بسم الله الرحمن الرحيم
В последнее время во всем мире происходят разнообразные события, которые даже воспринимаются тяжело. Наше сознание ни как не было готово к таким событиям. Многие люди не хотели даже задумываться о катастрофе, которая начало уносить жизни людей. У обывателей, которые не анализируют, а возможно не имеют вообще представления о порядке вещей в этом мире, появляются всякие роптания, то на какие тайные общества, имеющие власть над государствами, кто-то на супербогатых людей, каких-то массонов, другие на сверхдержавы этого мира и так далее, лишь бы явно не осознавать реальность, данную нам Господом миров - Аллахом Табарока ва Таала.
ٱلَّذِى خَلَقَ ٱلْمَوْتَ وَٱلْحَيَوٰةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلاًۭۚ وَهُوَ ٱلْعَزِيزُ ٱلْغَفُورُ
Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий. (сура "Аль Мульк", аят 2).
Только Он дает жизнь и смерть, и определяет все происходящие жизненные ситуации, в которых человеку предоставлен выбор поступить хорошо или плохо. И этим люди, обуславливают себе или совершение греха, или преследуют найти милость Всевышнего.
Немного просветим не познавших людей, а другим знающим, сделаем напоминание, ведь оно приносит пользу верующим.
إِنَّا كُلَّ شَىْءٍ خَلَقْنَـٰهُ بِقَدَرٍۢ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению», (сура «Аль Комар», аят 49).
Это относится абсолютно ко всем творениям, ко всему сущему на небесах и на земле. Аллах Роббиль иззат является Единственным Творцом, и никто не помогает Ему создавать Свои творения. Все, что происходит во Вселенной, сбывается в полном соответствии с предопределением Аллаха Субхана ва Тааля. Всевышний изначально знал, когда и как произойдет то или иное событие, и знал обо всех качествах Своих будущих творений.
Вера в предопределение, что хорошее и плохое от Господа миров является обязательным, кто отрицает этот столп религии Ислам, является неверующим. Люди, отвергающие судьбу и предопределение, считается не принимающим одну из основ веры (имана). И вы не почувствуете вкус имана, и не найдете отраду и усладу, пока не уверуете в предопределение. Все что с вами происходит хорошее и плохое, только по Воле Аллаха азза ва Джаля.
وَعِندَهُۥ مَفَاتِحُ ٱلْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَآ إِلَّا هُوَۚ وَيَعْلَمُ مَا فِى ٱلْبَرِّ وَٱلْبَحْرِۚ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِى ظُلُمَـٰتِ ٱلْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍۢ مُّبِينٍ
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании», (сура «Аль-Аънам», аят 59).
У Аллаха Табарока ва Тааля абсолютные и всеобъемлющие знания. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако большая часть этого знания сокрыта даже от приближенных ангелов. Всевышний знает обо всем, во Вселенной, о всех звездах и планетах, о существовании всех живых и неживых существ в морях, лесах, пустынях, на поверхности земли и на небесах. В Хранимой скрижали (лявхум махфуз) записано о каждой вещи, о каждом событии, о жизненном сроке каждого живого творения, в мельчайших подробностях, от начало существования, до Судного дня.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرِ وَبْنِ الْعَاصِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُما قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلَ اللّٰهِ ﷺ يَقُوْلُ: كَتَبَ اللّٰهُ مَقَادِيْرَ الْخَلَاءِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمٰوَاتِ وَالْأَرضِ بِخَمْسِيْنَ ألْفَ سَنَةٍ، قَالَ: وَعَرْشُهُ عَلَی الْمَاءِ
Передается от Абдуллох ибн Аъмр ибн Альаъс (родзи Аллаху анхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах написал предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. И Трон Аллаха был над водой».
لَا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍۢ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَلَا فِى ٱلْأَرْضِ وَلَآ أَصْغَرُ مِن ذَٰلِكَ وَلَآ أَكْبَرُ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍۢ مُّبِينٍۢ
«Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше нее, или больше нее. Все это есть в ясном Писании» (сура «Саба», аят 3).
Есть люди, которые не уверовали в Господа миров, не познали Его величие, считают невозможным воскрешение после смерти, и наступление Судного дня. Они полагают, что нет ничего, кроме мирской жизни, и что люди рождаются, умирают и никогда не будут воскрешены. Каждый человек обязан верить, и не сомневаться в истинности воссоздания, потому что об этом сообщил Аллах Субхана ва Тааля, Который ведает о сокровенном. Он ведает о том, что сокрыто от наших глаз и непостижимо для нашего разума. Затем Творец всего сущего подчеркивает совершенство Своего знания и поведал о том, что Ему известно обо всех творениях. Все существующее и происходящее во Вселенной заведомо известно Аллаху азза ва Джаля и записано в ясном Писании. Всевышнему известно все, что происходит с мельчайшими частицами на небесах и на земле, также Ему ведомо о том, как разлагаются тела усопших.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «كُنْت خَلْفَ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَوْمًا، فَقَالَ: يَا غُلَامِ! إنِّي أُعَلِّمُك كَلِمَاتٍ: احْفَظْ اللَّهَ يَحْفَظْك، احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَك، إذَا سَأَلْت فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْت فَاسْتَعِنْ بِاَللَّهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوك بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَك، وَإِنْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوك بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْك؛ رُفِعَتْ الْأَقْلَامُ، وَجَفَّتْ الصُّحُفُ». رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ
Передается Абдуллох ибн Аббасом (родзи Аллаху аънху): «Однажды когда я сидел верхом позади Пророка, соллаллоху аляйхи ва салям, Он соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О, мальчик, я научу тебя нескольким словам: вспоминай Аллаха, и Он будет хранить тебя, восхваляй Аллаха и ты обнаружишь Его перед собой. Если у тебя будет в чем-то нужда, проси Аллаха, если потребуется помощь, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если, все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, так как перья уже подняты, а свитки высохли».
وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّۢ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍۢ فَلَا رَآدَّ لِفَضْلِهِۦۚ يُصِيبُ بِهِۦ مَن شَآءُ مِنْ عِبَادِهِۦۚ وَهُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُيَ
«Если Аллах поразит тебя бедой, то только Он может спасти тебя от неё. А если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не удержит Его милость. Ведь Он по Своей милости дарует благо тому, кому желает, из Своих рабов, и Он, Всевышний, Прощающий, Милосердный!» (сура «Юнус», аят 107).
Разум нам подсказывает, что не может же Вселенная появиться без Создателя. Кто создал небеса, землю, горы и вообще все остальное. Аллах Табарока ва Тааля – Создатель всего сущего. Противное, не является логичным, то есть считается полным абсурдом. Разве может на земле, на небесах, во Вселенной произойти, что-нибудь, если Аллах Роббиль иззат не пожелает, не может. Только Аллах Субхана ва Тааля управляет всем, и только Он Творец всего сущего. Он сотворил вас и все, что вы делаете.
عَنْ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ رضي الله عنه قَالَ: حَدَّثَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم-وَهُوَ الصَّادِقُ الْمَصْدُوقُ-:»إنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا نُطْفَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يُرْسَلُ إلَيْهِ الْمَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ، وَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ، وَأَجَلِهِ، وَعَمَلِهِ، وَشَقِيٍّ أَمْ سَعِيدٍ؛
Передается от Абу Абд ар-Рохман Абдуллах бин Маъсуд (родзи Аллаху аънху), «Правдивый, и безусловно достойный доверия Посланник Аллаха (соллаллоху аляйхи ва салям), сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется, во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови, и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека (ризик), срок его (жизни), его деяния, а также то, счастливым он будет или несчастным.
Опять же повторяемся, без веры в предопределение, иман человека недействительный, каждый мусульманин должен строго утвердиться в этом столпе веры.
Что же было потерянно мусульманами за последнее время. Закрытие мечетей, почти по всему миру, это огромная потеря, для тех кто стремится ежедневно пятикратно выполнять намаз с джамаатом. Ещё одна великая потеря джума намаз, те которые строго соблюдали этот обряд, а это немалое количество людей, потому что все почти мечети мира заполнялись верующими людьми, которые хоть раз в неделю, распростирали свои руки, искренне выпрашивая все свои нужды и потребности. Ещё более страшная потеря, когда все наши мечети вечером заполнялись людьми, это месяц Ромадзан. Многие в течении дня соблюдали пост, приходили в мечеть слушали вагиз-насихат, участвовали в коллективной молитве иша, таравих, витр важиб. Также Аллах Субхана ва Таала сократил в тысячи раз количество мусульман, которые могут совершить Хадж. Для справки, по официальным статистическим данным Саудавской Аравии, в том году Хадж совершили два с половиной миллиона людей со всего мира. И это происходило ежегодно, мусульмане выполняли пятый столп религии Ислам. Выполнение обряда Умры, Тавваф, Стояние на горе Арафат, и многие другие обряды, по причине, которых Творец всего сущего принимал покаяния и прощал многих мусульман. В этом году Правительством Саудавской Аравии, было разрешено выполнить обряд Хаджа, только тысячи верующим.
Мы мусульмане должны ясно понять и осознать, что мы не идеальны. Наш образ жизни, наша окружающая действительность, одеяния женщин и мужчин, прелюбодеяния, гомосексуализм, употребление алкоголя, наркотиков, занятость тем, что не приносит ни пользы для этой жизни, не для ахирата. От запретных финансовых взаимоотношений (деньги под проценты), в мире страдает более девяносто процентов людей. Поклонения (ибодаты), пятикратный намаз, могу сказать за нашу страну, их всего два процента людей. И даже у нас соблюдающих не всегда имеется концентрация и сосредоточенность в поклонении. О наших недостатков можно написать много, но каждый знает свои отклонения.
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. (сура «Аз-Зарийат», аят 56).
Аллах азза ва Джаля не нуждается в наших поклонениях. Но чтобы люди жили по канонам Творца всего сущего, не преступали грани запретного, придерживались мудрых предписаний, именно эти ибодаты помогают соблюдать великие границы законов Господа миров.
Если люди жили праведно, и их постигли трудности, это испытание, но если греховные деяния преобладали – это явно наказание. Поэтому пока не поздно многим людям нужно сделать покаяние.
«Покаяние» - в переводе с арабского, возвращение. Создатель сотворил джинов и людей только для поклонения Ему одному. Поэтому отклонившийся от прямого праведного пути, должен вернутся, прийти, стремится к милости, довольству Творца. Значит, отказаться от того, что Он запретил, выполнять то, что Он повелел, и конечно сторонится сомнительного. Тавба – это фардз айн (обязательное действие), для любого, преступившего границы Аллаха Роббиль иззат.
عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: كُلُّ بَنِي آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَوَّابُونَ. رَوَاهُ الترمذي و أحْمد والحاكم
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Все потомки Адама склонны оступаться. И лучшие среди них, те, которые за совершенные грехи, делают покаяние».
Человек по природе своей склонен к совершению грехов, и он заслуживает упрёка не за единичный проступок, а за упорство в совершении грехов.
Передается от Абу Хурайры (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если бы вы не грешили, Всевышний Аллах заменил бы вас другими людьми, которые грешат и просят у Него прощения, и прощал бы им». (приводится в сборнике Муслима).
Покаяние и испрашивание у Аллаха Роббиль иззат прощения утяжеляют чашу весов с благими делами в Судный день. Врата покаяния открыты для каждого желающего войти, для каждого стремящегося к прощению грехов. Всевышний Аллах принимает покаяние Своего раба до самого его предсмертного хрипа.
وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعاً أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете». (сура «Ан Нур», аят 31).
Всевышний подчеркнул, что верующие не защищены от упущений. Именно поэтому Аллах Субхана ва Тааля повелел мусульманам каяться и молить Его о прощении, которое станет залогом к праведному пути. Обрести счастье и достичь благоденствия в будущем, можно только вследствие покаяния, которое подразумевает отречение душой и телом от того, что вызывает гнев Творца всего сущего, и обращение душой и телом к тому, чем Он будет доволен.
لَلَّهُ أَشَدُّ فَرَحًا بِتَوْبَةِ عَبْدِهِ حِينَ يَتُوبُ إِلَيْهِ مِنْ أَحَدِكُمْ كَانَ عَلَى رَاحِلَتِهِ بِأَرْضِ ، فَلَاةٍ فَانْفَلَتَتْ مِنْهُ وَعَلَيْهَا طَعَامُهُ وَشَرَابُهُ ، فَأَيِسَ مِنْهَا ، فَأَتَى شَجَرَةً فَاضْطَجَعَ فِي ظِلِّهَا قَدْ أَيِسَ مِنْ رَاحِلَتِهِ فَبَيْنَا هُوَ كَذَلِكَ ، إِذَا هُوَ بِهَا قَائِمَةً عِنْدَهُ فَأَخَذَ بِخِطَامِهَا » ، ثُمَّ قَالَ : مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ اللَّهُمَّ أَنْتَ عَبْدِي وَأَنَا رَبُّكَ أَخْطَأَ مِنْ شِدَّةِ الْفَرَحِ
«Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, у которого убежала верблюдица, унеся с собой его еду и воду, и он остался один в пустыне, а потом уснул в тени дерева, отчаявшись найти свою верблюдицу, и, проснувшись, увидел, что его верблюдица стоит рядом с ним, и, взяв её за повод, воскликнул: «О Аллах, Ты - раб мой, а я - Господь Твой!» - допустив ошибку из-за того, что был вне себя от радости» (приводиться в сборнике Муслима).
فَمَن تَابَ مِنۢ بَعْدِ ظُلْمِهِۦ وَأَصْلَحَ فَإِنَّ ٱللَّهَ يَتُوبُ عَلَيْهِۗ إِنَّ ٱللَّهَ غَفُورٌۭ رَّحِيمٌ
«Аллах примет покаяние того, кто раскается после совершения несправедливости и исправит (содеянное), ибо Аллах - Прощающий, Милосердный». (сура «Аль Маъида», аят 30).
О призывающие к истинной вере. Возвестите своим братьям, которые совершают много грехов и излишествуют во вред самим себе, о безграничной милости и всепрощении Господа миров. Побудите их покаяться в грехах до того, как они лишатся этой прекрасной возможности. Они потакают своим низменным желаниям, ослушаются Всеведущего Творца, и вызывают на себя Его гнев. Однако они не должны терять надежду на милость Аллаха азза ва Джаля, и тем самым подвергать себя еще большей опасности. Они не должны говорить, что совершили слишком много грехов или имеют слишком много пороков, от которых им не удастся избавиться. Подобное отчаяние мешает грешникам раскаяться и выбраться из омута ослушания и неповиновения. В результате они не приобретают ничего, кроме гнева Милосердного Создателя. Поэтому не позволяйте грешникам отчаиваться в Его милости и помогайте им познать Его посредством прекрасных имен Аллаха Табарока ва Тааля, свидетельствующих о Его великодушии и милосердии.
Стоит человеку покаяться, как Всевышний прощает ему все большие и малые грехи, даже многобожие, убийство, прелюбодеяние, лихоимство и несправедливость. Воистину, Аллах Роббиль иззат - Прощающий, Милосердный. Милость и всепрощение – это, два качества, которые всегда остаются присущими Всевышнему Аллаху. Проявления этих божественных качеств непрестанно ощущаются всеми творениями. Днем и ночью Господь миров ниспосылает Своим рабам блага. Тайно и явно Он наделяет их Своей милостью. Даровать блага для Него гораздо приятнее, чем удерживать их. Его милость опережает и одолевает Его справедливый гнев. Однако для того, чтобы заслужить ее, человек должен поусердствовать, и если он не делает этого, то сам закрывает перед собой двери милости и всепрощения.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنْ رَسُولِ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: إِنَّ الْعَبْدَ إِذَا أَخْطَأَ خَطِيءَةً نُكِتَتْ فِی قَلْبِهِ نُكْتَةٌ سَوْدَاءٌ فإِذا هُوَ نَزَعَ وَاسْتَغْفَرَ وَتَابَ سُقِلَ قَلْبُهُ وَإِنْ عَادَ زِيدَ فِيهَا حَتَّی تَعْلُو قَلْبَهُ وَهُوَ الرَّانُ الَّذِي ذَكَرَ اللّٰهُ {كَلاَّ بَلْ رَانَ عَلَی قُلُوبِهِمْ مَا كَانُوا يَكْسِبُونَ}. رواه الترمذي
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда верующий совершает грех, в его сердце (душе) образуется черная точка. Если он приносит покаяние, и больше не возвращается к тому негативному деянию, просит прощение у Господа миров, то сердце очищается от этой грязи. Но если он продолжает грешить, то душа покрывается многочисленными черными точками. Как говориться в аяте: «Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели».
Самый верный и наилегчайший способ снискать благоволение Всевышнего - это искреннее раскаяние перед Ним, обращение к Нему с мольбой о прощении, смирение, покорность и бескорыстное поклонение. Воистину, нет более надежного пути к Его милости и нисхождению.
Один ученый говорил: «О, люди! Существует три вида греха: грех, который прощается; грех, который не прощается; и грех, в котором есть надежда на прощение и страх получить наказание. Прощающийся грех – это грех человека, которого Всевышний наказал за ослушание в этом мире. И Аллах Роббиль иззат, великодушнее и щедрее, чтобы наказывать дважды. Не прощающийся грех – это зло в ущемление прав других. Поистине, когда Всевышний Аллах посредством Пророков аляйхи ва салям, и предписаний был представлен перед своими творениями, сказав: «Клянусь Своим Величием и Мощью, что не оставлю без наказания ни малейший гнёт угнетателя: ни удара кулаком, ни прикосновения рукой, ни удара рогатого животного на безрогого». Следовательно, возмещайте причиненное зло другим, чтобы полностью откупить вину в этом мире и предстать в День Суда, очистившимися от прегрешений. И последний – это грех, который Аллах Субхана ва Тааля скрывает от других, давая возможность грешнику покаяться. Здесь, раскаивающийся боится быть непрощенным, однако уповает на всеобъемлющую милость Господа миров.
ٱلتَّـٰٓئِبُونَ ٱلْعَـٰبِدُونَ ٱلْحَـٰمِدُونَ ٱلسَّـٰٓئِحُونَ ٱلرَّٰكِعُونَ ٱلسَّـٰجِدُونَ ٱلْأَمِرُونَ بِٱلْمَعْرُوفِ وَٱلنَّاهُونَ عَنِ ٱلْمُنكَرِ وَٱلْحَـٰفِظُونَ لِحُدُودِ ٱللَّهِۗ وَبَشِّرِ ٱلْمُؤْمِنِينَ
«Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха». (сура «Ат-Тавба», аят 112).
Передается от Имран ибн Хусайн (родзи Аллаху аънху), что одна женщина из племени Джухайна пришла к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям и сказала, что она совершила прелюбодеяние, за которое должна подвергнуться наказанию, и что она беременна. Посланник соллаллоху аляйхи ва салям позвал её покровителя и сказал ему: «Заботься о ней, пока она не родит, а потом приведи её ко мне». Когда она родила, он привёл её, и Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям отправил ее кормить ребенка своим молоком, пока тот не станет есть обычную пищу. Потом покровитель привел ее, и по велению Посланника соллаллоху аляйхи ва салям одежду на ней затянули, после чего её побили камнями. Затем по его велению люди совершили над её телом погребальную молитву. Умар (родзи Аллаху аънху) спросил у Росулуллох соллаллоху алейхи ва салям: «Ты совершаешь погребальную молитву по этой женщине при том, что она - прелюбодейка?!» Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, она принесла такое покаяние, что, если его разделить на семьдесят жителей Медины, то его бы хватило. Она пожертвовала жизнью - может ли быть что-то лучше, чем это?» (приводиться в сборнике Муслима). Если верующий совершил один из великих грехов (каъбаир грех), сделал покаяние, он понес полагающееся наказание в этом мире, то Господь миров не будет повторно наказывать этого человека.
Ибн Касир говорил: «Посредством покаяния эти скверные дела превращаются в благие. Причина в том, что каждый раз, вспоминая о содеянном, этот человек искренне раскаивается и сожалеет вновь и вновь. Таким образом, грех превращается в покорность Аллаху Роббиль иззат. Иначе говоря, это деяние будет записано в свитке с записью его дел, однако оно будет превращено в благодеяние. Об этом говорится в Сунне, и сообщения, подтверждающие это, передаются от наших праведных предшественников».
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (сура «Мухаммад», аят 19).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: وَاللّٰهِ إِنِّي لَأَسْتَغْفِرُ اللّٰهَ وَ أَتُوبُ إِلَيْهِ فِي الْيَوْمِ سَبْعِينَ مَرَّةً.رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, я прошу у Аллаха прощения и приношу Ему покаяние более семидесяти раз в день»
Испрашивая у Всевышнего Аллаха прощения, человек заново переживает свой грех, чувствует свою вину и ощущает связь с Творцом всего сущего, надеясь обрести Его милость. Поэтому выспрашивание прощения присуще богобоязненным верующим. Богобоязненный верующий постоянно ощущает связь с Господом миров и чувствует, что Аллах азза ва Джаля наблюдает за ним и что Аллах Субхана ва Тааля – Прощающий, и Он прощает грешников и делающих упущения.
إِنَّمَا ٱلتَّوْبَةُ عَلَى ٱللَّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلسُّوٓءَ بِجَهَـٰلَةٍۢ ثُمَّ يَتُوبُونَ مِن قَرِيبٍۢ فَأُوْلَـٰٓئِكَ يَتُوبُ ٱللَّهُ عَلَيْهِمْۗ وَكَانَ ٱللَّهُ عَلِيمًا حَكِيمًۭا وَلَيْسَتِ ٱلتَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلسَّيِّـَٔـاتِ حَتَّىٰٓ إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ ٱلْمَوْتُ قَالَ إِنِّى تُبْتُ ٱلْـَٔـٰنَ وَلَا ٱلَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌۚ أُوْلَـٰٓئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًۭا
«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах - Знающий, Мудрый».
«Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», - и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания». (сура «Ан Ниса», аяты 17-18).
Господь миров знает, что происходит в сердцах Его рабов. Аллах Субхана ва Тааля дает возможность (тоуфик) сделать им покаяние. По Своему Великодушию и всеобъемлющей милости, Он прощает отступивших и согрешивших, которые совершили злодеяния по невежеству, и в душе раскаиваются. Все люди преступают недозволенное, но верующие должны знать, что без скорого тавба, последствия грехов, могут навлечь гнев Создателя Вселенной, и могут обречь на долгие страдания. Мусульмане не должны забывать о постоянном наблюдении Аллаха Роббиль иззат за ними. Нур (свет) веры тускнеет у постоянно преступающих границы Всевышнего, и они могут лишится самого дорогого, что может иметь человек, своего имана.
Существует мнение ученых, что под скорым раскаянием здесь подразумевается раскаяние до того, как человек встретится со смертью лицом к лицу, потому что Аллах Табарока ва Тааля принимает покаяние того, кто покаялся до того, как воочию увидел смерть или наказание. Если же человек раскаивается в совершенных грехах или отрекается от неверия, находясь при смерти, то Творец всего сущего не принимает его покаяния.
وَجَـٰوَزْنَا بِبَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ ٱلْبَحْرَ فَأَتْبَعَهُمْ فِرْعَوْنُ وَجُنُودُهُۥ بَغْيًا وَعَدْوًاۖ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَدْرَكَهُ ٱلْغَرَقُ قَالَ ءَامَنتُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا ٱلَّذِىٓ ءَامَنَتْ بِهِۦ بَنُوٓاْ إِسْرَٰٓءِيلَ وَأَنَا۟ مِنَ ٱلْمُسْلِمِينَ ءَآلْـَٔـٰنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ ٱلْمُفْسِدِينَ فَٱلْيَوْمَ نُنَجِّيكَ بِبَدَنِكَ لِتَكُونَ لِمَنْ خَلْفَكَ ءَايَةًۭۚ وَإِنَّ كَثِيرًۭا مِّنَ ٱلنَّاسِ عَنْ ءَايَـٰتِنَا لَغَـٰفِلُونَ
«Мы переправили сынов Исраила через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила. Я стал одним из мусульман».
«(Аллах сказал): «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие».
«Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями». (сура «Юнус», аят 90-92).
Когда сомневающиеся, то есть неверующие оказываются в таком положении, они просто не могут не признать истину, однако это признание оказывается бесполезным. Оно подобно обретению веры в Последнюю жизнь, когда уже наступит День воскресения. А ведь только вера в Гойб (сокровенное) может принести человеку полезные плоды. Согласно высказываниям толкователей Корана, сыны Исраила испытывали сильный страх перед Фараоном и отказывались поверить в то, что он утонул. Они терзались сомнениями, и тогда Аллах Роббиль иззат повелел морю выбросить тело тирана на возвышенность, дабы оно стало знамением для людей. Однако многие люди беспечно относятся таким знамениям. Они становятся свидетелями многих удивительных явлений, однако не придают этому значения и не делают из этого полезных выводов. И только благоразумные люди, с твердым вероубеждением (якын), сердца которых всегда готовы внять Истине, видят в знамениях Аллаха Табарока ва Тааля, величайшее доказательство правдивости всего, что проповедовали Посланники аляйхи ва салям.
عَنِ ابْي عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِنَّ اللّٰهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ الْعَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَ أَحْمَدُ وَالْحَاكِمُ
Передается от Ибн Умаром (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах азза ва Джаля принимает покаяние Своего раба, пока к нему не подступила агония смерти».
عَنْ أَنَسٍیٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: دَخَلْتُ الجَنَّةَ فَرَأَيْتُ فِی عَارِضَتَیِ الْجَنَّةِ مَكْتُوبَا ثَلَاثَةَ أَسَّطْرُ بِالذَّهَبِ. السَّطْرُ الْأَوَّلُ: لَآ إِلٰهَ إِلَّا اللّٰهُ مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِ، وَالسَّطْرُ الثَّانِی: مَا قَدَّمنا وجدنا وَمَا أَكَلْنَا رَبِحْنَا وَمَا خَلَّفْنَا خَسِرْنَا. وَالسَّطْرُ الثَالِثُ: أُمَّةٌ مُذْنِبَةٌ وَرَبٌّ غَفُورٌ. رواه الرفعی وابن النجار وهو حديث صحيح. الجامع الصغير
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва саллям) говорил: «Когда я вошел в Джаннат, то на его обеих сторонах увидел три строки, написанные золотом. На первой строке было написано: «Ляа иляха иль Аллах Мухаммадур росуллулох». На второй строке было: «Что мы отправили вперед, (то есть все благие деяния), то и нашли, то что в этом мире использовали, от того получили пользу, а что оставили, то потеряли». На третьей строке было: «Община грешная, а Господь прощающий».
وَلاَ تَيْأَسُواْ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِنَّهُ لاَ يَيْأَسُ مِن رَّوْحِ اللّهِ إِلاَّ الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ
«Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». (сура Юсуф, аят 87).
Когда Аллах Субхана ва Тааля объявил ангелам, что сотворит из глины человека, а сами ангелы, были сотворены из нура (света), имеющие разум, и не имеющие нафс (желания, страсти, вожделения, похоть…). Уже до этого столкнувшись с греховностью джинов, они не противоречили решению и желанию Господа миров, только сказали: «Ты сотворишь тех, кто будет творить нечестия и проливать кровь», Творец всего сущего ответил: «Вам дано знать, только то, что Я вам позволил». Сотворение Вселенной, галактик, звезд, солнца, земли, луны, ангелов, джинов, людей и всего остального, во всем мы видим огромное величие и великую мудрость Аллаха Роббиль иззат. И сказал Всевышний, чтобы все поклонились, сделали земной поклон (сажда), Адаму аляйхи ва салям, и все беспрекословно выполнили требование Аллаха Табарока ва Тааля. Только Иблис (который был из джиннов) ослушался, тогда Создатель проклял его и определил ему место в аду (в огненной геене). И выпросил Иблис отсрочку до Судного дня, и Аллах азза ва Джаля удостоил его этой милости. Тогда Шайтон сказал: «Я их всех (людей) собью с истинного пути, кроме Твоих рабов праведных». Аллах Табарока ва Тааля, Адаму аляйхи салям и его супруге даровал место в Раю, огромный сад, живите, наслаждайтесь, и только указал на одно дерево, и наказал не приближаться к этому запретному. Жизнь в Раю – ни жары, ни холода, ни болезней, ни трудностей, вечное беззаботное существование. Но Иблис обманул Хаву (супругу Адама) и его самого, и они вкусили запретный плод, сделали грех, но осознав всю горечь своего поступка, они покаялись и долго проливая слезы просили прощения у Аллаха Субхана ва Тааля. И Господь миров простил им, и определил временное пребывание на земле.
Из этой истории из Корана, верующие люди должны сделать вывод, что природа человека склонна к греху, что у него есть явный враг сатана, что Аллах Роббиль иззат даровал смерть и жизнь, чтобы испытать чьи деяния будут праведными, что никогда не сравнится не совершивший грех, и тот кто совершил запретное и покаялся и слезами раскаяния смыл следы своих преступлений, но никогда не будет одинакова новая одежда и одежда стиранная, да еще возможно ни один раз. Но самое явное, Иблис не покаялся, и навечно попадет в Ад, а Адам аляйхи ва салям сделал тавба, и Милостивый и Милосердный его простил.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ لَزِمَ الْاِسْتِغْفَارَ جَعَلَ اللّٰهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجًا وَ مِنْ كُلِّ هَمٍّ فَرَجًا وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ
Передается от Ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва саллям) говорил: «Если человек не перестает языком просить прощение (истигфар), Всевышний Аллах покажет ему выход из любой сложной ситуации, пожалует избавление от каждой печали и дарует пропитание таким путем, каким тот и не ждал».
Однажды к сподвижнику Хасану Басри родзи Аллаху аънху пришли четыре человека. Один из них жаловался на засуху, второй – на бедность, третий – на распущенность детей, четвертый – на то, что его поле не дает урожай. Праведник посоветовал каждому из них просить прощение (истигфар). Присутствующие спросили: «Наш господин, эти люди обратились к вам с разными бедами, но вы посоветовали им всем одинаковое деяние. Аскет Хасан Басри ответил им, прочитав аят Корана.
وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ حَكِيمٌ
«Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам и если бы Аллах не был Принимающим покаяния и Мудрым, то лжецов постигло бы скорое наказание». (сура «Ан-Нур», аят 10).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: مَنْ تَابَ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا تَابَ اللّٰهَ عَلَيْهِ. رَوَاهُمَا مُسْلِمٌ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый сделавший покаяние, до выхода солнца на западе, будет прощен Аллахом Субхана ва Тааля.
وَمَآ أُبَرِّئُ نَفْسِىٓۚ إِنَّ ٱلنَّفْسَ لَأَمَّارَةُۢ بِٱلسُّوٓءِ إِلَّا مَا رَحِمَ رَبِّىٓۚ إِنَّ رَبِّى غَفُورٌۭ رَّحِيمٌ
«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь - Прощающий, Милосердный». (сура «Юсуф», аят 53).
Но что делать, если душа повелевает человеку совершать мерзости и прочие прегрешения? Воистину, душа - это корабль сатаны и дверь, через которую он входит к человеку. И спастись от греховных повелений своей души удается только людям, над которыми смилостивился Господь миров. Их души обретают уверенность и покой, повинуются тем, кто призывает на праведный путь, и отказываются повиноваться тем, кто призывает к погибели. Но это является не заслугой человеческой души, а милостью и добродетелью Аллаха Субхана ва Тааля по отношению к Своему рабу. Воистину, Всевышний прощает и милует того, кто осмеливается совершать грехи и ослушаться, если он приносит покаяние и возвращается на путь истины. Милость Аллаха азза ва Джаля к такому человеку проявляется в том, что Он принимает его покаяние и помогает ему впоследствии, совершать праведные деяния.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رضي الله عنه قَالَ: سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: «يَا ابْنَ آدَمَ! إِنَّكَ مَا دَعَوْتنِي وَرَجَوْتنِي غَفَرْتُ لَك عَلَى مَا كَانَ مِنْك وَلَا أُبَالِي، يَا ابْنَ آدَمَ! لَوْ بَلَغَتْ ذُنُوبُك عَنَانَ السَّمَاءِ ثُمَّ اسْتَغْفَرْتنِي غَفَرْتُ لَك، يَا ابْنَ آدَمَ! إنَّك لَوْ أتَيْتنِي بِقُرَابِ الْأَرْضِ خَطَايَا ثُمَّ لَقِيتنِي لَا تُشْرِكُ بِي شَيْئًا لَأَتَيْتُك بِقُرَابِهَا مَغْفِرَةً
Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах Всевышний сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие (грехи) ты (совершил), до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнув, они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прошу тебя! О сын Адама, поистине, если придешь ты ко Мне с большим количеством прегрешений, что заполнят они собой, чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи».
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ ٱللَّهُۚ قُلْ أَفَرَءَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ إِنْ أَرَادَنِىَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَـٰشِفَـٰتُ ضُرِّهِۦٓ أَوْ أَرَادَنِى بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَـٰتُ رَحْمَتِهِۦۚ قُلْ حَسْبِىَ ٱللَّهُۖ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ ٱلْمُتَوَكِّلُونَ
Жизнь верующего должна постоянно сопровождаться упованием на Аллаха Табарока ва Тааля.
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» - они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие», (сура «Аз-Зумар», аят 38).
Только Всевышний способен творить и создавать, приносить радость и ниспосылать несчастья. А что касается всех остальных, то они являются всего лишь беспомощными творениями, которые никому не способны причинить вреда. Положитесь на Господа миров, попросите Его защитить вас от заблуждений неверующих и скажите: «Довольно нам Аллаха азза ва Джаля. Только на Него должны надеяться и полагаться мусульмане, потому что Он самым совершенным образом заботится о своих праведных рабах. Он оберегает их не только от зла, которое причиняет им беспокойство, но и от зла, которому они не придают особого значения».
عَنْ عُمَرَ بْنِ الخَطَّابِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: لَوْ أَنَّكُمْ كُنْتُمْ تَوَكَّلُونَ عَلَی اللّٰهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرُزِقْتُمْ كَمَا تُرْزَقُ الطَّيْرُ تَغْدُوْ خِمَاصًا وَتَرُوْحُ بِطَانًا
Передается от Умара ибн Хаттаба (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Если вы будете по настоящему, полагаться на Аллаха, то Аллах будет кормить вас, как он кормит птиц. Утром они вылетают голодными, а вечером возвращаются сытыми».
إِن يَنصُرْكُمُ ٱللَّهُ فَلَا غَالِبَ لَكُمْۖ وَإِن يَخْذُلْكُمْ فَمَن ذَا ٱلَّذِى يَنصُرُكُم مِّنۢ بَعْدِهِۦۗ وَعَلَى ٱللَّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ ٱلْمُؤْمِنُونَ
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие». (сура «Аль Имрон», аят 160).
Господь миров полновластно управляет всеми процессами, и вершит судьбы творений, и ни одна живая особь, не способна сдвинуться с места или замереть вопреки Его воле. Если же Аллах азза ва Джаля лишит вас поддержки и оставит вас один на один с вашими трудностями, то вы непременно окажетесь в тяжелых проблемах, даже если все творения придут к вам на помощь.
Из этого следует, что мусульмане обязаны молить Аллаха Табарока ва Тааля о помощи, уповать только на Него и не полагаться на свои собственные силы и возможности. Им хорошо известно, что Аллах - Единственный Помощник, и что упование на Него - это проявление веры в Господа миров. Чем сильнее верующие будут уповать, и полагаться на Всевышнего, тем больше укрепят свою веру.
قُلْ هُوَ ٱلرَّحْمَـٰنُ ءَامَنَّا بِهِۦ وَعَلَيْهِ تَوَكَّلْنَاۖ فَسَتَعْلَمُونَ مَنْ هُوَ فِى ضَلَـٰلٍۢ مُّبِينٍۢ
«Скажи: «Он - Милостивый! Мы уверовали в Него и уповаем только на Него, и вы узнаете, кто пребывает в очевидном заблуждении». (сура «Аль Мульк», аят 29).
Вера в Господа миров включает в себя твердые убеждения в душе. А праведные деяния, совершаемые как душой, так и телом, достигают совершенства благодаря упованию на Аллаха Роббиль иззат.
В прежние времена у правителя одной страны был очень мудрый визирь. Он считался одним из самых приближённых людей к этому господину, так как сопровождал его повсюду. Если же с правителем случалось что-то неприятное, то он всегда говорил: «Возможно, это к добру», – тем самым утешая его. Однажды правитель, сильно повредив себе палец, лишился его. На это визирь сказал ему свои обычные слова: «Возможно, это к добру». Но правитель на этот раз очень разгневался и спросил: «Что же в этом хорошего?» – и приказал посадить его в темницу. Но и на это визирь сказал: «Возможно, так оно и лучше». После этого визирю пришлось долгое время просидеть в тюрьме.
Некоторое время спустя правитель выехал на охоту, и, преследуя дичь, отдалился от своей стражи. Так он забрёл во владения язычников, которые поклонялись идолам. Поймав правителя, поместили его в клетку, и позже они решили принести его в жертву своему богу, но, обнаружив, что у него не хватает одного пальца, оставили его в живых.
Когда Аллах азза ва Джаля спас его от участи быть зарезанным у ног каменного изваяния, которое не приносит ни вреда, ни пользы, правитель с радостью бросился к себе во дворец, и первое, что приказал по прибытии, – это освободить своего визиря. Встретившись с ним, он стал просить у него прощения за то, что сделал с ним, сказав, что только сейчас понял Мудрость Всевышнего в потере своего пальца, и стал горячо восхвалять Аллаха Роббиль иззат за это.
Однако затем он спросил своего визиря: «Когда я приказал посадить тебя в темницу, ты сказал, что, возможно, так оно и лучше. Какая же мудрость заключается в этих словах?» Тогда визирь ответил ему, что если бы он не заключил его под стражу, то ему наверняка пришлось бы сопровождать его на охоте, и тогда его принесли бы в жертву вместо него. Поэтому всё, что ни делает Творец всего сущего, к лучшему.
Сложно понять, как зло может обернуться добром, но это так, и даже если не в этой жизни, то обязательно в следующей вечной жизни. Главное для нас - верить и полностью положиться на Всевышнего.
فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُلْ حَسْبِىَ ٱللَّهُ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا هُوَۖ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُۖ وَهُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْعَظِيمِ
«А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, ибо Он - Господь великого Трона». (сура «Ат-Тавба, аят 129).
Если они уверуют, то удостоятся истинного пути, и их вознаградят по их деяниям. Но если они отвернутся от веры и предписанных поступков, то следуй праведным путем, и продолжай проповедовать Ислям. Скажи: «Мне достаточно Аллаха! Он избавит меня от беспокойства и тревоги. Нет божества, которое заслуживало бы поклонения, кроме Него. Я полагаюсь только на Него и твердо верю, что Он приблизит меня ко всему, что может принести мне пользу, и отдалит меня от всего, что может причинить мне вред. Он является Господом великого Трона, объемлющего всю Вселенную, и Он, Создатель всех остальных творений».
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ الله عَنْهُ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: "إِذَا خَرَجَ الرَّجُلُ مِنْ بَيْتِهِ فَقَالَ بِسْمِ اللَّهِ تَوَكَّلْتُ عَلَى اللَّهِ لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ قَالَ يُقَالُ حِينَئِذٍ هُدِيتَ وَكُفِيتَ وَوُقِيتَ فَتَتَنَحَّى لَهُ الشَّيَاطِينُ
Передается от Анаса ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если человек при выходе из дома скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха», Ему ответят (ангелы): «Ты ведом прямым путем, избавлен и защищен», и шайтан удаляется от него».
وَلِلَّهِ غَيْبُ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَإِلَيْهِ يُرْجَعُ ٱلْأَمْرُ كُلُّهُۥ فَٱعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِۚ وَمَا رَبُّكَ بِغَـٰفِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ
«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращаются дела. Поэтому поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете». (сура «Худ», аят 123).
Ему известно все сокровенное на небесах и на земле, и ничто не способно сокрыться от Него. Деяния всех творений возвращаются к Нему, после чего Он отделяет дурные поступки от благих. Людям надлежит поклоняться Ему и выполнять все, что им предписано. При этом они должны уповать на своего Господа, который не предает забвению их добрые и злые деяния. Напротив, Он объемлет их своим знанием, и все они записаны в книге их деяний. А это значит, что Он непременно вынесет свой приговор и свершит справедливое возмездие, или щедро вознаградит.
عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: كَيفَ أَنْعَمُ وَصَاحِبُ الْقَرْنِ قَدِ الْتَقَمَ الْقَرْنَ وَاسْتَمَعَ الْأُذُنَ مَتٰا يُؤْمَرُ بِالنَّفْخِ فَيَنْفُخُ فَكَأَنَّ ذَلِكَ ثَقُلَ عَلٰ أَصْحَابِ النَّبیِیِّﷺفَقَالَ لَهُمْ: قُولُوا: حَسْبُنَا اللّٰهُ وَنِعْمَ الْوَكِيْلُ عَلَی اللّٰهِ تَوَكَّلْنَا. رواه الترمذی وَقَال: هذا حَديث حَسن، باب مَاجَاء فی شأن الصور، رقم
Передается от Абу Саиъда Худри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Как же мне радоваться и успокаиваться. Когда Ангел наготове поднес трубу ко рту, и насторожил слух, когда ему прикажут, и он затрубит в нее». И похоже что это стало тяжелой вестью для сахабов (родзи Аллаху аънхум). Пророк соллаллоху аляйхи ва салям посоветовал им говорить: «(Хасбуналлаху ва ниъмаль вакиль. Аъляллахи таваккальна), достаточно нам Аллаха, наилучший Он Покровитель, на Аллаха мы полагаемся».
فَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِۖ إِنَّكَ عَلَى ٱلْحَقِّ ٱلْمُبِينِ
«Уповай же на Аллаха, ибо ты придерживаешься очевидной истины». (сура «Ан-Намль», аят 79).
Аллах Табарока ва Тааля обращается к Своему Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, и велит полагаться на поддержку своего Господа при распространении религии, при построении мусульманского общества и в борьбе с противниками истиной веры. Воистину, только Аллах Роббиль иззат способен одарить тебя добром и уберечь от зла, и Он непрестанно заботится о тебе, ибо ты придерживаешься явной истины. Ты совершаешь добрые дела, проповедуешь Истину, отстаиваешь ее интересы, и поэтому ты можешь всегда уповать на своего Творца. Пережить все трудности на пути призыва к религии Ислям, и в конечном итоге выполнить эту миссию, было под силу только тому, кто искренне уповал на Аллаха Субхана ва Тааля, и во всем полагался на Него. Благодаря этому Всевышний Господь предоставил Пророку соллаллоху аляйхи ва салям Свою помощь, и довел его дело до успеха. И люди в буквальном смысле стали принимать Ислям толпами. И в Судный день Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям будет иметь самое большое число последователей.
وَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِۚ وَكَفَىٰ بِٱللَّهِ وَكِيلاًۭ
«Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (сура «Аль Ахзаб», аят 3).
Если же ты пожелаешь уступить желаниям не уверовавших, опасаясь того, что в противном случае они причинят тебе вред или помешают тебе проповедовать религию, то отбрось эти недостойные мысли и воспользуйся средством, которое укрепит веру в твоей душе и в душах верующих. Уповай на помощь своего Господа во всех делах, как это полагается делать рабу, который не распоряжается ни добром, ни злом, ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением. Всегда и везде полагайся на Его помощь и поддержку, и Он убережет тебя от зла нечестивцев и поможет тебе утвердить на земле Его религию.
Воистину, для верующего достаточно покровительства его Создателя. И поэтому вверь свою судьбу Аллаху азза ва Джаля, и Он устроит все твои дела самым лучшим образом. Он лучше самих людей знает о том, что приносит пользу Его рабам. Только Он способен принести им больше блага, чем они сами. Он испытывает к Своим рабам больше сострадания, чем родители к своему ребенку. Он питает к ним больше любви и добра, чем кто бы то ни было иной. Особенно, если они являются Его избранными верующими рабами. Таких рабов Он осеняет Своей милостью и одаряет видимыми и невидимыми благами. Именно поэтому Господь повелел им вверять свою судьбу Ему одному, обещав устроить их дела наилучшим образом.
Благодаря этому покровительству всякое сложное и тяжелое начинание для верующих становится простым и легким, а всякая беда - малой и незначительной. Аллах Субхана ва Тааля избавляет их от скорби и печали, удовлетворяет их нужды и потребности, дарует им милость и благословение и оберегает их от злобы врагов и зла неверующих, дает исцеление от любой болезни. В результате этого мы можем видеть, как слабый и беспомощный раб, который вверил свою судьбу Всемогущему Господу миров, в одиночку вершит дела, которые оказываются не под силу целому народу. Воистину, Аллах Роббиль иззат облегчает Своим избранным рабам многое из того, что кажется невозможным.
Статью подготовил Рузметов Еркин
(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым).