بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
Не достигнет благочестия верующий, пока не будет проявлять милосердие к тем, кто в нужде
لَن تَنَالُواْ ٱلْبِرَّ حَتَّىٰ تُنفِقُواْ مِمَّا تُحِبُّونَۚ وَمَا تُنفِقُواْ مِن شَىْءٍۢ فَإِنَّ ٱللَّهَ بِهِۦ عَلِيمٌۭ
«Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом». (сура «Аль Имран», аят 92).
Бренность этого мира, наше временное существование в этой жизни, недолговечность всего материального, воочию видно всякому человеку. Но реально не каждый человек, хочет серьезно осознать эту истинную действительность. Поняв, что все нам даровано Аллахом азза ва Джаля, люди должны уверовать, и полюбить Господа миров. Только немногие люди перебарывают себя и стремятся найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля. Страсть владеть и пользоваться только в свое удовольствие мирским имуществом, прерогатива ущербных людей. Верующие, которые ставят в приоритет жизнь будущую (ахират), именно они смогут достичь вершины совершенства. Оказывать помощь неимущим, раздавать что-то ценное и дорогое в качестве милостыни, воспитывают в человеке высокую нравственность, то есть великодушие, благочестие, доброту и снисходительность. И это один из путей, ведущих людей к праведному пути, и Творец всего сущего направит их в блаженства в будущем, а именно в Райские сады.
عَنْ أَبِي هُرَيرَةَ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺقَالَ: السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху анъху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям, и далек от огня Ада. Скупой человек далек от Аллаха, далек от Рая и людей, близок к огню Ада! И мало усердствующий в поклонении, но щедрый человек более любим Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец».
۞ لَّيْسَ ٱلْبِرَّ أَن تُوَلُّواْ وُجُوهَكُمْ قِبَلَ ٱلْمَشْرِقِ وَٱلْمَغْرِبِ وَلَـٰكِنَّ ٱلْبِرَّ مَنْ ءَامَنَ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِ وَٱلْمَلَـٰٓئِكَةِ وَٱلْكِتَـٰبِ وَٱلنَّبِيِّــۧنَ وَءَاتَى ٱلْمَالَ عَلَىٰ حُبِّهِۦ ذَوِى ٱلْقُرْبَىٰ وَٱلْيَتَـٰمَىٰ وَٱلْمَسَـٰكِينَ وَٱبْنَ ٱلسَّبِيلِ وَٱلسَّآئِلِينَ وَفِى ٱلرِّقَابِ وَأَقَامَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتَى ٱلزَّكَوٰةَ وَٱلْمُوفُونَ بِعَهْدِهِمْ إِذَا عَـٰهَدُواْۖ وَٱلصَّـٰبِرِينَ فِى ٱلْبَأْسَآءِ وَٱلضَّرَّآءِ وَحِينَ ٱلْبَأْسِۗ أُوْلَـٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ صَدَقُواْۖ وَأُوْلَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُتَّقُونَ
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (сура «Аль Бакара», аят 177).
Не познавший своего Господа, не уверовавший человек никогда не сможет стать благочестивым. Люди должны уверовать в Аллаха Роббиль иззат, в Ангелов, в ниспосланные Писания (книги), в Пророков аляйхи ва салям, в Судный день, и что все что нас постигает, предписано и предопределенно Всевышним. Аллах Табарока ва Тааля побуждает проявлять милость, делать пожертвования к тем, кто больше всех всего заслуживает вашей доброты и снисхождения. Проявлять благочестие в первую очередь полагается к родственникам, ведь человек переживает, когда с ними случаются несчастья, и радуется, когда они благоденствуют. Родственники всегда помогают друг другу и поддерживают связи, и поэтому одним из самых достойных поступков является материальная и моральная поддержка близких по крови, с учетом их близости и нужды. Пожертвования также полагаются сиротам, которые не имеют того, кто зарабатывал бы для них, и не способны удовлетворить свои нужды самостоятельно. Это предписание является милостью Создателя Вселенной, по отношению к Своим рабам и свидетельствует о том, что Аллах азза ва Джаля испытывает больше сострадания к Своим рабам, чем родители к своему ребенку. Господь миров ниспослал человечеству заповеди и приказал им оказывать материальную помощь тем, кто лишился родителей, дабы они не ощущали физическую нужду, подобно детям, которые имеют родных родителей. А поскольку воздаяние Аллаха Субхана ва Тааля всегда соответствует роду совершенных деяний, если человек оказывает милость чужому сироте, то Творец всего сущего окажет милость его ребенку, если тот останется сиротой.
Помогать материально также полагается несостоятельным людям, у которых имеется нужда, чтобы они не дошли до состояния унижения, не теряли своего человеческого достоинства. Богатые и обеспеченные люди обязаны заботиться о них, дабы они могли полностью или частично удовлетворить свои нужды, причем помогать им они должны по мере своих возможностей.
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا
Передается от Абу Зарр (родзи Аллаху аънху): «Однажды я подошел к находившемуся в тени Каабы Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, который повторял: «Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!», и я сказал: «Что со мной? Неужели что-то не так во мне? Что со мной?», и я сел рядом с ним, а он все продолжал повторять эти слова. Я был не в силах молчать, ибо меня охватило состояние страха, и я спросил: «Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха?». Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Обладающие большими богатствами! Кроме тех, кто станет выплачивать закят тем, кто заслуживает его, и кто расходует свое имущество на благие дела».
إِنَّ ٱلْمُصَّدِّقِينَ وَٱلْمُصَّدِّقَـٰتِ وَأَقْرَضُواْ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًۭا يُضَـٰعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌۭ كَرِيمٌۭ
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда». (сура «Аль-Хадид», аят 18).
Тем верующим, которые делали много искренних пожертвований и своими благодеяниями заслужили щедрое вознаграждение, Аллах Табарока ва Тааля умножит это вознаграждение от десяти до семисот раз и даже более. Они получат всевозможные райские блага, о которых они даже не подозревают.
عَنْ أَبِی مُوسَ الْأَشْعَرِیِّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ النَّبِیُّ ﷺ: عَلٰی كُلِّ مُسْلِمٍ صَدَقَةٌ. قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَجِدْ؟ قَالَ: فَيَعْمَلُ بِيَدَيْهِ فَيَنْفَعُ نَفْسَهُ وَيَتَصَدَّقُ قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ أَوْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَيُعِيْنُ ذَا الْحَاجَةِ الْمَلْهُوفَ قَالُوا: فَإِنْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَلْيَأْمُرْ بِالْخَيْرِ أَوْ قَالَ: بِالْمَعْرُوفِ قَالَ: فَإِنْ لَمْ يَفْعَلْ؟ قَالَ: فَلْيُمْسِكْ عَنِ الشَّرِّ فَإِنَّهُ لَهُ صَدَقَةٌ. رواه البحاری، باب كل معروف صدقة، رقم
Передается от Абу Муса Аш-Шари (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Каждый мусульманин должен давать садака», Сподвижники (сахабы родзи Аллаху аънхум) спросили: «А если у него ничего нет». Он соллаллоху аляйхи ва салям ответил: «Пусть заработает своими руками, что-то потратит на себя, а что-то отдаст как садака». Сахабы спросили: «А если он не сделал или не смог?»; «Тогда пусть помогает бедным и нуждающимся» - ответил Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. «А если он не сделал и этого?» - спросили сподвижники. «Тогда пусть призывает к добру»- был ответ. «А если он не сделал и этого?» - вновь спросили сахабы. «Пусть удерживается от причинения вреда, это тоже для него будет садака», приводиться имамом Бухарий.
مَّثَلُ ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَٰلَهُمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنۢبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِى كُلِّ سُنۢبُلَةٍۢ مِّاْئَةُ حَبَّةٍۢۗ وَٱللَّهُ يُضَـٰعِفُ لِمَن يَشَآءُۗ وَٱللَّهُ وَٰسِعٌ عَلِيمٌ
«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает (награду), кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий». (сура «Аль Бакара», аят 261).
Господь миров призывает верующих расходовать их имущество на пути благочестия, что поможет приблизиться к Его милости. Мусульмане должны тратить средства на распространение полезных знаний, для претворения в жизнь любых благотворительных проектов, приносящих пользу всему обществу. Это может быть выделением финансовых средств на строительство дорог, больниц, школ, медресе, мечетей, мостов и разных других сооружений. Также возможна помощь беженцам, пострадавших от природных и техногенных катаклизмов. Оказание материальных услуг нуждающимся, неимущим и все кто в беде, будет приумножено Аллахом азза ва Джаля в семьсот и более раз. Все зависит от веры человека, твердого вероубеждения, и чистоты его искренних намерений, и конечно с какой пользой были потрачены эти пожертвования.
عَنْ ابِي عُمَرَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: إَنَّ لِلّهِ تَعَالٰی أَقْوَامًا يَخْتَصُّهُمْ بِالنِّعَمِ لِمَنَافِعِ الْعِبَادِ وَيُقِرُّهَا فِيْهِمْ مَا بَذَلُوهَا، فَإِذَا مَنَعُوهَا نَزَعَهَا مِنْهُمْ فَحَوَّلَهَا إِلٰی غَيْرِهِمْ. رواه الطبر انی فِی الكبير، وَأبو نعيم فی الحلية وهو حريث حسن، الجامع الصغير
Передается от Абдуллах ибн Умара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи говорил: «Поистине Аллах Таала дает некоторым людям особые блага, чтобы они приносили пользу другим. Блага остаются с ними, пока они щедро раздают их, а когда прекращают давать, то Аллах забирает у них свои блага и передает другим людям».
إِن تُقْرِضُواْ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًۭا يُضَـٰعِفْهُ لَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْۚ وَٱللَّهُ شَكُورٌ حَلِيمٌ
«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах - Благодарный, Выдержанный» (сура «Ат-Тагабун», аят 17).
Создатель миров вдохновляет верующих на проявление искренности в выделении материальных средств, и говорит о них, как об выгодных вложениях в будущую жизнь. Любые пожертвования, добытые праведным путем, в которых люди преследовали довольство Аллаха Роббиль иззат, будут обязательно щедро вознаграждены Всевышним. Более того за подобные благодеяния Аллах Субхана ва Тааля прощает многие человеческие прегрешения, добрые деяния удаляют совершенные в прошлом негативные проступки. Господь миров – Благодарный, Выдержанный, не спешит покарать провинившихся Своих рабов, Он дает им отсрочку, не предает забвению, то есть всегда имеется надежда на прощение, покайся и твори добро. Тем же, кто вершит благие дела, Аллах азза ва Джаля благодарен и принимает от них даже самые незначительные добрые деяния и воздает за них великой наградой. Творец всего сущего благодарит каждого, кто переносит ради Него невзгоды и тяготы и исправно выполняет нелегкие обязанности, а тем, кто лишается чего-то на этом пути, Аллах Табарока ва Тааля по Своей милости возмещает большим.
عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ مَنْ لَا يَهْتَمُّ بِأَمْرِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسِ مِنْهُمْ وَمَنْ لَمْ يُصْبِحْ وَيُمسِ نَاصِحًا لِلّٰهِ، وَلِرَسُولِهِ، وَلِكِتَابِهِ، وَلِإِمَامِهِ، وَلِعَامَّةِ الْمُسْلِمِيْنَ فَلَيْسَ مِنْهُمْ. رواه الطبرانی رواية عبد اللّٰه بن جعفر، الترغيب. و عبد اللّٰه بن جعفر وثقه أبو حاتم و أبوزرعة وابن حبان، الترغيب
Передается от Хузайфа бин Ямаан (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не беспокоится о делах мусульман, тот не из них. Кто с утра до вечера не искренен к Аллаху, Его Посланнику, Его Книге, к своему правителю и к простым мусульманам, тот не из них».
مَّن ذَا ٱلَّذِى يُقْرِضُ ٱللَّهَ قَرْضًا حَسَنًۭا فَيُضَـٰعِفَهُۥ لَهُۥٓ أَضْعَافًۭا كَثِيرَةًۭۚ وَٱللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْصُۜطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены». (сура «Аль Бакара», аят 245).
Верующие должны тщательно размышлять над удивительным призывом расходовать имущество на деяния, угодные Всевышнему. Делая пожертвования, человек словно предоставляет Аллаху Роббиль иззат прекрасный заем, который Он обещал увеличить многократно и вернуть Своему рабу. У любого обывателя имеется страх перед нищетой, который является величайшим фактором, удерживающим человека от благотворительности. Господь миров напоминает о том, что только Он распоряжается богатством и бедностью. Он посылает скудный удел, кому пожелает, и щедро одаряет, кого пожелает. И если человек хочет пожертвовать своим имуществом ради довольства Аллаха Субхана ва Тааля, то ему не следует медлить, опасаясь нищеты, бедности и полагая, что его имущество пропадет даром. Все рабы непременно вернутся к Творцу всего сущего, и тогда праведники, раздававшие часть своих материальных средств, и совершавшие добрые поступки, найдут свою награду в полной сохранности, в тот самый момент, когда они больше всего будут нуждаться в этом. Это произведет на них такое сильное впечатление, что его невозможно передать словами. Однозначно под хорошим займом подразумеваются все положительные качества, которые проявляются при раздаче пожертвований. Для этого человек должен иметь чистое намерение, должен жертвовать свое имущество от всей души, должен раздавать его тем, кто в этом действительно нуждается, не должен попрекать и обижать тех, кому он раздал эти материальные средства, и не должен совершать грехи, которые полностью уничтожают или уменьшают его вознаграждение.
عَنْ جَابِرِ بْنِ عَبْدِ اللّٰهِ وَ أَبِی طَلْحَةَ بْنِ سَهْلٍ الْأَنْصَارِ یَّ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمْ يَقُولَانِ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ مَامِنِ امْرِیءٍ يَخْذُلُ امْرَءًا مُسْلِمًا فِی مُوضِعٍ يُنْتَهَكُ فِيْهِ حُرْمَتُهُ وَيُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ إِلَّا خَذَلَهُ فِی مَوْطِنٍ يُحِبُّ فِيهِ نُصْرَتَهُ، وَمَا مِنْ امْرِیءٍ يَنْصُرُ مُسْلِمًا فِی مَوْضِعٍ يُنْتَقَصُ فِيهِ مِنْ عِرْضِهِ وَيُنْتَهَكُ فِيهِ مِنْ حُرْمَتِهِ إِلَّا نَصَرَهُ اللّٰهُ فِی مَوْطِنٍ يُحِبُّ نُصْرَتَهُ. رواهأبو داود، باب الرجل يذب عن عرض أخيه
Передается от Джабир ибн Абдуллах и Абу Тольха ибн Сахль Ансари (родзи Аллаху аънхум), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто не помогает своему брату мусульманину, когда тот оскорблен и унижен, Аллах оставит его, когда он сам будет очень нуждаться в помощи Аллаха, А кто помогает брату мусульманину, когда того оскорбляют и унижают, Аллах поможет ему, когда он сам будет нуждаться в помощи Аллаха».
وَأَنفِقُواْ مِن مَّا رَزَقْنَـٰكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِىَ أَحَدَكُمُ ٱلْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَآ أَخَّرْتَنِىٓ إِلَىٰٓ أَجَلٍۢ قَرِيبٍۢ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ ٱلصَّـٰلِحِينَ
«Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». (сура «Аль Мунафикун», аят 10).
Этот приказ распространяется на обязательные выделения материальных средств, такие как закят, очистительная подать, искупительная милостыня, расходы на обеспечение тех кто реально в нужде, а также на любые добровольные пожертвования на благие цели.
Слово «закят» в переводе с арабского языка, означает очищение, увеличение.
Верующий, достигший определенного достатка в имуществе, обязан ежегодно с этого имущество выплачивать закят (очистительную подать, всего 2.5 %). После выплаты его имущество очиститься, а кто не выплатит нуждающимся людям их долю, в его имущество смешается эта их маленькая доля, и все его имущество будет не чистым. Выплачивающие закят очищают свое имущество, не исполняющие этот фардз (обязанность перед Аллахом Роббиль иззат), явно должны знать, что их имущество понесло урон, вследствие их скупости.
С имущества, с которого выплачен закят, то есть выполнена Воля Создателя, в их добро Всевышний дает баракат (благословенное изобилие), и их имущество приумножается. Это и есть огромная мудрость в религии Ислам, ты отдаешь свои материальные ценности, а твое имущество увеличивается, благодаря очищению, дарованным Аллахом Субхана ва Тааля. В терминологии Шариата: «Закят с имеющегося имущества, подсчитанную долю, установленную шариатскими нормами, нужно отдавать определенной категории (нуждающимся людям), при этом преследовать намерение, только ради довольства Аллаха азза ва Джаля.
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их», (сура «Ат-Товба», аят 103).
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: لاَ يَجْتَمِعُ الشُّحُّ والاِيمَانُ فِي قَلْبِ مُؤْمِنٍ أَبَدًا. أَخْرَجَهُ الطَّبَرَانِيُّ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Скупость и вера не могут быть вместе в сердце раба», приводиться Табароний.
وَمَنْ يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«А кто освободился от скупости своей души, те люди обрели счастье (успех)», (сура «Аль Хашр», аят 9).
عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ﷺ قَالَ: اتَّقُوا الظُّلْمَ فَاِنَّ الظُّلْمَ ظُلُمَاتُ يَوْمِ الْقِيَامَةِ وَاتَّقُوا الشُّحَّ فَاِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ حَمَلَهُمْ عَلَی أَنْ سَفَكُو ا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِ مَهُمْ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ
Передается от Джабира (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Бойтесь угнетать и притеснять! Потому что жестокость, в Судный день станет мраком для тиранов. Всеми силами опасайтесь жадности, потому что скупость и скаредность привело к ужасной гибели предыдущие поколения, пролилась их, и их близких кровь, и в их среде стали запрещенное (харом), считать дозволенным (халялем)», приводиться Муслимом.
فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ مَا ٱسْتَطَعْتُمْ وَٱسْمَعُواْ وَأَطِيعُواْ وَأَنفِقُواْ خَيْرًۭا لِّأَنفُسِكُمْۗ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِۦ فَأُوْلَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ
Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими. (сура «Ат-Тагабун», аят 16).
Мусульмане обязаны строго соблюдать каноны нашей религии Ислам. Богобоязненность это сторонится всего запрещенного, выполнять все предписания Создателя Вселенной. Верующие должны следовать Книге Аллаха Табарока ва Тааля и сунне Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Будьте покорны Господу миров и Его Посланнику во всех делах и расходуйте во благо себе, то есть делайте обязательные и добровольные пожертвования, и эти благодеяния пойдут в пользу вам самим, как в этом, так и в будущем мирах. Помните же, что только повиновение приказам Аллаха Субхана ва Тааля, внимание Его наставлениям и покорность низведенному Им закону принесут вам в будущем прибыль, а все, что противоречит этому, обернется для вас злом. Однако есть порок, который мешает многим людям раздавать милостыню и делать пожертвования, и порок этот – алчность, и стяжательство. Он заложен в природу человеческой души, и поэтому она страстно любит богатство. Она жаждет, чтобы его всегда было много, и более всего ненавидит расставаться с ним. А те, кто не скупится и расходует свое достояние на праведные цели во благо самому себе, непременно преуспеют, потому что осуществятся их самые заветные желания, и они смогут спастись от ужасного наказания.
عَنْ أَنَسِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺقَالَ: إِنَّ الصَّدَقَةَ لَتُطْفِیءُ غَضَبَ الرَّبِّ وَتَدْفَعُ عَنْ مِيتَةِ السُّوءِ
Передается Анасом (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Непременно, садака (материальная благотворительность), отводит гнев Господа, оберегает от плохой смерти».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: مَا مِنْ يَوْمٍ يُصْبِحُ الْعِبَادُ فِيهِ إِلاَّ مَلَكَانِ يَنْزِلاَنِ فَيَقُولُ أَحَدُهُمَا: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُنْفِقًا خَلَفًا وَيَقُولُ الآخَرُ: اللَّهُمَّ أَعْطِ مُمْسِكًا تَلَفًا . رَوَاهُمَا الشَّيْخَانِ وَالنَّسَاءِيُّ
Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Ежедневно, когда наступает рассвет, на землю спускаются два ангела, один из них говорит: «О Аллах! Умножь блага тем, кто делает добро, делясь с другими своим имуществом». Второй: О Аллах! Убавь имущество всякого, скупого и жадного», приводиться в сборниках имамов Бухарий, Муслима и Насаий.
مَا عِندَكُمْ يَنفَدُۖ وَمَا عِندَ ٱللَّهِ بَاقٍۢۗ وَلَنَجْزِيَنَّ ٱلَّذِينَ صَبَرُوٓاْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда. А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали. (сура «Ан-Нахль», аят 96).
Истинно верующие выбирают вечные блага, остаются равнодушными к добру преходящему. Земные блага, которыми вы владеете, непременно закончатся, даже если их очень много, тогда как вознаграждение, которое уготовил для вас Аллах азза ва Джаля, останется навсегда. В действительности, благоразумный человек не станет отдавать предпочтение ничтожным и тленным удовольствиям на земле перед прекрасными и бесконечными наслаждениями в будущей жизни. Господь миров призывает мусульман не обольщаться жизненными благами. В особенности это касается мирских удовольствий, которые причиняют вред человеку, отвлекая его от выполнения обязательных предписаний религии и побуждает его ставить земные интересы превыше своих обязанностей перед Аллахом Табарока ва Тааля. Так в погоне за материальным достатком, уделяя бизнесу очень много времени, люди не могут вовремя выполнять обязательное ежедневное пятикратное поклонение, один раз в год в месяц Ромадзан соблюдать пост, скупятся выделять средства на помощь нуждающимся, предпочитают роскошные особняки, яхты, автомобили, и не совершают паломничество (хадж в Мекку в месяц Зуль-хиджа)
عَنْ سَالِمٍ عَنْ أَبيهِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُمَا أَنَّ النَّبِیَّﷺ قَالَ: كَانَ فِی حَاجَةِ أَخِيْهِ كَانَ اللّٰهُ فِی حَاخَتِهِ. وهو جزء من الحديث. رواه أبو داود، باب المؤ أخاة، رقم
Передается от Абдуллах ибн Умара (родзи Аллаху аънхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто удовлетворит нужду своего брата мусульманина, Аллах удовлетворит его нужду».
عَنْ أَنَسٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺقَالَ: الدَّالُ عَلَی الْخَيرِ كَفَا عِلِهِ وَاللّٰهُ يُحِبُّ إِغَاثَةَ اللَّهْفَانِ. رواه البزار من رواية زيادبن عبد اللّٰه النميری وقد وثق وله شو اهد، الترغيب
Передается от Анас (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Кто наставляет к добру, тот – как совершивший его, и Аллах любит помощь попавшему в беду».
ٱلَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَٰلَهُمْ فِى سَبِيلِ ٱللَّهِ ثُمَّ لَا يُتْبِعُونَ مَآ أَنفَقُواْ مَنًّۭا وَلَآ أَذًۭىۙ لَّهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ۞ قَوْلٌۭ مَّعْرُوفٌ وَمَغْفِرَةٌۭ خَيْرٌ مِّن صَدَقَةٍ يَتْبَعُهَآ أَذًىۗ وَٱللَّهُ غَنِىٌّۭ حَلِيمٌيَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُبْطِلُواْ صَدَقَـٰتِكُم بِٱلْمَنِّ وَٱلْأَذَىٰ كَٱلَّذِى يُنفِقُ مَالَهُۥ رِئَآءَ ٱلنَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُ بِٱللَّهِ وَٱلْيَوْمِ ٱلْأَخِرِۖ فَمَثَلُهُۥ كَمَثَلِ صَفْوَانٍ عَلَيْهِ تُرَابٌۭ فَأَصَابَهُۥ وَابِلٌۭ فَتَرَكَهُۥ صَلْدًۭاۖ لَّا يَقْدِرُونَ عَلَىٰ شَىْءٍۢ مِّمَّا كَسَبُواْۗ وَٱللَّهُ لَا يَهْدِى ٱلْقَوْمَ ٱلْكَـٰفِرِينَ
«Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены».
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах - Богатый, Выдержанный».
«О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день. Притчей о нем является притча о гладкой скале, покрытой слоем земли. Но вот выпал ливень и оставил скалу голой. Они не властны ни над чем из того, что приобрели. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей».(сура «Аль Бакара», аят 262-264).
Если после сделанного добра (садака), следует попреки, и унижения, то это было сделано не ради довольства Аллаха Роббиль иззат, не с верой в Судный день, и в этом деянии присутствуют признаки лицемерия. Как правило, когда человек помогает малоимущим людям, никто не застрахован, что в его сердце проберется самообольщение, что он такой щедрый человек, благодетель, а итогом станут попреки и причинение обид. По поводу истинного положения упреков и притеснений, после выделенных благодеяний, праведные предшественники выразили немало своих мыслей, дали этой болезни ясные определения. Если человек говорит об сделанном добром деянии кому-то, вспоминает этот эпизод из своей жизни, то это уже считается укором. А оскорблять человека, принимающего добро, это представлять на публике это деяние, затрагивая честь и достоинство, и так страдающих людей. Попреки – это напоминать, много рассказывать о своем праведном деле, и преследовать цель получить мирскую выгоду, от сделанного пожертвования. Упрекать – это проявление высокомерия «благодетелем». Притеснять - это бедность, неимущих людей, ставить им в вину, и проявлять пренебрежительное отношение к ним, и допускать грубость во взаимоотношениях с нуждающимися людьми.
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ يَقُولُ: كَانَ أَبُو طَلْحَةَ أَكْثَرَ أَنْصَرِيٍّ بِالْمَدِينَةِ مَالاً وَ كَانَ أَحَبُّ أَمْوَالِهِ اِلَيْهَ بَيْرُ حَاءَ وَكَانَتْ مُسْتَقْبِلَةَ الْمَسْجِدِ فَكَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَدْخُلُهَا وَيَشْرَبُ مِنْ مَاءٍ فِيهَا طَيِّبٍ قَالَ أَنَسٌ: فَلَمَّا نَزَلَتْ ﴿لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّ تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ﴾ قَالَ أَبُو طَلْحَةَ: يَا رَسُلولَ اللَّهِ إِنَّ اللّهَ يَقُولُ: ﴿لَنْ تَنَالُو ا الْبِرَّ حَتَّی تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ﴾ وَإِنَّ أَحَبَّ أَمْوَالِي إِلَيَّ بَيْرُحَاءُ وَإِنَّهَا صَدَقَةٌ لِلَّهِ عَزَّ وَ جَلَّ أَرْجُو بِرَّهَا وَذُخْرَهَا عِنْدَاللَّهِ فَضَعْهَا يَا رَسُولَ اللَّهِ حَيْثُ أَرَاكَ اللَّهُ فَقَالَ النَّبِيُّ ﷺ: بَخْ ذَاكَ مَالٌ رَابِحٌ ذَاكَ مَالٌ رَابِحٌ وَقَدْ سَمِعْتُ وَأَنَا أَرَی أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الاَقْرَبِينَ فَقَالَ أَبُو طَلْحَةَ افْعَلْ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: فَقَسَمَهَا أَبُو طَلْحَةَ فِي أَقَارِبِهِ وَبَنِي عَمِّهِ. رَوَاهُ أَحْمَدُ
Передается от Анаса ибн Малика (родзи Аллаху аънху):
«В Медине, среди всех ансар, Абу Тольха считался самым богатым человеком. Со всего его имущества, больше всего ему был любим знаменитый колодец «Байрухо». Этот колодец находился напротив мечети. Пророк соллаллоху аляйхи ва салям, очень часто утолял жажду этой вкусной водой. « Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом», был ниспослан этот аят, Абу Тольха сказал: «О, Посланник Аллаха, Господь провозгласил: « Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите», в моем имуществе, самым любимым является колодец «Байрухо». Его, я отдаю как садака на пути Аллаха азза ва Джаля. Надеюсь, Аллах Субхана ва Тааля примет, и вознаградит в будущей жизни. О, Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, его передаю вам, куда Создатель укажет, туда и используйте». Пророк соллаллоху аляйхи ва салям сказал: «Очень прекрасно, это имущество очень полезное, советую тебе использовать на пользу твоих родственников». Абу Толха сказал: «Хорошо, так я и поступлю, о, Посланник Аллаха». Позже он это имущество разделил между сыновьями, своего дяди по отцу», приведено Ахмадом ибн Ханбалом.
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَۚ وَمَا تُقَدِّمُواْ لِأَنفُسِكُم مِّنْ خَيْرٍۢ تَجِدُوهُ عِندَ ٱللَّهِۗ إِنَّ ٱللَّهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌۭ
«Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете». (сура «Аль Бакара», аят 110).
مَا يَسُرُّنِي أَنَّ لِي أُحُدًا ذَهَبًا، تَأْتِي عَلَيَّ ثَالِثَةٌ وَعِنْدِي مِنْهُ دِينَارٌ، إِلَّا دِينَارٌ أَرْصُدُهُ لِدَيْنٍ عَلَيَّ
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лишь в том случае порадовало бы меня обладание целой горой золота величиной с горой Ухуд, если бы через три дня не осталось от нее ни одного динара, за исключением того, что я приберег бы, чтобы рассчитаться с долгами».
О верующие, не забывайте, что благотворительность, кроме закята, является исключительно добровольным деянием и может выражаться абсолютно в любых делах. Также милостыня – это своеобразная ступень на пути духовного роста мусульман, и поэтому она должна исходить только от чистого сердца, с намерением найти довольство Аллаха Субхана ва Тааля. Размер подаяния не имеет значения, каждый выделяет пожертвования с учётом своих возможностей, и от этого его воздаяние не уменьшается, всё зависит от вашей искренности. Не следует забывать, что садака следует давать из средств, заработанных разрешенным путём и идти только на дозволенное Всевышним. Нельзя, к примеру, помогать человеку, зная, что он использует вашу помощь в приобретении запретного. За такое «добро» человек не получит никакой награды, скорее, наоборот заработает себе грехи.
وَٱلَّذِينَ يُؤْتُونَ مَآ ءَاتَواْ وَّقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَىٰ رَبِّهِمْ رَٰجِعُونَ
«Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу». (сура «Аль Муъмин», аят 60).
Это те, кто выполняет предписания Всевышнего, и совершают все, что им по силам. Они выстаивают обязательное поклонение (намаз) и выплачивают закят, отправляются в паломничество и раздают пожертвования, а также совершают другие благодеяния. Но, несмотря на это, их сердца трепещут от страха, потому что им предстоит предстать перед Аллахом Роббиль иззат со своими деяниями. Они боятся того, что сделанные ими благодеяния не помогут им избавиться от наказания Господа миров, потому что они познали своего Создателя и знают, что Он заслуживает самого совершенного поклонения.
الصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِىءُ الخَطِيئَةَ كما يُطْفىءُ المَاءُ النَّارَ
Мухаммад соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Пост является щитом, а садака (милостыня) гасит, то есть уничтожает грех, подобно тому, как вода тушит огонь».
Искренне предоставленная милостыня имеет огромные награды в месяц Ромадзан. Нет сомнений в том, что садака, как бы убирает барьеры между богатыми и бедными людьми, и устанавливает в обществе справедливость. Таким образом, между разными слоями мусульманской уммы укрепляются братские отношения, и община становится более сплочённой. Но выделять средства, конечно же, лучше тайно, чтобы благотворительность имела большую ценность перед Господом миров. Тайное выделение материальных средств на нужды других, приближает верующего к искренности. Те, кто помогают другим, не выставляя свое деяние публично, получат не только вознаграждение перед Аллахом азза ва Джаля, но и баракат в своих делах. Но это отнюдь не означает, что прилюдно давать садака запрещено. Ваше пожертвование может стать для кого-то хорошим примером, то оно тем более будет отмечено как благое, перед Творцом всего сущего.
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». (сура «Аль Бакара», аят 274»).
عَنْ أَبِی بَكْرٍ الصِّدِّيقِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ خَبٌّ وَلَا بَخِيلٌ وَلَا مَنَّانٌ. رواه الترمذی وقال هذا حديث حسن غريب، باب ماجاء فی البخل، رقم
Передается от Абу Бакра Сиддика (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не войдет в джаннат обманщик, скупой и попрекающий добром».
وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقَكُمُ ٱللَّهُ قَالَ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ لِلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَنُطْعِمُ مَن لَّوْ يَشَآءُ ٱللَّهُ أَطْعَمَهُۥٓ إِنْ أَنتُمْ إِلَّا فِى ضَلَـٰلٍۢ مُّبِينٍۢ
«Когда им говорят: «Расходуйте из того, чем вас наделил Аллах», — неверующие говорят верующим: «Неужели мы будем кормить того, кого накормил бы Аллах, если бы пожелал? Воистину, вы лишь находитесь в очевидном заблуждении». (сура «Ясийн», аят 47).
Кто говорит или думает так, как сказано в аяте, то его действия свидетельствуют о безграничном невежестве и чудовищном пренебрежении истиной. Предопределение Аллаха Табарока ва Тааля никогда не может служить оправданием для грехов и проступков. Вне всякого сомнения, все происходит только так, как пожелал Всевышний. Однако Аллах Роббиль иззат одарил людей многочисленными способностями и наделил их правом выбора, благодаря чему каждый человек может выполнять предписания религии и избегать всяких негативных отклонений. Если же кто-либо отказывается от повиновения Творцу всего сущего, то это является результатом его собственного выбора, а не принуждением со стороны Господа миров. Ведь эта жизнь дана как испытание, и если у вас хорошее благосостояние, и вы не хотите помогать нуждающимся людям, то это ваш выбор, за который придется когда-то понести ответственность.
إِنَّ ٱلْمُسْلِمِينَ وَٱلْمُسْلِمَـٰتِ وَٱلْمُؤْمِنِينَ وَٱلْمُؤْمِنَـٰتِ وَٱلْقَـٰنِتِينَ وَٱلْقَـٰنِتَـٰتِ وَٱلصَّـٰدِقِينَ وَٱلصَّـٰدِقَـٰتِ وَٱلصَّـٰبِرِينَ وَٱلصَّـٰبِرَٰتِ وَٱلْخَـٰشِعِينَ وَٱلْخَـٰشِعَـٰتِ وَٱلْمُتَصَدِّقِينَ وَٱلْمُتَصَدِّقَـٰتِ وَٱلصَّـٰٓئِمِينَ وَٱلصَّـٰٓئِمَـٰتِ وَٱلْحَـٰفِظِينَ فُرُوجَهُمْ وَٱلْحَـٰفِظَـٰتِ وَٱلذَّٰكِرِينَ ٱللَّهَ كَثِيرًۭا وَٱلذَّٰكِرَٰتِ أَعَدَّ ٱللَّهُ لَهُم مَّغْفِرَةًۭ وَأَجْرًا عَظِيمًۭا
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду». (сура «Аль-Ахзаб», аят 35).
عَنْ عَاءِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا عَنِ النَّبِيِّﷺ قَالَ: مَا زَالَ يُوصِينِي جِبْرِيلُ بِالْجَارِ، حَتَّى ظَنَنْتُ أَنَّهُ سَيُوَرِّثُهُ
Передается от Айши (родзи Аллаху аънха), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Джибраиль продолжал делать мне наставление о необходимости хорошего отношения к соседу так долго, что я подумал, что он включит его в число моих наследников».
В религии Ислам придается существенное значение доброму отношению к соседям. Верующие должны проявлять особый трепет и внимание к ним, и не оставаться равнодушными, когда живущие рядом с нами люди могут испытывать какие то затруднения.
عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِیَاللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ ﷺ: لَيسَ الْمُؤمِنُ الَّذِی يَشْبَعُ وَجَارُهُ جَاءِعٌ. رواه الطبرانی وأبويعلی ورجاله ثقات، مجمع الزواءد
Передается от Ибн Аббаса (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Не будет верующим тот, кто сыт, когда его сосед голодный».
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: يَا نِسَاءَ المُسْلِمَاتِ، لاَ تَحْقِرَنَّ جَارَةٌ لِجَارَتِهَا وَلَوْ فِرْسِنَ شَاةٍ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «О женщины мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает ничем, чтобы сделать добро своей соседке, даже если речь идет всего лишь об овечьем копытце».
ٱعْلَمُوٓاْ أَنَّمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا لَعِبٌۭ وَلَهْوٌۭ وَزِينَةٌۭ وَتَفَاخُرُۢ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌۭ فِى ٱلْأَمْوَٰلِ وَٱلْأَوْلَـٰدِۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ نَبَاتُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَٮٰهُ مُصْفَرًّۭا ثُمَّ يَكُونُ حُطَـٰمًۭاۖ وَفِى ٱلْأَخِرَةِ عَذَابٌۭ شَدِيدٌۭ وَمَغْفِرَةٌۭ مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضْوَٰنٌۭۚ وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّا مَتَـٰعُ ٱلْغُرُورِ
«Познайте все, что жизнь в этом мире -
Забава легкая да тщета,
Взаимная хвальба, да суетная слава,
Да умножение добра и отроков своих.
И в этой суете подобны вы дождю,
Что поросль взрастит на радость грешным, -
Со временем она увянет, пожелтеет на глазах,
Иссохнет и осыплется в незримость.
Но в будущем - суровой будет кара для неверных,
И будет всепрощенье и награда
Для праведных служителей Аллаха.
И жизнь ваша в мире сем -
Лишь себялюбцев сладостный обман,
Что будет временем рассеян». (сура «Аль Хадид», аят 20).
Человеческая натура никогда не насытиться какими-то материальными ценностями, имея две долины, заполненные золотом, она будет стремиться получить ещё больше. Но истинное богатство, быть благодарным Создателю всех благ, за имеющееся у тебя даже мизерное добро. Ведь только за это чувство, вы будете одарены огромным счастьем, ценность которого намного выше, по сравнению с вещами, которые превратятся когда то в прах.
Статью подготовил Рузметов Еркин
(В статье использован переводы Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым и Валерией Пороховой рохматуллохи аляйхи).