سم الله الرحمن الرحيم
(продолжение, вторая часть).
وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَاءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَاۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِى أَسْمَـٰئِهِۦۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«У Аллаха много имен, отражающих Его прекрасные качества. Так зовите же Его, поклоняйтесь Ему, обращайтесь к Нему, называя Его этими прекрасными именами. Оставьте тех, которые искажают и оскверняют Его имена. Будет им воздано за то, что они делают!» (сура «Аль-Аъроф»,аят 180).
Все имена Аллаха Роббиль иззат восхитительны, они говорят о Его Величии, Могуществе, абсолютной Мудрости и еще множество великих смыслов. Некоторые имена Всевышнего связаны с Его деяниями, и все действия Аллаха Субхана ва Тааля однозначно велики и прекрасны. Познание имен Господа миров - основа всякого знания, поскольку все постижимое делится на Его творения и веления. Постичь можно то, что Аллах азза ва Джаля сотворил и повелел, а источник всего этого - Его прекрасные имена.
Творения и веления тесно связаны с именами Творца всего сущего, как связаны друг с другом причина и следствие. Все веления исходят из восхитительных имен, и поэтому все они прекрасны. Они учитывают интересы людей, преисполнены милости и сострадания к ним. Предписания и запреты Аллаха Табарока ва Тааля приносят тем, кто их соблюдают огромную пользу, Его деяния характеризуются справедливостью, мудростью, полезностью и милосердием, а все потому, что Его имена прекрасны. В Его творениях нет изъяна, и Он ничего не творит ради забавы или понапрасну. Все сотворено Господом миров, и существование всех творений зависит от Его предопределения, и поэтому знания об Аллахе Роббиль иззат и Его именах - основа знания обо всем сущем. Познав их надлежащим образом, как это надлежит творению, человек приобретает знания о всевозможных науках, так как все постигаемое связано с ними, вытекает из них.
الحفيظ
39. Аль-Хафиз - Охраняющий все сущее, включая буквально все творения. Тот, Чье покровительство нескончаемо, бесконечно. Тот, Кто охраняет и заботиться о всех творениях. Аллах Субхана ва Тааля оберегает рабов от всего, что им ненавистно. Проявляет к ним особую заботу, то есть облегчает им поиски пропитания, оберегает их жилища, наставляет их на путь, ведущий к Нему, и указывает на то, что приносит им пользу. Он оберегает их от многочисленных несчастий и злоключений, и подобная забота распространяется не только на праведников, но и на грешников, а также на животных и прочие творения. Аллах Роббиль иззат удерживает небеса и землю от сотрясений. К людям Он приставил ангелов-хранителей, которые оберегают их от несчастных случаев, и если Всевышний не опекал бы людей, то с ними непременно приключилось бы много несчастий. Особую заботу Аллах Табарока ва Тааля проявляет о Его любимых рабах. Он оберегает их от любых сомнений, искушений и страстей, которые могут навредить их вере и пошатнуть их убежденность. Он помогает им благополучно избежать всего этого и защищает их от врагов из числа людей и джиннов.
فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقَدْ أَبْلَغْتُكُم مَّا أُرْسِلْتُ بِهِ إِلَيْكُمْ وَيَسْتَخْلِفُ رَبِّي قَوْمًا غَيْرَكُمْ وَلاَ تَضُرُّونَهُ شَيْئًا إِنَّ رَبِّي عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ حَفِيظٌ
«Если же вы отвернетесь, то ведь я довел до вашего сведения то, с чем я к вам отправлен. Мой Господь заменит вас другим народом, и вы ничем не навредите Ему. Воистину, Господь мой - Хранитель всякой вещи». (сура «Худ» аят 57).
وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِن دُونِهِ أَولِيَاء اللَّهُ حَفِيظٌ عَلَيْهِمْ وَمَا أَنتَ عَلَيْهِم بِوَكِيلٍ
«Аллах является Хранителем для тех, которые взяли себе иных покровителей и помощников помимо Него (сохраняет их злодеяния для того, чтобы они получили воздаяние), и ты не являешься их попечителем и хранителем». (сура «Аш-Шура», аят 6).
المقيت
40. Аль-Мукыйт - Поддерживающий (Обеспечивающий). Распоряжающийся всем необходимым для жизнеобеспечения, Доводящий это до своих созданий, Определяющий его количество, Дающий помощь, могущественный. Тот, Кто наделяет творения всем необходимым для их существования, будь то пища или физическая сила, ровно в том количестве, какое им необходимо. Также означает, что Аллах Роббиль иззат властен над всякой вещью, наблюдает за всякой вещью. Суть этого сводится к тому, что Он заботится обо всех творениях, оберегая их и наделяя их тем, что необходимо для их существования. Познавший это имя Всевышнего обретает чувство глубокой ответственности за свою жизнь и судьбу близких ему людей.
مَّن يَشْفَعْ شَفَاعَةً حَسَنَةً يَكُن لَّهُ نَصِيبٌ مِّنْهَا وَمَن يَشْفَعْ شَفَاعَةً سَيِّئَةً يَكُن لَّهُ كِفْلٌ مِّنْهَا وَكَانَ اللّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُّقِيتًا
«Эти лицемеры способствуют дурному делу, а верующие способствуют благому делу истины. Кто способствует благому делу, тому будет доля награды от Аллаха, а кто способствует дурному делу, тому будет доля наказания от Аллаха. Поистине, Аллах знает все дела и над всякой вещью мощен!» (сура «Ан-Ниса», аят 85).
الحسيب
41. Аль-Хасийб - Достаточный для верующих, Достаточный всякому, кто на Него уповает. Тот, Кто дает Своим творениям все необходимое из того, в чем они нуждаются. Тот, Кто потребует отчет у Своих рабов в Судный день о том, что они совершали в каждую секунду отпущенного им времени. Он Тот, Кто насыщает Своих рабов, По своей милости, отводит от них беды. Он достаточен, чтобы в достижении благ и пропитания верующие уповали только на Него, и не нуждались в ком-либо. В нем нуждаются все Его создания, ибо Его достаточность вечна и совершенна. Подобное осознание достаточности Господа миров достигается посредством причин, которые создал Аллах Табарока ва Талла. Он установил их и указал на них, разъяснив, как их использовать для достижения праведности. Те, кто познал это имя Творца всего сущего, просит у Него эти блага, после чего их не постигают волнение, страх или беспокойство. Кто осознает, что Аллах азза ва Джаля потребует отчет в день Киямата, тот будет спрашивать с себя строго в течении этой жизни, не дожидаясь отчета у Всевышнего.
مَّ رُدُّواْ إِلَى اللّهِ مَوْلاَهُمُ الْحَقِّ أَلاَ لَهُ الْحُكْمُ وَهُوَ أَسْرَعُ الْحَاسِبِينَ
«Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он - Самый быстрый в расчете». (сура «Ан-Аънам», аят 62).
الَّذِينَ يُبَلِّغُونَ رِسَالَاتِ اللَّهِ وَيَخْشَوْنَهُ وَلَا يَخْشَوْنَ أَحَدًا إِلَّا اللَّهَ وَكَفَى بِاللَّهِ حَسِيبًا
«Они передали послания Аллаха и боялись Его и не боялись никого, кроме Аллаха. Довольно того, что Аллах ведет счет». (сура «Аль-Ахзаб», аят 39).
الجليل
42. Аль-Джалиль – Величественный. Тот, у Кого истинное величие и все качества (сифаты) совершенны, у Которого не может быть недостатков. Величие Аллаха Роббиль иззат в Его Единственности, в Совершенстве Его атрибутов. И нет Ему подобного ни в Сущности, ни в атрибутах, ни в действиях, ни в могуществе.
Его высокое положение проявляется в Его абсолютной власти, ибо Он - Единственный, Всемогущий. Своим Могуществом и Мудростью Он создал все творения, их судьбы зависят только от Него, и происходит только то, что Он пожелает, и ничто не способно помешать этому.
وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ قَالَ رَبِّ أَرِنِي أَنظُرْ إِلَيْكَ قَالَ لَن تَرَانِي وَلَكِنِ انظُرْ إِلَى الْجَبَلِ فَإِنِ اسْتَقَرَّ مَكَانَهُ فَسَوْفَ تَرَانِي فَلَمَّا تَجَلَّى رَبُّهُ لِلْجَبَلِ جَعَلَهُ دَكًّا وَخَرَّ موسَى صَعِقًا فَلَمَّا أَفَاقَ قَالَ سُبْحَانَكَ تُبْتُ إِلَيْكَ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُؤْمِنِينَ
«И когда Муса пришел к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: «О мой Господь! Дай мне посмотреть на Тебя!» Аллах ему сказал: «Ты не можешь увидеть Меня». Аллах хотел убедить Мусу в том, что он не сможет даже посмотреть на Него. И еще Он сказал: «Посмотри на гору, которая более крепче создана чем ты, если она устоит на своем месте, то и ты Меня увидишь». И когда открылся Господь горе, Он обратил ее в прах и сровнял с землей. Муса упал, потеряв сознание от страха, когда же пришел в себя, он сказал: « О Господи! Хвала Тебе! Я раскаиваюсь за свою просьбу и обращаюсь к Тебе, и я - первый в мое время из уверовавших в Тебя, в Твою религию, в Твое Величие!» (сура «Аль-Аъроф», аят 143).
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ
«Все, что на земле, подвергнется смерти, а вечен только Аллах - Обладатель величия и щедрости».(сура «Ар-Рохман», аят 27).
الكريم
43. Аль-Карим - Щедрый (Великодушный). Наделяющий многочисленными благами. Тот, у Кого блага не уменьшаются, сколько бы Он не раздал, Его казна никогда не иссякает, как Абсолютно Его Величие, так Его блага бесконечны, Щедрость – совершенна. За праведные деяния, Аллах Табарока ва Тааля одаряет сполна, а также добавляет из Своей Милости даже тогда, когда исчерпываются все желания созданий. Познавшие, Всевышнего посредством этого имени, надеется и уповает только на Аллаха азза ва Джаля, который одаряет всех, кто Его просит. Наибольшим же благодеянием Аллаха Субхана ва Тааля по отношению к людям является то, что Он даровал им возможность познать Его посредством Его великих имен и прекрасных качеств. Господь миров отправил к людям Своих Посланников, обещал им райские сады джанната, в которых будут огромные блага и блаженные наслаждение, и в которых Его праведные рабы будут пребывать вечно.
فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ
«Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона». (сура «Аль-Муъмин», аят 116).
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее».
«Он сотворил человека из сгустка крови».
«Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный». (сура «Аль-Аъляк», аят 1-3).
الرقيب
44. Ар-Ракыйб - Оберегающий, от Которого ничто не скроется, ни на земле, ни на небе, будь то крошечная крупица или нечто большее, или нечто меньшее. Он ничего не оставляет без внимания и ничего не забывает. Следящий за состоянием своих созданий, знающий все их деяния, фиксирующий все их действия. Тот, от контроля Которого никто и ничто не свободны. Тот, Чье Знание абсолютно, Кто не забывает и не проявляет невнимательность ни в чем. Все необъятные и разносторонние познания, которыми обладают творения, ничто в сравнении со знанием Аллаха Роббиль иззат. Точно так же все возможности творений не идет ни в какое сравнение с Могуществом Всевышнего. Он - Тот, Кто наделил их знаниями о том, чего они не ведали, и наделил их различными способностями. Ему известно обо всем, что происходит на небесах и на земле, а также обо всех творениях, проживающих в этих мирах, о них самих, их качествах, поступках и состояниях. Тот, Чьи знания охватывают все зримое и незримое, тайное и явное, необходимое, невероятное и возможное. Ему ведомо обо всех мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем, и ничего не остается без Его внимания, то есть незамеченным.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ بِهِ وَالأَرْحَامَ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». (сура «Ан-Ниса», аят 1).
مَا قُلْتُ لَهُمْ إِلاَّ مَا أَمَرْتَنِي بِهِ أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ وَكُنتُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا مَّا دُمْتُ فِيهِمْ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنتَ أَنتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ وَأَنتَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
«Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты - Свидетель всякой вещи». (сура «Аль-Маъида», аят 117).
المجيب
45. Аль-Муджийб – Отзывчивый. Тот, Кто отвечает на мольбы нуждающихся и помогает попавшему в беду, когда он просит Аллаха азза ва Джаля о помощи. Отзывающийся на мольбы и просьбы. Он облагодетельствует своего раба ещё до того, как он к Нему обратится, отвечает на его мольбу ещё до того, как его постигнет нужда. Он взывает о помощи к своему Создателю и знает, откуда бы ни пришла помощь, это от Него, и даже если он предположит, что помощь от его Господа задерживается, его мольба не будет забыта Аллахом Субхана ва Тааля.
Всевышний знает о нашем состоянии, о наших нуждах и желаниях и без того, чтобы мы выражали их в наших мольбах, и может дать нам желаемое, даже если мы не попросим Его об этом словами.
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِي وَلْيُؤْمِنُواْ بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем». (сура «Аль-Бакара», аят 186).
وَإِلَى ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَالِحًا قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُواْ اللّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ هُوَ أَنشَأَكُم مِّنَ الأَرْضِ وَاسْتَعْمَرَكُمْ فِيهَا فَاسْتَغْفِرُوهُ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ إِنَّ رَبِّي قَرِيبٌ مُّجِيبٌ
«Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Близкий, Отзывчивый». (сура «Худ», аят 61).
الواسع
46. Аль-Васиъ - Всеобъемлющий (Вездесущий). Тот, блага которого обширны для созданий. Тот, милость Которого велика для всякого сущего. Тот, Чье знание охватывает все познаваемое, и в этом Знании нет предела. Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть распространяются на все сущее. Он ведает обо всем, что можно знать. Видит все, что можно увидеть и слышит все, что можно услышать. Его могуществу подвластно все сущее, а Его милость объемлет всех обитателей земли и небес. Все творения смиряются перед Ним, и все существа подчиняются Ему.
وَلِلّهِ الْمَشْرِقُ وَالْمَغْرِبُ فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللّهِ إِنَّ اللّهَ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Величие Аллаха. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий». (сура «Аль-Бакара», аят 115).
وَلاَ تُؤْمِنُواْ إِلاَّ لِمَن تَبِعَ دِينَكُمْ قُلْ إِنَّ الْهُدَى هُدَى اللّهِ أَن يُؤْتَى أَحَدٌ مِّثْلَ مَا أُوتِيتُمْ أَوْ يُحَآجُّوكُمْ عِندَ رَبِّكُمْ قُلْ إِنَّ الْفَضْلَ بِيَدِ اللّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاء وَاللّهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ
«Верьте только тем, кто последовал вашей религии, дабы никто не получил то, что получили вы, и не препирался с вами перед вашим Господом». Скажи: «Воистину, верным руководством является руководство Аллаха». Скажи: «Воистину, милость находится в Могуществе Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Воистину, Аллах - Объемлющий, Знающий».
الحكيم
47. Аль-Хаким - Мудрейший. Это значит, что Он обладает безупречной мудростью и совершенной властью. Мудрый - Тот, Кто обладает всесторонними знаниями о сути событий и их исходе, последствиях, Кто заслуживает щедрой похвалы, обладает совершенным могуществом и необъятным милосердием. Он все сотворил и обустроил прекраснейшим образом, взгляните внимательно на порядок вещей и процессов на Земле, во Вселенной. В Его мудрости нельзя усомниться, и ее нельзя подвергнуть даже незначительной критике. Тот, Кто все делает мудро, знает суть, содержание всех дел. Тот, Кто однозначно знает правильное, мудрое решение, и никогда не может ошибиться. Ведь все предопределенно и сотворено Им самим. Тот, Кто знал в точности устройство мироздания при его творении. Тот, Чьи действия безупречны и всегда точно соответствуют Его Знанию и Воле.
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّ أَرِنِي كَيْفَ تُحْيِي الْمَوْتَى قَالَ أَوَلَمْ تُؤْمِن قَالَ بَلَى وَلَكِن لِّيَطْمَئِنَّ قَلْبِي قَالَ فَخُذْ أَرْبَعَةً مِّنَ الطَّيْرِ فَصُرْهُنَّ إِلَيْكَ ثُمَّ اجْعَلْ عَلَى كُلِّ جَبَلٍ مِّنْهُنَّ جُزْءًا ثُمَّ ادْعُهُنَّ يَأْتِينَكَ سَعْيًا وَاعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«И вспомни также историю Ибрахима, когда он попросил Аллаха показать, как Он оживляет мертвых. Аллах спросил Ибрахима: «Ужели ты до сих пор не уверовал?» Ибрахим ответил, что он уверовал, но хочет увидеть это своими глазами, чтобы больше успокоилось его сердце (чтобы вера укрепилась). Тогда Аллах сказал: «Возьми четырех птиц, лиши их жизни, разрежь на части и помести их на разных холмах, а потом позови их к себе: они быстро прилетят к тебе. Знай же, Ибрахим, что Аллах Всемогущ и Мудр». Если Он пожелает что-нибудь, то только скажет: «Будь!»- и оно бывает». (сура «Аль-Бакара», аят 260).
إِن تُعَذِّبْهُمْ فَإِنَّهُمْ عِبَادُكَ وَإِن تَغْفِرْ لَهُمْ فَإِنَّكَ أَنتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ
«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они - Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты - Могущественный, Мудрый». (сура «Аль-Маъида», аят 118).
الودود
48. Аль-Вудуд – Любящий. Аллах Табарока ва Тааля любит Свои творения, то есть проявляет к ним Свою благосклонность, желает им только благое, проявляет к ним Свою милость. Особо это проявляется к праведным верующим (к Пророкам аляйхи ва салям, к ангелам и богобоязненным рабам). Его любовь, образно, намного сильней любви матери к своему ребенку. Проявление Его любви выражается в том, что Творец всего сущего, внушает в сердце Своих рабов, любовь к Себе. Любовь к Аллаху Роббиль иззат в сердце каждого раба должна опережать и превосходить любовь ко всему остальному. Более того, любовь ко всему остальному должна находиться в зависимости от любви к Нему. Любовь к Аллаху Субхана ва Тааля - основа всех праведных поступков, из нее исходят все формы поклонения душой и телом. Это чувство возникает по милости Господа.
وَاسْتَغْفِرُواْ رَبَّكُمْ ثُمَّ تُوبُواْ إِلَيْهِ إِنَّ رَبِّي رَحِيمٌ وَدُودٌ
«Просите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Милосердный, Любящий (или Любимый)».
وَهُوَ الْغَفُورُ الْوَدُودُ
Он - Прощающий, Любящий (или Любимый). (сура «Аль-Бурудж», аят 14).
المجيد
49. Аль-Маджийд - Величественный, Обладатель высокого положения. Наивысочайший по величию, Чья Милость и Щедрость бесконечны и абсолютны, Чьи знания и мудрость не имеют предела. В Его Могуществе нет границ. Высочайший Творец, все создания которого сотворены прекрасно, с великой мудростью. Только Аллах азза ва Джаля одаряет бесчисленными благами, которые мы никогда не сможем перечислить.
قَالُواْ أَتَعْجَبِينَ مِنْ أَمْرِ اللّهِ رَحْمَتُ اللّهِ وَبَرَكَاتُهُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الْبَيْتِ إِنَّهُ حَمِيدٌ مَّجِيدٌ
«Они сказали: «Неужели ты удивляешься повелению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели дома! Воистину, Он - Достохвальный, Славный».
إِنَّهُ هُوَ يُبْدِئُ وَيُعِيدُ وَهُوَ الْغَفُورُ الْوَدُودُ ذُو الْعَرْشِ الْمَجِيدُ
«Поистине, Аллах - и только Он - создает изначально творения, потом Он возвращает им заново жизнь, воскресив их».
«Он - Прощающий, великодушно прощает грехи тем, кто раскаялся и вернулся к Нему, прося прощения, и Любящий - любит того, кто Его любил и повиновался. Его прощение и любовь безграничны!»
«Он - Владыка Трона и велик в Своей Сути и в Своих атрибутах!»
الباعث
50. Аль-Баиъс - Воскрешающий (Пробуждающий). Воссоздающий творения в День Киямата. То есть Тот, Кто воскрешает рабов после их смерти для Суда и воздаяния им за то, что они совершали при жизни. Тот, Кто посылал к людям Пророков аляйхи ва салям, для разъяснения праведного пути, чтобы люди были счастливы в этой и будущей жизни. С осознанием того, что Аллах Роббиль иззат - Ниспосылающий, увеличивается убежденность в воскрешении после смерти и вера в Посланников аляйхи ва салям, а сам человек в полном уверенности полагается на Творца всего сущего в получении пропитания и других благ.
كَيْفَ تَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَكُنتُمْ أَمْوَاتاً فَأَحْيَاكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ ثُمَّ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Как вы можете не веровать в Аллаха, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему». (сура «Аль Бакара», аят 28).
فَانظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَتِ اللَّهِ كَيْفَ يُحْيِي الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا إِنَّ ذَلِكَ لَمُحْيِي الْمَوْتَى وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Посмотри на последствия милости Аллаха, на то, как Он оживляет землю после ее смерти. Воистину, Он способен оживить мертвых и способен на всякую вещь». (сура «Ар-Рум», аят 50).
الشهيد
51. Аш-Шахид - Свидетель (Свидетельствующий). Зорко и бдительно наблюдающий за Вселенной и всем миром. Слово «шахид» родственно понятию «шахада» - свидетельство. Он свидетель происходящего, от которого не может утаиться ни одно событие, сколь малым и ничтожным бы оно ни было. Это - Тот, Кто видит все сущее, слышит все любые звуки, видит все большие и маленькие существа. Кто объемлет знанием все сущее и свидетельствует за и против Своих рабов обо всем, что они совершили. Кто осознает, что Аллах Табарока ва Тааля - Аш-Шахид, тот будет постоянно ощущать присутствие Господа миров, понимая, что Аллах азза ва Джаля видит его, что Он знает все его потаенные мысли, то не станет ослушиваться повелений и запретов Всевышнего.
لَّكِنِ اللّهُ يَشْهَدُ بِمَا أَنزَلَ إِلَيْكَ أَنزَلَهُ بِعِلْمِهِ وَالْمَلآئِكَةُ يَشْهَدُونَ وَكَفَى بِاللّهِ شَهِيدًا
«Но Аллах сам свидетельствует о том, что Он ниспослал тебе. Он ниспослал это по Своему знанию. Ангелы также приносят свидетельство, но довольно того, что Аллах является Свидетелем!» (сура «Ан-Ниса», аят 166).
مَّا دُمْتُ فِيهِمْ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنتَ أَنتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ وَأَنتَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ
«Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты - Свидетель всякой вещи». (сура «Аль Маъида», аят 117).
الحق
52. Аль-Хак – Истина. Тот, Чье Существование явная реальность. Кто вечен и не изменяется. Разъясняющий Истину, Утверждающий то, что верно и справедливо. Тот, без Которого ничто не сможет существовать. Его качества и атрибуты величественны, совершенны и присущи Ему извечно. Что Он, Господь миров – Истина. Творец всего сущего – Истина. Что Книга Коран является Его словами – Истина. Его Могущество – Истина. Что Он может все – Истина. Его религия – Истина. Что власть над всеми и во всем принадлежит только Ему – Истина. Все Посланники и Пророки аляйхи ва салям – Его Милость и Истина.
ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ
«Это - потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Великий».(сура «Аль-Хадж», аят 62).
يَوْمَئِذٍ يُوَفِّيهِمُ اللَّهُ دِينَهُمُ الْحَقَّ وَيَعْلَمُونَ أَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ الْمُبِينُ
«В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету, и они узнают, что Аллах есть Явная Истина». (сура «Ан-Нур», аят 25).
وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ
«Скажи: «Истина - от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует».
الوكيل
53. Аль-Вакийль – Доверенный. Тот, на Кого следует полагаться, достаточный для
полагающихся только на него. Кто радует надеющихся и полагающихся только на Него. Тот, Кого достаточно, Аллах - Единственный, Кто определяет итог вверенного Ему дела. Покровитель, наделяющий творения пропитанием и защищающий их от вреда. Это - Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости. Кто покровительствует Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого. Кто устраивает их дела. И того, кто вверяет Ему свою судьбу, Он избавляет от любых трудностей.
ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ لا إِلَهَ إِلاَّ هُوَ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ
Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Он является Попечителем и Хранителем всякой вещи. (сура «Ан-Аънам», аят 102).
قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ
«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он - наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха». (сура «Ат-Тавба», аят 51).
رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلً
«Господь востока и запада - нет божества, кроме Него. Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем». (сура «Аль-Музаммиль», аят 9).
القوي
54. Аль-Ковий - Всесильный. Обладатель полной, совершенной мощи, побеждающий. Могущество Аллаха Табарока ва Тааля беспредельно, Его не охватывает бессилие ни на миг.Тот, Который не терпит поражения. Тот, у Кого сила выше всякой другой силы. Его Могущество не убавляется ни от сотворения вещей, ни от их уничтожения. Его не охватывает усталость. И создать или уничтожить все миры и создать или уничтожить самую малую частицу материи – для Его Могущества это одинаково.
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ وَلَوْ يَرَى الَّذِينَ ظَلَمُواْ إِذْ يَرَوْنَ الْعَذَابَ أَنَّ الْقُوَّةَ لِلّهِ جَمِيعاً وَأَنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعَذَابِ
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они получат мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие страдания». (сура «Аль Бакара»Аят 165).
مَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ إِنَّ اللَّهَ لَقَوِيٌّ عَزِيزٌ
«Они не ценили Аллаха должным образом, а ведь Аллах - Всесильный, Могущественный». (сура «Аль-Хадж»,аят 74).
المتين
55. Аль-Матийн – Непоколебимый. Не Нуждающийся в средствах для осуществления своих решений, не Нуждающийся в помощи, Тот, Кому не нужен помощник, сотоварищ. Тот, Чья Сила огромна и бесконечна. Это - Тот, Кому подвластно все сущее и подчинены все творения. Пред Его могуществом и волей преклоняется все, что есть на небесах и земле. Все движется и покоится только с Его дозволения. Происходит только то, что угодно Ему, а то, что не угодно Ему, не может произойти. Все творения беспомощны и нуждаются в Аллахе азза ва Джаля.
وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّماوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи». (сура «Аз-Зумар», аят 67).
إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ
«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Непоколебимый». (сура «Аз-Зарийат», аят 58).
Материал подготовил Еркин РУЗМЕТОВ
(продолжение следует).