Ночь, в которую можно получить награды больше, чем за тысячу месяцев.

Ночь, в которую можно получить награды больше, чем за тысячу месяцев.

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 

إِنَّاأَنزَلْنَاهُفِيلَيْلَةِالْقَدْرِ ۝  وَمَاأَدْرَاكَمَالَيْلَةُالْقَدْرِ ۝  لَيْلَةُالْقَدْرِخَيْرٌمِّنْأَلْفِشَهْرٍ ۝تَنَزَّلُالْمَلَائِكَةُوَالرُّوحُفِيهَابِإِذْنِرَبِّهِممِّنكُلِّأَمْرٍ۝   سَلَامٌهِيَحَتَّىمَطْلَعِالْفَجْرِ

 

 

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения или (могущества)».

«Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или: величия)?»

«Ночь предопределения лучше тысячи месяцев».

«В эту ночь ангелы и Дух (Джибраил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям».

«Она благополучна вплоть до наступления зари». (сура «аль Кодр», аяты 1-5).

Господь миров подчеркивает огромную милость для человечества, великую значимость, ниспослание Священного Корана. Чтобы люди были счастливыми, Творец всего сущего, как проявление значимого милосердия, отправлял к ним Своих Посланников аляйхи ва салям, и снабжал их руководством и сводом законов. Коран - это речь Аллаха Роббиль иззат, это Благородное Писание ниспослано как милость для миров. Он подтверждает все предшествующие откровения. Кроме того, предыдущие Книги предвещали ниспослание последнего Писания, и Священный Коран стал исполнением этих пророчеств. В нем разъясняются повеления и запреты, законы религии и Вселенной, а также правдивые повествования. В нем невозможно усомниться, потому что он является неопровержимой Истиной, и был ниспослан Всевышним, Который заботится о Своих творениях и одаряет их бесчисленными благами. А величайшим проявлением Его милосердной заботы, явилось ниспослание этого Писания, которое призывает к высокой нравственности и праведным деяниям, а также разъясняет все, что может принести пользу для мирской и духовной жизни верующих. В ночь предопределения, в великий месяц Ромадзан, Аллах Табарока ва Тааля оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает верующим путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет Истину. Самым доступным образом помогает отличать истину от лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин, быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Господом миров  для оказания людям такой великой милости.

Ночь предопределения или ночь величия, получила такое название из-за своей значимости и своего превосходства перед другими ночами и днями в году. Именно в эту ночь предназначают срок жизни, материальное благополучие людей, а также все, чему суждено произойти в следующем году. Эта ночь окружена ореолом величия и занимает важное место.

Благодеяния, поклонения совершенные в эту ночь, лучше того, что верующие могут совершить в течение тысячи месяцев, в которых они возможно не достигнут таких наград за свои ибодаты. Воистину, Аллах азза ва Джаля одарил нашу общину удивительными преимуществами и великими возможностями, которые изумляют сердца и поражают умы. Он одарил нас ночью, которая равняется и даже превосходит тысячу месяцев, а ведь это - более восьмидесяти лет, целая человеческая жизнь.

В ночь могущества на землю нисходит великое множество ангелов, чего не происходит в другое время. Эта ночь избавлена от несчастий и зла, поскольку приносит с собой огромное благо. Она начинается с захода солнца и заканчивается с наступлением зари. Существует много хадисов о превосходстве этой ночи. Известно, что это - одна из десяти последних ночей месяца Ромадзан, и искать ее следует особенно в нечетные дни. Ночь предопределения не потеряет своей важности и своего блага вплоть до наступления Судного дня. Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям в последние десять дней Ромадзана уединялся в мечети, где он всецело отдавался поклонению Аллаху Роббиль иззат, чтобы не упустить эту значимую для мусульман ночь.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ​​ مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ، وَمَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًاوَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто в месяце Ромадзан будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся все его прежние грехи. Тому, кто проведёт в поклонении Ночь предопределения (Лайлатуль кодр) с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся все его прежние грехи».

 

وَالْكِتَابِالْمُبِينِ ۝ إِنَّاأَنزَلْنَاهُفِيلَيْلَةٍمُّبَارَكَةٍإِنَّاكُنَّامُنذِرِينَ۝  فِيهَايُفْرَقُكُلُّأَمْرٍحَكِيمٍ ۝  أَمْرًامِّنْعِندِنَاإِنَّاكُنَّامُرْسِلِينَ ۝  رَحْمَةًمِّنرَّبِّكَإِنَّهُهُوَالسَّمِيعُالْعَلِيمُ ۝  رَبِّالسَّمَاوَاتِوَالْأَرْضِوَمَابَيْنَهُمَاإِنكُنتُممُّوقِنِينَ ۝لَاإِلَهَإِلَّاهُوَيُحْيِيوَيُمِيتُرَبُّكُمْوَرَبُّآبَائِكُمُالْأَوَّلِينَ

 

 

 

«Клянусь ясным Писанием!»

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем».
«В ней решаются все мудрые дела»

«По повелению от Нас. Мы посылаем Пророков и Писания»

«По милости твоего Господа, Слышащего, Знающего»,

«Господа небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью».

«Нет божества, кроме Него. Он оживляет и умерщвляет. Он - ваш Господь и Господь ваших отцов».(сура «Ад-Духан», аяты 2-8).

 

Создатель всего сущего назвал Коран – Ясным Писанием, так как верующие находят в нем разъяснение всего, в чем они нуждаются. Это Писание было ниспослано в ночь, которая принесла людям много блага. Это была ночь величия или ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. Всевышний ниспослал самые прекрасные слова самому достойному из творений на великолепном ясном арабском языке, дабы Его избранник увещевал ими свой народ, который был ослеплен собственным невежеством. Аллах Субхана ва Тааля даровал им прекрасную возможность найти истину и осветить свой путь светом истинной веры, последовать за великим Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, и обрести огромное благо как в этой жизни, так и после смерти. В эту великую ночь обнародуются и записываются мудрые книги и все веления Господа миров, касающиеся Его религии и судеб творений. Записи, которую благородные ангелы делают в «Ночь могущества», полностью совпадают с первоначальным предопределением Аллаха азза ва Джаля, в котором Всевышний обусловил судьбы всех творений: «срок их жизни, удел, деяния, материальный достаток».

 

 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: يُجَاوِروِرُ فِي الْعَشْرِالْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ

 

Передается от Айши (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям в последние десять дней мясяца Ромадзана, уединившись в мечети еще более усиленно занимался поклонением.

 

عَنْأَبِيسَعِيدٍالْخُدْرِيِّرَضِیَاللٌّهُعَنْهُأَنَّرَسُولَاللّٰهِصَلَّیاللّٰهُعَلَيهِوَسَلَّمَ  إِعْتَكَفَالْعَشْرَأَوَّلَمِنْرَمَضَانَثُمَّإِعْتَكَفَالْعَشْرَأَوْسَطَفِيقُبَّةٍ  تُرْكِيَّةٍ  ثُمَّأَطْلَعَرَأْسَهُفَقَالَإِنِّيأَعْتَكِفُالْعَشْرَأَوَّلَأَلْتَمِسُهَذِهِاللَّيلَةَثُمَّأَعْتَكِفُالْعَشْرَأَوْسَطَثُمَّأُتِيتُفَقِيلَلِيإِنَّهَافِيالْعَشْرِأَوَاخِرِفَمَنْكَانَإِعْتَكَفَمَعِيفَلْيَعْتَكِفِالْعَشْرَأَوَاخِرَفَقَدْأُرِيتُهَذِهِاللَّيْلَةَثُمَّأُنْسِيتَهَاوَقَدْرَأَيْتُنِيأَسْجُدُفِيمَاءٍوَطِينٍمِنْصَبِيحَتِهَافَالْتَمِسُوهَافِيالْعَشْرِأَوَاخِرِوَالْتَمِسُوافِيكُلِّوَتْرٍقَالَفَمَطَرَتِالسَّمَاءُتِلْكَاللَّيْلَةَوَكَانَالْمَسْجِدُعَلیعَرِيشٍفَوَكَفَالْمَسْجِدُفَبَصُرَتْعَيْنَايَرَسُولاللّٰهِصَلَّیاللّٰهُعَلَيْهِوَسَلَّمَوَعَلَیجَيْهَتِهِأَثَرُالْمَاءِوَالطِّبنِمِنْصَبِيحَةِإِحدَیوَعِشْرِينَ

 

 

 

Передается от Абу Саъид Аль Худри ( родзи Аллаху аънху): "Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям провел в иътикафе первые десять дней месяца Ромадзан, затем он соллаллоху аляйхи ва салям провел в иътикафе вторые десять дней этого благословенного месяца. Позже, пребывая в иътикафе, он выглянул из палатки, в которой проводил свои поклонения (ибодаты), дал пояснения своим действиям: «В поисках ночи предопределения (ляйлатуль кодр), я входил в иътикаф, в первые десять дней Ромадзана, потом во второй десяток. Тогда мне сообщили, что ночь предопределения нужно искать в последние десять дней месяца Ромадзан. По этой причине, кто желает входить в иътикаф вместе со мной, то нужно быть в состоянии иътикафа в последние десять дней. У меня были сведения, когда должна быть ночь предопределения (ляйлатуль кодр), но потом в моей памяти не стало об этом знания. В моем воображении было видение, что на следующий день с самого утра, я буду делать земной поклон (сажда) на жижу с глиной. В ту ночь шел дождь, верх мечети был покрыт пальмовыми ветвями, и через нее просочилась вода. Позже, после двадцать первой ночи месяца Ромадзан, с раннего утра я увидел, что на лбу Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям остались следы глины». Поэтому ищите ночь могущества, в последние десять дней в нечетных ночах.

 

По причине того, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям строго соблюдал иътикаф, нашими учёными этот ритуал поклонения, отнесен к суннату муакада, то есть к отмеченному суннату, (приближенному к обязательному - ваджиб). Но основной смысл этого хадиса, показать, что нужно проявлять усердие в наблюдении и поисках ночи предопределения, могущества (ляйлатуль кодр). Очень сложно быть занятым днём мирскими заботами, а ночи проводить в поклонении, поэтому человеку обязательно входить в иътикаф, и проводя последние десять ночей в усиленном поклонении, можно встретить ночь предопределения, и обрести довольство Господа миров.

Иътикаф - это одно из искренних деяний, благочестивое уединение сердца, отстранение от этой мирской жизни. Верующие мусульмане дают обет, для пребывания в мечети на определенное количество дней, с целью приближения к Аллаху Табарока ва Таала. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, входил в такое поклонение последние десять дней Ромадзана. Верующий проявляя усердие в поклонении, обретает любовь Всевышнего. Находясь в состоянии иътикафа последние десять дней месяца Ромадзан, легче всего встретить благословенную по наградам ночь предопределения (ночь могущества).

Основная цель иътикафа – привязать сердце человека к Аллаху азза ва Джаля, когда верующий старается достичь внутреннего умиротворения, сосредоточения. У него пропадает озабоченность к обыденным вещам, и все его сердце начинает занимать мысль о вечности, и стремление дойти до состояния, когда все его страхи, надежды, ощущения, заменяются любовью к Аллаху Субхана ва Тааля и мыслями о Его Величии. Беспокойство о мирском преобразуется в страх перед Всевышним, каждая мысль и чувство полны усердия заслужить Его довольство. Жажда к обладанию чем-то в этом мире, заменяется на преданность и покорность к Создателю всего сущего, и это является приготовлением к уходу из этой бренной жизни. 

 

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ إِذَا كَانَ لَيْلَةُ الْقَرْرِ نُزِلَ جِبْرَءِيلُ فِي كَبْكَبَةٍ مِنَ المَلَاءِكَةِ يُصَلُّونَ عَلَی كُلَّ عَبْدٍ قَاءِمٍ أَوْ قَاعِدٍ يَذْكُرُ اللّٰهَ عَزَّ وَجَلَّ فَإِذَا كَانَ يَوْمُ عِيْدِهِمْ يَوْمُ فِطْرٍ بَاهَی بِهِمْ مَلاَءِكَتَهُ فَقَالَ يَامَلاَءِكَتِي مَا جَزَاءُ أَجِيرٍ وَفَّی عَمَلَهُ قَالُوا رَبَّنَا جَزَاؤُهُ أَنْ يُوَفَّی أَجْرَهُ قَالَ مَلاَءِكَتِي عَبِيدِي وَإِمَاءِي قَضَوْا فَرِيضَتِي عَلَيْهِمْ ثُمَّ خَرَجُوا يَعُجُّونَ إِلَی الدُّعَاءِ وَعِزَّتِي وَجَلاَلِي وَكَرَمِي وَعُلُوِّي وَارْتِفَاعِ مَكَانِي جُيبَنَّهُمْ فَيَقُولُ ارْجِعُوا فَقَدْ غَفَرْتُ لَكُمْ وَبَدَّلْتُ سَيِّءَاتِكُمْ حَسَنَاتِ قَالَ فَيَرْجِعُونَ مَغْفُورًا لَهُمْ

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В ночь предопределения (ляйлатуль кодр), на землю спускаются большая группа ангелов,  в том числе и Джибраиль аляйхи ва салям. И если они  находят человека, который занят поминанием и восхвалением Аллаха Субхана ва Таала, то они делают за него дуа (мольбы и просьбы). Затем в день аийд «Аль фитр», Аллах азза ва Джаля будучи довольным этим рабом, с гордостью хвалиться перед ангелами: «О мои ангелы! Что желает этот мой раб за свои деяния?» Ангелы отвечают: «О, наш Господь, его желание полностью получить награды за свои деяния (поклонения)». Тогда Аллах Табарока ва Таала продолжил: «О, мои ангелы! Мои рабы выполнили обязательное предписание, и чтобы воззвать ко мне в мольбах, испрашивая свои нужды, они вышли на аийд намаз. Клянусь Своим Могуществом, Величием, Щедростью, Своей властью! Я приму все их дуа (мольбы и просьбы)». Потом обращаясь к Своим рабам: «Возвращайтесь! Я простил все ваши грехи, заменил плохие деяния на хорошие. Так люди будут возвращаться, когда все их грехи будут прощены».

 

وَلَاتُبَـٰشِرُوهُنَّوَأَنتُمْعَـٰكِفُونَفِىٱلْمَسَـٰجِدِۗتِلْكَحُدُودُٱللَّهِفَلَاتَقْرَبُوهَاۗكَذَٰلِكَيُبَيِّنُٱللَّهُءَايَـٰتِهِۦلِلنَّاسِلَعَلَّهُمْيَتَّقُونَ

 

«Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они устрашатся». (сура «Аль Бакара», аят 187).

 Аиша (родзи Аллаху аънха), рассказывала: «Когда наступали последние десять ночей месяца Ромадзана, Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям, затягивал потуже свой изар (то есть воздерживался от интимной близости со своими женами, чтобы иметь больше времени для поклонения), проводил целую ночь бодрствуя в молитвах, и будил для этих благословенных деяний свою семью». Также она рассказывала, что в эти дни все жены Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, сворачивали свои постели и клали в углу комнат, и поклонялись Аллаху Роббиль иззат все эти ночи. И после ухода из жизни Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, они не оставляли эти благочестивые деяния.
Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но, следуя сунне нашего досточтимого Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, в последние семь ночей, несколько уменьшив время сна, увеличить количество поклонений (ибодат), отвести для них определенную часть ночи в ее начале и конце по силам каждому. Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Творца всего сущего и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха Субхана ва Тааля, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Всевышнему в ночное время.

 


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ  يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِي بِي وَأَنَا مَعَهُ حِينَ يَذْكُرُنِي فَإِنْ ذَكَرَنِي فِي نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِي نَفْسِي وَإِنْ ذَكَرَنِي فِي مَلَاءٍ ذَكَرْتُهُ فِي مَلاءٍ خَيْرٍ مِنْهُ وَإِنِ اقْتَرَبَ إِلَيَّ شِبْرًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا وَإِنِ اقْتَرَبَ إِلَيَّ ذِرَاعًا اقْتَرَبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا. وَإِنْ أَتَانِي يَمشِي أَتَيْتُهُ هُرْوَلَةً. رَوَاهُ الشَّيخَانِ وَالتِّرْمِذِيُّ

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху анху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Всевышний Аллах говорит: «Я обхожусь с Моим рабом так, как он ожидает от Меня. И Я с ним, когда он вспоминает Меня. Если он вспоминает Меня про себя, то Я вспоминаю его про себя. Если он вспоминает Меня в собрании, то Я вспоминаю его в более лучшем собрании (ангелов). Если он приближается ко Мне на ладонь, то я приближаюсь к нему на локоть. Если он приближается ко мне на локоть. Если он приближается ко Мне на локоть, то Я приближаюсь к нему на руку. Если он идет ко Мне шагом, то Я бегу к нему». Приводиться в сборниках имамов Бухарий, Муслима и Тирмизий.

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:

«Ночь предопределения (ляйлятуль кодр) является наградой для моей уммы, и ни одной общине до меня не была дана такая награда». 

«Ждите наступления ночи предопределения в одну из десяти последних нечетных ночей Ромадзана».

«Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет ночи предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей».

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям вышел, чтобы сообщить о ночи предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи предопределения, но такой-то и такой-то препирались друг с другом, и меня лишили знания об этом событии. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца месяца Ромадзана!»

 


عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ كَانَ مُعْتَكِفًا فِي مَسْجِدِ رَسُولُ اللّٰهِ
فَأَتَاهُ رَجُلٌ فَسَلَّمَ عَلَيْهِ ثُمَّ جَلَسَ فَقَالَ لَهُ ابْنِ عَبَّاسٍ يَافُلاَنُ أَرَاكَ مُكْتَءِبًا حَزِينًا قَالَ نَعَمْ يَاابْنَ عَمِّ رَسُولُ اللّٰهِ لِفُلاَنٍ عَلَیَّ حَقٌّ وَلاَ حُرْمَةِ صَاحِبِ هَذَا الْقَبْرِ مَا أَقْدِرُ عَلَيْهِ قَالَ ابْنُ عَبَّاسٍ أَفَلاَ أُكَلِّمُهُ فِيكَ قَالَ إِنْ أَحْبَبْتَ قَالَ فَانْتَعَلَا بْنُ عَبَّاسٍ ثُمَّ خَرَخَ مِنَ الْمَسْجِدِ قَالَ لَهُ الرَّجُلُ أَنَسِيتَ مَا كُتْبَ فِيهِ قَالَ لاَ وَلَكِنِّي سَمِعْتُ صَاحِبَ هَذَا الْقَبْرِ صَلَّی اللّٰهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ وَالْعَهْدُ بِهِ قَرِيبٌ فَدَمَعَتْ عَيْنَاهُ وَهُوَ يَقُولُ مَنْ مَشَی فِي حَاجَةِ أَخِيهِ وَبَلَغَ فِيهَا كَانَ خَيْرًا لَهُ مِنِ إِعْتِكَافِ عَشْرِ سِنِينَ وَمَنِ إِعْتَكَفَ يَوْمًا ابْتِغَاءَ وَجْهِ اللّٰهِ بَيْنَهُ وَبَيْنَ النَّارِ ثَلاَثَ خَنَادِقَ أَبْعَدَ مِمَّا بَيْنَ الْخَافِقَيْنِ.

 

Передается от ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху): «Однажды, когда он совершал иътикаф в мечети «Ан-Набави» в Медине, к нему пришел человек, поприветствовал (салямом), и сел рядом. Ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) спросил его: «Ты выглядишь очень озабоченным, что у тебя произошло?» Он ответил: «О, брат Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, меня сильно беспокоит то, что я должен такому-то человеку». И указав на могилу Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям добавил: «Клянусь честью обитателя этой могилы, я не в состоянии отдать этот долг». Ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) спросил: «Попросить ли за тебя». Тот ответил: «Как вы посчитаете нужным». Услышав ответ Ибн Аббас (родзи Аллаху аънху), надел обувь и вышел из мечети. Его собеседник напомнил ему: «Вы не забыли про свой иътикаф?». На что он сказал: «Не забыл, но я слышал от обитателя этой могилы, от Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, - и не так давно это было, (после этих слов у Ибни Аббаса (родзи Аллаху аънху) потекли слезы) - что, если кто-то идет и старается помочь своему брату, это для него лучше, чем десять лет иътикафа. А кто совершает иътикаф один день, стремясь к довольству Аллаха азза ва Джаля, то Всевышний создает между ним и джаханнамом три рва, равных расстоянию между небом и землей».

 

عَنْ عُثْمَنَانَ بْنِ عَفَّانَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ

 

Передается от Усмана (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху аляйхи ва салям говорил: «Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто выстоял полночи в поклонениях, а тот, кто совершил с джамаатом и утренний намаз, подобен выстоявшему всю ночь в поклонениях».

Как было выше упомянуто, в эту ночь есть промежуток, когда принимаются любые мольбы и каждое поклонение. Для того, чтобы застать это время, необходимо провести всю эту ночь в покаянии и мольбах. Те, кто не может провести всю ночь в поклонении, пусть хотя бы некоторое время после таравих-намаза проведут, совершая дуа, просят о прощении (истигфар).

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ​​ من قام رمضان إيمانا واحتسابا، غفر له ما تقدم من ذنبه

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто выстаивал молитвы (таравих-намазы) в месяц Ромадзан с верой и надеждой на награду Аллаха азза ва Джаля, простятся все его прежние грехи».

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ​​:أَفْضَل الصَّلاَةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ صَلاَة اللَّيْل

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Наилучшая молитва (намаз) после обязательной – это намаз-тахаджуд, совершаемый глубокой ночью».

 

اقرؤواالقرآن. فإنهيأتييومالقيامةشفيعالأصحابه

 

Передается от Абу Умами Аль-Бахилий (родзи Аллаху аънху): что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:

«Читайте Коран! Ведь в день Суда он явится заступником за тех, кто его читал».

«Читайте Коран, воистину, он (Коран) будет заступником в Судный день для читавших его».

 

 منقرأحرفامنكتاباللهفلهبهحسنةوالحسنةبعشرأمثالها

 

В другом хадисе Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Тому, кто прочтет хотя бы букву из Корана, запишется одно благодеяние, а одно благодеяние приравнивается к десяти».

В эту ночь проявляйте усердие в поклонении, совершайте молитвы науфиль (необязательные), если есть пропущенные молитвы, то возмещайте всю ночь кадза намазы, поминайте и восхваляйте Аллаха Табарока ва Тааля (зикр), читайте священный Коран, молите о прощении Господа миров в своих дуа.

Также усердствуйте в мольбах к Господу миров, посредством Его величайших имен. Как передается в хадисе, что кто выучит девяносто девять имен Аллаха азза ва Джаля, тот войдет в джаннат (рай).

Посланник Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям так описывал эту «ночь могущества»: «Ночь предопределения светлая, не холодная и не душная. Нет облаков, дождя и ветра. В ту ночь не падают в небесном пространстве звезды…» Отсутствие ветра – настолько, что не шелохнётся ничто кругом.
Полнейшая тишина, даже собаки не лают.
Она светится особенным светом, не похожим на свет луны.
Восход необычный, нежный, с особым светом.
Деревья в поклоне. Воздух с немного необычным душистым ароматом.                 Утром после Ночи предопределения солнце взойдет лишенным ослепительного блеска».

 

عَنْ عَائِشَةَرَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: قُلْت: «يَا رَسُولَ اللّٰهِ أَرَأَيْتَ إِنْ عَلِمْتُ أَيُّ لَيْلَةٍ لَيْلَةُ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ فِيهَا؟» قَالَ: قُولِي: اَللّٰهُمَّ إنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

 


Передается от Айши (родзи Аллаху аънху), она спросила: «Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям, если я застану ночь (Лайлатуль кодр), что мне следует сказать?». Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил, чтобы взывали слудующим дуа (мольба):

 

اللْهُمَّإِنَّكَعَفُوٌّتُحِبُّالْعَفْوَفَاعْفُعَنِّي

 

«Аллахумма Иннака аъфуввун тухиббу ль- аъфва фаъфу аънни»

«О Аллах! Поистине, ты – Прощающий, любишь прощать, так прости же меня».

В другой версии:

 

اَللَّهُمَّإِنَّكَعُفُوٌّكَرِيمٌتُحِبُّالْعَفْوَفَاعْفُعَنِّي

 

«Аллахумма иннака аъфуввун каримун тухиббу-ль-аъфва фаъфу аънни».

«О, Аллах! Поистине, Ты – Прощающий, Щедрый, Ты любишь прощать! Так прости же меня!»

Кроме того, желательно как можно чаще обращаться к Аллаху Субхана ва Тааля с мольбами, и просить Его удовлетворить нужды мусульман, что является признаком праведников и искренних рабов Аллаха Роббиль иззат, что оказывает содействие в принятии просьб.

Также в книге «Хашия Ас-Сави» приводится:«Кто скажет три раза:

 

من قال لا إله إلا الله الحليم الكريم، سبحان الله رب السماوات السبع ورب العرش العظيم ثلاث مرات، كان كمن أدرك ليلة القدر

 

«Ляа иляха илля Ллаху ль-Халиму ль-Карим, Субхана Ллахи Роббу с-самавати с-сабиъ ва рабби ль-аърши ль-аъзим».

«Нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха Аль-Халим (Тот, Кто утаивает, прощает грехи, освобождает от мучений тех, кто проявил ослушание;), Аль-Карим (Щедрый; Тот, у Кого не уменьшаются блага, сколько бы Он ни дал;). Пречист Аллах, слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого Аърша», тот подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь лайлатуль кодр».

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِﷺ​​فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِم

 

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «И в нем (в месяце Ромадзан) есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто упустил ее время, тот поистине лишился великих благ».

Нашему Пророку Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям была показана продолжительность жизни его общины (уммы). Росуллулох соллаллоху аляйхи ва салям нашел, что этот срок очень короткий по сравнению с жизнью людей прошедших поколений. Он подумал, что его община (умма) не сможет совершить столько благих дел, сколько они. По этой причине Всевышний пожаловал ему и его общине Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев.                                                                                                            Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, рассказал своим сподвижникам историю об очень благочестивом человеке из бану Исраиль, который провел тысячу месяцев в джихаде на пути Аллаха Роббиль иззат. Услышав это, сподвижники почувствовали, что не смогут сделать столько-же, в силу кратковременности их жизненного цикла. Тогда Создатель всего сущего одарил их и всех верующих уммы Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, специальной ночью – Ночью Могущества, ночью, лучшей, чем тысяча месяцев – Ляйлятуль-кодр.
Муджахид сказал: «Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям  поведал об одном человеке из племени бану Исраиль, воевавшем с оружием в руках на пути Аллаха азза ва Джаля тысячи месяцев. Мусульмане были восхищены этим человеком. Вот тогда и была ниспослана эта сура».
Пишут также, что Муджахид, рассказывая о том человеке, который тысячи месяцев вставал ночью для поклонения Господу миров, а днем воевал на пути Аллаха Табарока ва Тааля. Узнав о том человеке, сподвижники осознали невозможность достигнуть того же, даже при самом огромном желании, по причине краткости их жизней и опечалились.
Тогда Всемогущий Аллах послал Ангела Джибраиля с сурой «Аль-Кодр», с этой радостной вестью о благословенной ночи, подаренной Творцом всего сущего для уммы Его любимого создания - Посланника Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и что Ночь предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы. Также Муджахид сказал, что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил, что поклонение в ночь Лайлатуль кодр дороже деяний человека из бану Исраиль, который тысячу лет усердствовал на пути Всевышнего.

 

عَنِابْنِعَبَّاسٍرَضِيَاللهُعَنْهُمَاأَنَّهُسَمِعَرَسُولاللهِصَلَّىاللهُعَلَيْهِوَسَلَّمَيَقُولُإِنَّالْجنةلَتُبَحَّرُوَتُزَيَّنُمِنَالْحَوْلِإِلَىالْحَوْلِلِدُخُولِشَهْرِرَمَضَانَفَإِذَاكَانَتْأَوَّلُلَيْلَةٍمِنْشَهْرِرَمَضَانَهَبَّتْرِيحٌمِنْتَحْتِالْعَرْشِيُقَالُلَهَاالْمُثِيرَةُفَتُصَفِّقُوَرَقُأَشْجَارِالْجِنَانِوَحَلَقُالْمَصَارِيعِفَيُسْمَعُلِذَلِكَطَنِينٌلَمْيَسْمَعِالسَّامِعُونَأَحْسَنَمِنْهُفََتَبْرُزُالْحُورُالْعِينُحَتَّىيَقِفْنَبَيْنَشُرَفِالْجنةفَيُنَادِينَهَلْمِنْخَاطِبٍإِلَىاللهِفَيُزَوِّجَهُثُمَّيَقُلْنَالْحُورُالْعِينُيَارِضْوَانَالْجنةمَاهَذِهِاللَّيْلَةُفَيُجِيبُهُنَّبِالتَّلْبِيَةِثُمَّيَقُولُهَذِهِأَوَّلُلَيْلَةٍمِنْشَهْرِرَمَضَانَفُتِحَتْأَبْوَابُالْجنةلِلصَّائِمِينَمِنْأُمَّةِمُحَمَّدٍصَلَّىاللهُعَلَيْهِوَسَلَّمَقَالَوَيَقُولُاللهُعَزَّوَجَلَّيَارِضْوَانُافْتَحْأَبْوَابَالْجِنَانِوَيَامَالِكُأَغْلِقْأَبْوَابَالْجَحِيمِعَنِالصَّائِمِينَمِنْأُمَّةِمُحَمَّدٍصَلَّىاللهُعَلَيْهِوَسَلَّمَوَيَاجِبْرَئِيلُاهْبِطْإِلَىالأَرْضِفَاصْفِدْمَرَدَةَالشَّيَاطِينِوَغُلَّهُمْبِالأَغْلاَلِثُمَّاقْذِفْهُمْفِيالْبِحَارِحَتَّىلاَيُفْسِدُواعَلَىأُمَّةِمُحَمَّدٍحَبِيبِيصَلَّىاللهُعَلَيْهِوَسَلَّمَصِيَامَهُمْقَالَوَيَقُولُاللهُعَزَّوَجَلَّفِيكُلِّلَيْلَةٍمِنْشَهْرِرَمَضَانَلِمُنَادٍيُنَادِيثَلاَثَمَرَّاتٍهَلْمِنْسَائِلٍفَأُعْطِيَهُسُئْلَهُهَلْمِنْتَائِبٍفَأَتُوبَعَلَيْهِهَلْمِنْمُسْتَغْفِرٍفَأَغْفِرَلَهُمَنْيُقْرِضُالْمَلِيَّغَيْرَالْعَدُومِوَالْوَفِيَّغَيْرَالظَّلُومِقَالَقَالَوَللهِعَزَّوَجَلَّفِيكُلِّيَوْمٍمِنْشَهْرِرَمَضَانَعِنْدَالإِفْطَارِأَلْفُأَلْفِعَتِيقٍمِنَالنَّارِكُلُّهُمْقَدِاسْتَوْجَدُواالنَّارَفَإِذَاكَانَآخِرُيَوْمٍمِنْشَهْرِرَمَضَانَأَعْتَقَاللهُفِيذَلِكَالْيَوْمِبِقَدْرِمَاأَعْتَقَمِنْأَوَّلِالشَّهْرِإِلَىآخِرِهِوَإِذَاكَانَتْلَيْلَةُالْقَدْرِيَأْمُرُاللهُعَزَّوَجَلَّجِبْرَئِيلَفَيَهْبِطُفِيكَبْكَبَةٍمِنَالْمَلاَئِكَةِوَمَعَهُمْلِوَاءٌأَخْضَرُفَيَرْكُزُاللِّوَاءَعَلَىظَهْرِالْكَعْبَةِوَلَهُمِائَةُجَنَاحٍمِنْهَاجَنَاحَانِلاَيَنْشُرُهُمَاإِلاَّفِيتِلْكَاللَّيْلَةِفَيَنْشُرُهُمَافِيتِلْكَاللَّيْلَةِفَيُجَاوِزُالْمَشْرِقَإِلَىالْنَغْرِبِفَيَحُثُّجِبْرَئِيلُعَلَيْهِالسَّلاَمُالْمَلاَئِكَةَفِيهَذِهِاللَّيْلَةِفَيُسَلِّمُونَعَلَىكُلِّقَائِمٍوَقَاعِدٍوَمُصَلٍّوَذَاكِرٍوَيُصَافِحُونَهُمْوَيُؤَمِّنُونَعَلَىدُعَائِهِمْحَتَّىيَطْلُعَالْفَجْرُفَإِذَاطَلَعَالْفَجْرُيُنَادِيجِبْرَئِيلُمَعَاشِرَالْمَلاَئِكَةالرَّحِيلالرَّحِيلفَيَقُولُونَيَاجِبْرَئِيلَفمَاصَنَعَاللهُفِيحَوَائِجِالْمُؤْمِنِينَمِنْأُمَّةِأَحْمَدَصَلَّىاللهُعَلَيْهِوَسَلَّمَفَيَقُولُنَظَرَاللهُإِلَيْهِمْفِيهَذِهِاللَّيْلَةِفَعَفَاعَنْهُمْإِلاَّأَرْبَعَةفَقُلْنَايَارَسُولَاللهِمَنْهُمْقَالَرَجُلمُدْمِنخَمْروَعَاقَلِوَالِدَيْهِوَقَاطَعَرَحِمَوَمُشَاجِنقُلْنَايَارَسُولَاللهِمَاالْمُشَاجِنُقَالَهُوَالْمصَارِمفَإِذَاكَانَتْلَيْلَةُالْفِطْرِسُمِّيَتْتِلْكَاللَّيْلَةُلَيْلَةالْجَائِزَةفَإِذَاكَانَتْغَدَاةُالْفِطْرِبَعَثَاللهُعَزَّوَجَلَّالْمَلاَئِكَةَفِيكُلِّبِلاَدٍفَيَهْبِطُونَإِلَىالأَرْضِفَيَقُومُونَعَلَىأَفْوَاهِالسككفَيُنَادُونَبِصَوْتٍيسمعمِنْخَلْقِاللهِعَزَّوَجَلَّإِلاَّالْجِنّوَالإِنْسفَيَقُولُونَيَاأُمَّةَمُحَمَّدٍاخْرُجُواإِلَىرَبِّكَرِيميَعْطَىالْجَزيلوَيَعْفُوعَنِالْعَظِيمِفَإِذَابَرَزُواإِلَىمُصَلاَّهُمْفَيَقُولُاللهُعَزَّوَجَلَّلِلْمَلاَئِكَةِمَاجَزَاءُالأَجِيرِإِذَاعَمَلَعَمَلَهُقَالَفَيَقُولُالْمَلاَئِكَةُإِلَهُنَاوَسَيِّدُنَاجَزَائُهُأَنْتوَفِّيهِأَجْرَهُقَالَفَيَقُولُفَإِنِّيأشهدكُمْيَامَلاَئِكَتِيإِنِّيقَدْجَعَلْتُثولبهُمْمِنْصِيَامِهِمْشَهْررَمَضَانوَقِيَامهُمْرِضَائِيوَمَغْفِرَتِيوَيَقُولُيَاعِبَادِيسَلُونِيفَوَعِزَّتِيوَجَلاَلِيلاَتَسْئَلُونِيالْيَوْمَشَيْئًافِيجَمعكُمْلآخِرَتِكُمْإِلاَّأَعْطَيْتُكُمْوَلاَلِدُنْيَاكُمْإِلاَّنَظَرْتُلَكُمْفَوَعِزَّتِيلأَسْتُرَنَّعَلَيْكُمْعثراتكُمْمَارَاقَبْتُمُونِيوَعِزَّتِيوَجَلاَّلِيلاَأخْزِيكُمْوَلاَأفصحكُمْبَيْنَأَصْحَابِالْحُدُودِوَاصرفُومَغْفُورًالَكُمْقَدْأَرْضَيْتُمُونِيوَرَضِيتُعَنْكُمْفَتَفْرَحُالْمَلاَئِكَةُوَتَسْتَبْشِرُبِمَايَعْطَىاللهُعَزَّوَجَلَّهَذِهِالأُمَّةَإِذَاأَفْطَرُوامِنْشَهْرِرَمَضَانَ

 

Передается от Ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Джаннат облагораживают и украшают с начало и до конца года для месяца Ромадзан. И когда наступает первая ночь месяца Ромадзан, то из под Аль-Аърша дует ветер, который называется Мусийро. От его дуновения листья деревьев и петли джанната начинают звучать так прекрасно, что никто никогда не слышал звуков лучше этого. И черноглазые гурии выходят из своих домов, и стоя на середине балкона джанната, вопрашают: «Если ли кто-нибудь, стоящий перед Аллахом Табарока ва Тааля, чтобы Господь миров обручил его с нами?» Затем они спрашивают у хранителя джанната - Ридзвана, что это за ночь сегодня. Он, представ перед ними, отвечает, что это первая ночь месяца Ромадзан, и двери джанната открыты, для соблюдающих пост из общины Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям продолжал, что Аллах азза ва Джаля приказал Ридзвану открыть двери джанната, а Малику (верховному стражу джаханнама), закрыть двери Ада, чтобы от него не было вреда, для соблюдающих пост из общины Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. И Творец всего сущего приказал Джибраилю аляйхи ва салям спуститься на землю, и надеть кандалы на шеи мятежных шайтанов, и бросить их в море, чтобы они не испортили пост общины его возлюбленного Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям продолжал, что Аллах Роббиль иззат в каждую ночь месяца Ромадзан приказывает одному призывающему, взывать три раза: «Есть ли кто-либо просящий, чтобы Я его одарил? Есть ли кто раскаивающийся, чтобы Я принял его покаяние? Есть ли кто просящий прощение, чтобы Я простил его? Кто бы дал в долг Вседостаточному, который ни в чем не нуждается, и возвращает полностью, ничуть не уменьшая?» Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям продолжал, что Создатель Вселенной, каждый день в месяц Ромадзан, во время ифтара, освобождает из джаханнама миллионы людей, которые заслужили наказание в нем. И когда приходит последний день месяца Ромадзан, то Аллаха Субхана ва Тааля освобождает столько, сколько было освобождено с первого, до последнего дня месяца Ромадзан. И когда проиходит Ляйтуль кодр, то Всевышний приказывает Джибраилю аляйхи ва салям, чтобы он с большой группой ангелов спустились на землю с величественным знаменем зеленого цвета, которое будет водружено над Каабой. И Джибраиль аляйхи ва салям, у которого сто крыльев, раскрывает только два из них в эту ночь, и покрывает все пространство от запада до востока, и он велит сподручным ангелам, приветствовать салямом, всех стоящих, сидящих в молитве (намазе), поминающих и восхваляющих Аллаха Табарока ва Тааля в эту благословенную ночь, пожимать им руки, и говорить «Амийн» на их дуа (мольбы и просьбы). И все это продолжается до утра, когда же наступает утро, Джибраиль аляйхи ва салям призывает ангелов: «Возвращаемся, возвращаемся!» Ангелы спрашивают у него, как Господь миров поступил с нуждами верующих из общины Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Джибраиль аляйхи ва салям отвечает им, что Аллах азза ва Джаля даровал Свою милость всем, кроме четырем типам людей. Сахабы (сподвижники) спросили у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Кто относиться к этим группам людей?» Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Это - пристрастившийся к опьяняющим веществам, не послушный в благих деяниях родителям, разорвавшему родственные связи, и тот, кто таит в сердце злобу на другого человека, из-за этого прекращает взаимоотношения». Потом, когда наступает ночь «Айид аль-Фитр», на небесах ее называют «Ляйтуль джаиза» (ночь воздаяния). Когда приходит утро «Айида», Создатель всего сущего посылает ангелов во все города и селения, и они спускаются на землю, встают у начало всех дорог и улиц, возглашая таким голосом, который слышат все творения Аллаха Роббиль иззат, кроме джинов и людей: «О, община Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям! Идите к Господу Щедрому, который одаривает обильно, прощает самые большие прегрешения». Потом, когда люди идут к месту для Айид намаза, Аллах Роббиль иззат спрашивает ангелов: «Каково воздаяние усердного человека, выполнившего свою работу (обязанность)?» Ангелы отвечают: «О, наш Господь! О, наш Владыка! Его воздаяние в том, чтобы ему оплатили за его труд сполна». Тогда Аллах Табарока ва Тааля говорит: «О, ангелы! Будьте свидетелями, я сделал наградой за их соблюдение поста, поклонение в таравих намазе в месяц Ромадзан, Свое довольство и прощение». И обращаясь к своим рабам: «О, мои рабы! Просите у меня, клянусь Моей Славой, клянусь Моим Величием, что бы вы не попросили сегодня в этом собрании для вашего же Ахирата, я дам вам, а если для этого мира, то Я буду смотреть (в чем для вас польза). Клянусь Моей Славой и Величием, Я буду скрывать ваши оплошности и погрешности, пока вы будете помнить Меня, Клянусь Моей Славой и Величием, Я не опозорю вас перед грешниками, Теперь возвращайтесь в свои дома прощенными, вы получили Мое довольство». Ангелы будут в восторге от того, что даровал Аллах Роббиль иззат этой общине в день праздника «Айид аль Фитр», окончание месяца Ромадзан.

 

Статью подготовил Рузметов Еркин. (В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (1)

Оқи отырыңыз: