Говори благое или молчи

Говори благое или молчи

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

  بسم الله الرحمن الرحيم

 

 أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء۝  تُؤْتِي أُكُلَهَا كُلَّ حِينٍ بِإِذْنِ رَبِّهَا وَيَضْرِبُ اللّهُ الأَمْثَالَ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ ۝  وَمَثلُ كَلِمَةٍ خَبِيثَةٍ كَشَجَرَةٍ خَبِيثَةٍ اجْتُثَّتْ مِن فَوْقِ الأَرْضِ مَا لَهَا مِن قَرَارٍ ۝  يُثَبِّتُ اللّهُ الَّذِينَ آمَنُواْ بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الآخِرَةِ وَيُضِلُّ اللّهُ الظَّالِمِينَ وَيَفْعَلُ اللّهُ مَا يَشَاء ۝

 

«Ужель не слышал ты, какую притчу
О Слове Добром нам Аллах приводит:
Оно как дерево благое,
Чей корень крепко (держится в земле),
А ветви к небесам восходят».
«Оно плоды свои приносит каждый миг
По изволению его Владыки, -
И так Аллах приводит Свои притчи людям,
Чтоб они вняли (наставлениям Его).»
«А притча (Господа) о Скверном Слове:
Оно как дерево плохое,
Что исторгает (свои корни) из земли -
И потому устойчиво стоять не может.»
«Аллах же верующих укрепляет твердым словом
И в этом мире, и в другом.
И сводит Он с пути неверных, -
(Ведь безграничной мудростью Своей)
Творит Он все, что пожелает!»
(сура «Иброхим», аяты 24-27).

Аллах Субхана ва Тааля облагодетельствовал род людской, даровав бесценную способность общаться между собой, выражать и формулировать свои мысли, доносить какую-то информацию, вносить эмоциональную окраску, проявляя свои желания и чувства. Передавая в своей речи определенный настрой, свою приверженность обусловленной идее, мы можем вдохновить окружающих, внушить в их сердца самую огромную Истину – веру в Творца всего сущего. Осознав и уверовав, человек обретает великое благо, и в порыве воодушевления, стремится этим поделиться со всеми своими близкими.

Однако мы должны понимать, что некоторые наши слова, речевые обороты могут ввести слушающего в бездну неверия, во мрак невежества, в омут грехов и в пропасть Ада. Отдельные люди, неправильно выражаясь, могут ранить человеческую душу, внушая собеседнику, о его ничтожном существовании, и побудить оппонента к суициду, а также к преступлениям против других (насилию, убийству и так далее). К сожалению, люди не осознают огромную ответственность, за свои деяния, совершаемыми нашими языками. Но принять обет молчания, тем самым отказавшись от милости Господа миров, не разговаривать ни с кем, это несправедливо по отношению к себе и к окружающим. Но однозначно в наших силах воздерживаться от пустословия и глупых речей, причиной которых сеется зло, жестокость и неконтролируемый хаос.

 

عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولُ اللّٰهِ قَالَ: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَخلِصَ قَلْبَهُ لِلإِيْمَانِ وَجَعَلَ قَلْبَهُ سَلِيْمًا وَلِسَانَهُ صَادِقًا وَنَفْسَهُ مُطْمَءِنَةُ وَخُلِيْقَتَهُ مُسْتَقِيمَةّ وَجَعَلَ أُذُنَهُ مُسْتَمِعَةُ وَعَيْنَهُ نَاظِرَةُ. رالحديث رواه أحمد

 

Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, преуспел тот, кто предал свое сердце иману, и сделал его непорочным, и свой язык, произносящим правдивые речи, и свою душу удовлетворенной (вспоминанием и покорностью Аллаху азза ва Джаля). И исправил свой нрав, и сделал свои уши слышащими истину, и глазами видящими величие Господа миров». (приводится имамом Ахмадом).


وَإِذَا سَمِعُواْ ٱللَّغْوَ أَعْرَضُواْ عَنْهُ وَقَالُواْ لَنَا أَعْمَـٰلُنَا وَلَكُمْ أَعْمَـٰلُكُمْ سَلَـٰمٌ عَلَيْكُمْ لَا نَبْتَغِى ٱلْجَـٰهِلِينَ

 

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам (достанутся) наши деяния, а вам - ваши. Мир вам! Мы не желаем (следовать путем) невежд». (сура «Аль-Косос», аят 55).

Если же невежественные люди заводят в присутствии верующих суетные речи, они отворачиваются от них. Они поступают, как истинные, благоразумные и праведные рабы Всевышнего, говоря: «Каждый из нас будет отвечать только за свои поступки, и ни одна душа не будет нести бремя чужих грехов». Тем самым они подчеркивают свою непричастность к злодеяниям невежд, которые тратят время на тщетные и бесполезные разговоры.

Маленький ребенок встает на ноги, делает первые шаги, в течение нескольких лет учится говорить, проявляет любознательность, задает множество вопросов. Так вот в основном происходит развитие людей. Наблюдая за беседующими громко людьми, поражаешься, что чаше всего отсутствует определенная тема, люди перестали передавать какие-то идеи, не стараются донести какую-то важную мысль. Чаще всего люди говорят о тщетном, об одежде, о гастрономических предпочтениях, об обстановке в доме, и многие бесполезные сотрясания воздуха. Кто-то начинает обсуждение своего автомобиля, другой хвалит свой телефон. И сердца, предназначенные для созерцания более величественного, обязательно черствеют, кому-то проникает в душу гордость, а другому закрадывается зависть.

 

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

 

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я - один из мусульман?» (сура «Фуссилат», 33).

Это те, кто проповедуют религию Аллаха азза ва Джаля среди Его рабов. Пробуждают в них любовь к своему Создателю, напоминают им о Его благах, Его щедрости, великодушии и безграничном милосердии, обучают их Его славным и совершенным качествам. Также они вдохновляют людей на постижение знаний о прямом пути из Корана и сунны Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и призывают их к этому всеми возможными способами. Они воспитывают в них прекрасные нравственные качества и учат их любить и чтить родителей, помогать родственникам, делать добро всем творениям Аллаха Роббиль иззат, и отвечать добром на зло.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيَقُلْ خَيْرًا أَوْ لِيَصْمُتْ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيُكْرِمْ جَارَهُ، وَمَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاَللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلْيُكْرِمْ ضَيْفَهُ  رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ  وَمُسْلِم

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя». (приводится имамами Аль-Бухари и Муслимом).

 

Стремится призывать к совершению одобряемого, то есть соблюдать обязательные и желательные религиозные предписания. Запрещать совершать все виды недозволенных и нежелательных деяний, о вреде губительных грехов, обучать людей истинной религии. Доносить Величие, Мудрость и Могущество Аллаха азза ва Джаля, приоткрыть завесу в сердцах людей, о тяготах Судного дня. Побуждать раздавать милостыню, говорить о пользе примирения людей, сохранению родственных уз, о принципах морали и высокой нравственности.

Тяжелее всего человеку дается оберегание своего языка. Сообщается, что однажды Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, дотронулся до своего языка и сказал, обращаясь к Муаъзу: «Придерживай это». Муаъз, (родзи Аллаху аънху), удивился и спросил: «О, Пророк Аллаха, неужели с нас взыщется за то, что мы говорим?», Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь еще, кроме их клеветнических речей?!» (приводится имами ат-Тирмизи, ан-Насаи).

 


  لاَّ خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلاَّ مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلاَحٍ بَيْنَ النَّاسِ

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей» (сура «Ан-Ниса», аят 114).

Это указывает на то, что опасно шевелить языком, произнося то, что не является благом, ибо это будет доводом против тебя, а не за тебя. Если человек много говорит о дозволенных вещах, то это постепенно приведет его к тому, что он начнет вести нежелательные и запретные разговоры. Именно так и происходит в действительности. Люди, которые говорят слишком много о том, что не является благом, постепенно приходят к запретным речам. Например, они постепенно начинают обсуждать человека в его отсутствии, начинают сплетничать, возводить клевету, чрезмерно льстить кому-то, и так далее.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مِنْ حُسْنِ إسْلَامِ الْمَرْءِ تَرْكُهُ مَا لَا يَعْنِيهِ  حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ، ابن ماجه

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается». (приводится имамами Ат-Тирмизи и ибн Маджа).
Следовательно, вера в Аллаха Табарока ва Тааля и в Последний День побуждает человека беречь свой язык, и тем более все остальные органы тела. Сообщается, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, говорил: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдет в) Рай». (приводится имамом Аль-Бухари).

Признаком хорошего соблюдения человеком Ислама является то, что он оставляет все слова, которые не принесут ему пользы ни в религии, ни в мирской жизни, ни в Последней обители. Это касается также оставления человеком изучения тех наук, которые не принесут ему пользы. Это касается также оставления человеком взаимоотношений и связей с теми людьми, которые не принесут ему пользы.
Оставление человеком того, что не принесет ему пользы, указывает на хорошее соблюдение им канонов Ислама. Это указывает на то, что стремится к благу. Если же человек начнет произносить слова, которые не приносят пользы, и слушает речи, которые не приносят пользы, то это станет причиной того, что в результате он совершит нечто запретное или допустит упущения в обязательных предписаниях религии. Оставление человеком слов и речей, которые не приносят пользы, является признаком хорошего соблюдения им Ислама. Ведь, язык и уши – это источник ошибок. Человек будет рассчитан за то, что он произносил языком.

Все это указывает на то, что оставление человеком слов и речей, не приносящих пользы, помогает ему достичь высоких степеней в религии. Человек также должен оставить изучение состояний людей, которые его не касаются. Человек должен оставить стремление узнать известия об определенном человеке: что он сказал, что он сделал, о чем он говорил с людьми, что ему ответили люди, и так далее. Занятость такими вещами, которые тебя не касаются, противоречат праведности и богобоязненности человека.
Следовательно, в данном хадисе содержится великая норма нравственности и поведения верующих. Мы обязаны стремиться к хорошему соблюдению Ислама, ибо в этом заключено великое достоинство. Нам не следует задавать вопросы, в которых нет пользы. Нам не следует изучать известия о людях, которые не приносят нам никакой пользы: этот сделал так, а тот не сделал так, этот пошел туда, а этот пришел сюда. Кто женился, кто развелся, кто-то что-то купил, другой приобрел или продал. Все это порицаемо.
В этом хадисе великое наставление завершающего Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям относительно данной великой нормы поведения. Поистине, признаком соблюдения человеком религиозных принципов Ислама является оставление им того, что его не касается, того, что не приносит ему пользы ни в религии, ни в делах мирской жизни. Это влияет на праведность человеческого сердца и его деяний.
Некоторые праведные предшественники говорили о людях, которые слишком много говорят с другими людьми: «Эти люди неспособны совершать деяния, поэтому им остается только говорить».
Они много говорят, но мало делают, сидят часами, говоря об одном и том же, не приносящем им пользы, а все это является порицаемым явлением. Если бы раб Аллаха азза ва Джаля поразмышлял над своими религиозными обязанностями, то нашел бы, что их очень много. Некоторые люди слишком много говорят о дозволенных вещах, а иногда даже ведут запретные разговоры и совершают запретные деяния, оставляя при этом множество религиозных обязанностей. Стремящийся к довольству Всевышнего не должен быть таким. Ищущий знания должен стараться, постоянно совершать только те деяния, которые принесут ему пользу.

 

وَٱلَّذِينَ يُؤْذُونَ ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَـٰتِ بِغَيْرِ مَا ٱكْتَسَبُواْ فَقَدِ ٱحْتَمَلُواْ بُهْتَـٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

 

А те, которые незаслуженно осыпают ругательствами верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха. (сура «Аль-Ахзаб», аят 58).

Честь мусульман неприкосновенна, а всякий, кто позволяет себе беспричинно оскорблять их, проявляет неуважение к повелению Аллаха Роббиль иззат и взваливает на свои плечи бремя наговора и тяжкого греха. Нечестивцы, которые оскорбляют мусульман, заслуживают порицания, величина которого зависит от степени веры и добропорядочности оскорбленных мусульман. Поэтому оскорбление праведных мусульманских ученых является более опасным грехом, чем оскорбление простых мусульман, а поношение сподвижников Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, является гораздо более тяжким преступлением, чем поношение мусульман, пришедших после них. Усилиями сахабов (родзи Аллаху аънхум) сохранен, без никаких изменений Коран – Книга Создателя всего сущего, и передана сунна (путь и образ жизни) Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.
Человек, выполняя свои обязанности перед Аллахом Субхана ва Тааля, помнит о том, что Господь миров наблюдает за ним. А сложнее всего чувствовать контроль Аллаха азза ва Джаля тогда, когда речь идет о человеческом языке. Поэтому Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, обратил на это внимание, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». Из всех обязанностей перед Всевышним тяжелее всего претворить в жизнь оберегание своего языка.
Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, повелел людям либо говорить благое, либо молчать. Это указывает на то, что молчание – это более низкая степень, чем произнесение благих речей.


يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱجْتَنِبُواْ كَثِيرًا مِّنَ ٱلظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ ٱلظَّنِّ إِثْمٌۖ وَلَا تَجَسَّسُواْ وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًاۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ

 

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный». (сура Аль-Худжурот», аят 12).

Аллах Субхана ва Тааля запретил мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, поскольку очень часто это подталкивает их к совершению грехов. Подозрения, лишенные основания, и дурные мысли о каком-либо человеке неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Эти мысли закрадываются в душу человека и не оставляют его в покое, пока он не скажет или не совершит то, в чем впоследствии станет раскаиваться.
Творец Вселенной запрещает не только плохо думать о мусульманах, но и испытывать к ним ненависть и вражду.
Верующие не должны пытаться разузнать о недостатках других мусульман и не оглашать их. Старайтесь не замечать ошибок своих братьев, дабы ваши действия не повлекли за собой нежелательные последствия. Не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда. Именно так истолковал злословие за спиной мусульман Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям.

 

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «أَتَدْرُونَ مَا الْغِيبَةُ؟» قَالُوا: اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَعْلَمُ. قَالَ: «ذِكْرُكَ أَخَاكَ بِمَا يَكْرَهُ». قِيلَ: أَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ فِي أَخِي مَا أَقُولُ؟ قَالَ: «إِنْ كَانَ فِيهِ مَا تَقُولُ فَقَدْ اِغْتَبْتَهُ، وَإِنْ لَمْ يَكُنْ فَقَدْ بَهَتَّهُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Знаете ли вы, что такое сплетня?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику об этом известно лучше». Он сказал: «Это значит — говорить о своем брате то, что ему не нравится». Тут кто-то спросил: «А если то, что я говорю о нем, является правдой?» Он сказал: «Если то, что ты говоришь о нем, является правдой, то ты сплетничаешь. Если же твои слова - ложь, то ты клевещешь на него». (приводится имамом Муслимом).


Для того чтобы отвратить верующих от этого греха, Всевышний уподобил человека, который злословит за спиной своего брата, тому, кто ест мясо своего брата, подчеркивая, насколько отвратителен подобный поступок. Вы ни за что не стали бы есть мясо своего брата, особенно, если он лишился жизни. Поэтому не отзывайтесь о нем плохо за его спиной и не ешьте его мяса, пока он еще жив.
Опасайтесь гнева Аллаха Роббиль иззат, среди прекрасных имен которого - Принимающий покаяния и Милосердный. Он дает Своим рабам возможность покаяться, помогает им в этом, а затем прощает их и принимает от них покаяния. Он проявляет к ним свое безграничное милосердие: учит их тому, что приносит им пользу и принимает от них покаяния. Этот аят предостерегает мусульман от злословия за спиной мусульман. Этот грех является одним из величайших грехов, и поэтому Создатель всего сущего уподобил его другому величайшему греху - употреблению в пищу мертвечины.

 

 

عَنْ النَّوَّاسِ بْنِ سَمْعَانَ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: الْبِرُّ حُسْنُ الْخُلُقِ، وَالْإِثْمُ مَا حَاكَ فِي صَدْرِك، وَكَرِهْت أَنْ يَطَّلِعَ عَلَيْهِ النَّاسُرَوَاهُ مُسْلِمٌ

وَعَنْ وَابِصَةَ بْنِ مَعْبَدٍ رضي الله عنه قَالَ: أَتَيْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم فَقَالَ: جِئْتَ تَسْأَلُ عَنْ الْبِرِّ؟ قُلْت: نَعَمْ. فقَالَ: استفت قلبك، الْبِرُّ مَا اطْمَأَنَّتْ إلَيْهِ النَّفْسُ، وَاطْمَأَنَّ إلَيْهِ الْقَلْبُ، وَالْإِثْمُ مَا حَاكَ فِي النَّفْسِ وَتَرَدَّدَ فِي الصَّدْرِ، وَإِنْ أَفْتَاك النَّاسُ وَأَفْتَوْك حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَيْنَاهُ في مُسْنَدَي الْإِمَامَيْنِ أَحْمَدَ بْنِ حَنْبَلٍ، وَالدَّارِمِيّ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ.

 

Передается Ан-Навваси бин Самаъна, (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Благочестие есть благонравие, а греховное - это то, что шевелится в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом узнали люди» (Приводится имамом Муслимом).

 

Передается от Вабисота бин Маъбади, (родзи Аллах аънху), что он однажды пришел к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, и Он спросил у меня: «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси об этом свое сердце, ибо благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное - это то, что продолжает шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди не раз скажут тебе, что ты поступил правильно». (приводится имамом Ахмадом).

 

 

 

إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ ۝ مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

 

«Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)».

«Стоит ему (человеку) произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» (сура «Коф», аяты 17-18).


Передается от Али ибн Абу Толиба, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ангел записывает все, что произносит человек, и даже то, что не является ни грехом, ни благой речью. Поистине, некоторые праведные предшественники говорили: «Поистине, ангел записывает даже стоны больного человека». Ангел записывает даже то, за что человек не получит ни награды, ни наказания. (приводится Ад-Дейлями в «аль-Фирдаус»).

 

 

عَنْ أَبِي بَرْزَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ: يَا مَعْشَرَ مَنْ امَنَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يَدْخُلِ الْإِيمَانُ قَلْبَهُ! لَا تَغْتَابُوا  الْمُسْلِمِيْنَ وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ فَإِنَّهُ مَنِ اتَّبَعَ عَوْرَاتِهِمْ يَتَّبِعُ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ وَمَنْ يَتَّبِعِ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ فَي بَيْتِهِ. رواه أبو داود،  

 

Передается от Абу Барза (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О те, кто подтвердил веру языком, но в сердцах которых еще не утвердилась вера! Не злословьте о мусульманах, не раскрывайте

их недостатки! Если кто-то будет искать недостатки в другом, то и Аллах будет искать его недостатки. А если Аллах станет искать его недостатки, то ввергнет его в позор даже в его собственном доме». (приводится имамом Абу Даудом, Адаб).

 

Однажды Лукмана аль-Хакима попросили заколоть барана и принести два самых хороших куска, и он принес язык и сердце. Затем попросили принести два самых плохих куска, и он опять принес язык и сердце. Когда его спросили, почему он в обоих случаях принес одни и те же части тела, он ответил, что нет в теле лучших кусков, чем эти части тела, когда они чисты и нет хуже них, когда они грязны.

Передано от Суфьяна ас-Саври: «Я бы пожелал, чтобы в меня выпустили стрелу из лука, чем стрелу из слов, выпущенную из языка, так как стрела слов из языка может ранить сердце, а стрела из лука может пролететь мимо».

 

 

 أَمْ يَحْسَبُونَ أَنَّا لَا نَسْمَعُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُم بَلَى وَرُسُلُنَا لَدَيْهِمْ يَكْتُبُونَ

 

 

«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают». (сура «Аз-Зухруф», аят 80).

 

Язык имеет небольшой вес, очень мал по своей величине, но, сколько  вреда и страданий он может доставить многим людям.  Вполне в силах человека, не позволять языку, не произносить ничего, кроме того, что принесет ему пользу в этом мире  и в другом. И только это оградит его от всего, что может принести ему огромный ущерб в будущем. Язык является самым строптивым органом человека, и как же тонка грань между знанием о том, что следует превозносить или осуждать, и тем, чего следует сторониться.

 

Когда утром человек просыпается, все части тела просят и умоляют язык, чтобы он не говорил лишние высказывания, выражая мысль, что только из-за его проступков и упущений, все тело может получить наказания в Судный день.

Только вообразите, сколько благих деяний будет стерто словами и  сколько добродетели утрачено по причине наших высказываний. Излишняя болтливость может привести к непоправимым ошибкам, человек может солгать, сказать гыйбат (сделать сплетню), оклеветать, позлословить, проявить вульгарность, высокомерие, опорочить чью-то честь, притеснить кого-то, нажить себе врагов, и много других злоключений.

 

 

 


وَعَنْ بَهْزِ بْنِ حَكِيمٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ: قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «وَيْلٌ لِلَّذِي يُحَدِّثُ، فَيَكْذِبُ؛ لِيَضْحَكَ بِهِ الْقَوْمُ، وَيْلٌ لَهُ، ثُمَّ وَيْلٌ لَهُ». أَخْرَجَهُ الثَّلَاثَةُ، وَإِسْنَادُهُ قَوِيٌّ.

 

 

Передается от Бахза ибн Хакима, что его отец рассказывал со слов его деда, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Горе тому, кто лжет, чтобы рассмешить людей! Горе ему! Горе ему!». (приводится имамами Абу Давудом, ат-Тирмизи и ан-Насаи с сильным иснадом).

 

 

 

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

 

«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это - великий грех». (сура «Ан-Нур», аят 15).

 

وَعَنْ أَنَسٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «الصَّمْتُ حِكْمَةٌ، وَقَلِيلٌ فَاعِلُهُ». أَخْرَجَهُ الْبَيْهَقِيُّ فِي «الشُّعَبِ» بِسَنَدٍ ضَعِيفٍ. وَصَحَّحَ أَنَّهُ مَوْقُوفٌ مِنْ قَوْلِ لُقْمَانَ الْحَكِيمِ.

 

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Молчание - это мудрость, но тех, кто умеет хранить молчание, мало». (приводится аль-Байхаки в  «Шуаъбе» со слабым иснадом).

 

Молчание – это богослужение без усталости. От Пророка Исы аляйхи ва салям передается: «Богослужение состоит из десяти частей, девять из них – в молчании и одна – в  избегании людей».

Из иных сторон пользы молчания – сохранность человека от многочисленных грехов языка. Таких как ложь, хула, клевета, сплетни, показуха, лицемерие, непристойность, сомнение, самовосхваление, споры, любопытство, искажение, добавление, и многое другое.

Праведник Абу Мансур говорил: «Кто сохранит себя от грехов живота, полового органа и языка – сохранит себя ото всего плохого».

Отмечается имамом Аль-Байхаки: «Поистине, большинство ошибок сына Адама – от его языка!»

Также молчание – это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Аллаха Табарока ва Тааля в День Киямата. Победа над шайтаном, уважение без власти, отсутствие нужды просить прощение у кого-либо за сказанное, отдых для ангелов, записывающих плохие деяния, сокрытие Господом миров наших недостатков и еще многое другое.

Но, даже зная все аспекты пользы и опасности языка, человеку трудно проявлять молчание. Почему же нам так трудно молчать? А все потому, что в разговоре человек испытывает некую сладость, подпитываемую шайтаном, обсуждая одного, клевеща о другом, сплетничая о третьем. 

 

 

وَعَنْ أَنَسٍ - رضي الله عنه - عَنْ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «كَفَّارَةٌ مَنْ اغْتَبْتَهُ أَنْ تَسْتَغْفِرَ لَهُ». رَوَاهُ الْحَارِثُ بْنُ أَبِي أُسَامَةَ بِسَنَدٍ ضَعِيفٍ.

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Искупление сплетни - мольба о прощении за того, за чьей спиной ты злословил». (приводится аль-Харис ибн Абу Усама со слабым иснадом).

 

 

وَعَنْ عَائِشَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا - قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «أَبْغَضُ الرِّجَالِ إِلَى اللَّهِ الْأَلَدُّ الْخَصِمُ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.

 

 

Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Самыми ненавистными Аллаху людьми являются заядлые спорщики». (приводится имамом Муслимом).

 

 

  وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ ۝ كِرَامًا كَاتِبِينَ

«Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы» (сура «Аль-Инфитар», аяты 10-11).

عَنْ أَبِي ذَرٍّ جُنْدَبِ بْنِ جُنَادَةَ، وَأَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: اتَّقِ اللَّهَ حَيْثُمَا كُنْت، وَأَتْبِعْ السَّيِّئَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا، وَخَالِقْ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍرَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ  وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ، وَفِي بَعْضِ النُّسَخِ: حَسَنٌ صَحِيحٌ

 

Передается от  Абу Зарра Джундуба бин Джунады и Абу Абдрохмана Муаъза бин Джаббаля (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрет собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми» (приводится имамом Ат-Тирмизи).

 

 

Порой безмолвие имеет отрицательный оттенок. Молчание, вызванное безразличием и равнодушием, гордостью и надменностью, боязнью и страхом не подобно молчанию, наполненному мудростью и терпением. Важно ощущать границу между  разумным безмолвием и молчанием невежественным. Иногда промолчать имеет много пользы, когда оно здравомыслящее и разумное. Но чрезмерное и безрассудное молчание от злости и обиды, которое тешит наше тщеславие, может стать причиной негативных последствий во взаимоотношениях.

 

 

Польский писатель Бруно Ясенский писал:

 

 

«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают,

Но только с их молчаливого согласия существует

На земле предательство и убийство».

 

 

 

عَن أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ  النَّبِیِّ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "إِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مِنْ رَضْوَانِ اللّٰهِ لَا يُلْقِی لَهَا بَالًا يَرّفَعُ اللّٰهُ بِهَا دَرَجاتٍ، وَإِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مِنْ سَخَطِ اللّٰهِ لَا يَلْقِی لَهَا بَالًا يَهْوِیُ بهَا فِی جَهَنَّمَ. رواه البخاری، باب حفظ اللسان

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, иногда раб говорит такие слова, которыми Аллах доволен, хотя человек не придает этому значения, и за них Аллах поднимает его степени. И иногда раб говорит такие слова, на которые Аллах в гневе, хотя человек не придет этому значения, и за них он попадет в джаханнам». (приводится имамом Бухарий).


عَنْ مُعَاذِبْنِ جَبَلٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنّهُ قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ! أَكُلُّ مَا نَتَكَلَّمُ بِهِ يُكْتَبُ عَلَينَا؟ فَقَالَ: ثَكِلَتْكَ أُمُّكَ، وَهَلْ يَكُبُّ النَّاسَ عَلٰی مَنَاخِرِهِمْ فِی النَّارِ إِلَّا حَصَاءِدُ أَلْسِنَتِهِمْ، إِنَّكَ لنْ تَزَالَ سَالِمًا مَا سَكَتَّ، فَإِذَا تَكَلَّمْتَ كُتِبَ لَكَ أَوْ عَلَيْكَ. رواه الطبرانی يإسنادين ورجاب أحدهما ثقات، مجمع الزَّواءد

 

Передается от Муаъза бир Джаббаля (родзи Аллаху аънху), что он спросил у Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, все ли, что мы и произносим, нам записывается?» Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Пусть твоя мать оплакивает тебя. Разве то, за что людей будут бросать за ноздри в огонь – это не злословие их языков, Ты будешь невредим, пока молчишь. И как только ты заговоришь, это запишется или в твою пользу или против тебя». (Табарони, Маджмауъз-заваид).

 

 

قَوْلٌ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌ خَيْرٌ مِّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًى وَاللّهُ غَنِيٌّ حَلِيمٌ                                          

 

«Доброе слово, которое успокаивает души и не унижает достоинства бедных перед другими, лучше, чем милостыня, за которой следуют укор и обида. Аллах, Славный, Всевышний, - богат, и не нуждается в милостыне, за которой следуют обида и попреки. Аллах посылает бедным добрый, чистый удел, и Он не торопится с наказанием того, кто не дает милостыню. Может быть, они пойдут по пути Аллаха и будут помогать бедным!» (сура «Аль-Бакара», аят 263).

Иногда одно-единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. Иногда слово может поистине творить чудеса. Оно может исцелить безнадежно больного человека, придать жизни новый смысл.

Природа (фитрат, табигат) человека обусловлена постоянным очищением. Он освобождает свое нутро от испражнений, также очень много и часто омывает свое тело. Но также очень важно верующему очищать свою душу и внутренний мир, беречь свои мысли от проникновения  негативных размышлений. Свои речи и высказывания от всего отрицательного, и от плохих и порочащих деяний. Чтобы ваша плоть, в этой жизни, не покрылась всякими нечистотами и гнилью, а в будущей была определена в огонь ада.

 

 

عَن أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ  النَّبِیِّ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "إِنَّ الْعَبْدَ لَيَتَكَلَّمُ بِالْكَلِمَةِ مَا يَتَبَيَّنُ مَا فِيْهَا، يَهْوِی بِهَا فِی النَّارِ أَبْعَدَ مَا بَينَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ. رواه مسلم، باب حفظ اللسان

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, иногда раб говорит, не разбираясь, такие слова, из-за чего он попадет в джаханнам дальше, чем расстояние между западом и востоком. (приводится имамом Муслимом).

 

 يَا بُنَيَّ إِنَّهَا إِن تَكُ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ فَتَكُن فِي صَخْرَةٍ أَوْ فِي السَّمَاوَاتِ أَوْ فِي الْأَرْضِ يَأْتِ بِهَا اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌ۝  يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ ۝ وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ ۝  

 وَاقْصِدْ فِي مَشْيِكَ وَاغْضُضْ مِن صَوْتِكَ إِنَّ أَنكَرَ الْأَصْوَاتِ لَصَوْتُ الْحَمِيرِ

 

«Лукман сказал своему сыну: «О сынок мой! Добро и зло, как бы малы они ни были, - даже весом с горчичное зерно - будет ли это скрыто в скале или в небесах, или в земле - Аллах выведет наружу и воздаст за это! Поистине, Аллах Мудр и Всеведущ! Ничто не скрыто от Него, даже самые тонкие дела, и Он знает истину о всех вещах!»

«О сын мой! Совершай обрядовую молитву, зови к добру, удерживай от зла и терпи трудности. Следует беречь и следовать тому, что Аллах привел в Своих предписаниях».

«О сын мой! Не криви лицо перед людьми высокомерно и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит хвастливых бахвалов!»

«Соразмеряй свою походку: не ходи ни слишком быстро, ни слишком медленно и понижай свой голос. Ведь самый худший и самый неприятный из голосов - голос ослов, ибо рев осла начинается с неприятного всхлипа и кончается отвратительным криком». (сура «Лукман», аят 16-19).

Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям предупреждал: «Говорите меньше, у всего должна быть мера, больше восхваляйте Всевышнего. От пустой и бесполезной речи сердце верующего черствеет, и оно становится менее сострадательным к болям и чаяниям других, менее восприимчивым к назиданиям и жизненным урокам. Это своего рода духовная мерзлота и притупленность восприятия. Самые же отдаленные от Всевышнего – это носители черствых, окаменевших сердец (жестокосердные)».

 

وَعَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ». أَخْرَجَهُ التِّرْمِذِيُّ، وَصَحَّحَهُ.
وَلَهُ مِنْ حَدِيثِ ابْنِ مَسْعُودٍ - رَفَعَهُ -: «لَيْسَ الْمُؤْمِنُ بِالطَّعَّانِ، وَلَا اللَّعَّانُ، وَلَا الْفَاحِشَ، وَلَا الْبَذِيءَ». وَحَسَّنَهُ، وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ، وَرَجَّحَ الدَّارَقُطْنِيُّ وَقْفَهُ.

 

Передается от Абу Дарда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, Аллах ненавидит грубых и бесстыдных людей». (приводится имамами Абу Давудом и Ат-Тирмизи).

Передается от Абу Дарда, со слов ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Правоверный не должен порочить или проклинать людей и не должен быть грубым и бесстыдным». (Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным).

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَومٌ مِّن قَوْمٍ عَسَى أَن يَكُونُوا خَيْرًا مِّنْهُمْ وَلَا نِسَاء مِّن نِّسَاء عَسَى أَن يَكُنَّ خَيْرًا مِّنْهُنَّ وَلَا تَلْمِزُوا أَنفُسَكُمْ وَلَا تَنَابَزُوا بِالْأَلْقَابِ بِئْسَ الاِسْمُ الْفُسُوقُ بَعْدَ الْإِيمَانِ وَمَن لَّمْ يَتُبْ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

 

 

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (сура «Аль-Худжурот», аят 11).

 

Передается от Хасана аль Басри, что Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, когда в следующем мире перед, надсмехавшимся над людьми откроются одни из врат Рая, то будет сказано ему: «Иди сюда! Иди сюда!» И войдут (причиненные им) бедствия и страдания, а когда пройдут они, закроются врата, оставив его. Затем откроются пред ним другие врата Рая, и будет сказано ему: «Иди сюда! Иди сюда!». И войдут (причиненные им) бедствия и страдания, а когда пройдут они, закроются врата, оставив его. И будет продолжаться это покуда, не откроются пред ним одни из врат Рая, и будет сказано ему: «Иди сюда! Но не принес ты ничего кроме горя». (приводится имамом Аль-Байхаки).

 

Если человек использует в своей речи насмешку и издевательство, значит, в них содержится упрек о недостатках или пороках, даже если это выражается не открыто, а лишь в форме намека. Насмешки над людьми относятся к числу больших грехов. Наши религиозные принципы запрещают насмешки и издевательства, так как это наносит огромный вред человеческим взаимоотношениям.

 

Привычка к сквернословию формирует негативный моральный облик человека, мешает его приобщению к нравственной культуре, человек лишается этических норм во взаимоотношениях с другими в обществе. Привычка к сквернословию ‒ признак духовного и нравственного разложения человека. 

Всевышний  выделил человека  среди прочих своих созданий, украсив его знаниями, благодаря которым он может выражать свои мысли и отделять дозволенное от запретного.  Аллах Субхана ва Тааля даровал человеку знание и сделал его совершенным, Господь наделил его языком, посредством которого человек обнаруживает то, что скрывают его сердце и разум. И основная цель человеческого существа – использовать по назначению дар Аллаха Роббиль иззат, и не вдаваться в крайности и не становиться рабом и марионеткой собственных страстей.

Пусть же Всевышний дарует нам мудрость избежать греха злословия, наполнит наши сердца мудростью и способностью проявлять соответствующее терпение и смирение.

Одной из важных целей религии Ислам, состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе. И каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако все это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себе.

Религия Ислям - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.

 

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَن ضَلَّ عَن سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

 

«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (сура «Ан-Нахль», аят 125).

Если вы призываете людей, будь они мусульманами или не познавшими своего Создателя, следовать прямым путем Аллаха Роббиль иззат, то важно  руководствоваться полезными познаниями и праведными деяниями. Делающий наставление, должен иметь твердое вероубеждение (якын). Каждый вопрос, который он поднимает в своем увещевании, должен соответствовать Корану и сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и тщательно проанализирован. И конечно, учитывая менталитет и приоритеты того, кому вам доверили сделать наставление. Ваши проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым человеком нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться Истине словом и делом. А для того, чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв к Исламу с самых важных вопросов, которые люди могут понять и осознать. Нужно относиться к людям с великодушием и добротой, тогда им легче будет принять Истину. Есть люди, которые проповедуют, выбирая методы устрашения, практикуют в своих речах рассказы об джаханнаме (аде), о наказаниях, о страшном огне, то могут отвратить от религии. Очень важно вдохновить к вере, к стремлению познания Всевышнего, и интересу к поклонению, и это должно быть существенной целью для любого мусульманина.

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير

 

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте». (приводится имамом Муслимом).

Важно донести до людей об огромной милости и милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (рая), его вечности, о его блаженстве и усладах

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : أَلَا أُخْبِرُكُم بِمَنْ يَحْرُمُ عَلَی النَّارِ، وَبِمَنْ تَحْرُمُ عَلَيْهِ النَّارُ؟ عَلٰی كُلِّ قَرِيْبٍ سَهْلٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن غريب باب فضل كل قريب هين سهل

 

Передается от Абдуллах ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам, кто запрещен для огня джаханнама, и для кого запрещен огонь джаханнама, каждый, кто близок к людям, имеет мягкий нрав и с ним легко». (Близок к людям бывает тот, у кого хороший характер, и с кем приятно общаться). (приводится имамом Тирмизий).

 

۝ فَادْخُلِي فِي عِبَادِي ۝ ارْجِعِي إِلَىٰ رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّة ۝  يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّة

وَادْخُلِي جَنَّتِي 

 

«О душа, обретшая спокойствие в истине! Вернись к своему Господу довольной блаженством и милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни! Войди в число Моих благочестивых рабов! Войди в Мой рай - жилище вечного блаженства!» (сура «Аль-Фаджр»,аяты 27-30).

 

Статью подготовил Рузметов Еркин

(В статье использован тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: