بسم الله الرحمن الرحيم
إِنَّ الْحَمْدَ لِلّٰهِ، نَحْمَدُهُ، وَ نَسْتَعِينُهُ، وَ نَسْتَغْفِرُهُ، وَنَعُوذُ بِاللّٰهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا، وَسَيِّءَاتِ أعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّٰهُ فَلَا مُضِلَّ لَهُ، وَمَنْ يَضْلِلْ فَلَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشَهَدُ أَنْ لَا إِلٰهَ إِلَّااللّٰهُ وحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ صَلّٰی اللّٰهُ عَلَيهِ وَعَلٰی الِهِ وَأَصْحَابِهِ وَمَنْ تَبِعَهُمْ بِإِحْسَانٍ إِلٰی يَوْمِ الدِّينِ وَسَلَّمَ تَسْلِيماً كَثِيراً، أَمَّا بَعْدُ
Воздаем хвалу Аллаху Роббиль иззат, к Нему только обращаемся за помощью, просим прощения и приносим Ему свое покаяние, надеясь на Его милость, взываем к Его защите от зла наших душ и от греховных наших дел. Тот, кого поведет Аллах Субхана ва Тааля прямым путем, того никто не введет в заблуждение, тот же кого Аллаха азза ва Джаля собьет, того никто не сможет наставить на путь Истины.
Свидетельствуем, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллах Табарока ва Тааля, и свидетельствуем, что Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям Его раб и Посланник, да благославит его Аллах Роббиль иззат, а также его семью, всех сподвижников и всех, кто следовал по их пути до самого Судного дня и далее.
ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на праведный путь». (сура «Рум», аят 41).
Разум нам подсказывает, что не может же Вселенная появиться без Создателя. Кто создал небеса, землю, горы и вообще все остальное. Аллах Табарока ва Тааля – Создатель всего сущего. Противное, не является логичным, то есть считается полным абсурдом. Разве может на земле, на небесах, во Вселенной произойти, что-нибудь, если Аллах Роббиль иззат не пожелает, естественно не может. Только Аллах Субхана ва Тааля управляет всем, и только Он Творец всего сущего. Он сотворил вас и все, что вы делаете.
Несчастья, лишения, болезни, эпидемии и многое другое поражает людей в наказание за совершенные ими злодеяния. Аллах Роббиль иззат поступает с людьми так для того, чтобы они поняли, что грехи не остаются безнаказанными, и что несчастья являются лишь частью наказания в мирской жизни. И тогда они, может быть, отрекутся от тех деяний, которые принесли им столько вреда, исправятся, и встанут на праведный путь. Могущество, Мудрость и Милость Создателя всего сущего Абсолютно и Безгранично, и сострадание Аллаха Табарока ва Тааля проявляется, даже тогда, когда ниспосылается испытания и наказание. И если бы не эти трудности и испытания, то Всевышний заставил бы все творения вкусить заслуженное возмездие и Аллах Роббиль иззат не оставил бы на поверхности земли ни одного живого существа.
Религия - это Божественное установление, приводящее разумных людей к благу.
Если заглянем в историю, какие страдания причиняли мусульманам крестовые походы христиан, нашествие монгольских варваров. Уничтожение населения, сжигание городов, многих женщин, детей, а так же мужчин ремесленников превращали на всю их оставшуюся жизнь в рабов. Женщин насиловали на глазах мужей и детей, мужчин убивали перед взорами их жен, детей могли заживо бросать в огонь или убивать не менее другими беспощадными и жестокими способами. Постоянные войны за Иерусалим, а также за другие города с крестоносцами. Завоевание Чингисханом и его потомками Средней Азии (Отрар, Самарканда, Хорезма, Ургенча и так далее), Сельджукского государства, Багдада, Сирии, Палестины и других многих государств, городов и селений, названия которых остались только в летописных архивах. Сколько ужасов и мучений пришлось испытать подданным этих государств и жителям этих городов. Например Багдад был столицей Аббасидского халифата. Монгольское войско, во главе с Хулагу ханом, вело свою компанию зимой 1258 года, и истребило восемьсот тысяч жителей этого города. Варвары без колебаний расправлялись не только с жителями города, но и с его культурным наследием. Были разрушены мечети, больницы, государственные здания, «Дом Мудрости» - исламская академия и ее библиотека, которая содержала важнейшие научные рукописи того времени по медицине, теологии, астрономии и другим сферам. Книги и свитки сбрасывались в реку, чтобы сделать по ней переправу. Историки писали, что Тигр был черным от растворившихся в воде чернил со свитков, и красным от крови трупов людей, которых скидывали в реку. Город был в огне и агонии, улицы также были залиты кровью, а город заполнен убитыми, смрад от трупов распространялся далеко от города.
عَنْ أَبِی الدَرْدَاءِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: لِكُلِّ شَیْءٍ حَقِيقَةٌ، وَمَا بَلَغَ عَبْدٌ حَقِيقَةَ الإِيْمَانِ حَتّٰی يَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِءَهُ وَمَا أَخْطَأَهُ، لَمْ يَكُنْ لِيُصِيْبَهُ
Передается от Абу Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «У каждой вещи есть подлинность. Раб не сможет достичь подлинности имана, до тех пор, пока он не будет ясно осознавать, что постигшее его, не могло миновать, а то, что обошло его, не могло постичь». (приводится имамами Ахмадом, Табароний).
Есть люди, которые не уверовали в Господа миров, не познали Его величие, считают невозможным воскрешение после смерти, и наступление Судного дня. Они полагают, что нет ничего, кроме мирской жизни, и что люди рождаются, умирают и никогда не будут воскрешены. Каждый человек обязан верить, и не сомневаться в истинности воссоздания, потому что об этом сообщил Аллах Субхана ва Тааля, Который ведает о сокровенном. Он ведает о том, что сокрыто от наших глаз и непостижимо для нашего разума. Творец всего сущего во многих аятах Корана, подчеркивает совершенство Своего знания, объявляет и поясняет об этом, что Ему известно обо всех творениях. Все существующее и происходящее во Вселенной заведомо известно Аллаху азза ва Джаля и записано в ясном Писании. Всевышнему известно все, что происходит с мельчайшими частицами на небесах и на земле, также Ему известно о том, как разлагаются тела усопших. Все, и радость, и беды приходят к людям, только по воле Аллаха Субхана ва Тааля, и это относится ко всему, к счастью и напастям, которые могут произойти с ними, с их имуществом, детьми, возлюбленными. Любые события подчинены предопределению и судьбе, которые подвластны только Господу миров. Аллах азза ва Джаля, знал о них еще до того, как они выпали на долю людей, так как велел перу написать о них в Хранимой скрижали, до того, как Он создал небеса и землю, и дозволил этому произойти, так как это Его Абсолютная Мудрость.
وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍ فَلَا رَادَّ لِفَضْلِهِۦۚ يُصِيبُ بِهِۦ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِۦۚ وَهُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُ
«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он – Прощающий, Милосердный». (сура «Юнус», аят 107).
Последователи сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорят: «Все происходит по Воле и предопределению Аллаха Табарока ва Тааля, но у раба есть свобода действия и предпочтения, и невозможно, чтобы не было выбора в деяниях». Поступить праведно, намереваясь найти довольство Создателя, или совершить грех, заслужить порицание Аллаха Роббиль иззат. Тема предопределения связана с жизнью всех людей, и всех творений, разве есть тот, кто может изменить предназначенное ему. Никто на земле, ни на небесах, будь он правитель, или кто-то другой, имеющий власть или другие рычаги, материальные возможности и так далее, не может что-то поменять, то, что ему определенно Всевышним.
Войска Хулагу хана во главе, которого был опытный военачальник Китбуга, летом 1260 года двинулись на завоевание Египта. В то время правил этим государством Султан Кутуз. Благодаря твердому вероубеждению этого правителя мусульман, ему удалось вдохновить своих подданных на самоотверженность во имя религии Ислам. Верующие приложили огромные усилия, пожертвовали свое имущество, чтобы хорошо снарядить войско, которое сплотилось вокруг цели, дать достойный отпор жестоким и беспощадным язычникам варварам. Аллах Роббиль иззат даровал мусульманам великую победу, они полностью разбили монгольское войско, где также в битве был убит их военачальник Китбигу.
Сделаем небольшое сравнение. В одной из версий описания падения Багдада, историк-путешественник Марко Поло повествует, что Халифа Мустасима поместили в помещение, где хранилось золото и другие сокровища, то есть казна этой страны. Монголы были изумлены огромными богатствами в хранилищах государства, и плачевным состоянием жизни его народа. И что при таких возможностях и наличии материальных средств, правитель не подготовил и не экипировал войско, для защиты отчизны. С этого захватчики сделали выводы, о скупости халифа Мустасима, и его держали среди сокровищ и золота, и не давали пить и есть, пока не оборвалась его жизнь. Напротив Султан Кутуз реализовал все свое имущество, и все эти материальные средства направил для продовольственных нужд жителей Египта и его войска. Султан Кутуз не жил в роскоши, и его существование ни чем не отличалось, от жизни простых людей и воинов его отчизны. Также он плечом к плечу сражался рядом со своими братьями. Ведь он скрупулезно изучил образ жизни Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и сделал для себя это нормой для существования.
Верующие должны изучать историю человечества, глубоко понимать, анализировать и делать позитивные выводы из сложившихся ситуаций. Почему Всевышний дает одним Своим рабам победу, славу и почет, а кому-то страшное поражение, жуткое унижение и ужасное порабощение. Таких событий для сравнения можно привести немало. Мусульмане нашего региона, попали под гнет коммунистов, фашистов, социалистов и многих разных идеологических мировоззрений. Мусульманская община до сих пор не может избавиться от отголосков того негативного прошлого. А в новой истории человечества войны в Афганистане, Ираке, Сирии, немалое количество жертв среди мирного населения, разрушенные города и дома, разбитые судьбы, огромное количество иммигрантов.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «كُنْت خَلْفَ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَوْمًا، فَقَالَ: يَا غُلَامِ! إنِّي أُعَلِّمُك كَلِمَاتٍ: احْفَظْ اللَّهَ يَحْفَظْك، احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَك، إذَا سَأَلْت فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْت فَاسْتَعِنْ بِاَللَّهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوك بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَك، وَإِنْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوك بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْك؛ رُفِعَتْ الْأَقْلَامُ، وَجَفَّتْ الصُّحُفُ». رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.
وَفِي رِوَايَةِ غَيْرِ التِّرْمِذِيِّ: احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ أمامك، تَعَرَّفْ إلَى اللَّهِ فِي الرَّخَاءِ يَعْرِفُك فِي الشِّدَّةِ، وَاعْلَمْ أَنَّ مَا أَخْطَأَك لَمْ يَكُنْ لِيُصِيبَك، وَمَا أَصَابَك لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِئَك، وَاعْلَمْ أَنَّ النَّصْرَ مَعَ الصَّبْرِ، وَأَنْ الْفَرَجَ مَعَ الْكَرْبِ، وَأَنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا
Передается от Абдуллах бин Аъббас (родзи Аллаху аънхума), «Однажды когда я сидел верхом позади Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, и он сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: «Вспоминай и восхваляй Аллаха азза ва Джаля, и Он будет хранить тебя, соблюдай предписания Аллаха азза ва Джаля и сторонись запретов Его, и ты обнаружишь Его перед собой. Если появится потребность в чем-либо, проси только у Аллаха азза ва Джаля. Если нужна будет помощь, обращайся за ней только к Аллаху азза ва Джаля, и знай, что если все люди в мире соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь благое, они смогут принести тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом азза ва Джаля. И если соберутся все люди вместе, чтобы нанести тебе вред, они навредят тебе лишь в том, что было предписано тебе Аллахом азза ва Джаля, так как перья уже подняты, а свитки высохли». (приводится имамом Ат-Тирмизи).
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِۦ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُۚ وَمَن يُشْرِكْ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱفْتَرَىٰ إِثْمًا عَظِيمًا
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или: менее тяжкие) грехи, кому пожелает из Своих рабов. Кто же измышляет сотоварищей к Аллаху, тот совершает великий грех и никогда не получит прощения Аллаха. (сура «Ан-Ниса», аят 48).
Господь миров извещает, что если кто-то из рода человеческого придает к Нему сотоварищей, и оставит этот мир на этих убеждениях, то такой грех, прощению Аллаха азза ва Джаля не подлежит. Всевышний, по Своей милости, может простить другие тяжкие грехи, руководствуясь Своей Мудростью. Есть много факторов, способствующих прощению грехов, которые уступают по своей тяжести многобожию. Среди них - праведные поступки, смывающие злодеяния; мирские трудности, искупающие грехи; промежуточная жизнь после смерти вплоть до воскрешения; события Судного дня; молитвы праведных друг за друга; заступничество, кому будет дозволено. Помимо всего прочего есть еще огромная милость Аллаха Субхана ва Тааля, которой удостаивается каждый верующий, поклоняющийся одному Творцу всего сущего.
Но если человек приобщает к Аллаху Роббиль иззат сотоварищей, то он закрывает перед собой двери прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожия, и никакие несчастья не искупают его прегрешения. А в День воскресения у него не будет ни заступников, ни близких друзей. Поэтому Создатель Вселенной сказал, что всякий, кто приобщает к Нему сотоварищей, измышляет великий грех и совершает ужасное преступление.
Разве не является самой большей несправедливостью, чем приравнивание беспомощного творения, созданного из праха и обладающего бесчисленными недостатками. Не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением, со Всемогущим Аллахом Роббиль иззат. Который обладает абсолютным совершенством и не нуждается в Своих созданиях. Ведь только лишь Он способен принести пользу и причинить вред, одарить щедротами и лишить благ. Единственным, Кто одаряет творения благами? Разве может быть более чудовищная несправедливость? По этой причине многобожники, идолопоклонники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения, если даже у них были добрые деяния.
وَلَوْ أَنَّ أَهْلَ ٱلْقُرَىٰ ءَامَنُواْ وَٱتَّقَوْاْ لَفَتَحْنَا عَلَيْهِم بَرَكَـٰتٍ مِّنَ ٱلسَّمَاءِ وَٱلْأَرْضِ وَلَـٰكِن كَذَّبُواْ فَأَخَذْنَـٰهُم بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُونَ
«Еслибыжители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали», (сура «Аль-Аъраф», аят 96)
Аллах Роббиль иззат сотворил всю Вселенную, все сущее. На что вы не обратите свой взор, во всем увидите Величие Создателя. Все прекрасные образы, пейзажи, везде присутствует гармония и утонченная изысканность. У каждого человека имеется восприятие и стремление к прекрасному, поэтому если человек в здравом уме, он не может не восхищаться необъятными просторами дневного неба, наслаждаться глубокими далями ночного пространства. Мы можем наблюдать голубое полотно с белыми пятнами облаков, темное раздолье освещаемое звездами, а при полной луне восхитительным томным ее светом. Вся эта красота небес мелькает перед нашим зрением, а наша земля, по которой мы ходим, лежим на траве, вдыхая благоухания свежего воздуха и пьянящего аромата цветов, отдыхаем в тени непроходимых лесов, нежим свое тело в водах озер и морей, смотрим с высоты, находясь на вершинах гор. Радуемся первым лучам солнца, прохладному дождю, с упоением наблюдаем за падающим снегом, восторгаемся ощущением свежести слабого ветра. Аллах Табарока ва Тааля записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет, до того, как Он создал небеса и землю. На все только Его Воля и Совершенная Мудрость.
Ислам - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.
Не распространяйте на земле нечестия, совершая грехи, после того, как она приведена в порядок, вследствие благих деяний. Грехи и неповиновение лишают нравственности, разрушают благодеяния и губят материальное состояние. Если люди жили праведно, и их постигли трудности, это испытание, но если греховные деяния преобладали – это явно наказание. Поэтому пока не поздно многим людям нужно сделать покаяние.
Мы мусульмане должны ясно понять и осознать, что мы не идеальны. Наш образ жизни, наша окружающая действительность, одеяния женщин и мужчин, внебрачные связи, человечество перестало считать прелюбодеяние, гомосексуализм мужской и женский страшными грехами. Распадаются семьи, дети становятся жертвами неурядиц их родителей. Ненормальная и тяжелая обстановка в семьях становится причиной многих психических расстройств у детей, которая ведет к увеличению детской преступности. Употребление алкоголя стало обыденным атрибутом в общении людей, многие общественные мероприятия не проходят без распития спиртных напитков. Немало людей впало в наркотическую зависимость, если заглянуть в статистические данные, очень незначительное количество больных этой заразой, смогли вылечиться от этого заболевания. А сколько молодых людей, которые употребляли наркотики, уже покинули этот мир, так и не дожив до тридцатилетнего возраста. От запретных финансовых взаимоотношений (деньги под проценты), в мире страдают около восьмидесяти процентов людей. Занятость тем, что не приносит ни пользы для этой жизни, не для ахирата. Мизерная часть людей выполняют предписания Господа миров. Поклонения (ибодаты), пятикратный намаз, могу сказать за нашу страну, их всего два процента людей. И даже у нас соблюдающих не всегда имеется концентрация и сосредоточенность в поклонении. Наши недостатки можно перечислять долго, но каждый знает свои отклонения.
عَنِ ابْنِ مَسْعُوْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: أَلَا وَ إِنَّ الرُّوْحَ الْأَمِيْنَ نَفَثَ فِی رُوْعِی أَنَّهُ لَيْسَ مِنْ نَفْسِ تَمُوْتُ حَتّٰ تَسْتَوْفِیَ رِزْقَهَا، فَاتَّقُوا اللّٰهَ وَ أَجْمِلُوا فِی الطَّلَبِ وَلَا يَحْمِلَنَّكُمُ اسْتِبْطَاءُ الرِّزْقِ أَنْ تَطْلُبُوا بِمَعَاصِی اللّٰهِ فَإِنَّهُ لَا يُدْرَكُ مَا عِنْدَ اللّٰهَ إِلَّا بِطَاعَتِهِ
Передается от Абдуллох ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Джибраиль аляйхи ва салям, исполняя Волю Аллаха азза ва Джаля, внушил мне в сердце, что ни одна душа не умрет, пока не израсходует полностью удел. Так бойтесь Аллаха. И выбирайте праведный путь для получения удела. И пусть задержка вашего пропитания не вынуждает вас добывать его путем греха. Нельзя получить того, что у Аллаха азза ва Джаля, без покорности Ему». (Шарх ас-сунна).
Самый верный и наилегчайший способ снискать благоволение Всевышнего - это искреннее раскаяние перед Ним, обращение к Нему с мольбой о прощении, смирение, покорность и бескорыстное поклонение. Воистину, нет более надежного пути к Его милости и нисхождению.
Один ученый говорил: «О, люди! Существует три вида греха: грех, который прощается; грех, который не прощается; и грех, в котором есть надежда на прощение и страх получить наказание. Прощающийся грех – это грех человека, которого Всевышний наказал за ослушание в этом мире. И Аллах Роббиль иззат, великодушнее и щедрее, чтобы наказывать дважды. Не прощающийся грех – это зло в ущемление прав других. Поистине, когда Всевышний посредством Пророков аляйхи ва салям, и предписаний был представлен перед своими творениями, сказав: «Клянусь Своим Величием и Мощью, что не оставлю без наказания ни малейший гнет угнетателя: ни удара кулаком, ни прикосновения рукой, ни удара рогатого животного на безрогого». Следовательно, возмещайте причиненное зло другим, чтобы полностью искупить вину в этом мире и предстать в День Суда, очистившимися от прегрешений. И последний – это грех, который Аллах Субхана ва Тааля скрывает от других, давая возможность грешнику покаяться. Здесь, раскаивающийся боится не получить прощение, и все равно уповает на всеобъемлющую милость Господа миров.
إِنَّ ٱلْمُتَّقِينَ فِى مَقَامٍ أَمِينٍ
«Воистину, богобоязненные пребудут в безопасном месте» (сура «Ад-Духон, аят 51).
Слово «таква» означает защита, оберегание, то есть охранять душу, от всего, что может ей навредить в будущей жизни, то есть иметь страх и боязнь перед Аллахом Роббиль иззат, нарушить границы запретного. Мусульмане все свои действия, начинают с поминания имени Аллаха Милостивого и Милосердного, то есть у нас в подсознании заложено, что Создатель Вселенной проявляет к нам огромную милость. Поэтому нужно понять, что мы не должны бояться Абсолютного Могущества и Величия Всевышнего, или наказания джаханнама (ада), а потерять милость и любовь, внимание и довольство Аллаха Табарока ва Тааля. Бояться потерять иман (веру в Аллаха азза ва Джаля), придать Ему сотоварищей, и чтобы в наших деяниях сторониться каъбаийр (великих) и саъгийр (малых) грехов. Разве не является огромной несправедливостью и неблагодарностью поклоняться не Творцу всего сущего, а чему-то другому, что так же создано Им.
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَانًا إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُوْلَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا وَمَن تَابَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَإِنَّهُ يَتُوبُ إِلَى اللَّهِ مَتَابًا
«Рабы Милостивого искренне поклоняются Аллаху Единому и не поклоняются другому божеству наряду с Аллахом. Они не убивают душу, которую Аллах запретил убивать, иначе как по праву - по закону Аллаха, - если она заслуживает это. Рабы Милостивого не прелюбодействуют, а придерживаются только того, что разрешено шариатом Аллаха, чтобы спастись от наказания за эти губительные грехи. Ибо тот, кто творит эти грехи, подвергнется мучительной каре».
«Он (грешник) подвергнется двойной каре в День воскресения и будет вечно пребывать в этом унижении».
«Но тем, кто раскаялся в своих грехах, искренне уверовал в Аллаха и повиновался Ему, совершая добрые дела, - этим Аллах прощает грехи по Своему милосердию и заменит их скверные деяния благими деяниями, за которые Он им воздаст лучшей наградой. Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный!»
«Тот, кто раскаялся в своих грехах, искренне, всей душой повинуется Аллаху и избегает грехов, у того Аллах примет раскаяние, и своим покаянием он вернется к Аллаху, обращаясь к Нему, после отклонения». (сура «Аль Фуркон», аяты 68-71).
عَنْ بُرَيْدَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: قَتْلُ الْمُؤْمِنِ أَعْظَمُ عِنْدَ اللّٰهِ مَنْ زَوَالِ الدُّنْيَا. رواه النساءی بابتعظيم الدم
Передается от Буройда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Убийство мусульманина, более тяжко перед Аллахом, чем конец этого мира». (приводится в сборниках имама Насаи).
عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ الخدْرِیِّ وَأَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا يَذْكُرَانِ عَنْ رَسُوْلِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: لَوْ أَنَّ أَهْلَ السَّمَاءِ وَأَهْلَ الْرضِ اشْتَرَكُوا فِی دَمِ مُؤْمِنٍ لَأَكَبَّهُمُ اللّٰهُ فِی النَارِ. رواهُ الترمذی وقال: هَذا حديث غريب، بابب الحكم فَی الدماء
Передается от Абу Саъид Худри и Абу Хурайра (родзи Аллаху аънхум) что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если все обитатели небес и земли будут участвовать в пролитии крови верующего, то и тогда Аллах азза ва Джаля бросит всех лицом вниз в джаханнам». (Приводится имамом Тирмизи).
وَإِنَّ هَـٰذِهِۦٓ أُمَّتُكُمْ أُمَّةً وَٰحِدَةً وَأَنَا رَبُّكُمْ فَٱتَّقُونِ
«Воистину, ваша религия - религия единая, а Я - ваш Господь. Бойтесь же Меня!», (сура «Аль-Муъминун», аят 52).
О Посланники! Ваша община - община единая, которая исповедует одну религию и поклоняется одному Аллаху азза ва Джаля. Поэтому будьте богобоязненны, выполняя повеления своего Господа и избегая Его запретов. Эти предписания распространяются не только на Посланников аляйхи ва салям, но и на всех остальных мусульман, которые берут пример у Посланников аляйхи ва салям, и следуют по их стопам.
وَلَا تَقْرَبُواْ ٱلزِّنَىٰٓۖ إِنَّهُۥ كَانَ فَـٰحِشَةًۭ وَسَآءَ سَبِيلاًۭ
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем». (сура «Аль-Исро», аят 32).
Создатель всего сущего не просто запрещает совершать прелюбодеяние, Он заповедует не приближаться к этому греху. А это значит, что Аллах Табарока ва Тааля накладывает запрет на любые поступки, которые подталкивают человека к совершению прелюбодеяния, или все, что может закончиться совершением этого греха. Воистину, если человек ходит вокруг заповедной земли, на которую ему не позволено ступать, то недалек тот час, когда он ступит на эту землю. Все это в полной мере можно отнести к прелюбодеянию, поскольку сердца многих людей испытывают тягу к этому отвратительному поступку.
Господь миров называет прелюбодеяние мерзостью, потому что омерзительность этого прегрешения признается не только шариатом, но и здравым смыслом и человеческим подсознанием. Совершая этот грех, человек нарушает свои обязанности перед Аллахом Субхана ва Тааля, попирает права женщины, покушается на честь ее семьи или ее супруга. В результате оскверняется супружеское ложе, запутываются родословные и возникают многие другие порочные последствия. Воистину, прелюбодеяние - это скверный путь, и каждый уверовавший в Творца Вселенной, должен избегать смотреть на чужих женщин. Вести с ними разговоры, избегать оставаться с ними наедине, а самое важное осознать пагубность этого крайне негативного деяния.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ: مَا ظَهَرَ الْغُلُولُ فِي قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا أُلْقِیَ فِی قُلُوبِهِمُ الرُّعْبُ وَلَا فَشَ الزِّنَا فِ قَوْمٍ قَطُّ إِلَّا كَثُرَ فِيْهِمُ الْمَوْتُ وَلَا نَقَصَ قَوْمَ الْمِكْيَالَ وَالْمِيْزَانَ إِلَّا قَطِعَ عَنْهُمُ الرِّزْقُ وَلَا حَكَمَ قَوْمٌ بِغَيْرِ الْحَقِّ إِلَّا فشَی فِيْهِمُ الدَّمُ وَلَا خَتَر قَوْمٌ بِالْعَهْدِ إِلَّا سُلِّطَ عَلَيْهِمُ الْعَدُوُّ. رواه الإمام مالك الموطأ، باب ما جاء فی الغلول
Передается от Абдуллах ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда в народе начинается растрата трофеев, то обязательно в их сердца вселяется страх перед врагом. Когда в народе распространяется прелюбодеяние, то обязательно у них увеличивается смертность. Когда в каком-либо народе обмеривают и обвешивают, то их пропитание урезается. Когда какой-то народ судит несправедливо, то среди них часто проливается кровь, Когда народ нарушает обещания, то их захватывают враги». (приводится в «Муата» имама Малика).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُواْ لِلّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (сура «Аль Бакара, аят 172).
Выдающийся ученый Аль-Фирузабади сказал о богобоязненности: «Если бы существовало в мире качество, приносящее большую пользу рабам и большую награду, лучше соответствующее покорности только Аллаху Табарока ва Тааля (убудийя), более значимое и великое, более достойное и приносящее больший успех, нежели это качество, то Аллах Роббиль иззат велел бы верующим стремиться к его обретению и побуждал бы к этому наиболее достойных из Своих рабов, учитывая Его совершенную мудрость и милость. А поскольку Творец всего сущего побуждает всех первых и последних из мусульман стремиться к приобретению именно этого качества, это означает, что именно богобоязненность является великой целью, и мы не можем пройти мимо или остановиться, не дойдя до нее. Богобоязненность - дар Аллаха Субхана ва Тааля тому, кто следует прямым путем. Кто покорился Ему, и творил добро.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете», (сура «Аль-Хашр», аят 18).
Богобоязненность - это степень полноценного, зрелого взаимодействия с исламом, иманом и ихсаном. Это состояние, при котором устанавливается гармония во взаимодействии разума с сердцем и органами тела. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что богобоязненность должна быть в сердце, а также что у человека есть кусок плоти, который если будет хорошим, то и все его деяния будут богобоязненными. Поэтому сердце (душу) нужно отчистить от гордости, зависти, лицемерия и всего негативного, а поместить в нем искренность, благодарность и любовь к Всевышнему.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: لا يزني الزاني حين يزني و هو مؤمن و لا يسرق السارق حين يسرق و هو مؤمن
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда верующий прелюбодействует, ворует или употребляет спиртное, то его иман (вера) покидает его. И Аллах азза ва Джаля может вернуть или лишить, человека самого ценного, но дверь покаяния открыта». (приводится в сборниках имама Муслима).
وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى وَمَا لِأَحَدٍ عِندَهُ مِن نِّعْمَةٍ تُجْزَى إِلَّا ابْتِغَاء وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى
«Отдален будет от него самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к довольству своего Всевышнего Господа», (сура «Аль Лайл»,
аяты17–20).
В сборнике «Сахих Аль-Бухари» приводит хадис со слов Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънху): «Не станет раб Аллаха по-настоящему богобоязненным до тех пор, пока не начнет оставлять все то, что рождает беспокойство в груди его».
يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِن تَتَّقُواْ ٱللَّهَ يَجْعَل لَّكُمْ فُرْقَانًا وَيُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّـَٔـاتِكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْۗ وَٱللَّهُ ذُو ٱلْفَضْلِ ٱلْعَظِيمِ
«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью». (сура «Ан-Анфаль», аят 29).
Богобоязненность верующих залог счастья и благоденствия. Аллах Роббиль иззат извещает, что благодаря этому качеству люди могут приобрести многочисленные блага как при жизни на земле, так и в другом мире.
Всевышний дарует способность отличать истину ото лжи. Под этим подразумеваются полезные знания и верное руководство, благодаря которым человек отличает прямой путь от заблуждения, истинные воззрения от ложных, дозволенное от запретного, счастливых праведников от несчастных грешников.
Прощение проступков и грехов. Великое вознаграждение и щедрая награда, уготованная для богобоязненных верующих, которые отдавали предпочтение довольству Аллаха Субхана ва Тааля перед собственными желаниями.
عَن حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: وَالَّذِیْ نَفْسِی بِيَدِهِ لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُفِ وَ لْتنْهَرُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، أَوْ لَيُوْشِكَنَّ اللّٰهُ أنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلَا يَسْتَجِيْبُ لَكُمْ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن، باب ما جاءفی ا لأمر بالمعوف والنهی عن المنكر، رقم
Передается от Хузайфа бин Яман (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Клянусь Тем, в Могуществе которого моя жизнь, вы должны приказывать людям добро и отстранять их от запрещенного, иначе Аллах азза ва Джаля пошлет на вас Свое наказание. Вы будете взывать к Нему, и Он не будет отвечать».
إِن يَنصُرْكُمُ ٱللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمْۖ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَن ذَا ٱلَّذِى يَنصُرُكُم مِّن بَعْدِهِۦۗ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам кроме Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие». (сура «Аль Имрон», аят 160).
Господь миров полновластно управляет всеми процессами, и вершит судьбы творений, и ни одна живая особь, не способна сдвинуться с места или замереть вопреки Его воле. Если же Аллах азза ва Джаля лишит вас поддержки и оставит вас один на один с вашими трудностями, то вы непременно окажетесь в тяжелом положении, даже если все творения придут к вам на помощь.
Из этого следует, что мусульмане обязаны молить Аллаха Табарока ва Тааля о помощи, уповать только на Него и не полагаться на свои собственные силы и возможности. Им хорошо известно, что Аллах - Единственный Помощник, и что упование на Него - это проявление веры в Господа миров. Чем сильнее верующие будут уповать, и полагаться на Всевышнего, тем больше укрепят свою веру.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبِیُّ ﷺ إِنَّ اللّٰهَ تَجَاوَزَلِی عَنْ أُمَّتِی مَا وَسْوَسَت بِهِ صُدُورُهَا مَالَمْ تَعْمَلْ أَوْتَكَلَّمْ. رواه البخاری، باب الخطا والنسيان فی العتاقة
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах Тааля прощает моей общине наущения, приходящие в сердце, которые человек не совершает на деле или не произносит их языком». (приводится имамом Бухарий).
وَٱلَّذِينَ ٱهْتَدَوْاْ زَادَهُمْ هُدًى وَءَاتَـٰهُمْ تَقْوَٮهُمْ
«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность», (сура «Мухаммад», аят 17).
Аллах азза ва Джаля говорит о судьбе тех, кто идет праведным путем, верует в Господа миров, покоряется Ему и совершает угодные Ему поступки. Таких верующих, Аллах Табарока ва Тааля непременно вознаградит за их добрые дела, и даст возможность (тоуфик) на новые благодеяния и убережет от зла.
Маймун ибн Михран говорил: «Не станет раб Аллаха Роббиль иззат богобоязненным до тех пор, пока не начнет спрашивать с души своей так же, как спрашивает своего товарища, откуда у него все материальные блага (еда, одежда и так далее)».
عَنْ أَبي هُرَيْرَةَ يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ: إِذَا زَنَى الرَّجُلُ خَرَجَ مِنْهُ الإِيمَانُ، كَانَ عَلَيْهِ كَالظُّلَّةِ، فَإِذَا انْقَطَعَ رَجَعَ إِلَيْهِ الإِيمَانُ.رواه أَبو دَاودْ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек совершает прелюбодеяние, вера выходит из него и становится подобной облаку, а когда он прекращает, вера возвращается к нему». (приводится Абу Даудом).
وَمَا تَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ يَعْلَمْهُ ٱللَّهُۗ وَتَزَوَّدُواْ فَإِنَّ خَيْرَ ٱلزَّادِ ٱلتَّقْوَىٰۚ وَٱتَّقُونِ يَـٰأُوْلِى ٱلْأَلْبَـٰبِ
«Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» (сура «Аль Бакара», аят 197).
Самым полезным, что может приготовить человек, которое поможет ему как в этом мире, так и после ухода из жизни, является богобоязненность. Этот припас позволяет ему спокойно отправиться в путешествие в мир иной и, добравшись до настоящего блаженства, вечно наслаждаться самыми удивительными благами. Если же человек не запасается таква, то он не сможет достичь конечной цели своего путешествия, не попадет в обитель богобоязненных праведников и окажется обреченным на несчастное пристанище. Аллах Роббиль иззат повелел благоразумным людям бояться Его, поскольку первым, к чему призывает здравый разум, является страх перед Создателем всего сущего. И если человек не исповедует богобоязненность, то это свидетельствует о его невежестве и безрассудстве.
عَنْ عَمْرِو بْنِ عَبَسَةَ رَضِیَ عَنْهُ قَالَ: فَأَیُّ الإِيْمَانِ أَفْضَلُ؟ قَالَ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ: الْهِجْرَةُ، قَالَ: فَمَا الْهِجْرَةُ؟ قَالَ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ: تَهْجُرُ السُّوْءَ. (وهو بعض الحديث) رواه أحمد
Передается от Аъмр бин Аъбаса (родзи Аллаху аънху), что у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Какой иман самый лучший?» Он ответил: «Хиджра». Он спросил: «Что такое хиджра», Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Оставлять плохие поступки». (муснад Ахмад).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!», (сура «Аль Имрон», аят 102).
Один из ученых говорил: «Не смотри на степень греха, который вы совершаете (будь он великий, каъбаир, или маленький, саъгир), разве не должно вас беспокоить, Кого вы ослушаетесь». Люди не выполняют вовремя молитву, или вообще не соблюдают это поклонение (ибодат), не все дни проводят в посте в месяц Ромадзан, у них есть определенный материальный достаток, а они не хотят выделять финансовые средства на зякат. Большая милость они отстранились от пагубных грехов, но многие из них совершают прегрешения, которые могут перерасти в страшные грехи. Кто может быть уверенным, что не потеряет самое ценное, что имеют, веру в Творца Вселенной, надежда очень призрачна.
عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ سَأَلَهُ رَجُلٌ فَقَالَ: يَارَسُولَ اللّٰهِ! مَا الإِيْمَانُ؟ قَالَ: إِذَا سَرَّتْكَ حَسَنَتُكَ وَسَاءَتْكَ سَيِّنَتُكَ فَأَنْتَ مُؤْمِنٌ. (الحديث) رواه الحاكم وصحيحه، ووافةه الذهبی
Передается от Убу Умама (родзи Аллаху аънху), что один человек спросил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Что такое иман?» Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Если твой благой поступок радует тебя, и плохой поступок огорчает тебя, то тогда ты верующий». (мустадрак Хаким).
يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱدْخُلُواْ فِى ٱلسِّلْمِ كَآفَّةً وَلَا تَتَّبِعُواْ خُطُوَٰتِ ٱلشَّيْطَـٰنِۚ إِنَّهُۥ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ
«О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас - явный враг», (сура «Аль Бакара», аят 208).
Нуждается Аллах Субхана ва Тааля в наших ибодатах? Все эти поклонения (намаз, уроза, закят, то есть молитва, пост, очистительная подать), отстранение от всех грехов и прегрешений, огромная мудрость Всевышнего и Его огромная милость к нам. Каждый здравомыслящий человек, если здраво будет рассуждать, рассматривая все вопросы запретов Аллаха азза ва Джаля через призму общепринятых ценностей, которые вытекают из религии, которая дарована нам Господом миров.
Что такое этика нравов – это определенная форма благочестивого поведения у человека. Говоря об этике, некоторые ученные оценили ее, как изучение морали, и нравственности. Если кто-то, какое-то правило берет за обычай, то это становится этической нормой поведения. Например, если у людей входит в привычку постоянно делать добро, и оно становиться обыденным делом, то это утверждается, как моральные нормы, или систематизированными дисциплинами нравственности.
Этические нормы в религии Ислам, не могут идти в разрез и противоречить общепринятой нравственности. Все, к чему призывает наша религия, является благом, и почитается для всех добром, а от чего она требует отстраниться, то есть зло, оно повсеместно приносит для всего общества огромный вред. Поэтому требование религии в правилах и нормах поведения, являются важными этическими принципами, и считается существенной, высоконравственной моралью. Этика в жизни по своей природе вытекает из нашей религии. Нравственность в поведении, в отношениях с окружающими, если у верующего не станет благой, значит и вера у этого человека считается несовершенной.
Разве атеизм, убийство, прелюбодеяние, воровство, ростовщичество, обман и многие другие страшные пороки нынешнего и предыдущего обществ, не огромное зло. Никакое цивилизованное государство не воспринимает эти людские отклонения, правда, к большому сожалению, по некоторым вопросам, уже моральные устои отдельных стран, дают сбой в сторону грубых отклонений от нравственности, и позорной стороной образа жизни, какой-то группы мутированных особей человечества.
Господь миров обязует верующих, принять все каноны Ислама полностью. Вовремя и со всей строгостью выполнять все предписания, и полностью отстраниться от всего запретного. Отстраниться от желаний и страстей своего нафса (эго), и не следовать наущениям сатаны (шайтона), который является явным врагом всего человечества.
عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَفْلَحَ مَنْ أَخْلَصً قَلْبَهُ لِلإِيْمَانً وَجَعَلَ قَلْبَهُ سَلِيْمًا وَلِسَانَهُ صَادِقًا وَنَفْسَهُ مُطْمَءِنَةً وَخَلِيْقَتَهُ مُسْتَقِيْمَةً وَجعَلَ أُذْنَهُ مُسْتَمِعَةً وَعَيْنَهُ نَاظِرَةً. (الحديث) رواه أحمد
Передается от Абу Зарр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, преуспел тот, кто предал свое сердце иману, и сделал его непорочным, и свой язык правдивым, и свою душу удовлетворенной (вспоминанием и покорностью Аллаху азза ва Джаля). И исправил свой нрав, и сделал свои уши слышавшими истину, и глаза видящими истину». (муснад Ахмад).
بَلَى مَنْ أَوْفَى بِعَهْدِهِ وَاتَّقَى فَإِنَّ اللّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ
«О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных», (сура «Аль Имрон», аят 76).
Али Абу Толиб (родзи Аллаху аънху) оценивая богобоязненность говорил:
الخَوْفُ مِنَ الْجَلِلْ وَ عَمَلُ مِنَ الْتَنْزِيلْ وَ رِضَاءٌ مِن قَلِيلْ وَ إِسْتِعْدَادٌ مِنَ الرَّحِيمْ
«Это иметь страх перед Величественным, следовать тому, что ниспослано Им в Его Книге, быть довольным даже тем малым, чем тебя наделил Создатель, и скрупулезно готовиться к Судному дню.
Бояться Аллаха Роббиль иззат, это бояться потерять довольство Всевышнего. Чтобы быть богобоязненными, значит, мы должны выполнять следующие условия:
1. Бояться ослушания Господа миров.
2. В своей жизни строго придерживаться всего, что нам предписал Аллах Субхана Тааля, (то есть строить жизнь по канонам религии Ислам).
3. Быть благодарным тем, что Творец нам дал (проявлять довольство своей судьбе, и имеющемуся ризку).
4. Тщательно готовиться к Судному дню.
5. Сдерживать гнев (контролировать свои эмоции). Сильный не тот, кто может одолеть дюжину соперников, а тот, кто может подавить свой гнев.
6. Тратить на пути Аллаха Табарока ва Тааля. Каждому Создатель назначил определенный ризк (блага), и выделение даже каких-то мизерных средств, в зависимости от ваших возможностей, и являются вашими расходованиями на это великое дело.
7. Уметь прощать. Если кому то причинили обиду, или нарушили его права, и просят у него прощения, и он не принимает их извинения, должен знать, что Всевышний в Судный день лишит его Своей милости и прощения.
عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ دَخَلَ عَلَیَّ النَّبِیُّ ﷺ فَعَرَفْتُ فِی وَجْهِهِ أَنْ قَدْ حَضَرَهُ شَیْءٌ فَتَوَضَّأَ وَ مَا كَلَّمَ أحَدًا فَلَصِقْتُ بِالْحُجْرَةِ أسْتَمِعُ مَا يَقُوْلُ فَقَعَدَ عَلَی الْمِنْبَرِ فَحَمِدَ اللّٰهَ وَ أَثْنٰا عَلَيْهِ وَ قَالَ يَأَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللّٰهَ تَعَالٰی يَقُوْلُ لَكُمْ مُرُو ا بِالْمَعْرُوفِ وَإِنَّهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ قَبْلَ أنْ تَدْعُوْا فَلاَ أُجِيبَ لَكُمْ وَ تَسْأَلُوْنِیْ فَلاَ أُعْطِيَكُمْ وَ تَسْتَنْصِرُوْنِیْ فَلاَ أَنْصُرَكُمْ فَمَا زَادَ عَلَيهِنَّ حَتَّی نَزَلَ.رواه ابن ماجة وابن حبان في صحيحه كذا في التر غيب
Передается от Айши (родзи Аллаху аънха): «Однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям вошел в дом, и она заметила по его лицу, что произошло, что-то важное. Он ни с кем не разговаривал, и сделав омовение вошел в мечеть. Я, приложившись к стене, стала слушать, что он скажет. «О люди, истинно Аллах Тааля говорит вам приказывать людям добро и отстранять их от зла. Чтобы не настали такие времена, когда вы будете читать дуа, но Господь миров не будет принимать их, вы будете просить о своих нуждах, но Творец всего сущего не будет давать вам, вы будете просить Его о помощи против ваших врагов, но Он не будет помогать вам». Сказав это, он спустился с мимбара».
إِن يَنصُرْكُمُ ٱللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمْۖ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَن ذَا ٱلَّذِى يَنصُرُكُم مِّن بَعْدِهِۦۗ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие», (сура «Аль Имрон», аят 160).
عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب
Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху азза ва Джаля, Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них».
قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلَّا مَا كَتَبَ ٱللَّهُ لَنَا هُوَ مَوْلَـٰنَاۚ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он - наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха». (сура Ат-Тавба», аят 51).
Всевышний изобличает заблуждение лицемеров и повелевал Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям сказать: «Нас постигнет только то, что уже предписано Аллахом Субхана ва Тааля и записано в Хранимой скрижали. Создатель Вселенной покровительствует верующими и устраивает их мирские и духовные дела. Они должны быть довольны своей судьбой, потому что не распоряжаются ею по собственному усмотрению. И пусть праведные, которые желают снискать благо и избежать несчастий, уповают на одного Аллаха Роббиль иззат, и верят и надеются на Его поддержку. Надежды того, кто уповает и полагается на Него, никогда не будут обмануты. А грешники, которые уповают на иных покровителей, будут оставлены без поддержки Творца всего сущего, и не смогут достичь желаемого».
عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: أَلاَ وَاِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَاِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ
Передается от Нуъман ибн Башира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Знайте! Поистине, в теле человека имеется кусок мяса. Если оно будет здоровое, то все тело будет пребывать в здравии, когда оно будет испорченным, тогда все тело будет больным. Поистине этот кусок плоти - кольб (душа)». (приводится пятью имами).
وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا
«Тому, кто страшится Аллаха, исполняя то, что Он приказал, и отказываясь от того, что Он запретил, Аллах даст добрый выход из любого трудного положения», (сура «Ат-Талак», аят 2).
У многих людей нашей современности в подсознании кроется негативная мысль, что не будет Судного дня, и следуют своим страстям и желаниям, делают, что им заблагорассудится. Здравомыслящие люди должны понять, разве не справедливо, чтобы убийцы и насильники и им подобные получили по заслугам, и неужели великодушные и добрые люди за свои благие деяния не должны получить щедрые награды. За малейшее зло и добро, каждый получит воздаяние от Господа миров.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: وَاللّٰهِ إِنِّي لَأَسْتَغْفِرُ اللّٰهَ وَ أَتُوبُ إِلَيْهِ فِي الْيَوْمِ سَبْعِينَ مَرَّةً. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день»
Испрашивая у Всевышнего Аллаха прощения, человек заново переживает свой грех, чувствует свою вину и ощущает связь с Творцом всего сущего, надеясь обрести Его милость. Поэтому выспрашивание прощения присуще богобоязненным верующим. Богобоязненный верующий постоянно ощущает связь с Господом миров и чувствует, что Аллах азза ва Джаля наблюдает за ним и что Аллах Субхана ва Тааля – Прощающий, и Он прощает грешников и делающих упущения.
فَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَهُ وَمَن يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَهُ
Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.
И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его. (сура «Аз-Зульзиля», аят 7-8).
Статью приготовил Рузметов Еркин
(в статье использован тафсир «Аль – Мунтахаб»).