Прекрасные имена Аллаха азза ва Джаля

Прекрасные имена Аллаха азза ва Джаля

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بسم الله الرحمن الرحيم

وَلِلَّهِ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ فَٱدْعُوهُ بِهَاۖ وَذَرُواْ ٱلَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِىٓ أَسْمَـٰٓئِهِۦۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«У Аллаха - самые прекрасные имена. Благодаря этому взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали.

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهُ : إِنَّ لِللّٰهِ تِسْعَةً تِسعِينَ اسْمًا مِاءَةً غيْرَ وَاحِدَةٍ مَنْ أَحْصَاهَا دَخَلَ الْجنَّةَ. هُوَ اللّٰهُ الَّذِی لَآ  إِلٰهَ إِلَّا هُوَ...  رواه الترمذی

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине у Аллаха девяносто девять имен, сто без одного. Кто познает эти имена, тому обещан джаннат (рай). Он Аллах – кроме Него, нет бога…» (приводится имамом Тирмизи).

Знание имен Аллаха Роббиль иззат должно опираться на Коран и сунну Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, а также на понимание сподвижников (родзи Аллаху аънху), и праведных и богобоязненных ученых. Только такое познание и размышление приносит пользу, усиливает веру и любовь к Господу миров. Всякий, кто познал Аллаха Субхана ва Тааля посредством Его имен, качеств и деяний, непременно будет возвеличивать, и чтить Творца всего сущего.


ٱللَّهُ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ لَهُ ٱلْأَسْمَآءُ ٱلْحُسْنَىٰ

«Аллах - Тот, кроме Которого нет иного божества и у Которого самые прекрасные имена». (сура «То-ха», аят 8).

Все  имена Аллаха Табарока ва Тааля - возвышенны, величественны, совершенны, и в высшей степени прекрасны. Их качества и степени идеальны и абсолютны, и их истинная сущность не досягаема, для нашего слабого разума и низкого интеллекта. Мы невежественные люди можем восхищаться хорошей архитектурой какого-нибудь здания, дизайном и техническими данными новой модели автомобиля, неординарными функциями последней сборки телефона. Но мы вообще не замечаем и не удивляемся величественностью и красотой неба над нашей головой, возвышенностью и статностью гор-исполинов, бескрайностью морей и океанов, широтой и стройностью лесных угодий, и многое другое, что так совершенно и прекрасно создано Господом миров. 

                                                   الله

 Аллах  - Господь и Творец всего сущего. Обладатель Абсолютного Могущества. Его существование обязательно, Он – Истина. Благодаря разуму, которым Всевышний нас одарил, мы понимаем, что этот мир, без Него не мог бы появиться и существовать. Поэтому только Он достоин нашего поклонения. Он - Тот, Кто обладает всеми совершенными качествами и идеальными атрибутами. Следует знать, что все атрибуты, связанные с деяниями Аллаха Роббиль иззат, исходят от трех качеств: совершенного могущества, неукоснительно исполняемой воли и безграничной мудрости.

قُلْ أَغَيْرَ اللّهِ أَبْغِي رَبًّا وَهُوَ رَبُّ كُلِّ شَيْءٍ وَلاَ تَكْسِبُ 

Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?» (сура «Ан-Аънам», аят 164).

   الرحمن الرحيم                                                  

3.  Ар-Рохман, Ар-Рохим – Проявляющий Милость и Милосердие, одаривает Своих рабов любовью и заботой. Опекает, и наделяет всем необходимым, обеспечивает всякими благами. Тот, Чьим неотъемлемым качеством во все времена остается всепрощение и снисходительность. Все существа нуждаются в Его прощении, милости и великодушии. Он обещал простить и помиловать тех, кто своими деяниями заслужит такое отношение. Аллах Роббиль иззат принимает покаяние и прощает Своим рабам грехи, особенно, если после этого они не возвращаются к плохим деяниям, и совершают поступки, помогающие им заслужить прощение. Например, просят об этом и раскаиваются, укрепляют веру и совершают праведные дела. Прощение Господа миров настолько совершенно, что Он дарует Свою милость даже для тех, кто совершил великие преступления, если они покаялись и вернулись на праведный путь. Проявлением Его всепрощения является то, что обращение в Ислам смывает любые большие и малые грехи, совершенные прежде.

وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ

«Ваш Бог - Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного». (сура «Аль Бакара»,аят 163).

وَرَحْمَتِي وَسِعَتْ كُلَّ شَيْءٍ فَسَأَكْتُبُهَا لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ

«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны». (сура «Аль-Аъроф», аят 156).

وَإِنِّي لَغَفَّارٌ لِّمَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا ثُمَّ اهْتَدَى

«Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал праведным путем». (сура «То-ха», аят 82).

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он - Прощающий, Милосердный». (сура «Аз-Зумар», аят 53). 

                   الملك        

 Аль-Малик - Абсолютный Властелин. Единственный, кто распоряжается всем, и повелевают всеми процессами. Человек, познавший это имя Аллаха Субхана ва Тааля, лишается страха перед всеми опасностями, сохранив лишь самый чистый и истинный страх - перед своим Господом. Обладание властью проявляется в величии, гордости, могуществе и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает. Ему принадлежат все миры, и все творения являются Его рабами и нуждаются в Нем. Аллах азза ва Джаля сотворил творения благодаря Своему господству, подчинил их благодаря Своей власти и обратил в рабов благодаря тому, что только Он достоин, чтобы Ему поклонялись. Никто другой не заслуживает того, чтобы к нему взывали и на него надеялись, чтобы его боялись и любили.  Никто другой не заслуживает, чтобы перед ним унижались, проявляли смирение и полагались. Надежды и страх, мольбы и упования заслуживает только Тот, Кто заботится о тебе, устраивает твои дела и покровительствует тебе, либо Тот, Кому ты приходишься истинным рабом, либо Тот, Кто является твоим Создателем, без Кого тебе не прожить даже мгновение, в Ком ты нуждаешься больше, чем в жизни и во всем остальном.

قُلِ اللَّهُمَّ مَالِكَ الْمُلْكِ تُؤْتِي الْمُلْكَ مَن تَشَاء وَتَنزِعُ الْمُلْكَ مِمَّن تَشَاء وَتُعِزُّ مَن تَشَاء وَتُذِلُّ مَن تَشَاء بِيَدِكَ الْخَيْرُ إِنَّكَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ 

«Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоем Могуществе. Воистину, Ты способен на всякую вещь». (сура «Аль Имрон», аят 26).

  القدوس 

Аль-Куддус  - совершенный, свободный от любого недостатка и от всего, что не подобает Его величию. Человеческое эго и разум, которые склонны ко всяким отклонениям, порокам и прегрешениям, не имеют представления о величии и могуществе Аллаха Табарока ва Тааля. Человек, познавший это имя Господа, становится богобоязненным, и тщательно избегает и сторонится грехов.

يُسَبِّحُ لِلَّهِ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِ ٱلْمَلِكِ ٱلْقُدُّوسِ ٱلْعَزِيزِ ٱلْحَكِيمِ

«То, что на небесах, и то, что на земле, славит Аллаха - Властелина, Возвышенного, Могущественного, Мудрого». (сура «Аль-Джума», аят 1).

  السلام                          

Ас-Салям - Тот, кто чист от всех недостатков. Властелин, дарующий мир, оберегающий кого пожелает из своих рабов от бед и несчастий в обоих мирах. Аллах защищает верующих от всех опасностей. Являясь источником мира и гармонии, он дарует мир и защиту, дает надежду для обретения рая верующим.

 وَاللّهُ يَدْعُو إِلَى دَارِ السَّلاَمِ وَيَهْدِي مَن يَشَاء إِلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ

 «АллахпризываеткОбителимираиблагополучияинаставляетнапрямойпутьтех, когопожелает». (сура «Юнус», аят 25).

يَهْدِى بِهِ ٱللَّهُ مَنِ ٱتَّبَعَ رِضْوَٰنَهُۥ سُبُلَ ٱلسَّلَـٰمِ وَيُخْرِجُهُم مِّنَ ٱلظُّلُمَـٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذْنِهِۦ وَيَهْدِيهِمْ إِلَىٰ صِرَٰطٍۢ مُّسْتَقِيمٍۢ

«Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мрака к свету и наставляет их на праведный путь». (сура «Аль Маъида», аят 16).

                                                        المؤمن                              

Аль-Муъмин – Дарующий иман (веру), проявляющий заботу о праведности и смирении Своих рабов, отправляя к ним Пророков аляйхи ва салям, Свои писания, в которых верный путь и предписания для жизни. Всевышний как источник стабильности и защищённости с одной стороны, и как источник веры в сердце человека с другой. Объясняется, что вера является наивысшим даром Аллаха Роббиль иззат, и она защищает от любых бед. Человек, познавший это имя Аллаха азза ва Джаля, укрепляет свой иман. Ведь мы уверовали в Него также по Его милости, ибо только Он хранит безопасность всех творений, и все они надеются на Его помощь и защиту.

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ الْمُؤْمِنُ الْمُهَيْمِنُ الْعَزِيزُ الْجَبَّارُ الْمُتَكَبِّرُ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يُشْرِكُونَ

Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. (сура «Аль Хашр», аят 23).

                                          المهيمن

Аль-Мухаймин  - Тот, Кто осведомлен обо всем, что делают и говорят творения, наблюдающий за ними, и защищающий интересы верующих Кто заботится обо всех творениях, наделяет их пропитанием, устанавливает им срок жизни. Также, что все хорошие и плохие поступки человека известны Аллаху Табарока ва Тааля и все они записаны в Хранимой скрижали.

يُرِيدُ اللّهُ لِيُبَيِّنَ لَكُمْ وَيَهْدِيَكُمْ سُنَنَ الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ وَيَتُوبَ عَلَيْكُمْ وَاللّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ 

Аллах желает дать вам разъяснения, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах - Знающий, Мудрый. (сура «Ан-Ниса», аят 26).

                                               العزيز

Аль-Аъзиз - Могущественный, Сильный. Обладатель совершенного могущества, великой силы и безграничной мощи. В качестве проявлений могущества Аллаха Табарока ва Тааля перечисляются сотворение Господом миров людей, их поступков,помощь праведникам,и создание природных явлений как и всего сущего во Вселенной.Человек, познавший это имя Аллаха азза ва Джаля, проявляет усердие в изучении Вселенной, как величайшего творения Всевышнего.

إِنَّ رَبَّكَ هُوَ الْقَوِيُّ الْعَزِيزُ

«Поистине, ваш Господь - Всесилен и Всепобеждающ, поэтому будь уверен в Его силе, могуществе, поддержке и помощи». (сура «Худ», аят 66).

فَالِقُ ٱلْإِصْبَاحِ وَجَعَلَ ٱلَّيْلَ سَكَنًۭا وَٱلشَّمْسَ وَٱلْقَمَرَ حُسْبَانًۭاۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ ٱلْعَزِيزِ ٱلْعَلِيمِ

«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего». (сура «Ан-Аънам», аят 96).

                                                  الجبار                                        

Аль-Джаббар - Тот, без Воли Которого, ничего не происходит. Улучшающий и исправляющий положение Своих рабов в обоих мирах. Это имя ассоциирует связь с аспектом величайшей силы, наличием возможности подчинять.

Никто не может контролировать Творца, и напротив, Аллах Роббиль иззат имеет силу власти, в частности, принуждения, следовать тем или иным путём. Человек, познавший это имя Аллаха, укрощает своё честолюбие и страсть к подчинению других.

 «Он наблюдает за каждой вещью. Он - Победитель, который над всем сущим вла

 المتكبر

 Аль-Мутакаббир - Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками. Превосходящий все творения. Тот, качества Которого выше возможности творений. Единственный обладатель истинного величия. Тот, Кто находит все Свои создания ничтожными по сравнению со Своей сущностью, ибо гордости не достоин никто, кроме Него. Его гордость проявляется в том, что Он не позволяет никому претендовать на сотворение и оспаривать Его повеления, власть и волеизъявление. Он сокрушает всех, высокомерно относящихся к Нему и его созданиям. Человек, познавший это имя Аллаха азза ва Джаля, не проявляет жестокости и высокомерия к созданиям Всевышнего, ибо жестокость - это насилие и несправедливость, а высокомерие - это самовозвеличивание, презрение к другим и посягательство на их права. Жестокость не относится к качествам праведных рабов Аллаха Роббиль иззат. Они обязаны подчиняться и покоряться своему Создателю. Человек, познавший это имя Господа миров, никогда не потеряет стремления к совершенствованию и самовоспитанию.

Он - Всемогущий, Всевластный и Великий, превыше того, что не подобает Его совершенству и величию, и чему они поклоняются наряду с Ним».                                                                              

 الخالق                              

Аль-Холик  - Тот, Кто сотворил Вселенную из небытия. Кто предопределяет всё для созданного на основе Своей Воли. Тот, Кто творит по-настоящему, без примера и прообраза и определяет судьбу для созданий. Тот, Кто создаёт, что хочет, из ничего. Тот, Кто создал род человеческий, и наделил их знаниями и навыками к мастерству, ремеслу, искусству и так далее. Тот, Кто предопределил меру всех созданий ещё до их существования и наделил их качествами, необходимыми для существования.

هُوَ اللَّهُ الْخَالِقُ الْبَارِئُ الْمُصَوِّرُ لَهُ الْأَسْمَاء الْحُسْنَى يُسَبِّحُ لَهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ 

«И Он - Аллах, Творец (Вселенной),
Создатель (совершенного порядка в ней),
Образователь (высших форм и видов), -
К Нему прекраснейшие имена восходят,
И все, что в небесах и на земле,
Хвалу и славу воздает Аллаху,
(Кто безгранично) мудр и велик!»
(сура «Аль Хашр», аят 24).

                                                            البارئ                            

Аль-Барий  - Влияющий на все процессы происходящего для всех существ. Претворяющий в жизнь все аспекты предопределения для творений, что Им же назначено. Также придает всем созданиям облик и завершенность. Тот, Кто по своему могуществу сотворил всё сущее. Он - Творец, Который создал всё из небытия по Своему предопределению (замыслу). Для этого Ему не надо прилагать каких-либо усилий. Он говорит чему-либо: «Будь!» и оно сбывается. Познавший это имя Всевышнего не поклоняется никому, кроме своего Создателя. Обращается только к Нему, ищет помощи только у Него и просит только у Него, в чём нуждается.

«Он - Аллах, Творец, который сотворил все вещи из небытия без подобия и создал их наилучшим образом. Он придаёт вещам облик, который Он пожелает». (сура «Аль Хашр», аят 24).

                                          المصور

 Аль-Мусоввир -  Тот, Кто создал творения в различных образах. Определил их облик и все характерные качества. Тот, Кто придаёт формы и образы творениям. Тот, Кто дал каждому творению неповторимую, отличную от других таких же творений форму, образ. Познавший, это имя Всевышнего расширяет границы своего кругозора и формирует пределы личного разума.

 خَلَقَ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ بِٱلْحَقِّ وَصَوَّرَكُمْ فَأَحْسَنَ صُوَرَكُمْۖ وَإِلَيْهِ ٱلْمَصِيرُ

«Он создал небеса и землю ради истины, придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. К Нему предстоит прибытие». (сура «Ат-Тагабун», аят 3).

الغفار           

 Аль-Гоффар  - Проявляющий милость к Своим рабам, устраняющий бедствия в обоих мирах, скрывающий их грехи.  Тот, Кто является единственным прощающим и утаивающим прегрешения творений, прощающим и на этом и на том свете. Тот, Кто делает прекрасными черты Своих рабов и покрывает их недостатки. Он скрывает их в мирской жизни и воздерживается от воздаяния за грехи в жизни будущей. Он скрыл у человека, за его внешностью то, что порицаемое взором, Он обещал тем, кто обращается к Нему, искренне каясь о совершенном, заменить их грехи на благие деяния. Человек, познавший это имя Аллаха Табарока ва Тааля, скрывает у себя всё порочное и скверное и покрывает пороки других людей, обращаясь к ним с прощением и снисхождением. Также получает возможность довольствоваться малым и быть благодарным за это своему Создателю.

 رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا الْعَزِيزُ الْغَفَّارُ

 «Господа небес, земли и того, что между ними, Могущественного, Всепрощающего». (сура «Сод»,аят 66).

القهار

 Аль-Коххар – Могущественный, Сильный (в превосходной степени). Тот, Кто подчинил Себе все всецело и полностью. Все создания подчинены и подвластны Его воле, и находятся под внимательным контролем постоянно. Тот, Кто Своим могуществом укрощает творения. Тот, Кто заставляет делать то, что Он желает, независимо от того, хотят этого или не хотят творения. Тот, Чьему величию покорны все творения. Познавший это имя Всевышнего относится к своей судьбе спокойно, зная, что она находится в мудрой власти Аллаха Табарока ва Тааля.

  يَوْمَ تُبَدَّلُ الأَرْضُ غَيْرَ الأَرْضِ وَالسَّمَاوَاتُ وَبَرَزُواْ للّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ

«Он покарает их в День воскресения, когда заменит землю другой землёй и небеса - другими небесами, не похожими на те, которые были в земной жизни. В этот День все люди выйдут из своих могил и предстанут перед Судом Аллаха, Единого, Всемогущего, Непобедимого!» (сура «Иброхим», аят 48).

                                                 الوهاب                          

17. Аль-Ваххаб - Тот, Кто щедро одаривает многочисленными благами, и не нуждается в наших благодарностях, которые могут принести пользу только нам. И самые ценные блага – это дарованные сердцу человека вера (иман), возможность для совершения праведных поступков (тауфик), следование по пути, ведущему к богобоязненности. А блага земного мира – они несовершенны, ведь они даны на короткое время. Всего этого придется лишиться и держать за это ответ. Тот, Кто дарует бескорыстно блага Своим рабам. Тот, Кто, не дожидаясь просьбы, дарует необходимое. Тот, у Кого блага в изобилии. Тот, Кто дарует постоянно, не желая возмещения. Подобными качествами не обладает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Человек, познавший это имя Аллаха Роббиль иззат, целиком посвящает себя служению своему Господу, совершает все свои деяния, не стремясь при этом ни к чему, кроме Его довольства. Становится щедрым, и бескорыстно одаривает нуждающихся, не ожидая от них благодарности.

  أَمْ عِندَهُمْ خَزَائِنُ رَحْمَةِ رَبِّكَ الْعَزِيزِ الْوَهَّابِ

«Или же у них есть сокровищницы милости твоего Господа, Могущественного, Дарующего?» (сура «Сод», аят 9).

رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!» (сура «Аль Имрон», аят 8).

                                                                                                                                 الرزاق

 Ар-Роззак - Дающий всему живому пропитание, а также все, что рабы используют, будь то дозволено для них или не дозволено. Дающий всему живому все необходимое для продолжения существования. Для жизни духа – это знания и эмоциональные чувства. Для жизни тела - это подходящая для него пища. Тот, Кто сотворил средства к существованию и наделил ими свои создания.

Он наделил их дарами как осязаемыми, так и такими как разум, знание и вера в сердце. Тот, Кто даровал жизнь живым творениям, оберегает ее, и определяет все ее процессы. Польза же, которую получает человек, познавший это имя Аллаха Субхана ва Тааля, состоит в знании того, что никто, кроме Творца всего сущего, не в состоянии даровать удел, и уповает только на Него. Он не стремится получить удел у Аллаха азза ва Джаля в том, что Он запретил, а терпит, взывает к Господу миров и трудится для получения удела в дозволенном виде.

 إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ

«Поистине, только один Аллах наделяет Своих рабов средствами к существованию. Он Всемогущ, Всесилен и над всем сущим властен!» (сура «Аз-Зарийат», аят 58).

وَكَأَيِّن مِن دَابَّةٍ لَا تَحْمِلُ رِزْقَهَا اللَّهُ يَرْزُقُهَا وَإِيَّاكُمْ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ 

«Сколько есть живых существ, которые не уносят своего пропитания (или не запасаются своим пропитанием)! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он - Слышащий, Знающий».

                                           الفتاح                            

Аль-Фаттах - Открывающий скрытое для Своих рабов. Помогающий понять знания духовные (религиозные) и мирские. Судящий справедливо, и облегчающий эту жизнь и участь в ахирате, для тех, кто на Него полагается. Тот, Кто раскрывает скрытое, облегчает трудности, отводит их. Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ. Он раскрывает сердца верующих для познания Его величия и могущества, и любви к Нему. Открывает нуждающимся врата для удовлетворения их потребностей. Человек, познавший это имя Аллаха Табарока ва Тааля, помогает другим отвести вред мрака безверия и способствует удалению зла невежества. Также стремится стать поводом для раскрытия перед ними благ истинной веры и душевного покоя.

قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ

«Скажи им (о Пророк!): «Наш Господь соберёт нас и вас в Судный день и справедливо рассудит между нами. Поистине, Он - слава Ему! - Всевышний Судия, ведающий истину того, что мы творили, и того, что вы творили». (сура «Саба», аят 26).

                                  العليم

Аль-Аълим – У Которого Абсолютные знания изначально. Они не увеличиваются и не уменьшаются. Ему известно, что было и что будет. И эти знания охватывает сведения о всех творениях, от начало их существования и всю дальнейшую вечность. Он осведомлен состоянием разума и сердец всех Своих творений.   

فَالِقُ الإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ

Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего. (сура «Аль-Аънам», аят 96).

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن ضَعْفٍ ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ ضَعْفٍ قُوَّةً ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ قُوَّةٍ ضَعْفًا وَشَيْبَةً يَخْلُقُ مَا يَشَاء وَهُوَ الْعَلِيمُ الْقَدِيرُ

«Аллах - Тот, который сотворил вас из капли семени немощными и потом сделал вас сильными по мере взросления и достижения совершеннолетия. Затем Он сделал вас слабыми в старости. Он творит, кого желает, знает и руководит Своим творением. Он - Знающий, Всемогущий и может создать кого или что пожелает». (сура «Ар-Рум», аят 54).

القابض

Аль-Кобид - Тот, кто увеличивает по Своей Щедрости и Милости удел рабов и уменьшает его по Своей Мудрости. Тот, Кто по своему справедливому порядку сужает (уменьшает) блага, кому хочет. Тот, Кто удерживает души в своей власти, подчинив их смерти, владеет благодеяниями своих искренних рабов и принимает служения их.

Удерживает сердца грешников и лишает их возможности познать Его Величие из-за их непокорности и высокомерия. Человек, познавший это имя Аллаха Роббиль иззат, удерживает свое сердце, свое тело и окружающих от прегрешений, зла, плохих деяний и насилия, увещевая, предостерегая и устрашая их.

مَّن ذَا ٱلَّذِى يُقْرِضُ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًۭا فَيُضَـٰعِفَهُۥ لَهُۥٓ أَضْعَافًۭا كَثِيرَةًۭۚ وَٱللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْصُۜطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены». (сура «Аль Бакара», аят 245).

                                                        الباسط 

Аль-Басыт -  Тот, кто доставляет созданиям жизнь, даровав их телам души, и доставляет щедрый удел как слабым, так и всем остальным. Польза же от познания этого имени Аллаха Субхана ва Тааля состоит в том, что человек обращает своё сердце и тело к добру и призывает к этому других людей путём проповедования и распространения истины.

إِنَّ رَبَّكَ يَبْسُطُ ٱلرِّزْقَ لِمَن يَشَآءُ وَيَقْدِرُۚ إِنَّهُۥ كَانَ بِعِبَادِهِۦ خَبِيرَۢا بَصِيرًۭا

«Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Своих рабов». (сура «Аль Исро», аят 30).

                                                الخافض                                  

Аль-Хофид - Тот, Кто принижает кого пожелает наказанием. Унижающий всех тех, кто нечестив, кто восстал против истины. Познавший это имя Всевышнего никогда не пойдёт по пути лжи и лицемерия. Кто осознает, что Аллах Субхана ва Тааля - Принижающий и Возвышающий, тот не будет полагаться на свое имущество, положение, знания или поступки, понимая, что никто не возвышает и не принижает, кроме Аллаха азза ва Джаля.

وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّۢ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يَمْسَسْكَ بِخَيْرٍۢ فَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍۢ قَدِيرٌۭ

«Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь». (сура «Ан-Аънам», аят 17).

 

                                                             الرافع

 

Ар-Рофиуъ - Тот, Кто возвышает кого пожелает Своей Милостью. Возвышающий уверовавших, которые заняты поклонением. Тот, Кто удерживает небо и облака, над нашими головами. Познавший это имя Всевышнего никогда не утомится восхвалением и  поминанием Аллаха Роббиль иззат.

نَرْفَعُ دَرَجَـٰتٍۢ مَّن نَّشَآءُۗ وَفَوْقَ كُلِّ ذِى عِلْمٍ عَلِيمٌ

«Мы возносим по степеням тех, кого пожелаем, и выше любого обладающего знанием есть более знающий». (сура «Юсуф», аят 76).


أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَتَ رَبِّكَۚ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِى ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَاۚ وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍۢ دَرَجَـٰتٍۢ لِّيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًۭا سُخْرِيًّۭاۗ وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌۭ مِّمَّا يَجْمَعُونَ

«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают». (сура «Аз-Зухруф», аят 32).       

المعز                                                                             

Аль-Муъиз – Усиливающий, Возвеличивающий.  Дающий силу, мощь, победу, кому пожелает. Познавший это имя Всевышнего надеется исключительно на Него.

Имам Аль-Газали говорил: «Истинное величие - это освобождение от низменных потребностей, власти страстей и глухоты невежества».

وَاذْكُرُواْ إِذْ أَنتُمْ قَلِيلٌ مُّسْتَضْعَفُونَ فِي الأَرْضِ تَخَافُونَ أَن يَتَخَطَّفَكُمُ النَّاسُ فَآوَاكُمْ وَأَيَّدَكُم بِنَصْرِهِ وَرَزَقَكُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Помните, что вы были малочисленны и считались слабыми на земле. Вы опасались, что люди схватят вас, но Он дал вам убежище, подкрепил вас Своей помощью и наделил вас благами, чтобы вы были благодарны». (сура «Аль Анфаль», аят 26).

                                   المذل

Аль-Музиль – Ослабляющий, Свергающий.Принижающий того, кого хочет, лишить его силы, мощи и возможностей. Познавший это имя Всевышнего познает, что для него является благом, а что может навредить, то есть границы добра и зла. Нарушающий границы запретного, отвергающий и сторонящийся предписаний Аллаха Табарока ва Тааля, обрекает  себя на наказание Господа миров. Всевышний Аллах установил для творений цели и то, к чему следует стремиться в духовных и мирских делах. Он установил причины и стезю, ведущие к ним, приказав рабам следовать этими путями. Он облегчил их совершенным образом, и тот, кто встает на него, достигает благой цели. Тот же, кто отказывается следовать этим путем или частично отступает от него, кто не остается верным ему полностью или делает упущения, тот не достигает желанной цели, и хуже всего лишается милости Творца всего сущего. 

قُلْ فَمَن يَمْلِكُ لَكُم مِّنَ اللَّهِ شَيْئًا إِنْ أَرَادَ بِكُمْ ضَرًّا أَوْ أَرَادَ بِكُمْ نَفْعًا بَلْ كَانَ اللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

«Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете». (сура «Аль Фатх», аят 11).

                                                  السميع                                 

 Ас-Самиуъ -  Всеслышащий. Тот, Кто описан Слухом, а Слух - это атрибут, которым описана Его Сущность. Тот, для Кого не существует ни каких тайн, Ему известно все. Слышащий - Тот, Кто объемлет слухом все, что можно услышать. Он слышит любые тайные и явные звуки, возникающие в высшем и низшем мирах. Он слышит их все без исключения, не запутываясь в них, несмотря на их многочисленность. Он слышит голоса на любых языках, близкие и отдаленные, приглушенные и громкие.

قَالَ رَبِّي يَعْلَمُ الْقَوْلَ فِي السَّمَاء وَالأَرْضِ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«Он (Мухаммад) сказал: «Мой Господь знает то, что говорят на небе и на земле. Он - Слышащий, Знающий».

مَّن كَانَ يُرِيدُ ثَوَابَ الدُّنْيَا فَعِندَ اللّهِ ثَوَابُ الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَكَانَ اللّهُ سَمِيعًا بَصِيرًا

«Если кто желает вознаграждения в этом мире, то ведь у Аллаха есть награда как в этом мире, так и в Последней жизни. Аллах - Слышащий, Видящий». (сура «Ан-Ниса», аят 134)

  البصير                                  

Аль-Басыр – Всевидящий. Тот, Кто видит открытое и скрытое, явное и тайное. Тот, для Кого не существует невидимое среди видимого. Тот, Кто объемлет своим видением даже самое мельчайшее. Познавший это имя Всевышнего видит прекрасную истину в Его Писании. Кто осознал, что Аллах азза ва Джаля - Слышащий и Видящий, тот будет ощущать присутствие Творца всего сущего во всех своих состояниях (степень ихсан), в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах Табарока ва Тааля ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил.

الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ

«Которому принадлежит власть над небесами и землей. Аллах - Cвидетель всякой вещи!» (сура «Аль Бурудж», аят 9).

 

قُلْ كَفَى بِاللّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ إِنَّهُ كَانَ بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا 

 

«Скажи: «Довольно того, что Аллах является Свидетелем между мною и вами. Воистину, Он знает и видит Своих рабов». (сура «Аль-Исро», аят 96).

   الحكم                                                                                      

Аль-Хакам – Законодатель. Установив законы предопределения, Аллах Роббиль иззат предначертал все доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдет с Его рабами, - все, что они получат и чего лишатся. Также Всевышний назначил законы религии, сниспослав их, через Посланников аляйхи ва салям, определив все, в чем нуждаются люди, ясно указав праведный путь.

Имам Ат-Тахави в своем труде «Акыда» писал: «Никто не может отвратить Его предопределение, или отменить Его решение, или пересилить Его повеление».

Имам Ахмад Заррук говорил: «Кто осознал, что Всевышний - Аль-Хакам, тот не будет обращаться к другим законам, кроме законов Аллаха, и будет всегда доволен Его решениями».

 

مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

 

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он - Могущественный, Мудрый». (сура «Фатыр», аят 2).

 

أَفَغَيْرَ اللّهِ أَبْتَغِي حَكَمًا وَهُوَ الَّذِي أَنَزَلَ إِلَيْكُمُ الْكِتَابَ مُفَصَّلاً وَالَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْلَمُونَ أَنَّهُ مُنَزَّلٌ مِّن رَّبِّكَ بِالْحَقِّ فَلاَ تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ 

 

«Скажи: «Неужели я пожелаю иного судью, помимо Аллаха, в то время как Он ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?» Те, кому Мы даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твоего Господа, и беспрекословно явная истина. Поэтому не будь в числе сомневающихся».(сура «Ан-Аънам», аят 114).      

 

                                                      العدل                                           

       

Аль - Аъдль – Справедливейший. Тот, у Кого порядок, решения, дела справедливы. Тот, Кто сам не проявляет несправедливости и запретил это остальным. Тот, Кто далек от несправедливости в своих делах и решениях, дающий каждому по заслугам. Тот, Кто является источником наивысшей справедливости. К отрицающим Истину, Аллах Табарока ва Тааля обходится справедливо, а к своим праведным рабам он милостив и милосерден. Действия Аллаха Роббиль иззат не могут быть несправедливыми, поскольку несправедливость (произвол, злоупотребление) - это распоряжаться во владениях другого, имуществом другого не по праву. И это невозможно в отношении Всевышнего, поскольку все сотворенное - Его владения, и Он может делать с этим все, что пожелает.

Имам Ас-Сануси писал: «Справедливый, то есть Тот, в Чьих действиях и решениях нет притеснения и несправедливости, поскольку все сотворенное - его владения. И никто не может повелеть Ему что-то или запретить, напротив - Он повелевает и запрещает».

فَكَيْفَ إِذَا جَمَعْنَـٰهُمْ لِيَوْمٍۢ لَّا رَيْبَ فِيهِ وَوُفِّيَتْ كُلُّ نَفْسٍۢ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ

 

«А что произойдет, когда Мы соберем их в тот день, в котором нет сомнения, когда каждая душа сполна получит то, что она приобрела, и когда с ними не поступят несправедливо?» (сура «Аль-Имрон», аят 25).

وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلَا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئًا وَإِن كَانَ مِثْقَالَ حَبَّةٍ مِّنْ خَرْدَلٍ أَتَيْنَا بِهَا وَكَفَى بِنَا حَاسِبِينَ

«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто весом с горчичное зернышко, Мы принесем его. Довольно того, что Мы ведем счет!» (сура «Ан-Аънбия», аят 47).

 

                                                                    اللطيف

 

Аль–Латыф - Проявляющий доброту к Своим рабам, проницательный. Милостивый по отношению к ним, облегчающий им жизнь, содержащий их, оказывающий заботу о них. Познавший это имя Всевышнего лучше понимает других людей.


لَّا تُدْرِكُهُ ٱلْأَبْصَـٰرُ وَهُوَ يُدْرِكُ ٱلْأَبْصَـٰرَۖ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلْخَبِيرُ

«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он - Проницательный (проявляющий доброту), Сведущий». (сура «Аль-Аънам», аят 103).

 
أَلَا يَعْلَمُ مَنْ خَلَقَ وَهُوَ ٱللَّطِيفُ ٱلْخَبِيرُ

«Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он - Проницательный (выказывающий доброту), Ведающий?»  (сура «Аль Мульк», аят 14).

                                                          الخبير                                     

 

Аль-Хобир - Знающий о сути всех вещей. Ведающий о тайном так же, как и явном, знающий как внешнее проявление, так и внутреннее содержание. Тот, для Которого не существует тайного. Тот, от Чьих знаний ничто не уходит, не отдаляется. Тот, Кто знает то, что было, и то, что будет. Знающий - Тот, Чье знание объемлет все сущее (необходимое, невозможное и возможное).

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَلْتَنظُرْ نَفْسٌۭ مَّا قَدَّمَتْ لِغَدٍۢۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرُۢ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете».(сура «Аль-Хашр», аят 18).


يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُونُواْ قَوَّٰمِينَ لِلَّهِ شُهَدَآءَ بِٱلْقِسْطِۖ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَـَٔـانُ قَوْمٍ عَلَىٰٓ أَلَّا تَعْدِلُواْۚ ٱعْدِلُواْ هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ إِنَّ ٱللَّهَ خَبِيرُۢ بِمَا تَعْمَلُونَ

 

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». («сура «Аль Маъида», аят 8).

                                              الحليم                                               

Аль-Халийм -  Откладывающий наказание тех, кто этого заслуживает, и Прощающий их впоследствии. Тот, кто освобождает от мучений, проявивших ослушание. Тот, кто даёт блага как проявившим покорность, так и ослушавшимся. Тот, кто видит ослушание своих повелений, однако им не овладевает гнев, и он не спешит с возмездием, несмотря на всё своё могущество. Человек, познавший это имя Аллаха Субхана ва Тааля, мягок и кроток в общении, не гневается и не поступает легкомысленно.

لاَّ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِيَ أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца. Аллах - Прощающий, Выдержанный». (сура «Аль Бакара», аят 225).

إِنَّ اللَّهَ يُمْسِكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ أَن تَزُولَا وَلَئِن زَالَتَا إِنْ أَمْسَكَهُمَا مِنْ أَحَدٍ مِّن بَعْدِهِ إِنَّهُ كَانَ حَلِيمًا غَفُورًا

«Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит. Воистину, Он - Выдержанный, Прощающий». (сура «Фатыр», аят 41).

                                                         العظيم                                        

Аль-Аъзым - Тот, Чьим совершенствам нет числа и предела. Величию, Которого нет начала и нет конца, и не существует никаких границ. Тот, Которому нет никого подобного, чью подлинную сущность и величие, никому не в силах постичь, так как это превыше возможностей разума творений. Тот, Кто сотворил все вещи в мире, проявив в предвечности Волю и Знание обо всем, а затем скрыл суть вещей от Своих рабов и сделал их умы неспособными понять все Его Величие и Совершенство.

اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الأَرْضِ مَن ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِّنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِمَا شَاء وَسِعَ كُرْسِيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَلاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَهُوَ الْعَلِيُّ الْعَظِيمُ

«Аллах! Нет божества, кроме Него,
Живущего и самосущего извечно!
Не склоняет Его ни сон, ни дремота,
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Кто может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)?
Он знает все, что предварило их (приход)
И что последует за их (уходом).
А им из знания Его назначено постичь
Лишь (малость) ту, что Он дозволит.
Престол Его (Державия) простерся
Над небесами и землей, -
Сохранность их Ему не в тягость.
В Своем могуществе, поистине, велик Он
И (в высшей степени) возвышен».
(сура «Аль Бакара», аят 255).

                                                                     الغفور                                            

Аль-Гофур - Тот, Кто скрывает грехи Своих рабов (в превосходной степени). Тот, кто прощает грехи своим рабам, если они покаются. Милостивый, Добродетельный, Великодушный, Щедрый, Сострадательный, Дарующий - эти имена обладают схожим смыслом. И каждое из них свидетельствует о том, что Аллах азза ва Джаля обладает милостью, добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично, Его дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в соответствии с мудростью Господь миров. Познавший это имя Всевышнего готов простить людям несправедливость по отношению к себе.

إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ مِن بَعْدِ ذَلِكَ وَأَصْلَحُواْ فَإِنَّ الله غَفُورٌ رَّحِيمٌ

«Те, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный». (сура «Аль Имрон», аят 89).

فَكُلُواْ مِمَّا غَنِمْتُمْ حَلاَلاً طَيِّبًا وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ 

Употребляйте в пищу то, что вы добыли дозволенным и честным путем, и бойтесь Аллаха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. (сура «Аль-Аънфаль», аят 69).

                                                              الشكور                                              

Аш-Шакур – Тот, Кто щедро вознаграждает даже за небольшие благие деяния. Воздающий огромные награды Своим рабам за их незначительные поклонения Аллах Табарока ва Тааля не дает пропасть усердиям тех, кто искренне старается найти снискать Его довольство. Всевышний вдохновляет верующих на праведные поступки, а потом, одаривает их щедрыми благами, которых не видывал взор, о которых не слышали уши и которые даже не приходили на ум человеку. Он никому не обязан это делать, но по милости и щедрости Своей Аллах Роббиль иззат, обязал Себя поступать именно так. Человек, познавший Аллаха Субхана ва Тааля посредством этого имени, благодарит своего Создателя за его блага в мирской жизни и использует их для достижения Его довольства, но ни в коем случае не в неповиновении ему, а также благодарит те создания Господа миров, которые были добродетельны к нему.

لِيُوَفِّيَهُمْ أُجُورَهُمْ وَيَزِيدَهُم مِّن فَضْلِهِ إِنَّهُ غَفُورٌ شَكُورٌ

 

«Чтобы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он - Прощающий, Благодарный». (сура «Фатыр»,аят 30).

إِن تُقْرِضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعِفْهُ لَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ وَاللَّهُ شَكُورٌ حَلِيمٌ

«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах - Благодарный, Выдержанный». (сура «Ат-Тагабун», аят 17).

                                                    العلي                                       

Аль-Аълий – Всевышний. Тот, Значительность Которого неоценимо высоко. Тот, у кого нет равных, нет соперников, нет сотоварищей. Тот, Кто выше всего этого,  Чьи сущность, мощь и сила наивысочайшие. Тот, Кто настолько совершенен, что человеческий разум не в состоянии постичь Его совершенство. Он Возвышен степенью и уровнем, а не возвышенностью места. Аллах Субхана ва Тааля чист от того, чтобы занимать место или какое-то направление. Познавший это имя Творца, будет далек от придавания Ему сотоварищей (будет спасен от ширка).

ذَلِكَ بِأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْحَقُّ وَأَنَّ مَا يَدْعُونَ مِن دُونِهِ هُوَ الْبَاطِلُ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ الْعَلِيُّ الْكَبِيرُ

«Это - потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Великий». (сура «Аль-Хадж», аят 62).

وَمَا كَانَ لِبَشَرٍ أَن يُكَلِّمَهُ اللَّهُ إِلَّا وَحْيًا أَوْ مِن وَرَاء حِجَابٍ أَوْ يُرْسِلَ رَسُولًا فَيُوحِيَ بِإِذْنِهِ مَا يَشَاء إِنَّهُ عَلِيٌّ حَكِيمٌ

«Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый». (сура «Аш-Шуро»,аят 51).

                                                                       الكبير                                          

Аль-Кабир – Великий. Тот, у Которого в качествах и делах наличествует истинное величие, не нуждающийся ни в чём. Тот, Кто описан Величием и высоким положением. Аллах Роббиль иззат превыше того, чтобы иметь качества создано. Тот, Чье совершенство не могут постичь умы. Он обладает всеми качествами совершенства, и эти качества присущи Ему в самой совершенной, величественной и всеобъемлющей форме. Его знание безгранично, а могущество непререкаемо.

 عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ

 «Он - Ведающий сокровенное и явное, Великий, Превознесшийся». (сура «Ар-Раъд»,аят 9).

ذَلِكُم بِأَنَّهُ إِذَا دُعِيَ اللَّهُ وَحْدَهُ كَفَرْتُمْ وَإِن يُشْرَكْ بِهِ تُؤْمِنُوا فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ

«Это - потому, что когда призывали одного Аллаха, вы не веровали. Если же к Нему приобщали сотоварищей, вы верили. Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Великий». (сура «Гофир», аят 12).

Материал подготовил Рузметов Еркин. (продолжение следует).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (1)

Оқи отырыңыз: