بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
إِن تَجْتَنِبُواْ كَبَآئِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّئَاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلاً كَرِيمًا
«Если вы будете избегать тяжких грехов, то Аллах очистит вас и от других мелких прегрешений, пока вы стараетесь идти по Его праведному пути. В будущей жизни Аллах введёт вас в рай благородным входом, и благословенны вы будете в ближайшей жизни». (сура «Ан-Ниса», аят 31).
- Придавание Аллаху Роббиль иззат сотоварищей (ширк).
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِۦ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَآءُۚ وَمَن يُشْرِكْ بِٱللَّهِ فَقَدِ ٱفْتَرَىٰٓ إِثْمًا عَظِيمًا
Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или: менее тяжкие) грехи, кому пожелает из Своих рабов. Кто же измышляет сотоварищей к Аллаху, тот совершает великий грех и никогда не получит прощения Аллаха. (сура «Ан-Ниса», аят 48).
Господь миров извещает, что если кто-то из рода человеческого придает к Нему сотоварищей, и оставит этот мир на этих убеждениях, то такой грех, прощению Аллаха азза ва Джаля не подлежит. Всевышний, по Своей милости, может простить другие тяжкие грехи, руководствуясь Своей Мудростью. Есть много факторов, способствующих прощению грехов, которые уступают по своей тяжести многобожию. Среди них - праведные поступки, смывающие злодеяния; мирские трудности, искупающие грехи; промежуточная жизнь после смерти вплоть до воскрешения; события Судного дня; молитвы праведных друг за друга; заступничество, кому будет дозволено. Помимо всего прочего есть еще огромная милость Аллаха Субхана ва Тааля, которой удостаивается каждый верующий, поклоняющийся одному Творцу всего сущего.
Но если человек приобщает к Аллаху Роббиль иззат сотоварищей, то он закрывает перед собой двери прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожия, и никакие несчастья не искупают его прегрешения. А в День воскресения у него не будет ни заступников, ни близких друзей. Поэтому Создатель Вселенной сказал, что всякий, кто приобщает к Нему сотоварищей, измышляет великий грех и совершает ужасное преступление.
Разве не является самой большей несправедливостью, чем приравнивание беспомощного творения, созданного из праха и обладающего бесчисленными недостатками. Не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением, со Всемогущим Аллахом Роббиль иззат. Который обладает абсолютным совершенством и не нуждается в Своих созданиях. Ведь только лишь Он способен принести пользу и причинить вред, одарить щедротами и лишить благ. Единственным, Кто одаряет творения благами? Разве может быть более чудовищная несправедливость? По этой причине многобожники, идолопоклонники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения, если даже у них были добрые деяния.
لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»,(сура «Лукман», аят 13).
إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللّهُ عَلَيهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ
«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна (Ад), и у беззаконников не будет помощников, ведь они преступили пределы, установленные Аллахом», (сура «Аль Маъида», аят 72).
عَنْ أَنَسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سُءِلَ النَّبِیُّ ﷺ عَنِ الْكَبَاءِرِ قَالَ: الإِشرَاكُ بِاللّٰهِ، وَعُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ، وَقَتْلُ النَّفْسِ، وَشَهَادَةُ الزُّورِ. رواه البخاری، باب ما قيل فی شهادة الزو
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили о тяжких грехах. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям перечислил: «Это приобщать Аллаху азза ва Джаля сотоварищей, непослушание родителям, убийство и ложное свидетельство. (приводится имамом Бухари).
عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: اجتَنِبُوا السَّبْعَ الْمُوبِقَاتِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللّٰهُ! وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللّٰهِ، وَالسِّحْرُ، وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِی حَرَّمَ اللّٰهُ إِلَّا بِالْحَقِّ، وَأَكْلُ الرِّبَا، وَأَكْلُ مَالِ الْيَتِيمِ، وَالتَّوَلِّی يَوْمَ الزَّحْفِ، وَقَزْفُ الْمُحْصَنَاتِ الْمُؤْمِنَاتِ الْغَافِلَاتِ. رواهالبخاری باب قول اللّٰه تعالی: إن الذين ياكلون أمو ال اليتمی
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Отстраняйтесь от семи губительных грехов». Сахабы (родзи Аллаху аънхум) спросили: «Какие это деяния (амали)». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это придавать Аллаху сотоварищей, колдовство, убивать невинного, ростовщичество, пользоваться имуществом сироты, убегать с поля боя, клеветать на не подозревающих верующих целомудренных женщин. (приводится имамом Бухари).
2. Убийство.
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِنًۭا مُّتَعَمِّدًۭا فَجَزَآؤُهُۥ جَهَنَّمُ خَـٰلِدًۭا فِيهَا وَغَضِبَ ٱللَّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُۥ وَأَعَدَّ لَهُۥ عَذَابًا عَظِيمًۭا
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад (огненная геенна), в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (сура «Ан-Ниса», аят 93).
Мусульманину запрещено умышленно лишать жизни кого-то из верующих. Аллах Субхана ва Тааля предупреждает тех, кто решается убивать людей преднамеренно, и грозит наказанием, от которого сердца начинают трепетать от страха, и что благоразумные люди потеряют покой. Ни один тяжкий грех не был отмечен еще более суровым или хотя бы таким же возмездием.
Творец всего сущего сообщил, что воздаянием за преднамеренное убийство является Ад (преисподняя). Этого ужасного греха будет достаточно для того, чтобы человек оказался там, где его ожидают невыносимые страдания и великий позор, где он будет обречен на гнев Могущественного Господа и лишен счастья и благоденствия, где его, постигнут разочарование и великое сожаление. Пусть Аллах Табарока ва Тааля сохранит нас от любых поступков, которые отдаляют людей от Его азза ва Джаля милости!
وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ ابْنَيْ آدَمَ بِالْحَقِّ إِذْ قَرَّبَا قُرْبَانًا فَتُقُبِّلَ مِن أَحَدِهِمَا وَلَمْ يُتَقَبَّلْ مِنَ الآخَرِ قَالَ لَأَقْتُلَنَّكَ قَالَ إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ اللّهُ مِنَ الْمُتَّقِينَ لَئِن بَسَطتَ إِلَيَّ يَدَكَ لِتَقْتُلَنِي مَا أَنَاْ بِبَاسِطٍ يَدِيَ إِلَيْكَ لَأَقْتُلَكَ إِنِّي أَخَافُ اللّهَ رَبَّ الْعَالَمِينَ إِنِّي أُرِيدُ أَن تَبُوءَ بِإِثْمِي وَإِثْمِكَ فَتَكُونَ مِنْ أَصْحَابِ النَّارِ وَذَلِكَ جَزَاء الظَّالِمِينَ فَطَوَّعَتْ لَهُ نَفْسُهُ قَتْلَ أَخِيهِ فَقَتَلَهُ فَأَصْبَحَ مِنَ الْخَاسِرِينَ فَبَعَثَ اللّهُ غُرَابًا يَبْحَثُ فِي الأَرْضِ لِيُرِيَهُ كَيْفَ يُوَارِي سَوْءةَ أَخِيهِ قَالَ يَا وَيْلَتَا أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَذَا الْغُرَابِ فَأُوَارِيَ سَوْءةَ أَخِي فَأَصْبَحَ مِنَ النَّادِمِينَ فَبَعَثَ ٱللَّهُ غُرَابًۭا يَبْحَثُ فِى ٱلْأَرْضِ لِيُرِيَهُۥ كَيْفَ يُوَٰرِى سَوْءَةَ أَخِيهِۚ قَالَ يَـٰوَيْلَتَىٰٓ أَعَجَزْتُ أَنْ أَكُونَ مِثْلَ هَـٰذَا ٱلْغُرَابِ فَأُوَٰرِىَ سَوْءَةَ أَخِىۖ فَأَصْبَحَ مِنَ ٱلنَّـٰدِمِينَ مِنْ أَجْلِ ذَٰلِكَ كَتَبْنَا عَلَىٰ بَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ أَنَّهُۥ مَن قَتَلَ نَفْسَۢا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍۢ فِى ٱلْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ ٱلنَّاسَ جَمِيعًۭا وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَآ أَحْيَا ٱلنَّاسَ جَمِيعًۭاۚ وَلَقَدْ جَآءَتْهُمْ رُسُلُنَا بِٱلْبَيِّنَـٰتِ ثُمَّ إِنَّ كَثِيرًۭا مِّنْهُم بَعْدَ ذَٰلِكَ فِى ٱلْأَرْضِ لَمُسْرِفُونَ
«Агрессивность - одна из черт характера некоторых людей. Прочти (о Мухаммад!) иудеям истину о двух сыновьях Адама, каждый из которых принёс жертву Аллаху, стремясь получить Его благословение. Но Аллах принял жертву только у одного из них за его искренность. Тот, чью жертву Аллах не принял, стал завидовать своему брату. Он возненавидел брата и, угрожая ему, сказал: «Я тебя убью!» Другой ответил, что Аллах принимает благодеяния только от праведных и богобоязненных».
«И он добавил: «Если же шайтан ввёл тебя в заблуждение, и ты поднимешь на меня руку, чтобы убить меня, я не поступлю, как ты, и не подниму свою руку на тебя. Я боюсь наказания Аллаха, Господа миров!»
«Я не буду сопротивляться тебе, когда ты будешь убивать меня, чтобы ты взял на себя бремя этого греха вместе с другим грехом - неискренностью по отношению к Аллаху, - и будешь ты среди обитателей огня в будущей жизни. Это - справедливое воздаяние Аллаха неправедным грешникам».
«Душа его, под тяжестью дурных страстей, позволила ему легко преступить через родственные чувства и убить брата. Он убил своего брата и стал для Аллаха из потерпевших убыток. Ведь он потерял свою веру и своего брата».
«Когда же он убил своего брата, его охватили горе и растерянность, и он не знал, что делать с телом брата (трупом). Аллах послал ворона, который разрыл землю, чтобы закопать мёртвого ворона, и убийца узнал, как скрыть мёртвое тело своего брата. И тогда он сказал, поняв тяжесть совершённого им греха и раскаиваясь в своём преступлении: «О, горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата». И стал он в числе раскаявшихся в своём грехе и в том, что он преступил врожденный зов крови».
«По причине того, что агрессивность и стремление угнетать других характерны для некоторых людей, Мы предписали сынам Исраила убивать агрессора. Потому что, кто убил душу, не как возмездие за душу, и не за порчу и нечисть на земле, тот как бы убил всех людей и навлечёт гнев Аллаха, и будет наказан Им. А тот, кто эту душу сохранит, тот как бы всех людей убережёт от смерти, потому что он, таким образом, сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха. Мы послали им посланников с ясными знамениями, но многие из сынов Исраила продолжают творить зло и не повинуются Аллаху». (сура «Аль Маъида», аят 27 -32).
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَانًا إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا فَأُوْلَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا وَمَن تَابَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَإِنَّهُ يَتُوبُ إِلَى اللَّهِ مَتَابًا
«Рабы Милостивого искренне поклоняются Аллаху Единому и не поклоняются другому божеству наряду с Аллахом. Они не убивают душу, которую Аллах запретил убивать, иначе как по праву - по закону Аллаха, - если она заслуживает это. Рабы Милостивого не прелюбодействуют, а придерживаются только того, что разрешено шариатом Аллаха, чтобы спастись от наказания за эти губительные грехи. Ибо тот, кто творит эти грехи, подвергнется мучительной каре».
«Он (грешник) подвергнется двойной каре в День воскресения и будет вечно пребывать в этом унижении».
«Но тем, кто раскаялся в своих грехах, искренне уверовал в Аллаха и повиновался Ему, совершая добрые дела, - этим Аллах прощает грехи по Своему милосердию и заменит их скверные деяния благими деяниями, за которые Он им воздаст лучшей наградой. Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный!»
«Тот, кто раскаялся в своих грехах, искренне, всей душой повинуется Аллаху и избегает грехов, у того Аллах примет раскаяние, и своим покаянием он вернётся к Аллаху, обращаясь к Нему, после отклонения». (сура «Аль Фуркон», аяты 68-71).
عَنْ بُرَيْدَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: قَتْلُ الْمُؤْمِنِ أَعْظَمُ عِنْدَ اللّٰهِ مَنْ زَوَالِ الدُّنْيَا. رواه النساءی بابتعظيم الدم
Передается от Буройда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Убийство мусульманина, более тяжко перед Аллахом, чем конец этого мира». (приводится в сборниках имама Насаи).
عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ الخدْرِیِّ وَأَبِی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا يَذْكُرَانِ عَنْ رَسُوْلِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: لَوْ أَنَّ أَهْلَ السَّمَاءِ وَأَهْلَ الْرضِ اشْتَرَكُوا فِی دَمِ مُؤْمِنٍ لَأَكَبَّهُمُ اللّٰهُ فِی النَارِ. رواهُ الترمذی وقال: هَذا حديث غريب، بابب الحكم فَی الدماء
Передается от Абу Саъид Худри и Абу Хурайра (родзи Аллаху аънхум) что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если все обитатели небес и земли будут участвовать в пролитии крови верующего, то и тогда Аллах азза ва Джаля бросит всех лицом вниз в джаханнам». (Приводится имамом Тирмизи).
عَنْ أَبِی الدَّرْدَاءِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلَ اللّٰهِ ﷺ يَقُلُ: كُلُّ ذَنْبٍ عَسَی اللّٰهُ أَنْ يَغْفِرَهُ إِلَّا مَنْ مَاتَ مُشْرِكًا، أَوْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا. رواه أبو داوُد، بابفی تعظيم قتل المزمن
Передается от Абу Дарда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах может простить любой грех, кроме того, кто умер многобожником, или верующего, который намеренно убил другого верующего». (Приводится в сборниках имама Дауда).
عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَامِتِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ رَسُوْلِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: مَنْ قَتَلَ مُؤمِنًا فَاغْتَبَطَ بِقَتْلِهِ لَمْ يَقْبَلِ اللّٰهُ مِنْهُ صَرْفًا وَلَا عَدْلًا. رواه أبو داوُد، بابفی تعظيم قتل المؤمن
Передается от Уъбада бин Самит (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто убил верующего и обрадовался этому, Аллах не примет у него ни обязательные (фардз), ни дополнительные (науфиль) деяния. (Приводится в сборниках имама Дауда).
عَنْ أَبِی بَكْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ: إِذَا تَوَاجَهَ الْمُسْلِمَانِ بِسَيْفَيْهِمَا فَالْقاتِلُ والْمَقْتُولُ فِی النَّارِ، قَالَ: فَقُلْتُ أَوْقِيْل: يَارَسُولَ اللّٰهِ! هَذَا الْقَاتِلُ، فَمَا بَالُ الْمَقْتُولِ؟ قَالَ: إِنَّهُ قَدْ أَرَادَ قَتْلَ صَاحِبِهِ. رواه مسلم، بابإذا تواجه المسامان بسيفيهما
Передается от Абу Бакр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если два мусульманина будут сражаться друг с другом на мечах, убийца и убитый, попадут в ад (джаханнам)». Абу Бакр или кто-то другой спросил: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, то что убийце будут определен джаханнам понятно, но почему убитый?» Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Потому что, он тоже хотел убить другого». (Приводится имамом Муслимом).
عَنْ عَبْدِاللّٰهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ:قَالَ رسُولُ اللّٰهِ ﷺ سِبَا بُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ. رواه البخاری باب ماينهی من ابسباب واللعن
Передается от Абдуллах (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ругать мусульманина – грех, а убить его – куфр (неверие). (приводится имамом Бухари).
Когда мусульманин убивает другого мусульманина, это свидетельствует о несовершенстве его имана (веры) в амалях. Потому что такое убийство, может стать причиной для смерти в состоянии неверия.
3. Занятие колдовством.
Колдовство (на арабском языке, сихр), которое включает в себя черную магию, любые виды гадания, астрологию или предсказания, все эти деяния строго запрещены в Исламе. Во всех случаях происходит общение с чем-то невидимым и в большинстве случаев – приписывание Аллаху Субхана ва Тааля сотоварищей. И то, и другое является очень серьезным грехом, и поведение человека, который либо практикует, либо верит в колдовство, может, по меньшей мере, привести его к большим страданиям в «вечной жизни».
وَاتَّبَعُواْ مَا تَتْلُواْ الشَّيَاطِينُ عَلَى مُلْكِ سُلَيْمَانَ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَكِنَّ الشَّيْاطِينَ كَفَرُواْ يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّى يَقُولاَ إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلاَ تَكْفُرْ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ وَمَا هُم بِضَآرِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلاَّ بِإِذْنِ اللّهِ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلاَ يَنفَعُهُمْ وَلَقَدْ عَلِمُواْ لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الآخِرَةِ مِنْ خَلاَقٍ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ لَوْ كَانُواْ يَعْلَمُونَ
«Они верили тому, что их шайтаны и нечестивцы ложно измышляли о царствовании Сулеймана, говоря, что он не был ни посланником, ни пророком, которому ниспослано Откровение от Аллаха, а был лишь колдуном, благодаря чему имел власть над джиннами, птицами и ветром. Но Сулейман не был неблагочестивым и непокорным. Он не был неверным. На самом деле те из них, которые обладали сатанинскими качествами, открыто не повиновались Богу, обучая колдовству людей, которым они занимались с помощью связи со злыми духами, используя знания, заимствованные из того, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне: Харуту и Маруту. Но Харут и Марут не учили никого, не предупредив, что они искушают их и возбуждают зло, и предостерегали людей, чтобы они не были неверными. Но те, с сатанинскими качествами, переняли только зло и учили людей, как и чем, разлучить мужа с женой и другим подобным скверным делам. Но они не могут вредить этим никому, иначе как с дозволения Аллаха. Они упорно старались обучиться этому искусству, которое вредило и не приносило им пользы, хотя и знали, что те, кто приобретал эти знания, лишаются доли блаженства в будущей жизни. Как же ничтожна была плата, за которую они продали свои души ради зла, - если бы они только знали!» (сура «Аль Бакара», аят 102).
Передается от Абу Мусы (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Три типа людей не войдут в рай: человек употребляющий спиртные и одурманивающие вещества; человек, порывающий родственные связи, и тот, кто верит словам колдуна».
Передается от Ибн Маъсуда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, заклинания, амулеты и колдовство – это ширк».
Каждый раз, когда в каком – либо обществе у людей ослабевала вера в Аллаха Роббиль иззат, и утрачивалось истинное вероучение. И колдовство становилось общественным феноменом, которое со временем переходило на уровень религиозного культа, что в свою очередь приводило к тому – что люди начинали забывать о могуществе Аллаха азза ва Джаля и начинали наделять представителей жреческих каст божественными качествами. Ислам осуждает деятельность жрецов и колдунов, так как именно они становятся причиной того, что люди отдаляются от истинной веры, сваливаются в пучину разных выдуманных и примитивных верований и безумных предрассудков.
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям строго предупреждал своих последователей о вреде магии и колдовства.
Он говорил: «Тот, кто завязал узел, а затем поплевал на него, совершил колдовство, совершивший же колдовство впал в многобожие»
Другая форма колдовства, которая является чрезвычайно распространенной в наши дни, заключается в том, что люди слушают предсказания гадалок и читают гороскопы.
Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек идет к гадалке и спрашивает о чем-то, его молитва не будет услышана в течение сорока дней». Это вовсе не означает, что человек освобождается от молитвы, это означает, что он не получит вознаграждения от своей молитвы.
«Тот, кто пришёл к прорицателю или предсказателю и поверил в сказанное им, проявил неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду».
«Не из нас тот, кто считает что-либо дурной приметой или верит в них, тот, кто занимается предсказаниями или слушает таких предсказателей, и тот, кто колдует или прибегает к помощи колдовства. Обратившийся к предсказателю и поверивший в сказанное им, проявил тем самым неверие в то, что было ниспослано Мухаммаду».
- Оставление намаза (пятикратная молитва).
فَخَلَفَ مِن بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلَاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا فَأُوْلَئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلَا يُظْلَمُونَ شَيْئًا
«За этими праведниками последовали поколения, которые отклонились от истины, не выстаивали молитвы, не следовали по прямому пути и погрязли в грехах. Они будут наказаны за их заблуждения в ближайшей жизни и в будущей жизни».
«Кроме тех, кто раскаялся и уверовал в Аллаха, совершал благодеяния и творил доброе. Аллах примет их раскаяние, и они войдут в рай. Он вознаградит их, и они ни в чём не будут обижены». (сура «Марьям», аяты 59-60).
عَنْ أَبِىْ قَتَادَةَ بْنِ رِبْعِىٍّ رضً الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ الله ﷺ قَالَ اللهُ تَبَارَكَ وَتَعَالى: إنِّىْ افْتَرَضْتُ عَلى أُمَّتِكَ خَمْسَ صَلَواتٍ وَعَهِدْتُّ عِنْدِىْ عَهْدَاً أنَّهُ مَنْ حَافَظَ عَلَيْهِنَّ لِوَقْتِهِنَّ
أَدْخَلْتُهُ الْجَنَّةَ فِىْ عَهْدِىْ وَمَنْ لَمْ يُحَافِظْ عَلَيْهِنَّ فَلاَ عَهْدَ لَهُ عِنْدِیْكذا فى الدر المنثور برواية ابى داؤد وابن ماجه وفيه ايضا اخرج مالك وابن ابى شيبة واحمد وابو داؤد والنسائى وابن ماجه وابن حبان والبيهقى عن عبادة بن الصامت فذكرمعنى حديث الباب مرفوعا باطول منه
Передается от Аби Катада бин Рибиъ (родзи Аллаху аънху) рассказыв, что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Аллах сказал: «(О Мухаммад), Я сделал обязанностью для твоих последователей пятикратный намаз. И заключил договор с Самим Собой. Кто будет регулярно выполнять свой намаз вовремя, тот будет впущен в рай. Те, которые не соблюдают свой намаз, они не включаются в этот договор».
وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱصْطَبِرْ عَلَيْهَاۖ لَا نَسْــَٔلُكَ رِزْقًۭاۖ نَّحْنُ نَرْزُقُكَۗ وَٱلْعَـٰقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью». (сура «То-ха», аят 132).
Глава семьи обязан известить своих жен, детей исправно совершать обязательные и добровольные молитвы (намазы) и не позволять им быть небрежными в этом деянии. Для того чтобы исправно совершать намаз, люди должны выполнять все его предписания, без которых намаз считается неполноценным и несовершенным. Поэтому нам велено обучать своих близких как надлежит правильно молиться, и довести, что делает намаз недействительным. Также было велено терпеливо совершать намаз, выполняя его обязательные действия, и проявлять смирение перед Господом миров. Человеческая душа неохотно подчиняется этому повелению, но каждый мусульманин должен бороться против своих страстей, заставить себя исправно совершать намаз и проявлять должное терпение. Воистину, если человек регулярно совершает намаз надлежащим образом, то он исправно выполняет и все остальные предписания религии. Если же он допускает упущения в намазе, то он пренебрегает и остальными повелениями Аллаха Субхана ва Тааля.
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ قُرَطٍ رضى الله عنه قَالَ: قَالَ رَ َسُوْلُ اللهِ ﷺ أَوَّلُ مَا يُحَاسَبُ بهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الصَّلوةُ فَاِنْ صَلُحَتْ صَلُحَ سَائِرُ عَمَلِهِ وَ إِنْ فَسَدَتْ فَسَدَ سَائِرُ عَمَلِهِ
Передается от Абдуллах ибн Курот (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Первым, за что будет расчёт в Судный день - это намаз. Если он окажется удовлетворительным, тогда остальные деяния тоже будут принятыми, если он окажется плохим, тогда остальные дела тоже окажутся отвергнутыми».
رَبِّ ٱجْعَلْنِى مُقِيمَ ٱلصَّلَوٰةِ وَمِن ذُرِّيَّتِىۚ رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَآءِ
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (сура «Иброхим», аят 40).
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы». (сура «Ан – Нур», аят 56).
عَنْ أَبِىْ هُرَيْرَةَ رضى الله عنه قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلُ اللهِ ﷺ يَقُوْلُ إِنَّ أَوَّلَ ماَ يُحَاسَبُ بهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَوتُهُ فَاِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفَلَحَ وَ أَنْجَحَ وَ إِنْ فَسَدَتْ خَابَ وَ خَسِرِ وَ إِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَةٍ قَالَ الرَّبُّ أُنْظُرُوْا: هَلْ لِّعَبْدِىْ مِنْ تَطَوُّعِ فَيُكَمَّلُ بِهَا ماَ انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيْضَةِ ثُمَّ يَكُوْنُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلى ذَلِكَ. رواه الترمذى
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что мы слышали, что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Первое дело из поступков человека, которое будут судить в Судный день, будет его намаз. Человек преуспеет, если его намаз будет принят, и потерпит неудачу, если он будет отвергнут. Если какой-нибудь недостаток будет обнаружен в его обязательных (фарз) намазах, Аллах скажет (ангелам): «Посмотрите добровольные (науфиль) намазы на его счету». Тогда недостатки в обязательных (фарз) намазах будут восполнены добровольными (науфиль) намазами. Остальные религиозные дела (то есть ураза, закят и так далее) будут рассчитываться таким же образом».
رِجَالٌۭ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَـٰرَةٌۭ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ وَإِقَامِ ٱلصَّلَوٰةِ وَإِيتَآءِ ٱلزَّكَوٰةِۙ يَخَافُونَ يَوْمًۭا تَتَقَلَّبُ فِيهِ ٱلْقُلُوبُ وَٱلْأَبْصَـٰرُ
«Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры». (сура «Ан-Нур», аят 37).
Зачастую людям бывает трудно отказаться от земных удовольствий и хочется приобрести больше мирских благ посредством различных форм торговли. Необходимость отказа от некоторых мирских благ ради поклонения Господу миров нередко обременяет людей, и поэтому Аллах азза ва Джаля упомянул о том, что заставляет людей отдавать предпочтение выполнению своих обязанностей перед Ним. Это - страх перед Судным днем, который повергнет людей в ужас и лишит покоя человеческие души и тела. Благоразумные люди страшатся этого дня, и это помогает им трудиться во благо будущей жизни и отказываться от всего, что отвлекает человека от поклонения Создателю.
عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الْأَنْصَارِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم فَقَالَ: أَرَأَيْت إذَا صَلَّيْت الْمَكْتُوبَاتِ، وَصُمْت رَمَضَانَ، وَأَحْلَلْت الْحَلَالَ، وَحَرَّمْت الْحَرَامَ، وَلَمْ أَزِدْ عَلَى ذَلِكَ شَيْئًا؛ أَأَدْخُلُ الْجَنَّةَ؟ قَالَ: نَعَمْ
Передается от Абу Абдуллаха Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари (родзи Аллаху аънхум), что один человек обратился к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, с вопросом, сказав: «Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных молитв, и поститься во время месяца Ромадзана и считать дозволенным - дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?», и он сказал: «Да» (приведено в сборнике Муслима).
- Не выплачивать закят (очистительная подать).
لَن تَنَالُواْ ٱلْبِرَّ حَتَّىٰ تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَۚ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَىْءٍۢ فَإِنَّ ٱللَّهَ بِهِۦ عَلِيمٌۭ
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (сура «Аль Имран», аят 92).
Бренность этого мира, наше временное существование в этой жизни, недолговечность всего материального, воочию видно всякому человеку. Но реально не каждый человек, хочет серьезно осознать эту истинную действительность. Поняв, что все нам даровано Аллахом азза ва Джаля, люди должны уверовать, и полюбить Господа миров. Только немногие люди перебарывают себя и стремятся найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля. Страсть владеть и пользоваться только в свое удовольствие мирским имуществом, прерогатива ущербных людей. Верующие, которые ставят в приоритет жизнь будущую (ахират), именно они смогут достичь вершины совершенства. Оказывать помощь неимущим, раздавать что-то ценное и дорогое в качестве милостыни, воспитывают в человеке высокую нравственность, то есть великодушие, благочестие, доброту и снисходительность. И это один из путей, ведущих людей к праведному пути, и Творец всего сущего направит их в блаженства в будущем, а именно в Райские сады.
عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺقَالَ: السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху анъху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям, и далек от огня Ада. Скупой человек далек от Аллаха, далек от Рая и людей, близок к огню Ада! И мало усердствующий в поклонении, но щедрый человек более любим Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец».
۞ لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ وَلَـٰكِنَّ ٱلْبِرَّ مَنْ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةِ وَٱلْكِتَـٰبِ وَٱلنَّبِيِّــۧنَ وَءَاتَى ٱلْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ ذَوِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينَ وَٱبْنَ ٱلسَّبِيلِ وَٱلسَّآئِلِينَ وَفِى ٱلرِّقَابِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَٱلْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَـٰهَدُواْۖ وَٱلصَّـٰبِرِينَ فِى ٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَحِينَ ٱلْبَأْسِۗ أُوْلَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُواْۖ وَأُوْلَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُتَّقُونَ
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (сура «Аль Бакара», аят 177).
Не познавший своего Господа, не уверовавший человек никогда не сможет стать благочестивым. Люди должны уверовать в Аллаха Роббиль иззат, в Ангелов, в ниспосланные Писания (книги), в Пророков аляйхи ва салям, в Судный день, и что все что нас постигает, предписано и предопределенно Всевышним. Аллах Табарока ва Тааля побуждает проявлять милость, делать пожертвования к тем, кто больше всех всего заслуживает вашей доброты и снисхождения. Проявлять благочестие в первую очередь полагается к родственникам, ведь человек переживает, когда с ними случаются несчастья, и радуется, когда они благоденствуют. Родственники всегда помогают друг другу и поддерживают связи, и поэтому одним из самых достойных поступков является материальная и моральная поддержка близких по крови, с учетом их близости и нужды. Пожертвования также полагаются сиротам, которые не имеют того, кто зарабатывал бы для них, и не способны удовлетворить свои нужды самостоятельно. Это предписание является милостью Создателя Вселенной, по отношению к Своим рабам и свидетельствует о том, что Аллах азза ва Джаля испытывает больше сострадания к Своим рабам, чем родители к своему ребенку. Господь миров ниспослал человечеству заповеди и приказал им оказывать материальную помощь тем, кто лишился родителей, дабы они не ощущали физическую нужду, подобно детям, которые имеют родных родителей. А поскольку воздаяние Аллаха Субхана ва Тааля всегда соответствует роду совершенных деяний, если человек оказывает милость чужому сироте, то Творец всего сущего окажет милость его ребенку, если тот останется сиротой.
Помогать материально также полагается несостоятельным людям, у которых имеется нужда, чтобы они не дошли до состояния унижения, не теряли своего человеческого достоинства. Богатые и обеспеченные люди обязаны заботиться о них, дабы они могли полностью или частично удовлетворить свои нужды, причем помогать им они должны по мере своих возможностей.
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا
Передается от Абу Зарр (родзи Аллаху аънху): «Однажды я подошел к находившемуся в тени Каабы Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, который повторял: «Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!», и я сказал: «Что со мной? Неужели что-то не так во мне? Что со мной?», и я сел рядом с ним, а он все продолжал повторять эти слова. Я был не в силах молчать, ибо меня охватило состояние страха, и я спросил: «Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха?». Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Обладающие большими богатствами! Кроме тех, кто станет выплачивать закят тем, кто заслуживает его, и кто расходует свое имущество на благие дела».
وَأَنفِقُواْ مِن مَّا رَزَقْنَـٰكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ أَحَدَكُمُ ٱلْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَآ أَخَّرْتَنِىٓ إِلَىٰٓ أَجَلٍۢ قَرِيبٍۢ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ ٱلصَّـٰلِحِينَ
«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (сура «Аль Мунафикун», аят 10).
Этот приказ распространяется на обязательные выделения материальных средств, такие как закят, очистительная подать, искупительная милостыня, расходы на обеспечение тех кто реально в нужде, а также на любые добровольные пожертвования на благие цели.
Слово «закят» в переводе с арабского языка, означает очищение, увеличение.
Верующий, достигший определенного достатка в имуществе, обязан ежегодно с этого имущество выплачивать закят (очистительную подать, всего 2.5 %). После выплаты его имущество очиститься, а кто не выплатит нуждающимся людям их долю, в его имущество смешается эта их маленькая доля, и все его имущество будет не чистым. Выплачивающие закят очищают свое имущество, не исполняющие этот фардз (обязанность перед Аллахом Роббиль иззат), явно должны знать, что их имущество понесло урон, вследствие их скупости.
С имущества, с которого выплачен закят, то есть выполнена Воля Создателя, в их добро Всевышний дает баракат (благословенное изобилие), и их имущество приумножается. Это и есть огромная мудрость в религии Ислам, ты отдаешь свои материальные ценности, а твое имущество увеличивается, благодаря очищению, дарованным Аллахом Субхана ва Тааля. В терминологии Шариата: «Закят с имеющегося имущества, подсчитанную долю, установленную шариатскими нормами, нужно отдавать определенной категории (нуждающимся людям), при этом преследовать намерение, только ради довольства Аллаха азза ва Джаля.
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их», (сура «Ат-Товба», аят 103).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: لاَ يَجْتَمِعُ الشُّحُّ والاِيمَانُ فِي قَلْبِ مُؤْمِنٍ أَبَدًا. أَخْرَجَهُ الطَّبَرَانِيُّ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Скупость и вера не могут быть вместе в сердце раба», приводиться Табароний.
وَمَنْ يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«А кто освободился от скупости своей души, те люди обрели счастье (успех)», (сура «Аль Хашр», аят 9).
عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ: اتَّقُوا الظُّلْمَ فَاِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتُ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَاِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَمَلَهُمْ عَلَی أَنْ سَفَكُو ا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِ مَهُمْ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ
Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Бойтесь угнетать и притеснять! Потому что жестокость, в Судный день станет мраком для тиранов. Всеми силами опасайтесь жадности, потому что скупость и скаредность привело к ужасной гибели предыдущие поколения, пролилась их, и их близких кровь, и в их среде стали запрещенное (харом), считать дозволенным (халялем)», приводиться Муслимом.
- Не соблюдение и прерывание поста.
Каждый верующий обязан знать, что в сотворении всего мироздания и человечества, лежит великая мудрость Всевышнего. Сколько всяких качеств присутствует в людях, порой есть сильные, здоровые, целеустремленные, богатые, властные, с другой стороны слабые, больные, пассивные, беспомощные, бедные и даже нищие. В Священном месяце Ромадзан верующие, держащие пост, могут окунутся в состояние нуждающихся, страдающих в этом мире людей. Ведь повеление держать пост, великая мудрость, наполненная величайшим смыслом, безграничная милость и любовь к своим творениям Аллаха Субхана ва Тааля. Проводя время за круглосуточными поклонениями, воспитывая в себе терпение, учишься удерживать свою страсть и похоть. Отстраняешься от агрессивных и жестоких качеств, стремишься привить в своем характере доброту, любовь, сострадание к ближним, гармонию во взаимоотношениях в обществе, ведь только к этому всему призывают веления Корана и высказывания Мухаммада соллаллохи аляйхи ва салям
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ
О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы станете богобоязненными». (сура «Аль Бакара», аят 183).
Создатель всего сущего поведал о милости, которую Он оказал Своим рабам, ниспослав им предписание соблюдать обязательный пост. Это деяние было вменено и предыдущим монотеистическим религиозным общинам, поскольку пост относится к числу тех деяний, которые приносят людям пользу во все времена. Аллах Табарока ва Тааля словно призвал мусульман стремиться опередить людей, других религиозных концессий, в совершении праведных дел и обретении достойных качеств, сообщив, что воздержание во время поста не является обременительным обрядом поклонения, выпавшим на долю только одних мусульман. Верующие, в течение всех других месяцев года, едят и имеют интимные отношения со своими супругами в любое время суток. Поэтому дневное воздержание от приема пищи и половой близости в течении всего месяца Ромадзан, дает физическое и духовное очищение. Господь миров сообщает о пользе поста, который является одним из самых важных факторов, способствующих обретению благочестия и богобоязненности, поскольку постящиеся мусульмане выполняют повеления Аллаха Субхана ва Тааля и избегают запрещенных поступков. Пост оказывает положительное воздействие на богобоязненность человека по нескольким причинам. Соблюдающим пост запрещается, есть, пить, вступать в половую близость и совершать другие поступки, к которым человеческая душа (нафс) испытывает влечение. И если они отказываются от этого в надежде приблизиться к Творцу Вселенной и получить Его вознаграждение, то это уже свидетельствует об их стремлении найти Его довольство. Верующие приучают себя всегда помнить о том, что они находятся под присмотром Всевышнего, и они стараются достичь степени ихсан. Мусульмане сознательно отказывается от удовольствий, которые угодны их душе (нафсу), и которые они могут беспрепятственно получить, и они делают это только из-за того, что за ними наблюдает Аллах Табарока ва Тааля. Во время отказа от еды и питья, сужаются сосуды, по которым шайтаны передвигается по человеческому телу, и поэтому уменьшается их воздействие на людей, и способствует отстранению их, от совершения грехов. Также люди обычно стремятся совершать как можно больше праведных поступков, а ведь именно они являются признаком усердия верующих обретения искренности. Когда, состоятельные люди ощущают симптомы голода, они познают состояние тех, кто поистине не имеют средства для существования. И они начинают активнее помогать бедным и неимущим, что также ведет к благочестию и богобоязненности.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ كُلّ عَمَلِ إِبْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالهَا إِلَی سَبْعِمِاءَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجّلِي لِلصَّاءِمِ فَرْحَتَانِ فَرحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ رِيعِ الْمِسْكِ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «За все деяния, потомки Адама, получат вознаграждение до семисот и более раз. Аллах азза ва Джаля говорит: «Кроме урозы (поста), так как уроза лишь ради Меня. За урозу Сам дам вознаграждение. Потому что во время поста, раб ради Меня отстранялся от страстей (шахвата) и еды. Соблюдающий пост будет обрадован дважды. Первый раз - когда будет разговляться, после дневного воздержания. Второй раз будет обрадован за соблюдения поста, когда в Судный день будет стоять перед Господом миров. Поистине для Создателя, запах изо рта постящегося, приятней, чем запах благовоний.
أَيَّامًۭا مَّعْدُودَٰتٍۢۚ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍۢ فَعِدَّةٌۭ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَۚ وَعَلَى ٱلَّذِينَ يُطِيقُونَهُۥ فِدْيَةٌۭ طَعَامُ مِسْكِينٍۢۖ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًۭا فَهُوَ خَيْرٌۭ لَّهُۥۚ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌۭ لَّكُمْۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
«Вам предписан пост в определённые дни. Если бы Аллах пожелал, Он бы предписал вам поститься большее число дней, но Он не предписал вам в посте то, что вам не по силам. Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Он может поститься такое же число дней в другое время (когда вернётся из поездки или выздоровеет). А тем, которым по какой- либо причине вредно соблюдать пост (например, старость, неизлечимые болезни), могут не поститься, но взамен должны накормить бедного. Кто же постится не только во время обязательного поста - Рамадана, - а по доброй воле будет поститься дополнительно, - это лучше для него. Ведь пост всегда на благо тому, кто знает предписания религии». (сура «Аль Бакара», аят 186).
Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых людей и других, которые не способны перенести тяготы поста, по состоянию здоровья (диагноз тяжелого симптома болезни, может поставить врач, который должен быть богобоязненным мусульманином). Освобожденные от поста люди, обязаны в искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.
Если кто-то по забывчивости съест или выпьет что-то в посте в месяц Ромадзан, то его пост не нарушается. А если, ясно понимая, что сейчас месяц Ромадзан, и что он обязан соблюдать пост, и он съедает или выпивает что-то, то в искуплению этого проступка, верующий должен будет восполнять пост этого дня, непрерывным шестидесятидневным постом.
عَنْ كَعْبِ بْنِ عُجْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ احْضُرُوا الْمِنْبَرَ فَحَضَرْنَا فَلَمَّا ارْتَقَی دَرَجَةً قَالَ آمِينَ فَلَمَّا ارْتَقَی الدَّرَجَةَ الثَّانِية قَالَ آمِينَ فَلَمَّا ارْتَقَی الدَّرَجَةَ الثَالِثَةَ قَالَ آمِينَ فَلَمَّا نَزَلَ قُلْنَا يَارَسُولَ اللّٰهِ ﷺ لَقَدْ سَمِعْنَا مِنْكَ الْيَوْمَ شَيءًا مَا كُنَّا نَسْمَعُهُ قَالَ إِنَّ جِبْرِءِيلَ عَرَضَ لِي فَقَالَ بَعْدَ مَنْ أَدْرَكَ رَمَضَانَ فَلَمْ يُغْفَرْ لَهُ قُلْتُ آمِينَ فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّانِية قَالَ بَعْدَ مَنْ ذُكِرْتَ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيْك قُلْتُ آمِينَ فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّالِثَةَ قَالَ بَعْدَ مَنْ أَدْرَكَ أَبَوَيْهِ الْكِبَرُ عِنْدَهُ أَو أَحَدَهُمَا فَلَمْ يُدْخِلاَهُ الْجَنَّةُ قُلْتُ آمِينَ
Передается от Каъби ибн Уъжро (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал нам: «Приблизьтесь к мимбару!» Мы выполнили его требование. Потом Он соллаллоху аляйхи ва салям, поднялся на первую ступень, и сказал: «Амийн». Поднялся на вторую ступень, опять сказал: «Амийн». Также поднявшись на третью ступень произнес: «Амийн». После того как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям нам сделал наставление, спустился с мимбара, мы у него спросили: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, мы услышали деяние, которое вы раньше не делали». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Ко мне приходил Джибраил аляйхи ва салям. Когда я поднялся на первую ступень он сказал: «Когда придет месяц Ромадзан, и кто не будет стремится к милости и прощению Всевышнего, тот погубил себя». Я сказал «Амийн». Когда я поднялся на вторую ступень он сказал: «Когда будут упоминать твое имя, и человек, который не будет говорить солават (просьба о благословении Пророка соллаллоху аляйхи ва салям), тот также погубил себя», и я сказал: «Амийн». Когда я поднялся на третью степень, он сказал: «Если у кого-то родители постареют, и он не станет за ними ухаживать, и этим не сможет заслужить рай (джаннат), тот также погубил себя». И я также произнес: «Амийн».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِﷺ كَانَ يَقُولُ: الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ وَ الْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ وَ رَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتَنَبَ الْكَبَائِرَ.
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пять намазов, пятничные (джума) намазы и пост в месяц ромадзан, искупают совершенные между ними грехи и проступки, за исключением тяжких грехов».
Статью приготовил Рузметов Еркин, (в статье использован тафсир «Аль–Мунтахаб»). Продолжение следует.