Продолжение о нравственности Абу Ханифы

Продолжение о нравственности Абу Ханифы

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم


وَيَرَى ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلْعِلْمَ ٱلَّذِى أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ هُوَ ٱلْحَقَّ وَيَهْدِى إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلْعَزِيزِ ٱلْحَمِيدِ

 

«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть Истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (сура «Саба», аят 6).

Пусть Аллах Субхана ва Тааля дарует Свою милость ученным этой уммы. Когда они повествуют об нравственности имама Аъгзама, то эти малуматы (материалы) разделяют на две части. В одном разделе описывают, какие особые поклонения выполнял Абу Ханифа, когда усердствовал снискать довольство Всевышнего. Его огромным влечением (можно сказать страстью) было чтение Досточтимого Корана. Он очень сильно ценил это занятие, и с упоением проводил время за этим делом. Некоторые его современники в своих трудах, об имаме Аъгзаме, писали, что он в месяц тридцать раз прочитывал полностью Коран (хатим Коран). Это были его ранние старания, позже, когда углубился в ученую деятельность, в исследовательские изыскания по фикху, в преподавание большому количеству учеников, из-за сильной занятости, то он стал прочитывать полностью Коран, только за три дня.

 

أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا 

 وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا 

 

«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях.
Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». (сура «Аль-Исро», аяты 78-79).

 

 

عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قُلْتُ يَا رَسُولَ اللّٰهِ  أَوْصِنِی قَالَ عَلَيْكَ بِتَقْوَیَ اللّٰهِ فَإِنَّهُ رَأْسُ الأَمْرِ كُلِّهِ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللّٰهِ  زِدْنِی قَالَ عَلَيْكَ بِتِلاَوَةِ القُرْانِ فَإِنَّهُ نُورً لَّكَ فِی الأَرْضِ وَذُخْرً لَّكَ فِی السَّماءِ.رواهابن حبان فی صحيحه فی حديث طويل

 

Передается от Абу Зарр (родзи Аллаху аънху), что он спросил: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, дайте мне совет». Посланник соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Будь богобоязненным, потому что это корень всех хороших деяний». Он еще попросил: «О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям! Наставьте еще». Он соллаллоху аляйхи ва салям добавил: «Постоянно читай Коран, потому что он для тебя нур на земле, и припас на небесах». (приводится Ибн Хиббаном).

Если рассматривать его науфиль ибодаты (добровольные поклонения), то можно отметить, что к этим деяниям он относился очень добросовестно и скрупулезно, и в исполнении них проявлял постоянство. Почти все ночи в его зрелом возрасте жизни, проходили в ночных поклонениях и дуа. Дневное время суток, он чаще всего проводил соблюдая пост. Выстаивая молитву в ночное время, он был так сосредоточен, что получал наслаждение в этом деяние, и исключил из своего обихода приближаться к постельному ложу. В жизнеописаниях этого аскета говориться о сорока лет жизни постоянных ночных бдениях, и отстранения тела от предметов спальных лож. Также, что он тридцать лет своего существования, соблюдал ежедневный пост.

Салим ибн Салим Балх познакомился с одним праведникам в Мекке. Он рассказывал о том, что Абу Ханифа рохматуллохи аляйхи пробыл в Мекке, в его доме полгода. По его наблюдениям, имам Аъгзам все ночи проводил в поклонении, и не приближался к постельному месту. Когда он обращал внимание на своего гостя, то он находил его молящимся, или что он совершал тавваф (обход священной Каабы). В жизни имама Аъгзама было немало науфиль (добровольных поклонений), и он не представлял свое существование без этих деяний.

 

إِنَّ رَبَّكَ يَعْلَمُ أَنَّكَ تَقُومُ أَدْنَى مِن ثُلُثَيِ اللَّيْلِ وَنِصْفَهُ وَثُلُثَهُ وَطَائِفَةٌ مِّنَ الَّذِينَ مَعَكَ وَاللَّهُ يُقَدِّرُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ عَلِمَ أَن لَّن تُحْصُوهُ فَتَابَ عَلَيْكُمْ فَاقْرَؤُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ عَلِمَ أَن سَيَكُونُ مِنكُم مَّرْضَى وَآخَرُونَ يَضْرِبُونَ فِي الْأَرْضِ يَبْتَغُونَ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَآخَرُونَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَاقْرَؤُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَقْرِضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا وَمَا تُقَدِّمُوا لِأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍ تَجِدُوهُ عِندَ اللَّهِ هُوَ خَيْرًا وَأَعْظَمَ أَجْرًا وَاسْتَغْفِرُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ 

 

«Воистину, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, простаиваете менее двух третей ночи, или половину ее, или треть ее. Аллах определяет меру дня и ночи. Он знает, что вам не сосчитать этого, и принимает ваши покаяния. Читайте же из Корана то, что необременительно для вас. Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же из него то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и преподносите Аллаху прекрасный заем. Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаха в виде лучшего и большего вознаграждения. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный».  (сура «Аль Музаммиль», аят 20).

 

Один из его учеников Абдуллах ибн Мубарок рохматуллохи аляйхи повествует из своих наблюдений о богобоязненности своего наставника Абу Ханифы: «Когда я прибыл в Куфу, то начал расспрашивать жителей этого города, что кто является знатоком Шариатских наук, в их городе. Многими был дан ответ, что это Абу Ханифа. Продолжая свой опрос, он начал интересоваться, что кто больше всех практикует в своей жизни методы аскетизма. Люди ему дали однозначный ответ, что больше всех воздерживается от дозволенных мирских благ, имам Аъгзам. Он также спросил, что кто самый, по их мнению, считается богобоязненным и праведным человеком в Куфе. Верующие снова с восхищением стали говорить об искренности и высокой нравственности этого ученого. Однажды торопливо направляясь по какому-то делу по одной из улиц Куфы, он случайно столкнулся с молодым юношей, не обращая внимание на него, и на причиненные ему неприятности, Абу Ханифа продолжил двигаться по своей нужде. Но парень был не из робкого десятка, и в след имаму произнес фразу: «О почтенный мусульманин, разве вы не боитесь наказания Аллаха Роббиль иззат, за свое поведение». Имам Аъгзам сразу потерял расположение духа, на его лице появились признаки страха, и он впал в задумчивость. Бывшие рядом спутники, попытались его успокоить, что зачем так близко к сердцу воспринимать такие реплики, это всего лишь слова совсем молодого юнца. На что Абу Ханифа проявляя опасение, ответил, что на такое действие его вдохновил Аллах Субхана ва Тааля, и что все происходит только по воле Всевышнего.

Однажды Абу Ханифа, присутствуя в мечети на иша (ночном) намазе, после молитвы хафиз (чтец) Корана прочитал суру «Аз-Зульзиля».

 

فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ ۝  وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ

 

«Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него».

«Кто совершил на вес пылинки зла, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Ведь Аллах не поступает несправедливо ни с кем». (сура «Аз-Зульзиля», аят 7-8).

 

Один мужчина немного позже зашел в мечеть, чтобы потушить свечу, которая почти истлела. Он увидел, что имам Абу Ханифа сидел в подавленном, удрученном состоянии. Чтобы не причинить ему неудобство, в его духовно-эмоциональном состоянии, этот мусульманин в спешном порядке покинул мечеть. До наступления времени фаджр (предрассветной) молитвы, верующий пришел в мечеть, чтобы произнести азан, имам Аъгзам находился на том же месте, где он оставался после ночной молитвы. Муаъзин услышал его мольбы: «О мой Господь, дарующий и вознаграждающий, после Судного дня, даже за мельчайшие благие деяния. О Творец всего сущего, карающий даже мизерный грех и провинность, прости Нуъмани ибн Собита, убереги от огня джаханнама (ада), и других наказаний. Огради от проступков, которые могут быть причиной Твоего недовольства, даруй мне Свое прощение и милость». Увидев этого мужчину, Абу Ханифа спросил: «Вы пришли потушить свечи в мечети», На что мусульманин ответил: «Нет, я пришел произнести призыв на фаджр (предрассветную) молитву». Праведный ученый был настолько поглощен своим обращением и мольбами к Аллаху азза ва Джаля, что даже не заметил, как прошла ночь, и пришло время следующей молитвы.

 

 

وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا وَادْعُوهُ خَوْفًا وَطَمَعًا إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ

 

 

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура Аль-Аъроф, аят 56).

 

 

وَعَنْ أَبِي مُوسَى الْأَشْعَرِيِّ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ - صلى الله عليه وسلم - يَدْعُو: «اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي خَطِيئَتِي، وَجَهْلِي، وَإِسْرَافِي فِي أَمْرِي، وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي جِدِّي، وَهَزْلِي، وَخَطَئِي، وَعَمْدِي، وَكُلُّ ذَلِكَ عِنْدِي، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ، وَمَا أَخَّرْتُ، وَمَا أَسْرَرْتُ، وَمَا أَعْلَنْتُ، وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي، أَنْتَ الْمُقَدِّمُ وَالْمُؤَخِّرُ، وَأَنْتَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.

 

 

Передается от Абу Мусы Аль Ашаъри (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям взывал к Аллаху со словами: «О Аллах! Прости мне мои прегрешения, мое невежество, мое излишество и все то, о чем Тебе известно лучше. О Аллах! Прости мне то, что я совершил всерьез и что совершил в шутку, что совершил по ошибке и что совершил преднамеренно. Все это есть за мной. О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что совершил явно, а также все то, о чем Тебе известно лучше. Ты переносишь вперед и откладываешь, и Ты властен над всем сущим». (хадис приводится в сборниках имамов Аль-Бухари и Муслима).

 

Абу Ханифе досталось от его родителей приличное наследство, он был состоятельным и обеспеченным человеком. Но однако, имам Аъгзам относился совершенно равнодушно к материальным благам. Даже если под пытками его бы заставляли бы полюбить богатство, он также остался бы к этому непреклонным. Абу Ханифа был далек от алчности и корысти. Всегда проявлял прекрасную нравственность, мягкость и снисходительность, когда продавал и покупал, подавая пример окружающим. Однажды отправляя своего помощника и доверенное лицо в другой город, он строго требовал и наказал ему, чтобы он при продаже врученного ему товара, в обязательном порядке показывал покупателям, изъяны и недостатки вещей. Вернувшись, с поездки работник Абу Ханифы, рассказал ему, что реализовал весь товар, не показывая недостатки товара, и что не сможет вспомнить и найти всех покупателей. Имам Аъгзам велел ему всю вырученную сумму денег, раздать как садака. Однако он не имел намерение получить от розданных финансовых средств, награды как за благое дело.Эта сумма составляла около тридцати тысяч дирхамов. Абу Ханифа рохматуллохи аляйхи, очень сильно боялся приближаться к запретному (хараму), к сомнительному ведению торговли. Бывало, он даже отказывался от разрешенных сделок в бизнесе, лишь бы не навлечь недовольство Аллаха Табарока Таала.

 

 

عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ  قَالَ: التَّاجرُ الصَّدُوقُ الأَمِينُ، مَعَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاءِ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن، باب ما جاء فی التجار

 

Передается от Абу Саида (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Честный и надежный торговец в День Суда будет вместе с Пророками, правдивыми и шахидами». (приведено имамом Тирмизий).

 

Однажды одна женщина пришла в его торговую точку, и принесла одежду из шелковой материи, чтобы продать ее. Имам Аъгзам поинтересовался ее ценой. Женщина сказала, что ей достаточно ста дирхамов. Он начал объяснять, что эта одежда стоит дороже. Женщина предложила, чтобы он купил за двести дирхамов, он сказал, что и эта цена не подходит, для этой вещи. Были предложения с ее стороны, и триста, и четыреста дирхамов, Абу Ханифа предложил пригласить постороннего человека, для определения стоимости этой вещи. Тот предположил, что она стоит пятьсот дирхамов, и наш праведник заплатил женщине эту сумму денег. В наше время, люди, чтобы купить какую-то вещь, изыскивают тысячу причин, чтобы снизить номинальную цену товара. Имам Аъгзам не так уж много выделал времени для ведения бизнеса, и при этом скрупулезно сторонился сомнительного заработка. В своей жизни он не ставил цель, получить от кого-то выгоду, он старался сам принести людям пользу. Твердое вероубеждение, совершенство веры и богобоязненность привели его к высокой праведности, и исключительным проявлениям морально-этическим нормам в поведении, по отношению ко всем, с кем ему приходилось сталкиваться в жизни.                                                                                                                                                                                        

 

 

 

عَنْ رِفَاعَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنّ النَّبِیَّ  قَالَ: إِنَّ التُّجَّارَ يُبْعَثُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فُجَارًا، إِلَّا مَنِ اتَّقَی اللّٰهَ وَبَرَّ وَصَدَقَ. رواهالترمذی قال: هذا حديث حسن صحيح، باب ما جاء فی التجار

 

Передается от Рифааъ (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, торговцы будут подняты в День суда грешными, кроме тех, которые были богобоязненны, порядочны и правдивы». (приведено имамом Тирмизий).

 

Люди, с которыми он общался, всегда отмечали его мягкость, и что всегда оставались приятные впечатления, после разговора с ним. Опять напоминаем тот факт, что Абу Ханифа был состоятельным, и очень обеспеченным человеком. Он был очень щедрым, и тратил только на благие цели. Немало финансовых средств он направлял на то, чтобы мусульмане изучали и распространяли религиозные знания, в особенности в области хадисоведения и мусульманского права. Также средства выделялись на снабжение необходимых нужд учителей и учеников, на целый год существования. Всегда была группа людей, которые состояли на довольстве с его средств и обеспечивались ежедневным пропитанием. Один из самых способных учеников Абу Юсуф, однажды перестал посещать занятия. Имам Аъгзам сразу пошел его проведать, и тот в свое оправдание привел аспекты знаний, которым его, научил великий праведник. Их материальное положение было в тяжелом состоянии, поэтому отец Абу Юсуфа решил, что он должен помогать ему в добывании средств для существования. Также его родитель думал, что долгое времяпровождение в получении религиозных знаний, не дают использовать физические ресурсы его сына, в помощи нахождения хлеба насущного для их семьи. Поэтому Абу Юсуф подчинился отцу, и старался оказать пользу своей семье. Его отец говорил ему: «Ты не смотри на Абу Ханифу, он хорошо обеспечен материально, а у нас все намного сложнее». Имам Аъгзам понял положение его семьи, но все равно попросил Абу Юсуфа посещать занятия. На следующий день после занятий Абу Ханифа попросил Абу Юсуфа остаться, и вложил ему в руки сто дирхамов, чтобы он отнес эти деньги родителям, как материальную помощь для их семьи. И настоял, чтобы тот, сообщал об окончании этой суммы. Но они еще не заканчивались, и учитель опять передавал ему какую-то сумму денег. И так он десять лет поддерживал состояние семьи Абу Юсуфа, только лишь бы он учился. В будущем благодаря тоуфику (возможности) от Аллаха Роббиль иззат, и стараниями учителя и ученика, Абу Юсуф, достиг внушительных результатов в познании и распространении религиозных знаний, которые принесли огромную пользу многим поколениям мусульман, вовремя и после их жизни. Намерение и тщательное стремление имама Аъгзама было принести пользу для мусульманской общине, ведь не знание и не понимание многих положений в религии Ислам, приводит невежественных людей к грехам и недостойным поступкам.

 


يُؤْتِى ٱلْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ‌ۚ وَمَن يُؤْتَ ٱلْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِىَ خَيْرًا كَثِيرًا‌ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُوْلُواْ ٱلْأَلْبَـٰبِ

 

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом». (сура «Аль Бакара», аят 269).

             

 

عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّ  يَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه، رقم

Передается  от Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других». (приведено имамом Аль Бухарий).

Таких эпизодов в жизни Абу Ханифы было немало, потому что он поставил целью своей жизни служить великих принципам и канонам религии Ислам, и это было обычной и повседневной практикой в его жизни.

Внук Абу Ханифы, Исамаил ибн Хаммад, рассказывал, что он слышал от своего отца Хаммада ибн Нуъмана, что когда тот в своем раннем детстве, после малого времени занятий, выучил наизусть суру «Аль Фатиха», его отец, то есть Абу Ханифа, поощрил его денежным вознаграждением в пятьсот дирхамов. Вот таким великодушным, простым и благочестивым верующим был имам Аъгзам. Однажды его ученик Абу Юсуф сказал: «Я не видел более благодушного и щедрого человека, чем вы». На что его учитель ответил, что он не был знаком с его наставником Хаммадом ибн Суляйманом рохматуллохи аляйхи. Этим Абу Ханифа констатирует, что Аллах азза ва Джаля даровал более высокий нрав и праведность его учителю. И дает в тонкой форме понять Абу Юсуфу, что если, он будет превозносить его деяния, то человеческое эго имеет слабую сущность, в которую может пробраться высокомерие, и верующий может отдаляться от искренности в своих деяниях.

 

 

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ‌ۖ لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهْتَدَيْتُمْ‌ۚ إِلَى ٱللَّهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

 

«О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали». (сура «Аль Маъида», аят 105).

Имам Аъгзам был благородным и добродушным человеком, и когда его постигали трудности и испытания, всегда был выдержанным и проявлял стойкость и терпение. Однажды к нему пришел один человек, и задал вопрос. Абу Ханифа дал полный и исчерпывающий ответ. Этого человека не удовлетворил ответ имама, и он привел ответ имама Хасана Басри рохматуллохи аляйхи, на этот вопрос. Хасан Басри, был таъийбином, был богобоязненным ученым и праведником. Имам Аъгзам стал объяснять, что Хасан Басри ошибся. Этот человек, не сдержав свою злость и эмоции, грубо сказал: «Эй, сын, женщины легкого поведения». Люди, бывшие рядом с ними, были переполнены возмущением, и собирались призвать этого человека к приличию. Абу Ханифа сказал, сначала обращаясь к ним, а потом к посетителю: «Пожалуйста, оставьте его», «Клянусь Аллахом Хасан Басри ошибся в этом вопросе». И имам Аъгзам привел доводы по этому вопросу, которые приводил сподвижник Абдуллах ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху). Из этой ситуации, мы делаем вывод, что высказывания сподвижников (родзи Аллаху аънхум) по Шариатским решениям, стоят выше слов таъбийнов.

 

عَنْ أَبِی مُوسَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ  قَالَ: مَثَلُ مَا بَعَثَنِیَ اللّهُ مِنَ الْهُدَی وَالْعِلْمِ كَمَثَلِ الْغَيْثِ الْكَثِيْرِ أَصَابَ أَرْضًا، فَكَانَ مِنْهَا نَقِيَّةٌ قَبِلَتِ الْمَاءَ فَأَنْبَتَتِ الْكَلَأَ وَالْعُشْبَ الْكَثِيْرَ، وَكَانَتْ مِنْهَا أَجَادِبُ أَمْسَكَتِ الْمَاءَ فَنَفَعَ اللّٰهُ بِهَا النَّاسَ فَشَرِبُوا وَسَقَوا وَزَرَعُوا، وَأَصَابَ مِنْهَا طَانِفَةً أُخْرَی. إِنَّمَا هِیَ قِيْعَانٌ لَا تُمْسِكُ مَاءً وَلَا تُنْبِتُ كَلَأً، فَذٰلِكَ مَثَلُ مَنْ فَقُهَ فِی دِيْنِ اللّٰهِ وَنَفَعَهُ مَا بَعَثَنِیَ اللّٰهُ بِهِ فَعَلِمَ وَعَلَّمَ، وَمَثَلُ مَنْ لَمْ يَرْفَعْ بِذٰلِكَ رَأْسًا وَلَمْ يَقْبَلْ هُدَی اللّٰه الَّذِی أرْسِلْتُ بِهِ.رواه البخاری، باب فضل منعلم وعلم. رقم

Передается от Абу Муса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Руководство и знание, с которым Аллах послал меня к людям подобно обильному дождю, выпавшему на землю. Часть земли была чистой, она впитала воду и породила множество пастбищ и растительности. Другая часть земли была затвердевшей, и она задержала воду, Аллах сделал ее полезной людям, они попили, напоили скот, и оросили поля. Кроме того дождь выпал и на другую часть земли, которая была ровной и гладкой, она не задержала воду и не вырастила зелень. Это подобно тому, как кто-то обрел понимание в религии Аллаха, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, он научился  сам  и обучил других. Второй – тот, кто сам не получил пользу, но передал другим. А кто-то даже не взглянув и не принял наставления Аллаха, с которым я был послан». (приводится имамом Аль Бухарий).

В другом случае, еще один человек пришел и сказал имаму Абу Ханифе: «Суфьян Саврий о вас не говорил ничего положительного». На что имам Аъзам ответил: «Суфьян Саврий жил во времена Ибрахима ан-Нахайи, и был ученым факихом (знатоком исламского права) и богобоязненным праведником, когда он оставил этот мир, вся мусульманская умма скорбела о такой утери». Этим Абу Ханифа показал свою прекрасную нравственность, если даже о нем отозвались плохо, он в ответ только похвалил другого. Мало ли, много ли знаний у верующего, и он старается в распространении религиозных канонов, ни в коем случае нельзя о нем говорить что-то негативное. Только хорошее, чтобы не причинить чести и достоинству мусульманина вред, не подорвать его авторитет, сохраняя его славное имя.  И это всегда входило в этические нормы среди ученых религии Ислам. Также эти великие нравы были в практике жизни Имама Аъгзама, его учеников, и многих тех, кто придерживался этого мазхаба.

Когда Абу Ханифе было шестнадцать лет, ему посчастливилось совершить хадж вместе со своими родителями. Впоследствии он каждый год усердствовал в этом столпе Ислама, и в своей жизни он пятьдесят пять раз совершил обряды паломничества. При посещении Мекки, его намерениями было поклонение Аллаху Табарока ва Тааля. Также очень много ученных собиралось в это время в Священном городе. Происходил обмен знаниями, кто-то делал тафсир на какие-то аяты Досточтимого Корана, кто-то давал шарх (пояснения) к какому-то хадису, обсуждались вопросы Шариатского права, рассказывали эпизоды из жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и сподвижников (родзи Аллаху аънху).

 

عَنّ أَبِی سَعِيدٍ الْخُدْرِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ رَسُولِ اللّٰهِ  قَالَ: لَنْ يَشْبَعَ الْمُؤْمِنُ مِنْ خَيْرٍ يَسْمَعُهُ حَتّٰی يَكُونَ مُنْتَهَاهُ الْجَنَّةُ. رواه ترمذی وقال: هذا حسن غريب ما جاء فی فضل الفقه علی العبادة

Передается Абу Саъид Худри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Верующий никогда не насыщается добром (то есть знаниями). Он познает до тех пор, пока не достигнет садов джанната». (приводится имамом Ат-Тирмизий).

Отец Абу Ханифы рано ушел из жизни, а мать прожила долгую жизнь. Имам Аъгзам всегда проявлял глубокое уважение, теплые знаки внимания, почтение, и оказывал ласковую заботу своей матери. Иногда, когда у нее возникали бытовые вопросы по фикху, Абу Ханифа давал подробные и исчерпывающие ответы. Но она заставляла своего сына, идти и разузнать, у верующего по имени Заъра. У последнего не было таких знаний, но имам Аъгзам шел выслушивал, и приходил пересказывал услышанное своей матери. От другого пересказчика повествуется , что мать шла вместо с сыном к дому Амр ибн Зара, поручала ему свой вопрос и ждала его на улице. Абу Ханифа заходил к ибн Зару, задавал вопрос, тот не знал ответа. Тогда имам Аъгзам пояснял ему этот аспект знаний, тот ему повторял, и он выходил, и пересказывал все матери. Он просто выполнял волю своей матери, уважая ее желания и просьбы. Все это свидетельствует о его высоких моральных качествах.

 

 

عَنْ مُعَاذٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ  قَالَ: مَنْ بَرَّ وَالِدَيْهِ طُوْبٰی لَهُ زَادَ اللّٰهُ فِیْ عُمُرِهِ. رواه الحاكم وقال:هذا حديث صحيح الإسناد ولميخر جاه ووافقه الذهبی

 

Передается от Муаза (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто добр к своим родителям, тому радостная весть, что Аллах продлит его жизнь». (приводится имамом Хакимом).

Абу Ханифу принуждали занять должность судьи (каъдзи), ученый отказался брать на себя такую ответственность. Неправедный правитель города приказал , своим сподручным повергнуть непослушного избиению плетьми. Несколько ударов оставили следы на голове и лице праведника. Он не переживал и не страдал от жгучей боли на теле, он боялся в таком виде показываться своей матери, чтобы не ранить ее эмоциональное и чуткое сердце. Ему было лучше бы еще испытать эти боли и страдания от побоев, чем заставить теребить материнские чувства.

Аллах Роббиль иззат даровал имаму Аъгзаму мягкий и прекрасный нрав, облагодетельствовал богобоязненностью и праведностью, и многими качествами, которые были у Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Пусть нас всех Творец всего сущего наделит такой нравственностью, и даст тауфик (возможность) творить благие и праведные деяния.

 

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «اللَّهُمَّ أَصْلِحْ لِي دِينِي الَّذِي هُوَ عِصْمَةُ أَمْرِي، وَأَصْلِحْ لِي دُنْيَايَ الَّتِي فِيهَا مَعَاشِي، وَأَصْلِحْ لِي آخِرَتِي الَّتِي إِلَيْهَا مَعَادِي، وَاجْعَلْ الْحَيَاةَ زِيَادَةً لِي فِي كُلِّ خَيْرٍ، وَاجْعَلْ الْمَوْتَ رَاحَةً لِي مِنْ كُلِّ شَرٍّ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах, приведи в порядок мою религию, которая является залогом моего благополучия! И приведи в порядок мои мирские дела, от которых зависит мое существование! И приведи в порядок мою Последнюю жизнь, куда мне предстоит вернуться! Пусть жизнь не приносит мне ничего, кроме добра, и пусть смерть станет для меня избавлением от всякого зла!» Хадис передал Муслим.

   Статью подготовил Ахметов Хамидулло,

имам мечети «Асым ата».

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: