بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
11. Ростовщичество (лихва, финансовые взаимоотношения, где присутствует ссудный процент).
ٱلَّذِينَ يَأْكُلُونَ ٱلرِّبَوٰاْ لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ ٱلَّذِى يَتَخَبَّطُهُ ٱلشَّيْطَـٰنُ مِنَ ٱلْمَسِّۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوٓاْ إِنَّمَا ٱلْبَيْعُ مِثْلُ ٱلرِّبَوٰاْۗ وَأَحَلَّ ٱللَّهُ ٱلْبَيْعَ وَحَرَّمَ ٱلرِّبَوٰاْۚ فَمَن جَآءَهُۥ مَوْعِظَةٌۭ مِّن رَّبِّهِۦ فَٱنتَهَىٰ فَلَهُۥ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُۥٓ إِلَى ٱللَّهِۖ وَمَنْ عَادَ فَأُوْلَـٰٓئِكَ أَصْحَـٰبُ ٱلنَّارِۖ هُمْ فِيهَا خَـٰلِدُونَ
«Те, которые пожирают риба, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна ростовщичеству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно». (сура «Аль-Бакара», аят 275)
Господь миров повествует о беззаконниках, пожирающих риба (судный процент) и заключающих запрещенные сделки. Аллах Субхана ва Тааля сообщает, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В этой жизни они охотились за богатством, подобно безумцам, и поэтому после смерти, в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные душевнобольные, которых сатана поверг своим прикосновением. Это позорное наказание станет возмездием за то, что они использовали для нужд своей жизни прибыль от судного процента, и громогласно заявляли, что торговля подобна ростовщичеству. По причине своего невежества и наглости, они уничтожили грань между тем, что Всевышний запретил, и тем, что Он дозволил, и провозгласили ростовщичество дозволенным. Аллах Роббиль иззат обещает подвергнуть наказанию всех грешников, включая беззаконников, употребляли в своем существовании стяжательство от судного процента, если те будут продолжать совершать грехи после того, как до них дошло увещевание, то есть после того, как им была разъяснена истина, и они узнали об обещанном вознаграждении и наказании. Если после увещевания грешники перестанут заниматься ростовщичеством, то им будут прощены прошлые грехи, в которых они раскаялись, а их будущие поступки и деяния вернутся к Создателю всего сущего. И если они не нарушат своего покаяния, то убедятся в том, что Аллах азза ва Джаля никогда не умаляет награды праведников. Но если после увещевания и предупреждения они продолжат заниматься ростовщичеством, то окажутся в Адском пламени, в котором они пребудут вечно. Из этого откровения следует, что риба обрекает человека на попадание в Преисподнюю (Ад) и вечное пребывание там.
Риба (ростовщичество) в канонах религии Ислам любое прибавление к первоначальной сумме, прописанная в договоре, и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего законам Шариата) обоснования (эквивалента, возмещения). К примеру, человек или организация дали частному или юридическому субъекту, какую-то сумму, на определенное время, и обязывают договором вернуть, допустим, через год, с десяти процентной надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) - это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это - процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это - лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: اجتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللّٰهُ! وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللّٰهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِی حَرَّمَ اللّٰهُ إِلَّا بِالْحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ الْيَتِيمِ، وَالتَّوَلِّی يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَزْفُ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ الْغَافِلَاتِ. رواهالبخاری باب قول اللّٰه تعالی: إن الذين ياكلون أمو ال اليتمی
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Отстраняйтесь от семи губительных грехов». Сахабы (родзи Аллаху аънхум) спросили: «Какие это деяния (амали)». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это придавать Аллаху сотоварищей, колдовство, убивать невинного, ростовщичество, пользоваться имуществом сироты, убегать с поля боя, клеветать на не подозревающих верующих целомудренных женщин. (приводится имамом Бухари).
يَمْحَقُ ٱللَّهُ ٱلرِّبَوٰاْ وَيُرْبِى ٱلصَّدَقَـٰتِۗ وَٱللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ
«Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или: неверующих) грешников». (сура «Аль-Бакара», аят 276).
Творец Вселенной поясняет, что погубит заработок ростовщиков, и приумножит пожертвования благотворителей, хотя порой кажется, что в действительности все происходит наоборот. Многие люди считают, что пожертвования лишают их богатства, тогда как риба приумножает их благосостояние. Богатство и мирской удел - в Могуществе и Милости Аллаха Табарока ва Тааля, и заслужить это можно только благодаря праведным поступкам и выполнению предписаний Всевышнего. И если человек осмеливается пожирать прибыль с судного процента, то его непременно постигает наказание. Судьба таких людей складывается вопреки их желаниям, что подтверждается событиями, происходящими в нашей реальной жизни.
عَنْ جَابِرٍ - رضي الله عنه - قَالَ: لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - آكِلَ الرِّبَا، وَمُوكِلَهُ، وَكَاتِبَهُ، وَشَاهِدَيْهِ، وَقَالَ: «هُمْ سَوَاءٌ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ. وَلِلْبُخَارِيِّ نَحْوُهُ مِنْ حَدِيثِ أَبِي جُحَيْفَةَ.
Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллаха, проклял тех, кто пожирает риба, выплачивает риба, записывает договор о выплате риба и присутствует при этом в качестве свидетеля. При этом он сказал: «Все они суть одно!» (приводится имамами Муслимом и Бухари).
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱتَّقُواْ ٱللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ ٱلرِّبَوٰٓاْ إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍۢ مِّنَ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦۖ وَإِن تُبْتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَٰلِكُمْ لَا تَظْلِمُونَ وَلَا تُظْلَمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть от ростовщичества, если только вы являетесь верующими».
«Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо». (сура «Аль-Бакара», аят 278-279).
Всевышний обратился к правоверным и велел им бояться Его и разорвать все сделки, с присутствием судного процента, которые они заключили прежде. Он сообщил, что если люди не поступят так, то станут враждовать с Аллахом Субхана ва Тааля и Его Посланником соллаллоху аляйхи ва салям. Это - одно из величайших свидетельств порочности ростовщичества, ведь если человек настойчиво продолжает существовать, зарабатывая на процентах, то он попирает законы Творца всего сущего. Если же он раскаивается в том, что занимался ростовщичеством, то ему разрешается взять назад свой первоначальную сумму.
Если человек раскаялся в этом грехе, то ему прощаются все сделки и соглашения, которые он заключил. В этом откровении разъясняется мудрость запрета на судный процент, заключающаяся в том, что ростовщичество является несправедливостью по отношению к нуждающимся людям. Ростовщик взимает с них больше положенного и увеличивает их долговые обязательства.
وَعَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ - رضي الله عنه - عَنْ النَّبِيِّ - صلى الله عليه وسلم - قَالَ: «الرِّبَا ثَلَاثَةٌ وَسَبْعُونَ بَابًا، أَيْسَرُهَا مِثْلُ أَنْ يَنْكِحَ الرَّجُلُ أُمَّهُ، وَإِنَّ أَرْبَى الرِّبَا عِرْضُ الرَّجُلِ الْمُسْلِمِ» رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ مُخْتَصَرًا، وَالْحَاكِمُ بِتَمَامِهِ وَصَحَّحَهُ.
Передается от Абдуллах ибн Маъсуда (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «У риба есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самой тяжкой лихвой является покушение на честь мусульманина». (приводится имамами Аль-Хакимом и Ибн Моджа).
Ещё в хадисах Пророка соллаллоху аляйхи ва салям сказано: «Я видел во сне, как два человека пришли ко мне; они привели меня на чистую землю, и мы подошли к кровавой реке. Один человек был в кровавой реке, а другой стоял на берегу перед грудой камней. Когда первый человек пытался выйти из реки, второй бросал в него камни, чтобы тот не мог выйти на берег. Летящие в него камни всегда попадали в рот. Каждый раз, когда он пытался выйти, другой забрасывал его камнями, и он снова падал в реку. Я спросил: «Кто этот человек, которого я увидел в реке?» Тогда мне ответили, что это человек, пожиравший прибыль ростовщичества» (приведено имамом Бухари).
Многие спрашивают: «Грех бывает только тому, кто берёт деньги под проценты, или тому, кто даёт, тоже? И дающий, и берущий, и все, которые способствуют ростовщичеству, являются соучастниками этого греха.
«Существуют четыре категории людей, которых Всевышний Аллах обязался не впускать в Рай и не угощать райскими плодами: тех, кто постоянно употребляет алкоголь, ростовщики, пожиратели имущества сирот и огорчающие своих родителей». (приведено имамом Хакимом).
«Грех за осознанное употребление одного дирхама из ростовщичества больше, чем грех за совершение тридцати шести прелюбодеяний». (приведено имамами Ахмадом, Ат-Табарани).
«Когда в одной местности люди выявляют ростовщичество и прелюбодеяния, то они тем самым влекут на себя гнев Всевышнего».
«В ночь Вознесения (Миъроджа) я увидел людей с огромными, подобно домам, животами, и в них просвечивались змеи. Я спросил: «О Джибриил, кто эти люди?» Он ответил, что это ростовщики». (приведено имамами Ахмадом, Ибн Маджа).
Ростовщичество основано на том, что человек получает деньги, не отдавая ничего взамен. Таким образом, оно является самым грубым нарушением прав человека. На первый взгляд, кажется, что ростовщичество помогает людям и облегчает им жизнь. Но на самом деле – это обогащение свое материального положения, на безвыходном положении людей. Это злокачественная опухоль, подавляющая религиозные чувства и разъедающая экономику изнутри. Увеличивая инфляцию, ростовщичество приводит к тому, что богатые становятся еще более влиятельными, а бедные – еще более притесняемыми. Так общество оказывается расколотым глубокой пропастью. Между тем, самые знаменитые экономисты говорят, что в экономическом отношении самым благополучным является то общество, в котором инфляция и процентные операции сведены к нулю.
Кроме этого, ростовщичество приносит такие бедствия, как рост безработицы; искусственный рост цен; ослабление заботы о других, чувств взаимопомощи, любви, милосердия и доброты. При этом, поощряя людей к эгоизму и корыстолюбию, ростовщичество побуждает в них страсть к деньгам и власти.
Ростовщичество приучает людей не работать. Люди, привыкнув жить ростовщичеством, оставляют производство, ремесло, торговлю, земледелие, то есть, всю необходимую для жизни деятельность. Они живут только тем, что получают деньги с помощью денег, но через некоторое время становится ясным, что этим нельзя обеспечить свое существование. Ростовщичество становится причиной ссор и бесконечных раздоров. Среди всех видов деловых операций нет ничего, что более всего вызывало бы вражду и раздоры, чем ростовщичество.
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تَأْكُلُواْ ٱلرِّبَوٰٓاْ أَضْعَـٰفًۭا مُّضَـٰعَفَةًۭۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ وَٱتَّقُواْ ٱلنَّارَ ٱلَّتِىٓ أُعِدَّتْ لِلْكَـٰفِرِينَ
«О те, которые уверовали! Не живите на прибыль от ростовщичества, умноженного в многократном размере, и бойтесь Аллаха, - быть может, вы преуспеете».
«Бойтесь Огня, который уготован неверующим». (сура «Аль Имран» ,аяты 130-131).
عَنِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: مَا أَحَدٌ أَكْثَرَ مِنَ الرِّبَا إِلَّا كَانَ عَاقِبَةُ أَمْرِهِ إِلَی قِلَّةٍ
Передается от Абдуллах ибн Маъсуда (родзи Аллах аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый человек, который умножает свое богатство, давая деньги в рост, заканчивает тем, что теряет богатство и впадает в нужду».
12. Посягательство на имущество сирот.
وَءَاتُواْ ٱلْيَتَـٰمَىٰٓ أَمْوَٰلَهُمْۖ وَلَا تَتَبَدَّلُواْ ٱلْخَبِيثَ بِٱلطَّيِّبِۖ وَلَا تَأْكُلُوٓاْ أَمْوَٰلَهُمْ إِلَىٰٓ أَمْوَٰلِكُمْۚ إِنَّهُۥ كَانَ حُوبًۭا كَبِيرًۭا
Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте хорошее на скверное. Не проедайте их имущества вместе со своим. Воистину, это - великий грех. (сура «Ан-Ниса», аят 2).
Строгой ответственностью и обязанностью людей, перед Аллахом Роббиль иззат, является соблюдение прав сирот. Под ними подразумеваются дети, которые лишились своих родителей, которые малы и беспомощны настолько, что не способны заботиться о своих интересах. Сострадательный и Милосердный Творец велел мусульманам делать добро сиротам и приближаться к их имуществу только с благими намерениями, чтобы по достижении совершеннолетия они могли получить свое имущество сполна. Он запретил это скверное деяние - несправедливо проедать имущество сирот. Не довольствуясь дозволенными благами, пользоваться которыми человек может без стеснения, не опасаясь дурных последствий этого. Но использование в корыстных целях имущества сирот – омерзительный и отвратительный проступок, поскольку Аллах азза ва Джаля одаряет всех людей достаточным пропитанием и другими средствами. Если же кто-то, не обращая внимания на суровое предупреждение Всевышнего, осмеливается на такой крайне негативный проступок, то совершает великий грех и ужасное преступление. Повеление Аллаха Табарока ва Тааля отдавать сироте его имущество подразумевает опекунство над его имуществом. А также следует наказ заботиться об имуществе сироты, потому что сирота сможет получить его в лучшем виде только в том случае, если опекун сохранил его, позаботился о нем, приумножил его и не подвергал его опасности.
عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، أَنَّ رَجُلاً أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: إِنِّي فَقِيرٌ لَيْسَ لِي شَيْءٌ، وَلِي يَتِيمٌ، قَالَ: فَقَالَ: كُلْ مِنْ مَالِ يَتِيمِكَ غَيْرَ مُسْرِفٍ، وَلاَ مُبَادِرٍ، وَلاَ مُتَأَثِّلٍ.
Передается от Аъмр ибн Шуъайб (родзи Аллах аънхума), что один человек пришел к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям и сказал: «Поистине, я бедняк, у меня ничего нет, и на моём попечении сирота». И Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Бери из имущества твоего сироты, не излишествуя, не расточая и не присваивая ничего из основного имущества».
إِنَّ ٱلَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَٰلَ ٱلْيَتَـٰمَىٰ ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِى بُطُونِهِمْ نَارًۭاۖ وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًۭا
«Воистину, те, которые несправедливо проедает имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (сура «Ан-Ниса», аят 10).
Господь миров строго предупреждает опекунов, использующих имущество сирот, в своих бытовых целях, не имея на то никакого права. Последнее обстоятельство конкретизирует это предписание, и не распространяется на неимущих опекунов, которым разрешается, есть из имущества сирот в соответствии с принятыми обычаями. Это предостережение не действует также на те случаи, когда еда сирот смешивается с едой их опекунов, о чем мы упоминали ранее. Но если опекуны проедают имущество сирот несправедливо, то оно разгорится в их животах огненным пламенем. Они сами проглотили его, а вслед за этим они попадут в разожженный огонь.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: لَمَّا أَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ( وَلاَ تَقْرَبُوا مَالَ الْيَتِيمِ إِلاَّ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ ) وَ ( إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْماً ) الآيَةَ، انْطَلَقَ مَنْ كَانَ عِنْدَهُ يَتِيمٌ فَعَزَلَ طَعَامَهُ مِنْ طَعَامِهِ وَشَرَابَهُ مِنْ شَرَابِهِ، فَجَعَلَ يَفْضُلُ مِنْ طَعَامِهِ فَيُحْبَسُ لَهُ حَتَّى يَأْكُلَهُ أَوْ يَفْسُدَ، فَاشْتَدَّ ذَلِكَ عَلَيْهِمْ، فَذَكَرُوا ذَلِكَ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ ( وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْيَتَامَى قُلْ إِصْلاَحٌ لَهُمْ خَيْرٌ وَإِنْ تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَانُكُمْ ). فَخَلَطُوا طَعَامَهُمْ بِطَعَامِهِ وَشَرَابَهُمْ بِشَرَابِهِ.
Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллах аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда Всемогущий и Великий Аллах ниспослал: «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему» и
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнём и будут гореть в Пламени», люди, в чьих домах были сироты, стали отделять их пищу от своей, их питьё - от своего. Их еда оставалась, и, если они не доедали её, она портилась. Это создавало много трудностей для людей, и они рассказали об этом Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, после чего Аллах азза ва Джаля ниспослал: «Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро - хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья (в религии)». И они объединили свою пищу и питье».
وَلَا تَقْرَبُواْ مَالَ ٱلْيَتِيمِ إِلَّا بِٱلَّتِى هِىَ أَحْسَنُ حَتَّىٰ يَبْلُغَ أَشُدَّهُۥۖ وَأَوْفُواْ ٱلْكَيْلَ وَٱلْمِيزَانَ بِٱلْقِسْطِۖ لَا نُكَلِّفُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَاۖ وَإِذَا قُلْتُمْ فَٱعْدِلُواْ وَلَوْ كَانَ ذَا قُرْبَىٰۖ وَبِعَهْدِ ٱللَّهِ أَوْفُواْۚ ذَٰلِكُمْ وَصَّـٰكُم بِهِۦ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, - быть может, вы помяните назидание». (сура «Ан-Аънам», аят 152).
Не тратьте имущество сирот, не используйте его во благо себе и не расходуйте его без необходимости. Используйте имущество сирот только тогда, когда это может принести им пользу или приумножить их состояние. Это значит, что запрещается приближаться к имуществу сирот, если это может, навредить им или не принесет им пользы, и может принести вред, пока они не достигнут совершеннолетия, и не смогут благоразумно распоряжаться своим имуществом. Когда же они, достигнут совершеннолетия, им следует вручить их имущество, дабы они могли распоряжаться им по своему усмотрению. Из этого также следует, что сирота не имеет права самостоятельно распоряжаться своим имуществом до достижения совершеннолетия, что его опекун обязан распоряжаться его имуществом самым лучшим образом и что эти ограничения сохраняют силу до тех пор, пока сирота не достигнет совершеннолетия.
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: أَنَا وَ كَافِلُ الْيَتِيْمِ فِی الْجَنَّةِ هٰكَذَا، وَأَشَارَ بِالسَّبَّابَةِوَالْوُسْطٰی وَفَرَّجَ بَيْنَهُمَا شَيْءًا. رواه ابخاری، باب اللعان
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Опекающий сироту из числа его родственников или посторонних ему людей будет в Раю столь же близок ко мне, как два этих» . Сказав это, передатчик данного хадиса, которым был Малик бин Анас (родзи Аллаху аънху), сделал знак указательным и средним пальцами».
وَيَسْــَٔلُونَكَ عَنِ ٱلْيَتَـٰمَىٰۖ قُلْ إِصْلَاحٌۭ لَّهُمْ خَيْرٌۭۖ وَإِن تُخَالِطُوهُمْ فَإِخْوَٰنُكُمْۚ وَٱللَّهُ يَعْلَمُ ٱلْمُفْسِدَ مِنَ ٱلْمُصْلِحِۚ وَلَوْ شَآءَ ٱللَّهُ لَأَعْنَتَكُمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌۭ
«Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро - хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья. Аллах отличает распространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел, то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый». (сура «Аль-Бакара», аят 220).
Аллах Роббиль иззат ничего не творит понапрасну. Его творения преисполнены великой мудрости и великого смысла, часть которых нам известна, а часть, которых остается нами непознанной. Создатель не ниспосылает законы, которые лишены мудрости и смысла. Он повелевает творить поступки, которые приносят одну только пользу либо приносят больше пользы, чем вреда, и запрещает совершать грехи. И это свидетельствует о совершенной мудрости и милости Аллаха Субхана ва Тааля.
فَأَمَّا ٱلْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ وَأَمَّا ٱلسَّآئِلَ فَلَا تَنْهَرْ وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
«Посему не притесняй сироту!»
«И не гони просящего!»
«И возвещай о милости своего Господа». (сура «Ад-Дзуха», аят 9-11).
Не обходитесь с сиротами плохо, не прогоняй их, а будьте с ними почтительными, помогайте им исходя из ваших возможностей, и обращайтесь с ними так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вашими детьми после вашего ухода из этой жизни. Не злитесь и не прогоняйте нуждающегося, не удовлетворив его просьбы. Помогите ему, чем можете, либо ответьте ему добрым словом. Восхваляйте Аллаха Табарока ва Тааля, и упоминайте о Его милосердии ко всем вам. Благодарите Всевышнего, Который наделил вас многочисленными благами. Воистину, человеческой душе свойственно любить Того, Кто делает ей добро и проявляет заботу.
Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда бьют сироту, содрогается Арш (Трон) Милостивого, от его плача. Аллах азза ва Джаля говорит: «О Мои Ангелы! Кто заставил плакать того, у кого нет отца (сироту)?» - хотя Он лучше Знающий. Ангелы отвечают: «О Аллах! Мы не знаем». Тогда Аллах скажет: «Будьте свидетелями, кто обрадует сироту, ради Моего довольства, того обрадую в День Великого Суда».
Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто провел рукой по голове сироты, проявляя милость, Аллах азза ва Джаля записывает ему благие дела в количестве волос на голове этого сироты и стирает грехи в количестве этих же волос, а также поднимает степень этого верующего.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ: مَنْ ضَمَّ يَتِيْمًا أَبَوَيْنِ مُسْلِمَيْنِ إِلٰی طَعَامِهِ وَشَرَابِهِ حَتّٰی يُغنِيَهُ اللّٰهُ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ. رواه أحمد والطبرانی وفيه: علی بن زيد وهو حسن الحديث وبقية رجاله رجال الصحيح، مجمع الزواءد
Передается от Абдуллах ибн Аббас (родзи Аллах аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто присоединит к своей еде и питью сироту, у которого родители были мусульманами, пока Аллах азза ва Джаля, этого сироту не сделает его самостоятельным, для того джаннат (рай), станет обязательным.
13. Вносить нововведения в религии (неправильное разъяснение аятов, распространять лживые хадисы).
Кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и истиной веры.
إِنَّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ وَصَدُّواْ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ قَدْ ضَلُّواْ ضَلَـٰلاَۢ بَعِيدًا
«Воистину, те, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, впали в глубокое заблуждение». (сура «Ан-Ниса», аят 167).
Аллах Табарока ва Таала пригрозил тем, кто отказывается уверовать в Посланников аляйхи ва салям, и мешает другим встать на путь Господа миров. Это - предводители неверия и проповедники заблуждения, которые сильно уклонились от Истины. Кто является более заблудшим человеком, чем тот, кто сбился с пути сам и сбивает с него других? Он совершает двойной грех, оказывается в двойном убытке и дважды лишается верного руководства.
عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ أُمِّ عَبْدِ اللَّهِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم: «مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ.
وَفِي رِوَايَةٍ لِمُسْلِمٍ :مَنْ عَمِلَ عَمَلًا لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
Передается от матери правоверных Умм Абдуллах Аиша (родзи Аллаху аънха), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто». В версии, приведенном имамом Муслимом, сказано: «Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!»
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَـٰدِلُ فِى ٱللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍۢ وَلَا هُدًۭى وَلَا كِتَـٰبٍۢ مُّنِيرٍۢ
«Среди людей есть такой, который спорит об Аллахе, не имея ни знаний, ни верного руководства, ни освещающего Писания». (сура «Аль Хадж», аят 8).
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: اتَّقُوا الْحَدِيْثَ عَنِّ إِلَّا مَا عَلِمْتُمْ، فمَنْ كَذَبَ عَلَیَّ مُتَعَمِّدًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النّارِ، ومَنْ قَالَ فِی الْقُرْآنِ بِرَأْيِهِ فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنَ النَّارِ.رواه الترمذی وقال: هَذَا حديث حسن، باب ما جاء فی الذی يفسر القرآن برأيه
Передается от Ибн Аббас (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Остерегайтесь пересказывать хадисы от моего имени, кроме тех, которые вы хорошо знаете. Кто возвел на меня ложь, пусть займет свое место в огне джаханнама (ада). И кто объясняет Коран по своему, пусть займет свое место в огне джаханнама».
وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يُجَـٰدِلُ فِى ٱللَّهِ بِغَيْرِ عِلْمٍۢ وَيَتَّبِعُ كُلَّ شَيْطَـٰنٍۢ مَّرِيدٍۢ
«Среди людей есть такие, которые спорят об Аллахе, не имея знаний, и следуют за всяким мятежным дьяволом». (сура «аль Хадж», аят 3).
Среди людей есть такие, которые скитаются в заблуждении и пытаются оспорить Истину посредством своих лживых доводов. Они хотят доказать истинность заблуждения и опорочить истину, хотя сами являются величайшими невеждами и совершенно не обладают праведными познаниями. А все имеющиеся у них знания они приобретают путем слепого подражания своим заблудшим предводителям и мятежным дьяволам, которые дерзко и упрямо ослушаются Аллаха азза ва Джаля и Его Посланников аляйхи ва салям. Их предводители отреклись от Господа миров и Его Посланников аляйхи ва салям и превратились в вождей, призывающих людей в Адское Пламя.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ رُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ غَيْرِ فَقِيْهٍ، وَمَنْ لَمْ يَنْفَعْهُ عِلْمُهُ ضَرَّهُ جَهْلُهُ، اقْرَإِ الْقُرْآنَ مَا نَهَاكَ، فَإِنْ لَمْ يَنْهَكَ فَلَسْتَ تَقْرَءُهُ. رواه الطبرانی فی الكبير وفيه شهر بن حوثب وهو ضعيف وقد. مخمع الزو اءد
Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Некоторые обладатели знания не понимают их. И кому не принесут пользы его знания, тому принесет вред его невежество. Вы будете считаться чтецами Корана только тогда, когда Коран будет удерживать вас, Если он не удерживает вас. Значит вы не читающие Коран».
أَفَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَـٰهَهُۥ هَوَٮٰهُ وَأَضَلَّهُ ٱللَّهُ عَلَىٰ عِلْمٍۢ وَخَتَمَ عَلَىٰ سَمْعِهِۦ وَقَلْبِهِۦ وَجَعَلَ عَلَىٰ بَصَرِهِۦ غِشَـٰوَةًۭ فَمَن يَهْدِيهِ مِنۢ بَعْدِ ٱللَّهِۚ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Аллах ввел его в заблуждение на основании знания, запечатал его слух и сердце и бросил на его взор покрывало. Кто же наставит его на прямой путь после Аллаха? Неужели вы не помяните назидание?» (сура «Аль-Джасия», аят 23).
Заблудшие люди совершают все, чего желают их порочные души, и не думают о том, доволен этим Аллах Роббиль иззат, или нет. Всевышний не наставил их на путь Истины, потому что Ему прекрасно известно о том, что они недостойны, идти праведным путем. Их уши не внимают тому, что может принести им пользу, их сердца не испытывают желания делать добро, а глаза не способны увидеть и осознать истину. Никто не сможет помочь таким людям, если Аллах Субхана ва Тааля закрыл для них двери, выводящие человека на прямой путь, и обрек их на вечное заблуждение. Но Господь миров не поступил с ними несправедливо - они сами были несправедливы к себе, и их злодеяния отдалили их от милости Аллаха азза ва Джаля. О люди! Неужели вы не станете делать то, что приносит вам пользу, и не прекратите совершать то, что навлекает на вас беду?
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَنْ أُفْتِيَ بِغَيْرِ عِلْمٍ كَانَ إِثْمُهُ عَلَی مَنْ أَفْتَاهُ. زَادَ سُلَيْمَانُ الْمَهْرِيُّ فِی حَدِيثِهِ: وَمَنْ أَشَارَ عَلَی أَخِيهِ بِأَمْرٍ يَعْلَمُ أَنَّ الرُّشْدَ فِی غَيْرِهِ فَقَدْ خَانَهُ. وَهَذَا لَفْظُ سُلَيْمَانَ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Кто дает фатву (шариатское решение) без знания, тот понесет бремя греха того, кому он ее дал». А в версии Сулеймана аль-Махрии добавлено: «И кто указал брату на какое-то дело, зная, что лучше поступить иначе, тот вероломно поступил по отношению к нему».
رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةًۚ إِنَّكَ أَنتَ ٱلْوَهَّابُ
«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!» (сура «Аль Имран», аят 8).
В этих откровениях речь идет о вопросе, который определяет грань между теми, кто исповедует ошибочные воззрения, и теми, кто следует прямым путем. Всевышний Аллах азза ва Джаля сообщает, что обладающие знанием праведники, всегда молят Господа миров укрепить их веру и не уклонять их сердца от истины в сторону заблуждения, после того, как Он наставил их на прямой путь и исправил их деяния. Милость и щедроты их Господа безгранично велики.
عَنْ زَيْدِ بْنِ أَرْقَمَ رَضيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللّهِ صَلَّی اللّٰهِ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ يَقُولُ: اَللّٰهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَ
Передается от Зайд ибн Аркам (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям делал следующее дуа: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от знания, которое не приносит пользы, от сердца, в котором нет трепета, от нафса, который не насыщается, и от дуа, которая не принимается».
اللَّهُمَ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ وَالْهَرَمِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ. اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا. أَنْتَ وَلِيُهَا وَمَوْلاَهَا. اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لاَ يَنْفَعُ وَمِنْ قَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ وَمِنْ نَفْسٍ لاَتَشْبَعُ وَمِنْ دَعْوَةٍ لاَ يُسْتَجَابُ لَهَا
О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, скупости, малодушия, старческой дряхлости и мучений в могиле.
О Аллах! Даруй душе моей благочестие, и очисть ее. Ведь Ты – лучший, кто очищает. Ты – ее Покровитель и Владыка!
О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирение, и от души, которая не может насытиться, от мольбы, которой не внемлют!
ٱلَّذِينَ يَصُدُّونَ عَن سَبِيلِ ٱللَّهِ وَيَبْغُونَهَا عِوَجًۭا وَهُم بِٱلْءَاخِرَةِ هُمْ كَـٰفِرُونَ
«Те, которые сбивают других с пути Аллаха, стремясь исказить Истину, они не веруют в Последнюю жизнь». (сура «Худ», аят 19).
Творец всего сущего сообщает, что самым несправедливым человеком к себе, является тот, кто приписывает Аллаху азза ва Джаля ложь. Это относится ко всем, кто приписывает Господу миров сотоварищей или другие качества, которые не соответствуют Его величию. Кто говорит от имени Аллаха Табарока ва Тааля то, чего Он не говорил, являются самыми невежественными людьми, и они непременно предстанут перед своим Создателем, чтобы получить воздаяние за свое беззаконие. И когда Аллах Роббиль иззат приговорит их к суровому наказанию, свидетели подтвердят, что в мирской жизни эти нечестивцы измышляли ложь от имени Всевышнего. Из-за этого, они будут прокляты, и проклятие будет вечным, потому что несправедливость была неотъемлемым качеством этих грешников, и им не дадут облегчения.
14. Убегать из поля битвы
وَمَن يُوَلِّهِمْ يَوْمَئِذٍۢ دُبُرَهُۥٓ إِلَّا مُتَحَرِّفًۭا لِّقِتَالٍ أَوْ مُتَحَيِّزًا إِلَىٰ فِئَةٍۢ فَقَدْ بَآءَ بِغَضَبٍۢ مِّنَ ٱللَّهِ وَمَأْوَٮٰهُ جَهَنَّمُۖ وَبِئْسَ ٱلْمَصِيرُ
«Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (сура «Ан-Анфаль», аят 16).
Аллах Субхана ва Тааля велит верующим проявлять должную отвагу и настойчивость и стремиться совершать поступки, укрепляющие душу и тело. Он запретил им бежать с поля сражения после того, как воюющие стороны сойдутся в бою. О мусульмане! Если ваши ряды сойдутся лицом к лицу с боевыми рядами противника, то не поворачивайте к ним свои спины. Напротив, будьте стойкими и терпеливо переносите тяготы битвы. Поступая так, вы помогаете религии Аллаха Роббиль иззат, вселите уверенность в сердца других верующих и ужас в души безбожников. Поворачиваться спиной к противнику разрешается только для того, чтобы осуществить военный маневр или соединиться с другим отрядом. Всякий же, кто обернется спиной к противнику во время сражения по иной причине, навлечет на себя гнев Всевышнего и окажется в Преисподней.
Таким образом, бегство с поля боя без уважительной причины является одним из величайших грехов. Об этом сообщается в достоверных хадисах, и это подтверждается грозным предупреждением в адрес мусульман, совершивших подобный грех. Смысл обсуждаемых нами аятов в том, что во время сражения разрешается отступить, чтобы перейти с одного фланга на другой, если подобный маневр поможет мусульманам нанести противнику более сокрушительное поражение. Совершая такой маневр, мусульмане не поворачиваются спиной к неверующим с намерением сбежать с поля боя. Они поступают так, чтобы одержать верх над противником, нанести удар по его отборным войскам, ввести его в заблуждение или претворить в жизнь иной военный замысел. Также разрешается отступить для того, чтобы оказать поддержку другому отряду и помочь ему разгромить неверующих.
قَدْ كَانَ لَكُمْ ءَايَةٌۭ فِى فِئَتَيْنِ ٱلْتَقَتَاۖ فِئَةٌۭ تُقَـٰتِلُ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ وَأُخْرَىٰ كَافِرَةٌۭ يَرَوْنَهُم مِّثْلَيْهِمْ رَأْىَ ٱلْعَيْنِۚ وَٱللَّهُ يُؤَيِّدُ بِنَصْرِهِۦ مَن يَشَآءُۗ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَعِبْرَةًۭ لِّأُوْلِى ٱلْأَبْصَـٰرِ
«Знамением для вас стали две армии (при Бадре): одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих. Своими глазами они увидели, что неверующие вдвое превышают их числом. Аллах оказывает поддержку тому, кому пожелает. Воистину, в этом есть назидание для обладающих зрением». (сура «Аль-Имран», аят 13).
В сражении при Бадре лицом к лицу встретились две армии. Численность мусульман немногим превышала триста человек, которые были плохо оснащены и вооружены (лопаты, кирки, палки, и одна лошадь на всех), а численность неверующих достигала тысячи человек. Все они были хорошо подготовлены, вооружены и оснащены всем необходимым для сражения (семьсот всадников на верблюдах и сто на лошадях). Несмотря на это, Аллах азза ва Джаля оказал поддержку мусульманам, и по воле своего Господа они нанесли неверующим сокрушительное поражение, ставшее назидательным уроком для всех здравомыслящих людей. А если бы мусульманская религия не была той самой истиной, перед которой не может устоять ложь, то в силу своего очевидного превосходства в силе неверующие одержали бы верх в этом сражении. В этой битве (при Бадре), Аллах Азза ва Джаля отправил ангелов на помощь верующим, ведь они вышли на поле сражения, готовые отдать свои жизни на пути Господа миров. Они не дожидались, когда за них все сделают и принесут им победу, без их усердия и стремления сохранить свою веру и распространить религию Ислам, поддержку они бы не получили. Поистине Всевышний знает состояние сердец всех своих творений.
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱذْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ هَمَّ قَوْمٌ أَن يَبْسُطُوٓاْ إِلَيْكُمْ أَيْدِيَهُمْ فَكَفَّ أَيْدِيَهُمْ عَنكُمْۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَۚ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ
«О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки. Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие!» (сура «Аль Маъида», аят 11)
Аллах Табарока ва Тааля обращается к верующим, и велит полагаться на поддержку своего Господа при распространении религии, при построении мусульманского общества и в борьбе с противниками истиной веры. Воистину, только Аллах Роббиль иззат способен одарить вас добром и уберечь от зла, и Он непрестанно заботится о вас, ибо мусульмане стремятся придерживаться ясной истины. Вы совершаете добрые деяния, проповедуете Истину, отстаиваете ее интересы, и поэтому вы можете всегда уповать на своего Творца. Пережить все трудности на пути призыва к религии Ислам, и в конечном итоге выполнить эту миссию, было под силу только тому, кто искренне уповал на Аллаха Субхана ва Тааля, и во всем полагался на Него. Благодаря этому Всевышний Господь предоставил Пророку соллаллоху аляйхи ва салям и его сподвижникам Свою помощь, и довел их дело до успеха. И люди в буквальном смысле стали принимать Ислам толпами. И в Судный день Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям будет иметь самое большое число последователей.
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ حَرِّضِ ٱلْمُؤْمِنِينَ عَلَى ٱلْقِتَالِۚ إِن يَكُن مِّنكُمْ عِشْرُونَ صَـٰبِرُونَ يَغْلِبُواْ مِاْئَتَيْنِۚ وَإِن يَكُن مِّنكُم مِّاْئَةٌۭ يَغْلِبُوٓاْ أَلْفًۭا مِّنَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌۭ لَّا يَفْقَهُونَ ٱلْـَٔـٰنَ خَفَّفَ ٱللَّهُ عَنكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًۭاۚ فَإِن يَكُن مِّنكُم مِّاْئَةٌۭ صَابِرَةٌۭ يَغْلِبُواْ مِاْئَتَيْنِۚ وَإِن يَكُن مِّنكُمْ أَلْفٌۭ يَغْلِبُوٓاْ أَلْفَيْنِ بِإِذْنِ ٱللَّهِۗ وَٱللَّهُ مَعَ ٱلصَّـٰبِرِينَ
«О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они - люди неразумные».
«Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах - с терпеливыми». (сура «Ан-Анфаль», аяты 65-66).
В этих аятах повествуется о пользе доблести и терпения, а также вознаграждении, которое мусульмане получают за эти качества как при жизни на земле, так и в будущей жизни. Напоминается им о негативных последствиях трусости, ибо это отрицательное качество не подобает праведным и мужественным людям. Разъясняй, что истинные мусульмане всегда должны быть отважнее и смелее остальных людей. Аллах Табарока ва Тааля не покидает терпеливых, постоянно оказывая им помощь и поддержку.
إِذْ يَقُولُ ٱلْمُنَـٰفِقُونَ وَٱلَّذِينَ فِى قُلُوبِهِم مَّرَضٌ غَرَّ هَـٰٓؤُلَآءِ دِينُهُمْۗ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ فَإِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌۭ
«Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией». Но если кто уповает на Аллаха, то ведь Аллах - Могущественный, Мудрый». (сура «Ан-Анфаль», аят 49).
Лицемеры, в чьих сердцах живет сомнение, сказали о верующих, которые малыми силами вступили в битву с многочисленным противником: «Религия заставила этих людей попасть в затруднительное положение, из которого им не удастся выбраться». Они выразили свое презрительное отношение к мусульманам, желая подчеркнуть их безрассудство. Однако, они сами были безумными и неразумными людьми. Вера вдохновила сподвижников на отважные поступки, на которые не решалась даже самая великая армия, потому что истинные верующие всегда уповают на Аллаха Роббиль иззат, и знают, что люди обретают силу и остальные возможности только благодаря Творцу всего сущего. Верующие знают, что если все творения объединятся, чтобы принести одному человеку хотя бы крупицу добра, они не смогут сделать этого, пока этого не пожелает Создатель Вселенной, и если все творения объединятся для того, чтобы причинить ему вред, смогут навредить ему только тем, что Аллах Табарока ва Тааля предписал ему. Праведные мусульмане уверены, что исповедует истину и что предопределение Всевышнего всегда преисполнено мудрости и проявления милости к верующим. Именно поэтому сахабы (родзи Аллаху аънхум) со спокойной душой вступали в сражение с любым противником, независимо от его силы и многочисленности. Они твердо верили в своего Господа и не знали страха и малодушия. Сподвижники прекрасно понимали, что Могущество Аллах азза ва Джаля – абсолютно, и любое Его решение преисполнено великой Мудрости.
15. Быть несправедливым руководителем.
إِنَّمَا ٱلسَّبِيلُ عَلَى ٱلَّذِينَ يَظْلِمُونَ ٱلنَّاسَ وَيَبْغُونَ فِى ٱلْأَرْضِ بِغَيْرِ ٱلْحَقِّۚ أُوْلَـٰٓئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌۭ
«Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания». (сура «Аш-Шура», аят 42).
وَعَنْ مَعْقِلِ بْنِ يَسَارٍ - رضي الله عنه - [قَالَ] سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - يَقُولُ: «مَا مِنْ عَبْدِ يَسْتَرْعِيهِ اللَّهُ رَعِيَّةً، يَمُوتُ يَوْمَ يَمُوتُ، وَهُوَ غَاشٌّ لِرَعِيَّتِهِ، إِلَّا حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ.
Передается от Маъкиль ибн Ясар (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи салям говорил: «Аллах запретил впускать в Рай раба, которого Он поставил править другими рабами, а тот обманывал их и умер обманщиком». (приводиться имамами Бухарий и Муслим).
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍۢۖ وَإِن تَكُ حَسَنَةًۭ يُضَـٰعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَّدُنْهُ أَجْرًا عَظِيمًۭا
«Аллах не совершает несправедливости даже весом в пылинку, а если поступок окажется благим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой». (сура «Ан-Ниса, аят 40).
Господь миров уверил человечество в абсолютной Своей справедливости и милости. Аллаху азза ва Джаля совсем не присуще наказывать людей несправедливо. Но люди порой не воспринимают адекватно совершенную мудрость Всевышнего. Когда их постигают трудности, они проявляют недовольство предопределением Аллаха Роббиль иззат. Но люди должны осознать, что их не одолевают невзгоды, тяжесть которых им не выдержать. Эти испытания на очень короткое время, облегчения в жизни уже рядом, только надейтесь на помощь Создателя всего сущего, и творите добрые деяния.
Аллах Субхана ва Тааля увеличивает вознаграждения за хорошие поступки в десять и более раз, в зависимости от того, что это за благодеяние, какую пользу оно приносит окружающим, каковы намерения и искренность были у верующего, насколько сильно человек любит Аллаха Табарока ва Тааля, и какими превосходными качествами он обладает. Творец Вселенной дарует им награды, которые выше заслуженных ими вознаграждений, вдохновляет их на новые благодеяния, и ниспосылает им великие милости и неисчислимые щедроты.
عَنْ أَبِي ذَرٍّ الْغِفَارِيِّ رضي الله عنه عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم فِيمَا يَرْوِيهِ عَنْ رَبِّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى، أَنَّهُ قَالَ: «يَا عِبَادِي: إنِّي حَرَّمْت الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي، وَجَعَلْته بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا؛ فَلَا تَظَالَمُوا. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ ضَالٌّ إلَّا مَنْ هَدَيْته، فَاسْتَهْدُونِي أَهْدِكُمْ. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ جَائِعٌ إلَّا مَنْ أَطْعَمْته، فَاسْتَطْعِمُونِي أُطْعِمْكُمْ. يَا عِبَادِي! كُلُّكُمْ عَارٍ إلَّا مَنْ كَسَوْته، فَاسْتَكْسُونِي أَكْسُكُمْ. يَا عِبَادِي! إنَّكُمْ تُخْطِئُونَ بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ، وَأَنَا أَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا؛ فَاسْتَغْفِرُونِي أَغْفِرْ لَكُمْ. يَا عِبَادِي! إنَّكُمْ لَنْ تَبْلُغُوا ضُرِّي فَتَضُرُّونِي، وَلَنْ تَبْلُغُوا نَفْعِي فَتَنْفَعُونِي. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ كَانُوا عَلَى أَتْقَى قَلْبِ رَجُلٍ وَاحِدٍ مِنْكُمْ، مَا زَادَ ذَلِكَ فِي مُلْكِي شَيْئًا. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ كَانُوا عَلَى أَفْجَرِ قَلْبِ رَجُلٍ وَاحِدٍ مِنْكُمْ، مَا نَقَصَ ذَلِكَ مِنْ مُلْكِي شَيْئًا. يَا عِبَادِي! لَوْ أَنَّ أَوَّلَكُمْ وَآخِرَكُمْ وَإِنْسَكُمْ وَجِنَّكُمْ قَامُوا فِي صَعِيدٍ وَاحِدٍ، فَسَأَلُونِي، فَأَعْطَيْت كُلَّ وَاحِدٍ مَسْأَلَته، مَا نَقَصَ ذَلِكَ مِمَّا عِنْدِي إلَّا كَمَا يَنْقُصُ الْمِخْيَطُ إذَا أُدْخِلَ الْبَحْرَ. يَا عِبَادِي! إنَّمَا هِيَ أَعْمَالُكُمْ أُحْصِيهَا لَكُمْ، ثُمَّ أُوَفِّيكُمْ إيَّاهَا؛ فَمَنْ وَجَدَ خَيْرًا فَلْيَحْمَدْ اللَّهَ، وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذَلِكَ فَلَا يَلُومَن إلَّا نَفْسَهُ
Передается от Абу Зарра аль-Гифари (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал:
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!
О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас!
О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!
О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!
О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о Прощении, и Я прощу вас!
О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце самого благочестивого человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чем-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чем он просил, это не уменьшило бы имеющееся у Меня, настолько же, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
О рабы Мои, поистине, это - только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретет благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретет нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!» (хадис-кудси, из сборника Муслима).
وَعَنْ عَائِشَةَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا - قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا، فَشَقَّ عَلَيْهِ، فَاشْقُقْ عَلَيْهِ». أَخْرَجَهُ مُسْلِمٌ.
Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О Аллах! Будь суров к тем, кто был наделен хоть какой-то властью над моими последователями и отягощал их жизнь».
Также передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О мой Аллах! Будь мягок к тому, на кого возложено какое-либо дело моей уммы, и он выполняет его с мягкостью. Создай же трудности тому, кто их сам создает другим».
۞ إِنَّ ٱللَّهَ يَأْمُرُ بِٱلْعَدْلِ وَٱلْإِحْسَـٰنِ وَإِيتَآىِٕ ذِى ٱلْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَآءِ وَٱلْمُنكَرِ وَٱلْبَغْىِۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание». (сура «Ан-Нахль», аят 90).
Справедливость, которую повелел придерживаться Аллах Роббиль иззат, подразумевает справедливое отношение к Нему и Его творениям. Для этого человек должен исправно выполнять все возложенные на него обязанности. Он должен выполнять свой долг перед Всевышним и беспристрастно относиться к людям, а если он занимает руководящую должность, то обязан надлежащим образом нести бремя этой ответственности.
عَنْ مَعْقِلِ بْنِ يَسَارٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَال رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَا مِنْ وَالٍ يَلِی رَعِيَّةً مِنْ الْمُسْلِمِيْنَ، فَيَمُوتُ وَهُوَ غَاشٌّ لَهُمْ، إِلَّا حَرَّمَ اللّٰهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ. رواه البخاری، باب من استرعی رعية فلم ينصح
Передается от Маъкыль бин Ясар (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Всякому руководителю, заведующему какими-либо мусульманами, который умирает обманывая их, Аллах азза ва Джаля запретит вхождение в джаннат (рай)». (приводится имамом Бухари).
فَمَآ ءَامَنَ لِمُوسَىٰٓ إِلَّا ذُرِّيَّةٌۭ مِّن قَوْمِهِۦ عَلَىٰ خَوْفٍۢ مِّن فِرْعَوْنَ وَمَلَإِيْهِمْ أَن يَفْتِنَهُمْۚ وَإِنَّ فِرْعَوْنَ لَعَالٍۢ فِى ٱلْأَرْضِ وَإِنَّهُۥ لَمِنَ ٱلْمُسْرِفِينَ
«Из-за страха перед тем, что Фараон и его знать будут преследовать их, Мусе поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из тех, кто излишествует». (сура «Юнус», аят 83).
Фараон и его знать отказались уверовать, и продолжали слепо скитаться во мраке собственного беззакония. Большинство людей следовало за ними, опасаясь того, что их будут подвергать мучениям на пути религии. И лишь некоторые юноши из числа израильтян, в чьих сердцах укоренилась вера, решили терпеливо пройти через любые ужасы. Фараон действительно был деспотичным правителем, и люди небезосновательно опасались его гнева. Он был ужасным преступником, и его несправедливость и беззаконие не знали границ.
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَفْضَلُ الْجِهَادِ كَلِمَةُ عَدْلٍ عِنْدَ سُلْطَانٍ جَائِرٍ. أَوْ: أَمِيرٍ جَائِرٍ.
Передается от Абу Саъид аль Худри (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лучший джихад – это истина, сказанная несправедливому тирану, правителю».
Также Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, вы будете стремиться к власти. Но в Судный день пожалеете об этом».
تِلْكَ ٱلدَّارُ ٱلْءَاخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّۭا فِى ٱلْأَرْضِ وَلَا فَسَادًۭاۚ وَٱلْعَـٰقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (сура «Аль Косос», аят 83).
Прекрасное вознаграждение достанется только тем, кто уверовал и вершил благие дела, и тем, кто соблюдал праведность в своей жизни. Вот почему далее Всевышний призвал верующих трудиться ради славных наград в Последней жизни. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Это те мусульмане, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. А это значит, что их устремления связаны только с Аллахом Табарока ва Тааля и жизнью будущей. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они суть богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение.
عَنْ أَبِی مَرْيَمَ الْأَزْدِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهُ ﷺ يَقُولُ: مَنْ وَلَّاهُ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ شَيْءًا مِنْ أَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ، فَاحتَجَبَ دُونَ حَاجَتِهِمْ وَخَلَّتِهِمْ وَفَقْرِهِمْ، احْتَجَبَاللّٰهُ عَنْهُ دُونَ حَاجَتِهِ وَخَلَّتِهِ وَفَقْرِهِ. رواه أبو داوُد، باب فيما يلزم من أمر الرعية
Передается от Абу Марьям Аздий (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кого Аллах азза ва Джаля назначит заведовать какими-то делами мусульман, и он отворачивается от их нужд, несчастии и бедности, то Аллах отвернется от его нужд, несчастий и бедности». (приводится имамом Абу Даудом).
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Судный день руководящий хотя бы десятью людьми предстанет перед судом с руками, привязанными к шее. Он освободится, если поступал справедливо и понесёт урон, если причинял вред».
Все блага, дарованные Аллахом азза ва Джаля не перечислить, и человек должен ясно осознать, что самая великая несправедливость с его стороны, это не признание этих милостей, неверие, и придавание Всевышнему сотоварищей. Каждому верующему важно совершать предписанные поклонения, и взывать с мольбами и просьбами, выпрашивая твердое вероубеждение, и совершение искренних деяний.
Еркин РУЗМЕТОВ
asyldin.kz