О непоколебимости имана

О непоколебимости имана

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

وَ المؤمنونَ مستوونَ في والإيمانُ هوَ الإقرارُ والتصديقُ. وإيمانُ أهلِ السماءِ والأرضِ لا يزيدُ ولا ينقُصُ الإيمانِ والتوحيدِ متفاضلونَ في الأعمالِ

Вера означает признание (языком) (аль-икрор) и утверждение (сердцем) (аттасдык). Вера обитателей Небес и Земли не возрастает и не убывает в том, что касается содержания веры, а только в отношении степени глубокой убеждённости (аль-якын) и утверждения (ат-тасдык). Верующие равны в вере и в их утверждении Божественного единства, но превосходят друг друга в делах. (Из книги «Фикхуль Акбар» имама Абу Ханифы).

Некоторые мусульмане не воспринимают всерьез утверждение нашего великого ученого, что иман не увеличивается и не уменьшается. Для более ясного понимания этого аспекта из нашего вероубеждения, разберем повествования из аятов Корана из случаев жизни современников Мусы аляйхи ва салям.


ثُمَّ بَعَثْنَا مِنۢ بَعْدِهِم مُّوسَىٰ وَهَـٰرُونَ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ وَمَلَإِيْهِۦ بِـَٔـايَـٰتِنَا فَٱسْتَكْبَرُواْ وَكَانُواْ قَوْمًۭا مُّجْرِمِينَ

После них Мы послали Мусу и Харуна с Нашими знамениями к Фараону и его знати, но они возгордились. Они были грешным народом. (сура «Юнус», 75)

 Они призвали людей поклоняться одному Всевышнему Аллаху и отречься от поклонения другим богам и подтвердили правдивость своего учения, многочисленными знамениями, однако египетская знать несправедливо и надменно отвергла их проповеди после того, как убедилась в их правдивости. Они были преступными людьми, неотъемлемыми качествами которых, были гордость, неверие и ослушание. Поэтому они отвернулись от величайшей истины, явившейся от Аллаха Господа миров. Фараон и его знать совершало огромное преступление против народа Исраилева (имя Якуба аляйхи ва салям). Они не боялись Создателя, и совершали один страшных грехов, убивали младенцев мужского пола. Следуя советам предсказателей, что с этого народа выйдет мужчина, который станет причиной гибели Фараона, и позволили себе такое страшное злодеяние.

 إِنَّهُۥ كَانَ عَالِيًۭا مِّنَ ٱلْمُسْرِفِينَ

«Воистину, он был надменен и был одним из преступающих (границы дозволенного)». (сура «Ад-Духан», аят 31).

    Всевышний смилостивился над сынами Исраила, почтил их Своей помощью и избавил их от мучений и бесчинства Фараона. Он безжалостно убивал их детей мужского пола, оставляя в живых только девочек. Разве не является ужасным грехом, убивать тысячами новорожденных младенцев.

 

فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمُ ٱلطُّوفَانَ وَٱلْجَرَادَ وَٱلْقُمَّلَ وَٱلضَّفَادِعَ وَٱلدَّمَ ءَايَـٰتٍۢ مُّفَصَّلَـٰتٍۢ فَٱسْتَكْبَرُواْ وَكَانُواْ قَوْمًۭا مُّجْرِمِينَ

Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений. Однако они возгордились - они были народом грешным. (сура «Аль Аъроф», аят 133).

    Аллах азза ва Джаля наслал на египтян потоп, в результате которого воды затопили их сады и посевы, и им был причинен огромный урон. Потом Он наслал на них саранчу, которая пожирала их плоды, посевы и растения. Потом их поразило нашествие вшей.
    Существует мнение, что под арабским словом «куммаль» подразумевается молодая саранча, однако совершенно очевидно, что в откровении говорится о нашествии обычных вшей.
    Потом Аллах Субхана ва Тааля наслал на них жаб, которые залезали даже в сосуды и наносили им большой вред. Потом Он подверг их испытанию кровью. Возможно, кровь шла у них из носа, однако большинство толкователей Корана, считали, что питьевая вода в Египте превратилась в кровь, в результате чего люди пили только кровь и не могли готовить еду.
    Каждое из этих ясных знамений свидетельствовало о том, что они были грешниками, к тому же неверующими, и подтверждало важность проповедей Мусы аляйхи ва салям. Род Фараона надменно отверг эти знамения, они и прежде были народом несправедливым, и преступным. И поэтому Всевышний Аллах подверг их наказанию и предписал им остаться в заблуждении.

 

    وَلَقَدْ أَخَذْنَآ ءَالَ فِرْعَوْنَ بِٱلسِّنِينَ وَنَقْصٍۢ مِّنَ ٱلثَّمَرَٰتِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ

Мы поразили род Фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание. (сура «Аль Аъроф», аят 130).

    Всевышний поведал о бедах и напастях, которые поразили род Фараона на последнем этапе их противостояния с Мусой аляйхи ва салям. Так Аллах Роббиль иззат поступал со всеми народами, дабы они уверовали, и смирились перед Ним.
    Для египтян наступили засушливые годы, ведь Аллах Субхана ва Тааля желал, чтобы они раскаялись в неверии, осознав, что постигшее их несчастье является следствием Его гнева. Однако это не принесло им никакой пользы, и они продолжали грешить и распространять нечестие.

 

فَٱنتَقَمْنَا مِنْهُمْ فَأَغْرَقْنَـٰهُمْ فِى ٱلْيَمِّ بِأَنَّهُمْ كَذَّبُواْ بِـَٔـايَـٰتِنَا وَكَانُواْ عَنْهَا غَـٰفِلِينَ

Мы отомстили им и потопили их в море за то, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими. (сура «Аль Аъроф», аят 136).

    Когда приблизился час погибели нечестивцев, Аллах азза ва Джаля повелел Мусе аляйхи ва салям, под покровом ночи вывести сынов Исраила из Египта и сообщил ему о том, что Фараон со своими воинами будет преследовать их. Узнав о случившемся, жестокий правитель стал готовиться к преследованию сынов Исраила, и разослал во все города страны сборщиков войска. Нечестивцы были потоплены за то, что сочли ложью знамения Аллаха Табарока ва Тааля, и отвернулись от истины, в пользу которой свидетельствовали эти знамения.

Противостояние Мусы аляйхи ва салям, Фараона и его знати продолжалось немалое время. Аллах Роббиль иззат дал им такое большое количество ясных знамений Своего Могущества и Величия. Но их любовь к благам этой жизни, к праздному провождению времени, гордость, высокомерное отношение к рабам, сводило всю эту ясную реальность, к сомнению. Воочию видят силу и мощь Господа миров, и колеблются в принятии Истины.

Изначально, придя с ясными знамениями к Фараону и его знати, Муса аляйхи ва салям, по воле Всевышнего, показал им знамения, посох, который превращался в огромную змею, несмотря на смуглость кожи Пророка, при обнажении руки, она сверкала белизной. Тогда Фараон и его знать, приняв это за колдовство и чародейство, отправило сборщиков собрать со всего Египта людей этого промысла.

فَلَنَأْتِيَنَّكَ بِسِحْرٍۢ مِّثْلِهِۦ فَٱجْعَلْ بَيْنَنَا وَبَيْنَكَ مَوْعِدًۭا لَّا نُخْلِفُهُۥ نَحْنُ وَلَآ أَنتَ مَكَانًۭا سُوًۭى

«Мы непременно покажем тебе такое же колдовство. Назначь же срок для нашей встречи на открытом месте, где мы будем иметь равные шансы, и никто из нас не должен нарушить его». (сура «То-ха», аят 58).

    Назначь день и выбери место, которое было бы хорошо известно каждому. Пусть это место будет ровным и подходящим, дабы все могли воочию убедиться в том, что там произойдет.

   
قَالَ مَوْعِدُكُمْ يَوْمُ ٱلزِّينَةِ وَأَن يُحْشَرَ ٱلنَّاسُ ضُحًۭى

«Муса сказал: «Сроком для вас будет день украшения, и пусть люди соберутся утром». (сура «То-ха», аят 59).

    Муса аляйхи ва салям назначил состязание на «день украшения», который в Египте считался праздником. В этот день люди отдыхали от работы и имели свободное время. Он также предложил всем собраться до полудня. Он рассчитывал на то, что именно утром в праздник соберется большое количество людей, и каждый из них сможет без труда увидеть все происходящее. Добиться этой цели в полной мере в другое время было невозможно.

فَأَلْقَوْاْ حِبَالَهُمْ وَعِصِيَّهُمْ وَقَالُواْ بِعِزَّةِ فِرْعَوْنَ إِنَّا لَنَحْنُ ٱلْغَـٰلِبُونَ۝ فَأَلْقَىٰ مُوسَىٰ عَصَاهُ فَإِذَا هِىَ تَلْقَفُ مَا يَأْفِكُونَ۝ فَأُلْقِىَ ٱلسَّحَرَةُ سَـٰجِدِينَ۝ قَالُوٓاْ ءَامَنَّا بِرَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ

«Они бросили свои веревки и посохи и сказали: «Во имя могущества Фараона! Мы непременно одержим верх!»

«Затем Муса бросил свой посох, и тот проглотил все, что они лживо измыслили».

«Тогда колдуны пали ниц»

«И сказали: «Мы уверовали в Господа миров» (сура «Аш-Шуъаро», аяты 44-47).

 

 

إِنَّآ ءَامَنَّا بِرَبِّنَا لِيَغْفِرَ لَنَا خَطَـٰيَـٰنَا وَمَآ أَكْرَهْتَنَا عَلَيْهِ مِنَ ٱلسِّحْرِ‌ۗ وَٱللَّهُ خَيْرٌۭ وَأَبْقَىٰٓ

Воистину, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты принудил нас. Аллах лучше (дающий воздаяние и вечные награды)». (сура «То-ха», аят 73).

 Мы надеемся, что Аллах Роббиль иззат простит нам неверие и грехи, поскольку вера искупает прегрешения, а покаяние смывает, совершенные ранее грехи. Мы также полагаемся, что нам будет прощено колдовство, к которому ты принудил нас в надежде опровергнуть истину. Из этого следует, что Фараон заставил чародеев принять участие в состязании.


قَالُواْ لَن نُّؤْثِرَكَ عَلَىٰ مَا جَآءَنَا مِنَ ٱلْبَيِّنَـٰتِ وَٱلَّذِى فَطَرَنَا‌ۖ فَٱقْضِ مَآ أَنتَ قَاضٍ‌ۖ إِنَّمَا تَقْضِى هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةَ ٱلدُّنْيَآ

«Они сказали: «Мы не отдадим тебе предпочтения перед ясными знамениями, которые явились нам, и перед нашим Творцом. Выноси же свой приговор! Воистину, ты выносишь приговор только в мирской жизни». (сура «То-ха» аят 72).

Эти знамения ясно подтверждают свидетельство о том, что только Аллах азза ва Джаля - Единственный Господь, достойный возвеличивания и почитания. Поклонение всем остальным порочно и бесполезно, и поэтому мы не станем отдавать тебе предпочтение перед нашим Творцом и Создателем. Этому не бывать, поэтому можешь выносить свой приговор. Отруби нам руки и ноги, распни нас на пальмовых деревьях и подвергни нас страшным мукам - ты все равно сможешь одолеть нас только в мирской жизни. Твоим пыткам придет конец, и они не причинят нам вреда, в то время как Аллах Табарока ва Тааля подвергает неверующих великим и бесконечным страданиям.
Вероубеждение должно быть твердым и непоколебимым, и ни перед какими трудностями и испытаниями не оставлять надежду на милость и помощь Аллаха Субхана ва Тааля.

К Фараону и его знати Всевышний отправил Своих Пророков, дал подтверждение Своей силы и мощи, увидев воочию такое множество рациональных доказательств, у них возможно просыпались в сердце искорки имана (веры), но им свое величие и положение, вседозволенность и чванство, гордость и надменность, вносило смуту (фитну) в их сердца, и сомнения в существовании Господа миров одолевали их. Фараон видит, как море разверзлось, появилась суша посреди моря, невероятное чудо, невообразимое в природе, а в его сердце завеса, состоящая из жажды мести, страсти к насилию и порабощению. И только когда волна захлестнула Фараона и его войско, он склонившись в земном поклоне, произнес клятвы в вере. Но Творцом всего сущего, этот обет не был принят.

 وَجَـٰوَزْنَا بِبَنِىٓ إِسْرَٰٓءِيلَ ٱلْبَحْرَ فَأَتْبَعَهُمْ فِرْعَوْنُ وَجُنُودُهُۥ بَغْيًا وَعَدْوًا‌ۖ حَتَّىٰٓ إِذَآ أَدْرَكَهُ ٱلْغَرَقُ قَالَ ءَامَنتُ أَنَّهُۥ لَآ إِلَـٰهَ إِلَّا ٱلَّذِىٓ ءَامَنَتْ بِهِۦ بَنُوٓاْ إِسْرَٰٓءِيلَ وَأَنَا۟ مِنَ ٱلْمُسْلِمِينَ۝ ءَآلْـَٔـٰنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ ٱلْمُفْسِدِينَ۝ فَٱلْيَوْمَ نُنَجِّيكَ بِبَدَنِكَ لِتَكُونَ لِمَنْ خَلْفَكَ ءَايَةًۭ‌ۚ وَإِنَّ كَثِيرًۭا مِّنَ ٱلنَّاسِ عَنْ ءَايَـٰتِنَا لَغَـٰفِلُونَ

 

«Мы переправили сынов Исраила через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила. Я стал одним из мусульман».

«(Аллах сказал): «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие».

«Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями». (сура «Юнус», аят 90-92).

Когда сомневающиеся и неверующие оказываются в таком положении, они просто не могут не признать истину, однако это признание оказывается бесполезным. Оно подобно обретению веры в Последнюю жизнь, когда уже наступит День воскресения. А ведь только вера в Гойб (сокровенное) может принести человеку полезные плоды. Согласно высказываниям толкователей Корана, сыны Исраила испытывали сильный страх перед Фараоном и отказывались поверить в то, что он утонул. Они терзались сомнениями, и тогда Аллах Роббиль иззат повелел морю выбросить тело тирана на возвышенность, дабы оно стало знамением для людей. Однако многие люди беспечно относятся к таким знамениям. Они становятся свидетелями многих удивительных явлений, и все равно не придают этому значения и не делают из этого полезных выводов. И только благоразумные люди, с твердым вероубеждением (якын), сердца которых всегда готовы внять истине, видят в знамениях Аллаха Табарока ва Тааля, величайшее доказательство истинности всего, что проповедовали Посланники аляйхи ва салям.    

В противоположность Фараону и его знати, чародеи, увидев муджиза (невероятное), примененное Мусой аляхи ва салям, они не боясь власти Фараона, под страхом смерти, без каких-то сомнений уверовали в Аллаха Роббиль иззат. Вера должна быть однозначной, без колебаний и сомнений, на все сто процентов, малейшее отклонение – это куфр. Увеличивается и уменьшается богобоязненность и деяния, иман должен быть с твердым убеждением – якын.  

Слово богобоязненность «таква» означает защита, оберегание, то есть охранять душу, от всего, что может ей навредить в  будущей жизни, то есть иметь страх и боязнь перед Аллахом Роббиль иззат, нарушить границы запретного. Мусульмане все свои действия, начинают с поминания имени Аллаха Милостивого и Милосердного, то есть у нас в подсознании заложено, что Господь миров проявляет к нам огромную милость. Поэтому нужно понять, что мы не должны бояться Абсолютного Могущества и Величия Всевышнего, или наказания джаханнама (ада). А потерять милость и любовь, внимание и довольство Аллаха Табарока ва Тааля. Бояться потерять иман (веру в Аллаха азза ва Джаля), придать Ему сотоварищей, и чтобы в наших деяниях сторониться каъбаийр (великих) и саъгийр (малых) грехов. Разве не является огромной несправедливостью и неблагодарностью поклоняться не Творцу всего сущего, а чему-то другому, что так же создано Им.

ٱلْحَقُّ مِن رَّبِّكَ‌ۖ فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ ٱلْمُمْتَرِينَ

Истина - от твоего Господа. Поэтому не будь в числе тех, кто сомневается. (сура «Аль Бакара», аят 147).

формирование статьи выполнил Рузметов Еркин.

(в статье использован перевод Корана, выполненный Эльмиром Кулиевым).

 asyldin.kz

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: