Религиозная грамотность и религиозная сущность учения Абая Кунанбаева

Религиозная грамотность и религиозная сущность учения Абая Кунанбаева

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

Религия Ислам - это совокупность ценностей, утверждающих должный порядок в отношениях между людьми и их Господом и затем - между всеми людьми.


يُؤْتِى ٱلْحِكْمَةَ مَن يَشَآءُ‌ۚ وَمَن يُؤْتَ ٱلْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِىَ خَيْرًۭا كَثِيرًۭا‌ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّآ أُوْلُواْ ٱلْأَلْبَـٰبِ

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом». (сура «Аль Бакара», аят 269).

Господь миров дарует верующим материальный достаток, добродетельные праведники тратят свои средства на благотворительность, и этим достигают великих степеней. Но Всевышний сообщает о милости, намного превосходящей богатство, это – мудрость, которую Аллах азза ва Джаля дарует тем из своих рабов, кому Он желает подлинного добра и счастья. Под мудростью подразумеваются полезные и истинные познания, здравый смысл и благоразумие, а также умение наставлять других, и совершать праведные деяния. Мудрость - это самый великий дар и явная милость, и если она дарована человеку, то он действительно вознагражден огромным благом. Он выбирается из мрака невежества к свету верного руководства, избавляется от глупых измышлений, и все его высказывания подчеркивают ясность разума. Он принимает правильные решения и твердо придерживается праведного пути, поскольку это великое благо позволяет ему достичь совершенства самому и оказывать большую пользу остальным людям, как в религиозных, так и в мирских делах. Материальные пожертвования и принятие мудрых решений - это два поступка, которые лучше всего приближают человека к Аллаху Табарока ва Тааля и позволяют ему обрести Его довольство.

 

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ يَعْنِی ابْنَ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : إِذَا أَرَادَ اللّٰهُ بِعَبْدٍ خَيْرًا فَقَّهَهُ فِی الدِّيْنِ، وَأَلْهَمَهُ رُشْدَهُ

Передается от Абдуллах бин Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда Аллах желает человеку добра, то он дает ему понимание религии и внушает свое руководство».

 وَيَرَى ٱلَّذِينَ أُوتُواْ ٱلْعِلْمَ ٱلَّذِىٓ أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ هُوَ ٱلْحَقَّ وَيَهْدِىٓ إِلَىٰ صِرَٰطِ ٱلْعَزِيزِ ٱلْحَمِيدِ

 «Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального». (сура «Саба», аят 6).

Верующие осознают, что повеления и запреты Аллаха азза ва Джаля ведут людей к истинному пути, побуждают их делать добро родителям, родственникам и всем остальным окружающим их. Помогают им избавиться от негативных качеств, которые оскверняют душу. Греховные поступки лишают человека вознаграждения, позволяют ему без угрызений совести покушаться на жизнь, имущество и честь окружающих, подталкивают его к многобожию, прелюбодеянию, лихоимству, и многим другим грехам. Всевышний констатирует превосходство и достоинства мусульман, обладающих глубокими знаниями о повелениях и запретах своего Господа.

عَنِ ابْنِ مَسْعُودِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ الْنَّبِیَّ يَقُولُ: لَا حَسَدَ إِلّا فِی اثْنَتَيْنِ: رَجُلٍ آتَاهُ اللّٰهُ مَالًا فَسَلَّطَهُ عَلٰی هَلَكَتِهِ فِی الْحَقِّ، وَرَجُلٍ آتَاهُ اللّٰهُ حِكْمَةً فَهُوَ يَقْضِیْ بِهَا وَيُعَلِّمُهَا رواه البخاری، باب إِنفاق المال فی حقه، رقم

Передается от Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Нельзя завидовать, кроме как двоим: человеку, кому Аллах дал богатство и позволил тратить на праведное, и человеку, кому Аллах дал мудрость, и он с ней судит и обучает ей других».

Со слов Муъаза ибн Джабаля передано: «Обретайте знания, ведь, поистине, их наличие в человеке - благоговение пред Аллахом Субхана ва Тааля. Стремление к ним - поклонение (ибадат), повторение их - восхваление Аллаха Роббиль иззат, поиск их - джихад, обучение им того, кто ими не обладает – милостыня. Расходование их для тех, кто ими обладает, - приближение к Аллаху азза ва Джаля, ибо они - знаки разрешенного (халяль) и запретного (харам), освещение путей обитателей Рая. Они также благой друг в одиночестве, близкий на чужбине, собеседник в уединении, проводник в радости и в горе, оружие против врагов, украшение среди товарищей. Ими Аллах Табарока ва Тааля возвышает народы, делая их предводителями в благом, а также вождями, по следам которых ступают, берут в пример их деяния, и внемлют их мнению. Ангелы желают дружить с ними, нежно касаясь, гладят их своими крыльями. И для них просит прощения все живое и неживое, и все обитатели морей и океанов, млекопитающиеся и насекомые  на суше, ибо знание - оживление сердец от невежества, луч света во тьме. Верующий достигает знанием уровня избранных и высших степеней в этой жизни, так и в следующей. Размышление о нем равно соблюдению поста, обучение ему равно искреннему поклонению (молитве). Благодаря ему поддерживаются родственные узы, им познается предписанное и запрещенное. Внушают его счастливые, а отвергают его – несчастные».

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ: يَسِّرُوا وَلَا تُعَسِّرُوا وَسَكِّنُوا وَلَا تُنَفِّرُوا. رواه مسلم باب فی الأمر بالتيسير

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Облегчайте и не затрудняйте, успокаивайте и не отвращайте».

Важно донести до людей об огромной милости и милосердии Аллаха Роббиль иззат, что у уверовавших все прегрешения будут прощены, что верующих ожидает много наград в этой и будущей жизни. О наслаждениях джанната (рая), его вечности, о его блаженстве и усладах.

وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ 

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде», («Аль Маида», аят 2). 

عَنْ أنَّسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَا مِنْ رَجُلٍ يَنْعَشُ لِسَانَهُ حَقًّا يُعْمَلُ بِهِ بَعْدَهُ، إِلَّا أَجْرَی اللّٰهُ عَلَيْهِ أجْرَهُ إِلٰی يَوْمِ الْقِيَامَةِ، ثُمَّ وَ فَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ ثَوَابَهُ  يَوْمَ القِيَامَةِ. رواه أحمد

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто произнесет своим языком Истину, за которой последуют после него, до Судного дня Аллах будет записывать ему награды, затем в Судный день, Аллах выплатит ему его награды сполна.

Если человек не познал своего Создателя, не уверовал, то все его благие дела не имеют никакой пользы. А вы помогли этому человеку обрести счастье, он обрел иман (произнес свидетельство шахадат), кого-то обучили чтению Корана, кого-то поклонению, выполнять намаз  и много других религиозных деяний. И все кто выполняют предписания, делают добро и сами получают награды и становятся причиной для наград, для тех, кто им указал на этот праведный путь. 

Кому Аллах Субхана ва Тааля дал руководить людьми, должны знать, что их действий  зависят многие судьбы, что они могут способствовать улучшению и облегчению жизни простых граждан их общества. Если они отклоняются от истины и справедливости, и их действия приводят к страданиям народа, то в мягкой форме, добрыми советами, нужно напоминать им об их отклонениях, приводить аналогии из Корана и сунны. Но ни в коем случае, нельзя лицемерить и незаслуженно возносить им почести, произнося лживые восхваления в их адрес. Тогда вы можете стать соучастниками сильных мира сего (тех, кто имеет власть и материальные богатства), в их уклонениях от праведного пути. Также очень важно призывать свой народ к терпению, используя фразу из сунны: «Лучше всю жизнь прожить под руководством деспотичного правителя, чем провести один день жизни в безвластии» (что приводит к смуте и хаосу в бытие людей). Из исторических фактов и реальных событий в нашем современном мире, очень много примеров, что из-за прихотей каких-то заблудших групп, проливается много крови, люди теряют близких, лишаются домашних очагов, утрачивают все, что способствовало их нормальному существованию. Верующие, имеющие глубокие знания, всегда наставляли свой народ проявлению благодарности Творцу, и терпению во многих невзгодах. Немало из истории можно познать, что правители всегда окружали себя праведными учеными, советовались с ними, просили помощи в трудных ситуациях, и их рекомендации приводили к процветанию общества и государства.

وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَـٰدِلُ فِى ٱللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍۢ وَلَا هُدًۭى وَلَا كِتَـٰبٍۢ مُّنِيرٍۢ

«Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания». (сура «Аль Хадж», аят 8).

عَنْ أَبِی مُوسَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: مَثَلُ مَا بَعَثَنِیَ اللّهُ مِنَ الْهُدَی وَالْعِلْمِ كَمَثَلِ الْغَيْثِ الْكَثِيْرِ أَصَابَ أَرْضًا، فَكَانَ مِنْهَا نَقِيَّةٌ قَبِلَتِ الْمَاءَ فَأَنْبَتَتِ الْكَلَأَ وَالْعُشْبَ الْكَثِيْرَ، وَكَانَتْ مِنْهَا أَجَادِبُ أَمْسَكَتِ الْمَاءَ فَنَفَعَ اللّٰهُ بِهَا النَّاسَ فَشَرِبُوا وَسَقَوا وَزَرَعُوا، وَأَصَابَ مِنْهَا طَانِفَةً أُخْرَی. إِنَّمَا هِیَ قِيْعَانٌ لَا تُمْسِكُ مَاءً وَلَا تُنْبِتُ كَلَأً، فَذٰلِكَ مَثَلُ مَنْ فَقُهَ فِی دِيْنِ اللّٰهِ وَنَفَعَهُ مَا بَعَثَنِیَ اللّٰهُ بِهِ فَعَلِمَ وَعَلَّمَ، وَمَثَلُ مَنْ لَمْ يَرْفَعْ بِذٰلِكَ رَأْسًا وَلَمْ يَقْبَلْ هُدَی اللّٰه الَّذِی أرْسِلْتُ بِهِ. رواه البخاری، باب فضل منعلم وعلم. رقم

Передается от Абу Муса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Руководство и знание, с которым Аллах послал меня к людям подобно обильному дождю, выпавшему на землю. Часть земли была чистой, она впитала воду и породила множество пастбищ и растительности. Другая часть земли была затвердевшей, и она задержала воду, Аллах сделал ее полезной людям, они утолили жажду, напоили скот, и оросили поля. Кроме того дождь выпал и на другую часть земли, которая была ровной и гладкой, она не задержала воду и не вырастила зелень. Это подобно тому, как кто-то обрел понимание в религии Аллаха, и ему принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, он научился  сам  и обучил других. Второй – тот, кто сам не получил пользу, но передал другим. А кто-то, даже не взглянув, не принял наставления Аллаха, с которым я был послан».

Сколько существует наш мир, всегда присутвовало противостояние невежества и знаний, мудрости и глупости. Если человек не будет общаться с умными людьми, не изучать трудов оставивших этот мир просветителей, мыслителей, сможет он идти в ногу со временем, приносить пользу обществу, воспитывать подрастающее поколение? В истории человечества было немало философов, мыслителей, но у каждого народа имеются свои особенности, народные традиции, и определенный менталитет. Поэтому не знакомиться с научными произведениями, и жизнью великих людей нашей Казахской земли, думаю, считается преступлением, и огромным невежеством. Абай Кунанбаев является великим предком казахского народа, в его литературных трудах, прослеживается глубокая мудрость мыслителя, и конечно очень искреннего верующего.

Прежде чем начать выражать свои мысли, он долго обдумывал, куда же применить свой жизненный опыт, почерпанные знания. Он ясно осознал бренность этого мира, отказался от всяких прелестей этой жизни. Ему чуждо было управлять людьми, вершить их судьбы, заняться увеличением своего благосостояния, углубиться в необъятные дали науки. Отбросил мысль об уединении и аскетизме, увеличивая свои поклонения Создателю. Не стал направлять свои силы и энергию, чтобы индивидуально заняться воспитанием молодого поколения. Он стал писать, и что могли услышать и получить пользу сто человек, стало достоянием миллионов людей последующих поколений.

Далее философ описывает любовь к труду, стремлению к знаниям, мастерству в ремесле, усердное поклонении Всевышнему у других соседних народов, и осуждает раздоры своих соплеменников, которые естественно присутствуют также у многих наций.

Его беспокоит отсутствие единства, разрозненность у своего народа. Причину этого он видит во властолюбии, стремлении к мирскому богатству, лености и невежестве. Никакого желания тянутся к знаниям, безволие, и боязни перед обучением и плодотворным трудом. После достижения зажиточности, отдельные люди усердствуют в достижении почета и славы, а далее в притеснении других. Вот некоторые из пороков, описываемые Абаем Кунанбаевым.

«Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем

дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий. Он  ждет  моего  разорения, я  жду, когда  он  обнищает. Постепенно  наша скрытая  неприязнь  друг  к  другу  перерастает  в  открытую, непримиримую вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных сторонников, чтобы  иметь  преимущество  перед  противниками, деремся  за чины».

Писатель, описывая действительность, не смеется и не злорадствует над своими братьями и соплеменниками. Его глубоко беспокоят негативные качества некоторых людей. Указывая на них, философ выступает в роли врача, который лечит не телесные болезни, но он реально исполняет роль целителя душевных болезней своих современников. Но если взглянем на нашу действительность, его переживания актуальны  и в наше время, ведь этими недугами поражены сердца некоторых людей, которые окружают нас.

В четвертом слове великий мыслитель пишет:

«Человек, склонный  к  размышлениям, всегда  вдумчив, собран, будь  то  в делах мирских или перед  судом смерти. Собранность  в делах и мыслях - основа благополучия. Значит ли это, что мы должны постоянно предаваться

унынию? Разве может душа лишь печалиться, не зная веселья и смеха? Нет, я вовсе не за то, чтобы мы только и знали, что горевать беспричинно. Но стоит задуматься о своей беспечности, опечалиться этим и постараться избавиться от беспечности, заняв себя полезным делом. Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу».

Абай Кунанбаев высказывает свое мнение, что думающие люди разумно выстраивают свою жизнь, успешны в своих делах, готовятся к уходу из этой жизни, имеют надежду на счастье в существовании после ахирата. Человек, анализирующий свои возможности и ситуации, постигающие его, делающий правильные выводы, достигнет благополучия в своей жизни. Трата времени своей короткой жизни для увеселительных занятий, делает человека беззаботным, и приводит к беспечности, к безответственности. Он забывает о своих обязанностях перед другими, членами семьи, на службе и на работе. С другой стороны рациональная занятость, труд во благо семьи и общества, приносит ему и окружающим огромную пользу, помогает обрести стремление к праведным деяниям и снискать довольство Всевышнего.

«Человек  рождается  на  свет  с  плачем  и  уходит  скорбя. В  промежутке

между  этими  двумя  событиями, так  и  не  изведав  истинного  счастья, не

распознав  до  конца  ценности  и  неповторимости  дарованной  ему  жизни, он бездумно  прожигает  ее  в  унизительных  ссорах  и  недостойных  спорах. Спохватывается, когда  жизнь  уже  на  исходе. И  только  тогда  начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день».

Мыслитель предлагает задуматься о бренности этого мира, поразмышлять, что же является истинным счастьем. Познать великие ценности, которые даровал нам Аллах Роббиль иззат, поклонение через молитву (намаз), пост, чтобы познать, что материальные блага временны, и что владение ими и пользование, в скором времени будет прекращено. Что добро и благодеяния облагораживают человека, очищают его сердце, делают его душу прекрасной, и наоборот противостояние с другими приводит к несчастью, к унижению и позору перед соплеменниками.

«Жить  хитростью, обманом, попрошайничеством - удел  бездарных

проходимцев. Веруй  в Аллаха, надейся  на  свое  умение  и  силы. На  честный и самоотверженный труд, и тогда даже твердь земная ответит всходами».

 

Чем  же  отличается  их  ум  от  детского? Дети боятся  раскаленного  очага,

взрослых не устрашить и адовым огнем. Дети, стыдясь, готовы сквозь землю провалиться, а  взрослые  не  ведают  стыда. 

 فِطْرَتَ ٱللَّهِ ٱلَّتِى فَطَرَ ٱلنَّاسَ عَلَيْهَا‌ۚ لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ ٱللَّهِ‌ۚ ذَٰلِكَ ٱلدِّينُ ٱلْقَيِّمُ وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ

«Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого». (сура «Ар-Рум» аят 30).

Природа человеческой души, с рождения благодарна Создателю. Это заложено в человеческом подсознании, она осознает всю прелесть канонов Господа миров, и порочность всего, что противоречит им. Это распространяется абсолютно на все предписания религии, касающиеся души и тела, потому что Аллах Роббиль иззат вложил своим творениям любовь к Истине, и ненавистное отношение ко лжи.

Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый ребенок рождается не иначе, как в своем естественном состоянии на фитре (природной склонностью), вере в Единого Господа, а родители делают из него иудея, христианина или идолопоклонника.Точно так же и животные появляются на свет целыми (а не изувеченными): разве найдешь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!» (Приводится в сборнике «Сахих» Муслима).


Если человек противиться своей природе, и поступает против велений разума, то его душа начинается изменяться (портиться и развращаться). А если принимает Истину и следует, то становиться обладателем самого ценного блага, веры в Аллаха Субхана ва Тааля.

Также писатель  продолжает:

«Нам  бы  неустанно  ширить  круг  своих  интересов, множить  знания,

которые  питают  наши  души. Нам  бы  понять, что  блага  души  несравненно выше телесных, и подчинить плотские потребности велению души. Но нет, не  стали  мы  делать  этого».         

۝قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَا۝فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا۝سَوَّاهَاوَنَفْسٍ وَمَا

وَقَدْ خَابَ مَنْ دَسَّاهَا ۝

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным).  И внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее.  И понес урон тот, кто опорочил ее».(сура «Аш-Шамс», аяты 7-10).

Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху Табарока ва Тааля, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы ее подавляли и скрывали в ней добро и благие качества, оскверняли ее пороками и топили в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу. Из этих аятов мы познаем, что очищение своего нафса (эго), считается одним из наиважнейшим деяний, и обязанностью (фардз айн) в нашей религии.

«Когда кто-то учит других слову Господа, хорошо ли, плохо ли делает он

свое дело, у нас язык не повернется запретить ему проповедь, ибо нет ничего предосудительного  в  делах  благонамеренных. Пусть  наставляет, если  даже сам  недостаточно  просвещен».

وَمَنْ أَحْسَنُ قَوْلًا مِّمَّن دَعَا إِلَى اللَّهِ وَعَمِلَ صَالِحًا وَقَالَ إِنَّنِي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

 «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я - один из мусульман?»  (сура «Фуссилат», 33).

Это те, кто проповедуют религию Аллаха азза ва Джаля среди Его рабов. Пробуждают в них любовь к своему Создателю, напоминают им о Его благах, Его щедрости, великодушии и безграничном милосердии, обучают их Его славным и совершенным качествам. Также они вдохновляют людей на постижение знаний о прямом пути из Корана и сунны Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и призывают их к этому всеми возможными способами. Они воспитывают в них прекрасные нравственные качества и учат их любить и чтить родителей, помогать родственникам, делать добро всем творениям Аллаха Роббиль иззат, и отвечать добром на зло.

 عَنْ أَبِي حَمْزَةَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه خَادِمِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبُّ لِنَفْسِهِ».

 Передается от Абу Хамза Анас бин Малик (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

Одной из важных целей религии Ислам, состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе. И каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако всё это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такого же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себе.

 

«Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того

нельзя  считать  верующим - без  бережливости  и  внимания  не  удержать  в душе иман – веру».

 Также имеется другое высказывание нашего мыслителя-философа:

 «Те  же, кого  молва  кличет «человеком  с  сердцем», часто  оказываются  людьми  не  стоящими  похвалы. Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое  дело, когда  это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце».

  وَلَيَعْلَمَنَّ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَلَيَعْلَمَنَّ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ

 «Аллах непременно узнает тех, кто уверовал, и непременно узнает лицемеров». (сура «Аль-Аънкабут», аят 11).

  

عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولُ اللّٰهِ قَالَ: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَخلِصَ قَلْبَهُ لِلإِيْمَانِ وَجَعَلَ قَلْبَهُ سَلِيْمًا وَلِسَانَهُ صَادِقًا وَنَفْسَهُ مُطْمَءِنَةُ وَخُلِيْقَتَهُ مُسْتَقِيمَةّ وَجَعَلَ أُذُنَهُ مُسْتَمِعَةُ وَعَيْنَهُ نَاظِرَةُ. رالحديث رواه أحمد

 

Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, преуспел тот, кто предал свое сердце иману, и сделал его непорочным, и свой язык, произносящим правдивые речи, и свою душу удовлетворенной (воспоминанием и покорностью Аллаху азза ва Джаля). И исправил свой нрав, и сделал свои уши слышащими истину, и глазами видящими величие Господа миров».

Писатель говорил:

 «Желаешь  быть  в  числе  умных  людей, спрашивай  себя  раз  в  день, раз  в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной  или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?

عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب

Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху, Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них».

Абай Кунанбаев описывает спор Воли, Разума и Сердца, что каждый из них приводит доводы, и стремится показать свое превосходство и подчинить себе других. Не придя к консенсусу им пришлось обратиться к Науке, которая разрешила их полемику:

«Вам (Воле и Разуму) следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое  мирно  уживетесь  в  одном  человеке, то  прахом  с  его ног  можно  будет исцелять  незрячих. Не  найдете  согласия, я  отдам  предпочтение  Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях» - сказала Наука».

Кольб (душа, сердце) человека является главой, руководителем всего тела. Если душа будет здоровая, то все тело будет прибывать в здравии. А если в душу-сердце проникнут всякие болезни, то все тело будет страдать.

  عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرِ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ قَلَ: ٱَلاَ وَاِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً اِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَاِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ ٱَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ

Передается от Нуъман ибн Башира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи испорченным, портит и все тело, и поистине этим кусочком является сердце». Приводиться пятью имамами.

Писатель в двадцать первом слове пишет:

«Горделивый человек сам себе дает высокую оценку. Прилагает все усилия,

чтоб  не  прослыть  в  народе  невеждой, легкомысленным  не  сдерживающим своих  обещаний, невоспитанным, высокомерным, бессовестным  лгуном, злотворящим, мошенником. Понимает  всю  унизительность  этих  пороков, стремится  быть  выше  их. Это  свойство  человека  разумного, совестливого, возвышенного. Он согласен с тем, чтоб о нем не говорили ничего хвалебного, и сделает все возможное, чтоб его имя не поносили».

وَلَا تَمْشِ فِى ٱلْأَرْضِ مَرَحًاۖ إِنَّكَ لَن تَخْرِقَ ٱلْأَرْضَ وَلَن تَبْلُغَ ٱلْجِبَالَ طُولاًۭ

«Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!» (сура «Аль-Исро», аят 37).

Не будь надменным и высокомерным гордецом, который превозносится над истиной и свысока смотрит на творения Всевышнего. Но если ты станешь поступать так, то знай, что тебе не удастся пробурить землю своей надменной поступью или достичь гор высотой. Напротив, ты будешь унижен перед Аллахом азза ва Джаля, и презираем Его творениями. Тебя будут ненавидеть за твой дурной нрав и скверный характер, и тебе не удастся достичь даже частички того, к чему ты стремишься.

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبیِّ قَالَ: لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ مَنْ كَانَ فِی قَلْبِهِ مِثْقَالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ. رواه مسلم باب نحريم الكبر وبيانه

Передается от Абдуллах (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не войдет в джаннат тот, у кого есть в сердце высокомерие хотя бы на вес пылинки».

وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «مَنْ تَعَاظَمَ فِي نَفْسِهِ، وَاخْتَالَ فِي مِشْيَتِهِ، لَقِيَ اللَّهَ وَهُوَ عَلَيْهِ غَضْبَانُ». أَخْرَجَهُ الْحَاكِمُ وَرِجَالُهُ ثِقَاتٌ.

Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто превозносит себя в собственных глазах и ступает надменной поступью, тот встретит Аллаха разгневанным». Хадис приводится аль-Хакимом, с достоверным иснадом.

 

Будь то современники нашего писателя-мыслителя, или возьмите наше поколение людей, Абай Кунанбаев переживает за свой народ. Из глубокой любви к ним, он пытается помочь им исправить свое отношение к Создателю, улучшить свою нравственность, призывает их погружаться в освоение наук, а также в изучение религиозных знаний, чтобы избежать невежества и многих других недостатков.

А какие выводы, мы должны сделать из его назиданий, смотря на призму нашей действительности. В нашу культуру, быт, менталитет, в религиозные принципы и мораль, сначала грубой силой насадили многие негативные факторы российской, позже советской, а теперь и западной безнравственности. Ранее через телевидение и другие средства массовой информации, а сейчас через социальные сети, очень страшно распространяются отрицательные аспекты их реальности. Насилие, убийства, воровство, мошенничество, наркомания, алкоголизм, прелюбодеяние, гомосексуализм и многие другие стороны порочности и аморальности, которые имеются в жизни людей во всех государствах мира. Конечно, наше общество и  люди в соседних странах не опустились до такого уровня беспринципности, но мы очень трепетно должны опасаться, чтобы наши сыновья и внуки не стали убийцами, наркоманами и гомосексуалистами, чтобы наши дочери были далеки от прелюбодеяния и проституции, чтобы у наших будущих потомков было правильное мировоззрение, высоконравственная мораль и в обязательном порядке особенная богобоязненность. Поэтому мы должны тщательно изучить правильное вероубеждение и почерпать знания согласно нашей акиде и нашему мазхабу. Тот багаж знаний, который из поколения в поколение передавался великими учеными в нашем регионе. И конечно переживая за состояние нашего народа и общества в целом, знающие люди с любовью, мудростью и мягкостью должны доносить ценности культурного наследия и принципов религиозных канонов и морали.     


ٱعْلَمُوٓاْ أَنَّمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا لَعِبٌۭ وَلَهْوٌۭ وَزِينَةٌۭ وَتَفَاخُرُۢ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌۭ فِى ٱلْأَمْوَٰلِ وَٱلْأَوْلَـٰدِۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ نَبَاتُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَٮٰهُ مُصْفَرًّۭا ثُمَّ يَكُونُ حُطَـٰمًۭاۖ وَفِى ٱلْأَخِرَةِ عَذَابٌۭ شَدِيدٌۭ وَمَغْفِرَةٌۭ مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضْوَٰنٌۭۚ وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّا مَتَـٰعُ ٱلْغُرُورِ
۝ سَابِقُوا إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ السَّمَاء وَالْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَاء وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ

«Познайте все, что жизнь в этом мире -
Забава легкая да тщета,
Взаимная хвальба, да суетная слава,
Да умножение добра и отроков своих.
И в этой суете подобны вы дождю,
Что поросль взрастит на радость грешным, -
Со временем она увянет, пожелтеет на глазах,
Иссохнет и осыплется в незримость.
Но в будущем - суровой будет кара для неверных,
И будет всепрощенье и награда
Для праведных служителей Аллаха.
И жизнь ваша в мире сем -
Лишь себялюбцев сладостный обман,
Что будет временем рассеян».
(сура «Аль Хадид», аят 20).

«Спешите ж заслужить прощение Аллаха
И пребывание в Его Саду,
Что простирается на весь простор земли и неба
И уготован был для тех,
Которые в Аллаха и посланников Его
Уверовали (всей душой и сердцем), -
Аллах, поистине, податель всех щедрот!»

Еркин РУЗМЕТОВ

asyldin.kz

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: