Стремление очистить сердце и деяния от лицемерия

Стремление очистить сердце и деяния от лицемерия

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم 

وَلَيَعْلَمَنَّ ٱللَّهُ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَلَيَعْلَمَنَّ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ

 

«Аллах непременно узнает тех, кто уверовал, и непременно узнает лицемеров». (сура «Аль-Аънкабут», аят 11).

Когда Всевышний сотворил души всего рода человеческого, им были даны знания через знамения, которые они постигли, и были получены доказательства их признания в том, что они осведомлены. Аллах Роббиль иззат так сделал, чтобы люди, не говорили в Судный день: "Мы были не в состоянии постигнуть, что Аллах Един, мы этого не знали и были небрежны к этому». Творец всего сущего приказал своим рабам помнить о завете, все души засвидетельствовали, что уверовали в Господа миров, обязались не нарушать запретов, и повиноваться всем предписаниям религии, и были благодарны за духовные и мирские блага.

Человек принимает Ислам, произносит калима – шахадат, среди окружающих его людей, он считается мусульманином. Но перед Аллахом азза ва Джаля, его признание должно быть подтверждено сердцем. Потом в его жизни будут испытания и искушения, сможет он найти довольство Создателя, или последует за своим нафсом (эго). Верующий должен, сторонится всего запретного, со старанием выполнять все обязательные деяния.

В религии Ислам, слово «лицемерие», обозначено термином «нифак», а лицемера называют «мунафиком», это тот, который внешне выставляет себя праведным мусульманином, а в реальности не является  верующим. Лицемерие (нифак) – противоположность искренности. Это слово образовано от глагола «нафака», указывающий на действие подземного зверька (типа тушканчик), который «прячется в свою нору», и его не поймать, потому что в норе всегда есть другой безопасный выход. Так и лицемеры, входят в Ислам с одной стороны, а выходят с другой, приспосабливаются в обществе мусульман, а однако их сердце связано с неверием, и симпатиями к их врагам, и могут предать верующих в любое время. Лицемерие, притворство, противоречие между внешним и внутренним, проявление мнимого добра, при сокрытие зла. Блуждая между иманом (верой) и куфром (неверием), лицемеры занимаются интригами, и создают в обществе мусульман фитну (смуту).

إِذْ يَقُولُ ٱلْمُنَـٰفِقُونَ وَٱلَّذِينَ فِى قُلُوبِهِم مَّرَضٌ غَرَّ هَـٰٓؤُلَآءِ دِينُهُمْۗ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى ٱللَّهِ فَإِنَّ ٱللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌۭ

«Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией». Но если кто уповает на Аллаха, то ведь Аллах - Могущественный, Мудрый». (сура «Аль Анфаль», аят 49).

Многие люди подвергаются внешним наущениям, одно из тяжелых воздействий сатаны, ввергнуть человека в сомнения об Аллахе Субхана ва Тааля. Иман верующего должен быть на все сто процентов - якын, без никаких мельчайших долей колебаний. В терминологии «якын» означает избавление от сомнений всякого рода, твердая убежденность, знание, которое настолько укрепилось в человеке, что стало частью его естества. Особую важность данное состояние представляет, когда речь идет о вере. Таким образом, обладание человеком якына в вере означает, что человек знает, принимает, ощущает, чувствует постулаты веры таким образом, что у него ни на секунду не появляется сомнение, что они (постулаты) могут быть неверны или ошибочны. Другими словами это состояние человека, которому уже не нужны доводы и доказательства в отношении основ веры, который верит, словно видит. Вполне естественно, что такой уровень веры не приходит сам по себе, духовное развитие, как и любое другое развитие, требует усилий, а порой и немалых стараний.

والإيمانُ هوَ الإقرارُ والتصديقُ. وإيمانُ أهلِ السماءِ والأرضِ لا يزيدُ ولا ينقُصُ والمؤمنونَ مستوونَ في الإيمانِ والتوحيدِ متفاضلونَ في الأعمالِ

Вера означает признание (языком) (аль-икрор) и утверждение (сердцем) (аттасдык). Вера обитателей Небес и Земли не увеличивается и не уменьшается в том, что касается содержания веры, а только в отношении степени глубокой убеждённости (аль-якын) и утверждения (ат-тасдык). Верующие равны в вере и в их утверждении Единобожия, но отличаются друг друга в деяниях. (Из книги «Фикхуль Акбар» имама Абу Ханифы).

Иман не повышается и не понижается, люди безоговорочно уверовали, или пребывают в сомнениях о существовании Всевышнего, то последнее свидетельствуют об их неверии. Праведные деяния и богобоязненность могут увеличиваться и уменьшаться, соответственно это совершенствует веру, или открывает пути для потери имана.

Нифак (лицемерие) подразделяется на два вида: нифак акбар (великое лицемерие в убеждениях), и нифак асгар  (малое лицемерие, в деяниях).

وَيَقُولُونَ ءَامَنَّا بِٱللَّهِ وَبِٱلرَّسُولِ وَأَطَعْنَا ثُمَّ يَتَوَلَّىٰ فَرِيقٌۭ مِّنْهُم مِّنۢ بَعْدِ ذَٰلِكَۚ وَمَآ أُوْلَـٰٓئِكَ بِٱلْمُؤْمِنِينَ 

«Они (лицемеры) говорят: «Мы уверовали в Аллаха и Посланника и повинуемся». Но после этого часть их отворачивается, и они не являются верующими». (сура «Ан-Нур», аят 47).

Аллах Табарока ва Тааля повествует о деяниях нечестивцев, чьи сердца поражены недугом. Они страдают лицемерием, терзаются сомнениями и не имеют твердых вероубеждений, они не познали Творца всего сущего. Они называют себя верующими и обязуются повиноваться Аллаху Роббиль иззат, а затем не выполняют своих обязанностей. Часть из них настолько сильно уклоняется от повиновения Всевышнему, что отворачиваются от Истины. Человек может уклониться от некоторых из своих обязанностей, но при этом иметь намерение покаяться и вернуться к повиновению. Когда верующий совершает грехи, он не теряет веру, но нур (свет) его веры тускнеет, и человек от множества грехов, может лишиться веры.

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ مَسْعُودٍ دَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ : إِنَّ لِلشَيْطَانِ لَمَّةٌ بِابْنِ آدَمَ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً، فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيْبٌ بِالْحَقِّ، وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيْعَادٌ بالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ، فَمَنْ وَجَدَ ذٰلِكَ فَلْيَعْلَمْ أَنَّهُ مِنَ اللّٰهِ فَلْيَحْمَدِ اللّٰهَ، وَمَنْ وَجَدَ الْأُخْرٰی فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللّٰهِ مِنَ الشَّيطَانِ الرَّجِيْمِ ثُمَّ قَرَأَ: (الشَّيطٰنُ يَعِدُكُمُ الْفَقْرَ وَيَأْمُرُكُمْ بِالْفَحشَآءِ) الآية. رواه الترمذی وقال: هذا حديث حسن صحيح غريب، باب ومنسورة البقرة، رقم

Передается от Абдуллах бин Масуъд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В сердце человека одни мысли от шайтана, а другие от ангела. Мысли от шайтана побуждают к грехам и к отрицанию истины. А мысли от ангела побуждают к праведным деяниям и утверждению истины. И кому пришли в сердце хорошие мысли, пусть знает, что это от Аллаха, и благодарит его. А кому пришли плохие мысли, пусть ищет убежища у Аллаха от проклятого шайтана», затем Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям прочитал аят Корана: «Шайтан устрашает вас бедностью и призывает вас к мерзости». (сура «Аль Бакара», аят 268).

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ ٱتَّقِ ٱللَّهَ وَلَا تُطِعِ ٱلْكَـٰفِرِينَ وَٱلْمُنَـٰفِقِينَۗ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«О Пророк! Бойся Аллаха и не повинуйся неверующим и лицемерам. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый». (сура «Аль Ахзаб», аят 1).

Создатель, как милость, этой общине отправил Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, почтил великим откровением, превознес над другими общинами. Так будьте богобоязненными, восхваляйте и благодарите Аллаха Субхана ва Тааля. Выполняйте Его повеления, и не приступайте границ Его запретов, доведите величие Господа миров до окружающих вас людей, следуйте прекрасным качествам Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, обучайте людей религии Истины. Сторонитесь тех, кто отстраняется от прямого пути, проявляют враждебность к мусульманам. Также есть те, которые скрывают свое неверие, показывая свои симпатии, но в сердце они имеют порочные желания, и хотят совратить праведных людей с пути истинной веры. Опасайтесь их, и будьте осторожны от их козней.


عَنْ عَمْرِ و بْنِ شُعَيْبٍ عَنْ أَبِيْهِ عَنْ جَدِهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّ اانَّبِیَّ قَالَ: أَوَّلُ صَلَاحِ هٰذِهِ الْأُمَّةِ بِالْيَقِينِ وَالزُّهْدِ وَأَوَّلُ فَسَادِهَا بِالْبُخْلِ وَالْأَمَلِ. رواه البيهقی في شعب الإيمان

Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Исправление этой общины начиналось благодаря твердому вероубеждению и отрешенности от мира. И ее упадок начнется из-за жадности, и далеких надежд на будущее».

مُّذَبْذَبِينَ بَيْنَ ذَٰلِكَ لَآ إِلَىٰ هَـٰٓؤُلَآءِ وَلَآ إِلَىٰ هَـٰٓؤُلَآءِۚ وَمَن يُضْلِلِ ٱللَّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُۥ سَبِيلاًۭ

«Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги». (сура «Ан-Ниса», аят 143).

Лицемеры мечутся между мусульманами и неверующими, но не принадлежат одновременно душой и телом ни к одним, ни к другим. Душой они находятся вместе с неверующими, хотя их самих можно встретить рядом с правоверными. Это - величайшее из заблуждений, которое только можно представить, и поэтому Аллах Табарока ва Тааля говорит, что для того, кого Он сбивает с пути, уже никто не сможет найти верной дороги. Они уже не могут встать на прямой путь и отречься от собственных заблуждений, потому что перед ними закрыты врата милости Всевышнего, вместо которой они удостоились величайшей ненависти.
Упоминание о низких свойствах характеров лицемеров указывает на то, что мусульмане обладают совершенно противоположными качествами. Они искренние и правдивые душой и телом, постоянны в совершении молитвы (намаз), соблюдают обязательный пост, в их имущество есть доля для нуждающихся. Они очень много восхваляют и поминают Аллаха Роббиль иззат, благодарят Его за всего блага, а в особенности за дарование праведного пути. Пусть же благоразумный человек задумается над этими двумя путями и выберет для себя наиболее достойный и подходящий, а помочь в этом может только Творец всего сущего.

عَنْ علِیٍّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَا: قَالَ النّبِیُّ : قَالَ اللّٰهُ تَعَالٰی: إِنِّی أَنَا اللّٰهُ لَآ إِلٰهَ إِلَّا أَنَا مَنْ أَقَرَّلِی بِالتَّوْحِيْدِ دَخَلَ حِصْنِی وَمَنْ دَخَلَ حِصْنِی أَمِنَ مِنْ عَذَابِی. رواه الشيرازی وهو حديث صحيح الجامع الصغير

Передается от Али (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: Аллах сказал: «Я есть Аллах! Нет божества, кроме Меня. Кто признал единобожие, он вошел в Мою крепость. А кто вошел в Мою крепость, тот спасен от Моего наказания».

مُّذَبْذَبِينَ بَيْنَ ذَلِكَ لاَ إِلَى هَؤُلاء وَلاَ إِلَى هَؤُلاء وَمَن يُضْلِلِ اللّهُ فَلَن تَجِدَ لَهُ سَبِيلاً ۝  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَتَّخِذُواْ الْكَافِرِينَ أَوْلِيَاء مِن دُونِ الْمُؤْمِنِينَ أَتُرِيدُونَ أَن تَجْعَلُواْ لِلّهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا مُّبِينًا ۝

 إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا ۝  إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّهِ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا

 «Лицемеры колеблются, не примыкая ни к верующим, ни к неверным при всех обстоятельствах. Это результат не принятия веры, сомнениями в душе, и отклонения от пути истины. Кого Аллах собьёт с прямого пути, тот никогда не найдёт пути к истине».

«Одна из причин лицемерия в том, что они выбирают себе покровителей и друзей среди неверных. О вы, которые уверовали! Остерегайтесь этого и не берите неверных защитниками, друзьями и спутниками вместо верующих. Вы дадите Аллаху ясный довод против вас, если вы так делаете; и, приближаясь к лицемерам, будете унижены, как они, потому что вы не ищете величия у Аллаха в Его Истине и в благом деле».

«Лицемеры из-за своего лицемерия будут в самом сильном пламени ада, и они не найдут там заступника и помощника, который бы отвёл от них мучительный огонь».
«Кроме тех, которые раскаются и обратятся к Аллаху Всевышнему, будут искать у Него защиты, искренне и твёрдо пойдут по Его прямому пути и будут творить благодеяния. Только такие будут с верующими, а верующим Аллах - слава Ему Всевышнему! - подготовил великую награду в ближайшей жизни и в будущей жизни!»
(сура «Ан-Ниса», аяты 143-146).

Перед тем, как Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям решил сделать хиджру (переселиться из Мекки в Медину), одним из основных предводителей самого многочисленного племени Аль-Хазрадж, в Медине, был Абдуллах ибн Убайя. Когда уже ничто не могло помешать ему стать главой города, в нее прибыл Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. Не состоявшийся аким с группой своих сторонников тайно образовал «партию лицемеров». Внешне они приняли Ислам, но на самом деле были скрытыми врагами мусульман. Они попытались основать место своих сборов в пригороде Медины, в Кубе, где построили свою мечеть раздора (Масджид ад-Дидар), но все их козни потерпели неудачу. После смерти Ибн Убайя, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям совершил над его телом джаназа (погребальную молитву), после чего Аллах Роббиль иззат ниспослал аят: «Никогда не совершай обрядовой молитвы по кому-либо из мунафиков и не останавливайся у его могилы. Ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами», (сура «Ат-Тавба», аят 84).


هُمُ ٱلَّذِينَ يَقُولُونَ لَا تُنفِقُواْ عَلَىٰ مَنْ عِندَ رَسُولِ ٱللَّهِ حَتَّىٰ يَنفَضُّواْۗ وَلِلَّهِ خَزَآئِنُ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ وَلَـٰكِنَّ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ لَا يَفْقَهُونَ۝ يَقُولُونَ لَئِن رَّجَعْنَآ إِلَى ٱلْمَدِينَةِ لَيُخْرِجَنَّ ٱلْأَعَزُّ مِنْهَا ٱلْأَذَلَّۚ وَلِلَّهِ ٱلْعِزَّةُ وَلِرَسُولِهِۦ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَلَـٰكِنَّ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ لَا يَعْلَمُونَ 

«Именно они говорят: «Ничего не тратьте на тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его». Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают (этого)».

«Они говорят: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда презренных». Могущество присуще Аллаху, Его посланнику и верующим, но лицемеры не знают (этого)». (сура «Аль Мунафикун», аят 7-8).

Предводитель лицемеров Ибн Убайя глубоко в душе ненавидел Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, а также и мусульман. Он даже сказал: «Откорми собаку, так она и тебя съест». Лицемеры замышляли недоброе, и подстрекали своих собратьев не раздавать пожертвований нуждающимся сподвижникам (мухаджирам) Посланника  Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, пока они не порвут с ним. Лицемеры считали, что если бы не их богатство и пожертвования, то сподвижники не стали бы защищать религию Аллаха Роббиль иззат. Удивительно, что эти мысли пришли в голову людям, которые были готовы первыми предать религию и причинить вред мусульманам! Воистину, подобное заблуждение может найти поддержку только у тех, кто ничего не ведает об истинной сути вещей. Всевышний опроверг их слова и возвестил, что Он ниспосылает блага тем, кому пожелает, и лишает их тех, кого пожелает. Одним он облегчает путь к ним, а других - обременяет этим. Но лицемеры не ведают об этом, иначе бы они не говорили подобного и не считали бы, что земные блага в их руках и полностью подвластны их воле.

يُخَـٰدِعُونَ ٱللَّهَ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَمَا يَخْدَعُونَ إِلَّآ أَنفُسَهُمْ وَمَا يَشْعُرُونَ۝ فِى قُلُوبِهِم مَّرَضٌۭ فَزَادَهُمُ ٱللَّهُ مَرَضًۭاۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمُۢ بِمَا كَانُواْ يَكْذِبُونَ 

«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают (этого)».

«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». (сура «Аль Бакара», аяты 9-10).

Под обманом здесь подразумевается показная демонстрация одного отношения, с целью скрыть обратное, и добиться своей цели. На этой основе лицемеры строят свои взаимоотношения с Аллахом Субхана ва Тааля и Его рабами. Однако они обманывают только самих себя, и вредят только самим себе. Они словно строят козни для того, чтобы погубить и перехитрить самих себя, поскольку они не могут навредить замыслам Всевышнего, и не в силах причинить вред мусульманам. Их хитрости обращаются против них самих, обрекая их на позор и бесчестие в мирской жизни. И всякий раз, когда они видят силу и могущество мусульман, ими овладевает беспредельная скорбь. А когда наступит день ахирата, они будут ввергнуты в мучительное, болезненное и ужасное наказание, которое они заслужили тем, что сочли истину ложью, отказались уверовать, и совершали грехи. Однако они настолько невежественны и глупы, что не способны осознать это. Под недугом здесь подразумеваются сомнения, неуверенность и лицемерие. Следует осознать, что сердце может прийти в расстройство под воздействием двух недугов: лживых сомнений и низменных страстей. Сердце можно назвать здоровым только тогда, когда оно избавлено от обеих болезней. Только в этом случае человек может обрести твердую убежденность в вере, воздержаться от ослушания и уберечься от всего негативного.

عَنْ أَبِی ذَرِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولُ اللّٰهِ قَالَ: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَخلِصَ قَلْبَهُ لِلإِيْمَانِ وَجَعَلَ قَلْبَهُ سَلِيْمًا وَلِسَانَهُ صَادِقًا وَنَفْسَهُ مُطْمَءِنَةُ وَخُلِيْقَتَهُ مُسْتَقِيمَةّ وَجَعَلَ أُذُنَهُ مُسْتَمِعَةُ وَعَيْنَهُ نَاظِرَةُ. رالحديث رواه أحمد

Передается от Абу Зарра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, преуспел тот, кто предал свое сердце иману, и сделал его непорочным, и свой язык, произносящим правдивые речи, и свою душу удовлетворенной (воспоминанием и покорностью Аллаху азза ва Джаля). И исправил свой нрав, и сделал свои уши слышащими истину, и глазами видящими величие Господа миров».

وَٱلَّذِينَ كَفَرُوٓاْ أَعْمَـٰلُهُمْ كَسَرَابِۭ بِقِيعَةٍۢ يَحْسَبُهُ ٱلظَّمْـَٔـانُ مَآءً حَتَّىٰٓ إِذَا جَآءَهُۥ لَمْ يَجِدْهُ شَيْــًۭٔا وَوَجَدَ ٱللَّهَ عِندَهُۥ فَوَفَّـٰهُ حِسَابَهُۥۗ وَٱللَّهُ سَرِيعُ ٱلْحِسَابِ۝ أَوْ كَظُلُمَـٰتٍۢ فِى بَحْرٍۢ لُّجِّىٍّۢ يَغْشَـٰهُ مَوْجٌۭ مِّن فَوْقِهِۦ مَوْجٌۭ مِّن فَوْقِهِۦ سَحَابٌۭۚ ظُلُمَـٰتُۢ بَعْضُهَا فَوْقَ بَعْضٍ إِذَآ أَخْرَجَ يَدَهُۥ لَمْ يَكَدْ يَرَٮٰهَاۗ وَمَن لَّمْ يَجْعَلِ ٱللَّهُ لَهُۥ نُورًۭا فَمَا لَهُۥ مِن نُّورٍ

«А деяния неверующих подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду. Когда он подходит к нему, то ничего не находит. Он находит вблизи себя Аллаха, Который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете».

«Или же они подобны мраку в глубине морской пучины. Его покрывает волна, над которой находится другая волна, над которой находится облако. Один мрак поверх другого! Если он вытянет свою руку, то не увидит ее. Кому Аллах не даровал света, тому не будет света». (сура «Ан-Нур», аяты 39-40).

Деяния тех, кто не уверовал в Аллаха Роббиль иззат и Его Посланников аляйхи ва салям, подобны тому, как будто человек находиться в пустыне, в которой нет ни деревьев, ни другой растительности. Из-за сильной жажды он представляет себе то, что никогда не придет ему на ум при иных обстоятельствах. Он надеется найти источник с водой, но его предположения оказываются ошибочными. Когда он подходит ближе к миражу, то его постигает величайшее разочарование. Он теряет надежду, и от этого его жажда еще больше усиливается. Деяния неверующих также подобны обманчивому миражу. Невежественный человек, который не осведомлен об истинной сути вещей, считает, что эти деяния могут принести ему пользу. Он обольщается внешней стороной своих поступков, строит ошибочные предположения и надеется на то, что его поступки помогут ему достичь желаемого. Он нуждается в удовлетворении своих желаний так, как жаждущий путник нуждается в воде. Но наступит День воздаяния, и неверующий окажется лицом к лицу со своими деяниями и увидит, что все они пропадут даром. Все, на что он рассчитывал, бесследно исчезнет и не принесет ему пользы, а только вред. Ни малые, ни великие поступки не сокрыты от Аллаха Субхана ва Тааля, Который скор на расплату. Пусть же невежественные грешники не думают, что эта угроза бесконечно далека от них, потому что она непременно сбудется.

Мрак в глубине морской пучины покрыт тьмой нагромождения волн, который в свою очередь покрыт мраком темных туч и темной ночи. Там царит беспросветная мгла, и если человек вытянет свою руку, то не увидит ее, несмотря на довольно близкое расположение. И после упоминания об этом не имеет смысла говорить о невозможности увидеть что-либо вокруг. То же самое можно сказать о неверующих, сердца которых также окутаны мраком. Вокруг них царит естественная  тьма, которая не принесёт им добра. Этот мрак покрыт тьмой неверия, которая усугубляется темнотой невежества и мраком злодеяний, которые являются порождением всего перечисленного выше. И как следствие, неверующие скитаются в беспросветной мгле, отворачиваются от прямого пути и мечутся между заблуждением и обольщением. А причина этого заключается в том, что Аллах азза ва Джаля лишил их Своей поддержки и не одарил светом. Воистину, кому Господь миров не даровал света (нура), тому не будет света. Души этих людей темны и невежественны. Они лишены добра и света, в них нет ничего благого. И эти качества не относятся только к тем, кого Аллах Табарока ва Тааля соблаговолил озарить Своей милостью.

يَوْمَ يَقُولُ ٱلْمُنَـٰفِقُونَ وَٱلْمُنَـٰفِقَـٰتُ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱنظُرُونَا نَقْتَبِسْ مِن نُّورِكُمْ قِيلَ ٱرْجِعُواْ وَرَآءَكُمْ فَٱلْتَمِسُواْ نُورًۭا فَضُرِبَ بَيْنَهُم بِسُورٍۢ لَّهُۥ بَابُۢ بَاطِنُهُۥ فِيهِ ٱلرَّحْمَةُ وَظَـٰهِرُهُۥ مِن قِبَلِهِ ٱلْعَذَابُ

«В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствуем у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи – мучения». (сура «Аль Хадид», аят 13).

Верующие в Судный день будут двигаться к своему спасению при нуре (особом свете) своей веры, и в это время погаснет свет, освещавший путь лицемерам, и они застынут в оцепенении. Тогда они обратятся к верующим и скажут: «Погодите, мы позаимствует у вас немного света, чтобы спастись от мучительного наказания». Но им ответят: «Ступайте туда, откуда пришли. Поищите свет в другом месте, если это вообще возможно». Но в Судный день это будет невозможно. Между верующими и лицемерами будет возведена стена с вратами, внутри которой милосердие, а снаружи ее - наказание. По одну сторону этой стены окажутся верующие, а по другую - лицемеры.

عَنْ أَبِی سَعِيْدٍ الْخُدْرِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَهُ أَتَی رَسُولَ اللّٰهِ فَقَالَ:  أَخْبِرْنِی مَنْ يَّقُوی عَلَی الْقِيَامِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الَّذِی قَالَ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ (يَوْمَ يَقُومُ النَّاسُ لِرَبِّ الْعٰلَمِيْنَ) فَقَالَ: يُخَفَّفُ عَلَی الْمُؤْمِنِ حَتّٰی يَكُونَ عَلَيْهِ كَالصَّلٰوةِ الْمَكْتُوبَةِ. رواه البيهقی فی كتاب البعث والنشور، مشكوت المصابيح، رقم

Передается от Абу Саъид Худри (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Скажите, кто выдержит стоять в Судный день, (который равен пятидесяти тысячам лет), о котором Аллах азза ва Джаля сказал: «В День, когда люди будут стоять перед Господом миров». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям продолжал: «Для верующего будет облегчено, так что для него он будет как предписанный намаз».

عَنْ صُهَيبٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ قَالَ: إِذَا دَخَلَ أَهْلُ الْجَنَّةِ الْجَنَّةَ، قَالَ يَقُولُ اللّٰهُ تَعَالٰی: تُرِيْدُونَ شَيْءًا أَزِيْدُكُمْ؟ فَيَقُوْلُونَ: أَلَمْ تُبَيِّضْ وُجُوْهَنَا؟ أَلَمْ تُدْخِلْنَا الْجَنَّةَ وَتُنَجَّنَا مِنَ النَّرِ؟ قَالَ: فَيَكْشِفُ الْحِجَابَ، فَمَا أُعْطُوا شَيْءًا أَحَبَّ إِلَيْهِمْ مِنَ النَّظَرِ إِلٰی رَبِّهِمْ عَزَّ وَجَلَّ. رواه مسلم، باب إثبات رؤية المؤمنين فی الآخرة

Передается от Сухайб (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда обитатели джанната войдут в джаннат, Аллах азза ва Джаля их спросит: «Хотите ли что-нибудь еще?» Они скажут: «Разве Ты не осветил наши лица? Разве Ты не ввел нас в джаннат и не спас от огня джаханнама?» И Аллах азза ва Джаля откроет занавес. И не будет для них ничего более приятного, чем смотреть на своего Господа».

يَحْذَرُ ٱلْمُنَـٰفِقُونَ أَن تُنَزَّلَ عَلَيْهِمْ سُورَةٌۭ تُنَبِّئُهُم بِمَا فِى قُلُوبِهِمْۚ قُلِ ٱسْتَهْزِءُوٓاْ إِنَّ ٱللَّهَ مُخْرِجٌۭ مَّا تَحْذَرُونَ

«Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь!  Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». (сура «Ат-Тавба», аят 64).

Творец всего сущего разоблачает лицемеров, раскрывает их сокровенные мысли, срывает с них маски. Они боялись, что будут опозорены, и их тайные помыслы станут известны мусульманам.


عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ عَمْرِ وَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: أربعٌ مَنْ كُنَّ فيه كانَ منافقًا خالصًا ، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها ؛ إذا اؤتمن خان ، وإذا حدّث كذب ، وإذا عاهد غدر ، وإذا خاصم فجر

Передается от Абдуллах бин Аъмр (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Безусловным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из качеств лицемерия, пока не оставит его.

  1. Предаёт, когда ему доверяют;
  2. Лжёт, когда рассказывает о чём-нибудь;
  3. Поступает, вероломно нарушая обещания, когда заключает договор;
  4. Допускает беззакония, когда враждует с кем-либо».  

Малое лицемерие (нифак асгар) – это лицемерие в деяниях, которые перечислены в предыдущем хадисе. Даже при наличии веры (имана) в сердце, выстаивании молитвы (намаза), соблюдение поста и так далее, такое лицемерие не выводит из Ислама, однако оно приближает человека к этому. И если человек не покается, не прекратит совершение греховных деяний, то он может лишится самого ценного, что имеет, это вера в Создателя Вселенной.

Каждый верующий должен анализировать, задумываться, о перечисленных в хадисе пороках. Ведь эти знания не для того, чтобы порицать окружающих нас людей, отпускать на них всякие отрицательные прозвища, называя кого-то лицемерами, а в первую очередь для исправления своей сущности. Также нельзя судить себя строго, потому что, кроме придавания сотоварищей Аллаху Табарока ва Тааля, Господь миров прощает все грехи, только нужно вовремя сделать покаяние. В последние времена в джаммаатах (обществе) выделяются радикально настроенные, отдельные личности, которые вырывая из контекста некоторые шариатские постулаты, выявляют у верующих признаки нифака (лицемерия), или куфра (неверия). Каждый мусульманин должен знать довольствоваться чьим-то неверием (куфром), может лишить его самого имана. Никто кроме Аллаха Роббиль иззат не владеет состоянием души и сердца других людей. Быть плохого мнения о братьях, не присуще мусульманам, потому что, это не из религии Ислам. Увидев чьи-то незначительные отклонения, мы с мудростью, великодушием, сопереживанием и сочувствием, должны помочь другим верующим, побороть и избавиться от негативных недугов в их повседневной жизни.

لِّيَجْزِىَ ٱللَّهُ ٱلصَّـٰدِقِينَ بِصِدْقِهِمْ وَيُعَذِّبَ ٱلْمُنَـٰفِقِينَ إِن شَآءَ أَوْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ غَفُورًۭا رَّحِيمًۭا

«Это происходит для того, чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость и наказал лицемеров, если Он пожелает этого, или принял их покаяния. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный». (сура «Аль-Ахзаб», аят 24).

Всевышний в Судный день простит, одарит Своей милостью тех, кто был искренним, сохранял праведность в деяниях, соблюдал чистоту помыслов и поступков, был правдив в речах, и был верен в своих обещаниях.

 Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Верующего можно сравнить со свежой травой, которая от ветра то наклоняется, то выпрямляется, (проявление стойкости, гибкости, несокрушимости). Лицемер же подобен дереву, которое не подвергается какое-то время влиянию из вне, а после рухнет вырванный с корнем».

Верующий обычно гибок в жизненных ситуациях, мягок в восприятии трудностей, невзгод, которые не влияют отрицательно на его веру, разум и тело, но настораживается, и адекватно принимает действительность. А вот лицемер считает, что если уж он выполняет только отдельные столпы предписаний религии, то все у него должно быть хорошо. Такое восприятие реальности, приведет к тому, что первые же мирские невзгоды сильно расстроят его духовно и  психологически. Удар же посильнее может просто уничтожить в нем опору на веру, и вся без остатка напускная религиозность, с грохотом рухнет на землю подобно дереву.


Передается от Ханзали Аль-Усайидия (родзи Аллаху аънху), - бывшего одним из писцов Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям: «Однажды меня встретил Абу Бакр и спросил: «Как ты Ханзала?» Я ответил: «Ханзала совершил лицемерие». Абу Бакр сказал: «Субхана Аллах! (Преславен Аллах) Что ты говоришь!? Тогда я ответил: «Мы сидим рядом с Посланником Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, он нам напоминает об огне Джаханнама, и садах Джанната и вот, мы уже как будто видим всё воочию… Но как только мы выходим от Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, то нас увлекают наши жены, дети, дела по хозяйству, и многое забываем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, и мы тоже чувствуем нечто подобное». Тогда мы вместе с Абу Бакром отправились к Посланнику Мухаммаду соллаллоху аляйхи ва салям и вошли к нему, и вновь я сказал: «Ханзала совершил лицемерие». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросил: «Как же это?» Я сказал: «Когда мы находимся у тебя, о, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, ты напоминаешь нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда уходим от тебя, то нас увлекают наши жены, дети, дела по хозяйству, и многое забываем». И Пророк Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям прочитал следующее:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِي وَفِي الذِّكْرِ لَصَافَحَتْكُمْ الْمَلَائِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِي طُرُقِكُمْ وَلَكِنْ يَا حَنْظَلَةُ سَاعَةً وَسَاعَةً ثَلَاثَ مَرَّاتٍ

«Клянусь Всевышним, даровавшим мне жизнь Своим Могуществом, если вы продолжали оставаться бы в том состоянии, в каком вы были рядом со мной, и постоянно вспоминали бы Аллаха, то ангелы бы пожимали ваши руки, когда вы пребываете в своих постелях, и когда вы ходите по дорогам. Поэтому уделяйте какое-то время поклонению, а какое-то мирским делам. И это он повторил трижды».

وَمِنَ ٱلنَّاسِ مَن يَعْبُدُ ٱللَّهَ عَلَىٰ حَرْفٍۢۖ فَإِنْ أَصَابَهُۥ خَيْرٌ ٱطْمَأَنَّ بِهِۦۖ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ ٱنقَلَبَ عَلَىٰ وَجْهِهِۦ خَسِرَ ٱلدُّنْيَا وَٱلْأَخِرَةَۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلْخُسْرَانُ ٱلْمُبِينُ

Среди людей есть и такой, который поклоняется Аллаху, находясь на грани (между верой и неверием). Если ему достается добро, то благодаря этому он чувствует себя уверенно; если же его постигает искушение, то он оборачивается вспять. Он теряет как этот мир, так и Последнюю жизнь. Это и есть очевидный убыток! (сура «Аль Хадж», аят 11).

Есть люди, в сердца которых не проникла истинная вера. Они не чувствуют ее прелести, потому что обратились в ислам либо из-за страха перед людьми, либо следуя традициям своих отцов, а именно такая вера не выдерживает трудностей и испытаний. Если такие люди живут в достатке, пользуются многочисленными благами и не знают трудностей, то они чувствуют себя уверенно. При этом они не полагаются на веру, а надеются на собственное богатство. Если Аллах Табарока ва Тааля дарует таким людям благополучие и убережет их от испытаний, то они не отступят от правой веры. Если же на их долю выпадут трудности, и они лишатся желанных благ, то они выйдут из лона религии и нанесут ущерб этой и будущей жизням.

Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил:

«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет честности, преданности). И нет религии у того, кто не обязателен (кому нельзя поручить, доверить)».

«Лучшие из верующих, тех которые богобоязненные. От кого ждешь только благое, и не опасаешься плохого. Рядом с ним чувствуешь себя в безопасности, уверен, что не обманет, не предаст, не подведет. А худшие - от кого всегда можно ожидать чего-то негативного, и не дождешься хорошего».

«Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда - радуется этому».

Праведник Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, лицемер собирает, накапливает, живя в мирской обители, перемешав грехи, проступки и спокойствие, безопасность перед Судным днем». Он формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый, совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради славы перед людьми, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимые и доблестные, что затмят все его грехи и перевесят все прегрешения.

قُلْ إِن كَانَ ءَابَآؤُكُمْ وَأَبْنَآؤُكُمْ وَإِخْوَٰنُكُمْ وَأَزْوَٰجُكُمْ وَعَشِيرَتُكُمْ وَأَمْوَٰلٌ ٱقْتَرَفْتُمُوهَا وَتِجَـٰرَةٌۭ تَخْشَوْنَ كَسَادَهَا وَمَسَـٰكِنُ تَرْضَوْنَهَآ أَحَبَّ إِلَيْكُم مِّنَ ٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَجِهَادٍۢ فِى سَبِيلِهِۦ فَتَرَبَّصُواْ حَتَّىٰ يَأْتِىَ ٱللَّهُ بِأَمْرِهِۦۗ وَٱللَّهُ لَا يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلْفَـٰسِقِينَ

«Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (сура «Ат-Тавба», аят 24).

Этот прекрасный аят является величайшим доводом в пользу необходимости любви к Аллаху Роббиль иззат и Его Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям, которая должна быть превыше любви ко всему остальному. В нем содержится суровая угроза и грозное предупреждение каждому, кто любит нечто из перечисленных мирских благ сильнее, чем Всевышнего и пути Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. И проявляется это, когда человеку приходится выбирать между поступком, который угоден Аллаху Субхана ва Тааля, но не совпадает с пожеланиями самого человека, и действием, который угоден человеку. Но в результате, которого он может целиком или частично упустить то, что угодно Творцу всего сущего. Если человек потакает своим желаниям, отдавая им предпочтение перед тем, то он  несправедливый грешник, который не выполняет своих обязанностей должным образом.

 

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ ۝  الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ ۝  وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ ۝  وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ ۝  وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ ۝  إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ ۝  فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاء ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ ۝  وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ ۝  وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ ۝  أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ ۝  الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Воистину, преуспели верующие»,

«Которые смиренны во время своих намазов»,

«Которые отворачиваются от всего праздного»,

«Которые выплачивают закят»,

«Которые оберегают свои половые органы от всех»,

«Кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания»,
«Тогда как желающие сверх этого являются преступниками»;
«Которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры»,
«Которые регулярно совершают намаз».
«Именно они являются наследниками».

«Которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно». (сура «Аль Муъминун», аят 1-11).

Статью подготовил Рузметов Еркин

(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым, а также тафсир Аль Коран аль Мунтахаб).

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (1)

Оқи отырыңыз: