Каъбаир (тяжкие) грехи, из научных трудов имама Аз-Захаби (продолжение, часть четвертая).

Каъбаир (тяжкие) грехи, из научных трудов имама Аз-Захаби (продолжение, часть четвертая).

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

Каъбаир (тяжкие) грехи, из научных трудов имама Аз-Захаби. (продолжение, часть четвертая).

16. Проявлять гордость и высокомерие

إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَالَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ بِالآخِرَةِ قُلُوبُهُم مُّنكِرَةٌ وَهُم مُّسْتَكْبِرُونَ

«Ваш Бог - Бог Единственный. Но сердца тех, которые не верует в Последнюю жизнь, отвергают истину. Их гордыня мешает им идти прямым путем истины и поклоняться Аллаху». (сура «Ан-Нахль», аят 22).

Только Аллах азза ва Джаля – Господь миров, Творец всего сущего, Создатель Вселенной, нашей планеты Земля, и устроил на ней все превосходным образом, для нашего существования, и лишь Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Аллах Роббиль иззат не родил и не был рожден, Ему нет равных и подобных. Сердца людей, которые обладают здравым разумом и верой, возвеличивают Всевышнего и переполняются безграничной любовью к Нему. Эти верующие посвящают Ему свои благие деяния и пожертвования, служат Ему душой и телом и восхваляют Его прекрасные имена, возвышенные качества, совершенную мудрость и абсолютное могущество. А сердца тех, которые отказываются уверовать в Последнюю жизнь, не признают Величия Аллаха Субхана ва Тааля, и надменно отказываются от поклонения Ему, являются невежественными и глупыми людьми.

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ

«Ваш Творец и Владыка сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу на вашу мольбу. Те, которые настолько возгордились и превознеслись, что не поклоняются Мне и не взывают ко Мне, войдут в ад униженными!». (сура «Гофир», аят 60).

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبیِّ قَالَ: لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِی قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ. رواه مسلم باب نحريم الكبر وبيانه

Передается от Абдуллах (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не войдет в джаннат тот, у кого есть в сердце высокомерие хотя бы на вес пылинки».

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху, что Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что Аллах Субхана ва Таала сказал: «Гордость – это мое одеяние, Величие – накидка на это одеяние, кто претендует на эти качества величия Творца Вселенной, того Аллах Роббиль иззат накажет огнем джаханнама». (имамы Муслим, Абу Дауд, ибн Моджа приводят в своих сборниках хадисов).

قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ 

«Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины». (сура «Сод», аят 76).

Иблис решил, что лучше человека, потому что огонь лучше глины, однако в обоих случаях он ошибался. Огонь порождает зло, порок, гордыню и легкомыслие, а земля порождает деревья, травы, кустарники, в следствии фрукты, овощи, а еще и очень важное качество для нас - скромность. Именно земля побеждает и тушит огонь, а не наоборот. Иблис проявил гордость по отношению к творению, к человеку, а в итоге он проявил высокомерие приказу Господа миров. Так и мы люди не воспринимаем наставлениям более богобоязненных братьев, следуем своей гордыне, в итоге впадаем в великий грех, впоследствии, можем получить тяжелое наказание. Иблис не сделал земной поклон (сажда) Адаму (аляйхи ва салям), это следствие его гордости, и в итоге  ослушание Аллаху Табарока ва Тааля.

وَلَا تَمْشِ فِى ٱلْأَرْضِ مَرَحًاۖ إِنَّكَ لَن تَخْرِقَ ٱلْأَرْضَ وَلَن تَبْلُغَ ٱلْجِبَالَ طُولاً

«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура «Аль-Исро», аят 37).

Не будь надменным и высокомерным гордецом, который превозносится над истиной и свысока смотрит на творения Всевышнего. Но если ты станешь поступать так, то знай, что тебе не удастся пробурить землю своей надменной поступью или достичь гор высотой. Напротив, ты будешь унижен перед Аллахом азза ва Джаля, и презираем Его творениями. Тебя будут ненавидеть за твой дурной нрав и скверный характер, и тебе не удастся достичь даже частички того, к чему ты стремишься.

وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ تَعَاظَمَ فِي نَفْسِهِ، وَاخْتَالَ فِي مِشْيَتِهِ، لَقِيَ اللَّهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ». أَخْرَجَهُ الْحَاكِمُ وَرِجَالُهُ ثِقَاتٌ

Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто превозносит себя в собственных глазах и ступает надменной поступью, тот встретит Аллаха разгневанным». Хадис приводится аль-Хакимом, с достоверным иснадом.

وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ

«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов»

Также один из ученых говорил: «Удивляюсь людям, как они могут проявлять гордость, когда в их судьбе прописано что они дважды прошли через половые органы отца и матери». Даже в этом, как предопределил нам Творец всего сущего, что мы проходим по несколько раз через мочеиспускательные каналы родителей, мы должны чувствовать и не забывать свое ничтожное рождение, недалеко ушедшее даже от животных, чтобы не уходить в самообольщение, самодовольство, и тем более гордиться своим происхождением.

Имам Хасан Басри (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Как удивительны деяния людей, в день по несколько раз испражняются, омываются от нечистот своими руками, но не проявляют благодарность Создателю небес и земли».

Аллах Роббиль иззат создал человека слабым, вменил ему очищаться от своих же нечистот, а человек проявляет гордость, не поклоняется Господу миров, и нарушает Его запреты.

الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ

«Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над его знамениями». (сура «Аль-Аънам», аят 93).

Величие – это качество, присущее только Аллаху Табарока ва Тааля. Когда человек, заносясь в гордыне, пытается увидеть в себе качество, присущее только Аллаху Роббиль иззат, это в высшей степени ошибочное понимание и заблуждение относительно человеческих возможностей. Ибо следующие качества человека, которые столь очевидны, что их невозможно отрицать, постоянно напоминают, что человек полон несовершенства. Эти качества: немощность, слабость, свойство ошибаться, забывчивость, невежество, склонность к насилию, торопливость, жадность, корысть, неблагодарность. Ясно, что человек, исходя из особенностей своей натуры, и того, что его жизнь когда-то закончится, не имеет права превозносить самого себя. Значит, высокомерие ни в коей мере ему не должно быть присуще.  Если Аллах Субхана ва Тааля и даровал человеку какие-то материальные и духовные блага, то ему надо избегать гордыни и высокомерия в своем поведении и даже помыслах, и благодарить Всевышнего, который дал ему все это. Однозначно верующему подобает быть лишь скромным и признательным. Если какой-то человек считает других, наделенных меньшими благами, презренными и низкими, в первую очередь, это неуважение к Господу миров. Гордыня для человека – одно из самых великих несчастий эго (нафса). Человек, одержимый высокомерием, начинает жаждать славы. Он может чинить притеснения и даже не замечать этого. В итоге, унизит и опозорит лишь себя, и сам окажется среди притеснителей.

17. Ложное свидетельство. 

وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا

«И праведные рабы Милостивого Аллаха – это те, которые не лжесвидетельствуют, а когда проходят мимо праздного (мимо мест с запретными развлечениями, азартными играми, недозволенными песнопениями), то проходят с достоинством, отворачиваясь от всего этого». (сура «Аль-Фуркон», аят 72).

Одним из важнейших принципов в религии Ислам является установление справедливости среди людей, невзирая на их социальное положение, религиозные убеждения, национальность и так далее. Справедливостьподразумевает прежде всего защиту прав каждого члена общества. Аллах Субхана ва Тааля категорически запретил своим рабам притеснение, несправедливость, присвоение чужого имущества, попирание чести и достоинства всех прослоек общества.

Быть свидетелем, когда это необходимо, является обязанностью каждого мусульманина, ибо таким образом такое участие способствует установлению справедливости. А отказ от свидетельствования или заведомо ложное свидетельство является серьезным проступком. Лжесвидетельство считается тяжким грехом, потому что свершение правосудия и выяснение истины в большинстве случаев зависят именно от того, как поступит свидетель. Тяжесть греха от всех последствий ложного свидетельства ляжет на этого человека.

Господь миров, описывая благородные качества Своих праведных рабов, поведал нам, что они никогда не лжесвидетельствуют и не попирают тем самым права людей.

أَلاَ أُنَبِّئُكُمْ بِأَكْبَرِ الكَبَائِرِ؟ قَالَ: قَوْلُ الزُّورِ: شَهَادَةُ الزُّورِ

Передается от Анаса ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям однажды спросил: «Сказать ли вам, что является самым тяжким грехом среди всех больших грехов?», и дополнил: «Ложное свидетельствование». (приведено в сборниках имамов Бухарий и Муслима).

Лжесвидетельствующий одновременно совершает и несколько других грехов:

1.Ложь и клевета. «В мусульманине могут быть любые черты характера, кроме лжи и предательства»

2. Лжесвидетельство ведет к потере имущества, чести и достоинства оклеветанного человека.

3. Причинение  вреда  человеку, тот в чью пользу было принесено лжесвидетельство, становится хозяином запретного имущества, которое не принадлежит ему, и из-за этого получит адский огонь в наказание.

Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил:

«Если  я  вынесу  несправедливое  решение  о  передаче имущества одного человека другому, пусть второй его не берет. Так как этим шагом я приготовлю для него одеяние из огня».

4. Отмена положений о сохранности и запретности имущества, крови и чести, установленных Аллахом азза ва Джаля.

Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил:

«Честь, имущество  и  кровь  любого  мусульманина заповедны (запретны)».

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقَيرًا فَاللّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلاَ تَتَّبِعُواْ الْهَوَى أَن تَعْدِلُواْ وَإِن تَلْوُواْ أَوْ تُعْرِضُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا 

«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «ан-Ниса», аят 135).

ألا أُنَبِّئُكُمْ بأكْبَرِ الكَبَائِرِ ؟ ثلاثاً قُلْنَا : بَلَى ، يَا رَسُول الله ، قَالَ : الإشْرَاكُ بالله ، وَعُقُوقُ الوَالِدَيْنِ ، وكان مُتَّكِئاً فَجَلَسَ ، فَقَالَ : ألاَ وَقَوْلُ الزُّورِ وَشَهَادَةُ الزُّورِ فَمَا زَالَ يُكَرِّرُهَا حَتَّى قُلْنَا : لَيْتَهُ سَكَتَ

Передается от Абу Бакра Нуфайаъ бин Аль-Хариса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам о том, что относится к числу тягчайших грехов?» – повторив свой вопрос трижды. Мы сказали: «Конечно О Росулуллох соллаллох аляйхи ва салям». Тогда Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Это многобожие (ширк) и проявление непочтительности по отношению к родителям». Говоря это, Пророк полулежал, опираясь на локоть, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это ложь и лжесвидетельство!», – и он продолжал повторять эти слова, пока мы не стали говорить: «Пожалуйста не продолжай». (приведено имамами Бухарий. Муслимом и Тирмизий).

Указывая на этот тягчайший грех, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям заволновался, прилагая все усилия для того, чтобы люди запомнили его слова и воздерживались от подобных поступков, которые могут ввергнуть их в огонь Джаханнама (Ада).

فَاجْتَنِبُوا الرِّجْسَ مِنَ الأَوْثَانِ وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ

«Избегайте же скверны идолов, также сторонитесь ложного свидетельствования». (сура «Аль-Хадж», аят 30).

عَنْ أَبِی أُمَامَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنِ اقْتَطَعَ حَقَّ امْرِی ءِ مُسْلِمٍ بِيَمِيْنِهِ، فَقَدْ أَوْجَبَ اللّٰهُ النَّارَ، وَحَرَّمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ، فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْءًا يَسِيْرًا يَا رَسُوْلَ اللّٰهِ؟ قَالَ وَإِنْ قَضِيْبٌ مِنْ أَرَاكٍ. رواه مسلمباب وعيد من اقتطع حق مسلم

Передается Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто с помощью ложной клятвы забирает себе то, что по праву принадлежит мусульманину, для того Аллах азза ва Джаля сделает джаханнам обязательным, а джаннат запрещенным. Кто-то спросил: «даже если это будет незначительная вещь, о Посланник Аллаха». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Даже, если это ветка дерева Арак». (приведено в сборниках Муслима).

 

Ложное свидетельствование – это такой тяжкий грех, что его невозможно искупить  (каффарат) и раскаянием. Только покаявшись невозможно освободиться от ответственности за этот поступок, потому что это страшное нарушение человеческих прав. Чтобы снять с себя ношу страшного греха, человек, совершивший лжесвидетельство,  должен восстановить все права, которые были попраны вследствие его свидетельства, возместить потерпевшему вред (ущерб), попросить у него прощения и добиться его расположения.

Только после всего этого он может обратиться к Господу миров с покаянием, пообещав Аллаху Табарока ва Тааля, никогда впредь не совершать подобных поступков, он может надеяться на искупление своего греха. 

إِنَّ الَّذِينَ يَشْتَرُونَ بِعَهْدِ اللّهِ وَأَيْمَانِهِمْ ثَمَنًا قَلِيلاً أُوْلَئِكَ لاَ خَلاَقَ لَهُمْ فِي الآخِرَةِ وَلاَ يُكَلِّمُهُمُ اللّهُ وَلاَ يَنظُرُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

 «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания». (сура «Аль-Имран», аят 77).

18. Употребление опьяняющих веществ.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете». (сура «Аль-Маъида», аят 90).

 عَنْ ابْن عُمَرَ يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم: لَعَنَ اللَّهُ الْخَمْرَ، وَشَارِبَهَا، وَسَاقِيَهَا، وَبَائِعَهَا، وَمُبْتَاعَهَا، وَعَاصِرَهَا، وَمُعْتَصِرَهَا، وَحَامِلَهَا، وَالْمَحْمُولَةَ إِلَيْهِ.

Передается от Абдуллах ибн Уъмар (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:«Аллах азза ва Джаля проклял вино, а также того, кто пьет его, того, кто поит им других, того, кто покупает его, того, кто продает его, того, кто выжимает плоды для его изготовления, того, для кого выжимают этот виноград, того, кто разносит его, и того, кому его несут». (приводится в Сунане Дауда).

Творец всего сущего любит Своих рабов и хочет, чтобы они вошли в Джаннат (Рай). Поэтому желает, чтобы люди сторонились греховных деяний, запретил им и явные, и скрытые негативные проступки. Таким образом, Аллах Субхана ва Тааля сделал запретными (харам) все виды опьяняющих напитков и одурманивающих веществ, как в большом, так и в малом количестве. Ведь они являются причиной и ключом всех грехов. Спиртные напитки совершенно противоречат природе человека и приносят ему только вред. Когда Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям в Ночь Перенесения (Исра) принесли два кубка – один с вином, другой с молоком, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям), посмотрев на них,

выбрал кубок с молоком. Между тем, вино, которое было преподнесено ему, не было обычным вином. Это было райское вино. А запрета на вино тогда еще не было. На это Джибриил аляйхи ва салям сказал: «Хвала Аллаху, который направил тебя к тому, что соответствует фитре (природе) человека. Если бы ты взял кубок с вином, твоя община впала бы в заблуждение». Материнское молоко было первой пищей человека, а положительно о распитии спиртного отзываются только глупые или больные этим недугом люди.

 

وَمِن ثَمَرَاتِ النَّخِيلِ وَالأَعْنَابِ تَتَّخِذُونَ مِنْهُ سَكَرًا وَرِزْقًا حَسَنًا إِنَّ فِي ذَلِكَ لآيَةً لِّقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

«Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и другие блага. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих». (сура «Ан-Нахль», аят 67).

عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم: كُلُّ مُسْكِرٍ خَمْرٌ، وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ، وَمَنْ مَاتَ وَهُوَ يَشْرَبُ الْخَمْرَ يُدْمِنُهَا لَمْ يَشْرَبْهَا فِي الآخِرَةِ

Передается от Абдуллах ибн Уъмар (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Все одурманивающее - хамр, и все опьяняющее запретно, и кто пил вино постоянно до самой смерти, и не покаялся, тот не будет пить райское вино в мире вечном». (приводится в Сунане Дауда).


عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: أَوْصَانِي خَلِيلِي صَلَّی اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لَا تَشْرَبِ الْخَمْرَ فَإِنَّهَا مِفْتَاحُ كُلَّ شَرٍّ

Передается от  Абу Дарда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям), которого он очень любил, посоветовал ему: «Не  пей  спиртного,  ибо  оно  является  ключом  всего  дурного». (приводится в Сунане Дауда).

Спиртное, как для отдельного человека, так и для всего общества, является  причиной  многих бед и зол. Оно крайне отрицательно воздействует на человеческий разум. Между тем, все жизненные принципы, направление на  преуспевание  в  этом  мире  и  следующем  контролируются именно разумом. Впадая в бессознательное состояние, человек совершает такие грехи, которые невозможно представить. Человек совершает грехи, будучи в неведении и беспечности об этом. Если неосведомленность (гофлят) о своих грехах прочно укрепилось, то можно предположить, в какие великие грехи втянет человека пьянство, которое хуже простого неведения (гофлят). Такие занятия, как распитие спиртного, азартные игры, опьяняющие тело и разум человека, являются самым мощным оружием в руках вечного врага человека – шайтана. Пока человек не отдалится от этого, он не обретет спасения. Через спиртное и азартные игры

шайтан сеет между людьми злобу, раздоры, вражду, настраивает их друг против друга. Создавая препятствия поминанию Аллаха Роббиль иззат (зикр), намазу и ибадату, шайтан оставляет их нищими в будущем мире. Одним словом, их жизнь и в этом мире, и в будущем остается неустроенной. Поэтому путь спасения от несчастий в обоих мирах – это оставление грехов, запрещенных Всевышним.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم قَالَ: كُلُّ مُخَمِّرٍ خَمْرٌ، وَكُلُّ مُسْكِرٍ حَرَامٌ، وَمَنْ شَرِبَ مُسْكِراً بُخِسَتْ صَلاَتُهُ أَرْبَعِينَ صَبَاحاً، فَإِنْ تَابَ تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ، فَإِنْ عَادَ الرَّابِعَةَ كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ. قِيلَ: وَمَا طِينَةُ الْخَبَالِ يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: صَدِيدُ أَهْلِ النَّارِ، وَمَنْ سَقَاهُ صَغِيراً لاَ يَعْرِفُ حَلاَلَهُ مِنْ حَرَامِهِ كَانَ حَقًّا عَلَى اللَّهِ أَنْ يَسْقِيَهُ مِنْ طِينَةِ الْخَبَالِ.

Передается от Абдуллах ибн Аъббас (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Все опьяняющее - хамр, и все одурманивающее запретно, и если кто-то пил опьяняющее, его молитва и мольба будет неполноценной в течение сорока дней, и если он раскается, Аллах азза ва Джаля простит его, а если он вернется к этому и в четвертый раз, Аллах Субхана ва Тааля непременно напоит его «тынат аль-хабаль». Люди спросили: «А что такое «тынат аль-хабаль, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это гной из тел обитателей Огня… Кто напоит вином малолетнего, который не отличает запретное от дозволенного, того напоит Аллах «тынат аль-хабаль». (приводится в Сунане Дауда).

 

عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ، أَنَّ رَجُلاً مِنَ الأَنْصَارِ دَعَاهُ وَعَبْدَ الرَّحْمَنِ بْنَ عَوْفٍ، فَسَقَاهُمَا قَبْلَ أَنْ تُحَرَّمَ الْخَمْرُ، فَأَمَّهُمْ عَلِيٌّ فِي الْمَغْرِبِ فَقَرَأَ: (قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ) فَخَلَطَ فِيهَا، فَنَزَلَتْ (لاَ تَقْرَبُوا الصَّلاَةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَى حَتَّى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ).

Передается от Али ибн Абу Толиб (родзи Аллаху аънху), что один сподвижник из ансаров, пригласил их с Абдурохман ибн Ауфом в гости и напоил их вином - это было до ниспослания запрета. Али совершил с ними закатную молитву (магриб) и, читая суру «Кафирун», запутался в ней. (приводится в Сунане Дауда).

И в связи с этим случаем был ниспослан аят:

يَـٰأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَقْرَبُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنتُمْ سُكَـٰرَىٰ حَتَّىٰ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ

«О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите». (сура «Ан-Ниса», аят 43).

عَنْ دَيْلَمٍ الْحِمْيَرِيِّ قَالَ: سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم فَقُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّا بِأَرْضٍ بَارِدَةٍ نُعَالِجُ فِيهَا عَمَلاً شَدِيداً، وَإِنَّا نَتَّخِذُ شَرَاباً مِنْ هَذَا الْقَمْحِ نَتَقَوَّى بِهِ عَلَى أَعْمَالِنَا وَعَلَى بَرْدِ بِلاَدِنَا، قَالَ: هَلْ يُسْكِرُ ؟ قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: فَاجْتَنِبُوهُ. قَالَ: قُلْتُ: فَإِنَّ النَّاسَ غَيْرُ تَارِكِيهِ. قَالَ: فَإِنْ لَمْ يَتْرُكُوهُ فَقَاتِلُوهُمْ.

Передается от Дайлям аль Химьяри (родзи Аллаху аънху), что он спросил у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «О Посланник Аллаха, поистине, местность, где мы живем, имеет холодный климат, и наш промысел связан с выполнением тяжелых работ. Порой мы делаем из пшеницы напиток, который подкрепляет нам силы, чтобы справиться с работой в холодное время на наших землях». Тогда Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросил: «Этот напиток опьяняет?», И он ответил: «Да». Тогда Пророк соллаллоху аляйхи ва салям предостерег: «Тогда избегайте его употребления».Тогда сподвижник добавил: «Но люди не перестанут употреблять его, настаивая на отсутствие на него запрета», тогда Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Если они не перестанут, то сражайся с ними». (приводится в Сунане Дауда).

Всемирная организация здравоохранения в одном из отчетов, изучая состояния тридцати областей Турции, выявила, что многие правонарушения (из них 60-70% совершаются внутри семьи). Моральное и физическое давление, насилие, нанесения побоев супругам и детям, и многие другие преступления, и все эти злодеяния происходят под воздействием алкоголя. Также 40 - 50% психических расстройств людей происходят по причине употребления опьяняющих веществ.

Если родители применяют в своем обиходе алкоголь, то это самым негативным образом сказывается на детях. 90% детей алкоголиков умственно неполноценны. У женщины, не игнорирующей спиртные напитки во время беременности, риск родить неполноценного ребенка достигает 35%. Алкоголь препятствует росту и развитию ребенка в утробе, становится причиной умственной отсталости, физической слабости и отклонений в поведении. Дети родителей, имеющих алкогольную зависимость, живя в семье  в  атмосфере  постоянных  ссор  и  насилия,  гораздо  чаще  имеют психологические расстройства и отклонения в поведении. В результате большинство этих детей не успевают ни в учебе, ни в жизни. Среди  других  распространенных вредных  последствий  употребления  алкоголя  –  это  аварии  на  дорогах,  самоубийства, подстрекательство к совершению преступлений, распад семей, проблемы с трудоустройством, профессиональные и разнообразные социальные неурядицы. Алкоголь, одурманивая разум человека, лишает его ясности и способности мыслить, а также способствует потери имущества, и приводит к тяжелым материальным ущербам. Кроме этого, спиртные напитки и одурманивающиеся вещества разрушают семьи, являются причиной разрыва родственных уз, ухудшения отношений с людьми и лишают уважения, чести и достоинства в обществе. Ибо алкоголь есть корень всех грехов и всех негативных отклонений.

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم: مَا أَسْكَرَ كَثِيرُهُ فَقَلِيلُهُ حَرَامٌ.

Передается от Джабир ибн Абдуллах (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:  «Что опьяняет в большом количестве, то является запретным и в малом количестве». (приводится в Сунане Дауда).

Из хадиса можно понять, что запрет охватывает все разновидности опьяняющих напитков и распространяется на любые его количества. Если опьянение наступает в результате употребления большого количества вещества или напитка, то малое его количество, так или иначе способствует возникновению этого состояния.

Уъсман ибн Аффан (родзи Аллаху  аънху), говорил, что  спиртное есть ключ ко всему скверному, и поясняет приводя следующий пример: «Избегайте спиртного, ибо оно есть корень всяких мерзостей и многих непристойных деяний».

В одном из народов, проживающих до наших времен, был один верующий человек, полностью посвятивший свою жизнь поклонению Аллаху Табарока ва Таала. К нему стала приставать одна распутная женщина. Она отправила к нему своему слугу, велев передать, что он нужен ей в качестве свидетеля. Тот человек, (чтобы его не обвинили в том, что он не хочет быть свидетелем) отправился вместе с ее слугой. Приглашенный вошел в дом, прислуживающий той женщине  шел за ним и закрывал все двери за собой. Наконец, они пришли в комнату, где находилась очень красивая женщина и ребенок. Рядом с женщиной стояла бутылка вина. Женщина сказала тому человеку: «Клянусь Аллахом, я пригласила тебя не для того, чтобы ты был свидетелем. Я пригласила тебя для того, чтобы ты или имел интимную близость со мной, или выпил бокал вот этого вина, или убил ребенка.

Человек, оказавшись в безвыходном положении, сказал: «Налей мне бокал вина.

Женщина налила ему один бокал». После этого человек попросил: «Дай еще!»

Выпив  еще  вина,  человек  совершил  и  прелюбодеяние  с  женщиной, и  убил  ребенка  (чтобы  тот  не  распространил факт его отвратительного проступка).  Поэтому держитесь как можно дальше от спиртного! Клянусь Аллахом Роббиль иззат, вера (иман) и страсть к вину не могут быть вместе. Вскоре одно из этих двух удалится от другого.

 

عَنْ مَالِكِ بْنِ أَبِي مَرْيَمَ قَالَ: دَخَلَ عَلَيْنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ غَنْمٍ فَتَذَاكَرْنَا الطِّلاَءَ فَقَالَ: حَدَّثَنِي أَبُو مَالِكٍ الأَشْعَرِيُّ أَنَّهُ سَمِعَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم يَقُولُ: لَيَشْرَبَنَّ نَاسٌ مِنْ أُمَّتِي الْخَمْرَ يُسَمُّونَهَا بِغَيْرِ اسْمِهَا.

Передается от Малик ибн Абу Марьям: «К нам зашел Абдурохман ибн Ганм, и мы заговорили о тыля (разновидность напитка), и он сказал: «Абу Малик аль-Аъшари (родзи Аллаху аънху) рассказывал мне, что он слышал, как Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Из последующих поколений, люди из моей общины будут пить вино, называя его другими именами». (приводится в Сунане Дауда).

Шайтан спросил одного праведного человека: «Почему бы тебе не поинтересоваться, на чем сбивались потомки Адама аляйхи ва салам». Искренний верующий спросил: «Поведай мне в какие заблуждения, отступления чаще всего уходят люди». Сатана ответил: «Людей губит жадность, зависть, чрезмерный гнев, излишняя раздражительность, и употребление опьяняющих веществ. Если человек скупой, мы в его глазах уменьшаем его имущество. Потом мы увеличиваем его желание, страсть, зависть и стремлению владеть имуществом других людей.  Если человек излишне раздражителен, быстро гневается, то мы выводим его из себя, и влияем на его поведение, что он не сможет сдерживать свою злость, даже перед маленькими детьми. А если человек пьян, мы имеем такое воздействие на него, что направляем его на всякие постыдные деяния так легко, как можем тянуть барана за уши, и вести его куда пожелаем». 

19. Азартные игры.

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأَنصَابُ وَالأَزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ۝  إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللّهِ وَعَنِ الصَّلاَةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ

«О вы, которые уверовали в Аллаха, Его Писания и Его посланников и которые повинуются Его Истине! Вино (все, что пьянит и отравляет ум), майсир (азартные игры), камни для приношения жертв идолам и стрелы для гадания, и гадание на камнях и картах - все это - мерзость из деяний шайтана. Воздерживайтесь от этих дурных деяний, чтобы обрести счастье в ближайшей жизни и блаженство рая в будущей жизни!»

«Шайтан, склоняя вас к вину, пьянству и к азартным играм, хочет лишь посеять среди вас разногласия, вражду и ненависть, пытаясь ослабить вас, нарушить дружбу и согласие между вами, отвратить вас от веры в Аллаха, поклонения Ему и от молитвы. Тогда ваша будущая жизнь будет такой же скверной, как ваша настоящая жизнь. Узнав об этих мерзких деяниях, запрещенных вам, отстранитесь от них, чтобы не дать возможности шайтану достичь своих дурных намерений!» (сура «Аль-Маъида»,аят 90-91).

Основным критерием определения азартности, по мнению исламских ученых, служит возможность случайного выигрыша или же, наоборот, проигрыша. Например, в играх, где победитель определяется в зависимости от случайности, от того, какое число выпадет при бросании костей, или же какая карта попадет к игроку и так далее. Кроме того, такие игры вызывают у людей своего рода психологическую зависимость, именуемую азартом. Если игра идет на деньги, то человек, который находится в проигрыше, стремится отыграть все, что у него было, и поэтому продолжает игру. Тот же, кто выигрывает, наоборот, рассчитывает заработать еще больше и поддерживает стремление своего оппонента, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к тому, что один человек проигрывает все свои сбережения.

وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ وَتُدْلُواْ بِهَا إِلَى الْحُكَّامِ لِتَأْكُلُواْ فَرِيقًا مِّنْ أَمْوَالِ النَّاسِ بِالإِثْمِ وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ

«Не захватывайте чужого имущества путем подкупа и взяток. Вам не разрешено брать часть достояния других людей преступным путем, если вы не имеете права, определенного Аллахом (право на наследство, в качестве дара или справедливого соглашения). Не подкупайте судей и тех, кто у власти, и не прибегайте к лжесвидетельству или ложным доказательствам, чтобы несправедливо завладеть имуществом других людей, заведомо зная в душе, что вы совершаете злое дело. За это вы будете наказаны». (сура «Аль-Бакара», аят 188).

Греховность азартных игр как раз и обусловлена, в первую очередь, тем, что деньги, выигранные одним из игроков, были заработаны им недозволенным путем, а значит за каждое финансовое средство, которую человек заработал таким способом, он будет отвечать в Судный день. Что касается тех, кто проигрывает свой заработок, то это расценивается как нецелесообразное расходование средств, именуемое также исрафом (расточительством). Так как Всевышний дал ему материальные средства, для того, чтобы он обеспечивал себя и свою семью, помогал нуждающимся, а не просто тратил на бесполезное, например, на лотереи и азартные игры. Кроме того, сам процесс таких игр есть не что иное, как пустое времяпровождение, ведь данное занятие не приносит человеку никакой пользы. К тому же, зачастую, в азартных играх многие руководствуются принципом «цель оправдывает средства» и прибегают к мошенничеству, обману и так далее. А это все также являются греховным, поскольку человек тем самым обманывает своих оппонентов. Также не стоит забывать, что азартные игры нередко приводят к конфликтам между людьми, так как здесь невозможен обоюдовыгодный исход, и в результате один остается в выигрышном положении, а другой много что теряет. Проигравшая сторона, по понятным причинам, начинает таить злобу на своих обидчиков, что в свою очередь, чревато негативными последствиями во взаимоотношениях.

Азартные игры относят к неэкономической деятельности. Общество не обогащается за счет игр, деньги просто переходят из рук в руки. Так, например, в Британии две трети жителей еженедельно приобретают лотерейные билеты, доходы организаторов лотереи превышают пять миллиардов фунтов, и эта цифра больше, чем расходы британцев на хлеб или на книги. Все это приводит к спаду в экономическом развитии, ведь азартные игры – это ничего не производящая деятельность.

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلاَّ أَن تَكُونَ تِجَارَةً عَن تَرَاضٍ مِّنكُمْ وَلاَ تَقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ إِنَّ اللّهَ كَانَ بِكُمْ رَحِيمًا 

 

 

О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию. Не губите себя неповиновением Аллаху и не вредите друг другу - ведь вы как одна душа! Поистине, Аллах вечно к вам милосерден! (сура «Ан-Ниса», аят 29).

 

Азартные игры служат причиной отвлечения человека не только от религиозных обязанностей и принципов, но даже от нормального существования. Человек, впавший в азарт, бывает готов на все: убийство, грабеж, поджог, воровство. Он не остановится, пока не закончится все его материальное состояние. Особенность азартных игр в том, что они преследуют корыстную цель – легкая добыча финансовых средств. В эту негативную сферу в основном обращались люди, ведущие праздный или антисоциальный образ жизни.

 

Пиком для соблазна для азартных людей в наше время, стало появление игровых автоматов, которые в буквальном смысле вплотную приблизились к самым широким слоям населения – от школьников до пенсионеров. Теперь любой желающий, имея в кармане всего какую-то мелочь, может встать на путь «патологического игрока». По статистике психологически заболевшим азартом, становится один из десяти, когда-либо посетивших зал игровых автоматов. Он относится к людям, попавшим в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни, на физическом и моральном здоровье.

 

В одном из хадисов говорится, что всякий, кто вносит хоть малейшую лепту в какое-либо греховное дело, является соучастником в этом грехе и получит соответствующее наказание.

 

Поэтому все, кто предоставляют помещения в аренду, кто охраняют эти казино и игровые залы, несут там дежурство, убирают, обслуживают их, также участвуют в этом великом грехе и на них ложится гнев Аллаха Субхана ва Тааля. Всевышний накажет и тех, кто пойдет играть на деньги в те заведения, хоть и не в равной степени с хозяевами и организаторами такого грязного бизнеса. С них тоже потребуют отчет за все деньги, которые они истратили там, за горечь и печаль жен и детей. Они тоже являются теми же хищниками, облачившимися в маски людей и алчущими чужого добра. Именно желание обладать чужим имуществом и добыть легким способом, без каких-либо усилий разбогатеть, и приводит их в казино и игровые залы.

 

Все вышеперечисленное – капля в море по сравнению с теми бедами, которые происходят в мире из-за азартных игр. Увлечение азартными играми включено Всемирной организацией здравоохранения в официальный список психологических расстройств и признано патологией (отклонением от нормального морального состояния). Игроки, захваченные азартом, могут сутки обходиться без еды и сна. При вынужденном прекращении игры у них развивается депрессия и суицидальные наклонности. Со временем для игрока, теряют значение понятия чести семьи, репутации и других жизненных ценностей.

Азартные игры – это игры, в которых проигрывают все и всегда. Не сразу, но конечный итог обычно именно такой. Даже если человек один раз выиграл и остановился на нем, его будет снова тянуть к повторению «триумфа». И единственный шанс выигрывать в азартных играх – это не играть в них вообще, и не приближаться к ним.



يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ عَلَيْهَا مَلَائِكَةٌ غِلَاظٌ شِدَادٌ لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ 

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (сура «Ат-Тахрим», аят 6).     

   

20. Клевета на невиновную женщину.

  
وَٱلَّذِينَ يَرْمُونَ ٱلْمُحْصَنَـٰتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُواْ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَٱجْلِدُوهُمْ ثَمَـٰنِينَ جَلْدَةً وَلَا تَقْبَلُواْ لَهُمْ شَهَـٰدَةً أَبَدًاۚ وَأُوْلَـٰئِكَ هُمُ ٱلْفَـٰسِقُونَ

«Тех, которые обвинят целомудренных женщин, и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз и никогда не принимайте их свидетельства, ибо они являются нечестивцами». (сура «Ан-Нур», аят 4).

Под клеветой подразумевается обвинение свободных, целомудренных женщин и мужчин в совершении прелюбодеяния, о чем становится ясно из контекста. Подобное обвинение должно подтверждаться ясными свидетельствами четырех праведных мужчин. Если же обвиняющий не может привести четырех свидетелей, то ему следует нанести восемьдесят ударов плетью средней толщины, причиняя ему терпимые страдания, не сопряженные с потерей жизни. Эта мера носит воспитательный характер.

 
Обсуждаемый нами грех заслуживает еще одного наказания: свидетельства тех, кто обвиняет целомудренных верующих в прелюбодеянии, но не может привести четырех свидетелей, не принимаются во внимание, даже если они были выпороты, до тех пор, пока они не раскаются. Такие люди являются грешниками преступающими запреты Господа миров. Они не повинуются Аллаху азза ва Джаля и причиняют много вреда. Преступая религиозные запреты, они покушаются на честь своих братьев и сестер, побуждают людей оскорблять честь и достоинство и разрушают братские взаимоотношения, которые Всевышний установил между верующими. Такие люди любят, чтобы среди мусульман распространялись скверные слухи, и порочащая молва, и все это свидетельствует о том, что необоснованное обвинение является одним из величайших грехов.

   

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: اجتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللّٰهُ! وَمَا هُنَّ؟  قَالَ: الشِّرْكُ بِاللّٰهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِی حَرَّمَ اللّٰهُ إِلَّا بِالْحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ الْيَتِيمِ، وَالتَّوَلِّی يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَزْفُ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ الْغَافِلَاتِ. رواهالبخاری باب قول اللّٰه تعالی: إن الذين ياكلون أمو ال اليتمی

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Отстраняйтесь от семи губительных грехов». Сахабы (родзи Аллаху аънхум) спросили: «Какие это деяния (амали)». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это придавать Аллаху сотоварищей, колдовство, убивать невинного, ростовщичество, пользоваться имуществом сироты, убегать с поля боя, клеветать на не подозревающих верующих целомудренных женщин. (приводится имамом Бухари).

 

وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

 

«Те, которые поносят верующих (мужчин и женщин) и причиняют им обиду без всякой вины, понесут бремя греха за свою ложь, клевету и за то, что вершили явный скверный грех». (сура «Аль-Ахзаб», аят 58).

 

Обвинение в прелюбодеянии – это очень тяжелое обвинение для женщины. Оно способно навсегда испортить ей репутацию в обществе, и это будет пятном позора на весь ее род. И если это обвинение не обосновано, то оно является мерзкой клеветой и величайшей несправедливостью.

Ислам является религией любви, мира и сострадания. Ложь, клевета, злословие в корне должны быть чужды мусульманам. Они считаются одними из самых разрушительных грехов, поскольку они сеют раздор среди людей, вследствие чего даже самые близкие люди - соседи, родственники, друзья - могут стать смертельными врагами.Принципы Ислама требует, чтобы отношения среди людей были построены на искренности и уважении. Мы должны уважать репутацию и частную жизнь других людей.

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِّنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَن يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَّحِيمٌ

 

«О вы, которые уверовали! Избегайте подозрений и дурных мыслей относительно верующих людей. Ведь некоторые подозрения - грех, который заслуживает наказания, и не подглядывайте за мусульманами, выискивая их недостатки, и не поносите друг друга за глаза. Разве кто-либо из вас пожелает, есть мясо своего покойного брата?! Ведь это вызывает у вас только отвращение. Так пусть же для вас будет таким же отвратительным поношение за глаза. Избегайте наказания Аллаха, выполняя то, что Он повелел вам, и сторонясь того, что Он вам запретил. Поистине, прощение Аллахом кающихся велико, а Его милосердие к обитателям миров безгранично!» (сура «Аль-Худжарот», аят 12).

Передается от Абу Мусы (родзи Аллаху аънху) , который спросил у Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям:  «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, кто из мусульман является наилучшим?» И Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Тот, кто не наносит вред мусульманам ни языком, ни рукой».

 

Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными: жизнь, честь, и имущество другого мусульманина».

 

 إِنَّ الَّذِينَ جَاؤُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرًّا لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ ۝  لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْرًا وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ ۝  لَوْلَا جَاؤُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاء فَأُوْلَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ۝  وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ ۝  إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ ۝  وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ ۝  يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَدًا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ۝  وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ۝ إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ ۝  وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّه رَؤُوفٌ رَحِيمٌ ۝  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ وَمَن يَتَّبِعْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهُ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَا مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَدًا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي مَن يَشَاء وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

 

«Те, которые возвели навет (на мать правоверных Аишу), являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужчине из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения».

«Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это - очевидная клевета?»

«Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей?» «Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами».

«Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши лживые речи вас коснулись бы великие мучения».

«Вы распространяете клевету своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это - великий грех».

«Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это - великая ложь»?Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими.

«Аллах разъясняет вам знамения. Аллах - Знающий, Мудрый».
«Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете».

«Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Сострадательным и Милосердным, то грешников постигло бы скорое наказание».

«О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам сатаны. А если кто следует по стопам сатаны, то ведь он призывает к мерзости и предосудительному. И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает. Аллах - Слышащий, Знающий». (сура «Ан-Нур», аяты 11-21).

 

Откровения о тяжести ложных обвинений в совершении прелюбодеяния в целом предшествовали обсуждению истории, которая произошла с одной из самых достойных женщин - матерью правоверных Аишей (родзи Аллаху аънха), дочерью  Абу Бакр Сиддика (родзи Аллаху аънху). Эти аяты ниспосланы по поводу известной истории о том, как на нее возвели ужасный навет.    

Это произошло во время одного из военных походов, в котором рядом с Пророком Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям находилась его жена Аиша (родзи Аллаху аънха). В дороге у нее порвалось ожерелье, поиски которого заставили ее задержаться. Верблюд с ее паланкином продолжил путь вместе с остальными войсками, и люди не заметили отсутствия Аиши. Когда она вернулась к месту стоянки, то решила, что скоро люди заметят ее отсутствие и вернутся за ней, но войско продолжило свой путь.
Сафван бин аль-Муаттил был одним из самых славных сподвижников. Во время привала он остановился в самом конце войска и заснул, а когда проснулся, то увидел Аишу. Узнав ее, он заставил своего верблюда опуститься на колени. Аиша села верхом на его верблюда, причем оба они не промолвили ни слова. Сафван пошел пешком и повел за собой верблюда. Они догнали мусульман, когда в полдень войско остановилось, чтобы сделать привал. Несколько лицемеров, которые присоединились к войску мусульман в этом походе, увидели, как Сафван вел верблюда, на котором сидела Аиша. Они тотчас принялись распространять о них неприличные слухи, которые были подхвачены людскими языками. Молва распространилась так быстро, что даже некоторые из мусульман попали под ее влияние. Люди стали обсуждать между собой услышанное, а Посланник соллаллоху аляйхи ва салям в течение долгого времени не получал откровения по этому поводу.
Спустя некоторое время слухи дошли до самой Аиши, и это заставило ее сильно опечалиться. И тогда Аллах азза ва Джаля ниспослал аяты о ее невиновности, которые вошли в эту суру. Господь миров предостерег верующих и подчеркнул, насколько тяжкой является подобная клевета, а также ниспослал полезные заповеди и наставления.   

Всевышний обратился к  в целом для того, чтобы подчеркнуть, что поношение кого-то из мусульман, равносильно поношению самих себя. Это означает, что любовь, снисходительное и милосердное отношение друг к другу и взаимоуважение верующих, делает их подобными одному телу. Правоверных можно сравнить с кирпичами одного строения, которые поддерживают друг друга. И если мусульманин не желает, чтобы кто-либо покушался на его честь, то он не должен желать этого и для своих верующих братьев, относиться к которым следует так же, как к себе самому. Если же человек не достиг этой степени, то его вера является несовершенной и неискренней.
   

 

۞ لَّئِن لَّمْ يَنتَهِ ٱلْمُنَـٰفِقُونَ وَٱلَّذِينَ فِى قُلُوبِهِم مَّرَضٌ وَٱلْمُرْجِفُونَ فِى ٱلْمَدِينَةِ لَنُغْرِيَنَّكَ بِهِمْ ثُمَّ لَا يُجَاوِرُونَكَ فِيهَا إِلَّا قَلِيلاً

«Если лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом, и те, кто распространяет слухи в Медине, не перестанут, то Мы непременно поможем тебе одолеть их, и тогда они будут соседствовать с тобой здесь совсем недолго». (сура «Аль-Ахзаб», аят 60).

После ниспослания повеления предотвращать распространение смуты и зла Творец всего сущего пригрозил суровым наказанием грешникам, которые намереваются причинить зло верующим. Это - лицемеры и люди, чьи сердца терзают сомнения и переполняют низменные желания. Во времена Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, такие люди распространяли ложные слухи, пугали жителей Медины силой и многочисленностью врагов и разглагольствовали о слабости и малочисленности мусульман. Однако Аллах Роббиль иззат не упомянул о том, какие же слухи распространяли эти лицемеры и неверующие, из чего следует, что Его угроза относится ко всем, кто потакает своим низменным желаниям и поддается искушениям дьявола, оскорбляет Ислам и его приверженцев, клевещет в адрес мусульман, пытается подорвать их авторитет и могущество, обвиняет целомудренных верующих женщин в прелюбодеянии и совершает похожие скверные поступки.

 


إِنَّ ٱلَّذِينَ يَرْمُونَ ٱلْمُحْصَنَـٰتِ ٱلْغَـٰفِلَـٰتِ ٱلْمُؤْمِنَـٰتِ لُعِنُواْ فِى ٱلدُّنْيَا وَٱلْءَاخِرَةِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ

 

«Воистину, те, которые обвиняют целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих (о грехе), будут прокляты в этом мире и в Последней жизни! Им уготованы великие мучения». (сура «Ан-Нур», аят 23).

Материал для статьи приготовил Рузметов Еркин,

(в статье использован тафсир «Аль–Мунтахаб»).

Продолжение следует.

 

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: