Только будучи благодарным Всевышнему, вы обретете Его Милость

Только будучи благодарным Всевышнему, вы обретете Его Милость

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم  

وَلَقَدْ مَكَّنَّـٰكُمْ فِى ٱلْأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَـٰيِشَۗ قَلِيلاًۭ مَّا تَشْكُرُونَ

«Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль-Аъроф», аят 10).

Господь миров создал Вселенную, галактики, нашу солнечную систему, расстелил нам нашу прекрасную планету, с ее лугами, равнинами, горами, пустынями, разлил моря и океаны. Каких только  существ и животных Аллах Табарока ва Тааля не сотворил, деревья, растения, плоды, злаки, разнообразные овощи и фрукты. Человека сделал лучшим творение, дал разум, прекрасный облик, обеспечил жильем, снабдил всевозможными средствами для существования. Всевышний приспособил землю для того, чтобы люди могли строить на ней дома и засеивать поля, а также использовать землю в других полезных целях. Аллах азза ва Джаля создал в ней полезные ископаемые и всевозможные вещества, которые люди используют для повседневной жизни. Он сделал землю пригодной для жизни и научил людей пользоваться этими благами. Но люди лишь изредка благодарят Творца всего сущего, Который одарил их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможных несчастий.

 

وَءَاتَـٰكُم مِّن كُلِّ مَا سَأَلْتُمُوهُۚ وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ لَا تُحْصُوهَآۗ إِنَّ ٱلْإِنسَـٰنَ لَظَلُومٌۭ كَفَّارٌۭ

 

«Он даровал вам все, о чем вы просили. Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их. Воистину, человек несправедлив и неблагодарен». (сура «Иброхим», аят 34).

Слово «шукр» в арабском языке обозначает: признательность, благодарность за милости и блага Всевышнего. Аллах Роббиль иззат даровал людям все, о чем они даже не мечтали и избавил от многих нужд. Создатель наделил нас различными щедротами, всевозможными благами. Если люди попытаются пересчитать милости своего Господа, то не смогут сделать этого. И тем более, они не смогут отблагодарить Аллаха Субхана ва Тааля за дарованные им милости. Воистину, человек по природе несправедлив и неблагодарен. Человек настолько несправедлив, что осмеливается ослушаться Всевышнего, и небрежно относиться к своим обязанностям перед Ним. Он отказывается благодарить Аллаха азза ва Джаля за ниспосланные ему блага и не признает оказанной ему милости. И только праведные люди, которых Создатель наставил на прямой путь, благодарят своего Господа за ниспосланные блага, признают Его милость и выполняют свои обязанности перед Ним.

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرٍ وَرَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: خَصْلَتَانِ مَنْ كَانَتَا فِيهِ كَتَبَهُ اللّٰهُ شَاكِرًا صَابِرًا، وَمَنْ لَمْ تَكُونَا فِيهِ لَمْ يَكْتُبْهُ اللّٰهُ شَاكِرًا وَلَا صَابِرًا: مَنْ نَظَرَ فِی دِينِهِ إِلٰی مَنْ هُوَ فَوْقَهُ فَاقْتَدَی بِهِ، وَمَنْ نَظَرَ فِی دُنْيَاهُ إِلٰی مَنْ هُوَ دُونَهُ فَحَمِدَ اللّٰهَ عَلٰی مَا فَضَّلَهُ بِهِ عَلَيْهِ كَتَبَهُ اللّٰهُ شاكِرًا وَصَابِرًا، وَمَنْ نَظَرَ فِی دِينِهِ إِلٰی مَنْ هُوَ دُونَهُ وَنَظَرَ فِی دُنْيَاهُ إِلٰی مَنْ هُوَ فَوْقَهُ فَأَسِفَ عَلٰی مَا فَاتَهُ مِنْهُ، لَمْ يَكْتُبْهُ اللّٰهُ شَاكِرًا وَلَا صَابِرًا. رواه الترمذی وقال: هَذا حديس غريب، باب انظر واإلی من هو أسفل منكم

Передается от Абдуллах ибн Аъмр (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Того у кого есть два качества, Аллах азза ва Джаля запишет из числа благодарных и терпеливых, а того кто лишен, Аллах не запишет из числа благодарных и терпеливых. Кто в делах религии смотрит на того кто выше, и следует за ним, а в отношении мирского смотрит на того, кто ниже, и восхваляет Аллаха за то, что у него больше, того Аллах запишет из благодарных и терпеливых. А кто в делах религии смотрит на того, кто хуже, а в отношении мирского смотрит на того, кто выше, и горюет о том, что ему не дано, того Аллах не считает из благодарных и терпеливых».

فَٱذْكُرُونِىٓ أَذْكُرْكُمْ وَٱشْكُرُواْ لِى وَلَا تَكْفُرُونِ

«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне». (сура «Аль Бакара», аят 152).

Всевышний повелел мусульманам чаще поминать и восхвалять Его и обещал почтить всех поминающих щедрым вознаграждением. Аллаха Роббиль иззат объявил в хадисе-кудси: «Кто помянет Меня про себя, того Я помяну про Себя. А кто помянет Меня в обществе, того Я помяну в еще более прекрасном обществе».
Самой совершенной формой поминания Творца всего сущего является поминание языком и сердцем одновременно. Благодаря этому человек лучше познает Аллаха Субхана ва Тааля, начинает сильнее любить своего Создателя и получает большее вознаграждение. А поскольку поминание Аллаха азза ва Джаля является высшим проявлением благодарности, вслед за повелением поминать Господа миров последовало повеление благодарить Его в самом широком смысле. Верующие обязаны благодарить Творца всего сущего за то, что Он облагодетельствовал их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможного зла, причем выражать такую благодарность следует в душе, признавая добродетель Аллаха Табарока ва Тааля, на словах, восхваляя Его за щедроты и милости, и на деле, выполняя Его повеления и не нарушая Его запреты. Подобная благодарность помогает рабам сохранить полученные блага и даже приумножить их. По этому поводу Всевышний возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим». Повеление благодарить Аллаха Роббиль иззат после упоминания религиозного знания, нравственной чистоты, а также возможность делать праведные деяния. Затем Творец запретил Своим рабам проявлять неблагодарность, которая является полной противоположностью признательности. Под арабским словом «куфр» (неверие) в данном случае подразумевается неблагодарность, отрицание милости и использование дарованных щедрот не по назначению. Согласно другому толкованию, оно имеет более широкий смысл и подразумевает любые проявления неблагодарности, самым ужасным из которых является неверие в Аллаха Субхана ва Тааля.

 

عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّی اللّٰهِ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: كُلُّ أَمْرٍ ذِي بَالٍ لَا يُبْدَأُ فِيهِ بِالْحَمْدِ أَقْطَعُ

Передается от Абу  Хурайра  (родзи Аллаху  аънху),  что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Не будет благословения (бараката) в любом важном деле, начатом без восхваления Аллаха азза ва Джаля».

 

وَٱللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّنۢ بُطُونِ أُمَّهَـٰتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْــًۭٔا وَجَعَلَ لَكُمُ ٱلسَّمْعَ وَٱلْأَبْصَـٰرَ وَٱلْأَفْــِٔدَةَۙ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, – быть может, вы будете благодарны». (сура «Ан-Нахль», аят 78)

Только Господь миров одаряет вас многочисленными милостями, одной из которых является ваше появление на свет из утроб ваших матерей. Вы рождаетесь слабыми и беспомощными, а затем Аллах азза ва Джаля одаряет вас слухом, зрением и разумом. Он особо отметил эти органы, потому что они являются самыми необходимыми атрибутами для жизнедеятельности человека. Они являются ключом к постижению знаний, ибо любые знания, которые приобретает человек, постигаются благодаря слуху, зрению и разуму.
Наряду с этим Всевышний одарил людей другими органами, благодаря которым они становятся обладателями физической силы и многими другими способностями. Аллах Табарока ва Тааля заставляет эти органы расти и развиваться до тех пор, пока они не достигают соответствующих размером и должного состояния. Все это обязывает людей воздавать хвалу и благодарность Создателю, используя дарованное ему тело для выполнения Его велений. И если они не поступают так, то отвечают на Его милость ужасной неблагодарностью, а дарованные им способности станут доводом против них.

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : إِنَّ اللّٰهَ لَيَرْضَ عَنِ الْعَبْدِ أَنْ يَاكُلَ الْاَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا أَوْ يَشْرَبَ الشّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا

Передается от Анаса бин Малика (родзи Аллаху аънху) что Росулуллоху  соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Всевышний Аллах бывает доволен, когда Его раб что-то поест или  что-то  выпьет  и  после  этого  вознесет  хвалу  Ему».

إِنَّمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَوْثَـٰنًۭا وَتَخْلُقُونَ إِفْكًاۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ تَعْبُدُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ لَا يَمْلِكُونَ لَكُمْ رِزْقًۭا فَٱبْتَغُواْ عِندَ ٱللَّهِ ٱلرِّزْقَ وَٱعْبُدُوهُ وَٱشْكُرُواْ لَهُۥٓۖ إِلَيْهِ تُرْجَعُونَ

«Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены». (сура «Аль-Аънкабут», аят 17).

 

عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُمَا يَقُولُ: سَمعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ: أَفضَلُ الذِّكْرِ لَا إِلٰهَ إِلَّا اللّٰهُ وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ أَلْحَمْدُ لِلّٰهِ

Передается от Джабир бин Абдуллах (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох  соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Самый лучший зикр это «Ляа иляха иль Аллах», самая лучшая дуа – это «Альхамдулиллях».

قُلْ هُوَ ٱلَّذِىٓ أَنشَأَكُمْ وَجَعَلَ لَكُمُ ٱلسَّمْعَ وَٱلْأَبْصَـٰرَ وَٱلْأَفْــِٔدَةَۖ قَلِيلاًۭ مَّا تَشْكُرُونَ

«Скажи: «Он - Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами. Как же мала ваша благодарность!» (сура «Аль Мульк», аят 23).

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهَا أَنَّ نَبِيَّ اللّٰهِ كَانَ يَقُومُ مِنَ اللّيلِ حَتَّی تَتَفَطَّرَ قَدَمَاهُ فَقَالَتْ عَاءِشَةُ: لِمَ تَصْنَعُ هٰذَا يَا رَسُولَ اللّٰهِ وَقَد غَفَرَ اللّٰهُ لَكَ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذنْبِكَ وَمَا تَأَخَرَ؟ قَالَ: أَفَلاَ أُحِبُّ أنْ أَكُونَ عَبْدًا شَكُورًا

Передается от Айша (родзи Аллаху аънха), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям по ночам так много совершал намаз, что его ноги опухали. Айша (родзи Аллаху аънха) спросила: «Зачем вы так поступаете (так утруждая себя), о Посланник Аллаха? Ведь Аллах простил вам все прошлые и будущие грехи». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Разве я не должен быть благодарным рабом».


وَوَصَّيْنَا ٱلْإِنسَـٰنَ بِوَٰلِدَيْهِ إِحْسَـٰنًاۖ حَمَلَتْهُ أُمُّهُۥ كُرْهًۭا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًۭاۖ وَحَمْلُهُۥ وَفِصَـٰلُهُۥ ثَلَـٰثُونَ شَهْرًاۚ حَتَّىٰٓ إِذَا بَلَغَ أَشُدَّهُۥ وَبَلَغَ أَرْبَعِينَ سَنَةًۭ قَالَ رَبِّ أَوْزِعْنِىٓ أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ ٱلَّتِىٓ أَنْعَمْتَ عَلَىَّ وَعَلَىٰ وَٰلِدَىَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَـٰلِحًۭا تَرْضَـٰهُ وَأَصْلِحْ لِى فِى ذُرِّيَّتِىٓۖ إِنِّى تُبْتُ إِلَيْكَ وَإِنِّى مِنَ ٱلْمُسْلِمِينَ

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев. Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я - один из мусульман». (сура «Аль Ахкаф»,аят 15).

Не будет совершенной верой человека, если он не будет благодарен своим родителям. Господь миров заключил завет с потомками Адама аляйхи ва салям, и повелел им хорошо относиться к своим родителям, говорить с ними кротко и ласково, расходовать на них из своего имущества, и проявлять о них искреннюю и всестороннюю заботу. Также Аллах азза ва Джаля сообщает о том, что обязывает людей к такому отношению к родителям, и напоминает о том, что мать носит человека во чреве, перенося много мук и страданий. Затем наступают роды - еще одно тяжелое испытание. Затем на плечи матери ложится обязанность кормить ребенка грудью, ухаживать за ним и давать ему воспитание. Все это занимает не какие-нибудь час или два часа, а продолжается в течение многих лет. 

Человек должен просить в мольбах Аллаха Табарока ва Тааля сделать его деяния праведными. Для этого он должен выполнять надлежащие предписания и избегать того, что может погубить его деяния. Только в этом случае Всевышний примет его усилия и не оставит их без вознаграждения. Он также должен молить Аллаха азза ва Джаля наставить на истинный путь его потомков.

عَنْ صُهَيبٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ : عَجَبًا لِأَمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ خَيْرٌ وَلَيْسَ ذَاكَ لِأَحَدٍ إِلَّا لِلْمُؤْمِنِ إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ

Передается от Сухайба бин Синан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Положение верующего (муъмина) достойно зависти и изумления. Ибо  в  каждом  состоянии  для  него  есть  благо.  Такая  особенность присуща только верующему (муъмину). Если он пребывает в благополучии, он благодарит, и в этом благо для него. Если на него обрушилось несчастье, он терпит. И в этом также добро для него».

 

مَّا يَفْعَلُ ٱللَّهُ بِعَذَابِكُمْ إِن شَكَرْتُمْ وَءَامَنتُمْۚ وَكَانَ ٱللَّهُ شَاكِرًا عَلِيمًۭا

«Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете? Аллах - Признательный, Знающий». (сура «Ан-Ниса», аят 147).

Разве станет Аллах Субхана ва Тааля наказывать вас, если вы будете благодарны и уверуете, ведь Ему ведомы тайны всех сердец. Всевышний одаряет щедрым вознаграждением и великими благами всякого, кто переносит ради Его довольства тяготы и беспристрастно творит добро. А кто жертвует ради Аллаха азза ва Джаля, стремясь к Его благосклонности, своим имуществом, того Он одаряет гораздо большим. Господу миров известны ваши намерения и искренность в деяниях. Аллах Табарока ва Тааля ведает о том, когда вы правдивы и искренни, и когда вы лжете и лицемерите. Всевышний сильно желает, чтобы вы покаялись и вернулись на праведный путь. Зачем Ему наказывать вас, если вы сами стремитесь к Нему? Аллах Роббиль иззат не получает удовольствия от того, что подвергает вас наказанию, и он не желает ваших страданий. Если человек ослушается Творца всего сущего, он вредит только себе самому. Если же он совершает благие поступки, то приносит пользу для своей жизни и конечно для ахирата. Следует отметить, что под благодарностью подразумевается смирение перед Всевышним Аллахом всей душой, признание Его милостей, совершение праведных деяний и использование дарованных благ, стремясь к Его довольству.

عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ  أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ أَخَذَ بِيَدِهِ وَقَالَ: يَا مُعَاذُ وَاللّٰهِ إِنِّي وَ اللّٰهِ لَأُحِبُّكَ فَقَالَ: أُوصِيكَ يَا مُعَاذُ لاَ تَدَعَنَّ فِي دُبُرِ كُلِّ صَلاَةٍ تَقُولُ: اللّهُمَّ أَعِنِّي عَلَی ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ. رواه أبو داود والنساءي

Передается от Муаъза бин Джабаля (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, держа его за уши, говорил: «О Муаъз, Клянусь Аллахом, я тебя люблю. О Муаъз, я тебе рекомендую, и советую не оставлять это деяние, то есть после каждого намаза произносить: «Аллохумма аиънни аля зикрика, ва шукрика, ва хусни иъбодатика» (О Аллах позволь Тебя поминать, благодарить, и делать поклонение в превосходном виде).


۞ ٱللَّهُ ٱلَّذِى سَخَّرَ لَكُمُ ٱلْبَحْرَ لِتَجْرِىَ ٱلْفُلْكُ فِيهِ بِأَمْرِهِۦ وَلِتَبْتَغُواْ مِن فَضْلِهِۦ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Аллах - Тот, Кто подчинил вам море, чтобы корабли плыли по нему по Его воле и чтобы вы искали Его милость. Быть может, вы будете благодарны». (сура «Аль-Джасийа», аят 12).

Создатель сообщает, что по Его воле людям покорны моря и океаны, по которым они перемещаются на суднах и кораблях. Аллах азза ва Джаля проявил к ним благосклонность и облегчил им это начинание, чтобы они старались снискать Его милость, то есть отправляли в далекие страны свои корабли, перевозили свои товары. Будьте же благодарны Всевышнему, если вы будете признательны Ему, то Он приумножит ваше добро и воздаст вам щедрой наградой.

وَعَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ - رضي الله عنه - قَالَ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - إِذَا أَصْبَحَ، يَقُولُ: «اللَّهُمَّ بِكَ أَصْبَحْنَا، وَبِكَ أَمْسَيْنَا، وَبِكَ نَحْيَا، وَبِكَ نَمُوتُ، وَإِلَيْكَ النُّشُورُ». وَإِذَا أَمْسَى قَالَ مِثْلَ ذَلِكَ; إِلَّا أَنَّهُ قَالَ: «وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ». أَخْرَجَهُ الْأَرْبَعَةُ.

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям по утрам говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до утра и только благодаря Тебе доживем до вечера. Ты оживляешь нас, и только Ты умерщвляешь нас, и перед Тобою мы будем воскрешены». А по вечерам он говорил: «О Аллах! Благодаря Тебе мы дожили до вечера, и только благодаря Тебе доживем до утра. Ты оживляешь нас, и только Ты умерщвляешь нас, и к Тебе мы все возвратимся». 


ٱللَّهُ ٱلَّذِى جَعَلَ لَكُمُ ٱلَّيْلَ لِتَسْكُنُواْ فِيهِ وَٱلنَّهَارَ مُبْصِرًاۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى ٱلنَّاسِ وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَ ٱلنَّاسِ لَا يَشْكُرُونَ

«Аллах - Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение нее, и день для освещения. Воистину, Аллах оказывает людям милость, но большинство людей неблагодарны». (сура «Гофир», аят 61).

Создатель всего сущего перечислил несколько природных явлений, являющимися удивительными знамения, и свидетельствующих о Его совершенных качествах.  Милость Аллаха Роббиль иззат обширна, Его щедрость велика, Его благосклонность безгранична, Его могущество совершенно, Его власть абсолютна, а Его владения бескрайни. Всевышний творит все, что пожелает, и Он вечно сущий. У Аллаха Субхана ва Тааля безупречные качества и величественные деяния, которые обязывают нас к постоянному поминанию и восхвалению. Он является Единственным Господом Вселенной и управляет жизнью на небесах и на земле. Только Аллах азза ва Джаля властен над всем сущим, а все остальные живые существа не обладают никакой властью, они беспомощны и бессильны. Все это свидетельствует о том, что только Всевышний Аллах заслуживает поклонения и почитания.  

Познав своего Творца, осознав Его величие, верующие должны проявлять благодарность, с удовольствием выполнять все Его предписания. Благоговением поклоняться Ему, (выполнять пятикратную молитву, выделять пожертвования из своего имущества, соблюдать обязательный пост в месяц Ромадзан, совершить хадж, хотя бы один раз в жизни),  чтобы обрести праведность, благочестие, преуспеяние и счастье в этой жизни, так и после перехода в вечную жизнь.

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ غَنَّمٍ الْبَيَاضِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ: اللّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بَي مِنْ نِعْمَةٍ فَمِنْكَ وَحْدَكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ فَلَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْرُ فَقَدْ أَدَّی شُكْرَ يَوْمِهِ وَمَنْ قَالَ مِثْلَ ذَلِكَ حِينَ يُمْسِي فَقَدأَدَّی شُكْرَ لَيْلَتِهِ

Передается от Абдуллох ибн Ганнами аль Баядзий (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говори: «Когда наступит рассвет, кто будет говорить «Аллохумма маа асбаха бий мин ниаъмати фа минка вахдака лаа шарийка лака. Фалакал хамду ва лакаш шукр». Тот проявил благодарность Создателю в этот день. Когда день придет к закату, кто произнесет эту же мольбу, тот также поблагодарил Аллаха азза ва Джаля, за ниспосланные блага».

وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو فَضْلٍ عَلَى ٱلنَّاسِ وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَشْكُرُونَ

«Воистину, твой Господь оказывает милость людям, но большинство их неблагодарны». (сура «Ан-Намль», аят 73).

Этими словами Творец всего сущего напомнил людям о своей величайшей щедрости и милости. Люди должны быть благодарными и признательными, но очень часто все происходит как раз наоборот. Рабы Аллаха Роббиль иззат настолько увлекаются мирскими благами, что забывают о том, кто одарил их этими щедротами.

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ لاَ يَشْكُرُ اللّٰهَ لاَيَشْكُرُ النَّاسَ. رَواهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ. وَلَفْظُهُ: مَنْ لَمْ يَشْكُرِ النَّاسَ لَمْ يَشْكُرِ اللّٰهَ. رَوَاهُ أبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не будет благодарен Аллаху азза ва Джаля, тот не сможет проявлять благодарность людям». Приводится в сборниках Абу Дауда и Тирмизий. В другом варианте Тирмизий приводится: «Неблагодарный людям, не будет благодарным Аллаху Тааля». 

ثُمَّ سَوَّٮٰهُ وَنَفَخَ فِيهِ مِن رُّوحِهِۦۖ وَجَعَلَ لَكُمُ ٱلسَّمْعَ وَٱلْأَبْصَـٰرَ وَٱلْأَفْــِٔدَةَۚ قَلِيلاًۭ مَّا تَشْكُرُونَ

«Затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него душу и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (сура «Ас-Сажда», 9).

Придавая форму человеку, Аллах Табарока ва Тааля одаряет его мышцами, органами, нервами и сосудами. В результате человек приобретает прекрасное тело, которое настолько совершенно, что ни один его орган нельзя расположить более удачно и правильно. А затем Всевышний отправляет к человеку ангела, который вдыхает в него душу. Так по воле Аллаха Роббиль иззат бездыханное тело обретает жизнь. А Господь миров продолжает одарять человека всевозможными благами и наделяет его слухом, зрением и сердцем. И, несмотря на это, люди очень мало благодарят своего Творца и Создателя.

وَعَنْ شَدَّادِ بْنِ أَوْسٍ - رضي الله عنه - قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم: «سَيِّدُ الِاسْتِغْفَارِ، أَنْ يَقُولَ الْعَبْدُ: اللَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي، لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنِي، وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ، أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ لَكَ بِذَنْبِي، فَاغْفِرْ لِي; فَإِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ». أَخْرَجَهُ الْبُخَارِيُّ.

Передается от Шаддада ибн Авса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Лучшая молитва о прощении и благодарности следующая: «О Аллах! Ты – Господь мой, и нет божеств, кроме Тебя, Ты создал меня, а я – Твой раб, и буду хранить верность завету с Тобой, пока у меня хватит сил. Упаси меня от зла того, что я могу совершить! Я признаю милость, оказанную мне, и признаю свой грех. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя».

وَمِنْ ءَايَـٰتِهِۦٓ أَن يُرْسِلَ ٱلرِّيَاحَ مُبَشِّرَٰتٍۢ وَلِيُذِيقَكُم مِّن رَّحْمَتِهِۦ وَلِتَجْرِىَ ٱلْفُلْكُ بِأَمْرِهِۦ وَلِتَبْتَغُواْ مِن فَضْلِهِۦ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Среди Его знамений - то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, чтобы дать вам вкусить от Его милости, чтобы корабли плыли по Его воле и чтобы вы искали Его милость, – быть может, вы будете благодарны». (сура «Ар-Рум»,аят 46).

Существует много знамений, свидетельствующих о милости Аллаха азза ва Джаля, и истинности воскрешения после смерти, и все они доказывают, что поклонения и почитания заслуживает только Достохвальный Властелин. Одним из таких знамений являются ветры, которые предвещают ниспослание дождя. Они гонят тучи и собирают их вместе, и тогда люди начинают радоваться грядущему дождю. Затем Всевышний проливает эти осадки, оживляет этой водой земли и ободряет людей, которые тем самым вкушают милость своего Господа и осознают, что только благодаря Его милости они обретают спасение и добывают пропитание. И тогда они начинают совершать еще больше благодеяний, и перед ними раскрываются сокровищницы великих щедрот.
По предопределению Аллаха Субхана ва Тааля, ветры гонят по морю корабли и тем самым помогают людям трудиться в поисках пропитания и мирских благ. Люди должны помнить об этом и благодарить Могущего Творца, Который покорил им земной мир и облегчил для них достижение намеченных целей. В этом состоит смысл мирских благ. Человек должен благодарить Всевышнего за эти блага, и тогда Аллах Роббиль иззат сохранит и даже приумножит их имущество и все милости. Но, несмотря на это, некоторые люди отвечают на милосердие Создателя неблагодарностью и ослушаются своего Господа. Они отвечают на добродетель Аллаха азза ва Джаля неверием, и в результате лишаются Его милости.

فَكُلُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ ٱللَّهُ حَلَـٰلاًۭ طَيِّبًۭا وَٱشْكُرُواْ نِعْمَتَ ٱللَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

«Питайтесь дозволенным и благим из того, что Аллах дал вам в удел, и будьте благодарны за милости Аллаха, если вы поклоняетесь Ему». (сура «Ан-Нахль», аят 114).

Всевышний повелел Своим рабам питаться только теми животными, зерновыми, плодами и другими продуктами питания, которые относятся к дозволенным и полезным провиантам. Все съестные припасы, всегда должны обладать этими двумя качествами. А это значит, что нельзя употреблять в пищу то, что запрещено Аллахом Табарока ва Тааля или приобретено неправедным путем.
О люди! Наслаждайтесь тем, что сотворил для вас Аллах азза ва Джаля, но не излишествуйте и не преступайте границы дозволенного. Будьте благодарны Господу миров, всем сердцем признавая Его великодушие, восхваляя Его за ниспосланные блага и используя их для того, чтобы выполнять Его предписания. И если вы желаете искренне поклоняться одному Аллаху Роббиль иззат, то не благодарите за дарованные вам милости никого, кроме Него, и не забывайте о своем Благодетеле.

وَهُوَ ٱلَّذِى سَخَّرَ ٱلْبَحْرَ لِتَأْكُلُواْ مِنْهُ لَحْمًۭا طَرِيًّۭا وَتَسْتَخْرِجُواْ مِنْهُ حِلْيَةًۭ تَلْبَسُونَهَا وَتَرَى ٱلْفُلْكَ مَوَاخِرَ فِيهِ وَلِتَبْتَغُواْ مِن فَضْلِهِۦ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

«Он - Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, — быть может, вы будете благодарны». (сура «Ан-Нахль», аят 14).

Аллах Субхана ва Тааля сотворил моря и океаны, чтобы они служили интересам людей и приносили им всевозможную пользу. Благодаря этому люди ловят в морях рыбу и добывают в этой стихии драгоценности, которые служат для них украшением. А корабли и суда бороздят просторы ревущих и грозных морей, перевозя на себе поклажу и торговые грузы из одной страны в другую. Так люди пытаются заработать себе на существование и снискать милость Аллаха азза ва Джаля. Он позволил им совершать это и облегчил им достижение поставленных целей, для того, чтобы они благодарили и восхваляли Его за оказанную милость. Всевышний, Единственный, кто заслуживает благодарности, похвалы и восхваления за то, что Он ниспослал Своим рабам больше щедрот, чем они просили или могли пожелать. Он одарил их всем, о чем они мечтали. Мы возносим Ему похвалу, но не можем сделать этого надлежащим образом, потому что нашему ограниченному разуму, тяжело осознать истинное Величие и Могущество Аллаха Роббиль иззат.

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَـٰتِ مَا رَزَقْنَـٰكُمْ وَٱشْكُرُواْ لِلَّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему». (сура «Аль Бакара», аят 172).

Благодарность – очень важная составляющая нашей веры. Верующий обязан постоянно быть признательным Аллаху Роббиль иззат, восхвалять Его языком, и быть благодарным в сердце, без этого наша вера (иман) не сможет стать совершенной. В нее входят смирение, терпение, довольство своим положением, состоянием. Верующий должен скрупулезно работать, чтобы выработать в себе эти качества, чувства. У него должен быть всегда оптимистический настрой, он не должен жаловаться на свою жизнь и на постигшие его невзгоды. Ведь во всем происходящем есть предопределение, воля и мудрость Аллаха Субхана ва Тааля, и любая неприятность, тоже милость и польза от Всевышнего. Благодарите Аллаха Роббиль иззат за жилье, семью, друзей, питье и пищу, ведь есть люди, которые лишены даже многого необходимого для жизни. Какое благо видеть красоты этого мира, слышать голоса других людей, понимать происходящие вокруг нас процессы. Поминая и восхваляя Господа миров, мы проявляем благодарность Ему, этим способствуем увеличению бараката и ризка. Формируйте искреннюю признательность в сердце, смирение и довольство. Верующий должен беречь и ценить свое время, с каждой минутой, днем утекает наше время, отпущенное в этой жизни. Многие блага этой жизни, возможно, восстановить, однако время уходит безвозвратно.

هُوَ ٱلَّذِىٓ أَرْسَلَ رَسُولَهُۥ بِٱلْهُدَىٰ وَدِينِ ٱلْحَقِّ لِيُظْهِرَهُۥ عَلَى ٱلدِّينِ كُلِّهِۦ وَلَوْ كَرِهَ ٱلْمُشْرِكُونَ

«Он - Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам». (сура «Ат-Тавба», аят 33).

Самая великая милость, за что верующие должны благодарить Аллаха азза ва Джаля – это искренняя вера в Создателя всего сущего. Всевышний разъяснил, что верное руководство и истинная религия, самое ценное благо, которое является светом, которое поможет людям избавиться от невежества. Под верным руководством подразумевается полезное знание, а под истинной религией – благие деяния.  Ведь то, что ниспослано Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, помогает отличать истину ото лжи, способствует познать все атрибуты величия и могущества Аллаха Роббиль иззат. Это учение повелевает искренне служить одному Господу миров, любить Его и поклоняться Ему. Придерживаться нравственных норм и облагораживать душу прекрасными качествами, соблюдать этические принципы и совершать деяния, которыми человек обретет довольство Всевышнего.

После изгнания из Мекки, когда мусульмане вернулись в свой родной город, очень многие мекканские многобожники, которые противостояли на протяжении многих лет верующим, дали присягу (баят) Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, и вошли в лоно Ислама. Через несколько месяцев после похода на Таиф, жители этого города, предоставили мусульманам огромное имущество, в качестве выкупа. Почти все эти трофеи Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям вручил, недавно принявшим религию, мусульманам Мекки. Это в какой-то мере огорчило ансаров, жителей Медины, которым ничего не досталось с этой компании. Когда слух об их ропоте дошел до Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, он их всех пригласил к себе. Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «О мои братья ансары, не вы ли одними из первых уверовали В Аллаха Табарока ва Тааля и в то, что я Его Посланник. Не вы ли дали кров и имущество мухаджирам (переселенцам из Мекки). Не вы ли с первых дней моего переселения во всем поддерживали меня». Ансары ответили: «Говорить о наших достоинствах и благих деяниях, позволительно только Аллаху азза ва Джаля и Его Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям. Мусульманам не позволительно делать упреки, за сделанное добро». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям продолжил: «О ансары, не вы ли были разрозненным племенем, невежественным народом, разве Аллах Роббиль иззат не облагодетельствовал вас верой, не сделал вашими братьями мухаджиров, не объединил вас под знаменем Ислама, не это ли великое благо, дарованное Господом миров, по сравнению с этими материальным имуществом». Это стало сильным напоминанием и назиданием для многих мусульман, потому что преходящие блага, никогда не сравняться с великой милостью, которой их озарил Аллах Субхана ва Тааля, через Своего любимого Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيَّةِ۝ جَزَاؤُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ جَنَّاتُ عَدْنٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ ذَلِكَ لِمَنْ خَشِيَ رَبَّهُ

«Поистине, те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника и совершали благочестивые деяния, являются наилучшими из созданий по своему вероучению и своим деяниям».

«Воздаянием для них в будущей жизни за то, что они уверовали и совершали благочестивые деяния, будут райские сады, в которых текут реки, и там они вечно пребудут. Аллах принял от них их деяния, и они благодарили Его за Его милости и благодеяние к ним. Это воздаяние тем, кто, страшась наказания от своего Господа, уверовал и творил благочестивые деяния». (сура «Аль Байинат», аяты 7-8).

Статью подготовил Рузметов Еркин.

(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым, а также тафсир «Аль Коран аль Мунтахаб»).

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: