Поистине, ученые подобны звездам

Поистине, ученые подобны звездам

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم


وَيَرَى ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلْعِلْمَ ٱلَّذِى أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ هُوَ ٱلْحَقَّ وَيَهْدِى إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلْعَزِيزِ ٱلْحَمِيدِ

 

«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (сура «Саба», аят 6).

Мы просим Аллаха Таала, чтобы эта наша беседа принесла пользу для нас всех. Для тех, кто распространяет знания, и кто ищет знания, очень важно иметь правильное намерение и искреннее стремление, найти довольство Всевышнего. Имеется мудрое высказывание, одного из ученных нашей уммы: «Аль ильму базрун, валь аъмалю зарчун, вамаъ уджуль ихляс». Знания – это семя, деяния на полученные знания – это ростки, а искренность – это орошение растения водой. Если в каждом нашем деянии будет искреннее усердие достичь благосклонности Аллаха азза ва Джаля, то в день Киямата (в Судный день), на чаше весов благих дел, они принесут огромную пользу. А если в наши намерения прокрадутся легкомысленные и лицемерные стремления, то однозначно все старания будут напрасными. Поэтому мы очень часто должны взывать к Господу миров, чтобы Он наделил нас искренностью во всех наших деяниях.

В сегодняшней беседе, мы затронем одну из важных тем, о происхождении и жизни деятельности  основателя самого многочисленного мазхаба, имама Абу Ханифы рохматуллохи аляйхи, которого признали его же современники, и дали титул «Имам Аъгзам», то есть величайший имам. Имам Аъгзам рохматуллохи аляйхи родился в городе Куфа, территория нынешнего Ирака, в восьмидесятом году от хиджры, в то время халифом (правителем) был Абдумалик ибн Марван. Его отца звали Сабит,  и он назвал своего сына Нуъман. Деда Абу Ханифы звали Марзубан, во времена правления, Исламским государством, Уъмара ибн Хаттоба (родзи Аллаху аънху), он будучи уроженцем Кабула (Афганистана), переселился в Куфу и озарил свою жизнь, приняв религию Ислам. В некоторых книгах отмечается, что ему также посчастливилось жить во времена правления Али ибн Толиба родзи Аллаху аънху и даже видеть его. Праведные верующие, в том числе дед имама Аъгзама, искренне в мольбах обращались к Аллаху Роббиль иззат, чтобы их дети, внуки и все последующие их поколения держались на пути Истины. Также в одной из книг говорится, что мусульмане, жившие во времена правления Али ибн Толиба, просили своего халифа делать дуа для их потомства. И историческими фактами подтверждается, что Всевышний дал следующим поколениям понимание религии Ислам и праведность в их жизни.

Нуъмана ибн Сабита называли Абу Ханифой, титулом его было имам Аъгзам, и верующие, изучившие сделанный им вклад, в систематизирование исламских наук, признают его как величайшего ученого, во всей истории религии Ислам. В раннем детстве им был заучен Коран, в полном его объеме. Его устозом (учителем) познания искусства чтения Корана, и его заучивания, был Асим ибн Абу Наджуд. Он считался одним из выдающихся хафизов Корана, и сильсиля (цепочка учителей), его искусства чтения тянется к Абдуллаху ибн Маъсуду (родзи Аллаху аънху). Будучи совсем юнцом, он один из первых принял Ислам, долгое время находился и прислуживал Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям. Он полностью заучил Коран, слушая чтение Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, также познал глубокие смыслы Книги Аллаха Табарока ва Тааля. Находясь возле Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, перенял его образ жизни, и запомнил многие высказывания Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. После ухода из жизни Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям Абдуллах ибн Маъсуд принял активное участие в укреплении Халифата. Халиф Уъмар ибн Хаттоб (родзи Аллаху аънху) назначил его кадзием (судьей) города Куфы. Абдуллах ибн Маъсуд был очень образованным человеком, обладал почти феноменальной памятью, очень глубоко познал мусульманское право, издавал фатвы, а также занимался преподавательской деятельностью. Он считается основоположником иракской школы мусульманского права. Преподаватель Абу Ханифы, по заучиванию Корана, Асим ибн Наджуд, также обучался этому искусству по кироату (произношению) у Али ибн Толиба (родзи Аллаху аънху). Из самых признанных и знаменитых семи искусства чтения Корана, одним из них считается декламация Корана, школы Асима ибн Наджуда, благодаря стараниям которого, имам Абу Ханифа стал хафизом Корана.

Отец Абу Ханифы был состоятельным человекам, имел солидную лавку (торговую точку на рынке), где торговал широким ассортиментом всякого вида тканями, и изделиями из них. Нуъман был единственным ребенком в этой семье, и достигнув совершеннолетия, стал помогать в торговле своему отцу. Однажды мимо их торговой точки, проходил один из именитых табииънов Шаъбий рохматуллохи аляйхи, который обратил особое свое внимание на молодого Абу Ханифу, и задал ему вопрос: «Какую группу по изучению религиозных знаний, ты посещаешь». Нуъман ибн Сабита ответил, что он большее время отдает работе на рынке. Тогда Шаъбий рохматуллохи аляйхи немного пристыдил Абу Ханифу, и порекомендовал обратить серьезное внимание постижению исламских наук, и посещать уроки ученых имамов. В нашем мире существуют очень праведные верующие, которых Аллах азза ва Джаля одаривает особым видением сердца (фирраса). Именно глубоко заложенные одаренность и способности имама Аъзама, разглядел таъбийин Шаъбий, который сам был также ученным, и считался мухаддисом, человеком, хорошо познавшим науку хадисоведение. Абдуллах ибн Уъмар родзи Аллаху аънху, в одном из своих высказываний, отмечал всесторонние познания имама Шаъбий.

Оставив занятия торговлей, Абу Ханифа активно направил свои силы и энергию на изучение религиозных наук. Его предпочтения выпали на науки усулиддин, знания по акиде, на ильм калям. Он начал посещать лекции очень компетентных и известных ученых. Даже в ранней юности, он тактично и мудро отстаивал правильную точку зрения в вопросах науки ильм-акаид. Посещая группы, которые отклонились от правильного вероубеждения, такие как хаварджи, муътазилиты, шииты, Абу Ханифа вел с ними дискуссии и споры, четко и ясно объясняя им их заблуждения, и почти всегда одерживал над ними победу. Очень много отклонившихся групп были в Басре, в некоторых книгах по его жизнеописанию, отмечается, что он около двадцати раз выезжал в этот город, бывало, задерживался там, на долгое время, чтобы донести до заблудших групп истинные вероубеждения, то есть правильную акиду. С соизволения Господа миров, имаму Аъгзаму удалось помочь многим людям, познать Истину, встать на правильный путь. Его степень перед людьми выросла до такого уровня, что его начали узнавать на улице, проявляли знаки уважения и внимания. Кто-то даже издалека, указывал на него руками, чтобы заочно познакомить своего собеседника, с человеком, глубоко познавшим религиозные доктрины. Абу Ханифа начал практиковать в своей жизни преподавательскую деятельность, собрал группу учеников, в одной из мечетей Куфы, и стал давать уроки. Недалеко от его месторасположения, также занимался распространением знаний Хаммад ибн Суляйман рохматуллохи аляйхи. Его спецификой преподавания религиозных знаний было исламское право (фикх, шариат). Однажды одна женщина, поинтересовалась у Абу Ханифы, о принципах бракоразводного процесса (талак), что об этом сказано в сунне Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Не имея на это знаний, он ее отправил к устозу Хаммаду, и попросил ее, после того, как найдет ответы на свои вопросы, поделиться с ним этой информацией. После прояснения этого аспекта Хаммадом, женщина поведала об этом Абу Ханифе, этот ответ его сильно впечатлил и даже шокировал. Поняв в каком неведении он остается в этом направлении знаний, он срочно оставив свое преподавание, переквалифицировался в ученики, и стал слушать лекции имама Хаммада рохматуллохи аляйхи. В последующем имам Аъгзам посветит все свое время и жизнь изучению и систематизированию Шариатских наук (исламскому праву). Если заглянуть в историю Ислама, сподвижники (родзи Аллаху аънхум), посвятившие свою жизнь исламским наукам, тоже многие из них отдавали предпочтение вопросам фикха (шариатским предметам). Хаммад ибн Суляйман рохматуллохи аляйхи считается одним из основателей, кто стал квалифицировать эту дисциплину и построил принцип ее преподавания.

 

عَنْ مُعَاوِيَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: سَمِعْتُ النَّبِیَّ يَقُولُ: مَنْ يُرِدِ اللّٰهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقَّهْهُ فِی الدِّين، وإِنَّمَا أَنَا قَاسِمٌ وَاللّٰهُ يُعْطِی. رواه البجاری

Передается Муавия (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кому Аллах азза ва Джаля, проявит Свою благосклонность, то делает того факихом, то есть дает понимание Своей религии. Я только раздающий, а дает Аллах Роббиль иззат».    

Всевышний нас сотворил людьми, дал нам разум, дал нам огромное благо, религию Ислам, открывает двери к познанию, пониманию этого знания, возможность размышлять над этими канонами, и поступать в соответствии с ними.

«Фикх» в переводе с арабского языка, означает – «понимание», «знание».   Мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле).  Шариат - мусульманское право в широком смысле, источник фикха. Фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Аллахом азза ва Джаля.

В понимании Мудростей Корана и досточтимой сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, фикх в этих знаниях, является своеобразной изюминкой. Делать тафсир Мудростей Корана и давать шарх на досточтимую сунну Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, (то есть давать пояснения), без знания фикха (исламского права) категорически запрещено. Великая цель и замысел ниспослания Мудростей Корана и досточтимой сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, их пояснений, их глубоких смыслов, доказательств, дает возможность постичь, понимать и осознать наука фикх. Поэтому эта дисциплина в знаниях является очень важным и нужным разделом познания.

 

عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّ يَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ اتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه، رقم

 

Передается Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других».

Устазом имама Аъгзама был Хаммад ибн Саляйман, а его учителем был Иброхим бин Язид ан-Нахаъий рохматуллохи аляйхи, который был муфтием того времени Ирака. Он обладал большим багажом знаний, поэтому заслужено занимал должность муфтия, одной из самых больших частей исламского государства. Его жизнь оборвалась в 96 году от хиджры. Табииън имам Шаъбий присутствовал на джаназа (заупокойной молитве)  Иброхима ан-Нахаъий, и произнес такие слова одному из своих знакомых: «Сейчас вы присутствовали на похоронах одного из самых великих факихов нашего времени». Тогда собеседник спросил: «Неужели знания Иброхима превосходили познания Хасана». Имам Шаъбий ответил: «Он превосходил по знаниям всех жителей Куфы, Басры, Шама и Хиджаза». Иброхим ан-Нахаъий воспитывался в семье, где в роду были ученые. Его дядей по матери и учителем в одном лице, был Алкама бин Кайс рохматуллохи аляйхи, который оставил этот мир в 62 году от хиджры. Он также считался одним из великих ученых Ирака, также был табииъном. Кто-то однажды, из его современников спросил: «Почему вы обращаетесь с вопросами к Алькаме, когда можете более точные ответы получить у сахабов (сподвижников родзи Аллаху аънхум)». Тогда первый ответил: «Я видел, как некоторые сподвижники приходили к Алькаме, чтобы он разъяснил им некоторые вопросы». Сам Алькама ибн Кайс рохматуллохи аляйхи, был учеником великого ученого сахаба Абдуллах ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху). А о его заслугах и глубоких знаниях мы рассказали чуть раньше. А так, как ибн Маъсуд долгое времени провел с Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, то цепочка полученных знаний имама Абу Ханифы, прямо восходит к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. В религии Ислам любые знания (искусство чтения Корана, тафсир (пояснение его смыслов), знания хадисов и все любые сведения), должны исходить от Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. А Аллах Роббиль иззат в Своей Книге говорит:

 

وَمَا يَنطِقُ عَنِ ٱلْهَوَىٰ۝ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْىٌ يُوحَىٰ

 

«Он не говорит по своей прихоти». «Это - всего лишь внушаемое (ему) откровение». (сура «Ан-Наджм», аяты 3-4).

 

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям не проповедует среди вас то, что приходит ему на ум, а возвещает вам только то, что узнает из ниспосылаемого ему откровения. Он сам следует прямым путем и призывает к нему других.
Он не допускал ошибок, когда рассказывал о Всевышнем Аллахе и обучал мусульман Его религии, поскольку он не говорил по прихоти своей, а лишь повторял внушенное ему откровение.

 

Господь миров одарил имама Аъгзама феноменальной памятью, ясным умом и определенной мудростью. Он слово в слово, в прошествии даже большого времени, мог повторить то, что слышал он своего учителя Хаммада. Поэтому устоз Хаммад, определил место Абу Ханифе в первом ряду, прямо перед собой, и наказал всем ученикам, чтобы никто не занимал это место. Десять лет имам Аъгзам обучался у Хаммада ибн Суляймана. Как то поддавшись самолюбию и прихотям своего эго (нафса), Абу Ханифе приходили мысли оставить обучение, и снова создать свою группу и преподавать самому. Но он отбросил глупые, надменные мысли, и ясно осознал пагубность таких желаний, ведь такое противоречит этикету и нравственности мусульман. Спустя какое-то время Хаммад уезжает в Басру, по причине кончины его близкого родственника, вместо себя для преподавания оставляет Абу Ханифу. Хаммад ибн Суляйман отсутствовал почти два месяца, за это время поступило шестьдесят вопросов, которые Абу Ханифе не удалось изучить с учителем. Позже устоз проверит Абу Ханифу, и выслушает его версии ответов на эти вопросы. Из них сорок ответов окажутся правильными, а в двадцати он укажет совершенные им ошибки. Тогда Абу Ханифа еще раз убедится, как дорог и важен для него его учитель. И он до конца его жизни старался быть рядом, не пропуская ни одного дня, крепко держался за подол его ученой мантии. Хаммад ибн Суляйман ушел из этой жизни в 120 году от хиджры, оставив кафедру для преподавания имаму Аъгзаму. При нем это группа сильно увеличилась, стало очень много людей, которые стремились овладеть знаниями. Абу Ханифа приложил все свои силы, чтобы передать знания, которые он получил от своего учителя. Им были воспитаны и обучены, в последствие ставшие великими учеными, следующие люди. Яъкуб бин Иброхим, Абу Юсуф, которые впоследствии занимал должность верховного судьи, Мухаммад ибн Хасан Шайбаний, Зуфар ибн Хузайл Куфий, Давуд Тоий, Хузайл ибни Гиез, и многие другие. Он обучил сорок ученных, которые достигли степени «муджатахид мутлак»  - исламский богослов, достигший абсолютно-высшей степени в шариатских науках, обладающий правом самостоятельного суждения по вопросам исламской догматики, права и морали, в их число входят все основатели мазхабов.


يُؤْتِى ٱلْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ‌ وَمَن يُؤْتَ ٱلْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِىَ خَيْرًا كَثِيرًا‌
ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُوْلُواْ ٱلْأَلْبَـٰبِ

 

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом». (сура «Аль Бакара», аят 269).

 

Имам Аъгзам сам обучался у многих ученных, мы лишь осветили только одну сильсиля (цепочку учителей, которая тянется до Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям). Один из его педагогов, Нафиъ рохматуллохи аляйхи, который почерпнул знания, идущих от Абдуллах ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума). Также один из его учителей Ата ибн Абу Роббах - великий табииън, был муфтием Мекки, который вобрал знания, идущие от Абдуллах ибн Аббаса (родзи Аллаху аънхума), а последний считается имамам муфассиров этой уммы. Ата Ибн Роббаху посчастливилось увидеть и получить полезные знания от около двухсот сподвижников (родзи Аллаху аънхум). Также раннее мы говорили об имаме Шаъбий – также один из великих табииънов, который видел и получил знания почти около пятисот сподвижников (родзи Аллаху аънхум). И у имама Шаъбий, Абу Ханифе посчастливилось обучатся. Также в своей жизни, он имел общение с девяносто тремя табииънами, в одном описании его жизни, говорится, что он виделся с семью сподвижниками (родзи Аллаху аънхум), в другом говорится о девяти, одним из которых был Анас ибн Малик.

Во времена юности Абу Ханифы, Куфа считалась марказом (центром исламских религиозных знаний). Он очень близко общался с табииънами, с табатабииънами, прошел через школы многих мусульманских ученных того периода времени. Создав свою систему обучения, воспитал и обучил тысячу учеников. Аллах Субхана ва Тааля дал имаму Аъгзаму возможность (тоуфик) и благословение (баракат) познать величие и пользу исламских наук. Пусть Аллах Роббиль иззат тоже даст нам и нашим потомкам, иметь хотя бы часть знаний, которые имел Абу Ханифа рохматуллохим аляйхи. 

 

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبِیُّ : إِنَّ مَثَلَ الْعُلَمَاءِ كَمَثَلِ النُّجُومِ فِی السَّمَاءِ يُهْتَدَی بِهَا فِی ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ، فَإِذَا انْطَمَسَتِ النُّجُومُ أَوْشَكَ أنْ تَضِلَّ الْهُدَاةُ. رواه أحمد

 

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, ученые подобны звездам в небе, по ним определяют правильную дорогу в темноте на суше и на море. И если они потеряют свой свет, то идущие могут заблудиться».

Статью подготовил Ахметов Хамидулло,

имам мечети «Асым ата».

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: