شبابك قبل هرمك, وصحتك قبل سقمك, وغناك قبل فقرك,وفراغك قبل شغلك, وحيا تك قبل موتك)

 

«Воспользуйся пятью вещами до прихода  пяти других: «Усердствуй в благих деяниях в молодости до достижения слабости преклонного возраста, своим хорошим  здоровьем до поражения организма болезнью, своей материальной состоятельностью до наступления бедности, своим свободным временем до  погружения в занятость, и используй свой срок жизни до прихода смерти» (приводится имамом Аль Хакимом).

Хасан аль Басри (рохматулохи аляйхи) говорил: «Признаком того, что Аллах Субхана ва Тааля отвернулся от человека, является то, что он начинает заниматься делами, которые его не касаются (бесполезными делами). Так Творец всего сущего оставляет человека без помощи».

 

Большинство людей достигают периода времени, которое имеет особенную ценность, это молодость. Годы расцвета жизненных сил и твердой решимости, а также пора определенной энергичности человека, в промежутке между двумя периодами слабости (детства и немощи старчества). Это время для активной деятельности, и оно очень быстротечно, проходящая за короткий период жизни. И если разумный человек не сумеет воспользоваться им, то потом его сердце будет разрываться от скорби. 

 



وَسَخَّرَ لَكُمُ ٱلَّيْلَ وَٱلنَّهَارَ وَٱلشَّمْسَ وَٱلْقَمَرَۖ وَٱلنُّجُومُ مُسَخَّرَٰتُ بِأَمْرِهِۦٓۗ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَءَايَـٰتٍ لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

 

«Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих». (сура «Ан-Нахль», аят 12).

Аллах Роббиль иззат сотворил всю Вселенную, все сущее. На что вы не обратите свой взор, во всем увидите Величие Создателя. Все прекрасные образы, пейзажи, везде присутствует гармония и утонченная изысканность. У каждого человека имеется восприятие и стремление к прекрасному, поэтому если человек в здравом уме, он не может не восхищаться необъятными просторами дневного неба, наслаждаться глубокими далями ночного пространства. Мы можем наблюдать голубое полотно с белыми пятнами облаков, темное раздолье освещаемое звездами, а при полной луне восхитительным томным ее светом. Вся эта красота небес мелькает перед нашим зрением, а наша земля, по которой мы ходим, лежим на траве, вдыхая благоухания свежего воздуха и пьянящего аромата цветов, отдыхаем в тени непроходимых лесов, нежим свое тело в водах озер и морей, смотрим с высоты, находясь на вершинах гор. Радуемся первым лучам солнца, прохладному дождю, с упоением наблюдаем за падающим снегом, восторгаемся ощущением свежести слабого ветра. Аллах Табарока ва Тааля записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет, до того, как Он создал небеса и землю. На все только Его Воля и Совершенная Мудрость.

Творец всего сущего установил, чтобы ночь и день, Солнце и Луна, а также звезды доставляли людям пользу и служили  их интересам. Следовательно, мы во всем этом нуждаетесь, и не можете без них обойтись. Солнце и Луна снабжают нашу Землю светом и теплыми лучами, благодаря которым цветут деревья, появляются плоды, созревают всякие ягоды, овощи, злаковые культуры,  другие растения, которыми люди выкармливают своих домашних животных. Эти и многие другие процессы, без которых невозможна жизнь на земле. Во многих творениях можно найти великое множество знамений, которыми Аллах азза ва Джаля облагодетельствовал человечество. Люди, которые используют свой разум для того, чтобы поразмыслить над смыслом своего существования, извлекают огромную выгоду. И они не похожи на беспечных невежд, которые смотрят на окружающий мир глазами животных, лишенных разума.

 

إِنْ كَانَ مُحْسِناً نَدِمَ أَنْ لاَ يَكُونَ ازْدَادَ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً نَدِمَ أَنْ لاَ يَكُونَ نَزَعَ

 

 

«Если человек был благодетельным, то пожалеет о том, что не сделал еще больше праведных дел, а если он был грешным, то будет сожалеть, что не отказался от бесполезного времяпровождения, погрязая в грехи» (приводится имамом Тирмизий).

 

 

(احب الاعمال الى الله تعالى ادومها وان قل)

 

«Больше всего Аллах азза ва Джаля любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного» (приведено имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное. Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но переменное».

Верующий должен извлекать для себя пользу и мудрость из прожитых дней и ночей. Ведь время истрепывает все новое, приближает всякое далекое, подводит к окончанию срока жизни, молодых приводит к старости, за которой постигает смерть, а в могиле наши тела становятся тленными. Разве вы не видите, что миг, час, день, год и жизнь быстро уходящие, за ними последует вечность, в которой наслаждения или мучения.


أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَـٰكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ

 

«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура «Аль Муъмин», аят 115).

Вы проживаете короткую жизнь, и не важно, знаете вы точный счет прожитым дням или нет. Неужели вы полагаете, что вас сотворили понапрасну? И вы думаете, что вам предоставляют возможность, есть, пить, развлекаться и наслаждаться мирскими удовольствиями, и забыли о вас? Разве вы думаете, что вас оставят без предписаний и запретов, и за этим следуют вознаграждения или наказания? Неужели вам не приходит в голову, что вы все будете возвращены к Всевышнему? Что будет Судный день, где придется давать отчет за прожитую жизнь, за все годы вашего существования, за дни, часы и каждый миг. Если человек считает, что он хоть один миг своей жизни не нуждается в Аллах Субхана ва Тааля, то вероубеждение этого человека неправильное. Невежественные люди согласны, что они могут провести какое-то время без еды или воды, но не более какого-то промежутка. Прекрасно понимают, что должны дышать, обеспечивая свой организм кислородом, и что многим достаточно одной минуты без воздуха, чтобы оборвалась жизнь. Но не хотят осознать абсолютную Истину, что ни они, ни все процессы на Земле и Вселенной, не смогут просуществовать и самой маленькой доли секунды, без внимания и помощи Господа миров.

 

 

عَنْ اَبِى هُرَيْرَةَرَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَا مِنْ أَحَدٍ يَمُوتُ إِلاَّ نَدِمَ

 

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нет такого человека, который умирал бы без сожаления». (приводится имамом Тирмизий).

Абу Хазим (рохматулохи аляйхи) говорил: «Поистине в этом мире, товар последней жизни неприглядный. Однако придет время, когда начнется не него спрос, но тогда не сможешь приобрести его. Если возможность человека зарабатывать награду прекратилась, то не остается ему ждать ничего, кроме сожаления и огорчения. Он пытается вернуться в то состояние, в котором он мог работать и приобретать, но бесполезно».

Однажды Фудайль бин Айяд спросил одного человека: «Сколько вам лет?» Тот ответил: «Шестьдесят». Он сказал: «Вы уже шестьдесят лет направляетесь к своему Господу. Скоро вы придете к Нему». Тот сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение!» Фудайль спросил: «А знаете ли вы значение этих слов: Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение!? Кто познал, что он раб Аллаха и что к Нему вернется, тот пусть знает, что предстанет перед Ним. А кто знает, что он предстанет перед Господом, пусть знает, что будет спрошен. А кто знает, что будет спрошен, пусть приготовит ответ». Тогда этот человек сказал: «Так какой же выход?» Фудайль сказал: «Очень простой. Проживите праведно оставшуюся жизнь, и вам простятся прежние грехи. А если вы будете неправедным оставшуюся жизнь, то вы будете спрошены за то, что прошло, и за то, что осталось».

 


وَهُمْ يَصْطَرِخُونَ فِيهَا رَبَّنَا أَخْرِجْنَا نَعْمَلْ صَـٰلِحًا غَيْرَ ٱلَّذِى كُنَّا نَعْمَلُۚ أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءَكُمُ ٱلنَّذِيرُۖ فَذُوقُواْ فَمَا لِلظَّـٰلِمِينَ مِن نَّصِيرٍ

 

«Там они воскликнут жалобно: «Господь наш! Выведи нас отсюда, и мы будем поступать праведно, а не так, как мы поступали прежде». Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же (наказание), и нет для беззаконников помощников». (сура «Фатыр», аят 37).

Грешные люди сознаются в своих преступлениях и осмыслят, что решение Господа миров строгое и справедливое. Они будут лишены прощения Аллаха Табарока Тааля, ведь покаяние не принимается после окончания жизненного срока и с наступлением Судного дня. Люди были наделены всевозможными благами, им обустроили жизнь на земле, даровали им определенный срок жизни. Дали разум, зрение, слух, чтобы увидеть и осознать великое могущество Всевышнего. Ниспослали руководство для гармоничного существования, разъяснили добро и зло, все условия для понимания и осознания Истины. Кто не внял, отклонился от праведного пути, не стремился снискать довольство Аллаха Роббиль иззат, совершал одни грехи за другими, пусть не укоряет никого, кроме самого себя. Жизнь проведена бесполезно, бесцельно потрачены годы, силы и энергия использованы на бесполезные и тщетные дела.  

 

عَنْ أَبِی بَرْزَةَ الْأَسْلَمِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : لَا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتّٰی يُسْأَلَ عَنْ عُمْرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَا فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَينَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَا أَنْفَقَهُ وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَا أَبْلَاهُ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صَحيح، باب فی القيامة، رقم

Передается Абу Барза Аслями (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В День Суда человек не сможет сдвинуться с места, пока не ответит на следующие вопросы: «Как он провел свою жизнь? Насколько поступал в соответствии со своими знаниями? Как заработал свое богатство и на что тратил? На что использовал свое тело, как провел свою молодость?» (приводится имамом Тирмизий).

 


وَهُوَ ٱلَّذِى جَعَلَ ٱلَّيْلَ وَٱلنَّهَارَ خِلْفَةً لِّمَنْ أَرَادَ أَن يَذَّكَّرَ أَوْ أَرَادَ شُكُورًا

 

«Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить». (сура «Аль-Фуркон», аят 62).

Творец всего сущего  предписал верующим соблюдать все, то к чему их обязывает их религия, восхвалять и бояться Аллаха Табарока ва Тааля, каждый миг своей жизни. Соблюдать повеления и не нарушать границы запретов нашей веры. Размышлять над тем, что приносит пользу, и что может нанести вред при расчете в Судный день. Если люди устремят свои взоры и сердца к следующей вечной жизни, задумаются над своим положением в ней, то они усердно станут совершать благие деяния, не смотря на трудности и препятствия на этом пути. А также будут постоянно помнить о том, что Господь миров ведает обо всех их действиях, и состоянии их потаенных мыслей и желаний. Верующий должен понять, что он в жизни сделал немало негативных поступков, осознать их пагубность в будущем, прийти к искреннему покаянию, и сторонится путей, которые ведут к ослушанию Аллаха Субхана ва Тааля. Много просить прощения (делать истигфар), сделать твердое намерение больше к такому не возвращаться, испрашивая помощи у Всевышнего. Выбирание праведной стези обязанность каждого мусульманина, а следование удовольствиям и низменным страстям в этой жизни, приведет, к огромному сожалению, в будущей жизни.

 

عَنْ عَبْدِ اللّهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ نَبِيُّ اللَّهِإِذَا  أَمْسَ قَالَ: أَمْسَيْنَا وَ أَمْسَ الْمُلْكُ لِلَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ لاَ إِلَهَ  إِلاَّ اللَّهُ وَ حْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَی كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ رَبِّ أَسْأَلُكَ خَيْرَ مَا فِي هَذِهِ اللَّيْلَةِ وَ خَيْرَ مَا بَعْدَهَا وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا فِي هَذِهِ اللَّيْلَةِ  وَشَرِّ مَا بَعْدَهَا رَبِّ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْكَسَلِ وَسُوءِ الْكِبَرِ رَبّ أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابٍ فِي النَّارِ وَعَذَابٍ فِي الْقَبْرِ. وَاِذَا أَصْبَحَ قَالَ ذَلِكَ أَيْضًا أَصْبَحْنَا وَأَصْبَحَ الْمُلْكُ لِلَّهِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ اِلاَّ الْبُخَاريَّ.

 

Передается от Абдуллах (родзи Аллаху аънху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям утром и вечером читал следующее дуо: «Амсайна ва амсал мулку лиллаахи, вал хамду лиллаахи, лаа илааха иллаллоху, вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува алаа кулли шайъин кодир. Робби асъалука хойра маа фии хазихил лайлати ва хойра маа баъдахаа ва аъуузу бика мин шарри маа фии хазиихил лайлати ва шарри маа баъдахаа. Робби аъуузу бика минал касали ва сууил кибари. Робби аъуузу бика мин аъзабин финнари ва азабин фил кобри».

 Смысл: «Утро настало (вечер настал) для нас и всего, ведь все находиться во власти Аллаха, хвала Аллаху, нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет  сотоварищей, только Ему принадлежит владычество, Ему – вся хвала, Его могущество безгранично. Господь мой! Прошу Тебя о благе того, что будет этим днем (этой ночью), и благе того, что за ним последует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, что будет этим днем (этой ночью), и зла того, что за ним последует!

Господь мой! Прибегаю к Твоей защите от нерадения и (злополучия) старческой дряхлости; Господь мой, прибегаю к твоей защите от мучений в огне и мучений в могиле!

При наступлении утра читается «асбахна», при приходе вечера «амсайна», в начале дуо. (приводиться четырьмя имамами, кроме Бухарий).

 

Приведенное в этом хадисе дуо (мольбу) нужно выучить, осознать смысл, и после фаджр и магриб намазов постоянно использовать в своих мольбах (просьбах) простирая руки перед Аллах Субхана ва Тааля.

Также вечером можно читать следующее дуо:

 

 

عَنْ أَبَانَ بْنِ عُثْمَانَ عَنْ أَبِيهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُم قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ يَقُولُ: بِسْمِ اللَّهِ الَّذِي لاَ يَضُرُّ مَعَ إِسْمِهِ شَيْءٌ فِي الأَرْضِ وَلاَ فِي السَّمَاءِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ لَمْ تُصِبْهُ فَجْأَةُ بَلاَءِ حَتَّی يُمْسِیَ.رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ

Передается от Абан ибн Усман и его отца (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто при наступлении вечера три раза прочитает: «Бисмиллаахиллазии лаа язурру маъа исмихи шайъун фил ардзи ва лаа фис самааи ва хувас-самийуъл алийм», тот будет спасен от беды, несчастья». (приводиться в «Суннане» Абу Дауда).

 

То есть, кто с искренностью будет делать постоянно дуо, которое приводиться в этом хадисе, тот получит спасение от любых бедствий. При условии якина (твердой вероубежденности, на обещание Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям), и постоянной мольбы в тоже время.

 

Смысл дуо: «С именем Аллаха, без воли Которого, на земле и на небесах, ничто не может принести вред, и Он слышащий, знающий».

 

 

إِنَّ ٱلْمُبَذِّرِينَ كَانُواْ إِخْوَٰنَ ٱلشَّيَـٰطِينِۖ وَكَانَ ٱلشَّيْطَـٰنُ لِرَبِّهِۦ كَفُورًا

 

«Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу». (сура «Аль-Исро», аят 27).

Наблюдательные люди заметили, как быстро проходит день, недели, месяца и годы. Проснулись, немного подвигались, а солнце уже идет к закату, вроде бы вчера был день джума, и опять нужно торопиться на самую коллективную молитву, совсем недавно проводили месяц Ромадзан, и опять Аллах азза ва Джаля облагодетельствовал поститься в этот благословенный месяц. С каждым днем мы приближаемся к концу своего жизненного периода. Никогда не получит благословения и помощи Аллаха Роббиль иззат тот, кто озабочен тем, как убить время и провести его как бы то ни было с пользой или без пользы. И если кто-нибудь попросит его о чем-то важном, то он извинится и скажет, что у него нет времени. Как часто люди жалуются на нехватку времени и быстротечность лет, но это лишь те, кто впустую проводят время и губят свою жизнь. А некоторые даже признаются в том, что убивают время, но не подозревают, что на самом деле, они убивают собственную жизнь.

Если в дневное время, где-то включено освещение, раскрыв все двери и окна в доме, мы подключили отопление, в кране вода вытекает в канализацию, тратим материальные средства без какой-то пользы, то все это является огромным расточительством. Но все эти необходимые ресурсы израсходованные впустую, являются небольшими затратами, по сравнению со временем потраченным на тщетное. Финансы, различные энергоносители, водные ресурсы, подлежат восстановлению и возврату, а час, который прошел, уже никогда не вернуть. Жизнь, которая подходит к концу, обратно не проживешь. Молодость провели, гоняясь за удовольствиями и наслаждениями, преступали всевозможные запреты, ни в чем не отказывали своему эго, следуя своим страстям и желаниям. Не выполняли ни одного предписания, из канонов Всевышнего. Но жизнь не закончилась, двери покаяния еще раскрыты, пусть даже остался совсем короткий отрезок жизни, проведите, испрашивая прощение, в молитвах и мольбах, милость и милосердие Аллах Табарока ва Тааля не имеет границ. Уверуйте в Могущество Творца всего сущего, совершите хоть малую долю праведных деяний, и появится надежда спастись от вечных мук в Аду. Высота устремлений и величие целей побуждают человека ценить время, поскольку это - его жизнь. И если дорого то, к чему  стремятся, то легко расставаться с тем, чем  жертвуют на этом пути.

 

وَالْعَصْرِ۝  إِنَّ الْإِنسَانَ لَفِي خُسْرٍ ۝  إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ 

 

«Клянусь временем, в которое происходит много чудесных явлений и назиданий»,

«В том, что каждый человек бывает в явном убытке из-за того, что он руководствуется нечестивыми прихотями и страстями»,

«За исключением тех, которые уверовали в Аллаха, совершали благочестивые деяния, соблюдали и исполняли предписания Аллаха и заповедали друг другу придерживаться истины в своих убеждениях, словах и делах, и заповедали друг другу терпеть трудности, стоящие перед тем, кто придерживается религии. Они будут спасены и не понесут урона, и преуспеют в этой и в будущей жизни». (сура «Аср»).

 

В тафсире (комментарии) к суре «Аср» имам Фахруддин ар-Рази (рохматуллохи аляйхи) писал: «Аллах Субхана ва Тааля поклялся асром (временем) из-за его чудесных свойств, ведь именно в нем происходит хорошее и плохое, здоровье и болезни, богатство и бедность, и из-за того, что ничто не сравнится с его ценностью и важностью. Ведь если вы попусту растратите тысячу лет, но затем раскаетесь и добудете счастье в последний миг этой жизни, то вы будете вечно пребывать в раю и знать, что самой большой ценностью вашей жизни был этот миг. Поэтому время – одно из основополагающих благ, и Аллах азза ва Джаля клянется им и подчеркивает тот факт, что ночь и день – это возможности, впустую растрачиваемые человеком. И время имеет большую ценность, чем пространство, поскольку время – это чистое благо без недостатков, и человек может винить в неправильном использовании времени лишь самого себя».

 

إِنَّ الْمُتَّقِينَ فِي مَقَامٍ أَمِينٍ ۝  فِي جَنَّاتٍ وَعُيُونٍ ۝  يَلْبَسُونَ مِن سُندُسٍ وَإِسْتَبْرَقٍ مُّتَقَابِلِينَ ۝  كَذَلِكَ وَزَوَّجْنَاهُم بِحُورٍ عِينٍ ۝  يَدْعُونَ فِيهَا بِكُلِّ فَاكِهَةٍ آمِنِينَ ۝  لَا يَذُوقُونَ فِيهَا الْمَوْتَ إِلَّا الْمَوْتَةَ الْأُولَى وَوَقَاهُمْ عَذَابَ الْجَحِيمِ ۝  فَضْلًا مِّن رَّبِّكَ ذَلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ۝

 

 

«Поистине, те, которые, предохраняя себя, избежали прегрешений повиновением Аллаху, будут в грандиозном прекрасном месте, где они будут в полной безопасности».

«В райских садах, где они будут наслаждаться их благами среди источников воды, для большей благодати и в знак великого почтения к ним»,

«Облекутся в легкий и плотный шелк, чтобы быть еще наряднее, и будут сидеть друг против друга для большей их радости».

«Сверх этого воздаяния, Мы сочетаем их браком в раю с девственницами с большими, черными глазами, от чрезмерной красоты которых, их взоры придут в изумление».

«И предоставят в раю любые фрукты, которые они пожелают, чувствуя себя в безопасности от болезни, истощения и лишения».

«В Раю они не вкусят смерти после того, как они вкусили ее в ближней жизни по истечении их жизненного срока. И их Господь избавил их от наказания адским огнем».

«Они избавлены от наказания по милости вашего Творца, а спасение от наказания и вхождение в Рай - самая великая награда!» (сура «Ад-Духан», аят 51-57).

 

Материал для статьи приготовил Рузметов Еркин,

(в статье использован тафсир «Аль–Мунтахаб»).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: