بسم الله الرحمن الرحيم
Никто так не воздействует на праведность или порочность человека, как тот с кем он в дружеских отношениях.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ وَكُونُواْ مَعَ الصَّادِقِينَ
«О вы, которые уверовали! Будьте богобоязненными, верующими и будьте в числе правдивых в своих речах и деяниях!» (сура «Ат-Тавба», аят 119).
Одним из существенных признаков для сохранения веры и стремление к богобоязненности в жизни и обретения счастливого удела в ахирате, избирать себе праведных друзей и спутников, и строго сторонится в своем окружении иметь неверующих, нечестивых и невежественных людей. Запрет близкого общения с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. К примеру, провождение времени с людьми, кто старается приобретать религиозное знание, подталкивает человека на изучение исламских наук и усвоение полезных знаний. Общение с адептами аскетизма воспитывает верующего быть неприхотливым к мирским благам. Быть лояльным приверженцам нововведений ввергает человека к отклонениям. Находится с теми, кто желает излишних материальных благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству. По этой причине религия Ислам строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесет пользу как в мире этом, так и в будущей жизни, и велит изо всех сил остерегаться плохих приятелей и скверных людей.
عَنْ أَبِى ذَرٍّ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ: أَفْضَلُ الأَعْمَالِ: الْحُبُّ فِى اللَّهِ، وَالْبُغْضُ فِى اللَّهِ.
Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лучшие из дел это любовь и ненависть ради довольства Аллаха азза ва Джаля». (суннан Абу Дауд).
То есть только стремится к благосклонности Аллаха Субхана ва Тааля, не обусловленная ни влечением, ни оказанным человеку благодеянием. Любовь ради расположения Господа миров, предполагает любовь к Его приближенным и избранным рабам, а непременным условиям любви к ним является следование их примеру и подчинение религиозным канонам. Другая сторона подразумевается наличие в человеке того, за что кто-то заслуживает его ненависти, и к этой категории относятся нечестивцы, несправедливые притеснители и отъявленные грешники. Человек заслуживает любовь за свою покорность Аллаху Роббиль иззат, или достоин ненависти за свое ослушание Творцу всего сущего. Таким образом, любовь и ненависть являются взаимоисключающими противоположностями, и мусульмане должны с симпатиями относиться к людям, сторонящихся запретов Аллаха Табарока ва Тааля, и соблюдающих предписания Всевышнего. А к людям, нарушающим границы религии Ислам, и не следующим велениям Господа миров, проявлять свое недовольство.
وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его довольству. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». (сура «Аль-Кахф», аят 28).
Аллах Субхана ва Тааля велит Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, и всем верующим, строго следующим канонам религии Ислам, терпеливо следовать истинному пути, быть вместе с праведными людьми, стремящимся к довольству Создателя, и усердствующими в искренности в своих поклонениях. Мусульмане должны больше проводить время в обществе богобоязненных людей, с верующими, которые могут научить их огромным мудростям Шариата. Но если же человек отворачивается от таких людей, то это не приносит ему ничего, кроме вреда. Он лишается многочисленных духовных благ, а его душа начинает постепенно привязываться к обманчивым прелестям мирской жизни. Он начинает все чаще помышлять о земных наслаждениях, в то время как стремление к будущей жизни, после Судного дня, постепенно покидает его сердце. А происходит это, потому что мирские удовольствия ослепляют человека и очаровывают его эго желаниями и страстями, в результате чего, человек перестает вспоминать и восхвалять Аллаха азза ва Джаля и устремляется за усладами этой дуньи. Он теряет время, губит свою жизнь и оказывается в огромном убытке. Его уделом становятся вечное несчастье и бесконечное разочарование.
Всевышний воспрещает дружить и следовать за такими людьми, потому что они предали забвению своего Творца, и Аллах Робиль иззат заставил их забыть про самих себя. Они уступили своим низменным желаниям и поступили по своей прихоти, даже если это обрекало их на погибель и великий урон. Они стали рабами собственных страстей, и это Господь миров подчеркивает аятом Корана.
أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ وَأَضَلَّهُ اللَّهُ عَلَى عِلْمٍ وَخَتَمَ عَلَى سَمْعِهِ وَقَلْبِهِ وَجَعَلَ عَلَى بَصَرِهِ غِشَاوَةً فَمَن يَهْدِيهِ مِن بَعْدِ اللَّهِ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало» (сура «Аль-Джасия», аят 23).
Такие люди лишаются не только духовного, но и мирского блага, и Всевышний запретил повиноваться им, потому что повиновение этим грешникам заставляет человека уподобляться им, в результате чего человек перенимает некоторые из их скверных качеств. Из этого откровения следует, что люди должны повиноваться только тем, кто действительно является примером для подражания. Сердца таких людей переполняются любовью к Аллаху Табарока ва Тааля, и эта любовь выплескивается наружу в форме праведных речей. И поэтому искренние верующие часто поминают Создателя всего сущего, стремятся снискать Его благоволение и ставят волю Аллаха азза ва Джаля превыше собственной прихоти. Благодаря этому они сохраняют собственное время, приводят в порядок свои дела, совершают праведные деяния и призывают окружающих к религии, которую они исповедуют по милости Господа миров. Такие люди достойны, быть примером для подражания.
عن أبي هريرة -رضي الله عنه- أَن النبيَّ -صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم - قَالَ: الرَّجُلُ عَلَى دِينِ خَلِيلِهِ، فَلْيَنْظُر أَحَدُكُم مَنْ يُخَالِل رواه أبوداود والترمذي وأحمد. - حسن
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Человек исповедует религию своего близкого друга, а поэтому пусть каждый из вас внимательно смотрит на тех, кого берет себе в друзья». (суннан Абу Дауд).
Каждый человек непременно будет придерживаться тех же привычек, типа поведения и образа жизни, которые в обиходе его близкого друга. И поэтому, чтобы сохранить свою религию и нравственность, то ему следует тщательно выбирать людей, с которыми он собирается иметь дружеские взаимоотношения. С теми из них, чья религиозность и нравы его устраивают, а дружить с теми, у которых есть отклонения, сторониться. Характеру людей по своей природе присущи подражательство и имитирование, и в деле их исправления или, напротив ухудшения, существенное влияние имеет то, с кем человек проводит большую часть времени, и поддерживает близкие отношения.
Имам Аль-Газали говорил: «Нахождение в обществе скупого человека, и общение с ним возбуждает в человеке алчность, а нахождение в обществе верующего, придерживающего принципов аскетизма, и общение с ним побуждает человека быть воздержанным в отношении мира ближнего, ибо человеческой натуре изначально свойственны такие качества, как уподобление и следование какому-то образцу».
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ بِطَانَةً مِّن دُونِكُمْ لاَ يَأْلُونَكُمْ خَبَالاً وَدُّواْ مَا عَنِتُّمْ قَدْ بَدَتِ الْبَغْضَاء مِنْ أَفْوَاهِهِمْ وَمَا تُخْفِي صُدُورُهُمْ أَكْبَرُ قَدْ بَيَّنَّا لَكُمُ الآيَاتِ إِن كُنتُمْ تَعْقِلُونَ
«О вы, которые уверовали! Не входите в искреннюю дружбу с теми, которые не верят в вашу религию, и не открывайте им свои секреты. Ведь они испортят все ваши дела и не преминут вам навредить. Их ненависть к вам обнаруживается через их уста, а в сердцах ее еще больше, чем кажется. Мы уже разъяснили вам, чем отличается друг от врага, если вы разумны и понятливы». (сура «Аль Имран», аят 118).
Таким образом, человек машинально, на неосознанном уровне копирует поведение, чувства, поступки других людей. Желая того или нет, он набирается у окружающих их опыта. Может быть, поэтому праведники говорили: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество». Собственное благоразумие и благие стремления не спасут человека от вреда дурной компании. Незаметно для себя сначала у него исчезнет критичность к плохому, потом начнут меняться убеждения, а за этим – поведение и характер. Человек более пластичен, подвержен влиянию, чем хотелось бы думать.
عن أَبي موسى الأَشعَرِيِّ رضي الله عنه وَأَن النَّبِيَّﷺ قَالَ:إِنَّما مثَلُ الجلِيس الصَّالِحِ وَجَلِيسِ السُّوءِ: كَحَامِلِ المِسْكِ، وَنَافِخِ الْكِيرِ، فَحامِلُ المِسْكِ إِمَّا أَنْ يُحْذِيَكَ، وَإِمَّا أَنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ، وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ ريحًا طيِّبةً، ونَافِخُ الكِيرِ إِمَّا أَن يَحْرِقَ ثِيابَكَ، وإمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحًا مُنْتِنَةً متفقٌ عَلَيهِ
Передается от Аби Муса Аль Аш-Шарри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пример праведного друга и скверного, подобно продавцу мускуса и человека раздувающего кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него муск, даже ничего не приобретешь, все равно приятного ароматного запаха не избежать. Что же касается раздувающего кузнечные меха, то либо он прожжет твою одежду, возможно испачкает сажей, но все равно от дыма, который впитается в одежду, никуда не денешься». (приведено в сахихах имамов Бухарий и Муслима).
Имам аль-Хаттаби говорил: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, или к неверию, то есть на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, и не подвергай себя опасности, не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен».
Лукман аль-Хаким считал, что после веры в Аллаха Роббиль иззат, самое важное – это праведный друг: «О мой сын, первое, за что ты должен ухватиться после веры в Аллаха азза ва Джаля – это правдивый, праведный друг. Поистине, сущность его, подобно дереву. Если сядешь под ними, оно укроет тебя в своей тени, его плоды накормят тебя, даже если ты не возьмешь от него пользы, то оно не навредит тебе». («Наставление сыну»).
وَيَوْمَ يَعَضُّ ٱلظَّالِمُ عَلَىٰ يَدَيْهِ يَقُولُ يَـٰلَيْتَنِى ٱتَّخَذْتُ مَعَ ٱلرَّسُولِ سَبِيلاً يَـٰوَيْلَتَىٰ لَيْتَنِى لَمْ أَتَّخِذْ فُلَانًا خَلِيلاً لَّقَدْ أَضَلَّنِى عَنِ ٱلذِّكْرِ بَعْدَ إِذْ جَاءَنِىۗ وَكَانَ ٱلشَّيْطَـٰنُ لِلْإِنسَـٰنِ خَذُولاً
«В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путем Посланника!»
«О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!»
«Это он отвратил меня от Напоминания (Корана) после того, как оно дошло до меня». Воистину, дьявол оставляет человека без поддержки».(сура «Аль-Фуркон», аят 27-29).
В Судный день грешник, который при жизни на земле увязал в неверии, приобщал сотоварищей к Аллаху Табарока ва Тааля, и отвергал Его правдивых Посланников аляйхи ва салям, от отчаяния, скорби и разочарования будет кусать свои руки. Он воскликнет: «Лучше бы я уверовал в Посланника Господа миров, прислушался к его истинному учению и стал одним из его верных последователей. Лучше бы я не считал своими друзьями грешников из числа людей и джиннов. Я предпочел перечить человеку, который действительно желал мне добра и был весьма снисходителен ко мне, и возлюбил нечестивцев, которые оказались моими врагами. Сегодня моя дружба и близость с ними не принесет мне ничего, кроме несчастья, убытка, бесчестья и погибели. Своими лживыми и обольстительными речами он представил мне заблуждение в подлинном свете и убедил меня отказаться от истины, которую я нашел в Досточтимом Коране».
وَعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللَّهِ إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ، لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ، التَّقْوَى هَا هُنَا، - وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مِرَارٍ، - بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ، دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите покупать, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок. И будьте, рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - здесь!» Тут он трижды показал на свою грудь, а затем сказал: «С человека достаточно зла, если он презирает своего брата-мусульманина. Мусульмане целиком неприкосновенны друг для друга: неприкосновенны их кровь, имущество и честь». (приводится имамом Муслимом).
Хадис 1498
وَعَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: كُنْتُ خَلْفَ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - يَوْمًا، فَقَالَ: «يَا غُلَامُ! احْفَظِ اللَّهَ يَحْفَظْكَ، احْفَظِ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ، وَإِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ». رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ، وَقَالَ: حَسَنٌ صَحِيحٌ.
Передается от Ибни Аъббаса (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Сынок! Я научу тебя некоторым словам. Помни об Аллахе, и Он защитит тебя. Помни об Аллахе, и ты увидишь Его перед собой. Если ты просишь о чем-либо, проси у Аллаха, а если ты взываешь о помощи, то взывай к Аллаху». (приводится имамом Ат-Тирмизи).
Ибн Абу Иъмран рассказывал: «Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его: «Почему ты один?» На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество».
Абу Суляйман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря которому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному, а иметь дело с другими есть великая глупость».
فَأَقْبَلَ بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ يَتَسَاءلُونَ قَالَ قَائِلٌ مِّنْهُمْ إِنِّي كَانَ لِي قَرِينٌ يَقُولُ أَئِنَّكَ لَمِنْ الْمُصَدِّقِينَ أَئِذَا مِتْنَا وَكُنَّا تُرَابًا وَعِظَامًا أَئِنَّا لَمَدِينُونَ قَالَ هَلْ أَنتُم مُّطَّلِعُونَ فَاطَّلَعَ فَرَآهُ فِي سَوَاء الْجَحِيمِ
قَالَ تَاللَّهِ إِنْ كِدتَّ لَتُرْدِينِ وَلَوْلَا نِعْمَةُ رَبِّي لَكُنتُ مِنَ الْمُحْضَرِينَ أَفَمَا نَحْنُ بِمَيِّتِينَ
إِلَّا مَوْتَتَنَا الْأُولَى وَمَا نَحْنُ بِمُعَذَّبِينَ إِنَّ هَذَا لَهُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ لِمِثْلِ هَذَا فَلْيَعْمَلْ الْعَامِلُونَ
«Эти верующие люди будут расспрашивать друг друга об их состоянии (что они делали и как жили в земной жизни)».
«Один из них расскажет: «У меня в земном мире был неверующий товарищ-многобожник, который препирался со мной о вере в Аллаха и о Досточтимом Коране».
«Он мне говорил: «Неужели ты из тех, кто верит в воскрешение после смерти, расчет, воздаяние - наказание и награду?»
«Неужели, когда мы умрем и станем прахом и костями, мы опять оживем для Суда и расчета, и будет нам воздано за те деяния, что мы совершили?!»
«Затем тот верующий, который расскажет об этом, спросит своих товарищей: «О вы, обитатели рая, видите ли вы обитателей ада, ибо я хочу посмотреть на своего товарища?»
«Он взглянет в адский огонь и увидит в нем своего товарища, который подвергается наказанию огнем»
«Верующий скажет: «Клянусь Аллахом! Ты бы меня погубил, если бы в земном мире я послушал тебя и последовал за тобой в твоем неверии и опровержении Истины Аллаха. И если бы не благоволение и милость Аллаха в руководстве мною и направлении меня к вере в Аллаха, в День воскресения я был бы таким, как ты, - из числа обитателей ада, подвергающихся наказанию».
«Будем ли мы вечными обитателями рая блаженства и не умрем опять, после первой смерти, и не подвергнемся наказанию, вошедши в рай?!»
«Это благо, дарованное нам Аллахом в раю - наивысшая награда и величайшее спасение от кары Аллаха - наказания, которого мы боялись в земном мире».
«Ради подобного блага в раю в дальней жизни, дарованного тем, кто уверовал в Аллаха, пусть усердствуют в ближайшей жизни все, кто старается возыметь подобное награждение в будущей жизни». (сура «Ас-Соффат», аяты 50-61).
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: أَلَا أُخْبِرُكُم بِمَنْ يَحْرُمُ عَلَی النَّارِ، وَبِمَنْ تَحْرُمُ عَلَيْهِ النَّارُ؟ عَلٰی كُلِّ قَرِيْبٍ سَهْلٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن غريب باب فضل كل قريب هين سهل
Передается от Абдуллах ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам, кто запрещен для огня джаханнама, и для кого запрещен огонь джаханнама, каждый, кто близок к людям, имеет мягкий нрав и с ним легко». (Близок к людям бывает тот, у кого хороший характер, и с кем приятно общаться). (приводится имамом Ат-Тирмизий)
عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّﷺيَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه
Передается Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других». (приводится имамом Бухарий).
Выбор друзей в религии Исламе считается одним из наиважнейших аспектов, на что обращают внимание Досточтимый Коран, Сунна Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и высказывания праведных предшественников. Аллах Субхана ва Тааля повелевает избирать себе богобоязненных друзей и спутников, и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверующих или же нечестивых людей.
Имам Ибн Джамааъ, делая наставление к стремящимся к знаниям, сказал: «Он должен общаться только с теми, кто может обучить его чему-нибудь и у кого он может поучиться сам. Если же он подружится с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не научится. И кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства. И это следует сделать сразу же, пока их дружба еще не окрепла, ибо от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Искренние ученые говорили: «Легче предотвратить, нежели прекратить».
إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ فَلَا تُطِعِ الْمُكَذِّبِينَ وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُونَ وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ هَمَّازٍ مَّشَّاء بِنَمِيمٍ مَنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ عُتُلٍّ بَعْدَ ذَلِكَ زَنِيمٍ إِذَا تُتْلَى عَلَيْهِ آيَاتُنَا قَالَ أَسَاطِيرُ الْأَوَّلِينَ
«Поистине, твой Господь лучше знает, кто сбился с Его пути, и Он лучше знает, кто обладает здравым разумом и идет по прямому пути Аллаха».
«Продолжай же противостоять неуверовавшим, отрицающим Коран. Они хотели бы, чтобы ты немного смягчился и уступил им, и они проявляют к тебе снисходительность, чтобы ты был заодно с ними».
«Продолжай же противиться любому раздающему клятвы, презренному, хулителю, сплетнику, передающему слова одних людей другим, чтобы сеять раздор между людьми. Упорно отклоняющему людей от добра, преступнику, грешнику, жестокосердному, грубому, к тому же, помимо всех этих отвратительных качеств, подлому, злотворящему».
«Он обладал достоянием и сыновьями, поэтому отрицал Наши аяты и отвернулся от них. Когда ему читают Коран, он говорит: «Это истории древних и их сказки». (сура «Аль Калям», аяты 7-15).
وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «المُؤْمِنُ الَّذِي يُخَالِطُ النَّاسَ، وَيَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ خَيْرٌ مِنَ الَّذِي لَا يُخَالِطُ النَّاسَ وَلَا يَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ». أَخْرَجَهُ ابْنُ مَاجَهْ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ، وَهُوَ عِنْدَ التِّرْمِذِيِّ: إِلَّا أَنَّهُ لَمْ يُسَمِّ الصِّحَابِيَّ.
Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемых ими обид». (суннан Абу Дауд).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «حَقُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ سِتٌّ: إِذَا لَقِيتَهُ فَسَلِّمْ عَلَيْهِ، وَإِذَا دَعَاكَ فَأَجِبْهُ، وَإِذَا اسْتَنْصَحَكَ فَانْصَحْهُ، وَإِذَا عَطَسَ فَحَمِدَ اللَّهَ فَسَمِّتْهُ وَإِذَا مَرِضَ فَعُدْهُ، وَإِذَا مَاتَ فَاتْبَعْهُ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, прими его; если он посоветуется с тобой, дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, помолись за него; если он заболеет, навести его, а если он умрет, присутствуй на его похоронах». (приводится имамом Муслимом).
Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся». (приводится имамами Аль-Бухарий и Муслимом).
Из этого хадиса следует, что души, в которые изначально заложены дурные или благие свойства, тянутся к подобным себе, и поэтому праведные люди поддерживают общение с праведными, а нечестивые – с нечестивыми.
Имам Ибн аль-Асир говорил: «Тела, в которых души, объединяются и расходятся в соответствии с тем, как они созданы. По этой причине ты видишь, что благой человек любит хороших и стремится к ним, а плохой любит плохих и стремится к ним». (приведено в «Ан-Нихая»).
كُلُّ نَفْسٍ بِمَا كَسَبَتْ رَهِينَةٌ إِلَّا أَصْحَابَ الْيَمِينِ فِي جَنَّاتٍ يَتَسَاءلُونَ عَنِ الْمُجْرِمِينَ
مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ الْمِسْكِينَ وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ الْخَائِضِينَ وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ الدِّينِ حَتَّى أَتَانَا الْيَقِينُ فَمَا تَنفَعُهُمْ شَفَاعَةُ الشَّافِعِينَ
«Каждая душа будет отвечать за свои деяния и будет заложницей у Аллаха, за исключением мусульман, которые будут избавлены от наказания, за повиновение Аллаху».
«Они в райских садах, не поддающихся описанию словами, спрашивают друг друга о грешниках, которых они уже раньше спросили: «Что ввело вас в сакар (адский огонь)?»
«Они ответили: «Мы не совершали молитву, как ее совершали мусульмане, не кормили бедняка, как его кормили мусульмане. Мы погрязли во лжи вместе с заблудшими, и отрицали День расплаты и воздаяния, пока не поразила нас смерть».
«Не поможет им ничье заступничество: ни ангелов, ни Пророков, ни праведников». (сура «Аль Муддасир», аяты 38-49).
Следует осознать, что в дружбе с глупым человеком нет блага, и даже если она продлится долго, то все равно закончится ссорой. Также нет блага в дружбе с безнравственным человеком, который подчиняется воздействию гнева, страсти, жадности или жестокости. Нет блага и в дружбе с грешным нечестивцем, упорствующим в своем нечестии, ибо это приведет к пренебрежительности в отношении страшных проступков. И к тому же никто не может быть в безопасности от зла человека, не боящегося Аллаха Табарока ва Тааля, ибо на его дружбу нельзя полагаться, поскольку она может изменяться в зависимости от его выгоды в той, или иной ситуации.
وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «انْظُرُوا إِلَى مَنْ هُوَ أَسْفَلَ مِنْكُمْ، وَلَا تَنْظُرُوا إِلَى مَنْ هُوَ فَوْقَكُمْ، فَهُوَ أَجْدَرُ أَنْ لَا تَزْدَرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те блага, которыми одарил вас Аллах азза ва Джаля». (приводится имамами Аль-Бухари и Муслимом).
وَعَنْ عِيَاضِ بْنِ حِمَارٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «إِنَّ اللَّهَ أَوْحَى إِلَيَّ أَنْ تَوَاضَعُوا، حَتَّى لَا يَبْغِيَ أَحَدٌ عَلَى أَحَدٍ، وَلَا يَفْخَرَ أَحَدٌ عَلَى أَحَدٍ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.
Передается от Иъяда ибн Химара (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В откровении от Всевышнего Аллаха вам велено быть скромными, дабы ни один человек не притеснял другого и не превозносился над ним». (приводится имамом Муслимом).
حَتَّىٰ إِذَا جَاءَنَا قَالَ يَـٰلَيْتَ بَيْنِى وَبَيْنَكَ بُعْدَ ٱلْمَشْرِقَيْنِ فَبِئْسَ ٱلْقَرِينُ وَلَن يَنفَعَكُمُ ٱلْيَوْمَ إِذ ظَّلَمْتُمْ أَنَّكُمْ فِى ٱلْعَذَابِ مُشْتَرِكُونَ
«Когда же неверующий явится к Нам, он скажет дьяволу: «Лучше бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока! Какой же ты плохой товарищ!»
«Им будет сказано: «Вы поступали несправедливо, и сегодня вам не поможет то, что вы разделяете мучения». (сура «Аз-Зухруф»,аяты 38-39).
Вы преступили законы Аллаха азза ва Джаля и творили беззаконие вместе с вашими собратьями, а ныне всех вас постигло справедливое возмездие, но вам не будет легче от того, что вы разделяете наказание. Вас не утешит то, что страшная беда постигла не только вас одних, как это происходило в земной жизни, когда человек находил успокоение в том, что кто-то разделял с ним наказание или несчастье. В тот День все тяготы и муки будут обрушены на грешников, и обитатели Ада, ни в чем не найдут облегчения. Господь миров, даруй нам спасение, огороди нас от этой участи, удостой нас Своей милостью.
Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нем, и это – высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят».
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ النَّبِیَّ ﷺ مَتَی السَّاعَةُ يَا رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ؟ قَالَ: مَا أَعْدَدْتَ لَهَا؟ قَالَ: مَا أَعْدَدتُ لَهَا مِنْ كَثِيْرِ صَلٰوةٍ وَلَا صَوْمٍ وَلَا صَدَقَةٍ، وَلٰكِنِّی أُحِبُّ اللّٰهَ وَرَسُولَهُ، قَالَ أَنْتَ مَعَ مَنْ أَحْبَبْتَ. رواه البخاری، باب علامة الحب فی اللّٰ
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что один человек спросил у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Когда будет Судный день?» Посланник соллаллоху аляйхи ва салям спросил его: «А что ты приготовил для него?» Он ответил: «Я не приготовил для него много молитв (намазов), много постов (урозы), много благотворительности (садака), но я люблю Аллаха и Его Посланника соллаллоху аляйхи ва салям». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям сказал ему: «Тогда ты будешь с тем, кого любил». (приводится имамом Бухарий).
عَنْ أَبِی هُرَيرَةَ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: كُلُّ أُمَّتِی يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ إِلَّا مَنْ أَبٰی، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ! وَ مَنْ يَابٰی؟ قَالَ: مَنْ أَطَاعَنِی دَخَلَ الْجَنَّةَ، وَمَنْ عَصَانِی فَقَدْ أَبٰی. رواه البخاری، باب الإقتداء بسنن رسول اللّٰه ﷺ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллалоху аляйхи ва салям говорил: «Вся моя община войдет в джаннат, кроме тех, которые отказались». Сахабы (родзи Аллаху анхум) спросили: «Кто это те, которые отказались?» Он ответил: «Тот, кто послушается меня и последует за мной, войдет в джаннат, а кто не послушается, тот отказался». (приводится имамом Бухарий).
Тот, кто задумается над приведенными аятами, хадисами и высказываниями праведных предшественников, обязательно поймет, насколько важным является вопрос выбора друзей и какую опасность для религии и нравственности человека представляют друзья из числа нечестивцев и приверженцев нововведений. Человек может быть праведным и целомудренным, но стоит ему завязать дружбу с плохими людьми, как он становится таким же нечестивцем и грешником, как и они. Таково установление Аллаха Роббиль иззат относительно Его творений.
Имам Суфьян ас-Саури говорил: «Ничто так не влияет на порочность или праведность человека, как его друг». (приведено в «Аль-Ибана»).
وَعِبَادُ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى ٱلْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ ٱلْجَـٰهِلُونَ قَالُواْ سَلَـٰمًا
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (сура «Аль-Фуркон», аят 63).
Творец всего сущего поощряет благие деяния праведных людей, и что нужно стремится к совершенным качествам, и прекрасной нравственности. Эти верующие проявляют смиренность, а когда невежды обращаются к ним, отвечают им добрыми словами. Они отличаются скромностью, достоинством и уравновешенностью. Они никогда не превозносятся перед Аллахом Роббиль иззат, и перед Его творениями. Даже если невежественные грешники говорят с ними грубо и недостойно, они все равно отвечают им самым достойным образом, не уподобляясь им и избегая грубых слов. Терпение, кротость, выдержка, благоразумие, умение прощать обидчика и отвечать добром на зло - это лишь некоторые из тех отменных качеств, благодаря которым эти праведники заслуживают благосклонности Всевышнего.
وَعَنْ قُطْبَةَ بْنِ مَالِكٍ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «اللَّهُمَّ جَنِّبْنِي مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ، وَالْأَعْمَالِ، وَالْأَهْوَاءِ، وَالْأَدْوَاءِ». أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيُّ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ وَاللَّفْظِ لَهُ
Передается от Кутбы ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах! Избавь меня от дурного нрава, плохих деяний, низменных страстей и болезней». (приводится имамами Ат-Тирмизи и Аль Хакимом).
وَعَنْ أَبِي صِرْمَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ ضَارَّ مُسْلِمًا ضَارَّهُ اللَّهُ، وَمَنْ شَاقَّ مُسَلِّمًا شَقَّ اللَّهُ عَلَيْهِ». أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَحَسَّنَهُ.
Передается от Абу Сырмати (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля причинит вред тому, кто причинит вред мусульманину, и Аллах азза ва Джаля будет враждовать с тем, кто враждует с мусульманином». (приводится имамами Абу Давудом и Ат-Тирмизи).
خُذِ ٱلْعَفْوَ وَأْمُرْ بِٱلْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ ٱلْجَـٰهِلِينَ
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд». (сура «Аль-Аъроф», аят 199).
Аллах Табарока ва Тааля повелевает верующим быть почтительными в общении с людьми и обучает их тому, как следует относиться к ним. В отношениях с людьми нужно проявлять терпение, призывая окружающих к тем поступкам и качествам, которые необременительны для них. Не следует возлагать на людей то, чего они не могут позволить себе. Напротив, следует благодарить их за праведные поступки и высказывания, прощать им некоторые упущения и закрывать глаза на их недостатки. Нельзя проявлять высокомерие перед младшим из-за его возраста, перед слабоумным из-за недостатков в его интеллекте, а также перед бедняком из-за его несостоятельности. Напротив, к каждому следует относиться с добротой - так, как этого требуют обстоятельства, и нужно всегда доставлять людям радость. Мусульманин должен использовать в своей речи почтительные слова, совершать благие поступки, делать добро близким и всем другим людям. Общаясь с окружающими, нужно обучать их полезным знаниям, и вдохновлять их на праведность. Людям следует призывать к поддержанию родственных связей, учтивому отношению к родителям, установлению теплых, дружеских отношений между людьми. Им нужно давать полезные советы, направлять на принятие мудрых решений, помогать в добре и богобоязненности. Наряду с этим их следует предостерегать от скверных деяний и направлять к тому, как можно обрести благо в религии и мирской жизни. Непременно, будут случаи, когда придется сносить обиды, наносимые невежественными людьми, и поэтому Всевышний рекомендует отворачиваться от таких людей и не уподобляться им в их морально-этических отклонениях. Если мусульманина обижают словом или делом, то ему не следует отвечать на это оскорблениями в адрес невежественных людей. Если его лишают прав, то ему не следует нарушать границы нравственных и материальных аспектов в сторону оппонентов, и уподобляться им. Если с ним разрывают родственные связи, то ему лучше попытаться сохранить их. А если с ним поступают несправедливо, то он все равно должен оставаться объективным, беспристрастным и снисходительным.
عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ: اتَّقُوا الظُّلْمَ فَاِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتُ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَاِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَمَلَهُمْ عَلَی أَنْ سَفَكُو ا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِ مَهُمْ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ
Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Бойтесь угнетать и притеснять! Потому что жестокость, в Судный день станет мраком для тиранов. Всеми силами опасайтесь жадности, потому что скупость и скаредность привело к ужасной гибели предыдущие поколения, пролилась их, и их близких кровь, и в их среде стали запрещенное (харом), считать дозволенным (халялем)». (приводиться имамом Муслимом).
عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب
Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху азза ва Джаля , Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них». (приведено имамом Табароний).
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ آبَاءكُمْ وَإِخْوَانَكُمْ أَوْلِيَاء إَنِ اسْتَحَبُّواْ الْكُفْرَ عَلَى الإِيمَانِ وَمَن يَتَوَلَّهُم مِّنكُمْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«О вы, которые уверовали, не берите себе в друзья и покровители ваших отцов, сыновей, братьев, супруг и членов вашего рода, если они предпочитают неверие вере. Те из вас, которые берут неверующих себе в покровители, сбиваются с прямого пути». (сура «Ат-Тавба», аят 23).
Вера в Аллаха Субхана ва Тааля обязывает вас дружить с теми, кто исповедует вашу истинную религию, и быть осторожными с теми, кто не придерживается ее канонов. Поэтому не считайте своими друзьями и помощниками ваших отцов и братьев, ведь они заблудшие, не могут осознать сколько благ им даровано Всевышним. Отцы и братья - ближайшие родственники, а это значит, что упомянутое предписание в еще большей степени распространяется на всех остальных людей. Если некоторые из вас возлюбят неверующих и станут дружить с ними, то они поступят несправедливо, ведь те не хотят признавать величие и могущество Аллаха Роббиль иззат. Дружба всегда основывается на любви и поддержке, и если человек близок с неверующими, то такая дружба обязывает его проявлять к ним искренность, тогда он станет лицемерить перед Господом миров. Человеческой природе не склонно, тем более верующему, считать зло добром, и проявлять несправедливость к Тому, от Кого исходят все блага.
وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ، فَهُوَ مِنْهُمْ». أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ، وَصَحَّحَهُ ابْنُ حِبَّانَ.
Передается от Ибни Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тот, кто уподобляется какому-нибудь народу, является одним из них». (приводится имамом Абу Даудом).
وَلَوْ كَانُواْ يُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلنَّبِىِّ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَا ٱتَّخَذُوهُمْ أَوْلِيَاءَ وَلَـٰكِنَّ كَثِيرًا مِّنْهُمْ فَـٰسِقُونَ
«Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами». (сура «Аль-Маъида», аят 81).
Аллах Табарока ва Тааля предостерегает мусульман от дружбы с неверующими и запретил им считать их своими близкими друзьями, с которыми можно делиться своими тайнами, а также секретами своих братьев по вере. Неверующие не упустят случая навредить вам в будущем. Порой недосказанные ими слова, ухмылки, сарказм, подтверждают скрытую ненависть и злобу к вам, которые таятся в их сердцах, ведь неверие сделали их души черствыми и жестокими. Вы сторонитесь запретного, усердствуете, в выполнении предписаний Творца всего сущего, а они считают вас глупыми фанатиками. У вас в душе огромная любовь к ценностям религии Ислам, а они относятся к вашему духовному богатству, как к игре и забаве. Аллах азза ва Джаля разъяснил вам истинное положение вещей, и если вы обладаете разумом и здравым смыслом, то вам все должно быть предельно ясно.
Дружба с нечестивцами и грешниками приводит к тому, что совершение греха начинает казаться душе чем-то незначительным, и удаляет из сердца отвращение к грехам. Для примера можно привести то, чему являются свидетелями в наше время сами мусульмане. Вследствие большого распространения страшных и губительных грехов, они перестали восприниматься великими грехами, а воспринимаются как малые прегрешения. Совершающие же их, кажутся людьми с незначительными недостатками, а некоторых из них, кто-то может искренне считать порядочными и хорошими людьми. Давайте вспомним, к примеру, про наше отношение к женской одежде, не соответствующей нормам приличия, целомудрия и конечно шариата. Отношение к употреблению пива, к повсеместно звучащей музыке, к кредитам и ссудам под низкие проценты. А теперь ответим сами себе, считаем ли мы их великими грехами, а совершающих их – нечестивцами? Воистину, человек привыкает к тому, что его окружает, и если бы на наших глазах изо дня в день совершались убийства, то через некоторое время мы бы привыкли и к этому тоже, начав относиться к убийце так же, как, скажем, относимся к мусульманину, покуривающему сигареты. Именно поэтому плохое окружение так страшно и губительно для мусульманина, не говоря уже о том, насколько более губительным являются дружба и теплые доверительные отношения с такими людьми.
عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌوَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В другой версии этого хадиса сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто».
ٱلَّذِينَ يَتَّخِذُونَ ٱلْكَـٰفِرِينَ أَوْلِيَاءَ مِن دُونِ ٱلْمُؤْمِنِينَۚ أَيَبْتَغُونَ عِندَهُمُ ٱلْعِزَّةَ فَإِنَّ ٱلْعِزَّةَ لِلَّهِ جَمِيعًا
Эти лицемеры берут неверных в друзья и поручители вместо верующих. Не ищут ли они у них чести и величия? Величие принадлежит только Аллаху, а Он придает величие праведным рабам. Кто чтит Аллаха, прося у Него величия, того Он полюбит и возвеличит, а кто чтит других, помимо Аллаха, ища у них величия, того Он унизит. (сура «Ан-Ниса», аят 139).
Всевышний приказал опечалить лицемеров, которые выдают себя за мусульман и скрывают в своих душах неверие, самой ужасной и страшной вестью о мучительном наказании. Они заслуживают такого наказания, потому что любят неверующих, дружат с ними, оказывают им поддержку и отказываются иметь близкие и теплые отношения с мусульманами. Почему же они поступают так? Неужели они надеются обрести могущество и величие рядом с ними?
Именно такими качествами можно охарактеризовать лицемеров. Они плохо думают об Аллахе Роббиль иззат, и не уверены в том, что Он помогает Его верующим рабам. Они обращают внимание на некоторые возможности неверующих и не замечают всего остального, и поэтому они берут их себе в друзья, пытаются благодаря ним достичь успеха и надеются на их поддержку.
Однако могущество полностью без всякого остатка принадлежит Создателю Вселенной, потому что судьбы рабов находятся в Его воле, а Его воля неукоснительно исполняется повсеместно и всегда.
لَّا يَنْهَـٰكُمُ ٱللَّهُ عَنِ ٱلَّذِينَ لَمْ يُقَـٰتِلُوكُمْ فِى ٱلدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَـٰرِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُواْ إِلَيْهِمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُقْسِطِينَ
«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (сура «Аль-Мумтахана», аят 8).
Аллах Табарока ва Тааля не запрещает вам взаимоотношения с язычниками и неверующими, будь то ваши родственники или нет, оказывать им помощь и делать им добро, быть справедливым к ним. Вы не совершаете греха, когда поддерживаете с ними добрые отношения, и в этом нет ничего предосудительного.
Однако, то, что запрещено избирать себе в друзья и в близкое окружение неверных, не указывает на дозволенность проявления несправедливости по отношению к ним и попирание их прав. Так же, как и не является указанием на запрещение хорошего отношения к тем из числа неверных, кто не посыпает грязью религию Ислам и не вредит мусульманам. К этому же относится и поддержание родственных связей, а также торгово-финансовых взаимоотношений с ними.
Однако следует также отметить, что запрет на дружбу с нечестивыми и грешными мусульманами не говорит о том, что они перестают быть нашими братьями, и что к ним нельзя относиться как к мусульманам, приветствуя их или же оказывая им помощь и поддержку в том, в чем нет греха. По мере своих сил следует исправлять себя и окружающих нас мусульман, следуя в этом примеру Пророка соллаллоху аляйхи ва салям и праведных предшественников.
Имам аль-Хаттаби в одном из своих трудов писал: «Говоря об уединении, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что следует отдалиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия других и тому подобных прав, которые они имеют на нас, уклоняясь от них под благовидным предлогом делами Сунны и одобряемыми обычаями. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых для тебя нет нужды».
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Ан-Нахль», аят 125).
Если вы призываете людей, будь они мусульманами или не познавшими своего Создателя, следовать прямым путем Аллаха Роббиль иззат, то важно руководствоваться полезными познаниями и праведными деяниями. Делающий наставление, должен иметь твердое вероубеждение (якын). Каждый вопрос, который он поднимает в своем увещевании, должен соответствовать Корану и сунне Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и тщательно проанализирован. И конечно, учитывая менталитет и приоритеты того, кому вам доверили сделать наставление. Ваши проповеди должны быть мудрыми и содержательными, поскольку с каждым человеком нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться Истине словом и делом. А для того, чтобы проповеди имел эффект и результаты, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв к религии Ислам с самых важных вопросов, которые люди могут понять и осознать. Нужно относиться к людям с великодушием и добротой, тогда им легче будет принять Истину. Есть люди, которые проповедуют, выбирая методы устрашения, практикуют в своих речах рассказы об джаханнаме (аде), о наказаниях, о страшном огне, то могут отвратить от истинного пути. Очень важно вдохновить к вере, к стремлению познания Всевышнего, и интересу к поклонению, и это должно быть существенной целью для любого мусульманина.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير
Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте». (приводится имамом Муслимом).
Важно донести до людей об огромной милости и милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (рая), его вечности, о его блаженстве и усладах.
وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (сура «Аль Маида», аят 2).
عَنْ أنَّسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَا مِنْ رَجُلٍ يَنْعَشُ لِسَانَهُ حَقًّا يُعْمَلُ بِهِ بَعْدَهُ، إِلَّا أَجْرَی اللّٰهُ عَلَيْهِ أجْرَهُ إِلٰی يَوْمِ الْقِيَامَةِ، ثُمَّ وَ فَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ ثَوَابَهُ يَوْمَ القِيَامَةِ. رواه أحمد.
Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто произнесет своим языком Истину, за которой последуют после него, до Судного дня Аллах азза ва Джаля будет записывать ему награды, затем в Судный день, Аллах Роббиль иззат выплатит ему его награды сполна».
Если человек не познал своего Создателя, не уверовал, то все его благие дела не имеют никакой пользы. А вы помогли этому человеку обрести счастье, он обрел иман (произнес свидетельство шахадат), кого-то обучили чтению Корана, кого-то поклонению, выполнять намаз и много других религиозных деяний. И все кто выполняют предписания, делают добро и сами получают награды и становятся причиной для наград, для тех, кто им указал на этот праведный путь.
Статью подготовил Рузметов Еркин.
(В статье использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).