Нравственные качества Абу Ханифы

Нравственные качества Абу Ханифы

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 بسم الله الرحمن الرحيم

 

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах - Могущественный, Прощающий». (сура «Фатыр», аят 28).

В этой нашей беседе мы хотим затронуть очень важную тему, о высокой, прекрасной нравственности великого имама Абу Ханифы рохматуллохи аляйхи. Характер человека, его моральные принципы, этические нормы в поведении, которые являются плодами твердого вероубеждения, богобоязненности и усердия в поклонении.  

Что такое этика нравов – это определенная форма благочестивого поведения у человека. Говоря об этике, некоторые ученные оценили ее, как изучение морали, и нравственности. Если кто-то, какое-то правило берет за обычай, то это становится этической нормой поведения. Например, если у людей входит в привычку постоянно делать добро, и оно становиться обыденным делом, то это утверждается, как моральные нормы, или систематизированными дисциплинами нравственности.

Этические нормы в религии Ислам, не могут идти в разрез и противоречить общепринятой нравственности. Все, к чему призывает наша религия, является благом, и почитается для всех добром, а от чего она требует отстраниться, то есть зло, оно повсеместно приносит для всего общества огромный вред. Поэтому требование религии в правилах и нормах поведения, являются важными этическими принципами, и считается существенной, высоконравственной моралью. Этика в жизни по своей природе вытекает из нашей религии. Нравственность в поведении, в отношениях с окружающими, если у верующего не станет благой, значит и вера у этого человека считается несовершенной.

Аллах Субхана ва Тааля в Досточтимом Коране говорит:

۝وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ

«Воистину, твой нрав превосходен» (сура «Аль-Колям», аят 4).

В этом аяте Корана, Всевышний, высоко оценивает Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Аллах Субхана ва Тааля объявляет о нем, что его нрав велик, и он имеет прекрасные качества.

 

عَنْ يَزِيدَبْنِ بَابَنُوسَ قَالَ: دَخَلْنَا عَلَي عَاءِشَةَ فَقُلْنَا: يَا أَمَّ الْمُؤْمِنِينَ مَا كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ؟ قَالَتْ: كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْانَ تَقْرَؤُنَ سُورَةَ الْمُؤْمِنِينَ؟ قَالَتِ: اَقْرَاْ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ    الْمُؤْمِنُونَ﴾ قَالَ يَزِيدُ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ﴾ - !لَي: ﴿لِفُوجِهِمْ حَافِظُونَ﴾. قَالَتْ: كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ أَخْرَجَاهُ الْبُخَارِيُّ فِي (الاَدَبِ الْمُفْرَدِ) وَ النَّسَاءِيُّ فِي (الْكُبْرَي) و تُحْفَةِ الاَشْرَاف

 

Передается от Язийд ибн Бабануса:

«При посещении Айши (родзи Аллаху анха), мы у нее спросили: «О, мать правоверных! Скажите нам, какой был нрав у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям?»

Она нам ответила: «Его нрав был Кораном. Вы читаете суру «Муъминун» (Верующие)? «Код афляхал муъминун», прочти!»

Язийд говорит: «Я прочитал, «Код афляхаль муъминун», «Ли фуружихим хофизун».

«Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям нравом был Коран» сказала Айша.

Приводиться имамом Бухарий в «Аль-Адаб ал-Муфрад», имамом Насайи «Кубро», и «Тухфатул ашроф».

Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям вобрал в себя все превосходные качества, имеющиеся в Коране, и его нрав был прекрасен, характер мягким.

 

وَمَا أَرْسَلْنَـٰكَ إِلَّا رَحْمَةً لِّلْعَـٰلَمِينَ

 

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (сура «Ан-Анбия», аят 107).

Всевышний похвалил Своего Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, который принес человечеству Священный Коран. Его пророческая миссия была милостью Аллаха Табарока ва Тааля, Который пожелал наставить людей на прямой путь. Мусульмане приняли это благо, возблагодарили Творца всего сущего и стали выполнять все, что Аллах азза ва Джаля им предписал. Остальные люди отказались уверовать, стали неблагодарностью отвечать на Милосердие своего Господа и отказались от Его религии.

 

عَنْ أَبِي مُحَمَّدٍ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يَكُونَ هَوَاهُ تَبَعًا لِمَا جِئْتُ بِهِ حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ، رَوَيْنَاهُ فِي كِتَابِ الْحُجَّةِ» بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ

 

Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха бин Аъмра бин аль-Аъса (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока страсть его не последует за тем, с чем я пришел».

 

وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلْهَوَىٰ۝ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْىٌ يُوحَىٰ

 

 «Он не говорит по прихоти». «Это - всего лишь внушаемое (ему) откровение». (сура «Ан-Наджм», аяты 3-4).

 

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям не проповедует среди вас то, что приходит ему на ум, а возвещает вам только то, что узнает из ниспосылаемого ему откровения. Он сам следует прямым путем и призывает к нему других.
Он не допускал ошибок, когда рассказывал о Всевышнем Аллахе и обучал мусульман Его религии, поскольку он не говорил по прихоти своей, а лишь повторял внушенное ему откровение.

 

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

 

«Для вас в посланнике Аллаха - образцовый пример для тех, кто надеется на милосердие Аллаха и на блага Последнего дня и поминает Аллаха часто и в опасности, и в мольбе, и в трудностях, и в благосостоянии».                        (сура «Ахзаб», аят 21).

 

عَنْ أَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ االّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : إِنَّمَا بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الأَخْلاَقِ. رواه البيهقی

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я был отправлен для улучшения и совершенствования нравов». (приведено имамом Байхаки).

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا، أَنَّ النَّبِيَّ قَالَ: إِنَّ الرَّجُلَ لَيُدْرِكُ بِحُسْنِ الْخُلُقِ دَرَجَةَ الصَّاءِمِ الْقَاءِمِ. رواه أحمد

 

Передается Айшой (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Человек с хорошим характером и прекрасным нравом, достигнет степени, держащего днем пост (урозу), и проводящий ночи в молитве (читающего тахаджуд намаз). (приведено имамом Ахмадом).

 فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا ۝  قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ۝  وَقَدْ خَابَ مَن دَسَّاهَا                           

«Всевышний разъяснил душе, что такое добро и что такое зло, и наделил ее способностью совершать из них то, что она пожелает».

«Поистине, преуспел тот, кто очищал ее (душу) повиновением Аллаху и совершением благочестивых деяний».

«А тот, кто обделил свою душу, не будучи добродетельным, и погубил в ней способность вершить добро, несомненно, потерпел убыток». (сура «Аш-Шамс», аяты 8-10).

Господь миров поясняет людям, что они несут ответственность за свои деяния. Ведь всякой человеческой особи присущи доброта, мягкость, нежность, изменчивость, впечатлительность, тревога, желания, любовь, ненависть и устремленность к благому или к греховному. Согласно душевным качествам, и определенному состоянию человек может творить благие или негативные деяния. Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху азза ва Джаля, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы он подавлял и скрывал в ней добро, осквернял ее пороками и топил в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу.

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «أَكْثَرُ مَا يُدْخِلُ الْجَنَّةَ تَقْوى اللَّهِ وَحُسْنُ الْخُلُقِ». أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيُّ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ.

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Богобоязненность и благонравие – очень важные качества, которые будут способствовать, чтобы попасть в Рай». Хадис передал ат-Тирмизи, и аль-Хаким назвал его достоверным.

 

وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَا مِنْ شَيْءٍ فِي الْمِيزَانِ أَثْقَلُ مِنْ حُسْنِ الْخُلُقِ». أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ، وَالتِّرْمِذِيُّ وَصَحَّحَهُ.

 

Передается от  Абу Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нет ничего, что в День воскресения, окажется на весах верующего тяжелее превосходного нрава». Хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.

 

Человек уверовавший в Аллаха Субхана ва Тааля, должен усердно стремится к «ихсану». Когда Джибраиль аляйхи ва салям, обучал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям религии Ислам, Он задал Ему вопрос: «Что такое ихсан?» Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это поклонятся Аллаху азза ва Джаля, как будто видишь Его. Но если не можешь достичь этого, то осознай, Всевышний видит нас всегда». Если, верующий поймет, и эта мысль будет постоянно присутствовать в его сознании, что Аллах Табарока ва Тааля наблюдает за ним, то он будет делать что-то предосудительное, нарушая запреты Творца всего сущего? Разве не будет он стараться своими деяниями найти довольство Аллаха Роббиль иззат? Нашими праведными предшественниками было достигнуто это состояние, поэтому они прилагали все свои усилия, чтобы подвести свою жизнь под образ завершающего Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

Наш имам Аъгзам, Абу Ханифа очень преуспел в морально-этических нормах поведения, его нравственность была прекрасна. Достигнув в этом аспекте восхитительных результатов, Абу Ханифа всей своей жизнью показывал и призывал окружающих его людей, к высокоморальным отношениям. Искренняя вера вырывает с корнем у человека такие плохие качества как гордость, злость, зависть, а также недовольство предопределением Господа миров. Когда многие отрицательные качества уходят из жизни верующего, в его существование входят размеренность и умиротворение, его жизненный потенциал улучшается и увеличивается. Абу Лахаб из рода Бану Хашим, был человеком знатного происхождения, имел очень сильный авторитет в племени Корейшитов, Абу Джахиль считался одним из вождей этого народа, но их положение и статус, не дали им пользы для жизни после Судного дня. Билал Хабаши был темнокожим рабом, вышеприведенных господ, но его твердое вероубеждение (якын), подняло его нравственность на очень высокий уровень, и его положение стало столь высоким, что он был избран муадзином (произносящим азан), в мечети Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям в городе Медине. Сальман Фарсий, уроженец Персии (нынешнего Ирана), человек, который стремился исповедовать истинную религию, и Аллах Субхана ва Тааля удостоил его Исламом. Со временем Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям признавал его близость к себе, и обусловил его на уровень своего близкого родственника. Праведные предшественники достигали высокого положения в обществе своей нравственностью и мягкими характерами.

Пророк соллаллоху аляйхи ва салям в своих высказываниях, отмечал самое благодатное время в развитии и процветании религии Ислам. После ухода из жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, оно протянулось более чем на три столетия, его также называют золотым веком Ислама. С той эпохи распространилось немало школ по исламскому праву (фикху). До наших времен дошли всего четыре таких направлений, их именуют мазхабами. Основная масса мусульман придерживаются учений этих правовых школ, а между собой они имеют солидарные и единодушные взаимоотношения. Все эти мазхабы строго призывают соблюдать морально-этические нормы, прописанные в религии Ислам. Возьмем имама Малика ибн Анаса, когда он возвращался с какой-то поездки, при въезде в Медину, он слезал с верхового животного, и проходил большие расстояния на своих ногах (пешком). Кто-то его спросил, почему он так поступает, он отвечал, что я трепетно отношусь к земле, в которой покоится тело Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Также он занимался преподавательской деятельностью, на его занятия приходили тысячи учеников, и большая часть из которых посещали эти занятия, стараясь перенять его высокую нравственность и прекрасный характер.

Имам Шаъфий рохматуллохи аляйхи спросили: «Как вы желаете и стремитесь воспитать в своем характере высокую нравственность». На что он ответил: «Если женщина имеет грудного младенца, и она его потеряет, чтобы его найти, эта мать какое будет проявлять усердие, также и я очень стараюсь сформировать в своем характере восхитительные морально-этические нормы».

Однажды имама Ахмад Хамбала рохматуллохи аляйхи, один человек сильно обругал, используя непозволительные слова. Он, проявив терпение, ничего не ответил грубому человеку. Один из его спутников спросил его, что вы ничего не ответите? Тогда праведный имам привел следующий аят:


وَعِبَادُ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى ٱلْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ ٱلْجَـٰهِلُونَ قَالُواْ سَلَـٰمًا

 

«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: «Мир!» (сура «Аль-Фуркон», аят 63).

Творец всего сущего поощряет благие деяния праведных людей, и что нужно стремится к совершенным качествам, и прекрасной нравственности. Эти верующие проявляют смиренность, а когда невежды обращаются к ним, отвечают им добрыми словами. Они отличаются скромностью, достоинством и уравновешенностью. Они никогда не превозносятся перед Аллахом Роббиль иззат, и перед Его творениями. Даже если невежественные грешники говорят с ними грубо и недостойно, они все равно отвечают им самым достойным образом, не уподобляясь им и избегая грубых слов. Терпение, кротость, выдержка, благоразумие, умение прощать обидчика и отвечать добром на зло - это лишь некоторые из тех отменных качеств, благодаря которым эти праведники заслуживают благосклонности Всевышнего.

Также выше перечисленными качествами обладал наш великий имам Абу Ханифа рохматуллохи аляйхи, который считался муджтахидом, факихом, то есть великим правоведом шариатских наук. Он обладал высокой нравственностью, и превосходным характером, пусть снизойдет ему милость Аллаха азза ва Джаля. Вся его жизнь была прилежным старанием, в которую он приложил усилия, и украсил свое существование принципами религии Ислам. Свои воззрения, норму поведения, научную деятельность, деяния, поклонение и так далее, вся его жизнь была нормирована канонами Шариата. Многие квалифицированные изыскания отразились в его научных трудах, которые принесли многим поколениям огромную пользу. В его авторитетных публикациях, описаны морально-этические нормы, которым учит религия Ислам. Также подробно описано, как нужно мусульманам достигать нормы высокой нравственности, и правил взаимоотношений в обществе. Какую методологию использовать, как сформировать свои старания, все эти практические действия, с теоретической позиции описаны в его произведения. А в некоторых книгах описаны случаи из жизни великого имама, воспроизведенные его учениками. Хафиз Захабий отображает рассказ Муджтахида рохматуллохи аляйхи: «Муджтахид находился в комнатах правителя Харуна Рашида. Также туда пожаловал Абу Юсуф, самый способный из учеников Абу Ханифы, достигший высоких результатов в религиозных знаниях, впоследствии возглавивший его учебное заведение, а позже ставший верховным судьей халифата. Харун Рашид будучи халифом исламского государства, попросил рассказать Абу Юсуфа о нравственности и качествах характера имама Аъгзама. Пусть Аллах Роббиль иззат будет свидетелем моих слов говорил он, Абу Ханифа очень строго сторонился всего запрещенного, был всегда далек от мелких проступков, которые ведут к грехам. Отдалялся сомнительных обществ, а если был среди людей, чаще всего был молчалив, и постоянно был задумчив. Он всегда сторонился бесполезных разговоров и пустого провождения времени, никогда не обсуждал того, что его не касается, не присутствовал в кругах, где попусту болтали и сплетничали о ком-то. Его часто спрашивали о религиозных положениях, того или иного аспекта шариата, имам Аъзам давал подробные, раскрывающие детально ответы. Он строго соблюдал предписания религии, был внимателен и  скрупулезен в своих поклонениях, много постился, всегда усердствовал в ночных бдениях и мольбах, взывая в них к Аллаху азза ва Джаля. Его эго (нафс) был полностью подчинен указаниям Всевышнего, выполнением не только обязательных, но и добровольных (науфиль) ибодатов. Его больше всего беспокоили собственные упущения, и он был далек от обсуждения чьих-то недостатков. А если приходилось говорить о ком-то, то он перечислял только достоинства и хорошие стороны характеров других людей. Тогда Харун Рошид восхитился праведностью и моральными качествами ученого, с восторгом выразил свои мысли, поэтому поводу, отдавая Абу Ханифе свои предпочтения, и высоко оценивая его нравственность.

Каждому верующему важно внимательно изучать каноны Аллаха Табарока ва Тааля и сунну завершающего Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Но прочитав несколько аятов Досточтимого Корана, какое-то число высказываний Росулоллох соллаллоху аляйхи ва салям, не изучив тафсиры к аятам и шарх (пояснения) к хадисам, не сможет человек, нынешней эпохи, иметь ясные понятия о религии Ислам. В этом нам огромную помощь оказали, в первую очередь ученые, перенявшие каноны религии Ислам от Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, то есть сподвижники, а после них таъбиины. Выражаясь коротко, усердствующие в изучение этих малуматов (материалов), жившие именно в золотой век развития и распространения огромной милости Аллаха азза ва Джаля. В число которых и входит имам Аъгзам.                                                             


وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًۭا وَطَمَعًا‌ۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ

 

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль-Аъроф», аят 56)

Благонравие – самое ценное качество человека, благодаря которому проявляется сущность по-настоящему мужественных людей. «Великий нрав – это такой нрав, обладатель которого ни с кем не враждует и ни у кого не вызывает враждебность, и все это – благодаря высокой степени познания Всевышнего Аллаха». «Великий нрав – внимание, прикованное лишь к Господу миров».

 

عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِی اللّٰهُ عَنْهُ قَال: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ أَنَا زَعِيمٌ بِبَيْتٍ فِی رَبَضِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْمِرَاءَ وَإِنْ كَانَ مُحِقًا، وَبِبَيْتٍ فِی وَسَطِ الْجَنَّةِ لِمَنْ تَرَكَ الْكَذِبَ وَإِنْ كَانَ مَازِحًا، وَبِبَيْتٍ فِی أَعْلَی الْجَنَّةِ لِمَنْ حَسَّنَ خُلُقَهُ. رواه أبو داؤد، باب فی حسن الخلق

 

Передается от Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Я гарантирую дом в окрестностях джанната для того, кто оставил ссору, хотя он и был прав. Я гарантирую дом в середине джанната для того, кто не стал реагировать на шутку, и проявлять излишнюю эмоциональность, хотя это была ложь. И я гарантирую дом на высших ступенях джанната для того, кто стремится улучшить свой характер». (приведено Абу Даудом).

 

وَعَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «اللَّهُمَّ كَمَا أَحْسَنْتَ خَلْقِي، فَحَسِّنْ خُلُقِي». رَوَاهُ أَحْمَدُ وَصَحَّحَهُ ابْنُ حِبَّانَ.

 

Передается от Ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах! Сделай мой характер таким же прекрасным, каким Ты сделал мой облик».  Хадис передал Ахмад, и Ибн Хиббан назвал его достоверным.

 

Статью подготовил Ахметов Хамидулло,

имам мечети «Асым ата». 

 

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: