Религиозное просвещение должно способствовать развитию научного прогресса

Религиозное просвещение должно способствовать развитию научного прогресса

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

Познание Величия Господа миров помогает потомкам Адама (аляйхи ва салям) выйти из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Творцу всего сущего. Религия Ислам - это установления Аллаха Табарока ва Тааля, приводящее разумных людей к благу. Всевышний в Коране говорит:

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ

«Мы сотворили человеческий род наилучшим образом, в самом совершенном виде и наделили его самыми прекрасными качествами». (сура «Ат-Тийн», аят 4).

وَعَلَّمَ آدَمَ الأَسْمَاء كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلاَئِكَةِ فَقَالَ أَنبِئُونِي بِأَسْمَاء هَؤُلاء إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Аллах сотворил Адама и научил его именам и названиям всех творений и предметов, которые будут употребляться в жизни. Затем Он предложил ангелам предметы, связанные с человеческой мыслью и образом жизни, и сказал: «Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы в том, что имеете больше прав быть наместниками на земле благодаря вашему поклонению и повиновению Мне и что нет лучше вас».

Всевышний превознес Адама (аляйхи ва салям) перед всеми другими творениями, и велел ангелам сделать земной поклон (сажда приветствие) ему. В книгах тафсиров Корана, этот аят имеет два варианта пояснения.

а) Научил именам и названиям всех творений. В сущность, в сознание человека заложены основы всех научных знаний. Аллах азза ва Джала не ограничил людей поверхностными сведениями, об именах и названиях. Создатель вложил в нас огромный потенциал для развития мысли, для достижения глобальных результатов, и не лишил понятий о пользе и вреде.

б) Также предложили пояснение, что людям была дана способность давать имена и названия. 

То есть, глядя на природу и все, что окружает нас, и опираясь на восприятие, человек каждому творению давал наименование. Значит зрение, слух, вкус, обоняние, осязание человека, тесно взаимодействует с мозгом, и он способен к глубоким размышлениям и анализу, и как следствие, классифицировать по роду, виду, типу и так далее. Для подтверждения этой версии тафсира, приведем пример, когда из ребра Адама (аляйхи ва салям) создана была женщина, ангелы спросили у него: «Кто это, как ее зовут?», «Ее имя Хавва, потому что она создана из моей плоти» - дал ответ прародитель рода человеческого. Также и у казахского народа принято давать имена: Аксай, Карасай, Алмалы, Жидели и так далее. 

Проанализировав оба варианта пояснений этого аята, вы сделаете вывод, что величайшей причиной превосходства человека, над другими существами являются знания. Благодаря знаниям, Аллах Роббиль иззат отличил людей, перед другими творениями. Кого одарили знаниями, те могут отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения. Познав истину, которую утверждает Создатель Вселенной, у них появляется способность выявлять ложь, различать добро и зло. Им открывается Абсолютное Могущество  Аллаха Субхана ва Таала, и они обретают веру, у них исчезают всякие сомнения, и это еще больше усиливает их веру и убежденность. Их сердца переполняются смирением и покорностью перед Мудростью Господа миров, и все это является результатом того, что только Он наставляет этих людей на праведный путь. 

Первый аят, который ниспослал Творец всего сущего, начинается со слов: «Читай».

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ۝  خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ ۝ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ ۝  الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ

«Читай, о Мухаммад, Откровение, начиная с произнесения имени твоего Господа. Только Он в способен создать творение».

«Он сотворил человека, обладающего соразмерным совершенным телом и знанием, из сгустка крови, в котором нет ничего, что могло бы вызвать гордость».

«Продолжай читать, и твой Господь - самый великодушный - оценивает тебя должным образом и не оставит тебя без помощи».

«Он - Тот, который научил человека писать с помощью калама (пера), а он до этого не знал письма». (сура «Аль-Аъляк», аят 1 - 4).

Также Аллах азза ва Джаля призывает и предупреждает.

وَتَنَاجَوْا بِالْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

«Стремитесь благочестию и богобоязненности. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны». (сура «Муджадиля», аят 9).

Поэтому без устали и лени надо изучать окружающий мир, остальные важные и второстепенные науки, которые нам вменены в обязанность, для существования в этом мире. Скрупулезно изучая, к чему стремится наша душа, и позволяет интеллект, дарованный Аллахом азза ва Джаля, верующий должен опасаться попасть под гнев Всевышнего, не забывая о своем предназначении, строго сторонится запретов, и с ответственностью выполнять предписания. 


В целом религия Ислам включает две степени ответственности в изучении религиозных канонов и других научных дисциплин. Первое фардз айн (обязанность каждого) мусульманина, вовремя исполнять все предписания, вмененные нам Аллахом Табарока ва Тааля, искренне поклоняться, выстаивать молитву, соблюдать пост, выплачивать очистительную подать. Подробно и в полном объеме изучить, что является харамом (запретным, греховным), а что халялем (разрешенным, допустимым, очищенным), строго сторониться и избегать недозволенного, и стремится в своей жизни ко всему чистому и прекрасному. Размышлять, обсуждать, сомневаться, что нам предписывает Творец всего сущего, нам не дано и не имеет смысла. Аллах Роббиль иззат запретил нам убивать друг друга, воровать, сторонится внебрачных связей, гомосексуальных отношений, употреблять наркотические вещества и спиртные напитки, и всем известно, что кто далек от этих пагубных деяний, тот и в этой жизни счастлив, и получит великие блага в будущей. И также, кто стремится к чистоте своей души, усердствует в поклонениях, в постах, благотворительности, мольбах и просьбах к Создателю, тот уже может надеется, что ему будет дарована милость Всевышнего. Мы верующие должны строго выполнять предписания Аллаха Субхана ва Тааля, следовать сунне (пути), последнего Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и ясно осознавать, что это самая праведная и истинная стезя.

Второй аспект, что нам вменено познать, фардз кифая (обязанность, которую несет в целом мусульманская община, кем-то из джамаата изучен свод законов и правил, каждый может интересоваться, волнующим его вопросом у квалифицированного имама). Но чем больше изучивших, размышляющих и делающих правильные выводы, тем сильней богобоязненность в обществе этих верующих.

إنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ

«Истинную богобоязненность, среди Его рабов, соблюдают, только обладающие знаниями».(сура «Аль Фатыр» аят 28).

Богобоязненность – это, степень полноценного, зрелого взаимодействия с исламом, иманом и ихсаном. Это знание и действия, сердечные побуждения и поведение. Это состояние, при котором устанавливается гармония во взаимодействии разума с сердцем и органами тела. И, наконец, это дар Аллаха Роббиль иззат тому, кто покорился Всевышнему, отстранился от всего запретного (то есть грехов), усердствовал в поклонении и творил добрые деяния.

Немало аятов в Коране, где задаются вопросы: «Почему вы не задумываетесь», «Не воспринимаете назидание», «Не размышляете над знамениями»

أَوَلَمْ يَتَفَكَّرُواْ فِىٓ أَنفُسِهِمۗ مَّا خَلَقَ ٱللَّهُ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَآ إِلَّا بِٱلْحَقِّ وَأَجَلٍۢ مُّسَمًّۭىۗ وَإِنَّ كَثِيرًۭا مِّنَ ٱلنَّاسِ بِلِقَآىِٕ رَبِّهِمْ لَكَـٰفِرُونَ

«Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом». (сура «Ар-Рум», аят 8).

Подобные размышления открывают человеку глаза на множество знамений, которые свидетельствуют о том, что Всевышний Творец, который сотворил человека из небытия, непременно воссоздаст его после смерти. Он переводит человека из одного состояния в другое: крошечная капля становиться сгустком крови; затем сгусток крови преобразовывается в кусочек мяса; затем зародыш превращается в плод, и ангел вдыхает в него душу; затем появляется на свет ребенок, который впоследствии становится юношей, пожилым человеком и дряхлым стариком. Поэтому не следует думать, что Аллах Роббиль иззат предал человека забвению и оставил его без повелений и запретов, вознаграждения и наказания.


يُؤْتِى ٱلْحِكْمَةَ مَن يَشَآءُۚ وَمَن يُؤْتَ ٱلْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِىَ خَيْرًۭا كَثِيرًۭاۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّآ أُوْلُواْ ٱلْأَلْبَـٰبِ

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом». (сура «Аль-Бакара», аят 269).

Под мудростью подразумеваются полезные и правильные познания, здравый смысл и благоразумие, а также умение произносить правдивые речи и совершать праведные деяния. Мудрость - это самый великий дар и самая славная милость, и если она дарована человеку, то он действительно вознагражден великим благом. Он выбирается из мрака невежества к свету верного руководства, избавляется от глупых измышлений и начинает совершать благие поступки.  


ٱللَّهُ ٱلَّذِى جَعَلَ لَكُمُ ٱلْأَرْضَ قَرَارًۭا وَٱلسَّمَآءَ بِنَآءًۭ وَصَوَّرَكُمْ فَأَحْسَنَ صُوَرَكُمْ وَرَزَقَكُم مِّنَ ٱلطَّيِّبَـٰتِۚ ذَٰلِكُمُ ٱللَّهُ رَبُّكُمْۖ فَتَبَارَكَ ٱللَّهُ رَبُّ ٱلْعَـٰلَمِينَ

«Аллах - Тот, Кто сотворил для вас землю местом пребывания, а небо — кровлей. Он придал вам облик и сделал вашу внешность прекрасным. Он наделил вас благами. Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Гафир» аят 64).

У каждого человека имеется восприятие и стремление к прекрасному, поэтому если человек в здравом уме, он не может не восхищаться необъятными просторами дневного неба, наслаждаться глубокими далями ночного пространства. Мы можем наблюдать голубое полотно с белыми пятнами облаков, темное раздолье освещаемое звездами, а при полной луне восхитительным томным ее светом. Вся эта красота небес мелькает перед нашим зрением, а наша земля, по которой мы ходим, лежим на траве, вдыхая ароматы свежего воздуха и пьянящего аромата цветов, отдыхаем в тени непроходимых лесов, нежим свое тело в водах озер и морей, смотрим с высоты с вершин гор. Радуемся первым лучам солнца, прохладному дождю, с упоением наблюдаем за падающим снегом, восторгаемся ощущением свежести слабому дуновению ветра.

Все эти наблюдения, впечатления, ощущения, стимулируют человека размышлять и анализировать над этими процессами. Это способствует развитию следующих научных дисциплин, таких как астрономия, философия, физика, математика и так далее. Поэтому нам всем нужно больше интересоваться научной литературой, внимательно читать и скрупулезно изучать. В таких стараниях, интеллект человека будет развиваться и прогрессировать. У таких людей появляются способности креативно мыслить, продвигать научные идеи, и делать новые открытия. Вот в такой последовательности появляются творческие личности, способные продвигать научный прогресс.

Мусульмане не должны ограничиваться только индивидуальным поклонением (молитвой, постом). Однозначно мы обязаны подробно изучить предписания Аллаха азза ва Джаля, правильное вероубеждение, вовремя выстаивать намаз (молитву), в месяц Ромадзан соблюдать пост, имеющие материальное благосостояние, должны выплачивать очистительную подать и хотя бы один раз в жизни совершить паломничество (хадж к святыням Мекки). Стараться очистить свою душу и эго (нафс) от всего негативного, улучшить свою нравственность и моральный облик. Но нельзя забывать, что мусульмане не всегда были отсталыми и забитыми, ведь на счету наших предыдущих предков немало великих открытий.

В современном мире с такими понятиями как «наука», «прогресс», «развитие» ассоциируется западный мир, который преуспел в этом, обойдя остальные страны. Но так было далеко не всегда.

Эпоха Средневековья, которая на Западе воспринимается как период варварства и деградации, остановивший развитие европейской цивилизации, для мусульманского мира стала золотым веком изобретений и открытий.

Общеизвестно, что мусульмане подарили миру одну из важнейших дисциплин в образовании и науке. Ее основоположником считается ученый Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, живший в девятом столетии в Хорезме (современный Узбекистан и Туркменистан). Именно он стал автором первого трактата по алгебре, названный «аль-Китабуль мухтасар фи хисабуль-Джабр уаль-Мукабаль» («Краткая книга восполнения и противопоставления»). В данном труде рассмотрен принцип решения уравнений. От названия этого трактата, а точнее, от слова «аль-Джабр» и произошло слова «алгебра», а от его имени аль-Хорезми – понятие «алгоритм». Кроме того, именно он первым использовал цифру 0 («ноль»), которая на арабском звучит как «сыфр» – слово, от которого произошло понятие «цифра».   

Именно исламский мир подарил человечеству лечебные учреждения. Многие мусульманские лекари, жившие в Арабском халифате, пытались найти рецепт исцеления от болезней, забирающий жизнь целых селения. В седьмом и восьмом веках, люди не знали способов избавления от многих заболеваний, но при этом лекари, знавшие слова Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, о том, что Всевышний ниспослал исцеление от всех болезней, занимались изучением медицины. В начале восьмого века в Дамаске появляется первая в мире больница – «дом больных». Три века спустя, госпиталя существовали уже во всех городах халифата, и многие европейцы приезжали лечиться в Андалусию (мусульманская Испания).

В 732 году по григорианскому летоисчислению в Арабском халифате появился первый в мире вуз – Университет аз-Зайтуна, созданный в качестве медресе. Известным его выпускником был арабский социолог Ибн Хальдун. Кроме того, на мусульманском Востоке в 859 году появляется еще один университет – аль-Карауин, основанный Фатимой аль-Фихри, дочерью купца из Туниса. Спустя столетие, в Египте, появляется знаменитый и по сей день университет «Аль Азхар», считающийся кузницей мусульманской духовной элиты. В Европе первые университеты стали появляться лишь в одиннадцатом, двенадцатом веках.

Ещё одним изобретением мусульман стал парашют, а точнее его древний аналог. Дело в том, что в середине девятого столетия учёный из Андалусии – Аббас ибн Фирнас стремился создать механизм, благодаря которому люди научатся летать. Сконструировав нечто подобное из дерева и ткани, он решил проверить своё изобретение в действии. Выбор пал на минарет мечети, с которого он и отправился в «воздушное плавание». В результате эксперимента он получил несколько переломов, но продолжил заниматься этим и повторил эксперимент в семидесятилетнем возрасте. Его полет длился около десяти минут, после чего ученый погиб.

В исламе большое внимание всегда уделялось чистоте и личной гигиене. Этот фактор сыграл роль в популяризации соответствующих научных исследований в Арабском халифате. Расцвет химии, которую связывают с именем Джабира ибн Хайяна, дал свои плоды. Уже в восьмом столетии он описывает процесс перегонки и растворения химических элементов, благодаря которым получает спирт. На его основе и были созданы первые духи. А в девятом веке аль-Кинди описал около ста способов приготовления мыла, ссылаясь, в том числе и на своего предшественника.

Арабский географ и путешественник аль-Идриси, в двенадцатом веке, по приказу короля Сицилии Роджера второго составил карту, на которой он описал территории Европы, Азии и Африки. Кроме того, им графически обозначена такая страна, как Киевская Русь, которую Идриси назвал «ар-Русия». Его карту европейцы активно использовали вплоть до пятнадцатого столетия, пока она не потеряла актуальность в связи с открытием Нового света.

Первым, кто начал вакцинировать своих больных, стал арабский медик десятого века Абу Бакр ар-Рази. Он активно пытался найти исцеление от оспы, от которой погибало немало людей в те времена. Изучая феномен этого заболевания, врач заметил, что те, кому удавалось выжить после оспы, повторно ею не болели. На основании своего предположения он внедрил практику оспопрививания для того, чтобы оградить пациентов от болезни. Кроме того, именно ар-Рази начал записывать ход болезни отдельного человека, что стало предшественником современной амбулаторной карты.

Невольным создателем этой канцелярской принадлежности оказался правитель Фатимидского халифата аль-Муиз, приказавший своим учёным создать механизм для письма, который не пачкал бы одежду и руки. Египтяне додумались макать перо в чернила, тем самым решив проблему.

В начале тридадцотого века арабский инженер аль-Джазири описал несколько десятков механизмов, среди которых был коленчатый вал, самое распространенное, что он до сих используется в современных автомобилях. Кроме того, аль-Джазири считается создателем кодовых замков. Он также сконструировал подобия современных роботов, которые, благодаря внутренним механизмам, играли на музыкальных инструментах.

В начале девятого столетия в Багдаде появляется «Дом мудрости», в котором собирались величайшие умы тех времён, и они занимались научными исследованиями в различных отраслях. Современным аналогом подобного заведения мы можем назвать Академию наук, которая есть практически в каждой стране.


Также перечислим некоторых наших выдающихся ученных, таких как Аль-Фараби, Кашгари, Ибн Сина, Ибн Рушд и другие, которые внесли вклад в формировании цивилизованного общества. Поэтому мусульмане должны развивать науку, и идти по стопам таких великих ученых.

 Так что молодые люди, изучающие религию, не должны забывать об этом. Долг каждого гражданина - внести свой вклад в развитие нашей страны и нашей благородной религии.

Еркин РУЗМЕТОВ

(идея Газиза Ахмета)

asyldin.kz 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: