بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
Отличительные черты религии Ислам перед другими религиями
(из лекций устоза Кабылбека Алипбайулы).
ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِى وَرَضِيتُ لَكُمُ ٱلْإِسْلَـٰمَ دِينًا
Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. (сура «Аль-Маъида).
Аллах азза ва Джаля усовершенствовал для верующих религию, одарил их великим благом Исламом, усовершенствовал все стороны мусульманского Шариата, окончательно утвердил его основные и вспомогательные каноны и принципы. Если люди будут следовать Корану и Сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, то им будет этого достаточно, для того, чтобы осознать все законы Всевышнего и обрести счастье в этой и будущей жизнях.
9. В религии Ислам вменено в обязанность иметь, и следовать знаниям.
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى أَن رَّآهُ اسْتَغْنَى إِنَّ إِلَى رَبِّكَ الرُّجْعَى أَرَأَيْتَ الَّذِي يَنْهَى عَبْدًا إِذَا صَلَّى أَرَأَيْتَ إِن كَانَ عَلَى الْهُدَى أَوْ أَمَرَ بِالتَّقْوَى أَرَأَيْتَ إِن كَذَّبَ وَتَوَلَّى أَلَمْ يَعْلَمْ بِأَنَّ اللَّهَ يَرَى
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее.
Он сотворил человека из сгустка крови.
Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный.
Он научил посредством письменной трости –
Научил человека тому, чего тот не знал.
Но нет! Человек преступает границы дозволенного,
Когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается.
Но к твоему Господу предстоит возвращение.
Видел ли ты того, кто мешает
Рабу, когда тот молится?
Как ты думаешь, а вдруг он был на правом пути
Или призывал к богобоязненности?
Как ты думаешь, а вдруг он счел ложью истину и отвернулся?
Неужели он не знал, что Аллах видит его?» (сура «Аль-Аляк», аяты 1-14).
Эта сура была ниспослана Аллахом Роббиль иззат первой. Создатель дал людям разум для восприятия действительности и все, что нас окружает. Чтение Писаний Господа миров дает познать Истину. Эта великая милость, которой Аллах Роббиль иззат одарил Своего Посланника соллаллоху аляйхи ва салям. Ему было даровано Писание - это Великий Коран и мудрое напоминание. Оно разъясняет все сущее и заключает в себе знания первых и последних поколений. Под мудростью, согласно одному из толкований, подразумевается Сунна. Один из наших праведных предшественников сказал: «Сунна была ниспослана Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям наряду с Кораном». Согласно другому толкованию, мудрость - это знание тонкостей шариата, превосходящее знание одних только законов и предписаний, и умение расставлять все по своим местам.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ يَعْنِی ابْنَ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: إِذَا أَرَادَ اللّٰهُ بِعَبْدٍ خَيْرًا فَقَّهَهُ فِی الدِّيْنِ، وَأَلْهَمَهُ رُشْدَهُرواه البزار والطبرانی فی الأ وسط والكبير
Передается от Абдуллах бин Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда Аллах желает человеку добра, то он дает ему понимание религии и внушает свое руководство». (приводится имамом Баззаром и Табароний).
وَيَرَى ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلْعِلْمَ ٱلَّذِى أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ هُوَ ٱلْحَقَّ وَيَهْدِى إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلْعَزِيزِ ٱلْحَمِيدِ
«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (сура «Саба», аят 6).
Верующие осознают, что повеления и запреты Аллаха азза ва Джаля ведут людей к истинному пути, побуждают их делать добро родителям, родственникам и всем остальным творениям, помогают им избавиться от негативных качеств, которые оскверняют душу. Греховные поступки лишают человека вознаграждения, позволяют ему без угрызений совести покушаться на жизнь, имущество и честь окружающих, подталкивают его к многобожию, прелюбодеянию, ростовщичеству, и многим другим грехам. Всевышний констатирует превосходство и достоинства мусульман, обладающих глубокими знаниями о повелениях и запретах своего Господа.
عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّ ﷺ يَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه، رقم
Передается Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других». (приведено имамом Бухарий).
وَلِيَعْلَمَ ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلْعِلْمَ أَنَّهُ ٱلْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَيُؤْمِنُواْ بِهِۦ فَتُخْبِتَ لَهُۥ قُلُوبُهُمْۗ وَإِنَّ ٱللَّهَ لَهَادِ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِلَىٰ صِرَٰطٍ مُّسْتَقِيمٍ
«Пусть знают те, кому даровано знание, что это - истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь». (сура «Аль Хадж», аят 54).
Аллах Табарока ва Тааля верующих одаривает знанием, благодаря которому они отличают истину от лжи, прямой путь - от заблуждения. Они узнают истину, которую утверждает Создатель Вселенной, и выявляют ложь, которая появляется, но непременно сводится на нет. И происходит это для того, чтобы они знали, что Мудрость Аллаха Роббиль иззат абсолютна. Он предписал людям пройти через испытания, которые выявляют добро и зло, которые таятся в человеческих сердцах. И благодаря этому знанию люди обретают веру, а затем они отвергают навязываемые им сомнения, и это еще больше усиливает их веру и убежденность. Их сердца переполняются смирением и покорностью перед Мудростью Господа миров, и все это является результатом того, что только Он наставляет этих людей на праведный путь.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ: أَلَا إِنَّ الدُّنْيَا مَلْعُونَةٌ مَلْعُونٌ مَا فِيْهَا إِلَّا ذِكْرُ اللّٰهِ وَمَا وَالَاهُ وَعَالِمٌ أَوْ مُتَعَلِّمٌ. رواهالترمذي وقال: هذا حديث حسن غريب، باب منه حديث إن الدنيا ملعونة، رقم
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Слушай внимательно! Весь мир и все, что в нем есть проклято (то есть лишено милости Аллаха), кроме трех: зикра (поминания) Аллаха, и всего, что приближает к Нему, ученого и ученика религиозных знаний». (приведено имамом Тирмизий).
هَـٰذَا بَلَـٰغٌ لِّلنَّاسِ وَلِيُنذَرُواْ بِهِۦ وَلِيَعْلَمُواْ أَنَّمَا هُوَ إِلَـٰهٌ وَٰحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُوْلُواْ ٱلْأَلْبَـٰبِ
«Это - послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом». (сура «Ибрахим», аят 52).
Передается от Муъаза ибн Джабаля (родзи Аллаху аънху): «Обретайте знания, ведь, поистине, их наличие в человеке - благоговение пред Аллахом Субхана ва Тааля. Стремление к ним - поклонение (ибадат), повторение их - восхваление Аллаха Роббиль иззат, поиск их - джихад, обучение им того, кто ими не обладает – милостыня. Расходование их для тех, кто ими обладает, - приближение к Аллаху азза ва Джаля, ибо они - знаки разрешенного (халяль) и запретного (харам), освещение путей обитателей Рая. Они также благой друг в одиночестве, друг на чужбине, собеседник в уединении, проводник в радости и в горе, оружие против врагов, краса среди сотоварищей. Ими Аллах Табарока ва Тааля возвышает народы, делая их предводителями в благом, и их вождями, по следам которых ступают, берут в пример их деяния, и внемлют их мнению. Ангелы желают дружить с ними и гладят их своими крыльями. И для них просит прощения все живое и неживое, и обитатели моря, и его живность, и хищники и скот на суше, ибо знание - оживление сердец от невежества, светила для ока во тьме. Верующий достигает знанием степени избранных и высших уровней в этой жизни, так и в следующей. Размышление о нем равно соблюдению поста, обучение ему равно искреннему поклонению (молитве). Благодаря ему поддерживаются родственные узы, им познается предписанное и запрещенное. Внушают его счастливые, а отвергают его – несчастные».
أَفَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَـٰهَهُۥ هَوَٮهُ وَأَضَلَّهُ ٱللَّهُ عَلَىٰ عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَىٰ سَمْعِهِۦ وَقَلْبِهِۦ وَجَعَلَ عَلَىٰ بَصَرِهِۦ غِشَـٰوَةً فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ ٱللَّهِۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (сура «Аль-Джасия», аят 23).
Заблудшие люди совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах Роббиль иззат, или нет. Всевышний не наставил их на путь Истины, потому что Ему прекрасно известно о том, что они недостойны, идти прямым путем. Их уши не внимают тому, что может принести им пользу, их сердца не испытывают желания делать добро, а глаза не способны увидеть и осознать Истину. Никто не сможет помочь таким людям, если Аллах Субхана ва Тааля закрыл для них двери, выводящие человека на прямой путь, и обрек их на вечное заблуждение. Но Господь миров не поступил с ними несправедливо - они сами были несправедливы к себе, и их злодеяния отдалили их от милости Аллаха азза ва Джаля. О люди! Неужели вы не станете делать то, что приносит вам пользу, и не прекратите совершать то, что навлекает на вас беду?
عَنْ أَبِي مُحَمَّدٍ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ»
حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، رَوَيْنَاهُ فِي كِتَابِ «الْحُجَّةِ» بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ
Передается от Абу Мухаммада Абдуллаха бин Аъмра бин аль-Аъса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел» (хадис-хасан, переданный в книге «Аль-Худжджа» с достоверным иснадом).
Кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и истиной веры.
10. Кто живет в соответствии принципам религии Ислам, тому Аллах Роббиль иззат дает счастье в этой и будущей жизнях.
Религия - это Божественное установление, приводящее разумных людей к благу.
Ислам - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.
لَّا إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَ ٱلرَّحْمَـٰنُ ٱلرَّحِيمُ
«Ваш Бог - Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного». (сура «Аль Бакара», аяти 163).
Аллах азза ва Джаля - Единственный Господь миров. Ему одному присущи божественная сущность, прекрасные имена, совершенные качества и Он творит, что пожелает. Он не имеет ни сотоварищей, ни равных, и ни подобных Себе. Наряду с Ним нет других творцов или правителей во Вселенной. И только Аллах Табарока ва Тааля заслуживает поклонения.
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: ثَلَاثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلَاوَةَ الْإيمَا: مَنْ كَانَ اللّٰهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَمَنْ أَحَبَّ عَبْدًا لَا يُحِبُّهُ إِلَّا لِلّٰهِ وَمَنْ يَكْرَهُ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ بَعْدَ إِذْ أَنْقَذَهُ اللّٰهُ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُلْقَی فِي النَّاررواه البخارى، باب حلاوة الإيمان
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: «Любит Аллаха и Его Посланника больше всего остального, любит другого человека, имея цель найти только довольство Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не хочет быть ввергнутым в огонь». (приводится имамом Бухарий).
أَفَمَن شَرَحَ ٱللَّهُ صَدْرَهُۥ لِلْإِسْلَـٰمِ فَهُوَ عَلَىٰ نُورٍ مِّن رَّبِّهِۦۚ فَوَيْلٌ لِّلْقَـٰسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ ٱللَّهِۚ أُوْلَـٰئِكَ فِى ضَلَـٰلٍ مُّبِينٍ
«Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для ислама, кто на свету от своего Господа, (равен неверующему)? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении». (сура «Аз-Зумар», аяты 22).
Кому Аллах Субхана ва Тааля дал познать Его величие, осветил сердце верой, и последовать канонам Ислама, может быть равен тому, кто отказывается уверовать? Мусульманин озарен светом от своего Господа, то есть всегда готов покориться воле Аллаха азза ва Джаля, стремиться найти Его довольство, и усердствует в совершении благих дел. И горе тем, кто не обладает этими качествами, чьи сердца черствы к назиданиям Аллаха Роббиль иззат.
عَنْ أَبِي مُحَمَّدٍ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، رَوَيْنَاهُ فِي كِتَابِ «الْحُجَّةِ» بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ
Передают от Абу Мухаммада Абдуллаха бин Аъмра бин аль-Аса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел», (хадис-хасан, переданный в книге «Аль-Худжджа» с достоверным иснадом).
هُوَ ٱلَّذِى أَرْسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلْهُدَىٰ وَدِينِ ٱلْحَقِّ لِيُظْهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ شَهِيدًا
«Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем». (сура «Аль-Фатх», аят 28).
Аллах Субхана ва Тааля направил Своего Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, с полезным знанием, которое выводит людей из заблуждения и помогает им различать между добром и злом. Он ниспослал религию, которой присущи правдивость, справедливость, добродетель и милосердие. Все это находит отражение в делах и поступках, которые облагораживают душу, очищают сердца, воспитывают прекрасный нрав и увеличивают значимость самого человека. Господь миров отправил Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, чтобы превознести Ислам над всеми другими религиями и сокрушить ложь убедительными доводами.
عَنْ علِیٍّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَا: قَالَ النّبِیُّ ﷺ: قَالَ اللّٰهُ تَعَالٰی: إِنِّی أَنَا اللّٰهُ لَآ إِلٰهَ إِلَّا أَنَا مَنْ أَقَرَّلِی بِالتَّوْحِيْدِ دَخَلَ حِصْنِی وَمَنْ دَخَلَ حِصْنِی أَمِنَ مِنْ عَذَابِی. رواه الشيرازی وهو حديث صحيح الجامع الصغير
Передается от Али ибн Толиба (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Аллах сказал: «Я есть Аллах! Нет божества, кроме Меня. Кто признал единобожие, он вошел в Мою крепость. А кто вошел в Мою крепость, тот спасен от Моего наказания». (Ширази, Джамиъ сагир).
قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاء ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Воистину, преуспели верующие»,
«Которые смиренны во время своих намазов»,
«Которые отворачиваются от всего праздного»,
«Которые выплачивают закят»,
«Которые оберегают свои половые органы от всех»,
«Кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания»,
«Тогда как желающие сверх этого являются преступниками»;
«Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры»,
«Которые регулярно совершают намаз».
«Именно они являются наследниками».
«Которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно». (сура «Аль Муъминун», аят 1-11).
أعددت لعبادي الصالحين ما لا عين رأت، ولا أذن سمعت، ولا خطر على قلب
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхит ва салям сказал: «Аллах говорит: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, что никогда они не видели и никогда не слышали, и даже в мыслях не могли представить (из благ)».
فَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ لَهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ
«Тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы прощение и щедрый удел». (сура «Аль-Хадж», аят 50).
Им будут прощены грехи и прегрешения, и они будут введены в Райские сады, в которых собраны и доступны всевозможные прелести и удовольствия. Этот аят относится к тем, кто уверовал в Аллаха Табарока ва Тааля и Его Посланников аляйхи ва салям, так, что истинная вера укоренилась в их сердцах, и кто совершал праведные деяния. Именно они будут удостоены прощения грехов и щедрого вознаграждения в Раю. И этим вознаграждением будут самые прекрасные и совершенные райские блага.
عَنْ جَابِرٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:سَمِعْتُ النَّبِیَّ ﷺ يَقُوْلُ: إِنَّ أَهْلَ الْجَنَّةِ يَأْكُلُونَ فِيْهَا وَيَشرَبُونَ، وَلَا يَتْفِلُونَ وَلَا يَبُولُونَ، وَلَا يَتَغَوَّطُونَ وَلَا يَمْتَخِطُونَ قَالُوا: فَمَا بَالُ الطَّعَامِ؟ قَالَ: جُشَاءٌ وَرَشْحٌ كَرَشْحِ الْمِسْكِ، يُلْهَمُونَ التَّسْبِيْحَ وَالتَّحْمِيْدَ، كَمَا يُلْهَمُونَ النَّفَسَ. رواه مسلم، بابفی صفات الجنة وأهلها
Передается от Джабир (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Обитатели джанната будут, есть и пить, но не будут плевать, не будут мочиться, не будут испражняться, и не сморкаться». Сахабы (сподвижники родзи Аллаху анхум) спросили: «А что станет с едой?» Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Она превратится в отрыжки и пот, подобный мускусу, а на языках постоянно будет восхваление и прославление Аллаха, подобно дыханию». (приводится имамом Муслимом).
إِنَّ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ سَيَجْعَلُ لَهُمُ ٱلرَّحْمَـٰنُ وُدًّا
«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью». (сура «Марьям», аят 96).
Речь идет о милости, которой Аллах Роббиль иззат осеняет тех, кто обретает веру и совершает праведные деяния. Всевышний удостаивает их любви своих праведных рабов на небесах и на земле, причиной же этому становятся их благодеяния, проповеди, наставления, почтительное отношение людей к ним и показанный ими пример благочестия. Именно поэтому в достоверном хадисе говорится: «Если Аллах Субхана ва Тааля проникается любовью к Своему рабу, то Он обращается к Джибраилу аляйхи ва салям со словами: «Я возлюбил такого-то, и ты возлюби его!» Джибраил аляйхи ва салям, также проникается к нему любовью, а затем обращается к обитателям небес со словами: «Аллах азза ваДжаля возлюбил такого-то, и вы возлюбите его!» Обитатели небес также проникаются любовью к нему, а затем он получает признание на земле». Господь миров одаряет таких людей своей любовью за то, что прежде они возлюбили Его, а затем Творец всего сущего окружает их любовью своих праведных и возлюбленных рабов.
أَبی سَعِيْدٍ الخُدْرِیِّ وَأبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النّبِیِّ ﷺ قَالَ: يُنَادِیْ مُنَادٍ: إِنَّ لَكُمْ أنْ تَصِحُّوا فَلَا تَسْقَمُوا أَبَدًا، وَإِنَّ لَكُمْ أَنْ تَحْيَوا فَلَا تَمُوتُوا أبَدًا، وَإِنَّ لَكُمْ أَنْ تَشِبُّوا فَلَا تَهْرَمُوا أَبَدًا، وَإِنَّ لَكُمْ أَنْ تَنْعَمُوا فَلَا تَبْأَسُوا أَبَدًا فَذٰلِكَ قَوْلُهُ عَزَّ وَجَلَّ: {وَنُودُوا أَنْ تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِ ثْتُمُوهَا بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ}. رواه مسلم، يابفی دوام نعيم أهل الجنة
Передается от Саиъд Худри и Абу Хурайра (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Объявит глашатай (обитателям джанната): «Вы всегда будете здоровыми, никогда не будете болеть, вы всегда будете жить, никогда не умрете, вы всегда будете молодыми, никогда не состаритесь, и вы всегда будете счастливыми, не постигнет вас несчастье никогда». И это есть значение слов Аллаха азза ва Джаля: «Будет им объявлено, что вот вам джаннат в наследство за ваши деяния». (приводится имамом Муслимом).
وَأَصْحَابُ الْيَمِينِ مَا أَصْحَابُ الْيَمِينِ فِي سِدْرٍ مَّخْضُودٍ وَطَلْحٍ مَّنضُودٍ وَظِلٍّ مَّمْدُودٍ وَمَاء مَّسْكُوبٍ وَفَاكِهَةٍ كَثِيرَةٍ لَّا مَقْطُوعَةٍ وَلَا مَمْنُوعَةٍ وَفُرُشٍ مَّرْفُوعَةٍ إِنَّا أَنشَأْنَاهُنَّ إِنشَاء فَجَعَلْنَاهُنَّ أَبْكَارًا عُرُبًا أَتْرَابًا لِّأَصْحَابِ الْيَمِينِ ثُلَّةٌ مِّنَ الْأَوَّلِينَ وَثُلَّةٌ مِّنَ الْآخِرِينَ
«А тем, кому будет вручена Книга записи их деяний в правую руку, - никто не может представить, каково будет воздаяние им».
«Они будут в раю среди деревьев «ас-сидр», лишенных шипов, и бананов с обильными плодами, и вечной, широко раскинувшейся тени, и воды», «Вьющейся в их чаши, где они пожелают, и различных фруктовых плодов, доступных в любое время и разрешенных тому, кто их пожелает, и мягких высоких лож».
«Поистине, Мы сотворили большеглазых дев-гурий в раю творением особым и создали их девственницами, любящими своих мужей», «Сверстницами, предназначенными для блаженства тех, кому будет вручена Книга записи их деяний в правую руку»,
«Их много из прежних народов и много их из общины Мухаммада». (сура «Аль Вакия», аяты 27-40).
قلت يا رسول الله ممّ الله خلق ؟ قال من الماء , قلت الجنة ما بناؤها ؟ قال لبنة من فضة ولبنة من ذهب وملاطها المسك الأذفر وحصباؤها اللؤلؤ والياقوت وتربتها الزعفران من يدخلها ينعم ولا ييأس ويخلد ولا يموت ولا تبلى ثيابهم ولا يفنى شبابهم
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что он однажды спросил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Из чего Аллах сотворил Рай?» Он ответил: «Из воды», далее я спросил: «Из чего его построение?» Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Его постройка из золота и серебра, штукатурка его из миска (благовоние), камешки его из жемчужин и рубинов, его земля из шафрана, вошедший в него (Рай) будет наслаждаться, не умрет, и будет вечно пребывать там, его одежда не истлеет и молодость не исчезнет». (приводиться в сборниках Тирмизи).
11. В религии Ислам имеется руководство для всех аспектов жизни.
С самого рождения ребенка в мусульманской семье, прописаны определенные обряды. Какое питание предпочтительно, какой метод воспитания нужно применять. Какие дисциплины наук преимущественно изучать. Как делать малое и полное омовение. Какую последовательность, правил и принципов придерживаться в молитве, в посте. Какой ритуал нужно пройти при завязывании узов брака. Какие отношения должны быть между мужем и женой, родителями и детьми, с родственниками, с соседями. Как строить производственные взаимоотношения, каких воззрений придерживаться в бизнесе. Какие наказания предназначены за преступления и губительные грехи. Как распределяется наследство, кто несет ответственность за долги, оставившего этот мир мусульманина. Как читается заупокойная молитва, как производится церемония погребения. Вся последовательность в этих деяниях, в мельчайших подробностях расписана в Коране и сунне Мухаммада соллалоху аляйхи ва салям.
وَالْوَالِدَاتُ يُرْضِعْنَ أَوْلاَدَهُنَّ حَوْلَيْنِ كَامِلَيْنِ لِمَنْ أَرَادَ أَن يُتِمَّ الرَّضَاعَةَ
«Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца». (сура «Аль Бакара», аят 233).
Аллах Субхана ва Тааля так устроил организм матери, что после родов, у нее сразу появляется молоко, и оно содержит все необходимые питательные вещества. Ни какое другое молоко животных (коровы, козы и так далее), тем более молочные смеси, разработанные и произведенные производителями детского питания, не смогут иметь такую пищевую ценность, и насыщенность витаминами и другими питательными веществами, как материнское молоко. Тем более питаясь полных два года, постоянно прижимаясь к груди матери, у ребенка вырабатывается инстинктивная любовь к матери.
وَعَنْ سَمُرَةَ - رضي الله عنه - أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ سَابِعِهِ، وَيُحْلَقُ، وَيُسَمَّى». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ، وَصَحَّحَهُ التِّرْمِذِيُّ.
Передается от Самуры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый мальчик остается заложником до принесения жертвы*, и посему на седьмой день надлежит принести жертву за него, побрить ему голову и дать ему имя». (хадис приводится Ахмадом, Абу Давудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал его достоверным).
(* По мнению Ахмада, это значит, что если родители не принесли жертву при рождении ребенка, и тот умер в детском возрасте, то он не будет заступаться за них перед Аллахом.)
وَإِذْ قَالَ لُقْمَانُ لِابْنِهِ وَهُوَ يَعِظُهُ يَا بُنَيَّ لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью». (сура «Лукман», аят 13).
Аллах Роббиль иззат может простить все грехи, но не простит, если человек ушел из жизни с убеждением, что у Всевышнего могут быть сотоварищи. Когда ваш ребенок садиться за стол поесть, когда ему покупают новую одежду, а когда дети еще маленькие, это происходит очень часто. Им постоянно надо говорить и потом напоминать, что это ни отец с матерью, ни бабушка и дедушка дарят ему одежду и всякие сладости, а что Аллах азза ваа Джаля предоставляет ему эти блага.
Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый младенец рождается не иначе, как в своем естественном состоянии фитра (природной склонностью вере в Единого Господа), а (уже потом) его родители делают из него иудея, христианина или идолопоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдешь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!» (приводится в сборнике «Сахих» имама Муслима).
Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Правильное воспитание, данное ребенку, лучше одного саъа милостыни» (приводится в сборнике имама Ат-Тирмизи).
لَن تَنَالُواْ ٱلْبِرَّ حَتَّىٰ تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَۚ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَىْءٍ فَإِنَّ ٱللَّهَ بِهِۦ عَلِيمٌ
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (сура «Аль Имран», аят 92).
Бренность этого мира, наше временное существование в этой жизни, недолговечность всего материального, воочию видно всякому человеку. Но реально не каждый человек, хочет серьезно осознать эту истинную действительность. Поняв, что все нам даровано Аллахом азза ва Джаля, люди должны уверовать, и полюбить Господа миров. Только немногие люди перебарывают себя и стремятся найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля. Страсть владеть и пользоваться только в свое удовольствие мирским имуществом, прерогатива ущербных людей. Верующие, которые ставят в приоритет жизнь будущую (ахират), именно они смогут достичь вершины совершенства. Оказывать помощь неимущим, раздавать что-то ценное и дорогое в качестве милостыни, воспитывают в человеке высокую нравственность, то есть великодушие, благочестие, доброту и снисходительность. И это один из путей, ведущих людей к праведному пути, и Творец всего сущего направит их в блаженства в будущем, а именно в Райские сады.
عَنْ ابِي عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: إَنَّ لِلّهِ تَعَالٰی أَقْوَامًا يَخْتَصُّهُمْ بِالنِّعَمِ لِمَنَافِعِ الْعِبَادِ وَيُقِرُّهَا فِيْهِمْ مَا بَذَلُوهَا، فَإِذَا مَنَعُوهَا نَزَعَهَا مِنْهُمْ فَحَوَّلَهَا إِلٰی غَيْرِهِمْ. رواه الطبرانی فِی الكبير، وَأبو نعيم فی الحلية وهو حريث حسن، الجامع الصغير
Передается от Абдуллах ибн Умара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи говорил: «Поистине Аллах Таала дает некоторым людям особые блага, чтобы они приносили пользу другим. Блага остаются с ними, пока они щедро раздают их, а когда прекращают давать, то Аллах забирает у них свои блага и передает другим людям». (приводиться имамом Табароний).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: لاَ يَجْتَمِعُ الشُّحُّ والاِيمَانُ فِي قَلْبِ مُؤْمِنٍ أَبَدًا. أَخْرَجَهُ الطَّبَرَانِيُّ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Скупость и вера не могут быть вместе в сердце раба», (приводиться имамом Табароний).
يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى ٱلصَّلَوٰةِ فَٱغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى ٱلْمَرَافِقِ وَٱمْسَحُواْ بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى ٱلْكَعْبَيْنِۚ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَٱطَّهَّرُواْۚ وَإِن كُنتُم مَّرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِّنكُم مِّنَ ٱلْغَائِطِ أَوْ لَـٰمَسْتُمُ ٱلنِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُواْ مَاءً فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَٱمْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُۚ مَا يُرِيدُ ٱللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَـٰكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُۥ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«О вы, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть ее) водой и вымойте ноги до щиколоток. Если вы осквернены (т.е. имели половые сношения), мойтесь с головы до ног и очищайтесь(полное омовение, гусль). Если вы больны и вам не разрешается употреблять воду, которая может повредить вам, или вы в пути и не нашли воды, или вы выходили по естественной нужде и вернулись из отхожего места, или вы совершили половой акт и не нашли воды, то тогда употребите для омовения чистый песок: оботрите свои лица и руки чистым сухим песком. Аллах не хочет затруднять вас Своим сводом законов (шариатом), но желает очистить ваши тела и души, чтобы завершить Свою милость, руководя вами, объясняя и облегчая вам прямой путь, чтобы вы стали благодарны Аллаху за Его руководство и милость своим постоянным повиновением Ему». (сура «Аль Маида», аят 6).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ اثَارِ الْوُضُوءِ فَمَنِ اسْتطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَلْ . رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلاَّ أَبَا دَاوُدَ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху): Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, мою общину позовут в Судный день. И их лица, и конечности будут светиться (излучать нур), по причине омовения для молитвы. Кто хочет продлить такое сияние, пусть тщательнее делает омовение», (из пяти сборников приводиться всеми имамами, кроме Абу Давуда).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِذَا تَوَضَّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ أَوِ الْمُؤْمِنُ فَغَسَلَ وَجْهَهُ خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ كُلُّ خَطِيءَةٍ نَظَرَ إِلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ اخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإِذَا غَسَلَ يَدَيْهِ خَرَجَ مِنْ يَدَيْهِ كُلُّ خَطِيءَةٍ كَانَ بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ اخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَاِذَا غَسَلَ رِجلَيْهِ خَرَجَتْ كُلُّ خَطِيءَةٍ مَشَتْهَا رِجْلاَهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ اخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ حَتَّي يَخْرُجَ نَقِيًّا مِنَ الذُّنُوبِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَ التِّرْمِذِيّ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если верующие будут брать омовение, при мытье лица, при стекании воды, с самой последней каплей, будут смываться провинности, совершенные глазами, смотрящие на запрещенное. При мытье рук, при стекании воды, с последней каплей, будут смываться проступки, совершенные этими руками. При мытье ног, вытечет вся вода, с последней каплей, будут прощаться грехи, за ходьбу этих ног в неблагопристойном направлении. Так благодаря правильному намерению и тщательному омовению, верующий очиститься от грехов», (приводиться Муслимом и Тирмизий).
ٱتْلُ مَا أُوحِىَ إِلَيْكَ مِنَ ٱلْكِتَـٰبِ وَأَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَۖ إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ تَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَاءِ وَٱلْمُنكَرِۗ وَلَذِكْرُ ٱللَّهِ أَكْبَرُۗ وَٱللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ
«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха - гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (сура «Аль Анкабут», аят 45).
В этом аяте говорится: «совершай намаз», если делать дословный перевод, то передается смысл, «выставьте ровно (выпрями) намаз».
Стало быть, читать намаз, или поставь намаз, или доведи свое поклонение до совершенства, существует разница. Аллах Табарока ва Тааля обращаясь к Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, говорит, читай намаз, доведи свое поклонение до безупречности. То есть если твое поклонение будет искренним и идеальным, достойным Моего Величия: «Поистине, намаз удерживает от грехов, и недостойных поступков».
Отсюда можно сделать вывод, чей намаз является истинным, а чей без должного поклонения. Многие могут читать намаз, но если поклоняющийся, не отстраниться от мерзостей и всего предосудительного, то его намаз (поклонение) неискреннее, поддельное. Когда его молитва (ибодат) усовершенствуется, тогда он будет далек от всего запретного, и ему помогут установить преграды, чтобы не приближаться ко всему негативному.
عَنِ الْحَسَنِ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: رَسُولُ اللّهِ ﷺ : مَنْ صَلاَةً لَمْ تَنْهَهُ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ لَمْ يَزْدَدْ بِهَا مِنَ اللَّهِ اِلاَّ بُعْدًا
Передается от Хасана (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто, выполняет намаз, и если его молитва не отстраняет его, от мерзостей и нечестивых поступков, то это показатель, что поклонение только отдаляет этого человека от милости Аллаха Роббиль иззат».
Почему, потому что намаз – это восхваление Аллаха Субхана ва Таала.
«Поистине, поминание Аллаха великое деяние». В этом мире, мало действий, которые могут сравниться с возвеличиванием Всевышнего.
«Чтобы вы не делали, обо всем известно Господу миров». Если вы совершили безупречное поклонение, или, прочитав, как попало, молитву, вы отнеслись к этому важному делу невнимательно, Творец Вселенной знает о каждой вещи. От нашего Создателя ничего не скроешь.
В этом ибодате, наш иман (вера) проходит через испытание, и выявляется ты истинный верующий (муъмин) или отчетливо видно, что ты лицемеришь. Искренний верующий всегда с честью выходит из всех проверок, и молиться Аллаху азза ва Джаля вкладывая все свое старание и душу.
عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الْأَنْصَارِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم فَقَالَ: أَرَأَيْت إذَا صَلَّيْت الْمَكْتُوبَاتِ، وَصُمْت رَمَضَانَ، وَأَحْلَلْت الْحَلَالَ، وَحَرَّمْت الْحَرَامَ، وَلَمْ أَزِدْ عَلَى ذَلِكَ شَيْئًا؛ أَأَدْخُلُ الْجَنَّةَ؟ قَالَ: نَعَمْ
Передается от Абу Абдуллаха Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари (родзи Аллаху аънхум), что один человек обратился к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, с вопросом, сказав: «Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных молитв, и поститься во время месяца Ромадзана и считать дозволенным - дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?», и он сказал: «Да» (приведено в сборнике Муслима).
أَيَّامًا مَّعْدُودَٰتٍۚ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَۚ وَعَلَى ٱلَّذِينَ يُطِيقُونَهُۥ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍۖ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًا فَهُوَ خَيْرٌ لَّهُۥۚ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌ لَّكُمْۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«Вам предписан пост в определенные дни. Если бы Аллах пожелал, Он бы предписал вам поститься большее число дней, но Он не предписал вам в посте то, что вам не по силам. Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Он может поститься такое же число дней в другое время (когда вернется из поездки или выздоровеет). А тем, которым по какой- либо причине вредно соблюдать пост (например, старость, неизлечимые болезни), могут не поститься, но взамен должны накормить бедного. Кто же постится не только во время обязательного поста - Рамадана, - а по доброй воле будет поститься дополнительно, - это лучше для него. Ведь пост всегда на благо тому, кто знает предписания религии». (сура «Аль Бакара», аят 186).
Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых людей и других, которые не способны перенести тяготы поста, по состоянию здоровья (диагноз тяжелого симптома болезни, может поставить врач, который должен быть богобоязненным мусульманином). Освобожденные от поста люди, обязаны в искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ كُلّ عَمَلِ إِبْنِ ادَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالهَا إِلَی سَبْعِمِاءَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجّلِي لِلصَّاءِمِ فَرْحَتَانِ فَرحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ رِيعِ الْمِسْكِ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «За все деяния, потомки Адама, получат вознаграждение до семисот и более раз. Аллах азза ва Джаля говорит: «Кроме урозы (поста), так как уроза лишь ради Меня. За урозу Сам дам вознаграждение. Потому что во время поста, раб ради Меня отстранялся от страстей (шахвата) и еды. Соблюдающий пост будет обрадован дважды. Первый раз - когда будет разговляться, после дневного воздержания. Второй раз будет обрадован за соблюдения поста, когда в Судный день будет стоять перед Господом миров. Поистине для Создателя, запах изо рта постящегося, приятней, чем запах благовоний.
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُّتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَـٰلِدًا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمًا
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад (огненная геенна), в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (сура «Ан-Ниса», аят 93).
Мусульманину запрещено умышленно лишать жизни кого-то из верующих. Аллах Субхана ва Тааля предупреждает тех, кто решается убивать людей преднамеренно, и грозит наказанием, от которого сердца начинают трепетать от страха, и что благоразумные люди потеряют покой. Ни один тяжкий грех не был отмечен еще более суровым или хотя бы таким же возмездием.
Творец всего сущего сообщил, что воздаянием за преднамеренное убийство является Ад (преисподняя). Этого ужасного греха будет достаточно для того, чтобы человек оказался там, где его ожидают невыносимые страдания и великий позор, где он будет обречен на гнев Могущественного Господа и лишен счастья и благоденствия, где его, постигнут разочарование и великое сожаление. Пусть Аллах Табарока ва Тааля сохранит нас от любых поступков, которые отдаляют людей от Его азза ва Джаля милости.
عَنْ بُرَيْدَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: قَتْلُ الْمُؤْمِنِ أَعْظَمُ عِنْدَ اللّٰهِ مَنْ زَوَالِ الدُّنْيَا. رواه النساءی بابتعظيم الدم
Передается от Буройда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Убийство мусульманина, более тяжко перед Аллахом, чем конец этого мира». (приводится в сборниках имама Насаи).
عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ الخدْرِیِّ وَأَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا يَذْكُرَانِ عَنْ رَسُوْلِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: لَوْ أَنَّ أَهْلَ السَّمَاءِ وَأَهْلَ الْرضِ اشْتَرَكُوا فِی دَمِ مُؤْمِنٍ لَأَكَبَّهُمُ اللّٰهُ فِی النَارِ. رواهُ الترمذی وقال: هَذا حديث غريب، بابب الحكم فَی الدماء
Передается от Абу Саъид Худри и Абу Хурайра (родзи Аллаху аънхум) что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если все обитатели небес и земли будут участвовать в пролитии крови верующего, то и тогда Аллах азза ва Джаля бросит всех лицом вниз в джаханнам». (Приводится имамом Тирмизи).
ٱلزَّانِيَةُ وَٱلزَّانِى فَٱجْلِدُواْ كُلَّ وَٰحِدٍۢ مِّنْهُمَا مِاْئَةَ جَلْدَةٍۖ وَلَا تَأْخُذْكُم بِهِمَا رَأْفَةٌ فِى دِينِ ٱللَّهِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْءَاخِرِۖ وَلْيَشْهَدْ عَذَابَهُمَا طَائِفَةٌ مِّنَ ٱلْمُؤْمِنِينَ
Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих. (сура «Ан-Нур», аят 2).
Это положение распространяется на прелюбодеев и прелюбодеек, которые прежде не вели супружеской жизни. Каждого из них за совершение прелюбодеяния следует наказать ста ударами плетью. Что же касается тех, кто совершил прелюбодеяние после того, как состоял в браке, то их следует побить камнями до смерти, о чем свидетельствуют многочисленные хадисы Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Всевышний запретил нам испытывать жалость к прелюбодеям и прелюбодейкам, даже если эта жалость является чисто человеческой или вызвана родственными, дружескими связями. Вера обязывает мусульман не испытывать к ним жалости, потому что она может удержать их от наказания преступников в соответствии с шариатом Аллаха Роббиль иззат. Воистину, приведение в исполнение вынесенного Господом миров приговора является истинной милостью по отношению к ним. Мы можем пожалеть о том, что этих грешников постигла такая судьба, но наше сочувствие не должно мешать приведению приговора в исполнение. Аллаха Субхана ва Тааля также повелел, чтобы при наказании прелюбодеев и прелюбодеек присутствовала группа верующих. Это необходимо для того, чтобы весть об этом событии распространилась среди мусульман. Благодаря этому они осознают, насколько позорен и постыден этот поступок, и станут сильнее избегать его. Наблюдение за процедурой приведения приговора в исполнение помогает человеку лучше познать суть происходящего события и увидеть его в истинном свете, без преувеличения или уменьшения. А лучше всего об этом известно Аллаху Табарока ва Тааля.
عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: خُذُوا عَنِّي، خُذُوا عَنِّي، قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لَهُنَّ سَبِيلاً: الثَّيِّبُ بِالثَّيِّبِ، جَلْدُ مِائَةٍ وَرَمْيٌ بِالْحِجَارَةِ، وَالْبِكْرُ بِالْبِكْرِ جَلْدُ مِائَةٍ وَنَفْيُ سَنَةٍ.
Передается от Убада ибн Ас-Самита (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Слушайте меня! Слушайте меня! Аллах установил для них наказание: для прелюбодеев, состоявших в браке – бичевание сотней ударов и побивание камнями, а не состоявших в браке – бичевание сотней ударов и изгнание. (приводится в сборниках имамов Муслима, Тирмизи, ибн Моджа).
۞ وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُواْ إِلَّا إِيَّاهُ وَبِٱلْوَٰلِدَيْنِ إِحْسَـٰنًاۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ ٱلْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيمًا وَٱخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ ٱلذُّلِّ مِنَ ٱلرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ٱرْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِى صَغِيرًا
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уфф!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно».
«Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». (сура «Аль-Исро», аяты 23-24).
Господь миров запретил приобщать к Нему сотоварищей и повелел поклоняться Ему одному. После упоминания об обязанностях рабов перед Аллахом Табарока ва Тааля, Всевышний поведал, как должен человек относиться к своим родителям. Аллах Роббиль иззат повелел выказывать доброе отношение к отцу и матери, и делать им добро в любой форме, как словом, так и делом. Это объясняется тем, что именно родители послужили причиной появления человека на свет. А любовь, которую они питают к своему ребенку, проявление всяческой заботы к нему, и близкое родство в еще большей степени обязывают человека исправно выполнять свои обязанности перед ними, и делать им одно только благо. Верующий обязан говорить им слова, которые им нравятся, быть с ними учтивым, добрым и почтительным. Его речи должны доставлять им радость и удовольствие, и они могут быть самыми различными в зависимости от условий, обстоятельств и времени. Нужно быть с родителями кротким и обходительным, проявляя смирение и милосердие. Но поступать так не из-за страха перед ними и не ради обретения части их имущества или других корыстных целей, а в надежде получить вознаграждение Аллаха Субхана ва Тааля. Но если вы будете обходительными с родителями ради корыстных целей, то лишитесь наград Всевышнего. Просите Аллаха азза ва Джаля смилостивиться над вашими родителями, независимо от того, живи они или покинули этот мир. Такой должна быть благодарность ребенка за то, что родители воспитывали его, когда он был младенцем. Из этого предписания следует, что чем лучше родители воспитывали ребенка, тем больше у него обязанностей перед ними. И если кто-либо, помимо родителей, воспитывал человека или учил его духовным и мирским истинам, то он также оказывается в долгу перед ним.
عَنْ مُعَاذٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: مَنْ بَرَّ وَالِدَيْهِ طُوْبٰی لَهُ زَادَ اللّٰهُ فِیْ عُمُرِهِ. رواه الحاكم وقال:هذا حديث صحيح الإسناد ولميخر جاه ووافقه الذهبی
Передается от Муаза (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто добр к своим родителям, тому радостная весть, что Аллах продлит его жизнь».
عَنْ مَالِكٍ أَوِ ابْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ سَمِعَ النَّبِیَّ ﷺ يَقُولُ: مَنْ أَدْرَكَ وَالِدَيْهِ أَوْ أَحَدَهُمَا ثُمَّ لَمْ يَبُرَّهُمَا دَخَلَ النَّارَ فَأَبْعَدَهُ اللّٰهُ، وَأَيُّمَا مُسْلِمٍ أَعْتَقَ رَقَبَةً مُسْلِمَةٌ كَانَتْ فِكَاكَهُ مِنَ النَّارِ. (رواه بعض الحديث) رواه أبويعلی والطبرانی وأحمد مختصرًابإسناد حسن، الترغيب
Передается от Малика и Ибн Малика (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Чьи родители или один из них дожили до старости, и он не был с ними добр, тот войдет в огонь и Аллах отдалит его от милости. Если мусульманин освободит раба мусульманина, это освободит его от огня джаханнама». (приводится имамами Абу Яъла, Табароний, Ахмадом)
يَـٰأَيُّهَا ٱلنَّاسُ ٱتَّقُواْ رَبَّكُمُ ٱلَّذِى خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَٰحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاءًۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ٱلَّذِى تَسَاءَلُونَ بِهِۦ وَٱلْأَرْحَامَۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, (произошедши) от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. (сура «Ан-Ниса», аят 1).
Создатель всего сущего обязывает быть богобоязненными, вовремя и тщательно исполнять повеления Аллаха Табарока ва Тааля и поддерживать родственные связи. Всевышний разъясняет, что люди должны быть богобоязненными, потому что Господь миров сотворил их, одарил их пропитанием, и наделил огромными благами, и что происхождение всего человечества от одного общего предка. Аллах азза ва Джаля сотворил из плоти Адама аляйхи ва салям, супругу на пользу ему, чтобы он мог найти в ней умиротворение. Создатель оказал ему милость сполна и доставил ему великую радость.
Аллах Субхана ва Тааля сообщает, что Он сотворил людей из одного человека и расселил их по всей земле. Хотя люди разбросаны по всем уголкам планеты, они имеют общее происхождение, и это обязывает их быть добрыми и снисходительными друг к другу.
Также Творец Вселенной связал повеление быть богобоязненными с повелением поддерживать родственные связи и запретом порывать их. Это указывает на важность ответственности человека перед его родственниками. Каждый должен выполнять свои обязанности не только перед Аллахом Роббиль иззат, но и перед творениями, особенно, если это - его близкие родственники.
عَنْ سَعِيدِ بْنِ زَيْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ أَنَّهُ قَالَ: إِنَّ هٰذِهِ الرَّحِمَ شُجْنَةٌ مِنَ الرَّحْمٰنِ عَزَّوَجَلَّ، فَمَنْ قَطَعَهَا حَرَّمَ اللّٰهُ عَلَيْهِ الْجنَّةَ. (وهو بعض الحديث) رواه أحمَد والبزار ورجال أحمد رجال الصحيح غير نوفل بن مساحق وهو ثقة، مجمع الزواءد
Передается от Саиъда ибн Зайда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, слово «рохима» (родство), произошло от имени Аллаха, Рохман (Милосердный). И кто порывает его, Аллах запретит для него джаннат (рай)». (приводится имамом Ахмадом).
وَٱلَّذِينَ يَنقُضُونَ عَهْدَ ٱللَّهِ مِن بَعْدِ مِيثَـٰقِهِۦ وَيَقْطَعُونَ مَا أَمَرَ ٱللَّهُ بِهِۦٓ أَن يُوصَلَ وَيُفْسِدُونَ فِى ٱلْأَرْضِۙ أُوْلَـٰئِكَ لَهُمُ ٱللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ ٱلدَّارِ
«А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель». (сура «Ар-Ръад», аят 25).
После упоминания о качествах обитателей Рая, Всевышний поведал о том, что обитатели Ада обладают совершенно противоположными качествами. Они отказываются выполнять завет с Аллахом Роббиль иззат, о котором они узнают от Его Посланников аляйхи ва салям. Они не принимают этот завет с покорностью, а отворачиваются от него и нарушают его. Они разрывают связь со своим Господом, когда отказываются уверовать и совершать праведные деяния, а также разрывают родственные связи и не выполняют своих обязанностей перед близкими людьми. Более того, они распространяют на земле нечестие, исповедуя неверие и совершая грехи, сбивая людей с прямого пути и представляя Истину в ложном свете.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: مَنْ كَانَ يُومِنُ بِاللّٰهِ وَالْيَوْمِ الْاخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ، وَمَنْ كَانَ يُومِنُ بِااللّٰهِ والْيَوْمِ الْاخِرِ فلْيَصِلْ رَحِمَهُ، وَمَنْ كَانَ يُومِنُ بِااللّٰهِ وَالْيَوْمِ الاخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوِ لْيَصْمُتْ. رواه البخار ی، باب إكر ام الضيف
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто уверовал в Аллаха и Судный День, пусть почитает гостя. Кто уверовал в Аллаха и Судный День, пусть поддерживает родственные отношения. Кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть говорит только благое или молчит.
أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ
«Неужели они ищут иную религию, помимо религии Аллаха, в то время как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены». (сура «Аль Имрон», аят 83).
Статью приготовил Рузметов Еркин,
(в статье использован тафсир «Аль – Мунтахаб»).