بسم الله الرحمن الرحيم
Прекрасные имена Аллаха азза ва Джаля
(продолжение,третья часть).
ٱللَّهُ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ لَهُ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ
«Аллах - Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена». (сура «То-ха», аят 8).
Все имена Аллаха Табарока ва Тааля - возвышенны, величественны, совершенны, и в высшей степени прекрасны. Их качества и степени идеальны и абсолютны, и их истинная сущность не досягаема, для нашего слабого разума и низкого интеллекта.
الولي
56. Аль-Валий - Оказывающий помощь. Тот, Кто благоприятствует подчинившимся, помогающий тем, кого любит, усмиряющий врагов верующих, поручающийся за деяния созданий, охраняющий и оберегающий их. Могущественный и Великий Аллах Субхана ва Тааля помогает верующим. Он покровительствует им, оказывая им поддержку и вдохновляет их на праведные деяния. Он выводит их из мрака неверия к свету веры. Неверие подобно покрывалу, которое лишает сердца способность видеть истину веры. Господь миров покровительствует верующим и помогает им узреть Истину. Создатель помогает обрести знания, ведущие к праведному пути. Аллах Роббиль иззат указывает им на аргументы, которые избавляют их от сомнений, развеивает все, что приводит к неверию и невежеству, и рассекает мрак пелены, лишающей зрения сердца.
أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللّهِ مِن وَلِيٍّ وَلاَ نَصِيرٍ
«Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?» (сура «Аль-Бакара», аят 107).
إِنَّ وَلِيِّيَ اللّهُ الَّذِي نَزَّلَ الْكِتَابَ وَهُوَ يَتَوَلَّى الصَّالِحِينَ
«Воистину, моим Покровителем является Аллах, Который ниспослал Писание. Он покровительствует праведникам». (сура «Аль-Аъроф», аят 196).
رَبِّ قَدْ آتَيْتَنِي مِنَ الْمُلْكِ وَعَلَّمْتَنِي مِن تَأْوِيلِ الأَحَادِيثِ فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ أَنتَ وَلِيِّي فِي الدُّنُيَا وَالآخِرَةِ تَوَفَّنِي مُسْلِمًا وَأَلْحِقْنِي بِالصَّالِحِينَ
«Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты - мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам». (суру «Юсуф», аят 101).
الحميد
57. Аль-Хамийд – Достохвальный. Достойный всех похвал по причине своего совершенства, обладатель постоянной и вечной славы, совершенных атрибутов. В истинном смысле никто, кроме Аллаха Табарока ва Тааля, не заслуживает хвалы и благодарности. Ведь именно Господь миров предопределил и сотворил для нас все те блага, за которые мы благодарны. Когда мы хвалим и благодарим людей, которые нам сделали что-то хорошее, мы должны помнить, что они только передают нам блага от Аллаха Роббиль иззат. Здравомыслящие люди реально осознают, этот мир не смог бы возникнуть и также существовать без Творца всего сущего. И верующие должны ясно понять и утвердить эту Истину, что они и доли секунды не могут не нуждаться в Аллахе Субхана ва Тааля. Поэтому только Всевышний достоин восхвалений и благодарностей.
لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ وَإِنَّ اللَّهَ لَهُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
«Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, Аллах - Богатый, Достохвальный». (сура «Аль-Хадж», аят 64).
وَيَرَى الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ الَّذِي أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ هُوَ الْحَقَّ وَيَهْدِي إِلَى صِرَاطِ الْعَزِيزِ الْحَمِيدِ
«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (сура «Саба», аят 6).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный». (сура «Фатыр», аят 15).
المحصي
58. Аль-Мухсый - Учитывающий.Тот, Кто своими знаниями определяет границы для всего сущего. Тот, от Кого ничего не ускользает. Всевышний охватывает Своим Знанием все существующее, знает о каждой вещи все детали, и ни одна даже крошечная частичка мира не скроется от Него. Ничто не может быть, о чем неизвестно было бы Аллаху азза ва Джаля. Он знает все о каждой вещи, ее сущность, свойства, ее количественные характеристики.
إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا لَقَدْ أَحْصَاهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدًّا
«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба».
«Он знает их число и пересчитал их». (сура «Марьям» Аят 94)
يَوْمَ يَبْعَثُهُمُ اللَّهُ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُهُم بِمَا عَمِلُوا أَحْصَاهُ اللَّهُ وَنَسُوهُ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
«В тот день Аллах воскресит их всех и поведает им о том, что они совершили. Аллах исчислил это, а они забыли. Аллах - Свидетель всякой вещи». (сура «Аль-Муджадаля»,аят 6).
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный, Сведущий?» (сура «Аль-Мульк», аят 14).
المبدئ
59. Аль-Мубди – Основатель. Тот, Кто с самого начала, без примера и прообраза сотворил все сущее. Тот, Кто воплотил все созданное, сотворив все его виды, формы и свойства из абсолютного небытия. Тот, Кто положил начало человеку, то есть сотворил его. Это - Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали, придал им совершенный и удивительный вид и установил на них восхитительный и точный порядок. Могущество и способности Аллаха Роббиль иззат совершенны, а Его воля неотвратима. Всевышний совершает все, что пожелает, и никто не может помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в соратниках и помощниках, и стоит Ему сказать: «Будь!» - как желаемое сбывается. И все происходящее согласовано с Его абсолютной мудростью и могуществом.
إِلَيْهِ مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا وَعْدَ اللّهِ حَقًّا إِنَّهُ يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ لِيَجْزِيَ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ بِالْقِسْطِ وَالَّذِينَ كَفَرُواْ لَهُمْ شَرَابٌ مِّنْ حَمِيمٍ وَعَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُواْ يَكْفُرُونَ
«Все вы возвратитесь к Нему, согласно истинному обещанию Аллаха. Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его, чтобы по справедливости вознаградить тех, которые уверовали и творили праведные деяния. Тем же, которые не уверовали, уготованы напиток из кипятка и мучительные страдания за то, что они не уверовали».(сура «Юнус»,аят 4).
قُلْ سِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَانظُرُوا كَيْفَ بَدَأَ الْخَلْقَ ثُمَّ اللَّهُ يُنشِئُ النَّشْأَةَ الْآخِرَةَ إِنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Скажи: «Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз. Затем Аллах создаст конечное творение (воскресит мертвых). Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (сура «Аль-Аънкабут», аят 20).
المعيد
60. Аль-Муиъйд – Возвращающий. Повторяющий, придающий Вселенной устойчивость. Тот, Кто возвращает творения после их создания (умерщвляет их), затем снова возвращает к жизни. Тот, Кто переводит все живое в мертвое состояние, а перед Судным днем, всех людей оживит, чтобы все держали ответ за свои деяния. Праведники получат вознаграждения за свои благие дела, неуверовавшие будут наказаны огнем джаханнама (ада), также грешники получат по заслугам. Только благодаря иману (вере), они будут спасены, и не останутся навечно в джаханнаме (в огне ада).
قُلْ هَلْ مِن شُرَكَآئِكُم مَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ قُلِ اللّهُ يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ
Скажи: «Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который создает творение, а затем воссоздает его?» Скажи: «Аллах создает творение, а затем воссоздает его. До чего же вы отвращены от истины!» (сура «Юнус», аят 34).
أَوَلَمْ يَرَوْا كَيْفَ يُبْدِئُ اللَّهُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ
«Неужели они не видят, как Аллах создает творение в первый раз, а затем воссоздает его. Воистину, это для Аллаха легко». (сура «Аль-Аънкабут», аят 19).
المحيي
61. Аль-Мухий – Оживляющий. Тот, Кто творит жизнь. Тот, Кто дает жизнь любой вещи, которой захочет. Тот, Кто создал творения из ничего, и оживит после смерти. Аллах Табарока ва Тааля оживляет всякое семя, выводя из него живую душу, и оживляет безжизненные тела, возвращая в них дух, воскрешая их. И Он оживляет сердца светом познания. И Он оживляет мертвую землю, орошая ее дождем и выращивая на ней пропитания для живых существ. Творец всего сущего создает жизнь в душах и телах, и поддерживает его через обычные вещества (пищу и воду), которые являются только причинами, и могут принести вред или пользу, только если будет на то воля Господа миров. Ведь только Всевышний - Единственный, Кто оживляет, без чьей либо помощи. И лишь Он создает жизнь в душах, одаривая их познанием и духовной благодарностью. Аллах Роббиль иззат дает возможность человеку проявлять усердие в поклонении, если человек выражает признательность за Его милости.
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему». (сура «Аль Бакара», аят 28).
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنَّكَ تَرَى الْأَرْضَ خَاشِعَةً فَإِذَا أَنزَلْنَا عَلَيْهَا الْمَاء اهْتَزَّتْ وَرَبَتْ إِنَّ الَّذِي أَحْيَاهَا لَمُحْيِي الْمَوْتَى إِنَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Среди Его знамений - то, что ты видишь землю иссохшей, но когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и набухает. Воистину, Тот, Кто оживил ее, непременно оживит тех, кто оставил этот мир. Он способен на всякую вещь». (сура «Фусилат», аят 39).
المميت
62. Аль-Мумийт – Умерщвляющий. Тот, Кто предписал смерть всем, кроме Которого нет прекращающего чью-то жизнь. Тот, Кто определяет срок существования любой особи.Аллах азза ва Джаля творит смерть через обычную причину, какую Он пожелает. Господь миров забирает душу из этого тела, и целесообразно допустимо воскрешение этого тела, однозначно только по воли Аллаха Субхана ва Тааля. Также возможна смерть души при живом теле и смерть тела при живой душе. И Всевышний, может умертвить сердце, после того как одарил мудростью и богобоязненностью, и очистил его от телесных страстей. И такое умерщвление сердца приводит к беспечности и отсутствию искренности в поклонении, и занятию тем, что лишает человека высоких степеней в Вечной обители.
قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ يُحْيِي وَيُمِيتُ فَآمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ النَّبِيِّ الأُمِّيِّ الَّذِي يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَكَلِمَاتِهِ وَاتَّبِعُوهُ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ
«Скажи: «О люди! Я - Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем». (сура «Аль-Аъроф», аят 156).
لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он оживляет и умерщвляет, и Он способен на всякую вещь». (сура «Аль-Хадид», аят 2).
الحي
63.Аль-Хайи - Вечно живой. Тот, жизни Которого нет начала и нет конца. Тот, Кто всегда был живым и будет всегда вечно живым. Живой, не умирающий, вечный. Тот, Кто не переставал существовать и быть Живым. И Жизнь - это атрибут, которым описана Его Сущность. Живой, Который не умирает, не спит, не дремлет, не печалится и не болеет. И Его Жизнь не связана с душой, телом. Если человек осознает, что Аллах Табарока ва Тааля - Живой и Бессмертный, он не будет полагаться ни в чем на смертных. Живой - Тот, Чья жизнь совершенна, и это указывает на все качества, связанные с сущностью Господа, Творца, такие как знания и могущество, сила и воля, величие и возвышенность. Живой Вседержитель - Тот, Кто обладает всеми качествами совершенства и творит, что пожелает.
هُوَ الْحَيُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Он - Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру. Хвала Аллаху, Господу миров!» (сура «Гофир», аят 65).
اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ
«Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он - Возвышенный, Великий. (сура «Аль-Бакара»,аят 255).
القيوم
64. Аль-Койюм – Самодостаточный.Независимый ни от кого и ни от чего, не нуждающийся ни в ком и ни в чем. Тот, Кто заботится обо всем, благодаря Которому существует все сущее. Тот, Кто сотворил творения и содержит их. Тот, кто владеет знанием обо всем. Тот, Кто существовал всегда и не перестанет существовать. В этом значении имя относится к смыслам Его атрибута Бесконечность. Тот, Кто ведает обо всем в мире и управляет всем, что происходит в мире. Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, а все остальное нуждается в Нем. Поддерживающий небеса и земли, и всех обитающих на них творений. Аллах Роббиль иззат сотворил их, наделив всем необходимым для благополучного существования. Он нисколько не нуждается в них, и не зависит ни от кого, но они во всем нуждаются в Нем.
إِنَّ اللَّهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ أَن تَزُولَا وَلَئِن زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّن بَعْدِهِ إِنَّهُ كَانَ حَلِيمًا غَفُورًا
Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он - Выдержанный, Прощающий. (сура «Фатыр», аят 41).
وَعَنَتِ الْوُجُوهُ لِلْحَيِّ الْقَيُّومِ وَقَدْ خَابَ مَنْ حَمَلَ ظُلْمًا
«Лица смирятся перед Живым и Поддерживающим жизнь, и разочарование постигнет тех, кто понесет бремя несправедливости». (сура «То-ха», аят 111).
الواجد
65. Аль-Ваджид -Тот, у Которого все сущее, для которого отсутствует понятие «недостаточность». Тот, у Которого сохраняются все дела, не пропадает ничего. Тот, Кто ни в чем не нуждается. Образовано от слова «вуджд», что значит «богатство, самодостаточность». Тот, Кто не нуждается в творениях, а все великое множество творений находится во власти Его Могущества и Воли, и все познаваемое - во власти его Знания и Мудрости. Это - Тот, Кто обеспечивает людей всем, что им необходимо и в чем они нуждаются, Кто особым образом помогает тем, кто верует в Него, уповает на Него и просит Его о помощи в духовных и мирских делах.
وَأَنَّهُ هُوَ أَغْنَى وَأَقْنَى
«Он избавляет от нужды, наделяет собственностью, а также удовлетворяет многие потребности Своих творений». (сура «Ан-Наджм», аят 48).
يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللَّهِ وَاللَّهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах - Богатый, Достохвальный». (сура «Фатыр»,аят 15).
الماجد
66. Аль-Маджид - Величественный. Тот, у кого полное совершенство, прекрасное величие. Тот, у Кого качества и дела велики и совершенны. Тот, Который проявляет щедрость и милость по отношению к своим рабам. Аллах азза ва Джаля великий, и все качества Создателя и Попечителя обязывают к почитанию и возвеличиванию Его. Ни одно творение не способно возвеличить Его должным образом, как Он того заслуживает. Он достоин похвалы, на которую способен только Он и которая не доступна Его рабам.
قَالُواْ أَتَعْجَبِينَ مِنْ أَمْرِ اللّهِ رَحْمَتُ اللّهِ وَبَرَكَاتُهُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ إِنَّهُ حَمِيدٌ مَّجِيدٌ
«Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он - Достохвальный, Славный». (сура «Худ», аят 73).
ذُو الْعَرْشِ الْمَجِيدُ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ
«Владыка Трона, Славный».
«Он вершит то, что пожелает». (сура «Аль-Бурудж»,аяты 15-16).
الواحد
67. Аль-Вахид – Единственный. Тот, у Кого нет сотоварища, нет никого равного Ему,в Своей Сущности, атрибутах и действиях. Единственный в Сущности, значит, что Аллах Табарока ва Тааля не состоит из частей и не занимает место, и превыше того, чтобы иметь качества тел. Единственный в атрибутах, Аллах азза ва Джаля никому и ничему не подобен. Единственный в действиях, нет у Него соучастника и подобного Ему. Господь миров в Своем Могуществе может все, то есть Его способности и возможности неограниченны. Проявлением Его Единственности является то, что Он самодостаточен. Это значит, что Он -Совершенный Господь, Великий Господин, обладающий всеми атрибутами совершенства. И каждый из них присущ Ему в самой идеальной форме, и даже часть этих атрибутов и качеств, мы люди не способны постичь своим разумом и сердцами.
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
«Ваш Бог - Един! Нет другого божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного! Он был милосерден к Своим рабам в их творении и создании» (сура «Аль-Бакара», аят 163).
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَآجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رِبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِي وَأُمِيتُ قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ
«Разве ты не знал (о Мухаммад!) того, кто, как слепой, не видел знамений веры и препирался с Ибрахимом о Господе и Его Единстве? Поистине, он ослеп и обманулся своей властью, данной ему Аллахом, что отклонило его от Света веры и направило к мраку язычества. Ибрахим сказал ему: «Аллах дарует нам жизнь и смерть». Но тот ему ответил, что он тоже дарует жизнь и смерть, когда решает убить или помиловать человека. Ибрахим сказал: «Вот Аллах повелевает солнцу восходить с востока, ты вели ему взойти с запада, если ты действительно Господь, как ты говоришь!» Тот, который не верил, был повергнут в смущение и перестал препираться с Ибрахимом после упомянутого довода, который показал его невежество и тщеславие. Аллах не ведёт праведным путём неверных!» (сура «Аль-Бакара», аят 258).
لَّقَدْ كَفَرَ الَّذِينَ قَالُواْ إِنَّ اللّهَ ثَالِثُ ثَلاَثَةٍ وَمَا مِنْ إِلَهٍ إِلاَّ إِلَهٌ وَاحِدٌ وَإِن لَّمْ يَنتَهُواْ عَمَّا يَقُولُونَ لَيَمَسَّنَّ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِنْهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
«Не уверовали также в Аллаха те, которые говорят, что Аллах из трех есть третий, как и теперь ложно утверждают христиане. Поистине, нет другого божества, кроме Аллаха Единого. Если эти заблудившиеся не откажутся от своих богохульных мыслей и убеждений и не обратятся к Аллаху, для них - мучительное наказание». (сура «Аль-Маъида»,аят 73).
الصمد
68. Ас-Сомад – Постоянный. Вечный, Бесконечный (Аль-Бакы), Который никогда не исчезнет. И это атрибут, которым описана Сущность. Символизирует вечность и независимость Аллаха Субхана ва Тааля. Он Тот, Которому все подчиняются, без Чьего ведома не происходит ничего, в Ком нуждаются все во всем, а сам Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Господь, к Которому прибегают во всех делах и обращаются со всеми своими нуждами.
Также другое значение этого имени – Самодостаточный. Которое обладает множеством значений, соответствующих различным интерпретациям этого прекрасного имени. Тот, к Которому устремляются все творения, унижаясь перед Ним и испытываю постоянную и бесконечную нужду в Нем. Тот, Кто обладает совершенными знаниями и мудростью, сдержанностью и могуществом, величием и милосердием. Тот, Чьи качества совершенны и безупречны, к Кому устремляются творения для удовлетворения всех своих нужд.
اللَّهُ الصَّمَدُ
Извечен Аллах один,
Ему чужды любые нужды,
Мы же нуждаемся лишь в Нем. (сура «Аль-Ихляс», аят 2).
قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ قُلِ اللّهُ قُلْ أَفَاتَّخَذْتُم مِّن دُونِهِ أَوْلِيَاء لاَ يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ نَفْعًا وَلاَ ضَرًّا قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الأَعْمَى وَالْبَصِيرُ أَمْ هَلْ تَسْتَوِي الظُّلُمَاتُ وَالنُّورُ أَمْ جَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء خَلَقُواْ كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ
Скажи: «Кто Господь небес и земли?» Скажи: «Аллах». Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» Скажи: «Разве равны слепой и зрячий? Или же равны мраки и свет?» Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: «Аллах - Творец всякой вещи. Он - Единственный, Всемогущий». (сура «Ар-Роаъд», аят 16).
القادر
69. Аль-Кодир – Могущественный. Обладатель всеобъемлющего Могущества (Аль-Кудра). И Могущество - одно из Его сущностных качеств,Тот, Кто может сотворить из ничего и может уничтожить сущее. Тот, Кто может создать бытие из небытия и может превратить в небытие. Делающий все мудро. Тот, Кто действует без подготовки, орудия и посредников. И Его никогда не охватывает бессилие и неспособность выполнить то, что Он пожелал. Свидетельством силы и могущества Аллаха Роббиль иззат также является сотворение небес и земли, и всего, что между ними. Аллах Табарока ва Тааля господствует над всеми творениями, все они подвластны Ему, подчинены Его величию, зависимы от Его воли. Он распоряжается судьбами всех существ, и они не могут ни шевельнутся, ни распорядиться тем, чем владеют, вопреки Его воле. Происходит только то, что пожелает Аллах Роббиль иззат, и то, что не угодно Ему, не может произойти. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Него.
أَوَلَمْ يَرَوْاْ أَنَّ اللّهَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ قَادِرٌ عَلَى أَن يَخْلُقَ مِثْلَهُمْ وَجَعَلَ لَهُمْ أَجَلاً لاَّ رَيْبَ فِيهِ فَأَبَى الظَّالِمُونَ إَلاَّ كُفُورًا
«Неужели они не видят, что Аллах, Который сотворил небеса и землю, может сотворить подобных им? Он установил для них срок, в котором нет сомнения, но беззаконники отвергают все, кроме неверия». (сура «Аль-Исро»,аят 99).
أَوَلَمْ يَسِيرُوا فِي الْأَرْضِ فَيَنظُرُوا كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَكَانُوا أَشَدَّ مِنْهُمْ قُوَّةً وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُعْجِزَهُ مِن شَيْءٍ فِي السَّمَاوَاتِ وَلَا فِي الْأَرْضِ إِنَّهُ كَانَ عَلِيمًا قَدِيرًا
«Неужели они оставались всегда на одном месте и отрицали предупреждения Аллаха о наказании многобожников, и не путешествовали по земле, и не видели своими глазами следы гибели, которой Аллах подвергал народы прежних поколений за то, что они считали посланников Аллаха лжецами? Те народы, жившие до них, превосходили их мощью, но их сила не защитила их от наказания Аллаха. Ведь и в небесах, и на земле ничто не может ослабить силу Аллаха! Поистине, Аллах - Знающий и Могущественный!» (сура «Фатыр», аят 44).
المقتدر
70. Аль-Муктадир – Всемогущий. Обладатель беспредельного Могущества (Аль-Кудра), Которому ничто не может воспрепятствовать. Благодаря Своему могуществу Господь сотворил все сущее, управляет всеми творениями, придает им соразмерность и совершенный облик, оживляет мертвых и умерщвляет живых. А потом воскресит людей для того, чтобы они получили воздаяние, вознаградит праведников за их благодеяния и покарает грешников за их прегрешения. Он изменяет состояние сердец и направляет их туда, куда пожелает. Тот, кто устраивает дела для созданий наилучшим образом, так как никто этого не может. Тот, Кто действует через установленные им причины, через ангелов, например, хотя сами эти причины не имеют никакого влияния на вещи.
وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاء فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الْأَرْضِ فَأَصْبَحَ هَشِيمًا تَذْرُوهُ الرِّيَاحُ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُّقْتَدِرًا
«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ней), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (сура «Аль-Кахф», аят 45).
كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا كُلِّهَا فَأَخَذْنَاهُمْ أَخْذَ عَزِيزٍ مُّقْتَدِرٍ
«Они сочли ложью все Наши знамения, и Мы схватили их Хваткой Могущественного, Всемогущ». (сура «Аль-Комар», аят 42).
المقدم – المؤخر
71-72. Аль-Мукаддим – Аль-Муаххыр. Выдвигающий вперед и Отбрасывающий назад - имена, которые не используются для описания Аллаха Субхана ва Тааля по отдельности, но только в паре, потому что совершенство выражается в сочетании этих качеств. Всевышний - Тот, Кто выдвигает вперед и отбрасывает назад, кого пожелает, в соответствии с Его мудростью. Господь миров выбирает для каждого творения последовательность, время, его количественные и качественные характеристики, в соответствии со Своим Знанием и Своей Волей. Всевышний установил для творений цели и то, чего следует желать и стремится в духовных и мирских делах. Он установил причины и пути, ведущие к благу, приказав верующим следовать этими праведными путями. Аллах азза ва Джаля облегчил их совершенным образом, и тот, кто встает на него, достигает благой цели. Тот же, кто отказывается следовать этой стезей или частично отступает от нее, кто не остается верным ей полностью или делает упущения, тот не достигает желанной цели. Пусть же он не винит никого, кроме себя самого, ибо нет у него оправдания перед Творцом Вселенной. Он наделил его слухом и зрением, сердцем, силой и способностями. Аллах Табарока ва Тааля указал ему на две дороги, разъяснив причины и следствия. Он не мешал ему идти путем, ведущим к добру в духовных и мирских вопросах. Но человек сам отступил от этой стези, заслужив укора и порицания.
وَإِن يَمْسَسْكَ اللّهُ بِضُرٍّ فَلاَ كَاشِفَ لَهُ إِلاَّ هُوَ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍ فَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدُيرٌ
«Если Аллах коснется тебя бедствием, то нет тебе спасителя и избавителя, кроме Него; и если Он дарует тебе благо, то никто не может лишить тебя этого дара. Он Мощен, над всякой вещью властен!» (сура «Аль-Аънам», аят 17).
قُلْ فَمَن يَمْلِكُ لَكُم مِّنَ اللَّهِ شَيْئًا إِنْ أَرَادَ بِكُمْ ضَرًّا أَوْ أَرَادَ بِكُمْ نَفْعًا بَلْ كَانَ اللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
«Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «Аль-Фатх», аят 11).
وَلاَ تَحْسَبَنَّ اللّهَ غَافِلاً عَمَّا يَعْمَلُ الظَّالِمُونَ إِنَّمَا يُؤَخِّرُهُمْ لِيَوْمٍ تَشْخَصُ فِيهِ الأَبْصَارُ
«Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры». (сура «Иброхим», аят 42).
وَلَوْ يُؤَاخِذُ اللّهُ النَّاسَ بِظُلْمِهِم مَّا تَرَكَ عَلَيْهَا مِن دَآبَّةٍ وَلَكِن يُؤَخِّرُهُمْ إلَى أَجَلٍ مُّسَمًّى فَإِذَا جَاء أَجَلُهُمْ لاَ يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلاَ يَسْتَقْدِمُونَ
«Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость, то не оставил бы на земле ни одного живого существа. Однако Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока. Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час». (сура «Ан-Нахль», аят 61).
الآ ول – الآ خر
73-74. Аль-Авваль - Аль-Ахыр - Тот, Чье Существование не имеет начала. Тот, Чье Существование не имеет конца. И это атрибуты, которыми описана Сущность Аллаха Роббиль иззат. Всевышний обладает абсолютным совершенством и полностью объемлет время и пространство. Первый означает, что все остальное никогда не существовало, а потом возникло. Это обязывает рабов замечать милость Аллаха Табарока ва Тааля во всех духовных и материальных благах, ибо только Он создает причины для их обретения. Последний означает, что Господь - цель, к которой стремятся творения, возвеличивая Его, желая приблизиться к Нему и испытывая страх перед Ним. В книгах по Акыде имамов Матуриди, Аш-Шарри, и Ат-Тахави, эти атрибуты принято назвать Аль-Кыдам (Безначальность) и Аль-Бака (Бесконечность). И эти сифаты (качества) Аллаха азза ва Джаля, относятся к «Зати» сифатам (обязательным). Ничто не могло существовать без Воли Аллаха Субхана ва Тааля, и если кто-то утверждает обратное, то ведь только Он является Творцом всего сущего. Также каждая душа познает смерть, и будет призвана к расчету.
سَبَّحَ لِلَّهِ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ هُوَ الْأَوَّلُ وَالْآخِرُ وَالظَّاهِرُ وَالْبَاطِنُ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
«Аллаха Всевышнего восхваляет все, что в небесах и на земле - из людей, животных, живое и неживое. Он - Всемогущий, устраивает все согласно Своей мудрости».
«Только Аллаху, и никому другому, принадлежат небеса и земля и власть над ними, и Он распоряжается всем, что на них, как желает. Он оживляет и умерщвляет и обладает полной властью над всем сущим».
«Он - существовавший прежде, чем сотворена любая вещь, вечный, остающийся после гибели и исчезновения всякой вещи, видимый в каждой вещи - ведь в каждой вещи - знамения Аллаха, скрытый, которого не постигают взоры, а Он полностью знает всякую вещь - явную и скрытую». (сура «Аль-Хадид», аяты 1-3).
وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّماوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَمَن فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَن شَاء اللَّهُ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَى فَإِذَا هُم قِيَامٌ يَنظُرُونَ
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Могуществом. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи».
«Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть». (сура «Аз-Зумар», аяты 67-68).
الظاهر – الباطن
75-76. Аз-Захир – Аль-Батын.
Аз-Захир. Аллах Табарока ва Тааля – Явный посредством ясных доводов и очевидных признаков, указывающих на Его Существование, Господство и Его Единственность. Знающий явное, а также Обладатель высокого положения.
Аль-Батын – Тот, в отношении Которого немыслим образ (кайфия). Знающий скрытое. Проявляющийся во множестве фактов, все сотворенное указывает и свидетельствует о Его существование. Тот, Который скрыт от творений в этом мире.
إِنَّ اللّهَ فَالِقُ الْحَبِّ وَالنَّوَى يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَمُخْرِجُ الْمَيِّتِ مِنَ الْحَيِّ ذَلِكُمُ اللّهُ فَأَنَّى تُؤْفَكُونَ فَالِقُ الإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ النُّجُومَ لِتَهْتَدُواْ بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ قَدْ فَصَّلْنَا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
«Аллах раскрывает зерно и косточку. Он извлекает живое из мертвого и извлекает мертвое из живого. Таков Аллах! До чего же вы отвращены от истины!»
«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего».
«Он - Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря. Мы уже разъяснили знамения для людей знающих». (сура «Аль-Аънам», аяты 95 -97).
أَفَلَمْ يَنظُرُوا إِلَى السَّمَاء فَوْقَهُمْ كَيْفَ بَنَيْنَاهَا وَزَيَّنَّاهَا وَمَا لَهَا مِن فُرُوجٍ وَالْأَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَأَلْقَيْنَا فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنبَتْنَا فِيهَا مِن كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ تَبْصِرَةً وَذِكْرَى لِكُلِّ عَبْدٍ مُّنِيبٍ وَنَزَّلْنَا مِنَ السَّمَاء مَاء مُّبَارَكًا فَأَنبَتْنَا بِهِ جَنَّاتٍ وَحَبَّ الْحَصِيدِ
«Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин».
«Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений».
«Для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху».
«Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством нее сады и зерна собранного урожая». (сура «Коф», аяты 6-9).
ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ
«Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и Хранителем всякой вещи».
«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он - Проницательный (или Добрый), Сведущий». (сура «Аль-Аънам», аяты 102-103).
الوالي
77. Аль-Ваалий – Правитель (Покровитель). Властвующий над всем сущим. Тот, Кто осуществляет все по своему желанию и мудрости, Тот, Чьи решения осуществляются везде и всегда. Властелин всех вещей, Управляющий всеми. Принимающий все решения и улучшающий положение тех, кто к Нему взывает в своих мольбах. И Его решение – это осуществление Его Воли на основе его абсолютного Знания (обо всем). Никто не может отменить или отсрочить Его решение. Это - Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости. Кто покровительствует Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему благому и отдаляет их от всего греховного. Кто устраивает их дела, и кто вверяет Ему свою судьбу, Он избавляет от любых трудностей. Аллах Субхана ва Тааля оказывает верующим особое покровительство и заботится о них, выводит их из мраков невежества, неверия, ослушания, небрежности и отвращения, направляет к свету знания, убежденности, веры, покорности и полного устремления к Своей милости. Он освещает их сердца светом откровения и веры, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего трудного. Он приближает к ним то, что приносит им пользу, и отдаляет от них все то, что может навредить им. Он очень трепетно покровительствует праведникам.
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ إِنَّ اللّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلاَ مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُم مِّن دُونِهِ مِن وَالٍ
«Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него». (сура «Ар-Роаъд», аят 11).
أَمِ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء فَاللَّهُ هُوَ الْوَلِيُّ وَهُوَ يُحْيِي المَوْتَى وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Неужели они взяли себе покровителей и помощников вместо Него? Аллах является Покровителем. Он оживляет мертвых, и Он способен на всякую вещь». (сура «Аш-Шуро», аят 9).
المتعالي
78. Аль-Мутааъли – Превознесенный. Тот, Кто возвышен Своим величием и степенью над всеми возможными качествами Его творений. Аллах Роббиль иззат превыше того, чтобы допустить в отношении Него то, что позволительно для творений (жену, детей, органы и части тела, обладание троном для сидения на нем, нужду в завесах, чтобы скрыть Его от взглядов творений, перемещение с одного места на другое и тому подобные вещи). Что-то из этого означало бы Его конечность, что-то – нужду в чем-либо, что-то – изменение и переход в другое состояние. Это имя указывает на величие качеств (сифатов) Всевышнего, и на то, что перед Его величием меркнет все сущее и любые качества. Также на то, что Ему ведомы любые тайны, сокровенные мысли и намерения.
أَمَّن يَهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَن يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْرًا بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости? Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»
«Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду». (сура «Ан-Намль», аяты 63-64).
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ هَلْ مِن شُرَكَائِكُم مَّن يَفْعَلُ مِن ذَلِكُم مِّن شَيْءٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
Аллах - Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого? Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи! (сура «Ар-Рум», аят 40).
الب ر
Аль-Барр – Добродетельный. Тот, кто делает добро для Своих творений, милостив для них, дающий тем, кто просит, проявляя милость к ним, верный договору, обещанию для созданных. Увеличивающий награду за поклонение и Прощающий за ослушание. Тот, Чья доброта и щедрость объемлют все сущее. Прекрасный Покровитель, Чья доброта бесконечна, Чьи дары неисчислимы. Добродетель - Его неотъемлемое качество, а его следствие - все зримые и незримые блага, в которых творения не перестают нуждаться даже на мгновение ока. Особая добродетель Аллаха азза ва Джаля это милость, оказываемая богобоязненным рабам, которым будут дарованы прекрасные сады Джанната (Рая), с их наслаждениями и вечной жизнью.
اللَّهُ لَطِيفٌ بِعِبَادِهِ يَرْزُقُ مَن يَشَاء وَهُوَ الْقَوِيُّ العَزِيزُ
Аллах добр к Своим рабам и наделяет уделом, кого пожелает. Он - Всесильный, Могущественный. (сура «Аш-Шуро», аят 19).
ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ لاَّ تُدْرِكُهُ الأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الأَبْصَارَ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ قَدْ جَاءكُم بَصَآئِرُ مِن رَّبِّكُمْ فَمَنْ أَبْصَرَ فَلِنَفْسِهِ وَمَنْ عَمِيَ فَعَلَيْهَا وَمَا أَنَاْ عَلَيْكُم بِحَفِيظٍ
«Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и Хранителем всякой вещи».
«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он - Проницательный (или Добрый), Сведущий».
«Скажи: «К вам уже явились наглядные знамения от вашего Господа. Кто узрел, тот поступил во благо себе, а кто был слеп, тот навредил себе. Я не являюсь вашим хранителем». (сура «Аль-Аънам», аят 102-104).
Материал подготовил Рузметов Еркин
(продолжение следует).