Каъбаир (тяжкие) грехи, из научных трудов имама Аз-Захаби. (продолжение, часть восьмая).

Каъбаир (тяжкие) грехи, из научных трудов имама Аз-Захаби. (продолжение, часть восьмая).

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم      


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ
ۦ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ

 

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (сура «Аль Имран», аят 102).

 

36. Проклинать кого-либо.

 

أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء ۝  تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ۝ وَمَثلُ كَلِمَةٍ خَبِيثَةٍ كَشَجَرَةٍ خَبِيثَةٍ اجْتُثَّتْ مِن فَوْقِ الأَرْضِ مَا لَهَا مِن قَرَارٍ ۝  يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللّهُ مَا يَشَاء

 

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу».

«Оно плодоносит своевременно с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание».

«А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности».

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А преступающих Его границы, Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает». (сура «Иброхим», аяты 24-27).

 

 وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَا هُنَا، - وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، - بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите покупать, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок. И будьте, рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - здесь!» Тут он трижды показал на свою грудь, а затем сказал: «С человека достаточно зла, если он презирает своего брата-мусульманина. Мусульмане целиком неприкосновенны друг для друга: неприкосновенны их кровь, имущество и честь». (приводится имамом  Муслимом).

В основном человек не контролирует свои эмоции в порыве злости, и может обругать кого-то, использовать нецензурную речь, возможно, обидеть, или даже унизить, а порой наслать всякие проклятия. Поэтому первым делом, в моменты гнева, что должен сделать мусульманин, это вспомнить и восхвалить Аллаха Роббиль иззат. Произнести слова таавуза, и избавится от воздействия шайтона неверного.

 

 

 وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم! أَوْصِنِي فَقَالَ: «لَا تَغْضَبْ»، فَرَدَّدَ مِرَارًا قَالَ: «لَا تَغْضَبْ». أَخْرَجَهُ الْبُخَارِيُّ.

 

 

Передается от Абу ад-Дарды (родзи Аллаху аънху), что он спросил Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям! Дайте мне совет». Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Не гневайся». Мужчина повторил свою просьбу несколько раз, и всякий раз Он соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не гневайся». (приводится имамом Аль Бухарий).

 

 

 وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «لَيْسَ الشَّدِيدُ بِالصُّرَعَةِ، إِنَّمَا الشَّدِيدُ الَّذِي يَمْلِكُ نَفْسَهُ عِنْدَ الْغَضَبِ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Силен не тот, кто может свалить с ног, а тот, кто держит себя в руках, когда гневается». (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).

Аллах Субхана ва Тааля порой придает слову мощную силу. Оно может послужить причиной созидания, разрушения, построения благословенной жизни или следствием влачения жалкого существования. Религия Ислам призывает быть сугубо осмотрительными со своими высказываниями, ведь людям присуще осуждать и проклинать.

 

وَيَدْعُ الإِنسَانُ بِالشَّرِّ دُعَاءهُ بِالْخَيْرِ وَكَانَ الإِنسَانُ عَجُولاً

 

«Человек обычно спешит в своих суждениях о поступках и делах других, а также в своих высказываниях и действиях. Он торопливо взывает в молитвах к Аллаху Всевышнему, прося ниспослать зло тому, кто вызвал его гнев, будь это родной или чужой, - точно так же, как может скоропалительно просить себе и другим добра». (сура «Аль-Исро», аят 11).

 

وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ». أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيُّ، وَصَحَّحَهُ.

 

Передается от Абу ад-Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Аллаху ненавистны грубые и бесстыдные люди». (приводится имамами Абу Даудом и Ат-Тирмизий).

 


وَلَهُ مِنْ حَدِيثِ ابْنِ مَسْعُودٍ - رَفَعَهُ -: «لَيْسَ الْمُؤْمِنُ بِالطَّعَّانِ، وَلَا اللَّعَّانُ، وَلَا الْفَاحِشَ، وَلَا الْبَذِيءَ».
وَحَسَّنَهُ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ، وَرَجَّحَ الدَّارَقُطْنِيُّ وَقْفَهُ.

 

Передается от Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Верующий не должен порочить или проклинать людей и не должен быть грубым и циничным». (приводится имамами Ат-Тирмизий и Аль-Хакимом).

 

وَلَوْ يُعَجِّلُ اللّهُ لِلنَّاسِ الشَّرَّ اسْتِعْجَالَهُم بِالْخَيْرِ لَقُضِيَ إِلَيْهِمْ أَجَلُهُمْ فَنَذَرُ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَاءنَا فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ

 

«Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, которое они призывают в своих проклятиях, подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, о котором они просят в молитвах, то они непременно погибли бы. Но Мы оставляем тех, которые не надеются на встречу с Нами, слепо скитаться в своем беззаконии». (сура «Юнус», аят 11).

Если бы Господь миров воплощал в жизнь все проклятия, что насылают люди на своих недругов, а иногда на своих близких и родных, в таком же скором порядке, как Аллах азза ва Джаля дает Свое довольство за искреннюю мольбу, то многие из рода человеческого получили бы тяжкие страдания и глобальные трудности. Но Творец всего сущего, проявляя к нам Свое милосердие и милость, дает возможность сделать покаяние за греховные поступки, принести оправдания, и конечно прощать других, очищая свое сердце от всякого негативного осадка.

 

وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم:إن العبد إذا لعن شيئاً صعدت اللعنة إلى السماء فتُغلق أبواب السماء دونها، ثم تهبط إلى الأرض فتغلق أبوابها دونها، ثم تأخذ يميناً وشمالاً، فإذا لم تجد مساغاً رجعت إلى الذي لعن، فإن كان لذلك أهلاً، وإلا رجعت إلى قائلها

 

Передается от Абу ад-Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда человек произносит проклятие, оно поднимается ввысь, и двери неба закрываются от него, не пропуская его, тогда оно опускается на землю, и земля закрывается от него, оно ищет способ убежать, но не может. Затем оно мечется по сторонам и, когда не находит места, направляется к тому, кого прокляли, и если тот заслуживает проклятия, оно поражает его, а если нет – проклятие оборачивается против того, кто произнес проклятиеи поражает его». (приводится имамом Абу Даудом).

 

 

وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا ۝ إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلَا يَلِدُوا إِلَّا فَاجِرًا كَفَّارًا

 

«Отчаявшись в том, что его народ уверует, Нух сказал: «Господи! Не оставляй на земле ни одного из неверных не уверовавших в Тебя!»

«Ведь если Ты, о Господь, оставишь их в живых, не погубив и не истребив их, они введут Твоих рабов в заблуждение и не породят никого, кроме сбившихся с пути истины, упрямых неверных, и не повинующихся Тебе!» (сура «Нух», аяты 26-27).

 

Мы слабые и эмоциональные люди, очень часто ранимые, принимающие все близко к сердцу. Только Аллах Субхана ва Тааля волен кого-то наказывать и заставить страдать, но В Его мудрости кого-то простить, и привести к покаянию, даровать веру, поставить на праведный путь. Поэтому нельзя торопиться проклинать людей, даже если они своими поступками заслуживают ужасной участи. Проклинать реально существующего человека, даже если он неверующий, не в принципах мусульман. Пока у кого-то продолжается жизнь, у него есть возможность познать Истину, сделать много благих дел и снискать милость и милосердие Всевышнего.

 

وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «إِنَّ اللَّعَّانِينَ لَا يَكُونُونَ شُفَعَاءَ، وَلَا شُهَدَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

 

 

Передается от Абу ад-Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Люди, которые часто проклинают, в День воскресения не будут ни заступниками, ни свидетелями». (приводится имамом  Муслимом).

 

 

وَعَنْ أَنَسٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ كَفَّ غَضَبَهُ، كَفَّ اللَّهُ عَنْهُ عَذَابَهُ». أَخْرَجَهُ الطَّبَرَانِيُّ فِي «الْأَوْسَطِ». وَلَهُ شَاهِدٌ: مِنْ حَدِيثِ ابْنِ عُمَرَ عِنْدَ ابْنِ أَبِي الدُّنْيَا.

 

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Того, кто обуздает гнев, Аллах азза ва Джаля избавит от наказания». (приводится имамом Ат-Табароний).

 

 

 

 إِنَّ الَّذِينَ يُؤْذُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ لَعَنَهُمُ اللَّهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأَعَدَّ لَهُمْ عَذَابًا مُّهِينًا

 

 

«Тех, которые оскорбляют Аллаха и Его Посланника непристойными, вызывающими словами, призывая людей не верить в Ислам, Аллах проклял и лишил Своего милосердия в земном мире и в дальней жизни и уготовил для них унизительное наказание!» (сура «Ахзаб», аят 57).

 

Во многих аятах Досточтимого Корана, Господь миров проклинает неверующих, отрицающих и искажающих Истину, лжесвидетельствующих, клевещущих и так далее. Также немало губительных грехов, из-за которых Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям насылает проклятия Аллаха Табарока ва Тааля. Поэтому распространяя каноны религии Ислам, надо объяснять людям, что на не которых, как они думают, проступках, лежит проклятие и гнев Аллаха азза ва Джаля и Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

 

Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил:

«Проклинать муъмина подобно его убийству»

«Проклинать мусульманина – грех, а убить его – неверие»

«В Судный день, проклинающие не смогут быть ни заступниками, ни свидетелями».

«Праведнику не пристало быть проклинающим».

«Порочащий,  выискивающий  ошибки,  проклинающий, произносящий ругань и непристойные слова – не из мусульман!»

 

Передается от Имран бин Хусайн (родзи Аллаху аънху): «Во время одного из походов женщина из ансаров была верхом на верблюдице, но та не двигалась. Тогда она прокляла животное. Услышав проклятие, Росулуллох

(соллаллоху аляйхи ва саллям) сказал: «Эта верблюдица проклята, снимите с нее вещи и отпустите ее».

Имран бин Хусайн (родзи Аллаху аънху) говорил: «У меня долго перед глазами, была  эта верблюдица, которая ходила среди людей, но никто не протягивал к ней руки».

 

Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям никогда не проклинал даже идолопоклонников, не имея серьезных причин, не говоря уже о мусульманах.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что однажды сподвижники (родзи Аллаху аънхум) сказали Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям : «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям! Призови проклятия на идолопоклонников!». Он ответил: «Я послан в качестве милости, а не как проклинающий». (приводится имамом Муслимом).

 

وَعَنْ أَنَسٍ رضي الله عنه قَالَ: لَمْ يَكُن النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ سَبَّاباً وَلَا فَحَّاشاً وَلَا لَعَّاناً

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям не был ругающим, поносящим других и проклинающим. (приводится имамом Аль Бухарий).

Что же касается проклятия, то мусульмане, считающие себя строго соблюдающими предписания религии, то есть, несмотря ни на что, часто произносят слова проклятия, не обращая при этом внимания на то, кого проклинают и за что. И, как обычно, это проклятие падает на членов семьи – детей, жену и так далее. Зачастую даже мать проклинает своих детей. Однако это очень скверное деяние, за которое человеку запишется большой грех, и его ждет огромное сожаление в Судный День.

 

 

37. Невыполнение обещаний

 



وَلَا تَقْرَبُواْ مَالَ ٱلْيَتِيمِ إِلَّا بِٱلَّتِى هِىَ أَحْسَنُ حَتَّىٰ يَبْلُغَ أَشُدَّهُۥۚ وَأَوْفُواْ بِٱلْعَهْدِۖ إِنَّ ٱلْعَهْدَ كَانَ مَسْــُٔولاً

 

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу». (сура «Аль Исро», аят 34).

Аллах Табарока ва Тааля предписал верующим исполнять обязательства. Сюда относятся обязанности человека перед Творцом всего сущего и обещания, данные другим людям. Воистину, человек будет призван к ответу за данные им обязательства, и если он сдержал данное им обещание, то получит щедрое вознаграждение, но если он нарушил свое слово, то понесет бремя великого греха.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - عَنِ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «مَنْ أَخَذَ أَمْوَالَ النَّاسِ يُرِيدُ أَدَاءَهَا، أَدَّى اللَّهُ عَنْهُ، وَمَنْ أَخَذَهَا يُرِيدُ إِتْلَافَهَا، أَتْلَفَهُ اللَّهُ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ.

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек берет чужое имущество, намереваясь вернуть его, то Аллах расплатится за него. Если же он берет чужое имущество, намереваясь погубить его, то Всевышний Аллах погубит его самого». (приводится имамам Аль-Бухарий).

 

 



وَأَوْفُواْ بِعَهْدِ ٱللَّهِ إِذَا عَـٰهَدتُّمْ وَلَا تَنقُضُواْ ٱلْأَيْمَـٰنَ بَعْدَ تَوْكِيدِهَا وَقَدْ جَعَلْتُمُ ٱللَّهَ عَلَيْكُمْ كَفِيلاًۚ إِنَّ ٱللَّهَ يَعْلَمُ مَا تَفْعَلُونَ

 

«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «Ан-Нахль», аят 91).

Вся жизнь людей состоит из ответственности и взятых обязательств. Любящие друг друга молодые люди соединяют свои судьбы. Дают проникновенные обещания, хранить верность, сберечь свои глубокие чувства, жить в мире и согласии и так далее. А что творится в наших реалиях, распадаются как минимум половина семей, порой, не прожив в совместной жизни и пяти лет. Мужчина брал определенные обязательства, женщина другие, и многие не заботятся и не переживают о страданиях детей и многих близких.

Не лучшая ситуация обстоит в сферах бизнеса и предпринимательства. Люди для процветания  и успеха, не стесняются хитрить, давать лживые свидетельства и неправдивые обещания. Для многих, такое положение вещей стало обыденным делом, и обычной нормой в жизни.

Политики, чтобы пробиться к власти, занять какую–то должность также во время избирательных компаний сулят много социальных и материальных благ для своей аудитории, а впоследствии могут просто сетовать на недостаточность всяких средств и возможностей в бюджете той или иной страны. Все это хронические болезни нашей этики и морали существующего общества. И пока мы будем придерживаться таких принципов, наша  жизнь не станет лучше, ведь одно отступление от нравственности является трамплином более тяжких преступлений. И при таких отклонениях мы будем изо дня в день лишаться Милости Аллаха Субхана ва Тааля.

 

 

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «أَدِّ الْأَمَانَةَ إِلَى مَنِ ائْتَمَنَكَ، وَلَا تَخُنْ مَنْ خَانَكَ». رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ، وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ، وَاسْتَنْكَرَهُ أَبُو حَاتِمٍ الرَّازِيُّ.

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Возвращай вверенное тебе на хранение имущество тому, кто доверил его тебе, и не предавай того, кто предал твое доверие». (приводиться имамами Абу Давудом и Ат-Тирмизий).

 

 

 

عَنْ أَبِي مُوسَى الأَشْعَرِيّ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم أَنَّهُ قَالَ: إِنَّ أَعْظَمَ الذُّنُوبِ عِنْدَ اللَّهِ أَنْ يَلْقَاهُ بِهَا عَبْدٌ)ه( بَعْدَ الْكَبَائِرِ الَّتِي نَهَى اللَّهُ عَنْهَا: أَنْ يَمُوتَ رَجُلٌ وَعَلَيْهِ دَيْنٌ لاَ يَدَعُ لَهُ قَضَاءً.

 

 

 

Передается от Абу Муса аль-Ашаъри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Самый великий грех, с которым может встретить раб Аллаха, - после тяжких грехов (каъбаир), запрещенных Аллахом, - умереть, оставив долги и не оставив того, чем их можно покрыть». (приводиться имамом Абу Давудом).

 

Иначе говоря, он относился к долгам беспечно и не позаботился о том, чтобы у него было достаточно имущества, чтобы уплатить их.

 

 


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ أَوْفُواْ بِٱلْعُقُودِۚ

 

«О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам». (сура «Аль- Маъида», аят 1).

Аллах азза ва Джаля велит мусульманам во всех своих поступках придерживаться канонов религии Ислам, строго выполнять предписания Всевышнего, исправно выполнять обязательства, не нарушая их и не допуская упущений. Скрупулезно следовать пути Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Почитать родителей, делать благие деяния, поддерживая родственные связи. Верующие должны выполнять обязанности перед своими друзьями, невзирая на богатство и бедность, благоденствие и тяготы. Также соблюдать условия контрактов, которые заключает с другими субъектами, будь то торговые сделки, договора об аренде или соглашения о благотворительности.

 

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «قَالَ اللَّهُ - عز وجل: ثَلَاثَةٌ أَنَا خَصْمُهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: رَجُلٌ أَعْطَى بِي ثُمَّ غَدَرَ، وَرَجُلٌ بَاعَ حُرًّا، فَأَكَلَ ثَمَنَهُ، وَرَجُلٌ اسْتَأْجَرَ أَجِيرًا، فَاسْتَوْفَى مِنْهُ، وَلَمْ يُعْطِهِ أَجْرَهُ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ.

 

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Великий и Могущественный Аллах сказал: «В День воскресения Я буду противником троих: того, кто посягнул на имущество, которое ему доверили с Моим именем; того, кто продал в рабство свободного человека и использовал на свои нужды заработанные на нем деньги; и того, кто сполна воспользовался услугами работника и не расплатился с ним». (приводится имамом Муслимом).

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ

 

 

 

«О, те которые уверовали! Почему вы говорите то, чего (сами) не делаете?» (сура «Ас-Соф», аят 2).

 

Господь миров порицает людей, которые говорят то, чему сами не следуют. Речь идет не только о неисполнении обещаний, но и о том, когда люди наставляют других делать то, чего они сами не исполняют. Это все относится к тому же самому внутреннему намерению.

 

 

 

عَنْ ابْنِ عَبَّاسِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: لَا تُمَارِ أَخَاكَ وَلَاتُمَازحُهُ وَلَا تُعِدهُ مَوْعِدًا فَتُخلِفَهُ. رواه الترممذی وقال: هذا حديث حسن غريب، باب ما جاء فی المراء

 

 

Передается от Ибни Аббаса (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не ссорься со своим братом, не шути над ним, причиняя обиду, и не обещай то, что не сможешь исполнить. (приводится имамом Тирмизий).

 

 

 

عَنْ سَالِم بْن عَبْدِ اللَّهِ، عَنْ أَبِيهِ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم يَقُولُ: مَنِ اسْتَطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يَكُونَ مِثْلَ صَاحِبِ فَرْقِ الأَرُزِّ فَلْيَكُنْ مِثْلَهُ. قَالُوا: وَمَنْ صَاحِبُ فَرْقِ الأَرُزِّ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ فَذَكَرَ حَدِيثَ الْغَارِ حِينَ سَقَطَ عَلَيْهِمُ الْجَبَلُ، فَقَالَ كُلُّ وَاحِدٍ مِنْهُمُ: اذْكُرُوا أَحْسَنَ عَمَلِكُمْ، قَالَ: وَقَالَ الثَّالِثُ: اللَّهُمَّ إِنَّكَ تَعْلَمُ أَنِّي اسْتَأْجَرْتُ أَجِيراً بِفَرقِ أَرُزٍّ، فَلَمَّا أَمْسَيْتُ عَرَضْتُ عَلَيْهِ حَقَّهُ فَأَبَى أَنْ يَأْخُذَهُ، وَذَهَبَ، فَثَمَّرْتُهُ لَهُ حَتَّى جَمَعْتُ لَهُ بَقَراً وَرِعَاءَهَا، فَلَقِيَنِي، فَقَالَ: أَعْطِنِي حَقِّي، فَقُلْتُ: اذْهَبْ إِلَى تِلْكَ الْبَقَرِ وَرِعَائِهَا فَخُذْهَا، فَذَهَبَ فَاسْتَاقَهَا.

 

 

Салим ибн Абдуллах передает от своего отца Абдуллаха ибн Умара: «Я слышал, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто из вас сможет уподобиться владельцу фарака риса (около 8 кг), пусть так и поступит». Люди спросили: «А кто такой владелец фарака риса, о Посланник Аллаха?» Тогда он пересказал историю троих, оказавшихся замурованными в пещере из-за большого камня, завалившего вход. Один из них сказал: «Упомяните в своих мольбах лучшие из совершенных вами дел». И третий из них сказал: «О Аллах, ты знаешь, что я нанял работника за фарак риса. Вечером я предложил ему его плату, однако он отказался и ушел так. Я же приумножил эту плату для него, и в конце концов она превратилась в стада коров с пастухами. И вот однажды он встретил меня и сказал: «Отдай мне то, что мне причитается». Тогда я сказал ему: «Иди к этим коровам и их пастухам и забирай все это». И он забрал все и ушел».

 

Имам Ахмад приводит этот хадис в качестве доказательства своего мнения, приведенного в предыдущей главе. Основываясь на этой истории, он считал, что упомянутый в хадисе человек нанял этого работника за определенную плату - конкретный объем риса (один фарак), и получилось, что торговля велась на средства наемного работника. Далее имам Ахмад сказал, что если плата, которую человек должен своему наемному работнику, неопределенная, то есть торговля велась на деньги нанимателя, потому что это средства, которые он обязан возместить в случае утраты, прибыль, соответственно, также принадлежит ему, потому что он является собственником, а наемный работник - распорядителем. Однако в действительности это мнение Ахмада необоснованное, потому что хадис указывает на то, что этот человек совершил благородный поступок, который не был его обязанностью. И упоминание об этом - побуждение к совершению благих дел, а не указание на обязательность подобных действий.

 

 

38. Обвинять несправедливо в неверие.


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا ضَرَبْتُمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ فَتَبَيَّنُواْ وَلَا تَقُولُواْ لِمَنْ أَلْقَىٰ إِلَيْكُمُ ٱلسَّلَـٰمَ لَسْتَ مُؤْمِنًا تَبْتَغُونَ عَرَضَ ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَا فَعِندَ ٱللَّهِ مَغَانِمُ كَثِيرَةٌ
ۚ كَذَٰلِكَ كُنتُم مِّن قَبْلُ فَمَنَّ ٱللَّهُ عَلَيْكُمْ فَتَبَيَّنُواْۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

 

«О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты - неверующий», - стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть несметные богатства. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и поэтому удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «Ан-Ниса», аят 94).


Именно такой случай произошел с мусульманами, которых Господь миров укорил в этом аяте. Они не пожелали удостовериться в искренности человека, который приветствовал их миром, убили его и забрали имущество, которое тот имел при себе. Это были добытые им военные трофеи или возможно вверенное ему имущество других людей. Мусульмане решили, что он приветствовал их миром, из-за страха, чтобы спастись от смерти. Они не должны были поступать так, и поэтому Аллах Табарока ва Тааля упрекнул их за такой поступок. Им не следовало называть того, кто приветствовал их миром, неверующим, стремясь обрести преходящие мирские блага. Ничтожное и тленное земное богатство не должно было подталкивать их к совершению недостойного поступка, который лишил их щедрого и вечного вознаграждения у Создателя Вселенной. Воистину, вознаграждение Аллаха Роббиль иззат лучше и долговечнее.
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям по этому поводу говорил, разве вы можете знать состояние сердец. Только Всевышнему известно у кого может быть твердое вероубеждение и искренность намерений.

عَنْ أَبِی بَرْزَةَ الْأَسْلَمِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهُ : يَامَعْشَرَ مَنْ امَنَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يَدْخُلِ الإِيمَانُ قَلْبَهُ! لَا تَغْتَابُوا الْمُسْلِمِينَ وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ، فَإِنَّهُ مَنِ اتَّبَعَ عَوْرَاتِهِمْ يَتَّبِعِ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ، وَمَنْ يَتَّبِعِ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ فِی بَيْتِهِ. رواه أبوداؤد، باب فی الغيبة

 

Передается от Абу Барза Аслямий (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О люди, которые уверовали языком, но вера не вошла в их сердца! Не злословьте за спиной мусульман, и не ищите их пороки. Кто ищет их недостатки, Аллах азза ва Джаля раскроет его изъяны. А чье несовершенство Аллах азза ва Джаля раскроет, тот будет опозорен, даже сидя в своем доме. (приводится имамом Даудом).

 

وَقَـٰتِلُواْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ٱلَّذِينَ يُقَـٰتِلُونَكُمْ وَلَا تَعْتَدُواْۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ

 

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (границы дозволенного). Воистину, Аллах не любит нарушающих Его каноны. (сура «Аль Бакара», аят 190).

В шестом году по хиджре Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям со своими сподвижниками (родзи Аллаху аънхум) решили совершить «умру» (малое паломничество). Никаких соглашений и договоренностей с жителями Мекки (корейшитами) не было. Намерением мусульман было поклонение Творцу всего сущего, они вышли в путь без оружия, в обрядах «умры», не прописано сражение. Для беспрепятственного вхождения в Мекку, для переговоров с мушриками отправили послом Уъсмана (родзи Аллаху аънху). Он долгое время не возвращался, мусульмане начали подозревать мекканцев в коварных и злых умыслах. Мусульмане стояли на привале в местечке Худайбийя, и там возле дерева Самура, сподвижники (родзи Аллаху аънхум), готовые, за якобы убийство их посла, давали байя Ридван присягу на верность Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Около тысяча четыреста сахабов (родзи Аллаху аънхум), готовы были сражаться и отдать жизнь за великие принципы религии Ислам. Но Аллах Субхана ва Таала знал, что в Мекке, есть уверовавшие, и предотвратил, чтобы мусульмане убивали своих братьев по вере. Посол был жив, был заключен договор о перемирии, и всеми исламскими ученными Худайбийское соглашение, признано самой великой победой мусульман. Через несколько лет почти все мекканские корейшиты примут религию Ислам, и будут усердствовать в распространении его канонов.      

 


عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:  قَالَ رَسُولُ اللّٰهُ مَنْ عَيَّرَ أَخَاهُ بِذَنْبٍ لَمْ يَمُتْ حَتّٰای يَعْمَلَهُ، قَالَ أَحْمَدُ: قالُوا مِنْ ذَنْبٍ قَدْ تَابَ مِنْهُ. رواه الترمذی وقال: حديث حسن غريب، باب فی وعير أخاه بذنب

 

Передается от Муаъз бин Джабаль (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто упрекнет своего брата-мусульманина за какой-то грех (в котором он раскаялся), тот не умрет, пока сам не совершит его». (приводится имамом Тирмизий).

 

عَنْ أَبِی ذَرٍّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ سَمِعَ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: وَمَنْ دَعَا رَجُلًا بِالْكُفْرِ أَوْ قَالَ: عَدُوَ اللّٰهِ! ولَيسَ كَذٰلِكَ إِلَّا حَارَ عَلَيهِ. رواه مسل، باب بيان حال إيمان

 

Передается от Абу Зарр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто назовет человека или скажет: «Враг Аллаха! И это не так, то его слова обязательно обернутся к нему самому». (приводится имамом Муслимом).

 


وَٱلَّذِينَ يُؤْذُونَ ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَـٰتِ بِغَيْرِ مَا ٱكْتَسَبُواْ فَقَدِ ٱحْتَمَلُواْ بُهْتَـٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

 

«А те, которые незаслуженно осыпают ругательствами верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха». (сура «Аль-Ахзаб», аят 58).

Честь, достоинство, жизнь и имущество мусульман неприкосновенна, а всякий, кто позволяет себе беспричинно оскорблять их, тот значит, проявляет неуважение к повелению Аллаха Субхана ва Тааля, и взваливает на свои плечи бремя клеветы и явного греха. Нечестивцы, которые оскорбляют верующих, заслуживают немалого порицания. А оскорбление праведных мусульманских ученых является еще более тяжким грехом. Говорить что-то негативное в адрес сподвижников Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, является гораздо более тяжким преступлением. Благодаря их стараниям, ими передан нам Досточтимый Коран и сунна Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.

Даже если какой-то человек, выступает в своих речах против основ религии Ислам, явно выказывает свое неверие, мы должны понимать, что этот субъект личности, на данный момент времени обделен великой милости Творца всего сущего. Нам не дано выносить таким людям такфир (объявлять кафиром), нас никто не уполномочивал статусом каъдзи (судьи, принимающего решение по законам Шариата). Эту должность всегда занимали верующие, которые обладали глубокими и основательными знаниями, а также имели безупречную репутацию. И каждый мусульманин обязан знать, если кто-то довольствуется чьим-то неверием, то он сам может лишиться этого огромного блага. 


عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ أَيُّمَا امْرِیءٍ قَالَ لِأَخِيْهِ: يَا كَافِرُ! فَقَدْ بَاءَ بِهَا أَحَدُهُمَا، إِنْ كَانَ كَمَا قَالَ، وَإِلَّا رَجَعَتْ عَلَيْهِ. رواه مسلم، باب بيان حال إيمن

 

Передается от Ибни Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто бы ни сказал своему брату-мусульманину: «О кафир!» с этим обязательно вернется один из них. Или тот, кому сказали, а если нет, то это слово обернется сказавшему». (приводится имамом Муслимом).

 

 

 

عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَينٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : إِذَا قَالَ الرَجُلُ لِأَخِيهِ: يَا كَافِرُ! فَهُوَكقَتْلِهِ. رواه اببزار ورجاله ثقات، مجمع الزواءد

 

Передается от Имран бин Хусейн (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сказать своему брату: «О кафир», это все равно, что убить его». (Баззар, Маджмаъуз-заваид).

 

39. Верить прорицателям и предсказателям.

    


قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ ٱلْغَيْبَ إِلَّا ٱللَّهُ
ۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ

 

«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят». (сура «Ан-Намль», аят 65).

Сокровенное знание о том, что упомянуто в этих коранических аятах, а также обо всем остальном принадлежит одному Аллаху Роббиль иззат. Оно не доступно ни приближенным ангелам, ни избранным Посланникам аляйхи ва салям. Только Всевышнему  известно все явное и тайное, и только Он ведает обо всем, что таится в сердцах Его рабов, а это означает, что только Аллах Субхана ва Тааля заслуживает восхваления и поклонения. Что же касается неверующих, то они даже не знают того, когда они будут воскрешены. Этими словами Господь миров подчеркивает невежество неверующих, которые отрицают жизнь Будущую. Они не знают, когда наступит воскрешение из могил, и поэтому не готовятся к этому великому дню.

 

 

عَنْ زَيْدِ بْنِ خَالِدٍ الْجُهَنِيِّ أَنَّهُ قَالَ: صَلَّى لَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَلاَةَ الصُّبْحِ بِالْحُدَيْبِيَةِ فِي إِثْرِ سَمَاءٍ كَانَتْ مِنَ اللَّيْلِ، فَلَمَّا انْصَرَفَ أَقْبَلَ عَلَى النَّاسِ فَقَالَ: هَلْ تَدْرُونَ مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ؟قَالُوا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ، قَالَ: قَالَ أَصْبَحَ مِنْ عِبَادِي مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ. فَأَمَّا مَنْ قَالَ: مُطِرْنَا بِفَضْلِ اللهِ وَبِرَحْمَتِهِ: فَذَلِكَ مُؤْمِنٌ بِي كَافِرٌ بِالْكَوْكَبِ، وَأَمَّا مَنْ قَالَ: مُطِرْنَا بِنَوْءِ كَذَا وَكَذَا: فَذَلِكَ كَافِرٌ بِي مُؤْمِنٌ بِالْكَوْكَبِ.

 

 

Передается от Зейд ибн Халид аль-Джухани (родзи Аллаху аънху): «В Худайбии Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, совершил с нами утреннюю молитву после прошедшего ночью дождя. Завершив молитву, он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Аллах азза ва Джаля сказал: «Этим утром кто-то из рабов Моих проснулся верующим в Меня, а кто-то – неверующим». Что касается сказавшего: «Нам был послан дождь по благоволению Аллаха и милости Его», он верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», то он не верует в Меня и верит в планеты».



قُل لَّا أَقُولُ لَكُمْ عِندِى خَزَائِنُ ٱللَّهِ وَلَا أَعْلَمُ ٱلْغَيْبَ وَلَا أَقُولُ لَكُمْ إِنِّى مَلَكٌ
ۖ إِنْ أَتَّبِعُ إِلَّا مَا يُوحَىٰ إِلَىَّۚ قُلْ هَلْ يَسْتَوِى ٱلْأَعْمَىٰ وَٱلْبَصِيرُۚ أَفَلَا تَتَفَكَّرُونَ

«Скажи: «Я не говорю вам, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенного. Я не говорю вам, что являюсь ангелом. Я следую лишь тому, что ниспосылается мне в откровении». Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Неужели вы не поразмыслите?» (сура «Аль-Аънам», аят 50).

Неверующие требовали от Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, показать им определенные знамения и считали, что он предлагает им поклоняться ему самому. Тогда ему было велено сказать им, что он не распоряжается богатствами и щедротами Аллаха Табарока ва Тааля, и не имеет знаний о сокровенном, ведь такое присуще только Творцу всего сущего.
Все сводится к тому, что Посланник Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям  следовал Откровению, которое ниспосылалось ему, и поступал в соответствии с ним и призывал к этому всех людей.

 

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنِ اقْتَبَسَ عِلْماً مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ، زَادَ مَا زَادَ.

 

 

Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто приобрел знание о звездах, тот обучился одному из ответвлений колдовства, и чем больше он узнает, тем                                                                                больше его грех или знания в области колдовства». (приводится в сборнике Абу Дауда).

 

Предсказание по звездам изменений цен или погоды и другие подобные предсказания запрещены. Запрещено обращаться к астрологам, утверждающим, что они умеют предсказывать события по движению планет. Эти люди утверждают, что планеты и звезды способны влиять на судьбы людей и что они действуют самостоятельно в соответствии с определенными закономерностями. Однако это относится к области сокровенного, и знание о природе планет сокрыто от нас. Что же касается астрономии, то в ней нет ничего запретного, поскольку она исследует факты, истинность которых можно проверить и подтвердить. Например, мы знаем, что, пока солнце поднимается до точки зенита, тень от предметов на земле уменьшается, а когда оно отклоняется от точки зенита и начинает клониться к закату, тень от предметов на земле, напротив, увеличивается.

 



۞ وَعِندَهُۥ مَفَاتِحُ ٱلْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَۚ وَيَعْلَمُ مَا فِى ٱلْبَرِّ وَٱلْبَحْرِۚ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِى ظُلُمَـٰتِ ٱلْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍ مُّبِينٍ

 

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист дерева падает только с Его ведома. Нет ни зернышка в недрах земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании». (сура «Аль-Аънам», аят 59).

В этом аяте ясно сообщается о всеобъемлющем знании Аллаха азза ва Джаля. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако большая часть этого знания сокрыта даже от приближенных ангелов и Посланников аляйхи ва салям, не говоря уже обо всех остальных творениях. Господь миров ведает о бескрайних просторах Вселенной, Галактик, Созвездий, о количестве планет и обо всех небесных телах. Материки, океаны, острова, пустыни, леса, степи, горные цепи, обитатели морей, особи животного мира и вся растительность, все создано Аллахом Табарока ва Тааля.

 

عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ الْحَكَمِ السُّلَمِيِّ قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَمِنَّا رِجَالٌ يَخُطُّونَ، قَال: كَانَ نَبِيٌّ مِنَ الأَنْبِيَاءِ يَخُطُّ، فَمَنْ وَافَقَ خَطَّهُ فَذَاكَ.

 

 

 

Передается от Муаъвия ибн аль-Хакам ас-Сулями (родзи Аллаху аънху): «Я сказал: «О Посланник Аллаха! И среди нас есть люди, которые гадают по линиям». Он сказал: «Один из Пророков тоже чертил линии, и можно делать это лишь тому, кто чертит точно так же, как он». (приводится имамом Муслимом).

 

Слова Муаъвии «И некоторые из нас гадают по линиям» указывают на распространенный во времена невежества обычай обращаться к прорицателям, которые чертили множество линий, произнося определенные слова, а потом стирали их попарно. Если в конце оставалось две линии, это считалось хорошей приметой и сигналом к продолжению начатого или осуществлению задуманного. Если же оставалась одна линия, это считалось плохой приметой и указанием на то, что лучше отказаться от задуманного, и предвещало зло и несчастья.

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил о гадании по линиям: «Один из Пророков тоже чертил линии, и можно делать это лишь тому, кто чертит точно так же, как он». Его слова означают, что этому Пророку аляйхи ва салям, было даровано особое знание, благодаря которому он мог узнавать о чем-то по линиям, однако тот Пророк давно оставил этот мир, и знание, дарованное ему, утеряно. И сегодня никто не должен заниматься подобным, поскольку мы не знаем, как делал это упомянутый Пророк, а чтобы это дело было разрешенным, мы должны делать его в точности так же, как делал он, а это невозможно проверить, или как-то доказать правильность какой-то версии.

 



يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِنَّمَا ٱلْخَمْرُ وَٱلْمَيْسِرُ وَٱلْأَنصَابُ وَٱلْأَزْلَـٰمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ ٱلشَّيْطَـٰنِ فَٱجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

 

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или: идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете». (сура «Аль-Маъида», аят 90).

 

 

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، ثَلاَثاً، وَمَا مِنَّا إِلاَّ وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ.

 

 

 

Передается от Абдуллах ибн Масуъд  (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поступать согласно суевериям - придавание Аллаху сотоварищей, поступать согласно суевериям - придавание Аллаху сотоварищей, поступать согласно суевериям - придавание Аллаху сотоварищей».  Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям повторил свои слова трижды, а потом сказал: «Нет среди нас такого (кому не приходит в голову нечто подобное), однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него». (приводится имамами Ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

 

Причиной тому является их уверенность в том, что следование этим суевериям способно принести им пользу или отвести от них вред, и они как будто придают Аллаху Роббиль иззат сотоварищей в этом. Это является скрытым ширком. Если же человек убежден, что кто-то или что-то помимо Господа миров способно приносить пользу или вред само по себе, то это уже явный ширк .

Из хадиса можно понять, что мысли, приходящие человеку в голову против его воли, не являются грехом. Грех человек совершает, когда поступает в соответствии с этими мыслями. Иначе говоря, бывает, что человек задумывается о каком-либо суеверии и почти поддается ему, но потом предпочитает уповать на Аллаха азза ва Джаля и не поступать согласно появившейся у него мысли. В таких случаях Всевышний  прощает ему подобные мысли и не взыскивает с него за них.

 

 

 

عَنْ عُرْوَةَ بْنِ عَامِرٍ، قَالَ أَحْمَدُ: الْقُرَشِيّ قَالَ: ذُكِرَتِ الطِّيَرَةُ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: أَحْسَنُهَا الْفَأْلُ، وَلاَ تَرُدُّ مُسْلِماً، فَإِذَا رَأَى أَحَدُكُمْ مَا يَكْرَهُ فَلْيَقُلِ: اللَّهُمَّ لاَ يَأْتِي بِالْحَسَنَاتِ إِلاَّ أَنْتَ، وَلاَ يَدْفَعُ السَّيِّئَاتِ إِلاَّ أَنْتَ، وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِكَ.

 

 

Передается от Уърва ибн Аъмир аль-Кураши (родзи Аллаху аънхум), что однажды в присутствии  Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям он сказал: «Лучше всего - хорошая примета, и приметы не должны останавливать мусульманина. А если любой из вас увидит нечто неприятное, пусть скажет: «О Аллах, никто не дарует благо, кроме Тебя, и никто не отводит зло, кроме Тебя, и нет способности изменить что-либо и силы, кроме как от Тебя». (приводится в сборнике Абу Дауда).

 

40. Непослушание жены мужу.



وَلَهُنَّ مِثْلُ ٱلَّذِى عَلَيْهِنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ
ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌۗ وَٱللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

 

«Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах - Могущественный, Мудрый». (сура «Аль Бакара», аят 228).

Между супругами Всевышний установил определенные обязанности и права, которые ясно прописаны в канонах Шариата. Соблюдая их, в семейной паре складываются праведные взаимоотношения, но также немаловажным фактором является их чувства и симпатии  друг другу, которые нужно трепетно беречь и сохранять в течении всей жизни. Чаще всего мужчины заняты обеспечением материального благосостояния, а женщины теплотой и уютом семейного быта и очага. Великая Мудрость Аллах Субхана ва Тааля, что именно женщине определенна роль вынашивание плода, кормление грудью, и многие ответственные и славные деяния, связанные с ролью материнства. Поэтому забота о обеспечении жилья, пропитания и многих других необходимых составляющих для существования, лежит на мужчине. И вывод предрешен Творцом всего сущего, руководящая роль принадлежит сильному полу, их статус и положение выше, чем у женщин.

 

 

عَن بَهْز بْن حَكِيمٍ حَدَّثَنِي أَبِي عَنْ جَدِّي قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ نِسَاؤُنَا مَا نَأْتِي مِنْهُنَّ وَمَا نَذَرُ؟ قَالَ: ائْتِ حَرْثَكَ أَنَّى شِئْتَ، وَأَطْعِمْهَا إِذَا طَعِمْتَ، وَاكْسُهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ، وَلاَ تُقَبِّحِ الْوَجْهَ، وَلاَ تَضْرِبْ.

 

 

Передается от Бахз ибн Хаким: «Мне рассказывал мой отец от моего деда: «Я спросил: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, что нам дозволено делать с нашими женами, а что запрещено?» Он ответил: «Приходи на пашню свою, как пожелаешь… Корми жену, когда ешь сам, одевай ее, когда одеваешься сам, и не оскорбляй ее и не бей». (приводится в сборнике Абу Дауда).        


عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ
أَيُّمَا امْرَأَةٍ مَاتَتْ وَزَوْجُهَا عَنْهَا رَاضٍ، دَخَلَتِ الْجنَّةَ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن غريب، باب ما جاء فی حق الزوج علی المرأة

 

Передается от Умм Саляма (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Любая женщина, которая оставила эту жизнь, и ее муж был доволен ею, войдет в джаннат». (приводится имамом Тирмизий).



ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَٰلِهِمْ
ۚ فَٱلصَّـٰلِحَـٰتُ قَـٰنِتَـٰتٌ حَـٰفِظَـٰتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ ٱللَّهُۚ وَٱلَّـٰتِى تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَٱهْجُرُوهُنَّ فِى ٱلْمَضَاجِعِ وَٱضْرِبُوهُنَّۖ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُواْ عَلَيْهِنَّ سَبِيلاًۗ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

 

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят (то, что положено хранить), в отсутствие (мужей), благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и применяйте другие разумные наказания. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Великий. (сура «Ан-Ниса», аят 34)

 Господь миров уведомляет, что мужчины несут ответственность за женщин и обязаны побуждать их к соблюдению обязанностей перед Аллахом Табарока ва Тааля, исправному выполнению обязательных предписаний религии и воздержанию от порочных поступков. Мужчины также обязаны обеспечивать их одеждой, жильем и всем необходимым, так как являются их попечителями. Жена находится в зависимости от своего мужа, и в его обязанности входит заботиться о том, кого Аллах азза ва Джаля велел ему беречь и охранять. Она же обязана быть покорной своему Господу и своему мужу.   

 

عَنْ قَيْسِ بْنِ سَعْدٍ قَالَ: أَتَيْتُ الْحِيرَةَ فَرَأَيْتُهُمْ يَسْجُدُونَ لِمَرْزُبَانٍ لَهُمْ، فَقُلْتُ: رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَحَقُّ أَنْ يُسْجَدَ لَهُ، قَالَ: فَأَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقُلْتُ: إِنِّي أَتَيْتُ الْحِيرَةَ فَرَأَيْتُهُمْ يَسْجُدُونَ لِمَرْزُبَانٍ لَهُمْ، فَأَنْتَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَحَقُّ أَنْ يسْجُدَ لَكَ، قَالَ: أَرَأَيْتَ لَوْ مَرَرْتَ بِقَبْرِي أَكُنْتَ تَسْجُدُ لَهُ؟ قَالَ: قُلْتُ: لاَ، قَالَ: فَلاَ تَفْعَلُوا لَوْ كُنْتُ آمِراً أَحَداً أَنْ يَسْجُدَ لأَحَدٍ لأَمَرْتُ النِّسَاءَ أَنْ يَسْجُدْنَ لأَزْوَاجِهِنَّ، لِمَا جَعَلَ اللَّهُ لَهُمْ عَلَيْهِنَّ مِنَ الْحَقِّ.

 

Передается от Кайс ибн Саъд (родзи Аллаху аънху), что говорил: «Я прибыл в Хиру (город в Ираке) и увидел, что местные жители совершают земной поклон марзубану (титул предводителя у персов). И я подумал, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям более заслуживает того, чтобы падали ниц перед ним. Я отправился к Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, и сказал: «Я был в Хире и видел, как люди там совершают земной поклон марзубану. А ты, оРосулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, больше заслуживаешь того, чтобы падали ниц пред тобой». Он спросил: «Если бы ты прошел мимо моей могилы, ты бы совершил земной поклон ей?» Я ответил: «Нет». (Посланник соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Не делайте этого (и при моей жизни)… Если бы я мог повелеть кому-то из людей совершить земной поклон перед другим, то велел бы женам падать ниц перед мужьями из-за права на них, которое дал им Аллах азза ва Джаля».(приводится в сборнике Абу Дауда).


وَمِنْ ءَايَـٰتِهِ
ۦٓ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَٰجًا لِّتَسْكُنُواْ إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةًۚ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَءَايَـٰتٍۢ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих. (сура «Ар-Рум», аят 21).

Мужчин и женщин Создатель наделил многими благами, и они идеально дополняют друг друга. Аллах Роббиль иззат заложил в их существе любовь, влечение и успокоение друг в друге. Они образуют семью, Всевышний дарует им детей, они растят и воспитывают их, из чего извлекают огромное счастье и отраду в будущем. И, как закономерность, любовь и милосердие, которые связывают супругов, никогда не проявляются столь ярко между другими людьми. Воистину, во всем этом - знамения для людей, которые задумываются над знамениями Аллаха Роббиль иззат, и размышляют над этим порядком в человеческом обществе.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِذَا دَعَا الرَّجُلُ امْرَأَتَهُ إِلَى فِرَاشِهِ فَأَبَتْ فَلَمْ تَأْتِهِ فَبَاتَ غَضْبَانَ عَلَيْهَا لَعَنَتْهَا الْمَلاَئِكَةُ حَتَّى تُصْبِحَ.

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если мужчина позвал жену на супружеское ложе, а она отказалась прийти (без уважительной с точки зрения Шариата причины) и он лег спать, гневаясь на нее, ангелы будут проклинать ее до самого утра». (приводится в сборнике Абу Дауда).

 

 

عَنْ مُعَاوِيَةَ الْقُشَيْرِيِّ، قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَا حَقُّ زَوْجَةِ أَحَدِنَا عَلَيْهِ؟ قَالَ: أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ، وَتَكْسُوَهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ، أَوِ اكْتَسَبْتَ، وَلاَ تَضْرِبِ الْوَجْهَ، وَلاَ تُقَبِّحْ، وَلاَ تَهْجُرْ إِلاَّ فِي الْبَيْتِ. قَالَ أَبُو دَاوُدَ: وَلاَ تُقَبِّحْ. أَنْ تَقُولَ قَبَّحَكِ اللَّهُ.

 

 

Передается от Муаъвия аль-Кушайри (родзи Аллаху аънху): «Я спросил: «ОРосулуллох соллаллоху аляйхи ва салям,каково право жены любого из нас в отношении мужа?»Он ответил: «Ты должен кормить ее, когда ешь сам, одевать ее, когда одеваешься сам (или: зарабатываешь), не бить ее по лицу, и не оскорблять, и если и покидать ее на ложе, то только оставаясь в том же доме». (приводится в сборнике Абу Дауда).

 

Абу Дауд сказал, что под оскорблениями подразумеваются слова: «Да обезобразит тебя Аллах».

Из хадиса можно понять, что муж обязан содержать жену и обеспечивать ее одеждой и в этом нет определенного предела: муж должен обеспечивать жену в соответствии со своими возможностями, не скупясь и не расточая чрезмерно. Поскольку Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, закрепил за женой это право, муж обязан соблюдать его, даже когда отлучается. Если он не находит средств, чтобы содержать жену, это становится долгом на его совести и он должен уплатить ей этот долг, подобно остальным обязательным правам, независимо от того, обязал его судья выплатить ей содержание за период его отсутствия или нет.

 

«Женщина, выполняющая пятикратную молитву, постящаяся в месяц Ромадзан , хранящая свое благочестие и послушная своему мужу может войти в те врата рая, какие пожелает!»

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что как-то раз у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Какая женщина лучшая?» Он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он смотрит на нее; повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей; и не перечит мужу, если ему что-то не нравится в ней или в том, как она расходует свое имущество». (приводится имамом Ахмадом и Ан-Насаи).

 «Поистине, женщины, которые требуют развод (от своих мужей без причины), разрывая брачные узы, являются лицемерками» (приводится Ат-Табарани) .

Передается от Ибн Аббаса (родзи Аллаху аънхума), что  Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я увидел, что большинство из обитателей Ада – это женщины, потому что они проявили неверие». И его спросили: «Неверие в Аллаха?» И он ответил: «Неверие в мужа, неверие в мужа, неверие в щедрость к ним. И если всю жизнь к ней хорошо относились, а потом она увидела что-то, (что бы ей не понравилось) то она скажет мужу: «Я ничего хорошего не видела от тебя». (приводится имамами Аль Бухарий и Муслимом).

«Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам». (приводится имамом Муслимом).

Материал для статьи приготовил Рузметов Еркин,

(в статье использован тафсир «Аль–Мунтахаб»). Продолжение следует.

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: