بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم
إِنَّا كُلَّ شَىْءٍ خَلَقْنَـٰهُ بِقَدَرٍۢ
«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению», (сура «Аль Комар», аят 49).
Это относится абсолютно ко всем творениям, ко всему сущему на небесах и на земле. Аллах Роббиль иззат является Единственным Творцом, и никто не помогает Ему создавать Свои творения. Все, что происходит во Вселенной, сбывается в полном соответствии с предопределением Аллаха Субхана ва Тааля. Всевышний изначально знал, когда и как произойдет то или иное событие, и знал обо всех качествах Своих будущих творений.
Вера в предопределение, что хорошее и плохое от Господа миров является обязательным, кто отрицает этот столп, является неверующим. Люди, отвергающие судьбу и предопределение, считается не принимающим одну из основ веры (имана). И вы не почувствуете вкус имана, и не найдете отраду и усладу, пока не уверуете в предопределение. Все что с вами происходит хорошее и плохое, только по Воле Аллаха азза ва Джаля.
وَعِندَهُۥ مَفَاتِحُ ٱلْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَآ إِلَّا هُوَۚ وَيَعْلَمُ مَا فِى ٱلْبَرِّ وَٱلْبَحْرِۚ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِى ظُلُمَـٰتِ ٱلْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍۢ مُّبِينٍ
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании», (сура «Аль-Аънам», аят 59).
У Аллаха Табарока ва Тааля абсолютные и всеобъемлющие знания. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако большая часть этого знания сокрыта даже от приближенных ангелов. Всевышний знает обо всем, во Вселенной, о всех звездах и планетах, о существовании всех живых и неживых существ в морях, лесах, пустынях, на поверхности земли и на небесах. В Хранимой скрижали (лявхум махфуз) записано о каждой вещи, о каждом событии, о жизненном сроке каждого живого творения, в мельчайших подробностях, от начало существования, до Судного дня.
عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ عَمْرِ وَبْنِ الْعَاصِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُما قَالَ: سَمِعْتُ رَسُوْلَ اللّٰهِ ﷺ يَقُوْلُ: كَتَبَ اللّٰهُ مَقَادِيْرَ الْخَلَاءِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّمٰوَاتِ وَالْأَرضِ بِخَمْسِيْنَ ألْفَ سَنَةٍ، قَالَ: وَعَرْشُهُ عَلَی الْمَاءِ
Передается Абдуллох ибн Аъмр ибн Альаъс (родзи Аллаху анхума), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах написал предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. И Трон Аллаха был над водой».
لَا يَعْزُبُ عَنْهُ مِثْقَالُ ذَرَّةٍۢ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَلَا فِى ٱلْأَرْضِ وَلَآ أَصْغَرُ مِن ذَٰلِكَ وَلَآ أَكْبَرُ إِلَّا فِى كِتَـٰبٍۢ مُّبِينٍۢ
«Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше нее, или больше нее. Все это есть в ясном Писании» (сура «Саба», аят 3).
Есть люди, которые не уверовали в Господа миров, не познали Его величие, считают невозможным воскрешение после смерти, и наступление Судного дня. Они полагают, что нет ничего, кроме мирской жизни, и что люди рождаются, умирают и никогда не будут воскрешены. Каждый человек обязан верить, и не сомневаться в истинности воссоздания, потому что об этом сообщил Аллах Субхана ва Тааля, Который ведает о сокровенном. Он ведает о том, что сокрыто от наших глаз и непостижимо для нашего разума. Затем Творец всего сущего подчеркивает совершенство Своего знания и поведал о том, что Ему известно обо всех творениях. Все существующее и происходящее во Вселенной заведомо известно Аллаху азза ва Джаля и записано в ясном Писании. Всевышнему известно все, что происходит с мельчайшими частицами на небесах и на земле, также Ему ведомо о том, как разлагаются тела усопших.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «كُنْت خَلْفَ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم يَوْمًا، فَقَالَ: يَا غُلَامِ! إنِّي أُعَلِّمُك كَلِمَاتٍ: احْفَظْ اللَّهَ يَحْفَظْك، احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَك، إذَا سَأَلْت فَاسْأَلْ اللَّهَ، وَإِذَا اسْتَعَنْت فَاسْتَعِنْ بِاَللَّهِ، وَاعْلَمْ أَنَّ الْأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوك بِشَيْءٍ لَمْ يَنْفَعُوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَك، وَإِنْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوك بِشَيْءٍ لَمْ يَضُرُّوك إلَّا بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْك؛ رُفِعَتْ الْأَقْلَامُ، وَجَفَّتْ الصُّحُفُ». رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.
Передается Абдуллох ибн Аббасом (родзи Аллаху аънху): «Однажды когда я сидел верхом позади Пророка, соллаллоху аляйхи ва салям, он сказал: «О, мальчик, я научу тебя нескольким словам: вспоминай Аллаха, и Он будет хранить тебя, восхваляй Аллаха и ты обнаружишь Его перед собой. Если у тебя будет в чем-то нужда, проси Аллаха, если потребуется помощь, обращайся за ней к Аллаху. И знай, что если, все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, так как перья уже подняты, а свитки высохли».
وَإِن يَمْسَسْكَ ٱللَّهُ بِضُرٍّۢ فَلَا كَاشِفَ لَهُۥٓ إِلَّا هُوَۖ وَإِن يُرِدْكَ بِخَيْرٍۢ فَلَا رَآدَّ لِفَضْلِهِۦۚ يُصِيبُ بِهِۦ مَن شَآءُ مِنْ عِبَادِهِۦۚ وَهُوَ ٱلْغَفُورُ ٱلرَّحِيمُيَ
«Если Аллах поразит тебя бедой, то только Он может спасти тебя от неё. А если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не удержит Его милость. Ведь Он по Своей милости дарует благо тому, кому желает, из Своих рабов, и Он, Всевышний, Прощающий, Милосердный!» (сура «Юнус», аят 107).
Разум нам подсказывает, что не может же Вселенная появиться без Создателя. Кто создал небеса, землю, горы и вообще все остальное. Аллах Табарока ва Тааля – Создатель всего сущего. Противное, не является логичным, то есть считается полным абсурдом. Разве может на земле, на небесах, во Вселенной произойти, что-нибудь, если Аллах Роббиль иззат не пожелает, не может. Только Аллах Субхана ва Тааля управляет всем, и только Он Творец всего сущего. Он сотворил вас и все, что вы делаете.
عَنْ أَبِي عَبْدِ الرَّحْمَنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مَسْعُودٍ رضي الله عنه قَالَ: حَدَّثَنَا رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم-وَهُوَ الصَّادِقُ الْمَصْدُوقُ-:»إنَّ أَحَدَكُمْ يُجْمَعُ خَلْقُهُ فِي بَطْنِ أُمِّهِ أَرْبَعِينَ يَوْمًا نُطْفَةً، ثُمَّ يَكُونُ عَلَقَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يَكُونُ مُضْغَةً مِثْلَ ذَلِكَ، ثُمَّ يُرْسَلُ إلَيْهِ الْمَلَكُ فَيَنْفُخُ فِيهِ الرُّوحَ، وَيُؤْمَرُ بِأَرْبَعِ كَلِمَاتٍ: بِكَتْبِ رِزْقِهِ، وَأَجَلِهِ، وَعَمَلِهِ، وَشَقِيٍّ أَمْ سَعِيدٍ؛
Передается Абу Абд ар-Рохман Абдуллах бин Маъсуд (родзи Аллаху аънху), «Правдивый, и безусловно достойный доверия Посланник Аллаха (соллаллоху аляйхи ва салям), сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется, во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови, и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел человека (ризик), срок его (жизни), его деяния, а также то, счастливым он будет или несчастным.
وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِن بَنِي آدَمَ مِن ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَى أَنفُسِهِمْ أَلَسْتَ بِرَبِّكُمْ قَالُواْ بَلَى شَهِدْنَا أَن تَقُولُواْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَذَا غَافِلِينَ
«Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: "Разве Я - не ваш Господь?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем". Это - для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: "Мы не знали этого". (сура «Аль Аъроф», аят 172).
Аллах азза Джаля вывел из хребта Адама аляйхи ва салям все его потомство, потом разделил человечество на две части, одна будет в Раю (джаннате), другая в Аду (джаханнаме).
Так душам всего рода человеческого были даны знания через знамения, которые они постигли, и были получены доказательства их признания в том, что они осведомлены: «Мы так сделали, чтобы вы, люди, не говорили в Судный день: "Мы были не в состоянии постигнуть, что Аллах Един, мы этого не знали и были небрежны к этому».
وَمَا تَشَآءُونَ إِلَّآ أَن يَشَآءَ ٱللَّهُۚ إِنَّ ٱللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًۭا
«Вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Воистину Аллах Знающий и Мудрый». (сура «Аль Инсан», аят 30).
Имам Ан-Наввави говорил: «Религия Ислям, это выполнять повеления и предписания Всевышнего, отстраниться от запретов Аллаха Роббиль иззат, и вера в предопределение.
Аллаха азза ва Джаля никто не спросит, что Он совершает, а мы люди, все будем спрошены за свои деяния.
Судьба и предопределение одна из основ веры, в них нельзя сомневаться, но также нельзя докапываться до сути и углубляться в исследование этого вопроса.
Али Абу Толиб (родзи Аллаху аънху), сказал: «Предопределение – это тайна Аллаха Табарока ва Тааля в Его творениях». Кто из людей может повлиять на свое происхождение, выбрать месторождение, до появления на этот свет определить себе пол и так далее.
وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَآءُ وَيَخْتَارُۗ مَا كَانَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُۚ سُبْحَـٰنَ ٱللَّهِ وَتَعَـٰلَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (сура «Аль Косос», аят 68).
Всевышний поведал о том, что только Он один является Творцом всего сущего. Его Воля непременно исполняется, и только Он принимает решения. Люди, законы, эпохи, страны - все подчинено Его Мудрой Воле. Ни одна душа не распоряжается происходящими во Вселенной явлениями, и ни одна душа не может сделать выбор вопреки предпочтению Аллаха Субхана ва Тааля!
عَنْ أَبِی الدَرْدَاءِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِیِّ ﷺ قَالَ: لِكُلِّ شَیْءٍ حَقِيقَةٌ، وَمَا بَلَغَ عَبْدٌ حَقِيقَةَ الإِيْمَانِ حَتّٰی يَعْلَمَ أَنَّ مَا أَصَابَهُ لَمْ يَكُنْ لِيُخْطِءَهُ وَمَا أَخْطَأَهُ، لَمْ يَكُنْ لِيُصِيْبَهُ
Передается от Абу Дарды (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «У каждой вещи есть подлинность. Раб не сможет достичь подлинности имана, до тех пор, пока он не будет ясно осознавать, что постигшее его, не могло миновать, а то, что обошло его, не могло постичь».
أَهُمْ يَقْسِمُونَ رَحْمَتَ رَبِّكَۚ نَحْنُ قَسَمْنَا بَيْنَهُم مَّعِيشَتَهُمْ فِى ٱلْحَيَوٰةِ ٱلدُّنْيَاۚ وَرَفَعْنَا بَعْضَهُمْ فَوْقَ بَعْضٍۢ دَرَجَـٰتٍۢ لِّيَتَّخِذَ بَعْضُهُم بَعْضًۭا سُخْرِيًّۭاۗ وَرَحْمَتُ رَبِّكَ خَيْرٌۭ مِّمَّا يَجْمَعُونَ
«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. Милость твоего Господа лучше того, что они собирают». (сура «Аз-Зухруф», аят 32).
Мы обязательно должны верить в предопределение, что хорошее и плохое от Господа миров. Нашему разуму не постижимы вопросы, для чего Аллах азза ва Джаля создал комаров, мух, мышей, змей, обезьян и многие другие создания на суше и в море. Мы никогда не сможем ответить на эти вопросы, это нам не дано. А сколько еще творений существует, о которых нам вообще неизвестно, мы не знаем, как они выглядят, где обитают, какие функции им предназначены в этом круговороте жизни. А Всевышний Создатель всего сущего знает каждую особь, которую сотворил, в каком количестве, для каких целей, их жизненный срок, среду обитания и их пропитание. Поэтому верующий обязан верить, что все происходит по предопределению и предначертанию Аллаха Роббиль иззат. Без веры в этот аспект, вера считается не действительной, даже если он принимает все остальные столпы (фардзы) имана.
Ибн Аббас (родзи Аллаху аънху) сказал: «Предопределение – это условие Единобожия (таухида), кто признает Единство Аллаха Табарока ва Тааля, и не верит в предопределение, то его иман (вера) недействителен».
لِّلَّهِ مُلْكُ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِۚ يَخْلُقُ مَا يَشَآءُۚ يَهَبُ لِمَن يَشَآءُ إِنَـٰثًۭا وَيَهَبُ لِمَن يَشَآءُ ٱلذُّكُورَ
Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, (потомством) женского пола, а кого пожелает - мужского. (сура «Аш-Шура», аят 49).
Однозначно мы не могли выбрать себе, какой быть нам национальности, пола, свет глаз, рост, внешность и так далее, но у нас есть предпочтение в действиях (куда направиться, что сказать, сделать поощряемое, или совершить греховное), ведь нам предоставлен выбор.
Верующие обязаны верить в судьбу и предопределение, и смириться со всем, что нас постигает, и с нами происходит. Потому что все это произошло по Воле Аллаха Роббиль иззат и Его предопределению.
عَنْ أَبِی الرَّرْدَاءِ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: إِنَّ اللّٰهَ عَزَّ وَ جَلَّ فَرَغَ إِلٰی كُلِّ عَبْدٍ مِنْ خَلْقِهِ مِنْ خَمْسٍ: مِنْ أَجَلِهِ وَعَمَلِهِ وَ مَضْجَعِهِ وَ أَثَرِهِ وَرِزْقِهِ
Передается Абу Дарда (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Аллах определил для каждого раба пять вещей: время смерти, его деяния, место упокоения, возраст и пропитание».
مَآ أَصَابَ مِن مُّصِيبَةٍ إِلَّا بِإِذْنِ ٱللَّهِۗ وَمَن يُؤْمِنۢ بِٱللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُۥۚ وَٱللَّهُ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌۭ
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи», (сура «Ат-Тагабун», аят 11).
Все, и радость, и беды приходят к людям, только по воле Аллаха Субхана ва Тааля, и это относится ко всему, к счастью и напастям, которые могут произойти с ними, с их имуществом, детьми, возлюбленными. Любые события подчинены предопределению и судьбе, которые подвластны только Господу миров. Аллах азза ва Джаля, знал о них еще до того, как они выпали на долю людей, так как велел перу написать о них в Хранимой скрижали, до того, как Он создал небеса и землю, и дозволил этому произойти, так как это Его Абсолютная Мудрость.
Последователи сунны Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорят: «Все происходит по Воле и предопределению Аллаха Табарока ва Тааля, но у раба есть свобода действия и предпочтения, и не возможно, чтобы не было выбора в деяниях». Поступить праведно, намереваясь найти довольство Создателя, или совершить грех, заслужить порицание Аллаха Роббиль иззат. Тема предопределения связана с жизнью всех людей, и всех творений, разве есть тот, кто может изменить предназначенное ему. Никто на земле, ни на небесах, будь он правитель, или кто-то другой, имеющий власть или другие рычаги, материальные возможности и так далее, не может что-то поменять, то, что ему определенно Всевышним.
قُلِ ٱللَّهُمَّ مَـٰلِكَ ٱلْمُلْكِ تُؤْتِى ٱلْمُلْكَ مَن تَشَآءُ وَتَنزِعُ ٱلْمُلْكَ مِمَّن تَشَآءُ وَتُعِزُّ مَن تَشَآءُ وَتُذِلُّ مَن تَشَآءُۖ بِيَدِكَ ٱلْخَيْرُۖ إِنَّكَ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍۢ قَدِيرٌۭ
«Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо - в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь». (сура «Аль Имран», аят 26).
В аспекте судьбы и предопределения, нет места нашему разуму. Никто никогда не сможет понять предначертание, прописанное Аллахом Роббиль иззат, в деталях и подробностях.
Вахб ибн Мунаббих говорил: «Я слышал, что кто говорил о предопределении, что знает больше всех, утверждают, что знают меньше всех. А кто знает в этой теме меньше всех, больше пытаются исследовать этот аспект». То есть они не удовлетворились тем, что есть в Коране и сунне Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям. И допытываются дальше в этом вопросе, в поисках ответов, на все возникающие у них вопросы. Людям не дано познать, что Господь миров захотел скрыть от них.
أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ ٱللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِى ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِۗ إِنَّ ذَٰلِكَ فِى كِتَـٰبٍۚ إِنَّ ذَٰلِكَ عَلَى ٱللَّهِ يَسِيرٌۭ
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко», (сура «Аль Хадж», аят 70).
Ничто не может быть сокрыто от Аллаха Субхана ва Тааля. Ему известно очевидное и сокровенное, явное и тайное, прошлое и будущее. Это всеобъемлющее знание обо всем, что происходит на небесах и земле, записано в Хранимой скрижали. Когда Аллах азза ва Джаля сотворил письменную трость, Он велел ей: «Пиши!» Она спросила: «Что писать?» И тогда Он повелел ей записать все, что произойдет вплоть до наступления Дня воскресения. И это для Создателя очень легко. И хотя человеку очень сложно представить себе подобное, Всевышний без труда объемлет Своим знанием все сущее, а записанное в письменах знание полностью соответствует происходящему во Вселенной.
عَنْ أَبی هُرَيْرَةَ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: الْمُؤْمِنُ الْقَوِیُّ خَيْرٌ وَ أَحَبُّ إِلَی اللّٰهِ مِنَ الْمُؤْمِنِ الضَّعِيْفِ، وَفِی كُلَّ خَيرٌ، احْرِصْ عَلٰی مَا يَنْفَعُكَ وَ اسْتَعِنْ بِاللّٰهِ، وَلَا تَعْجِزْ، وَ إِنْ أَصَابَكَ شَيءٌ فَلَا تَقُلْ: لَوْ أَنِّی فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَ كَذَا، وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللّٰهِ، وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ
Передается от Абу Хурайра (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Сильный верующий лучше, и нравиться Аллаху больше, чем слабый верующий, но оба хороши. Стремись к полезному, проси помощи Аллаха и не слабей. И если тебя постигла беда, то не говори, что если бы сделал так-то и так-то, то этого бы не было, А скажи, что так предписал Аллах, что Он хотел, то и произошло. Слово «если бы» открывает шайтану возможность для негативных действий».
Нельзя говорить слова «если бы я сделал так-то и так-то, было бы то-то и то-то» в таком месте. В таком предположении, когда их употребление противопоставляется предопределению, и человек полагается лишь на свою предусмотрительность. Он не убежден, что предопределение что-то значит. В таком случае шайтан находит возможность сбить человека с правильного вероубеждения в предписанное.
يَخْتَصُّ بِرَحْمَتِهِۦ مَن يَشَآءُۗ وَٱللَّهُ ذُو ٱلْفَضْلِ ٱلْعَظِيمِ
Он избирает для Своей милости, кого пожелает. Аллах обладает великой милостью. (сура «Аль Имран», аят 74).
Господь миров наставляет на праведный путь, кого пожелает. Он один распоряжается милостью и щедротами, и одаряет ими, кого захочет. Он пожелал оказать мусульманам особую милость, которой не был удостоен никто другой. Многие неверующие не понимают того, что если истинная религия Аллаха Табарока ва Тааля проникает в сердца верующих людей, то с течением времени они лишь обретают еще более крепкую веру и убежденность. И развеяв всякие сомнения, у них возникает сильное стремление, крепче придерживаться канонов религии, воздавать хвалу Всевышнему и славить Его за многочисленные блага и милости.
عَنِ ابْنِ مَسْعُوْدٍ رَضِیَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُوْلُ اللّٰهِ ﷺ: أَلَا وَ إِنَّ الرُّوْحَ الْأَمِيْنَ نَفَثَ فِی رُوْعِی أَنَّهُ لَيْسَ مِنْ نَفْسِ تَمُوْتُ حَتّٰ تَسْتَوْفِیَ رِزْقَهَا، فَاتَّقُوا اللّٰهَ وَ أَجْمِلُوا فِی الطَّلَبِ وَلَا يَحْمِلَنَّكُمُ اسْتِبْطَاءُ الرِّزْقِ أَنْ تَطْلُبُوا بِمَعَاصِی اللّٰهِ فَإِنَّهُ لَا يُدْرَكُ مَا عِنْدَ اللّٰهَ إِلَّا بِطَاعَتِهِ
Передается от Абдуллох ибн Маъсуд (родзи Аллаху аънху), что Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Джибраиль аляйхи ва салям, исполняя Волю Аллаха, внушил мне в сердце, что ни одна душа не умрет, пока не израсходует полностью удел. Так бойтесь Аллаха. И выбирайте праведный путь для получения удела. И пусть задержка вашего пропитания не вынуждает вас добывать его путем греха. Нельзя получить того, что у Аллаха, без покорности Ему».
Сформировал статью Рузметов Еркин.
(в статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым).