بسم الله الرحمن الرحيم
Ассаляму аляйкум уважаемый джамаат (сообщество мусульман). В первую очередь разрешите воздать бесконечную хвалу Аллаху Субхана ва Тааля, за то что нас, Он Роббиль иззат сотворил лучшим из всех творений – людьми.
لَقَدْ خَلَقْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ فِىٓ أَحْسَنِ تَقْوِيمٍۢ
Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. (сура «Ат-Тийн», аят 4).
Также позвольте вознести огромную благодарность Всевышнему, за то что среди людей сделал нас мусульманами, понимающими религию Ислам, следующим ее предписаниям, и дал возможность служить этой великой доктрине, и конечно трудится в распространении ее истинных ценностей среди людей, которые нас окружают. Во- вторых, что мы смогли приехать к вам, к своим близким, братьям и сестрам, смогли встретиться с вами, ощутить ваше гостеприимство, радушный прием, ваше безграничное великодушие, огромная признательность в этом Президентам Республик Узбекистан и Киргизии Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву, Сооронбаю Шариповичу Жээнбекову.
ما لَمْ يَشْكُرُ النَّسِ لَمْ يَشْكُرُ اللّٰهِ
Если не будешь проявлять благодарность людям, не будешь признательным Аллаху азза ва Джаля. Не выражающий благодарность родителям (отцу и матери), не сможешь изъявлять признательность Господу миров. Огромное спасибо нашим Президентам, что мы смогли встретиться на этой благоприятной встрече. Если вы зададите вопрос, зачем мы к вам приехали, однозначно отвечу, что мы приехали к вам, преследуя цель снискать довольство Аллаха Роббиль иззат, проведать вас, наших братьев, узнать ваши чаяния, научиться у вас добрососедству, великодушным отношениям друг с другом, внедрить с вашей помощью в нашу жизнь ценности религии Ислам. В наших взаимоотношениях не могут внесены национальные приоритеты немцев, французов, японцев, уклад жизни американцев и других представителей религиозных концессий. Только воспитав свою нравственность, морально-этические взаимоотношения в семье, на работе, в бизнесе привнеся канонические нормы нашей религии, мы все сможем обрести счастье в этой жизни. Мы приехали с Бишкека, кто-то из Ташкента, возможно, это наша последняя встреча друг с другом, но в Судный день мы все равно увидимся. Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил:
الصَّلَوٰةُ المودّع
«Поклоняйся Аллаху Табарока ва Тааля (выстаивай молитву), как будто прощаешься с этой жизнью».
Неизвестно смогу завтра произносить речь, делать наставление, возможно, это наши последние моменты в жизни. Зачем нам делить, претендовать на красоты этого бренного мира, разве не предпочтительней нам стремиться и усердствовать для нашего ахирата (будущей жизни). Уважаемые наши близкие родственники, что такое вода, земля и другие природные ресурсы, продолжительность наших жизней, пропитание и всех других благ, все это нам предписано и выделено Всевышним Аллахом.
عَنِ ابْنِ مَسْعُوْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: أَلَا وَ إِنَّ الرُّوْحَ الْأَمِيْنَ نَفَثَ فِی رُوْعِی أَنَّهُ لَيْسَ مِنْ نَفْسِ تَمُوْتُ حَتّٰ تَسْتَوْفِیَ رِزْقَهَا، فَاتَّقُوا اللّٰهَ وَ أَجْمِلُوا فِی الطَّلَبِ وَلَا يَحْمِلَنَّكُمُ اسْتِبْطَاءُ الرِّزْقِ أَنْ تَطْلُبُوا بِمَعَاصِی اللّٰهِ فَإِنَّهُ لَا يُدْرَكُ مَا عِنْدَ اللّٰهَ إِلَّا بِطَاعَتِهِ
Передается от Абдуллах ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Джибраиль аляйхи ва салям, исполняя Волю Аллаха, внушил мне в сердце, что ни одна душа не умрет, пока не израсходует полностью удел. Так бойтесь Аллаха. И выбирайте праведный путь для получения удела. И пусть задержка вашего пропитания не вынуждает вас добывать его путем греха. Нельзя получить того, что у Аллаха, без покорности Ему».
فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلْمُتَوَكِّلِينَ
«Когда же ты предпримешь что-то сделать, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». (сура «Аль Имран»,аят 159).
Один праведник говорил: «Какие ниъматы (блага) мне определил Творец всего сущего, они прописаны мне, на них не смогут претендовать ни мои родители, ни мои дети». Каждому жителю Узбекистана, Киргизии, Аллах Субхана ва Тааля назначил свое пропитание и всякие блага. Всем насекомым, пресмыкающимся, животным, обитателям морей и океанов Создатель Вселенной дает пропитание. Неужели, мусульмане будут обделены благами. Разве наше стремление в опережении друг друга, должно ограничиваться в обманчивой временной жизни. Неужели не предпочтительней, блага рая (джанната), довольство Аллаха азза ва Джаля, усердствовать в опережении друг друга в благих деяниях.
وَسَارِعُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا ٱلسَّمَـٰوَٰتُ وَٱلْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ فِى ٱلسَّرَّآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَٱلْكَـٰظِمِينَ ٱلْغَيْظَ وَٱلْعَافِينَ عَنِ ٱلنَّاسِۗ وَٱللَّهُ يُحِبُّ ٱلْمُحْسِنِينَ
«Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных».
«Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (сура «Аль Имран», аят 133-134).
Как обширна милость и милосердие Господа миров, так нам никогда не осознать просторы Рая, все это в ведении Аллаха Табарока ва Тааля.
إِنَّ ٱلْمُتَّقِينَ فِى جَنَّـٰتٍۢ وَعُيُونٍ
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников». (сура «Аз-Зариаът», аят 15).
Творец всего сущего извещает о награде, уготовленной для богобоязненных верующих, которые заслужили эти блага своими праведными деяниями. Аллах Роббиль иззат не говорит о киргизах, узбеках, таджиках, а сообщает о милости для богобоязненных, потому что покорность и благочестие были неизменными качествами этих людей. В награду за это Всевышний поселит их в садах, в которых растут прекрасные фруктовые деревья. Они будут наслаждаться плодами, похожими на те, что растут на земле, и многими другими фруктами, о которых ничего не слышали прежде и о существовании которых даже не смели предположить. Эти праведники будут наслаждаться возле бурлящих источников, из которых вытекают ручьи, орошающие райские луга и сады, и они будут пить из этих источников прекрасные напитки.
Аллах Субхана ва Тааля когда обращается в Коране говорит: «О люди!» О, которые уверовали!» Создатель не смотрит на нашу внешность, на наше благосостояние, Аллах азза ва Джаля видит наши сердца и наши поступки. Искренняя ли наша вера в Господа миров, как мы относимся к другим окружающим нас людям, проявляем ли мы великодушие и доброту, выражаем сострадание и сочувствие к тем, кого постигли трудности и лишения. Следуем мы за Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, соблюдаем его рекомендации, чтим наследие последнего Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. Мы мусульмане должны хорошо относиться ко всем людям, если даже наш сосед неверующий, Аллах Роббиль иззат обязует нас проявлять к нему почтение и уважение. Во многих высказываниях Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорится о хорошем отношении к соседям. Если человек украл у кого-то, или совершил прелюбодеяние, то ему записывается один грех, но если кто-то позволил злодеяние по отношению к соседу, то грех увеличивается в десять и больше раз. Статус соседей, отношение между ними, равносильно, порученному на хранение ценной вещи. Уважаемые братья и сестры, мы все считаемся родными и близкими, у нас одна родословная, но самое главное мы не должны забывать, что мы являемся умматом (сообществом) Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Как мы должны жить, строить взаимоотношения, на какие морально-этические принципы, мы должны делать опору. Все для нас предоставлено в Коране (Книге Всевышнего), и в сунне Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям.
شَهْرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِىٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلْقُرْءَانُ هُدًۭى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـٰتٍۢ مِّنَ ٱلْهُدَىٰ وَٱلْفُرْقَانِ
«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение». (сура «Аль Бакара», аят 185).
Аллах Табарока ва Тааля оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает верующим путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет Истину. Самым доступным образом помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Книга Господа миров рекомендует нам себя исправлять, стремиться к высоконравственной морали.
. عَنْ أَبِي ذَرِّ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: إِتَّقِ للَّهِ حَيْثُمَا كُنْتَ وأَتْبِعِ
. السَّيِّءَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ
Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил мне: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха, после плохого поступка, сделай что-нибудь хорошее, оно будет причиной прощение греха. Когда общаешься с людьми, проявляй им свой прекрасный нрав, и будь с ними в хороших отношениях». Приведено Тирмизий.
Из аспектов религии Ислам, если кто-то причинил вам зло, вы не можете ответить тем же. Как нас обучил Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, если кто-то схитрил, обманул вас, вы не можете ответить аналогичным. Мекканские многобожники, двадцать один год причиняли вред и зло Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, и всем мусульманам того времени. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям всех их простил. Есть ли в мире такая религия, какие народы, сообщества придерживаются таких высокогуманных принципов. Кем были сподвижники Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, до того как начали ниспосылаться первые откровения от Всевышнего. Они были невежественными людьми, которым лишить жизни кого-то было обыденным делом. Грабили караваны, воевали с друг другом, закапывали в землю живьем своих дочерей, употребляли спиртные напитки, не стеснялись прелюбодеяния. Но Свет (Нур) веры, предписания Корана, вывел этих людей, из бездны мрака - к свету, из пропасти неверия - к Истине религии Ислам, из омута язычества - к поклонению Единому Творцу всего сущего. Раньше до озарения Исламом, сахабы (родзи Аллаху аънхум) жили для своего удовольствия, когда они познали Величие Господа миров, что религия для них огромная ценность и аманат (доверенное), они стали усердствовать для распространения этого блага на весь мир. Сподвижники не жалели свои силы и энергию, посвятили свои жизни, чтобы донести до других людей каноны Ислама, до тех, которые существовали во мраке невежества. Благодаря их самоотверженности и кропотливому труду, в каждом уголке земли есть люди, которые строго соблюдают предписания Аллаха Табарока ва Тааля. Какое огромное благо, что наши предки осознали ценность Ислама, приняли ее предписания, и около четырнадцати веков, соблюдают эту религию, и передают эту великую мудрость из поколения поколению. Невежественные люди используют других людей для достижений своих примитивных целей, верующие живут, трудятся и стараются на благо общества и других людей, чтобы достичь еще более высокого духовного развития. К этому обязывает нас стремится учение Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.
Мы приехали проведать своих близких родственников, надеюсь, в будущем мы будем встречаться еще чаще. Мы все друг другу близкие люди, мы все друг другу братья, пусть же наша дружба будет крепкой и искренней, и передается нашим потомкам.
وَقِفُوهُمْۖ إِنَّهُم مَّسْــُٔولُونَ
«Остановите их, и они будут спрошены». (сура «Ас-Соффат», аят 24)
ثُمَّ لَتُسْــَٔلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ ٱلنَّعِيمِ
«В тот день вы будете спрошены о благах». (сура «Ат-Такассур», аят 8).
Мы все будем спрошены о щедротах и милостях, которыми нас одарили в этой жизни Аллах Роббиль иззат. Если мы были благодарны за них и исполнили свой долг перед Всевышним, то Он дарует нам нечто более прекрасное, чем то, с чем мы расстались после ухода из этой жизни. Если же мы будем только обольщаться мирскими наслаждениями, не будем признательны Аллаху Субхана ва Тааля за оказанные милости и даже использовать Его дары для того, чтобы совершать грехи, то мы обязательно понесем за это заслуженное наказание.
إِنَّ ٱلْإِنسَـٰنَ لِرَبِّهِۦ لَكَنُودٌۭ
«Воистину, человек неблагодарен своему Господу». (сура «Аль-Аъдият», аят 6)
Хасан Басрий (рохматуллохи аляйхи) говорил: «Забывать о щедрых дарах и милостях, предоставленных Аллахом азза ва Джаля, и наоборот, долго держать в памяти короткие моменты незначительных трудностей, это и есть неблагодарность».
У нас в недавнем прошлом в Средней Азии не было границ, мы жили одной большой семьей. Киргизские дети обучались Корану у узбекских устозов, узбекские ученики обучались религии у киргизских учителей. У наших народов славная история, было столько благотворных веков душевного, добросердечного сосуществования, за что мы должны возносить хвалу Творцу всего сущего.
Имам Тирмизий говорил: «Пользоваться благами, наслаждаться прелестями жизни, но не осознавать Того, Кто их предоставляет, это и есть проявление неблагодарности».
Уважаемые братья, мусульманам запрещено использовать блага дарованные Аллахом Субхана ва Тааля для совершения грехов и всяких негативных деяний. Все мы являемся гостями в этом мире, Судный день – это реальная Истина, нам всем придется отвечать на строгие вопросы. Какими мы были мусульманами, как мы соблюдали предписанные нам добрососедские отношения. Наши народы и страны, мы все придерживаемся мазхаба имама Абу Ханифы, мы твердо руководствуемся акидой имама Матуриди. У нас нету разногласий в вероубеждении, в соблюдении принципов Шариата, нам только осталась следовать этим канонам и принципам.
Во все времена и между многими народами происходили разногласия. Эти волнения даже коснулось сподвижников (родзи Аллаху аънхум) - лучших людей в истории человечества. Между мухаджирами Мекки и ансарами Медины порой в некоторых вопросах не было консенсуса. Абу Бакр (родзи Аллаху аънху) будучи халифом мусульман, строго соблюдая принципы Шариата вынужден был отказать в выделении земельного участка дочери Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, Фатиме (родзи Аллаху аънха). Уъмар ибн Хаттоб будучи правителем мусульман снял с должности блестящего полководца, командующего войском Халида ибн Валида (родзи Аллаху аънху). Некоторые люди были не довольны правлением халифа Уъсмана ибн Аффана (родзи Аллаху аънху). Между Али ибн Абу Толиб племянником Пророка соллаллоху аляйхи ва салям, и матерью правоверных Айшой (родзи Аллаху аънха), было какое-то время противостояние. Вся история состоит из каких-то разногласий.
Бывают моменты в жизни, когда человеку нужно сердиться, если вследствие этих эмоций, человек может предотвратить более существенный негатив. И он обязан проявлять это в какой-то мере страшное чувство, в противном случае, он уподобляется ослу. Но если человек не может контролировать свой гнев, проявляет жестокость, чтобы удовлетворить позывы своего эго (нафса), не умеет вовремя остановиться, простить оппонента, то это явно свидетельствует, что человек последовал за нашим главным врагом, шайтаном (сатаной). Мы верующие должны научиться просить прощение, мы мусульмане обязаны уметь прощать. Пусть это будет в семейных отношениях, в среде соседей, в бизнесе, на производстве, на рынке. Если мы научимся этому требованию религии Ислам, наша жизнь станет прекрасной, наше существование будет легкой и монотонной, мы просто больше начнем радоваться нашим будням.
Лукман Хаким аляйхи ва салям, делая наставление своему сыну говорил: «Я задену четыре аспекта из жизни, уясни этот важный урок, заложи себе в память, и никогда не забывай этот ценный урок. Две вещи всегда помни, и две вещи не держи в памяти, то есть забывай,. Никогда не забывай об Аллахе азза ва Джаля, и обрывающей эту жизнь, смерти. Тот, кто предоставил все блага, одаряет щедрым пропитанием, постоянно вспоминай о смерти. Эти два аспекта в нашей религии, будут удерживать нас от совершения грехов и негативных поступков. Всегда забывайте свои благие деяния, не только не ждите, что вам ответят аналогичным, даже не желайте добра от тех, которым вы сделали огромное благо. В этом и есть проявление искренности, что вы награды ждете от Аллаха Роббиль иззат, а не от творений, которые созданы Всевышним. Вы воздаяние от своей праведности и благих дел, не должны хотеть получить уже в этой жизни, нам же всем известно, и в этом должно быть у нас твердое убеждение, ниъматы (блага) Джанната, намного превосходят бренных даров этой жизни. Вот этому учит на наша религия, в этом духе воспитывал сподвижников (родзи Аллаху аънху), Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям. И четвертое забывать причиненное нам злодеяние.
وَمَآ أَسْــَٔلُكُمْ عَلَيْهِ مِنْ أَجْرٍۖ إِنْ أَجْرِىَ إِلَّا عَلَىٰ رَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ
Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров. (сура «Аш-Шуъаро», аят 109).
إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ ٱللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَآءًۭ وَلَا شُكُورًا
(Они говорят): «Мы кормим вас лишь бы достичь довольства Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! (сура «Аль-Инсан, аят 9).
Сахабам досталось великое наследство от Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, они воспитывались лучшим из людей, перенимали Его соллаллоху аляйхи высокую нравственность, учились морально-этическим нормам. Последний Посланник соллаллоху аляйхи ва салям передал им великое чудо, которое будет существовать до Судного дня, Книгу Аллаха Табарока ва Тааля, Коран. Их жизнь формировалась на великом Нуре (Свете), Сунне Пророка соллаллоху аляйхи ва салям. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям выковал их истинное вероубеждение, и вследствие их подчинения и следования этому учению, они в свою жизнь внесли баракат (благословение Аллаха Роббиль иззат) во все аспекты своей жизни. Чтобы мы в этой жизни не сделали, мы не ждем ни от кого оплаты за наши труды и старания, нам не нужно вознаграждение за наши праведные поступки, не желаем ни от какого творения благодарности. Наши намерения, помыслы, надежды связаны с Создателем Вселенной, и мы все надеемся получить в следующей жизни.
Мы не ждём ни от кого расплаты за наше усердие в совершении благого, нам не нужно вознаграждение за наши праведные поступки, не желаем от вас благодарности. Все наши помыслы, мечты найти признательность Аллаха Роббиль иззат, и счастье в ахирате. Если кто нам сделает зло, мы должны научиться прощать, самое малое мы не должны на зло отвечать тем же. Аллах Субхана ва Таала обязует нас прощать, Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, сподвижники (родзи Аллаху аънху), многие праведники достигли этой степени.
وَعَنِ ابْنِ عُمَرَ - رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «المُؤْمِنُ الَّذِي يُخَالِطُ النَّاسَ، وَيَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ خَيْرٌ مِنَ الَّذِي لَا يُخَالِطُ النَّاسَ وَلَا يَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ». أَخْرَجَهُ ابْنُ مَاجَهْ بِإِسْنَادٍ حَسَنٍ، وَهُوَ عِنْدَ التِّرْمِذِيِّ: إِلَّا أَنَّهُ لَمْ يُسَمِّ الصِّحَابِيَّ.
Передается от Ибн Уъмара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не выносит наносимые ими неприятности».
وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ
وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلَّا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (сура «Фуссилат»,аят 34-35).
Один из принципов высокой морали – это способность считать своё поклонение Всевышнему ничтожно малым, возвеличивая при этом все блага, дарованные Аллахом Роббиль иззат. Признаком проявления благонравия по отношению к другим является отказ от нанесения им вреда и перенесение трудностей от них. Если человек будет строго придерживаться одного нравственного аспекта в течение сорока дней, то Аллах азза ва Джаля сделает это для него, постоянной чертой характера. Одна из этических норм – это когда твоё сердце находится в состоянии отчуждённости, от всего, что может отвлекать от Господа миров, то есть быть среди людей, но сердце своё связывать только с Создателем Вселенной. Благонравие – это терпеливо принимать от людей любую грубость, а также смиренное довольство предопределением Аллаха Субхана ва Тааля, без какого-либо раздражения и беспокойства. Ведь все что происходит, вершиться по Мудрости и Могуществу Творца всего сущего. Безнравственность стесняет сердце своего обладателя, ибо не вмещает в себя ничего, кроме своей цели, подобно тому, как малое пространство способно вместить в себя лишь тебя самого. Признак плохого нрава – это способность видеть только недостатки других людей, и не трудится над исправлением своих отклонений от общей принятой морали.
عَنْ ابْنِ عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَاتَجَرَّعَ عَبْدٌ جُرْعَةً أَفْضَلَ عِنْدَ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ جُرْعَةِ غَيْظٍ يَكْظِمُهَا ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللّٰهِ تَعَالٰی. رواه أحمد
Передается от Ибн Уъмар (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Из того, что человек проглатывает, нет ничего лучше перед Аллахом, чем когда человек проглатывает свой гнев, стремясь к довольству Аллаха Тааля».
عَنْ أَبی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: مَنْ أَقَالَ مُسْلِمًا عَثْرَتَهُ، أَقَالَهُ اللّٰهُ عَثْرَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ. رواه ابن حبان، قال المحقق: إسناده صحيح
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: « Кто простит ошибки мусульманина, тому Аллах азза ва Джаля простит его ошибки в День Суда».
وَٱلَّذِينَ يَجْتَنِبُونَ كَبَـٰٓئِرَ ٱلْإِثْمِ وَٱلْفَوَٰحِشَ وَإِذَا مَا غَضِبُواْ هُمْ يَغْفِرُونَ
«Которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются». (сура «Аш-Шура», аят 37).
Верующие избегают совершать грехи и обладают прекрасным нравом. Терпение стало их неизменным качеством, а неподдельное благонравие должно быть их образом жизни. Даже когда речи и поступки людей приводят их в гнев, они сдерживают этот порыв, и не дают волю проявлению отрицательных чувств. Более того, они прощают своих обидчиков, проявляют снисходительность и не отвечают на зло, иначе как добром. Вследствие снисходительности и умению прощать обиды, они оберегают себя и других от великого зла.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ قَالَ: مَنْ خَزَنَ لِسَانَهُ سَتَرَ اللّٰهُ عَوْرَتَهُ وَ مَنْ كَفَّ غَضَبَهُ كَفَّ اللّٰهُ عَنْهُ عَذَابَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَمَنِ اعْتَذَرَ إِلَی اللّٰهِ عَزَّ وَ جَلَّ قَبِلَ عُذْرَهُ. رواه البيهقی فی شعب الإيمان
Передается от Анас ибн Малика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто придерживает свой язык, Аллах скроет недостатки. Тому, кто сдерживает свой гнев, Аллах Роббиль иззат сдержит свое наказание в Судный день. Кто, прося прощения, оправдывается перед Аллахом, Аллах азза ва Джаля принимает его оправдания.
وَٱبْتَغِ فِيمَآ ءَاتَـٰكَ ٱللَّهُ ٱلدَّارَ ٱلْءَاخِرَةَۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ ٱلدُّنْيَاۖ وَأَحْسِن كَمَآ أَحْسَنَ ٱللَّهُ إِلَيْكَۖ وَلَا تَبْغِ ٱلْفَسَادَ فِى ٱلْأَرْضِۖ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُفْسِدِينَ
«А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие». (сура «Аль-Косос», аят 77).
Мусульманам дарована прекрасная возможность заработать вечную Райскую обитель, потому что мы обладаем богатством, которого лишены многие другие. Раздавать милостыню, стремиться снискать благоволение своего Господа и не ограничиваться получением удовольствия от жизни и удовлетворением своих низменных желаний. Не пренебрегать своей долей в этом мире, то есть от нас не требуется, чтобы мы пожертвовали всем своим богатством и остались нищими, но нас призывают раздавать часть имущества, чтобы мы могли обрести счастье в будущей жизни, и расходовать другую часть своего добра на себя в этом мире. Будьте великодушными и снисходительными по отношению к всем творениям, и помните о том, как Аллах Табарока ва Тааля одарил нас великими щедротами. Не стремитесь к бесчинству на земле, то есть не проявляйте высокомерия, не совершайте злодеяний и не забывайте о Том, Который наделил нас огромным богатством. Воистину, Он не любит бесчинствующих! Напротив, Он подвергнет таких людей самому ужасному наказанию.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: أَلَا أُخْبِرُكُم بِمَنْ يَحْرُمُ عَلَی النَّارِ، وَبِمَنْ تَحْرُمُ عَلَيْهِ النَّارُ؟ عَلٰی كُلِّ قَرِيْبٍ سَهْلٍ. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن غريب باب فضل كل قريب هين سه
Передается от Абдуллах ибн Масуъда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не сообщить ли вам, кто запрещен для огня джаханнама, и для кого запрещен огонь джаханнама, каждый, кто близок к людям, имеет мягкий нрав и с ним легко». (Близок к людям бывает тот, у кого хороший характер, и с кем приятно общаться).
Мы верующие должны проявлять к окружающим милость и милосердие, доброту и благородство. Если мы будем проявлять эти качества к другим, Аллах азза ва Джаля велит обитателем небес проявлять к нам великодушие.
Есть много искренних рабов, которых Милостивый и Милосердный Аллах обязался вести праведным путем. Эти люди обладают самыми безупречными качествами, самыми стойкими сердцами и наилучшим нравственным обликом. Их самым большим достоинством является то, что их любит Всевышний, и они любят Его. Любовь Аллаха Роббиль иззат к этим рабам действительно является огромной милостью, которая может быть оказана к таким людям, и является величайшим достоинством, которым они могут быть почтены. Когда Творец всего сущего полюбит этих рабов перед ними открываются большие возможности, и Аллах Субхана ва Тааля облегчает им трудные начинания, вдохновляет их на совершение праведных поступков, помогает им избегать предосудительных деяний и наполняет сердца других творений, в том числе и ангелов, любовью и дружеским симпатиям по отношению к ним. Но для того, чтобы заслужить любовь своего Господа, мусульмане должны душой и телом следовать путем последнего Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, уподобляясь ему в поступках и поведении.
Произошел неприятный инцидент, мы все должны покаяться и просить прощения у Аллаха Субхана ва Таала. Обычной практикой всех Пророков аляйхи ва салям было считать себя не идеальными людьми, что все склоны ошибаться, совершать неопрометчивые поступки. Лично я тоже считаю себя, порой творящим негативные деяния. Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорит, что мы все братья, шайтан нашёптывает что мы не братья. Аллах Роббиль иззат говорит вы все потомки Адама аляйхи ва салям, шайтон наш явный враг наущает, откуда вы родственники, вы узбеки, они киргизы.
إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌۭ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْۚ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. (сура «Худжурот», аят 10).
Господь миров установил обязательные крепкие братские узы
Господь миров установил обязательные крепкие братские узы между мусульманами, соединил сердца верующих. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, Посланников аляйхи ва салям и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает».
Также передается: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок
Аллах азза ва Джаля и Его Посланник соллаллоху аляйхи ва салям, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.
Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха Табарока ва Таала. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти.
Здесь собрались самые просвещённые сливки нашего общества. Религиозные ученные, уважаемые старейшины, имеющие авторитет и почет персоны. По воле Аллаха азза ва Джаля, они проведут существенные, проникновенные, искренние беседы с людьми, которые не оставят их слов, без внимания. Эти же слова были сказаны вчера в Киргизии, поедем в Америку или Японию, разве можно говорить что то, кроме предписаний Аллаха Табарока ва Таала, и пути Росулуллох соллаллохи аляйхи ва салям. Мы в первую очередь ни узбеки, ни киргизы, ни таджики. Мы изначально рабы Аллаха Роббиль иззат, и уммат (община) Мухаммада соллаллохи аляйхи ва салям. Наше преимущество постоянно и вечно, потому что мы озарены самой большой ценностью, верой в Создателя Вселенной.
Ещё есть одно существенное действие, которое поможет победить шайтана, мы скрытно друг от друга должны научиться друг друга хвалить. Разве нет у наших наций, за что можно друг друга похвалить киргизы добросердечные и гостеприимные, узбеки великодушные и сострадательные, таджики жизнерадостные и беспристрастные. Когда мы будем в своих маджлисах (общественных собрания) прекрасно отзываться о других, в нашей среде, в подсознании молодого поколения, глубоко утвердяться эти истинные реалии. И очень сильно надеюсь, что наши потомки не будут повторять наших глупых ошибок. В наших сердцах проростут зерна любви и милосердия, а что в душе, то и в деяниях. Все поклонения, намаз, уроза, садака, хадж, верующий делает для своего счастливого будущего. Но если кто-то вам сказал неприятные слова, предпринял нехорошие действия немного задел ваши чувства, у вас же прекрасная нравственность, не отвечайте тем же, простите, попросите Аллаха Субхана ва Таала дать благоразумие этому человеку. По причине вашего дуа (мольбы), вашего проявления терпения, благих дел, Всевышний дарует этому человеку мягкость, укрепит его иман, и он сам в скором времени прибежит к вам просить прощение.
Давайте проявлять к друг другу терпение, милосердие, любовь. Пусть Аллах Роббиль иззат будет доволен нами всеми. Все мы несём огромную ответственность в Судный день за наши слова и деяния. Так давайте не будем радовать нашего врага Шайтана, а найдем в этой жизни признательность Аллаха Субхана ва Таала.
Перевод произвел Рузметов Еркин
в тексте использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым.
нный Эльмиром Кулиевым.