بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
إِنَّنِىٓ أَنَا ٱللَّهُ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّآ أَنَا۟ فَٱعْبُدْنِى وَأَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ لِذِكْرِىٓ
«Поистине, Я - Аллах, Единый Бог. Нет божества, кроме Меня, уверуй в Меня, поклоняйся Мне и постоянно совершай молитву, стремясь к Моему довольству, чтобы всегда помнить обо Мне». (сура «То-ха», аят 14).
Только Господь миров достоин поклонения. Он – Единственный Творец всего сущего. Существование всего на земле и во всей Вселенной зависит только от Него. Смена времен года, дня и ночи, природных катаклизмов, глобальных процессов и мельчайших отклонений в организмах на молекулярной основе, лишь в Его ведении. Кто нам дал жизнь, создал лучшим из всех творений, дал разум, зрение, слух, наделил прекрасным телосложением и здоровьем, снабжает разнообразным пропитанием. Ни какое существо никогда не сможет перечислить все милости, которым нас наделил Аллах Табарока ва Тааля.
عَنْ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَقُولُ: «بُنِيَ الْإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَحَجِّ الْبَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ». رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ
Передается от Абу Абд ар-Рохман Абдуллах бин Уъмар бин Аль Хаттоб (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ислам основывается на пяти фундаментальных столпах: свидетельстве, что нет никаких божеств для поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и Мухаммад Его Посланник; совершении обязательной пятикратной молитвы (намаза), выплате очистительной подати (закята); совершении паломничества (хаджа в Мекку), и посте (урозе) в месяц Ромадзан». (аль-Бухари, Муслим ).
لَّـٰكِنِ ٱلرَّٰسِخُونَ فِى ٱلْعِلْمِ مِنْهُمْ وَٱلْمُؤْمِنُونَ يُؤْمِنُونَ بِمَآ أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَآ أُنزِلَ مِن قَبْلِكَۚ وَٱلْمُقِيمِينَ ٱلصَّلَوٰةَۚ وَٱلْمُؤْتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَٱلْمُؤْمِنُونَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ أُوْلَـٰٓئِكَ سَنُؤْتِيهِمْ أَجْرًا عَظِيمًا
«Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают намаз, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением». (сура «Ан-Ниса», аят 162).
Верующие обязаны обладать основательными познаниями, которые должны укорениться в их сердцах. Ведь они приобрели твердую убежденность, результатом которой стала совершенная вера во все, что было дано Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, и что было ниспослано предыдущим Пророкам аляйхи ва салям. Помимо этого они совершают праведные деяния, такие как намаз и закят. Эти два поступка являются самыми славными обрядами поклонения - они позволяют человеку искренне поклоняться Всевышнему и делать добро Его рабам. Наряду с этим они веруют в Судный день, боятся суровой угрозы и надеются на обещание своего Создателя. Они непременно получат великое вознаграждение, потому что сумели объединить в себе знание, веру и праведные деяния и уверовали во все Писания и всех Посланников Аллаха Роббиль иззат.
عَنْ أَبِىْ مُسْلِمٍ التَّغْلَبِىِّ قَالَ دَخَلْتُ عَلى أبِىْ أُمَامةَ وَ هُوَ فِىْ الْمَسْجِدِ فَقُلْتُ يَا أبَا أمَامَةَ إنَّ رَجُلاً حَدَّثَنِىْ مِنْكَ أنَّكَ سَمِعْتَ رَسُوْ َ اللهِ ﷺ يَقُوْلُ مَنْ تَوَضَّأَ فَأَسْبَغَ الْوُضُوْءَ غَسَلَ يَدَيْهِ وَ وَجْهَهُ وَمَسَحَ عَلى رَأسِهِ وَأذْنَيْهِ ثُمَّ قَامَ إلى صَلَوةٍ مَفْرُوْضَةٍ غَفَرَ اللهُ لَهُ فِىْ ذَلِكِ الْيَوْمِ مَا مَشَتْ إلَيْهِ رِجْلاَهُ وَ قَبَضَتْ عَليْهِ يَدَاهُ وَسَمِعَتْ إلَيْهِ أُذْنَاهُ وَنَظَرَتْ إلَيْهِ عَيْنَاهُ وَ حَدَّثَ بِهِ نَفْسُهُ مِنْ سُوْءٍ فَقَالَ وَاللهِ لَقَدْ سَمِعْتُهُ مِنَ النَّبِىِّ ﷺ مِرَاراً. رواه أحمد والغالب على سنده الحسن
Передается от Абу Муслима: «Я пошел повидать Абу Умаму (родзи Аллаху аънху), когда он был в мечети. Я спросил, действительно ли он слышал, что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) сказал: «Когда человек совершает омовение, как следует, и затем читает фарз (обязательный) намаз, Аллах прощает ему все грехи, совершѐнные в тот день ногами, шедшими к плохому, руками, делавшими зло, ушами, слушавшими зло, глазами смотревшими зло, и сердцем, думавшим зло». Он ответил: «Клянусь Аллахом, я слышал эти слова от Росулюллах (соллаллоху аляйхи ва салям) снова и снова».
В одном пересказе от Усмана (родзи Аллаху аънху), что Посланник Аллаха (соллаллоху аляйхи ва салям) сказал, что никто в этом вопросе не должен быть самонадеянным. Это означает, что не следует осмеливаться совершать грехи с надеждой, что они будут искуплены через намаз. И так, наш намаз и поклонение таковы, что если Аллах Табарока ва Тааля Своим Милосердием их примет, то это будет Его большой к нам милостью и благом. Мы и так знаем истинную суть своего поклонения. Хотя у намаза обязательно есть эффект, что из-за него прощаются грехи, но настолько ли совершенен наш намаз, об этом знает только Всевышний.
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى ٱلصَّلَوٰةِ فَٱغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى ٱلْمَرَافِقِ وَٱمْسَحُواْ بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى ٱلْكَعْبَيْنِۚ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًۭا فَٱطَّهَّرُواْۚ وَإِن كُنتُم مَّرْضَىٰٓ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَآءَ أَحَدٌۭ مِّنكُم مِّنَ ٱلْغَآئِطِ أَوْ لَـٰمَسْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَلَمْ تَجِدُواْ مَآءًۭ فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًۭا طَيِّبًۭا فَٱمْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُۚ مَا يُرِيدُ ٱللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍۢ وَلَـٰكِن يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُۥ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
«О вы, которые уверовали! Если вы собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову (или часть её) водой и вымойте ноги до щиколоток. Если вы осквернены (т.е. имели половые сношения), мойтесь с головы до ног и очищайтесь(полное омовение, гусль). Если вы больны и вам не разрешается употреблять воду, которая может повредить вам, или вы в пути и не нашли воды, или вы выходили по естественной нужде и вернулись из отхожего места, или вы совершили половой акт и не нашли воды, то тогда употребите для омовения чистый песок: оботрите свои лица и руки чистым сухим песком. Аллах не хочет затруднять вас Своим сводом законов (шариатом), но желает очистить ваши тела и души, чтобы завершить Свою милость, руководя вами, объясняя и облегчая вам прямой путь, чтобы вы стали благодарны Аллаху за Его руководство и милость своим постоянным повиновением Ему». (сура «Аль Маида», аят 6).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِنَّ أُمَّتِي يُدْعَونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ غُرًّا مُحَجَّلِينَ مِنْ آثَارِ الْوُضُوءِ فَمَنِ اسْتطَاعَ مِنْكُمْ أَنْ يُطِيلَ غُرَّتَهُ فَلْيَفْعَلْ . رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلاَّ أَبَا دَاوُدَ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху): Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, мою общину позовут в Судный день. И их лица, и конечности будут светиться (излучать нур), по причине омовения для молитвы. Кто хочет продлить такое сияние, пусть тщательнее делает омовение», (из пяти сборников приводиться всеми имамами, кроме Абу Давуда).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِذَا تَوَضَّأَ الْعَبْدُ الْمُسْلِمُ أَوِ الْمُؤْمِنُ فَغَسَلَ وَجْهَهُ خَرَجَ مِنْ وَجْهِهِ كُلُّ خَطِيءَةٍ نَظَرَ إِلَيْهَا بِعَيْنَيْهِ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ اخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَإِذَا غَسَلَ يَدَيْهِ خَرَجَ مِنْ يَدَيْهِ كُلُّ خَطِيءَةٍ كَانَ بَطَشَتْهَا يَدَاهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ فَاِذَا غَسَلَ رِجلَيْهِ خَرَجَتْ كُلُّ خَطِيءَةٍ مَشَتْهَا رِجْلاَهُ مَعَ الْمَاءِ أَوْ مَعَ آخِرِ قَطْرِ الْمَاءِ حَتَّي يَخْرُجَ نَقِيًّا مِنَ الذُّنُوبِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَ التِّرْمِذِيّ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если верующие будут брать омовение, при мытье лица, при стекании воды, с самой последней каплей, будут смываться провинности, совершенные глазами, смотрящие на запрещенное. При мытье рук, при стекании воды, с последней каплей, будут смываться проступки, совершенные этими руками. При мытье ног, вытечет вся вода, с последней каплей, будут прощаться грехи, за ходьбу этих ног в неблагопристойном направлении. Так благодаря правильному намерению и тщательному омовению, верующий очиститься от грехов», (приводиться Муслимом и Тирмизий).
Возможность мыться водой, это огромное благо и милость, дарованное нам Аллахом Субхана ва Таала. Делая омовение, мусульманин должен, сделать правильное намерение, преследуя довольство Аллаха азза ва Джаля, вспоминая смыслы этого наставления (из хадиса), скрупулезно относиться к очищению всех частей тела, а также должен мысленно молить Господа миров: «О, Аллах, пусть мои грехи и проступки, совершенные этими частями тела, будут прощены». Только благодаря милости Творца всего сущего, верующий достигнет своей цели, получит награды, так как омовение, также считается важным поклонением.
Верующий, делающий омовение, должен сделать намерение, не разговаривать не с кем, не торопиться, и не проявлять небрежности в этом деянии. Благодаря омовению, Аллах Роббиль иззат дает возможность очиститься от мелких грехов.
إِنَّ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ وَأَقَامُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَوُاْ ٱلزَّكَوٰةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ
«Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». (сура «Аль Бакара», аят 277).
Когда верующий слышит азан (призыв на молитву), у него должны быть ассоциации со звуками трубы, которые нами будут услышаны об извещении наступления Судного дня. Нужно осознавать, что пришло время давать отчеты за совершенные деяния. Явно представлять перед глазами, какое наше будет состояние на площади сбора, где будет происходить Судный день.
Для молитвы нужно прикрыть все стыдные места (аврат). Также надо верующему задуматься, как он сможет скрыть свои недостатки и провинности, ведь весь ваш внутренний мир известен Истинному Создателю всего сущего. Прощение за большие грехи не возможны без покаяния, раскаяния, сожаление за содеянное, также беспокойство, стыд и страх за свои упущения могут стать надеждой на пути к праведности. Направляя свои лица к кибле, надо забыть обо всем другом, только представлять в своем воображении Байтуллох (дом Всевышнего), сосредоточить все свое внимание на нем, освободить от всего постороннего свою душу, сконцентрировать свои мысли на Могуществе Единого Аллаха Субхана Таала, и только к Нему устремить свои мольбы и просьбы.
Когда поклоняющийся произносит такбир «Аллаху Акбар», его душа должна подтверждать величие Творца, и трепетать всем сердцем перед Его Могуществом. Произнося эту фразу, осознавать, что все наше существование зависит, только от Господа миров, все чаяния и надежды зависят от Его Воли. Если в вашей душе нет такого состояния, то ваше сердце не подтверждает, смысл, произнесенных слов. Далее, прочитав «Аъуузу билляахи», просишь у Создателя убежище, также душа должна надеяться на покровительство, искать пристанище, нужно стремиться к правдивой искренности, ведь если не стараться, то этим только обманываем самих себя.
Верующий в своей молитве, в каждом ракате намаза читает суру «Фатиха», его обязанность знать смысл великой суры. Имам Насаии приводит хадис кудсий переданный Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), смыслы, которых, мы должны проводить в своем разуме при каждом чтении.
عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ : يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ: قَسَمْتُ الصَّلاَةَ بَيْنِي وَ بَيْنَ عَبْدِي نِصْفَيْنِ فَنِصْفُهَا لِي وَ نِصْفُهَا لِعَبْدِي مَا سَأَلَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ : إِقْرَأوا يَقُولُ الْعَبْدُ: ﴿الْحَمْدُ لِلَّه رَبِّ الْعَالَمِينَ﴾ يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَ جَلَّ: حَمَدَنِي عَبْدِي يَقُولُ الْعَبْدُ: ﴿الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴾ يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَ جَلَّ: أَثْنَی عَلَيَّ عَبْدِي يَفُولُ الْعَبْدُ: ﴿مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ﴾ يَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَ جَلَّ: مَجَّدَنِي عَبْدِي يَقُولُ العَبْدُ: ﴿إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ﴾ فَهَذِهِ الايَةُ بَينِي وَبَيْنَ عَبْدِي وَلِعَبْدِي مَا سَأَلَ. يَقُولُ الْعَبْدُ: ﴿إِهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيهِمْ غَيرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّآلِّينَ﴾ فَهَؤُلاَءِ لِعَبْدِي وَلِعَبْدِي مَا سَأَلَ. رَوَاهُ النَّسَاءِيّ
«Аллах Табарока ва Тааля говорит: «Намаз, между Мной и моим рабом, Я поделил его на две части, половина Мне, половина моему рабу, ведь у него всегда есть, что у Меня попросить».
Если мой раб произносит: «Хвала Аллаху Господу миров».
Всевышний отвечает: «Мой раб восхваляет Меня, благодарит Меня за предоставленные блага».
Раб продолжает: «Милостивый и Милосердный».
Создатель сообщает: «Мой раб вспоминает Меня, возвеличивает Меня».
Раб дальше читает: «Царю Судного дня».
Творец поясняет: «Мой раб возносит славу Мне».
Раб просит: «И лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь у Тебя мы просим»
Аллах извещает: «Это между Мной и моим рабом, все, что не попросит мой раб, Я ему предоставлю».
Если раб дальше молит: «Веди нас по дороге праведных и кого Ты облагодетельствовал, а не дорогой, тех, кто под гневом и заблудших».
Господь подтверждает: «Все, что попросил мой раб, Я ему дал».
Праведные предшественники, когда в намазе читали аяты Корана, осознавая смыслы, были глубоко сосредоточенны, и в их душе был трепет, и не было в их сердце привязанности к этому бренному миру.
Поклоняющийся, в поясном поклоне должен проявлять почтительность, в земном поклоне выказывать свою униженность, рабскую сущность. К тому же, в молитве восхваляя, возвеличивая, делая дуо, все должно исходить из глубины души, всем своим существом трепеща, постигая смыслы аятов Корана. А также состояние смирения и покорности в намазе, важно вводить в свою обыденную, повседневную жизнь.
وَبَشِّرِ الْمُخْبِتِينَ الَّذِينَ إِذَا مَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَالصَّابِرِينَ عَلَىٰ أَصَابَهُمْ وَالْمُقِيمِي الصَّلَاةِ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ
«А ты сообщи благую весть смиренным. «Тем, сердца которых страшатся и трепещут при упоминании имени Аллаха. И тем, которые переносят горе и бедствия с терпением и смирением перед предопределённым Аллахом, и которые постоянно выстаивают молитву и расходуют из удела, дарованного им Аллахом, на благодеяния». (сура «Аль Хадж», аяты 34-35).
При упоминании имени Аллаха Роббиль иззат их сердца трепещут от страха и почтения. Они испытывают страх только перед Создателем Вселенной, и это заставляет их избегать грехов и всего запрещенного. А когда их постигают трудности и несчастья, они не проявляют недовольства и негодования. Напротив, они проявляют стойкость и терпение, стремясь снискать довольство своего Господа и надеясь на Его вознаграждение. А наряду с этим они исправно совершают намаз, выполняя обязательные и желательные предписания этого обряда поклонения телом и душой. Все люди должны познать Творца всего сущего, признать Его величие, и полностью подчиниться Его воле.
Произнеся свидетельство шахады, станешь мусульманином. Только тогда можешь надеяться получить счастье в обоих мирах. Нижеследующее предложение, извещает верующих о радостной вести, которая поистине произойдет: «Обрадуй вестью благою всех смиренных». Кто подчинился Аллаху азза ва Джаля, проявил покорность, смирение, сообщи им приятную новость: «О, Пророк, о великие сподвижники!» Муъминов, описывают следующими словами: «Они те, чьи сердца трепещут, при вспоминании, восхвалении Аллаха». Их сердца (души) сияют чистотой искренней веры, и Аллах Субхана ва Тааля, наполняет их внутренний мир любовью к Себе. И таким людям не нужны призывы, и наставления, только услышав, что кто-то вспоминает Аллаха Роббиль иззат, их души наполняются страхом и благоговением перед Ним. «… Они проявляют терпение, если в их жизни появляются трудности…». Постигла их горькая участь, их не охватывает истерика, их разум хладнокровен, потому что они проявляют довольство, предопределению Господа миров, они уверовали в предопределение (кодар) Аллаха Табарока ва Тааля, и в их поведение смирение, покорность, как следствие, имеющемуся терпению. «…которые искренне совершают молитву…». Если нет сосредоточенности в намазе, сердце не трепещет при поминании Создателя, разум отвлечен житейскими заботами, можно ли надеяться на счастье в будущей жизни, во-первых, мы лицемерим перед Всевышним, во- вторых, обманываем самих себя, строя иллюзии на призрачные надежды.
عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺقَالَ: أَرَأَيْتُمْ لَوْ أَنَّ نَهَرًا بِبَابِ أَحَدِكُم يَغْتَسِلُ مِنْهُ كُلَّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ هَلْ يَبْقَی مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ قَالُوا: لاَ يَبْقَی مِنْ دَرَنِهِ شَيْءٌ قَالَ: فَذَلِكَ مِثْلُ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسِ يَمْحُو اللَّهُ بِهِنَّ الْخَطَايَا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ اِلاَّ أَبَا دَاوُدَ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если вблизи дверей дома, одного из вас, будет протекать река, и вы в ней будете мыться ежедневно, по пять раз на день, у вас на теле останется грязь или пыль?»
Присутствующие сподвижники ответили: «От грязи ничего не останется».
«Такое же свойство имеет пятикратный намаз, все проступки и прегрешения прощаются», (из пяти имамов передатчиков хадисов, не приведено только Абу Даудом).
ٱتْلُ مَآ أُوحِىَ إِلَيْكَ مِنَ ٱلْكِتَـٰبِ وَأَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَۖ إِنَّ ٱلصَّلَوٰةَ تَنْهَىٰ عَنِ ٱلْفَحْشَآءِ وَٱلْمُنكَرِۗ وَلَذِكْرُ ٱللَّهِ أَكْبَرُۗ وَٱللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ
«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха - гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (сура «Аль Анкабут», аят 45).
В этом аяте говорится: «совершай намаз», если делать дословный перевод, то передается смысл, «выставьте ровно (выпрями) намаз».
Стало быть, читать намаз, или поставь намаз, или доведи свое поклонение до совершенства, существует разница. Аллах Табарока ва Тааля обращаясь к Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям, говорит, читай намаз, доведи свое поклонение до безупречности. То есть если твое поклонение будет искренним и идеальным, достойным Моего Величия: «Поистине, намаз удерживает от грехов, и недостойных поступков».
Отсюда можно сделать вывод, чей намаз является истинным, а чей без должного поклонения. Многие могут читать намаз, но если поклоняющийся, не отстраниться от мерзостей и всего предосудительного, то его намаз (поклонение) неискреннее, поддельное. Когда его молитва (ибодат) усовершенствуется, тогда он будет далек от всего запретного, и ему помогут установить преграды, чтобы не приближаться ко всему негативному.
عَنِ الْحَسَنِ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: رَسُولُ اللّهِ ﷺ : مَنْ صَلاَةً لَمْ تَنْهَهُ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ لَمْ يَزْدَدْ بِهَا مِنَ اللَّهِ اِلاَّ بُعْدًا
Передается от Хасана (родзи Аллаху анху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто, выполняет намаз, и если его молитва не отстраняет его, от мерзостей и нечестивых поступков, то это показатель, что поклонение только отдаляет этого человека от милости Аллаха Роббиль иззат».
Почему, потому что намаз – это восхваление Аллаха Субхана ва Таала.
«Поистине, поминание Аллаха великое деяние». В этом мире, мало действий, которые могут сравниться с возвеличиванием Всевышнего.
«Чтобы вы не делали, обо всем известно Господу миров». Если вы совершили безупречное поклонение, или, прочитав, как попало, молитву, вы отнеслись к этому важному делу невнимательно, Творец Вселенной знает о каждой вещи. От нашего Создателя ничего не скроешь.
В этом ибодате, наш иман (вера) проходит через испытание, и выявляется ты истинный верующий (муъмин) или отчетливо видно, что ты лицемеришь. Искренний верующий всегда с честью выходит из всех проверок, и молиться Аллаху азза ва Джаля вкладывая все свое старание и душу.
الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَقَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ
«Воистину, преуспели верующие, Которые смиренны во время своих намазов», (сура «Аль-Муъминун», аяты 1-2).
Однозначно, хушуъ для сердца (кольба), очень важное деяние. Если есть смирение в поклонении (хушу), душа здоровая, если нет благоговения, то сердце больное. Если душа (кольб) человека будет заражена высокомерием, лицемерием, завистью, любовью к мирским усладам и суетным потехам, то непременно нужно предпринять срочное лечение, дабы оздоровить основной орган человека, от которого зависит все тело, а также вся жизнь нынешняя и будущая.
عَنِ النُّعْمَانِ بْنِ بَشِيرٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: أَلاَ وَاِنَّ فِي الْجَسَدِ مُضْغَةً إِذَا صَلَحَتْ صَلَحَ الْجَسَدُ كُلُّهُ وَاِذَا فَسَدَتْ فَسَدَ الْجَسَدُ كُلُّهُ أَلاَ وَهِيَ الْقَلْبُ. رَوَاهُ الْخَمْسَة
Передается от Нуъман ибн Башира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Знайте! Поистине, в теле человека имеется кусок мяса. Если оно будет здоровое, то все тело будет пребывать в здравии, когда оно будет испорченным, тогда все тело будет больным. Поистине этот кусок плоти - кольб (душа)». (приводится пятью имами).
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ الصُّنَابِحِيِّ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: أَنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِﷺيَقُولُ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَ ضَهُنَّ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلاَّهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَی اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَی اللَّهِ عَهْدٌ إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَاءِيُّ
Передается от Абдуллах ибн ас-Сунабихий (родзи Аллаху аънху), что он слышал, как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Если раб, пять раз в день, своевременно делает поклонение (то есть читает намаз), правильно исполняет руку (поясной поклон), и в его поклонении есть хушуъ (смирение, сосредоточенность), то Аллах дает обещание, дать свою милость этому рабу. А кто не выполняет, тот не входит в это соглашение. Если Господь пожелает, то простит, нет, будет наказывать». (приводиться Абу Даудом, и Насаий).
«Хушуъ» - страх, смирение, спокойствие, покорность, кротость - все это можно объединить для определения этого слова. Важного успеха добьются верующие (муъмины), одним из качеств которых, будет чтение намаза со смирением. Их души, тела, все существо, будут трепетать, ощущая Могущество Аллаха Роббиль иззат. В их неподвижном состоянии, и в их других движениях, прослеживается благоговейное роптание перед Господом миров. Такого состояния могут достигнуть, только те верующие, которые ценят свое поклонение, стараются исполнить его наилучшим образом, такое дано только искренне уверовавшим.
Мусульманин, достигший такого положения в своей молитве (намазе), получит одну из причин на надежду на прощение в Судный день, и спасение от тяжелой участи. Человек читающий намаз не имея хушуъ, то есть, нет покорности, кротости, покоя в сердце, не испытывает страха перед Кудротом Аллаха Табарока ва Тааля, такой верующий должен начать беспокоиться, и усердствовать в исправлении этого столпа нашей религии.
Если нет сосредоточенности в намазе, сердце не трепещет при поминании Создателя, разум отвлечен житейскими заботами, можно ли надеяться на счастье в будущей жизни, во-первых, мы лицемерим перед Всевышним, во- вторых, обманываем самих себя, строя иллюзии на призрачные надежды.
Намаз (молитва), чтобы была полноценной, с искренностью, живой, с присутствием души, ученными (алимами), изучающими науку Ихсан, выделено шесть адабов (правил).
1. Худуруль кольб. Чтобы сердце и мысли были только в намазе. Изначально перед произнесением такбира тахрима освободиться от всех потусторонних от намаза мыслей. Тахрима в переводе означает, что всё, что не касается намаза, является харамом в намазе. В намазе вы не можете говорить и думать о дунье, отвечать на чьи то слова и действия. Как вы не имеете права в посте, есть, пить, иметь близость с противоположным полом, так вы не имеете права размышлять о чем-то кроме читаемых аятов и дуо. Быть в сознании, что ты обращаешься и говоришь с Аллахом Субхана ва Таала.
2. Аттафахун. Понимание, опознавание, проникновение чувствами того что читаешь. Надо знать язык, на котором ниспослан Коран, или читать постоянно перевод и пояснения (тафсиры) тех сур и дуо, которые вы используете в намазе, это поможет вам сосредоточится, иметь хушуъ. Коран, дуо имеют огромный смысл, помогают нам понять бренность этого мира, большую ответственность Судного дня (киямата), страх и ужасы ада (джаханнама), и надежду о радостях и наслаждениях рая (джанната).
3. Аттагзим. Осознавать перед Кем ты стоишь, представлять Величие Создателя. Кто дал нам жизнь, создал человеком (ни животным или насекомым), кто дает нам пропитание, средства для жизни, другие блага и наслаждения. И только от Него зависит вся наша эта и будущая жизни.
4. Аль хийба. Боязнь, благоговение перед Аллахом Роббиль иззат. Страх за свои грехи, проступки, ослушания перед границами установленными Аллахом Субхана ва Таала. Все люди имеют оплошность и способность к нарушению запретов. Но сделали мы большой (кабаийр) или маленький (сагийр) грех, мы должны осознавать свои ошибки и проступки, кается, просить прощение у Аллаха Роббиль иззат, давать обещание не возвращаться к негативным деяниям.
5. Ар Роджа. Умид, надежда на милость Аллаха Табарока ва Таала. Что Он примет наш ибодат, простит наши грехи, ведь Его милость больше, чем Его гнев. Аллах Аль-Адиль запретил Себе несправедливость, даже на вес пылинки. У человека должно быть состояние между страхом и надеждой. Надежду на милость Ар-Рохима, не имеют только неверующие.
6. Аль хайя. Стеснятся, Аллаха Азза ва Джаля. Сколько человек сделал неодобряемых поступков в своей жизни, ничего не скрылось от взора и слуха Ас-Самиу, Аль-Басыра, тем более ангелы все это записали. В будущем сторонится всего негативного и сомнительного.
Вот такие чувства и мысли должны присутствовать у верующего в намазе.
وَأَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ طَرَفَىِ ٱلنَّهَارِ وَزُلَفًۭا مِّنَ ٱلَّيْلِۚ إِنَّ ٱلْحَسَنَـٰتِ يُذْهِبْنَ ٱلسَّيِّـَٔـاتِۚ ذَٰلِكَ ذِكْرَىٰ لِلذَّٰكِرِينَ
Совершай намаз в конце двух частей дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих. (сура «Худ», аят 114).
Пять обязательных ежедневных намазов, а также связанные с ними дополнительные молитвы являются одними из самых замечательных деяний. Они не только приближают человека к Аллаху Роббиль иззат и обеспечивают ему вознаграждение, но и удаляют совершенные им прегрешения (под этими прегрешениями подразумеваются малые грехи). Следовать праведным путем, не преступать границ дозволенного, не склоняться на сторону беззаконников, и исправно совершать намаз. А также разъяснение того, что благие деяния смывают совершенные грехи, являются наставлением для тех, кто осознает смысл приказов и запретов Творца всего сущего, и повинуется этим обязательным предписаниям, которые приносят огромную пользу и отдаляют человека от зла и грехов.
عَنْ أَبِىْ قَتَادَةَ بْنِ رِبْعِىٍّ رضً الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ الله ﷺ قَالَ اللهُ تَبَارَكَ وَتَعَالى: إنِّىْ افْتَرَضْتُ عَلى أُمَّتِكَ خَمْسَ صَلَواتٍ وَعَهِدْتُّ عِنْدِىْ عَهْدَاً أنَّهُ مَنْ حَافَظَ عَلَيْهِنَّ لِوَقْتِهِنَّ
أَدْخَلْتُهُ الْجَنَّةَ فِىْ عَهْدِىْ وَمَنْ لَمْ يُحَافِظْ عَلَيْهِنَّ فَلاَ عَهْدَ لَهُ عِنْدِیْكذا فى الدر المنثور برواية ابى داؤد وابن ماجه وفيه ايضا اخرج مالك وابن ابى شيبة واحمد وابو داؤد والنسائى وابن ماجه وابن حبان والبيهقى عن عبادة بن الصامت فذكرمعنى حديث الباب مرفوعا باطول منه
Передается от Аби Катада бин Рибиъ (родзи Аллаху аънху) рассказыв, что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Аллах сказал: «(О Мухаммад), Я сделал обязанностью для твоих последователей пятикратный намаз. И заключил договор с Самим Собой. Кто будет регулярно выполнять свой намаз вовремя, тот будет впущен в рай. Те, которые не соблюдают свой намаз, они не включаются в этот договор».
رِجَالٌۭ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَـٰرَةٌۭ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ ٱللَّهِ وَإِقَامِ ٱلصَّلَوٰةِ وَإِيتَآءِ ٱلزَّكَوٰةِۙ يَخَافُونَ يَوْمًۭا تَتَقَلَّبُ فِيهِ ٱلْقُلُوبُ وَٱلْأَبْصَـٰرُ
«Мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры». (сура «Ан-Нур», аят 37).
Зачастую людям бывает трудно отказаться от земных удовольствий и хочется приобрести больше мирских благ посредством различных форм торговли. Необходимость отказа от некоторых мирских благ ради поклонения Господу миров нередко обременяет людей, и поэтому Аллах азза ва Джаля упомянул о том, что заставляет людей отдавать предпочтение выполнению своих обязанностей перед Ним. Это - страх перед Судным днем, который повергнет людей в ужас и лишит покоя человеческие души и тела. Благоразумные люди страшатся этого дня, и это помогает им трудиться во благо будущей жизни и отказываться от всего, что отвлекает человека от поклонения Создателю.
عَنْ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ الْأَنْصَارِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا: أَنَّ رَجُلًا سَأَلَ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم فَقَالَ: أَرَأَيْت إذَا صَلَّيْت الْمَكْتُوبَاتِ، وَصُمْت رَمَضَانَ، وَأَحْلَلْت الْحَلَالَ، وَحَرَّمْت الْحَرَامَ، وَلَمْ أَزِدْ عَلَى ذَلِكَ شَيْئًا؛ أَأَدْخُلُ الْجَنَّةَ؟ قَالَ: نَعَمْ
Передается от Абу Абдуллаха Джабира бин Абдуллаха аль-Ансари (родзи Аллаху аънхум), что один человек обратился к Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, с вопросом, сказав: «Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных молитв, и поститься во время месяца Ромадзана и считать дозволенным - дозволенное, а запретным - запретное, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?», и он сказал: «Да» (приведено в сборнике Муслима).
وَأْمُرْ أَهْلَكَ بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱصْطَبِرْ عَلَيْهَاۖ لَا نَسْــَٔلُكَ رِزْقًۭاۖ نَّحْنُ نَرْزُقُكَۗ وَٱلْعَـٰقِبَةُ لِلتَّقْوَىٰ
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью». (сура «То-ха», аят 132).
Глава семьи обязан известить своих жен, детей исправно совершать обязательные и добровольные молитвы (намазы) и не позволять им быть небрежными в этом деянии. Для того чтобы исправно совершать намаз, люди должны выполнять все его предписания, без которых намаз считается неполноценным и несовершенным. Поэтому нам велено обучать своих близких как надлежит правильно молиться, и довести, что делает намаз недействительным. Также было велено терпеливо совершать намаз, выполняя его обязательные действия, и проявлять смирение перед Господом миров. Человеческая душа неохотно подчиняется этому повелению, но каждый мусульманин должен бороться против своих страстей, заставить себя исправно совершать намаз и проявлять должное терпение. Воистину, если человек регулярно совершает намаз надлежащим образом, то он исправно выполняет и все остальные предписания религии. Если же он допускает упущения в намазе, то он пренебрегает и остальными повелениями Аллаха Субхана ва Тааля.
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ قُرَطٍ رضى الله عنه قَالَ: قَالَ رَ َسُوْلُ اللهِ ﷺ أَوَّلُ مَا يُحَاسَبُ بهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الصَّلوةُ فَاِنْ صَلُحَتْ صَلُحَ سَائِرُ عَمَلِهِ وَ إِنْ فَسَدَتْ فَسَدَ سَائِرُ عَمَلِهِ
Передается от Абдуллах ибн Курот (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Первым, за что будет расчёт в Судный день - это намаз. Если он окажется удовлетворительным, тогда остальные деяния тоже будут принятыми, если он окажется плохим, тогда остальные дела тоже окажутся отвергнутыми».
يَـٰبُنَىَّ أَقِمِ ٱلصَّلَوٰةَ وَأْمُرْ بِٱلْمَعْرُوفِ وَٱنْهَ عَنِ ٱلْمُنكَرِ وَٱصْبِرْ عَلَىٰ مَآ أَصَابَكَۖ إِنَّ ذَٰلِكَ مِنْ عَزْمِ ٱلْأُمُورِ
«О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих деяниях надлежит проявлять решимость». (сура «Лукман», аят 17).
Пророк Лукман аляйхи ва салям призвает своего сына совершать намаз и выделил его из числа остальных благодеяний, потому что намаз является величайшим обрядом поклонения, который мусульмане должны совершать телом и душой. Он также заповедал своему сыну призывать людей к благому и удерживать их от запретного. А для этого мусульманин должен обладать знаниями об одобряемом и порицаемом. Потому что только в этом случае ему удастся призывать людей к добру и отвращать их от зла. А наряду со знаниями проповедники должны обладать добротой и выдержкой, и терпеливо сносить любые трудности и неприятности.
عَنْ أَبِىْ هُرَيْرَةَ رضى الله عنه قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلُ اللهِ ﷺ يَقُوْلُ إِنَّ أَوَّلَ ماَ يُحَاسَبُ بهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَوتُهُ فَاِنْ صَلُحَتْ فَقَدْ أَفَلَحَ وَ أَنْجَحَ وَ إِنْ فَسَدَتْ خَابَ وَ خَسِرِ وَ إِنِ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَةٍ قَالَ الرَّبُّ أُنْظُرُوْا: هَلْ لِّعَبْدِىْ مِنْ تَطَوُّعِ فَيُكَمَّلُ بِهَا ماَ انْتَقَصَ مِنَ الْفَرِيْضَةِ ثُمَّ يَكُوْنُ سَائِرُ عَمَلِهِ عَلى ذَلِكَ. رواه الترمذى
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что мы слышали, что Росулуллох (соллаллоху аляйхи ва салям) говорил: «Первое дело из поступков человека, которое будут судить в Судный день, будет его намаз. Человек преуспеет, если его намаз будет принят, и потерпит неудачу, если он будет отвергнут. Если какой-нибудь недостаток будет обнаружен в его обязательных (фарз) намазах, Аллах скажет (ангелам): «Посмотрите добровольные (науфиль) намазы на его счету». Тогда недостатки в обязательных (фарз) намазах будут восполнены добровольными (науфиль) намазами. Остальные религиозные дела (то есть ураза, закят и так далее) будут рассчитываться таким же образом».
رَبِّ ٱجْعَلْنِى مُقِيمَ ٱلصَّلَوٰةِ وَمِن ذُرِّيَّتِىۚ رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَآءِ
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (сура «Иброхим», аят 40).
وَٱلَّذِينَ يَقُولُونَ رَبَّنَا هَبْ لَنَا مِنْ أَزْوَٰجِنَا وَذُرِّيَّـٰتِنَا قُرَّةَ أَعْيُنٍۢ وَٱجْعَلْنَا لِلْمُتَّقِينَ إِمَامًا
«Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных». (сура «Аль Фуркон», 74).
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
«Совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы». (сура «Ан – Нур», аят 56).
قُل لِّعِبَادِىَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ يُقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَـٰهُمْ سِرًّۭا وَعَلَانِيَةًۭ مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ يَوْمٌۭ لَّا بَيْعٌۭ فِيهِ وَلَا خِلَـٰلٌ
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали намаз и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы». (сура «Иброхим», аят 31).
عَنْ عَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّهِ ﷺ يَقُولُ: إِنَّ الرَّجُلَ لَيَنْصَرِفُ وَمَا كُتِبَ لَهُ إِلاَّ عُشْرُ صَلاَتِهِ تُسْعُهَا ثُمْنُهَا سُبْعُهَا سُدُسُهَا خُمُسُهَا رُبُعُهَا ثُلُثُهَا نِصْفُهَا. رَوَاهُ أَبُو دَاوُد
Передается от Аммар ибн Ясира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Безусловно, когда человек завершает свое поклонение (намаз), ему записывается вознаграждение от этой молитвы одна десятая часть, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья или половина награды от этой молитвы».
Сколько больше времени, верующий свои мысли сосредотачивает во время своей молитвы, настолько это поклонение останется ему самому.
Разумеется, определять такими критериями, это плоды богобоязненности. После произнесения первого такбира, сердце верующего должно быть, сосредоточенно на молитве, это является обязательным условием (фардзом) каждого поклоняющегося Аллаху азза ва Джаля. Смиренность человека, покорное сердце, сосредоточенность мыслей в молитве, все это является душой намаза. Об этом мы должны себе постоянно напоминать, делая намерение на поклонение.
ٱلَّذِينَ يُقِيمُونَ ٱلصَّلَوٰةَ وَيُؤْتُونَ ٱلزَّكَوٰةَ وَهُم بِٱلْأَخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ
«Которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни». (сура «Ан – Намль», аят 3).
مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَٱتَّقُوهُ وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَلَا تَكُونُواْ مِنَ ٱلْمُشْرِكِينَ
«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников». (сура «Ар – Рум», аят 31).
Намаз – это преграда между человеком и неверием.
Намаз - это ключ от джанната. Положение намаза в Исламе, как головы на теле.
فَإِذَا قُضِيَتِ ٱلصَّلَوٰةُ فَٱنتَشِرُواْ فِى ٱلْأَرْضِ وَٱبْتَغُواْ مِن فَضْلِ ٱللَّهِ وَٱذْكُرُواْ ٱللَّهَ كَثِيرًۭا لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, - быть может, вы преуспеете». (сура «Аль – Джума», аят 10)
يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱسْتَعِينُواْ بِٱلصَّبْرِ وَٱلصَّلَوٰةِۚ إِنَّ ٱللَّهَ مَعَ ٱلصَّـٰبِرِينَ
«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах - с терпеливыми». (сура «Аль – Бакара», аят 153).
وَٱسْتَعِينُواْ بِٱلصَّبْرِ وَٱلصَّلَوٰةِۚ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى ٱلْخَـٰشِعِينَ
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных». (сура «Аль – Бакара», аят 45).
وَٱلَّذِينَ صَبَرُواْ ٱبْتِغَآءَ وَجْهِ رَبِّهِمْ وَأَقَامُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَأَنفَقُواْ مِمَّا رَزَقْنَـٰهُمْ سِرًّۭا وَعَلَانِيَةًۭ وَيَدْرَءُونَ بِٱلْحَسَنَةِ ٱلسَّيِّئَةَ أُوْلَـٰٓئِكَ لَهُمْ عُقْبَى ٱلدَّارِ
«Которые проявляют терпение, стремясь к довольству своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Прекрасная обитель». (сура «Ар-Ръад», аят 22).
Статью подготовил Рузметов Еркин
(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым, а также тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).