Отличительные черты религии Ислям перед другими религиями 2

Отличительные черты религии Ислям перед другими религиями 2

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

Отличительные черты религии Ислям перед другими религиями. (из лекций устоза Кабылбека Алипбайулы).

Продолжение.

إنه يعتن بالعقل و يعمر بالتفكير يعزم بالجهل

4) В религии Ислям не запрещается использовать разум, предаваться размышлением, чтобы избежать невежества (каждый верующий должен иметь необходимые знания).

Убеждение ахли сунна ва джамаа строиться на основе того что Аллах азза ва Джаля сотворил человека и придал ему свойства, и особенности для познания.
Это три средства на которые ясно указывают аяты Корана. Чувства, правдивая весть, разум.
"Аллах Субхана ва Таала вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали, и наделил вас слухом, зрением, сердцами, чтобы вы были благодарными."
Слух, зрение, сердце это три средства, приведенные в книгах имама Насафи, труды которого являются опорой основ ахли сунной ва джамаа в изучении, разъяснении, определении религиозных убеждений.
Есть три средства для изучения наук:
1. Пять органов чувств.
2. Правдивая весть.
3. Разум.
Исходя из этого, мы не должны говорить, что мусульманин не обращает внимание на разум, наоборот религия Ислям изначально была основана на разуме, что означает, что религия была основана на разуме, религия Ислям не создаётся разумом, но принятие религии человеком происходит разумом, человек принимает религию Всевышнего Аллаха Роббиль иззат, путем осмысления этой религии, в этом заключается смысл слов ахли сунна ва джамаа, что познания постигаются разумом, а религиозные нормы Шариатом. Под словом познания, имеется в виду наши знания о том, что Всевышний Аллах Табарока ва Таала существует, Он Един, Он Могуч и другие божественные качества. Для таких познаний человеку не требуются шариатские нормы, свидетельствующие, что Аллах азза ва Джаля существует, однако не следует верить в эти познания, брать их за религию, обязывая преследовать людей на их основе, если нет соответствующей шариатской нормы. Поэтому ученные говорят, что познания постигаются разумом, а религиозные нормы Шариатом. Поэтому мы осуждаем многих людей, которые возражают и считают, недействительным мазхаб ахли сунны, приписывая им то, что не было сказано ими, более того они приписывают им то, о недействительности которого открыто заявлял мазхаб ахли сунны. Однако они открыто заявляют, что это недействительно и употребляют разум в религии. Что подразумевается под выражением употреблять разум в религии, Означает ли это, что ашшариты и матурудиты создают религию разумом или они строят религию разумом. Никогда, это означает, что ашшариты и матурудиты, то есть ахли сунна ва джамаа доказывает истинность религии разумом, а не создают его разумом. Разум является средством подтверждения истинности религии, а не является средством для утверждения религии. Средством для утверждения религии являются установления Всевышним Аллахом положений этой религии, а что касается средством подтверждающего истинность религии, то этим средством является разум. Это является смыслом того, что познания постигаются разумом, а религиозные нормы Шариатом. Исходя из этого, сформировалось ясное правило, это то чтобы было противоречие между разумом и правдивой вестью. Потому что основа религии Ислям построено на познании разума, и поэтому невозможно, чтобы в религии было то, что бы что то противоречило разуму.

(Шайх Саид Фуда – современный ученый из Иордании).


ٱلَّذِينَ يَذْكُرُونَ ٱللَّهَ قِيَـٰمًۭا وَقُعُودًۭا وَعَلَىٰ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِى خَلْقِ ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلْأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَـٰذَا بَـٰطِلاًۭ سُبْحَـٰنَكَ فَقِنَا عَذَابَ ٱلنَّارِ

«Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне». (сура «Аль Имран», аят 191).

В религии Ислям рекомендуется использование разума, для познания Аллаха азза ва Джаля. Мы называем Всевышнего – Творцом всего сущего. Днем, посмотрев на небо, мы видим сине-голубое пространство, облака, солнце, а взглянув ночью, видим луну, и если это в летнее время огромное количество звезд. Изучая астрономию, мы получили информацию, что звезды – это находящиеся солнечные светила, что существует Вселенная, с множеством галактик, планет и так далее. Может это само по себе возникнуть, да еще существовать, земля крутиться вокруг солнца, а также по своей оси, луна вокруг нашей планеты. Для примера, если возьмем, что оживленный перекресток с движением транспорта, оставить без регулирования, произойдет страшный беспорядок, а в космосе случиться огромный хаос.

   

وَهُوَ ٱلَّذِى مَدَّ ٱلْأَرْضَ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَٰسِىَ وَأَنْهَـٰرًۭا‌ۖ وَمِن كُلِّ ٱلثَّمَرَٰتِ جَعَلَ فِيهَا زَوْجَيْنِ ٱثْنَيْنِ‌ۖ يُغْشِى ٱلَّيْلَ ٱلنَّهَارَ‌ۚ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَأَيَـٰتٍۢ لِّقَوْمٍۢ يَتَفَكَّرُونَ

«Он - Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих».

(сура «Ар-Раъд», аят 3).

    Аллах Роббиль иззат устроил на земле необъятные просторы, наделил их всевозможными благами и поместил в недрах земли много того, что приносит людям огромную пользу. Он воздвиг на земле могучие горы, которые не позволяют планете колебаться. Аллах Субхана ва Тааля также сотворил ночь, которая покрывает своим мраком небосклон, который освещает луна, также в нем рассыпаны звезды. Господь установил солнце, под палящим зноем которого зреют всякие сладкие и полезные фрукты, овощи, злаки. Эти многочисленные знамения, свидетельствуют о замысле Творца всего сущего, и предназначены для людей, которые размышляют над тем, что их окружает. И верующие ясно осознают, огромную милость Всевышнего.

Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной Единого Творца.

أَلَمْ تَرَ أَنَّ ٱللَّهَ أَنزَلَ مِنَ ٱلسَّمَآءِ مَآءًۭ فَتُصْبِحُ ٱلْأَرْضُ مُخْضَرَّةً‌ۗ إِنَّ ٱللَّهَ لَطِيفٌ خَبِيرٌۭ

«Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, после чего земля зеленеет? Воистину, Аллах - Проницательный, Ведающий», (сура «Аль-Хадж, аят 63).

    Неужели вы не видите и не размышляете над тем, как Аллах Табарока ва Тааля ниспосылает дожди? Они выпадают на иссохшую и послушную землю, которая покрыта песком и давно завядшими деревьями и травами. Но стоит этому произойти, как земля преображается и покрывается всевозможными прекрасными растениями. Она одевается в великолепное убранство, и только Аллах Роббиль иззат, способен вернуть к жизни иссохшую землю, а также только Он может воскресить истлевшие кости.

Белок составляет одну из главных субстанций всех живых организмов. Как известно, это белковое вещество состоит из пяти элементов: углерода, водорода, азота, кислорода и серы. В одной клетке белка находится около сорока тысяч молекул. На данный момент известны более ста химических элементов, которые находятся в природе в произвольном соотношении. А теперь подумаем, какова в процентном соотношении вероятность создания всего лишь одной клетки протеина, соединяющего в себе, вместе пять элементов?


أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ‌ۚ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ ٱللَّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ ٱخْتِلَـٰفًۭا كَثِيرًۭا

«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». (сура «Ан-Ниса», аят 82).

Неподражаемость Корана свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворенная Речь Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?»

(сура «Мухаммад», аят 24).

    Почему люди не размышляют о писании Аллаха Субхана ва Тааля? Стоит им, как следует, задуматься над его аятами, как им станет ясен прямой путь. Этот Коран научит их различать между добром и злом, заполнит их сердца верой и убежденностью. Породит в них стремление к высоким идеалам и прекрасным целям. Укажет им ясный путь к Аллаху азза ва Джаля, и Райской обители. Удержит от мрачного пути к мучительному наказанию. Разъяснит им, как можно достичь высот и чего следует остерегаться. Поможет им познать Всевышнего, Его имена и качества, а также научит благодарить Его за оказанные милости. Пробудит в их душах любовь к щедрой награде Господа миров и страх перед суровым возмездием.
    

أَلَمْ يَرَوْاْ إِلَى ٱلطَّيْرِ مُسَخَّرَٰتٍۢ فِى جَوِّ ٱلسَّمَآءِ مَا يُمْسِكُهُنَّ إِلَّا ٱللَّهُ‌ۗ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَأَيَـٰتٍۢ لِّقَوْمٍۢ يُؤْمِنُونَ

«Неужели они не видели птиц, покорно летающих в небе? Никто не удерживает их, кроме Аллаха. Воистину, в этом – знамения для людей верующих». (сура «Ан-Нахль», аят 79).

Полет птиц является одним из знамений Аллаха Табарока ва Тааля. Всевышний сотворил их тело пригодным для полета, подчинил им легкий воздух и наделил их достаточной силой для того, чтобы летать в небе. Все это свидетельствует о совершенном могуществе, безграничной мудрости и всеобъемлющем знании Создателя.


يُنۢبِتُ لَكُم بِهِ ٱلزَّرْعَ وَٱلزَّيْتُونَ وَٱلنَّخِيلَ وَٱلْأَعْنَـٰبَ وَمِن كُلِّ ٱلثَّمَرَٰتِ‌ۗ إِنَّ فِى ذَٰلِكَ لَأَيَةًۭ لِّقَوْمٍۢ يَتَفَكَّرُونَ

«Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих». (сура Ан-Нахль» аят 11).

    В этом аяте Всевышний Аллах обратил внимание человека на безграничное могущество Господа миров, и призвал людей поразмышлять над этим. Благодаря Своему могуществу, Аллах Роббиль иззат ниспосылает воду из облаков, в которых она оказывается в изобилии только благодаря Его милосердию. Люди утоляют этой водой жажду, поят домашнюю скотину и поливают посевы, которые приносят им обильные урожаи и многочисленные блага.

Есть вещи, понять и познать, которые мы не в силах, поэтому необходимо просто принять это и смириться. Имам Абу Джаъфар ат-Тахави так пишет о последствиях отсутствия такого рода «интеллектуального смирения».
«Ислам человека не прочен, если не основан на подчинении и покорности. А того, кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и правильной веры. И он мечется между верой и неверием, признанием и отрицанием, принятием и отвержением. Он подвержен наущениям, пребывает в замешательстве и сомнениях. Такой человек не является ни верующим, принимающим истину, ни отрицающим, объявляющим истину ложью».   

الإسلام عقيدة و شريعة فهو كاملة في عقيدته و شريعته

5). В религии Ислям есть раздел, изучающий наше вероубеждение (акида), также вопросы шаъриата (фикх).

Вера (иман) имеет свою тайну и является милостью Всевышнего Аллаха. Вера – не результат знания и понимания доказательств или наблюдения чудес и знамений. Вера – это свет сердца, ведущий человека к познанию Аллаха и подчинению Его приказам.

آمَنْتُ بِاللهِ وَ مَلاَئِكَتِهِ وَ كُتُبِهِ وَ رُسُلِهِ وَ الْيَوْمِ الآخِرِ وَ الْقَدَرِ،

خَيْرِهِ وَ شَرِّهِ مِنَ اللهِ تَعَالَى وَ الْبَعْثِ بَعْدَ الْمَوتِ

Вера в Аллаха Табарока ва Тааля, в Его ангелов, в Его Писания, Его Посланников, Судный день, предопределение, что все, что нас постигает хорошего и плохое от Господа миров, и воскрешение после смерти».

Мухаммад соллаллохи аляйхи ва салям говорил: «Вы не почувствуете вкуса настоящего имана, пока не будете убеждены в том, что не могло вас миновать то, что постигло, а что миновало не могло постичь. Первым, что создал Аллах Табарока ва Таала, было Перо (Калям). И Господь велел ему написать предначертание для каждой вещи вплоть до Судного дня. Кто умрет не с этим убеждением, тот не из нас».

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ آمِنُواْ بِاللّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِيَ أَنزَلَ مِن قَبْلُ وَمَن يَكْفُرْ بِاللّهِ وَمَلاَئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا

 

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение».

(сура «Ан-Ниса», аят 136).

 

Уверовав в Аллаха азза ва Джаля, мы должны уверовать в ангелов, которые сотворены из нура (света), которые не имеют нафса, материального тела, они бесполые творения, праведные и искренние рабы Господа миров.

Аллах Субхана ва Тааля ниспосылал Писания – Тора, Забур, Инжиль, Коран, были и свитки. Мы веруем во все Писания, но как различение нам дан Коран, мы должны чтить и следовать этой последней Книге.

Мы уверовали в лучших из людей, во всех Посланников и Пророков аляйхи ва салям, которые были посланы к людям, в особенности тех, которых Аллах Роббиль иззат отметил в Коране, а именно в двадцать пять Посланников. Но следуем за Мухаммадом соллаллоху аляйхи ва салям, который завершил плеяду Посланников, и является печатью всех Пророков.

Вера в Судный день: Перед ним люди увидят его большие признаки, а наступлением будет, что ангел Исрафил подует в сур (трубу), людей воскресят и они выйдут из своих могил, будут вручены книги деяний, сбор людей на площади суда (махшар майдан), заступничество Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям и так далее.

Все что происходит во Вселенной, совершается по Воле, всеобъемлющим знаниям и мудрости Аллаха Субхана ва Тааля, все предопределено.

Людям будет дарован Рай, с вечными наслаждениями, или Ад с нетленными мучениями.  

Кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыто от искреннего единобожия, чистого познания и правильной веры.

Нам важно изучить акиду (вероубеждение) имамов Аль Матуриди, или Абу Аль Аш-шари, или имама Ат-Тахави.

 

Необходимо познать сифаты Аллаха Роббиль иззат:

 

1. Обязательное Его существование. (Аль Вуджуд).                                                      

2.  Его Безначальность (Господь был, ничего не существовало – Аль Кидам).

3.  Его Вечность (Аль Бака).

4. Господь никому и ничему не подобен (Аль Мухаляфату лиль хавадис).                           

5. Он ни в ком и ни в чем не нуждается. (Аль Киям би нафс). 

6. Господь – Единственный всем управляет. (Аль Вахдания).                                      

7.  Могущество Господа. (Аль Кудра).

8.  Его Волю (все происходит только по Его Воле). (Аль Ирода).

9. Он Живой, Сущий (Аль Хайя).

10.  Его абсолютные знания обо всем. (Аль Ильм).

11. Он Всеслышащий. (Ас Сам).

12. Он Всевидящий. (Аль Басар).

13. Господь владеет речью. (Аль Калям).

14. Господь что пожелает, то произойдет. (Ат Таквин).

15. Господь – Создатель всего сущего. (Ат Тахрик).

16. Господь дарует смерть, умерщвляет. (Аль Имата).

17. Господь дарует жизнь, оживляет. (Аль Ихия).

 

وَ المؤمنونَ مستوونَ في والإيمانُ هوَ الإقرارُ والتصديقُ. وإيمانُ أهلِ السماءِ والأرضِ لا يزيدُ ولا ينقُصُ الإيمانِ والتوحيدِ متفاضلونَ في الأعمالِ

Вера означает признание (языком) (аль-икрор) и утверждение (сердцем) (аттасдык). Вера обитателей Небес и Земли не возрастает и не убывает в том, что касается содержания веры, а только в отношении степени глубокой убеждённости (аль-якын) и утверждения (ат-тасдык). Верующие равны в вере и в их утверждении Божественного единства, но превосходят друг друга в делах. (Из книги «Фикхуль Акбар» имама Абу Ханифы).

 Иман не повышается и не понижается, люди безоговорочно уверовали, или пребывают в сомнениях о существовании Всевышнего, то последнее свидетельствуют о их неверии. Праведные деяния и богобоязненность могут увеличиваться и уменьшаться, соответственно это совершенствует веру, или открывает пути для потери имана. Иман верующего должен быть на все сто процентов - якын, без никаких мельчайших долей колебаний.

 

    Терминологическое значение. Как термин «якын» означает избавление от сомнений всякого рода, твердая убежденность, знание, которое настолько укрепилось в человеке, что стало частью его естества. Особую важность данное состояние представляет, когда речь идет о вере. Таким образом, обладание человеком якына в вере означает, что человек знает, принимает, ощущает, чувствует постулаты веры таким образом, что у него ни на секунду не появляется сомнение, что они (постулаты) могут быть неверны или ошибочны. Другими словами это состояние человека, которому уже не нужны доводы и доказательства в отношении основ веры, который верит, словно видит. Вполне естественно, что такой уровень веры не приходит сам по себе, духовное развитие, как и любое другое развитие, требует усилий, а порой и немалых усилий.

   Ученые различают три вида якына: 1)`ильм аль якын: якын, основанный на знаниях; 2)`айн аль якын: якын, базирующийся на созерцании; 3) хакк аль якын: якын истины.

     `Ильм аль якын означает непоколебимую веру и приверженность, основанную на ясных знамениях и доказательствах. Тогда как `айн аль якын духовное прозрение, основанное на метафизическом созерцании, что, по мнению и опыту ученых, является более предпочтительным и устойчивым состоянием. В свою очередь хакк аль якын означает такое состояние близости человека к Всевышнему, при котором верующий как бы ощущает Аллаха всем своим естеством, вне форм, величин, образов и представлений. Это состояние, по мнению ученых, является пиком духовного развития человека.

     Простые примеры. Попробуем переложить это на более ясный и простой пример. Допустим, вы идете по опушке лес и видите, как из чащи вверх поднимается дым. Так как «нет дыма без огня» вы делаете заключение, что не иначе как кто-то разжег костер, или же начался лесной пожар. В любом случае вы будете абсолютно уверены, что так или иначе в лесу горит огонь. Вашу уверенность в данном случае можно обозначить как «`ильм аль якын». Вы продвигаетесь дальше в чащу и выйдя на поляну видите, что, действительно, на поляне горит костер. Хотя у вас и до этого не возникало сомнений в том, что в лесу что-то горит, предположительно костер, однако увидев его воочию вы: 1) убедились в том, что это был действительно огонь; 2)удостоверились в том, что это именно костер, а не лесной пожар к примеру. Это и будет `айн аль якын. Если же вы на этой стадии еще и подойдете к костру и попытаетесь дотронуться до него рукой, то получите ожог. Этот ожог в очередной раз и с предельной степенью достоверности убедит вас в том, что это был реальный, обжигающий огонь. В данном случае это состояние можно будет назвать хакк аль якын.

     Еще пример. Знание человека о существовании и неизбежности смерти можно назвать «ильм аль якын». Состояние человека при смерти, когда перед ним начинают открываться завесы неизведанного можно охарактеризовать как «`айн аль якын». И наконец, вкушение самой смерти будет ничем иным как «хакк аль якын.

В религию Ислям также входит свод законов и предписаний, именуемый Шариатом. Шариа́т - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены, прежде всего Кораном и сунной Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.

 

Перевод лекции и формирование статьи выполнил Рузметов Еркин.

(в статье использован перевод Корана,

выполненный Эльмиром Кулиевым).

Продолжение следует.

 

 

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: