Самый благословенный месяц для мусульман

Самый благословенный месяц для мусульман

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

 

شَهْرُ رَمَضَانَ ٱلَّذِىٓ أُنزِلَ فِيهِ ٱلْقُرْءَانُ هُدًۭى لِّلنَّاسِ وَبَيِّنَـٰتٍۢ مِّنَ ٱلْهُدَىٰ وَٱلْفُرْقَانِۚ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ ٱلشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُۖ وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍۢ فَعِدَّةٌۭ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَۗ يُرِيدُ ٱللَّهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُواْ ٱلْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَٮٰكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ 

«В месяц Ромадзан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны». (сура «Аль Бакара», 185).

Аллах Роббиль иззат в месяц Ромадзан оказал людям огромную милость, ниспослав Священный Коран, который указывает людям путь ко всему, что приносит пользу их духовной и мирской жизни, разъясняет истину самым доступным образом и помогает отличать истину - ото лжи, прямой путь - от заблуждения, а счастливых праведников - от несчастных грешников. Любой месяц достоин, быть отмеченным славным обрядом поклонения и постом, если он обладает такими достоинствами, если он избран Всевышним для оказания людям такой великой милости. После упоминания о превосходстве месяца Ромадзана и разъяснения того, почему именно этот месяц выбран для соблюдения обязательного поста, Аллах Субхана ва Тааля приказал каждому здравомыслящему мусульманину, способному поститься, соблюдать пост в течение этого месяца в обязательном порядке.

Предыдущее предписание, согласно которому мусульмане имели право самостоятельно выбрать между соблюдением поста и совершением искупительного действия, было аннулировано, и поэтому Господь миров повторил, что больным и тем, кто находиться в пути, позволено разговляться и возместить пропущенное число дней в другое время. Аллах азза ва Джаля повторил это, чтобы ни у кого не возникло неправильное предположение о том, что предписание относительно больных и путников также отменено.
Творец всего сущего не желает людям затруднения, и хочет им облегчения. Он удивительным образом облегчил Своим рабам, пути, ведущие к Его довольству, и поэтому все повеления Создателя, в принципе, просты и необременительны. Если же возникают препятствия, мешающие выполнению этих предписаний, и делающие их тягостными, то Аллах Табарока ва Тааля облегчает эти деяния в еще большей степени, либо вообще избавляет верующих от этих обязанностей. Этот аспект из Корана, невозможно описать во всех подробностях, поскольку оно распространяется на все каноны религии и включает в себя все шариатские облегчения и дозволения. Затем Всевышний повелел поститься в течение всего месяца Ромадзана. О причине этого наказа лучше всего известно Аллаху Роббиль иззат, но совершенно очевидно, что он был ниспослан для того, чтобы никто ошибочно не предположил, что для соблюдения обязательного поста достаточно поститься в течение части этого месяца. Господь миров предотвратил подобное понимание ниспосланного повеления и приказал поститься с начала и до конца месяца, и благодарить Аллаха Субхана ва Тааля по завершении поста за то, что Он помог людям, выполнить это предписание, облегчил его для них, и разъяснил об этом поклонении самым прекрасным образом. Творец Вселенной также приказал людям восхвалять Его по завершении месяца Ромадзан, и это повеление распространяется на возвеличивание Аллаха азза ва Джаля с момента появления молодого месяца, свидетельствующего о начале месяца Шавваля, до окончания праздничной проповеди.

          عَنِ ابْنِ عُمَرَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: بُنِيَ الإِسْلَامُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلَاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ 

Передается от Ибн Умара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ислам основывается на пяти фундаментальных столпах: свидетельстве, что нет никаких божеств для поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, и Мухаммад Его Посланник; совершении обязательной пятикратной молитвы (намаза), выплате очистительной подати (закята); совершении паломничества (хаджа в Мекку), и посте (урозе) в месяц Ромадзан».  

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ كُتِبَ عَلَيْكُمُ ٱلصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى ٱلَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы станете богобоязненными». (сура «Аль Бакара», аят 183).

Создатель всего сущего поведал о милости, которую Он оказал Своим рабам, ниспослав им предписание соблюдать обязательный пост. Это деяние было вменено и предыдущим монотеистическим религиозным общинам, поскольку пост относится к числу тех деяний, которые приносят людям пользу во все времена. Аллах Табарока ва Тааля словно призвал мусульман стремиться опередить людей, других религиозных конфессий, в совершении праведных дел и обретении достойных качеств, сообщив, что воздержание во время поста не является обременительным обрядом поклонения, выпавшим на долю только одних мусульман. Верующие, в течение всех других месяцев года, едят и имеют интимные отношения со своими супругами в любое время суток. Поэтому дневное воздержание от приема пищи и половой близости в течении всего месяца Ромадзан, дает физическое и духовное очищение. Господь миров сообщает о пользе поста, который является одним из самых важных факторов, способствующих обретению благочестия и богобоязненности, поскольку постящиеся мусульмане выполняют повеления Аллаха Субхана ва Тааля и избегают запрещенных поступков. Пост оказывает положительное воздействие на богобоязненность человека по нескольким причинам. Соблюдающим пост запрещается, есть, пить, вступать в половую близость и совершать другие поступки, к которым человеческая душа (нафс) испытывает влечение. И если они отказываются от этого в надежде приблизиться к Творцу Вселенной и получить Его вознаграждение, то это уже свидетельствует об их стремлении найти Его довольство. Верующие приучают себя всегда помнить о том, что они находятся под присмотром Всевышнего, и они стараются достичь степени ихсан. Мусульмане сознательно отказывается от удовольствий, которые угодны их душе (нафсу), и которые они могут беспрепятственно получить, и они делают это только из-за того, что за ними наблюдает Аллах Табарока ва Тааля. Во время отказа от еды и питья, сужаются сосуды, по которым шайтаны передвигается по человеческому телу, и поэтому уменьшается их воздействие на людей, и способствует отстранению их, от совершения грехов. Также люди обычно стремятся совершать как можно больше праведных поступков, а ведь именно они являются признаком усердия верующих обретения искренности. Когда, состоятельные люди ощущают симптомы голода, они познают состояние тех, кто поистине не имеют средства для существования. И они начинают активнее помогать бедным и неимущим, что также ведет к благочестию и богобоязненности. 


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِكُلّ عَمَلِ إِبْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ الْحَسَنَةُ عَشْرُ أَمْثَالهَا إِلَی سَبْعِمِاءَةِ ضِعْفٍ قَالَ اللّٰهُ عَزَّ وَجَلَّ إِلاَّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ مِنْ أَجّلِي لِلصَّاءِمِ فَرْحَتَانِ فَرحَةٌ عِنْدَ فِطْرِهِ وَفَرْحَةٌ عِنْدَ لِقَاءِ رَبِّهِ وَلَخُلُوفُ فِيهِ أَطْيَبُ عِنْدَ اللّٰهِ مِنْ رِيعِ الْمِسْكِ

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «За все деяния, потомки Адама, получат вознаграждение до семисот и более раз. Аллах азза ва Джаля говорит: «Кроме урозы (поста), так как уроза лишь ради Меня. За урозу Сам дам вознаграждение. Потому что во время поста, раб ради Меня отстранялся от страстей (шахвата) и еды. Соблюдающий пост будет обрадован дважды. Первый раз - когда будет разговляться, после дневного воздержания. Второй раз будет обрадован за соблюдения поста, когда в Судный день будет стоять перед Господом миров. Поистине  для Создателя, запах изо рта постящегося, приятней, чем запах благовоний.

Пророк Мухаммад соллаллоху аляхи ва салям также говорил:

«Поистине, мольба постящегося во время разговения, не будет отвергнута».

«Воистину, Аллах азза ва Джаля, во время разговения (в месяц Ромадзан), освобождает от адского наказания большое количество людей, соблюдавших пост».

«Совершенное в месяц Ромадзан добровольное благое деяние (науфиль), засчитывается перед Господом миров, как обязательное, а награды за обязательные деяния увеличиваются в семьдесят раз».

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Росулуллох соллаллоху аляхи ва салям говорил: «Троим не записываются грехи: спящему, пока не проснется; ребенку, пока не достигнет совершеннолетия; сумасшедшему, пока не выздоровеет».

В Шариате таклиф – означает, наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Мусульманин, который относится под эти определения, называется мукалляфом. Поэтому поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости.

 

مَا عِندَكُمْ يَنفَدُۖ وَمَا عِندَ ٱللَّهِ بَاقٍۢۗ وَلَنَجْزِيَنَّ ٱلَّذِينَ صَبَرُوٓاْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ 

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали». (сура «Ан-Нахль», аят 96).

О верующие, отдавайте предпочтение вечным благам перед благами приходящими. Земные блага, которыми вы владеете, непременно закончатся, даже если их очень много, тогда как вознаграждение, которое уготовил для вас Аллах Роббиль иззат, останется навсегда. Воистину, благоразумные люди не станут отдавать предпочтение ничтожным и тленным удовольствиям на земле перед прекрасными и бесконечными наслаждениями в следующей жизни. Так Всевышний призывает мусульман не обольщаться мирскими благами. В особенности это касается удовольствий в этой жизни, которые причиняют вред им, отвлекая их от выполнения обязательных предписаний религии (своевременной молитвы, обязательного поста) и побуждая их ставить земные интересы превыше своих обязанностей перед Аллахом азза ва Джаля. И если люди будут терпеливо повиноваться Создателю, избегать ослушания и воздерживаться от низменных удовольствий, причиняющих вред их религиозным обязанностям. То они непременно получат милость Всевышнего, которое будет превышать награду, которую они заслужат своими благодеяниями, ибо вознаграждение за каждый праведный поступок будет приумножено от десяти до семисот раз и даже более. Ведь Аллах Субхана ва Тааля любит тех, кто творит добро. 

         عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتِ الشَّيَاطِينُ

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда приходит месяц Ромадзан, ворота джанната (рая) открываются полностью, ворота джаханнама (ада) закрываются, шайтаны заковываются в цепи.

قُلْ إِن تُخْفُواْ مَا فِى صُدُورِكُمْ أَوْ تُبْدُوهُ يَعْلَمْهُ ٱللَّهُۗ وَيَعْلَمُ مَا فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَمَا فِى ٱلْأَرْضِۗ وَٱللَّهُ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍۢ قَدِيرٌۭ

«Скажи: «Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь». (сура «Аль Имран», аят 29).

Знания  Господа миров объемлют все сущее на небесах и на земле, и ничто не может сокрыться от Него. И наряду с абсолютными знаниями Аллах Табарока ва Тааля, Он обладает совершенным могуществом, и поэтому ничто не способно воспротивиться Его воле. Всевышний сообщает о том, что Ему доподлинно известно обо всем, что происходит в человеческих сердцах, независимо от того, скрывают люди свои чувства или извещают о них открыто.

 

إِنَّمَا الْأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ وَلِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى

 «Поистине все дела оцениваются по намерению, каждому человеку будет зачтено то, на что намерился».

 

Этот отрывок приводится из хадиса от Умара (родзи Аллаху аънху). Намерение – это твёрдое желание, цель совершить что-нибудь. Чтобы наше благое деяние засчиталось, достаточно, чтобы ният был в сердце, но желательно, чтобы мы его ещё и произносили вслух. А простое произнесение слов, без цели совершения чего-либо конкретного, не считается намерением. Обязательность намерения обуславливается выше приведенным хадисом. Определение вида поста, то есть, какой именно пост человек собирается соблюдать: уроза месяца Рамадзан, пропущенный восполняется, или добровольный пост (науфиль). Если просто вознамериться поститься, но без определения – такое намерение недействительно. Возобновление намерения каждую ночь для каждого поста. Чтобы пост был действительным, необходимо каждый день до наступления времени утренней молитвы делать ният соблюдать пост на текущий день. Одного намерения на весь месяц, за все посты недостаточно, поскольку каждый пост, хоть и ежедневно повторяется, считается отдельным поклонением, а как мы поняли из вышеприведённого хадиса, каждое поклонение нуждается в намерении.

عَنْ أَب۪ي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: «صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَ أَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ

 

Передается  Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Когда увидите новый месяц, то соблюдайте пост, когда увидите новый следующий месяц, то прекращайте поститься».

 

أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ ٱلصِّيَامِ ٱلرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَآئِكُمْۚ هُنَّ لِبَاسٌۭ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌۭ لَّهُنَّۗ عَلِمَ ٱللَّهُ أَنَّكُمْ كُنتُمْ تَخْتَانُونَ أَنفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنكُمْۖ فَٱلْـَٔـٰنَ بَـٰشِرُوهُنَّ وَٱبْتَغُواْ مَا كَتَبَ ٱللَّهُ لَكُمْۚ وَكُلُواْ وَٱشْرَبُواْ حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ ٱلْخَيْطُ ٱلْأَبْيَضُ مِنَ ٱلْخَيْطِ ٱلْأَسْوَدِ مِنَ ٱلْفَجْرِۖ ثُمَّ أَتِمُّواْ ٱلصِّيَامَ إِلَى ٱلَّيْلِۚ وَلَا تُبَـٰشِرُوهُنَّ وَأَنتُمْ عَـٰكِفُونَ فِى ٱلْمَسَـٰجِدِۗ تِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَاۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ ٱللَّهُ ءَايَـٰتِهِۦ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены - одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в ромадзане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, - быть может, они станут богобоязненными. (сура «Аль Бакара», 187).

 

عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ: تَسَحَّرُوا فَإِنَّ فِي السُّحُورِ بَرَكَةً

 Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Принимайте пищу сухур, поистине в сухуре есть благословение и баракат».

 

وعَنْ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: «فَضْلُ مَا بَيْنَ صِيَامِنَا وَ صِيَامِ أَهْلِ الْكِتَابِ أَكْلَةُ السَّحَرِ

Передается от Амр ибн аль Ас (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Одно различий нашего поста, и поста людей Писаний, в том, что мы принимаем пищу сухур».

Соблюдающие пост прекращают есть и пить (сухур), до наступление фаджр намаза (предрассветная молитва), за некоторое время, пока на горизонте восхода солнца не появиться признаки (проблески рассвета). В сахихах (сборниках достоверных хадисов)  Бухарий и Муслима, есть хадис, что до наступления фаджр намаза, прекращается прием пищи, за столько времени, чтобы можно было прочитать пятьдесят аятов Корана. По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

 

(Навайту ан ассуума савма шахри Ромадзаана миналь фаджри иляль магриби хоолисон лилляхи таъаля).

«Я намерился держать пост месяца Ромадзана с начала рассвета до заката, с искренностью и ради довольства Аллаха».

При разговении (ифтаре), произносят следующее дуа:

 

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

 

(Аллахумма ляка сумту ва бика ааманту ва аляйка тавакальту ва аъля ризкыка афторту фагфирли яа гоффаару маа коддамту ва ма аххорту).

«О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал, и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что ты мне предоставил. О Прощающий, прости мои грехи, прежние и будущие!»

 

عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ: لَا يَزَالُ النَّاسُ بِخَيْرٍ مَا عَجَّلُوا الْفِطْرَ

 

Передается от Сахль ибн Саъди (родзи Аллаху аънху), что Росулуллоху аляйхи ва салям говорил: «Человек, который постился, пусть торопиться с разговением,  вовремя разговляться из праведных деяний».

 

وَعَنْ سَلْمَانَ بْنِ عَامِرٍ الضَّبِّيِّ الصَّحَابِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: إِذَا أَفْطَرَ أَحَدُكُمْ فَلْيُفْطِرْ عَلٰى تَمْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَجِدْ فَلْيُفْطِرْ عَلٰى مَاءٍ فَإِنَّهُ طَهُورٌ.

  

Передается от Сальмана ибн Аъмр ад-Даббий (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пусть постящиеся разговляются финиками. Если не найдут фиников, пусть разговляются водой, потому что вода имеет очищающие качества». 

  

عَنْ أَب۪ي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّقَالَ: مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إ۪يمَانًا وَ احْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِه.

Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто с искренней верой и надеждой на вознаграждение только от Аллаха азза ва Джаля, в месяц Ромадзан, будет соблюдать пост, то его прошедшие, последующие грехи и проступки, будут полностью прощены.


أَيَّامًۭا مَّعْدُودَٰتٍۢۚ فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضًا أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍۢ فَعِدَّةٌۭ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَۚ وَعَلَى ٱلَّذِينَ يُطِيقُونَهُۥ فِدْيَةٌۭ طَعَامُ مِسْكِينٍۢۖ فَمَن تَطَوَّعَ خَيْرًۭا فَهُوَ خَيْرٌۭ لَّهُۥۚ وَأَن تَصُومُواْ خَيْرٌۭ لَّكُمْۖ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

 

«Вам предписан пост в определённые дни. Если бы Аллах пожелал, Он бы предписал вам поститься большее число дней, но Он не предписал вам в посте то, что вам не по силам. Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Он может поститься такое же число дней в другое время (когда вернётся из поездки или выздоровеет). А тем, которым по какой- либо причине вредно соблюдать пост (например, старость, неизлечимые болезни), могут не поститься, но взамен должны накормить бедного. Кто же постится не только во время обязательного поста - Рамадана, - а по доброй воле будет поститься дополнительно, - это лучше для него. Ведь пост всегда на благо тому, кто знает предписания религии». (сура «Аль Бакара», аят 186).

Существует мнение, что этот аят распространяется только на пожилых людей и других, которые не способны перенести тяготы поста, по состоянию здоровья (диагноз тяжелого симптома болезни, может поставить врач, который должен быть богобоязненным мусульманином). Освобожденные от поста люди, обязаны в искупление пропущенного поста накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

Если кто-то по забывчивости съесть или выпьет что-то в посте в месяц Ромадзан, то его пост не нарушается. А если, ясно понимая, что сейчас месяц Ромадзан, и что он обязан соблюдать пост, и он съедает или выпивает что-то, то в искуплению этого проступка, верующий должен будет восполнять пост этого дня, непрерывным шестидесятидневным постом. 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ، أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ كَانَ يَقُولُ: الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ وَ الْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ وَ رَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتَنَبَ الْكَبَائِرَ.

 Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пять намазов, пятничные (джума) намазы и пост в месяц ромадзан, искупают совершенные между ними грехи и проступки, за исключением тяжких грехов».


إِن تَجْتَنِبُواْ كَبَآئِرَ مَا تُنْهَوْنَ عَنْهُ نُكَفِّرْ عَنكُمْ سَيِّـَٔـاتِكُمْ وَنُدْخِلْكُم مُّدْخَلاًۭ كَرِيمًۭا

 

«Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход». (сура «Ан-Ниса», аят 31).

Всевышний обещает, что если мусульмане будут избегать тяжких, губительных грехов, то Он простит им остальные малые грехи и прегрешения и введет их в почтенную обитель, которая названа так, потому что в ней собраны великие блага. Это будут Райские сады, в которых есть то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, о чем даже не помышляла человеческая душа.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ: رُبَّ صَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ صِيَامِهِ إِلَّا الْجُوعُ وَ رُبَّ قَائِمٍ لَيْسَ لَهُ مِنْ قِيَامِهِ إِلَّا السَّهَرُ.

 

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Есть постящиеся, которые от своего поста не получают ничего, кроме того, что они днем голодали. Есть люди, которые проводят ночи за поклонением, и за этот ибодат они не получают ничего, кроме того, что ночь они провели без сна».

 

Верующие должны отстраниться от всего запретного и сомнительного, оставить все, что отдаляет от поминания и восхваления Аллаха Роббиль иззат.

 

عَنْ حُذَيْفَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: النَّظْرَةُ سَهْمٌ مِنْ سِهامِ إِبْلِيسَ مَسْمُومَةٌ فَمَنْ تَرَكَهَا مِنْ خَوْفِ اللَّهِ أَثَابَهُ جَلَّ وَعَزَّ إِيمَاناً يَجِدُ حَلاَوَتَهُ فِي قَلْبِهِ. رَوَاهُ الْحَاكِمُ 

Передается Хузайфой (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Задерживать взгляд на запретном, искушение от шайтона, одно из его отравленных стрел. Кто из боязни гнева Аллаха, искоренит в себе этот недостаток, тому Аллах азза ва Джаля, даст в сердце (кольбе) ощутить сладость имана», приводиться имамом Хакимом.

 

Есть три типа постящихся:

1). Держат пост тела (не едят, не пьют, не имеют интимных отношений с супругами).

2). Наряду с первым сохраняют свои глаза, уши, язык от всего запретного.

3). Выполняя предыдущие условия, еще нужно очистить сердце от ненависти, зависти, гордости, лицемерия, показухи и так далее. Это пост души (сердца-кольба).

Нужно отстранить язык от следующих грехов: говорить ложь, сплетничать, от подстрекательства и доносов, порочных разговоров, от несправедливых обвинений, от высказываний в гневе, от хвастливых монологов и других подобных непристойных деяний, молчание в этом случае, самое лучшее. Часто восхвалять Аллаха Субхана ва Тааля, много времени проводить за чтением Корана. Это является постом языка.

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: الصِّيَامُ جُنَّةٌ فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَجْهَلْ وَإِنِ امرُؤٌ قَاتَلَهُ أَوْ شَاتَمَهُ فَلْيَقُلْ: إِنَّي صَاءِمٌ... رَوَاهُ الْخَمْسَةُ

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Оберегающий свой пост, пусть сторонится от порочных разговоров и от невежественных деяний. Если, кто-то в ваш адрес, будет говорить непристойные слова, провоцировать на ссору, известите, что вы поститесь», приводится пятью имами.

Приводиться Бишр ибн Харисом (рохматуллохи аляйхи), что Суфьян Саврий говорил: «Сплетни нарушают пост».

Приводиться Абу Лайс Самарканди, что Муджахид говорил: «Два проступка – злословие и обман, портят урозу».

Оберегание своего слуха, от сплетен, лжи, бесполезных разговоров, и все что касается слуха, что также подходит под понятие макрух (приближенное к хараму), тоже считается очень важным для сохранения своего поста (урозы).

Что запрещено говорить, также не дозволяется и слушать. Потому что Аллах Табарока ва Тааля в досточтимом Коране говорит, что кто ест харом (недозволенное), и кто слушает лживые речи, по степени тяжести, эти грехи примерно одинаковы:

  

سَمَّاعُونَ لِلْكَذِبِ أَكَّالُونَ لِلسُّحْتِ

«Они охотно выслушивают ложь, и пожирают запретное». (сура «Аль Маъида, аят 42).

 


عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ النَّبِيُّ: أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَ أَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَ صَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ

 

Передается от Анаса (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, после принятия пищи в доме одного сподвижника сделал следующее дуа: «Пусть в ваших домах, будут разговляться постящиеся. Пусть ваши угощения едят праведные и богобоязненные верующие. Пусть ангелы просят для вас у Аллах азза ва Джаля, милость и благодать».

Нужно обязательно отстранять свои руки, ноги и другие части тела от предосудительных поступков. Также возбраняется разговляться сомнительной пищей. По существу, какой смысл отстранятся от разрешенной пищи, когда постишься, а когда разговляешься, используешь недозволенные продукты.

Запретная и сомнительная пища, губит религию человека, как яд лишает жизни. Чистая еда, приносит много пользы, дает исцеление организму, а иногда может нанести и вред. Перегружать желудок излишним количеством еды, перемешивать очень много разных продуктов, может нанести удар по организму человека. Цель верующего получить пользу от поста, воспитывать в умеренности свой нафс. А также побывать в образе нуждающегося человека, осознать своим существом, что может испытывать человек в лишениях, или как те, кто поистине проводит жизнь впроголодь.

У каждого человека, а в особенности у искренних верующих, не должно быть чувство уверенности, что они не сделали погрешностей и упущений в своем посте. Что они попали в ряды праведных рабов Аллаха Роббиль иззат, а возможно их пост не был принят, и они попали под гнев Создателя миров, ведь результат ваших поклонений неизвестен только Всевышнему. Вообще такие чувства, мысли, в состояние у верующего, должно быть после любого ритуала поклонения.


عَنْ كَعْبِ بْنِ عُجْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ احْضُرُوا الْمِنْبَرَ فَحَضَرْنَا فَلَمَّا ارْتَقَی دَرَجَةً قَالَ آمِينَ فَلَمَّا ارْتَقَی الدَّرَجَةَ الثَّانِية قَالَ آمِينَ فَلَمَّا ارْتَقَی الدَّرَجَةَ الثَالِثَةَ قَالَ آمِينَ فَلَمَّا نَزَلَ قُلْنَا يَارَسُولَ اللّٰهِ لَقَدْ سَمِعْنَا مِنْكَ الْيَوْمَ شَيءًا مَا كُنَّا نَسْمَعُهُ قَالَ إِنَّ جِبْرِءِيلَ عَرَضَ لِي فَقَالَ بَعْدَ مَنْ أَدْرَكَ رَمَضَانَ فَلَمْ يُغْفَرْ لَهُ قُلْتُ آمِينَ فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّانِية قَالَ بَعْدَ مَنْ ذُكِرْتَ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيْك قُلْتُ آمِينَ فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّالِثَةَ قَالَ بَعْدَ مَنْ أَدْرَكَ أَبَوَيْهِ الْكِبَرُ عِنْدَهُ أَو أَحَدَهُمَا فَلَمْ يُدْخِلاَهُ الْجَنَّةُ قُلْتُ آمِينَ 

Передается от Каъби ибн Уъжро (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям сказал нам: «Приблизьтесь к мимбару!» Мы выполнили его требование. Потом Он соллаллоху аляйхи ва салям, поднялся на первую ступень, и сказал: «Амийн». Поднялся на вторую ступень, опять сказал: «Амийн». Также поднявшись на третью ступень произнес: «Амийн». После того как Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям нам сделал наставление, спустился с мимбара, мы у него спросили: «О Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, мы услышали деяние, которое вы раньше не делали». Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Ко мне приходил Джибраил аляйхи ва салям. Когда я поднялся на первую ступень он сказал: «Когда придет месяц Ромадзан, и кто не будет стремится к милости и прощению Всевышнего, тот погубил себя». Я сказал «Амийн». Когда я поднялся на вторую ступень он сказал: «Когда будут упоминать твое имя, и человек, который не будет говорить солават (просьба о благословении Пророка соллаллоху аляйхи ва салям), тот также погубил себя», и я сказал: «Амийн». Когда я поднялся на третью степень, он сказал: «Если у кого-то родители постареют, и он не станет за ними ухаживать, и этим не сможет заслужить рай (джаннат), тот также погубил себя». И я также произнес: «Амийн».

 

قَالَ زَيْدُ بْنُ خَالِدٍ الْجُهَنِيُّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ : قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ: مَنْ فَطَّرَ صَائِمًا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ غَيْرَ أَنَّهُ لاَ يَنْقُصُ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْئٌ

 

Передается от Зайда ибн Холид аль Джуханий (родзи Аллаху аънху), что Росуллуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто угощает при разговении постящегося, ему записывается награда, как тому, кто постился, при этом награда державшего пост ни насколько не уменьшается».

 

عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ قَالَ إِنَّ فِي الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرّيَّانُ يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّاءِمُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ  يُقَالُ أَيْنَ الصَّاءِمُونَ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ

 

Передается Сахль ибн Саъди (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Раю (джаннате) есть ворота под названием Райан. В Судный день, через эти врата в джаннат будут заходить только те, кто постился. В Судный день будет объявлено: «Где те, кто соблюдал урозу». Тогда постящиеся встанут и войдут в Рай с этих ворот. Когда последний из них войдет, эти ворота закроют, и никто не сможет через них войти в джаннат».

 

وَبَشِّرِ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّـٰتٍۢ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَـٰرُۖ كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍۢ رِّزْقًۭاۙ قَالُواْ هَـٰذَا ٱلَّذِى رُزِقْنَا مِن قَبْلُۖ وَأُتُواْ بِهِۦ مُتَشَـٰبِهًۭاۖ وَلَهُمْ فِيهَآ أَزْوَٰجٌۭ مُّطَهَّرَةٌۭۖ وَهُمْ فِيهَا خَـٰلِدُونَ

«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки. Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее. У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно». (сура «Аль Бакара», аят 25).

  

أُوْلَـٰٓئِكَ لَهُمْ جَنَّـٰتُ عَدْنٍۢ تَجْرِى مِن تَحْتِهِمُ ٱلْأَنْهَـٰرُ يُحَلَّوْنَ فِيهَا مِنْ أَسَاوِرَ مِن ذَهَبٍۢ وَيَلْبَسُونَ ثِيَابًا خُضْرًۭا مِّن سُندُسٍۢ وَإِسْتَبْرَقٍۢ مُّتَّكِــِٔينَ فِيهَا عَلَى ٱلْأَرَآئِكِۚ نِعْمَ ٱلثَّوَابُ وَحَسُنَتْ مُرْتَفَقًۭا

 

«Именно им уготованы сады Эдема, в которых текут реки. Они будут украшены золотыми браслетами и облачены в зеленые одеяния из атласа и парчи. Они будут возлежать там на ложах, прислонившись. Замечательное вознаграждение и прекрасная обитель!»  (сура «Аль Кахф», аят 31).

 

 وَعَدَ ٱللَّهُ ٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَـٰتِ جَنَّـٰتٍۢ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَـٰرُ خَـٰلِدِينَ فِيهَا وَمَسَـٰكِنَ طَيِّبَةًۭ فِى جَنَّـٰتِ عَدْنٍۢۚ وَرِضْوَٰنٌۭ مِّنَ ٱللَّهِ أَكْبَرُۚ ذَٰلِكَ هُوَ ٱلْفَوْزُ ٱلْعَظِيمُ

Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние. (сура «Ат-товба», аят 72).

 

 

Статью подготовил Рузметов Еркин

(В статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым)

asyldin.kz

 

 

 

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: