День Джума – праздник для мусульман

День Джума – праздник для мусульман

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

إِنَّ الْحَمَدَ لِلّٰهِ، نَحْمَدُهُ، وَنَسْتَعِينُهُ، وَنَسْتَغْفِرُهُ، وَنَعُوذُبِااللّٰهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا، وَسَيِّءَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِهِ اللّٰهُ فَلَا مُضِلَّ لَهُ، وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَا هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لَا إِلٰهَ إِلاَّ اللٌّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ صَلَّیٰ اللّٰهُ عَلَيْهِ وَعَلَیٰ آلِهِ وَأَصْحَابِهِ وَمَنْ تَبِعَهُمْ بِإِحْسَانٍ إِلَیٰ يَوْمِ الدِّينِ وَسَلَّمَ تَسْلِيماً كَثِراً، أَمَّا بَعْدُ:

 Воздаем хвалу Аллаху Роббиль иззат, к Нему только обращаемся за помощью, просим прощения и приносим Ему свое покаяние, надеясь на Его милость, взываем к Его защите от зла наших душ и от греховных наших дел. Тот, кого поведет Аллах Субхана ва Тааля прямым путем, того никто не введет в заблуждение, тот же кого Аллаха азза ва Джаля собьет, того никто не сможет наставить на путь Истины.

Свидетельствуем, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха Табарока ва Тааля, и свидетельствуем, что Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям Его раб и посланник, да благославит его Аллах Роббиль иззат, а также его семью, всех сподвижников и всех, кто следовал по их пути до самого Судного дня.

 

Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Это священный день недели и праздник для мусульман. Этот день занимает в жизни верующих почётное место. День джумавеликий день, при помощи которого Аллах азза ва Джаля возвеличил Ислам и особо выделил мусульман среди людей иных верований. Всевышний сделал благословением для своих рабов этот день, которые каждую неделю могут насладиться праздником поклонения, обретения покоя и предоставления себя Аллаху Роббиль иззат. Этот день обладает множеством достоинств и благословений для тех, кто обратится к Нему.

 

عَنْ أَبِی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُوْلَ اللّٰهِ قَالَ: لَا تَطْلُعُ الشَمْسُ وَلَا تَغْرُبُ عَلٰی يَوْمٍ أَفْضَلَ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ، وَمَا مِنْ دَآبَّةٍ إَلَّا وَهِیَ تَفْزَعُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ إِلَّا هٰذَيْنِ الثَقَلَيْنِ الْجِنَّ وَالإنْسَ. رواه ابن حبان، قال المحقق

 

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва саллям говорил: «Нет дня, в который восходит солнце и заходит лучше, чем день джума. И нет такой живой души, которая не боялась бы дня джума, кроме двоих: это люди и джинны». (Ибн Хиббан).

 

 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُ الْبَيْعَ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». (сура «Аль-Джума», аят 9).

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, освобождают свои сердца от всего негативного, накопившееся за неделю. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для мусульман.

 

عَنْ أَبِی لُبَابَةَ بْنِ عَبْدِ المُنْذِرِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ النَّبِیُّ : إِنَّ يَوْمَ الْجُمُعَةِ سَيِّدُ الْأَيَّامِ. وَأَعْظَمُهَا عِنْدَ اللّٰهِ. وَهُوَ أَعْظَمُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ يَوْمِ الأَضْحٰی وَيَوْمِ الْفِطْرِ. وَفِيْهِ خَمْسُ خِلَالٍ: خَلَقَ اللّٰهُ فِيْهِ آدَمَ، وَ أَهْبَطَ اللّٰهُ فِيهِ آدَمَ إِلَی الْأَرْضِ، وَفِيْهِ تَوَفَّی اللّٰهُ آدَمَ، وَفِيْهِ سَاعَةٌ لَا يَسْأَلُ اللّٰهَ فِيْهَا الْعَبْدُ شَينًا إِلَّا أَعْطَاهُ مَا لَمْ يَسْأَلْ حَرَامًا، وَفِيهِ تَقُومُ السَّاعَةُ، مَا مِنْ مَلَكٍ مُقَرَّبٍ وَلَا سَمَاءٍ وَلَا أَرْضٍ وَلَارِيَاحٍ وَلَاجِبَالٍ وَلَا بَحْرٍ إِلَّا وَهُنَّ يُشْفِقْنَ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ. رواه ابن ماجه، باب فی فضل الجمعة

 

 

Передается от Абу Лубаба бин Абдуль Мунзир (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говрил: «Истинно, день джума главный из дней и величайший перед Аллахом. И перед Аллахом он выше дней идуль-адха и идуль-фитр (курбан айид и айид после поста в месяц Ромадзан). В этот день произошло пять событий: Аллах создал Адама (аляйхи ва салям), в этот же день Аллах послал Адама на землю, в этот же день Адам оставил этот мир. Вдень джума есть такое время, когда, чтобы не попросил раб у Аллаха, Он ему даст, если только тот не просит запрещенное, и в этот день наступит Судный День. И нет такого ангела, неба, земли, ветра, гор или моря, которые не боялись бы дня джума». (Ибн Маджа).

 

Начиная со времени аср намаза (предзакатного поклонения) в четверг, желательно готовиться к дню джума. Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва саллям и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кодр. В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня джаханнама (ада) шестьсот тысяч человек. Есть высказывание некоторых ученых, что если верующий будет усердствовать в науфиль ибодатах (добровольных поклонениях), и оставит этот мир в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха Субхана ва Тааля, и будет защищен от могильных мук.

Ангелы называют джума - днем обилия, потому что Господь миров в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для будущей вечной жизни, не занимаясь мирскими делами, если только крайне необходимо. Судный день также наступит в пятницу. А обитателям Рая, в день джума, будет дана возможность наслаждаться лучшим блаженством – с упоением и благоговением смотреть на Всевышнего Аллаха.

 

 

وَعَنْ سَلمَانَ رَضِيَ اللَّه عنه، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم: " لاَ يَغْتَسِلُ رَجُلٌ يَوْمَ الجُمُعةِ، ويَتَطَهرُ مَا استَطَاعَ مِنْ طُهْرٍ، وَيدَّهِنُ مِنْ دُهْنِهِ، أَو يَمَسُّ مِن طِيبِ بَيتِهِ، ثُمَّ يَخْرُجُ فَلاَ يُفرِّق بَيْنَ اثَنيْنِ، ثُمَّ يُصَلِّي مَا كُتِبَ لَهُ، ثُمَّ يُنْصِتُ إِذَا تكَلَّم الإِمَامُ، إِلاَّ غُفِرَ لهُ مَا بَيْنَه وبيْنَ الجُمُعَةِ الأخرَى" ر واه البخاري

 

 

Передается от Салмана Аль-Фариси (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек совершит в день джума полное омовение, очистится тщательно, помажет маслом волосы, надушится благовониями. Пораньше отправится на джума намаз, не будет расталкивать никого, сидящих рядом в мечети. Потом, когда наступит время, совершит предписанное Аллахом поклонение, и при этом будет хранить молчание, когда будет говорить имам, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей». (приведено в сборнике «сахих» имама Аль-Бухари).

С рассвета желательно совершить полное ритуальное омовение (гусль), удалить под мышкой и лобке волосяной покров, постричь ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (можно новую) самую лучшую вашу одежду.

Для совершения пятничного намаза сунной является занять место в первом ряду. Пятничный коллективный намаз способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Он также служит искуплением за грехи мусульманина, совершенные им в течение недели.

Также желательно раздавать добровольные пожертвования (хойр-ихсан), постараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, приглашать гостей и угощать праздничными блюдами.

 

 

إنّ اللهَ عَزّ وجَلّ فَرَضَ عَلَيْكُمْ الجمْعَةَ فى يَوْمى هذا فى مَقامى هذا

 

 

Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине Аллах азза ва Джаля вменил вам в обязанность совершать с джамаатом намаз в день джума, в местности, где вы проживаете».

Для дееспособных, свободных и достигших половой зрелости мужчин является обязательным (фарз) участвовать в коллективной пятничной молитве, если они проживают в населенном пункте, где разрешено совершать джума намаз, то есть соблюдаются адабы (правила) этого великого обряда.

Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Выполнение пятничного намаза является обязательным для каждого мукалляфа (совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, если он не имеет уважительной причины, позволяющей не участвовать в пятничном намазе)».

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до ее окончания.

 

"من ترك الجمعة ثلاثا ولاء من غير عذر طبع الله على قلبه"أبيهريرةرفعهوأخرجابنعبدالبرعن

 

 

«Если кто без уважительной причины пропустит подряд три пятничные молитвы, Аллах запечатает его сердце». (Ибн Абд Аль-Барр)

То есть Аллах Роббиль иззат опустит завесу между его сердцем и познанием Себя и лишит его содействия в поклонении.

Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба»).

 

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные». (передается в сборниках Абу Дауда и Байхаки).

 

По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских ученых, мы ясно должны осознать, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего. Если человек, осознавая величие и все достоинства пятничного дня и джума-намаза, посвятит этот день служению своему Создателю, то он может получить большое вознаграждение и добиться прощания грехов и довольства Аллаха Табарока ва Тааля. А если же он станет пренебрегать всем этим, не совершая джума-намаз, который является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина, то для него это будет огромной потерей, и Господь миров запечатает его сердце.

 

 

وعَنْ أَبي هُريرةَ رضي اللَّه عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم قَالَ: " مَن اغْتَسَلَ يَوْم الجُمُعَةِ غُسْلَ الجنَابَةِ، ثُمَّ رَاحَ في الساعة الأولى، فكَأَنَّمَا قرَّبَ بَدنَةً، ومنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الثَّانِيَة، فَكأنَّما قَرَّبَ بَقَرَةً، وَمَنْ رَاحَ في السَاعَةِ الثَالِثةِ، فَكأنَّما قَرَّبَ كَبْشاً أَقرَنَ، ومنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الرَّابِعةِ، فَكأنَّما قَرَّبَ دَجَاجَةً، ومنْ رَاحَ في السَّاعَةِ الخامِسةِ فَكأنَّما قَرَّبَ بيْضَةً، فَإِذا خَرَج الإِمامُ، حَضَرَتِ الملائِكَةُ يَسْتمِعُونَ الذِّكرَ "متفقٌ عَلَيْهِ

 

 

Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение, (какое следует совершать после большого осквернения джанаба, например, после полового сношения). А затем отправляется на молитву в мечеть, в первый час (иначе говоря, как можно раньше), подобен тому, кто принёс в жертву верблюда (то есть получит за это такую же награду), пришедший  на молитву немного позже, подобен принёсшему в жертву корову. Пришедший позже второго, подобен принёсшему в жертву барана, следующий, подобен принёсшему в жертву курицу, а еще позже, принёсшему в жертву яйцо. Когда же выходит имам (то есть когда имам поднимается на минбар и приступает к чтению хутбы), ангелы являются, чтобы послушать восхваления и поминание Аллаха азза ва Джаля». (Приводится в сборниках «сахих» имамов аль Бухари и Муслима).

То есть время от рассвета до времени, когда имам поднимается на минбар и приступает к чтению хутбы, делится на пять отрезков, и человек, который отправился в мечеть в это время, получает вознаграждение согласно этим отрезкам. Таким образом, пришедший позже начала чтения хутбы уже не будет отмечен ангелами, которым поручено записывать людей, приходящих на пятничную молитву.

 

 

عَنْ يَزِيْدَ بْنِ أَبِی مَرْيَمَ رَحِمَهُ اللّٰهُ قَالَ: لَحِقَنِی عَبَايَةُبّنِ رِفَاعَةَبْنِ رَافِعٍ رَحِمَهُ اللّٰهُ، وَأنَا مَاشِ إِلَی الْجُمُعَةِ فَقَالَ: أَبْشِرْ، فَإِنَّ خُطَاكَ هٰذِهِ فِی سَبِيْلِ اللّٰهِ، سَمَعْتُ أَبَا عَبْسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : مَنِ اغْبَرَّتْ قَدَمَاهُ فِی سَبِيلِ اللّٰهِ فَهُمَا حَرَامٌ عَلَی النَّارِ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صحيح غريب، باب ماجاء فی فضل من اغبرت قدماه فی سبيل اللّٰ

 

 

Передается от Язийд бин Марьям (рохматуллохи аляйхи), что когда он шел на джума намаз, встретил Аъбая бин Рифаъ бин Рафиъ (рохматуллохи аляйхи), который сказал: «Возрадуйся, эти твои шаги на пути Аллаха. Я слышал, как Абу Аъбс (родзи Аллаху аънху) говорил, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Чьи ноги запылились на пути Аллаха, огню джаханнама запрещено к ним прикасаться».

 

 

عَنْ أَوْسِ بْنِ أَوْسٍ الثَّقَفِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولُ اللّٰهِ يَقُولُ: مَنْ غَسَّلَ يَوْمَ الجُمُعَةِ وَاغْتَسَلَ ثُمَّ بَكَّرَ وَابْتَكَرَ وَمَشَی، وَلَمْ يَرْكَبْ، وَدَنَا مِنَ الإِمَامِ فَاسْتَمَعَ وَلَمْ يَلْغُ كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةِ عَمَلُ سَنَةٍ أَجْرُ صِيَامِهَا وَقِيَامِهَا. رواه أبو داوُد، باب فی الغسل الجمعة

 

Передается от Авс бин Авса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто в день джума, тщательно делает омовение, идет пораньше в мечеть, пешком, а не верхом, садиться поближе к имаму, внимательно слушает, не отвлекаясь на пустословие, тому за каждый шаг дают награду за год поста (урозы) и ночного поклонения (тахаджуд)».

В ночь на пятницу и днем желательно благословлять Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, желательно 300 раз. В хадисе сказано: «Самым ценным днем недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».

 

 

عَنْ أَنَسِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : أَكّثِرُوا الصَّلَاةَ عَلَیَّ يَوْمَ الْجُمُعُعَةِ، فَإِنَّهُ أَتَانِی جِبْرِيْلُ آنِفَا عَنْ رَبِّهِ عَزَّ وَجَلَّ فَقَالَ: مَا عَلَی الْأرْضِ مِن مُسْلِمٍ يُصَلِّی عَلَيكَ مَرَّةَ وَاحِدَةَ إِلَّا صَلَّيتُ أَنَا وَمَلَاءِكَتِی عَلَيهِ عَشْرًا. رواه الطبرانی عن ظلال عنه، وثق، ولايضر فی المتابعات، الترغيب

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Читайте мне салават чаще в пятницу, потому что ко мне пришел Джибраиль аляйхи ва салям с откровением от нашего Господа азза ва Джаля, Который сказал: «нет на земле мусульманина, кто прочел бы тебе салават один раз, чтобы Я и Мои ангелы не благословили его десять раз».

 

عَنْ أُبِی أُمَامَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قاَلَ رَسُولُ للّٰهِ : أَكْثِرُو عَلَیَّ مِنَ الصَّلَاةِ فِی كُلِّ يَوْمِ الْجُمُعَةِ، فَإِنَّ صَلَاةَ أُمَّتِی تُعْرَضُ عَلَیَّ فِی كُلِّ يَوْمِ جُمُعَةٍ، فَمَنْ كَانَ أَكْثَرَهُمْ عَلَیَّ صَلَاةً كَانَ أَقْرَبَهُمْ مِنِّی مَنْزِلَةً. رواه البيهقِ ياسناد   حسن إلا أن مكحو لا قبل: لم يسمع من أبی أمامة، الترغيب

 

Передается от Абу Умама (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Читайте мне салават чаще в каждый день джума. Поистине салават моей общины доводится до меня каждую пятницу. И кто читает мне салават больше, тот будет ближе ко мне положением».

 

عَنْ رُوَيْفِعِ بْنِ ثَابِتٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَنْ صَلَّی عَلٰی مُحَمَّدٍ وَقَالَ: اللّٰهُمَّ أَنْزِلْهُ الْمَقْعَدَ الْمُقَرَّبَ عِنْدَكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَجَبَتْ لَهُ شَفَاعَتِی. رواه البزار والطبرانی فی الأ وسط والكبير وأسانيدهم حسنة، مجمع الزواءد

 

Передается от Рувайфи ибн Сабит (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто прочитает следующий салават Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям:

 

للّٰهُمَّ أَنْزِلْهُ الْمَقْعَدَ الْمُقَرَّبَ عِنْدَكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

(«Аллахума анзильхуль макаъдаль мукорроба иъндака явмаль киямаh»)

 

 «О Аллах, дай Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям в День Киямата особое, приближенное к Тебе место», то я буду обязан за него заступиться».

 

 

وعَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم ذَكَرَ يَوْمَ الجُمُعَةِ، فَقَالَ: "فِيه سَاعَةٌ لا يُوَافِقها عَبْدٌ مُسلِمٌ، وَهُو قَائِمٌ يُصَلِّي يسأَلُ اللَّه شَيْئاً، إِلاَّ أَعْطَاهُ إِيَّاه" وَأَشَارَ بِيدِهِ يُقَلِّلُهَا، متفقٌ عليه

 

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что однажды Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям упомянул о достоинстве пятницы: «Есть в день джума период времени, когда Аллах обязательно дарует Своему рабу все, что он попросит, при условии, что он следуют предписаниям религии Ислам и с трепетом обращается с мольбами и просьбами к своему Творцу». После этого он сделал рукой знак, желая указать на непродолжительность этого периода времени. (Приводится в сборниках «сахих» имамов аль Бухари и Муслима).

Ссылаясь на содержание других хадисов, комментаторы высказывали разные мнения относительно периода времени, о котором идёт речь в данном хадисе, однако скорее всего, имеется в виду период времени, начинающийся с того момента, когда имам усаживается на минбаре, и продолжающийся до завершения пятничной молитвы.

 

 

وَعنْ أَبي بُردةَ بنِ أَبي مُوسى الأَشعَرِيِّ رَضِيَ اللَّه عَنْهُ، قَالَ: قَالَ عَبْدُ اللَّهِ ابنُ عُمرَ رضَيَ اللَّه عنْهُمَا: أَسَمِعْت أَبَاكَ يُحَدِّثُ عَن رَسُول اللَّهِ صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم في شَأْنِ ساعَةِ الجُمُعَةِ؟ قَالَ: قلتُ: نعمْ، سَمِعتُهُ يقُولُ: سمِعْتُ رسُولَ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم يَقُولُ: " هِيَ مَا بيْنَ أَنْ يَجلِسَ الإِمامُ إِلى أَنْ تُقضَى الصَّلاةُ "رواه مسلم

 

 

Передается от Абу Бурда бин Абу Муса аль-Аъшари) (родзи Аллаху аънху), что однажды Абдуллах ибн Умар (родзи Аллаху аънхум) спросил у него: «Не приходилось ли тебе слышать, как твой отец передавал слова Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, относительно периода времени в день джума, когда Аллах Всевышний дарует Своим рабам то, чего они просят у Него?» Он ответил: «Да, я слышал, как он сказал: «Я слышал, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: « Этот промежуток времени продолжается с того момента, когда имам усаживается на минбаре, и до завершения молитвы». (Приводится в сборнике «сахих» имама Муслима).

 


وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِى عَنِّى فَإِنِّى قَرِيبٌ‌ۖ أُجِيبُ دَعْوَةَ ٱلدَّاعِ إِذَا دَعَانِ‌ۖ فَلْيَسْتَجِيبُواْ لِى وَلْيُؤْمِنُواْ بِى لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ

 

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, - быть может, они последуют верным путем».

Господь миров сотворил людей с небольшими потребностями для существования, но человеческое общество прогрессировало, и их надобности переросли в бесчисленные нужды. Чтобы в государственных службах что-то получить (земельный участок, лицензию на бизнес) нужно за какой-то отрезок времени, заранее записаться на прием к чиновнику, и вам определяют несколько минут (регламент).  Чтобы провести какие-то переговоры с партнерами по бизнесу, назначаешь время, место и так далее. Но чтобы обратиться к Аллаху Субхана ва Тааля не нужно предварительных записей и договоренностей, Творец всего сущего не скажет: «Мне некогда, типа давай в следующий раз, или тебе пять минут времени». Аллах азза ва Джаля, постоянно уделяет внимание верующим, будь это праведник или грешник, выслушает Своих рабов, и наделит согласно их просьбам. Но если кто-то, что-то не получит, это только по Мудрости Творца всего сущего.

 

عَنْ سَلْمَانَ الْفَارِسِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: إِنَّ اللّٰهَ حَيِیِّ كَرِمٌ يَسْتَحْيِی إِذَا رَفَعَ الرَّجُلُ إِلَيْهِ يَدَيهِ أَنْ يَرُدَّهُمَا صِفْرًا خَاءِبَتَيْنِ.رواه الترمذی وقال: هَذا حديث حسن غريب، باب إن اللّٰهَ حيی كريم

 

Передается Сальманом Фарси (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине Аллах азза ва Джаля Стыдливый, Щедрый. Когда человек поднимает свои руки к Нему, Он стыдиться оставить эти руки пустыми, разочарованными».     

 

ٱدْعُواْ رَبَّكُمْ تَضَرُّعًۭا وَخُفْيَةً‌ۚ إِنَّهُۥ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ۝ وَلَا تُفْسِدُواْ فِى ٱلْأَرْضِ بَعْدَ إِصْلَـٰحِهَا وَٱدْعُوهُ خَوْفًۭا وَطَمَعًا‌ۚ إِنَّ رَحْمَتَ ٱللَّهِ قَرِيبٌۭ مِّنَ ٱلْمُحْسِنِينَ

 

«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников».

Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. «Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро». (сура «Аль Аъроф», аяты 55-56).

Только Аллах Роббиль способен удовлетворить нужды творений, Он приказал обращаться с мольбами и просьбами только к Нему. Он велел взывать к Нему со смирением, настойчиво и в тайне. Молить следует не при людях, показывая себя перед окружающими людьми, а в уединении, посвящая свой поступок одному Творцу всего сущего. После упоминания об этом Аллах Субхана ва Тааля повелел взывать к Нему со страхом и надеждой, ибо праведный должен бояться Его наказания и надеяться на Его вознаграждение. Он должен надеяться на то, что его мольбы будут приняты, и бояться того, что они будут отвергнуты, и не должен взывать к Нему беспечно и пренебрежительно. И если человек, должным образом поклоняется Всевышнему, и делает добро Его рабам, то Его милость действительно близка к нему. Чем больше он совершает добра, тем больше он приближается к ней и тем больше Господь миров приближается к нему посредством Своей милости. Поведав об этом, Аллах азза ва Джаля открыто призвал Своих рабов быть праведными и добродетельными. Нельзя распространять на земле нечестия, совершая грехи, после того, как она приведена в порядок благодаря богоугодным деяниям. Грехи и неповиновение лишают нравственности, разрушают благодеяния и губят материальное имущество людей.

 

عَنْ أَبی هُرَيرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : ادْعُوا اللّٰهَ وَ أَنْتُمْ مُوقِنُونَ بِالإِجَابَةِ، وَاعْلَمُوا أَنَّ اللّٰهَ لَا يَسْتَجِيْبُ دُعَاءً  مِنْ قَلْبِ غَافِلٍ لَاهٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديت غريب، كتاب الدعوات، رقم

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Просите Аллаха азза ва Джаля с убеждением, что мольба примется. Знайте же, что Аллах Роббиль иззат не принимает просьбы от беспечного и безучастного сердца».

 

وَمِنْهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى ٱلدُّنْيَا حَسَنَةًۭ وَفِى ٱلْأَخِرَةِ حَسَنَةًۭ وَقِنَا عَذَابَ ٱلنَّارِ

 

Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне». (сура «Аль-Бакара», аят 201)

 

عَنْ جَابِرٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِیَّ يَقُولُ: إنَّ فِی اللَّيلِ لَسَاعَةً، لَا يُوَافِقُهَا رَجُلٌ مُسْلِمٌ يَسْأَلُ اللّٰهَ خيْرًا مِنْ أَمْرِ الدُّنْيَا والْآخِرَةِ، إِلَّا أَعْطَاهُ، إِيَّاهُ، وَذٰلِكَ كُلَّ لَيْلَةٍ. رواه مسلم، باب فی الليل ساعة مستجاب فيها الدعاء، رقم

 

Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Истинно ночью есть час, когда какое бы благо этого мира или ахирата мусульманин не попросит, оно обязательно ему будет дано. И так каждую ночь».


رَبَّنَا لَا تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْ لَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً‌ۚ إِنَّكَ أَنتَ ٱلْوَهَّابُ

      

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты - Дарующий!»  (сура«Аль Имрон», аят 8).

В этих откровениях речь идет о вопросе, который определяет грань между теми, кто исповедует ошибочные воззрения, и теми, кто следует прямым путем. Всевышний Аллах азза ва Джаля сообщает, что обладающие знанием праведники всегда молят Господа миров укрепить их веру и не уклонять их сердца от истины в сторону заблуждения, после того, как Он наставил их на прямой путь и исправил их деяния. Милость и щедроты их Господа безгранично велики.

В других аятах Аллах Табарока ва Тааля сообщил о причине, по которой сердца начинают склоняться к заблуждению. Эта причина  негативные деяния самих людей.

 

 

 

وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُواْ بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ

 

 

 

«Мы отворачиваем их сердца и умы, поскольку они не уверовали в него в первый раз, и оставляем их скитаться вслепую в собственном беззаконии» (сура «Алъ Аънам», аят 110).


Если человек отворачивается от своего Создателя и избирает покровителем своего врага (сатану), если он видит истину и отказывается признать ее, если он отдает предпочтение очевидной лжи, то Аллах Роббиль иззат непременно поворачивает его туда, куда он сам повернулся. А его сердце Всевышний отклоняет от истины в наказание за то, что он сам предпочел уклониться от нее. Аллах Субхана ва Тааля не поступает с ним несправедливо, ведь он сам был несправедлив к себе. Поэтому он не должен порицать никого, кроме себя самого. А лучше всего об этом известно одному Аллаху азза ва Джаля.

 

 

اللّٰهُمَ اِنِّی اَسْاَلُكَ الْهُدَی وَالتُّقَی وَالْعَفَافَ وَالْغِنَی

 

Передается от Ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям велел делать следующее дуа: «О Аллах, я прошу у Тебя руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка».

 

اللَّهُمَّ اِنِّي اَعُوذَبِكَ اَنْ اَشْرِكَ بِكَ وَ اَنَا اَعْلَمُ، وَ اَسْتَغْفِرُكَ لِمَا لاَ اَعْلَمُ

 

Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям часто делал это дуа:

«О, Аллах! Прибегаю к Тебе от осознанного совершения ширка, и прошу прощения у Тебя, если сделал не зная, что совершил».

 

 

 وَالَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَاجِنَا وَذُرِّيَّاتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍ وَاجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا

 

«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (сура «Аль Фуркон», 74).

Задумайтесь над прекрасными качествами верующих. Они совершают праведные деяния, но все равно испытывают постоянно нужду в поддержке своего Господа. Они просят Его даровать им праведных супругов, детей и друзей, то есть фактически просят Его смилостивиться над ними самими, потому что праведные родственники и близкие приносят великую пользу самому человеку. Более того, их молитва приносит пользу всем искренним мусульманам, потому что благочестивые жены, праведные потомки и богобоязненные друзья оказывают положительное воздействие на многих людей, с которыми им приходиться сталкиваться. Они также просят Аллаха сделать их образцом для богобоязненных. Они говорят: «Господи! Помоги нам достичь высот праведности, сделай нас правдивыми и праведными, дабы богобоязненные мусульмане могли брать с нас пример.

 

وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا وَكَانُوا بِآيَاتِنَا يُوقِنُونَ 

 

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (сура «Ас-Сажда», аят 24).

Таким образом, стремление стать образцом для богобоязненных тесно сопряжено со стремлением вершить праведные дела, терпеливо выполнять предписания религии, терпеливо избегать совершения грехов, стойко переносить превратности судьбы и обладать совершенным знанием, которое позволяет человеку достичь твердой вероубежденности.

 

 

فَإِذَا قُضِيَتِ ٱلصَّلَوٰةُ فَٱنتَشِرُواْ فِى ٱلْأَرْضِ وَٱبْتَغُواْ مِن فَضْلِ ٱللَّهِ وَٱذْكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرًۭا لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

 

Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете. (сура «Аль-Джума, аят 10).

По завершении пятничного намаза расходитесь по земле в поисках земного удела. Занятие мирским и торговлей неизбежно будет отвлекать вас от восхваления и поминания Аллаха Роббиль иззат, и поэтому нам велено часто славить своего Господа и тем самым приближаться к Его милости. Воистину, частое поминание Аллаха является одним из важнейших залогов преуспеяния.

 


ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُم بِذِكْرِ ٱللَّهِۗ أَلَا بِذِكْرِ ٱللَّهِ تَطْمَئِنُّ ٱلْقُلُوبُ

 

«Они уверовали, и их сердца находят успокоение в поминании Аллаха. Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца». (сура «Ар-Раъд», аят 28).

 

عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: لَيسَ يَتَحَسَّرُ أَهْلُ الْجنَّةِ عَلٰی شَیءٍ إِلَّا عَلٰی سَاعَةٍ مَرَّتْ بِهِمْ لَمْ يَذْكُوا اللّٰهَ عَزَّ وَجَلَّ فِيهَا. رواه الطبران فی الكبير والبيهقی فی شعب الإيمان وهو حديث حسن، الجامع الصغير

 

Передается от Муаъз бин Джабаль (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Обитатели джанната, не будут сожалеть ни о чем, кроме времени, проведенного без вспоминания Аллаха».

Статью подготовил Ахметов Хамидулло,

имам мечети «Асым ата».

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: