Ответвления веры

Ответвления веры

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

            بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيم

           Ответвления веры.

(из книги «Одоб казинасы», шайха Мухаммад Содика Мухаммад Юсуфа).

 


عَنْ أَبي هُرَيْرَةَ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ:  الإِيمَانُ بِضْعٌ وَسِتُّونَ (أَوْ بِضْعٌ وَ سَبْعُونَ) شُعْبَةً. أَفْضَلُهَا لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ، وَأَدْنَاهَا إِمَاطَةُ الاَذَی عَنِ الطَّرِيقِ. وَالْحَيَاءُ شُعْبَةُ مِنِ الإِيمَانِ.

Передается Абу Хурайра (родзи Аллаху анху): «Пророк соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Вера включает в себя более шестидесяти, или семидесяти ответвлений, лучшим из которых является свидетельствование (произнесение слов) Ляа илляха иль Аллах (нет бога, кроме Аллаха), наименьшим – удаление с пути того, что может принести вред людям, стыдливость (хайа) же есть одно из ответвлений веры».

Разъяснение к хадису: В этом хадисе рассматривается взаимоотношения имана (веры) и амалей (деяний). Одним из самых великих деяний веры свидетельствование (произнесение калимы) «Ляа илляха иль Аллах, Мухаммадур Росулуллох» (нет бога для поклонения кроме Аллаха, и Мухаммад Его раб и Посланник). Однозначно, без произнесения калима-шахады, иман не является действительным.

Другие праведные деяния являются подтверждением веры. Из всех поступков верующего самым малозначимым, считается убрать препятствии с дороги, которое может причинять неудобства окружающим. Многие люди не обращают внимание, на такое незначительное действие, но оно относиться к одному из разделов проявления веры.

Стало быть, стыдливость тоже из основ подтверждения веры. Если иман состоит из шестидесяти или семидесяти ответвлений, значит, без стеснительности вера потеряет одну из ветвей.

Среди всех столпов веры, застенчивость отмечено отдельным разделом, поэтому стыдливости, мы должны уделять особое внимание в своей жизни.

Вследствие этого, вопрос стеснительности, важно рассматривать более широко, значительное внимание уделять по отношению к своим близким, родственникам, а в особенности подрастающему поколению, ведь все этические нормы не смогут быть устойчивыми, если в обществе будет отсутствовать чувство стыда.

Ученые ахли сунна ва джамаат считали этот хадис, несущим широкое и глубокое значение, и уделяли исследованию его смыслов особый интерес. Потому что до прихода религии Ислам, а также с момента возникновения религии Ислам, вокруг вопроса касательно разделов веры, возникало очень много полемики и споров, а также по сей день ведутся частые дискуссии.

Так как вера является основой всей сущности человека, поэтому этому вопросу нужно уделить особое внимание. Подробнее коснулись этого вопроса, и особенно классифицировали его следующие ученые.

Имам Абу Абдуллох ал-Халийми в книге «Фаваидуль минхадж», имам Байхакий в книге «Шуъбул иман», Исхак ибн ал-Куртубий в книге «Китабуннасих», имам Ибн Хиббан ал-Бустийний в книге «Васфулл иман ва шуъабихи».

Слово «иман» в переводе с арабского языка несет смысл: вера, доверие, уверенность, утверждение. По канонам же Шариата словесное произнесение «калима-шахады», и подтверждение кольбом (сердцем), свидетельствует, что у человека есть иман. А исполнение предписанных деяний, способствует доведению веры до совершенства.

Иман состоит из семидесяти разделов, это означает что у веры семьдесят ответвлений, образно сравнивается с деревом с семидесятью ветвями. Ствол дерева если является иманом, то ветви его становятся ответвлениями.

Ученные ахли сунна ва джамаат, мухаддисы, факихи, уляма ильми калям (ильми акаид) все придерживаются единого мнения: «Навечно не останется в джаханнаме, тот кто был последователем киблы, считал религию Ислам истиной, без никаких сомнений в этом, имел твердое вероубеждение, и произнес калима-шахадат.

Заблудшая секта мурджиидов утверждала: «Достаточно произнести свидетельство шахаду, чтобы человек стал верующим».

В вышеупомянутом хадисе говориться, что иман состоит из семидесяти, или более шестидесяти разделов, сказано о самой высшей степени, и самой низкой степени ветвей веры, а также упоминается еще об одной ветви имана.

В других хадисах повествуется о более семидесяти разделах веры и знакомят с другими ответвлениями имана. Однако нет хадиса, где перечисляют все семьдесят ветвей веры. Поэтому в свою очередь, ученые вели полемику в этом вопросе, и усердствовали в исследовании этого аспекта знаний.

Имам Ибн Хиббан ал-Бустий в своей книге «Васфул ийман ва шуъабихи» писал следующее: «Очень долгое время размышлял над смыслом этого хадиса. Посчитав все виды поклонения, количество, которых превысило отмеченного числа.

Исследуя сунну Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, посчитав все аспекты поклонения, кассаемые имана, их оказалось меньше семидесяти.

Тогда начал изучения Корана, посчитал все деяния относящиеся к иману, которые отмечены Аллахом Субхана ва Тааля. Их число оказалось тоже меньше семидесяти. Впоследствии, соединил все деяния, касаемые имана, в Коране и Сунне, исключив те, которые повторялись, и их оказалось не меньше и не больше числа семидесяти.

Только после этого начал понимать этот хадис Посланника соллаллоху аляйхи ва салям, когда изучил все деяния, кассаемые имана, отмеченные в Коране и Сунне».

Имам Бадруддин Махмуд ибн Ахмад ал-Айнии писал следующее:

«С помощью и соизволения Аллаха Роббиль иззат продекламируем следующее стихотворение:

«В сущности, вера должна быть также подтверждена сердцем, а не только и произнесена языком,

Также полноценность веры состоит из произнесения слов шахады, подтверждением кольбом (сердцем), а совершенство, исполнением предписаний и праведных деяний».

Один из величайших ученый ханафитского мазхаба, Бадруддин Махмуд ибн Ахмад ал-Айнии в своих стихах охарактеризовал акиду разных людей, вероубеждение ученых, писал следующие слова.

Они определили словарное значение имана: он состоит из произнесения свидетельства, и подтверждением кольбом (сердцем), а деяния не входят в действительность имана, амали могут иметь недостатки, или могут быть хороши, а иман должен быть целостным, без всяких колебаний и сомнений.

В обоих определениях нет расхождений в смыслах, только в словесной интерпретации.

Первый раздел относиться к вероубеждению и состоит из тридцати ответвлений.

  1. Вера в Аллаха Роббиль иззат, в которую входят вера в Его Сущность, Его Качества, Его Единство, отсутствие подобия Ему, нет у Него сотоварищей, нет равных Ему, и аналогичные аспекты величия Создателя.
  2. Иметь твердое вероубеждение, что все сущее сотворено Аллахом Субхана ва Тааля, вечный только Он.
  3. Вера в ангелов.
  4. Вера в Книги Аллаха азза ва Джаля.
  5. Вера в Посланников.
  6. Вера в предопределение (кадар Аллаха, хорошее и плохое от Господа миров).
  7. Вера в истинность  Судного дня, куда входит: расспросы в могиле, наказание в могиле, жизнь после смерти. Воскрешение всего человечества, сбор на площади Судного дня, получение книг деяний, взвешивание деяний на весах «Миъзан», благих и греховных поступков, проход через мост «Сират».  
  8. Убеждения в джаннат (рай), и что верующий будет жить в нем вечно.
  9. Убеждение в джаханнам (ад), и вечные муки в наказание.

10. Веровать в любовь Аллаха азза ва Джаля к своим праведным рабам, и проявлять любовь к Всевышнему.

11. Любить и ненавидеть кого-то ради довольства Аллаха Табарока ва. Также, важно проявлять любовь к сподвижникам мухаджирам (переселенцам из Мекки в Медину), ансарам (коренным жителям Медины, которые оказывали всяческую помощь мухаджирам). Также выражать почет и уважение семейству Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям.

12. Любовь к Посланнику соллаллоху аляйхи ва салям. Очень много говорить соллават (выражение любви, уважения и благодарности Пророку соллаллоху аляйхи ва салям, надежда на его заступничество в Судный день), и следовать сунне (высказывания, действия, нравственность Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям).

13. Стремиться к искренности (ихляс) в своих деяниях. Искоренение в себе хронических болезней: рия (показухи в амалях), нифака (лицемерия), которые имеются в наших, со слабым иммунитетом сердцах.

  1. Тавба (раскаяние, сожаление о совершенных проступках, и обещание не совершать их в будущем, вырвать из сердца сладость наслаждения грехом, возврат греху считать, как попадание в муки огня, то есть, должно быть отвращение к грехам.
  2. Хавф (страх, опасение, навлечь гнев Всевышнего, если эго (нафс) наущает к совершению запретного).
  3. Роджа (надежда на милость Аллаха Роббиль иззат). 
  4. Избавление от всех сомнений в вере, и от потери надежды на прощение Господа миров, не отчаиваться в милости Создателя.
  5. Шукр (благодарность к Творцу Вселенной, признание огромных благ, дарованные Аллахом Табарока ва Тааля).

19. Вафа (верность, преданность в следовании предписаниям, повелениям, канонам Шариата).

20. Собр (терпение ко всему что нас постигает, проявление довольства предопределением Создателя всего сущего.

21. Тавадзу (смиренность, покорность, почтительность, учтивость по отношению к старшему поколению).

22. Милость (сострадание, сочувствие к подрастающему поколению).

23. Довольство власть имущими, (выражение уважения, почтения амирам всех рангов, также кадзи (судьям), соблюдающих законы Шариата).

24. Таваккуль (во всем полагаться на Аллаха Роббиль иззат, создавая причины достижения каких-то целей, надеяться на помощь Всевышнего).

25. Избавление от самодовольства, хвастовства, высокомерия (от выставления себя, своих качеств далеких от реальных), работать над самосовершенствованием.

26. Искоренения порока зависть (хасад).

27. Избавление от ненависти, злопамятства, упреков к кому-либо.

28. Искоренения в характере чувств раздражения, злобы, гнева, ярости.

29. Избавление от подозрительности, от порока обманывать, коварства, плутовства, строить козни, интриги.

30. Избавление от любви к мирскому, от страсти к наживе, богатству, к власти, к положению в обществе, чинопочитанию.

Если, найдутся другие качества из деяний кольба (сердца), то ли достоинств или пороков, то они будут относиться к вышеперечисленным. Изучив их, станет очевидным, их принадлежность к этим положительным или отрицательным сифатам.  

Второй раздел относиться к деяниям уст (языка), и состоит из семи ответвлений.

  1. Произнесение калима шахадат (подтверждающий таухид человека).
  2. Чтение Досточтимого Корана.
  3. Изучение знаний религии Ислям.
  4. Распространение знаний.
  5. Мольба, просьбы (делать дуо).
  6. Поминание, восхваление Аллаха азза ва Джаля. Просить прощение у Господа миров (делать истигфар).
  7. Сторониться бесполезных разговоров, тщетных бесед.    

Третий раздел относиться к телесным деяниям, состоит из сорока ответвлений. Делится на три подвида.

Первый подвид относиться к индивидуальным деяниям каждой личности, и насчитывает шестнадцать разделов.

  1. Соблюдение чистоты. Сюда входит чистота тела, одежды, места. Очищение от наджаса, очищение частей тела, предписанные ритуальным омовением, делать гусль (большое омовение), после состояния джунуба, после хайз и нифаса.
  2. Чтение намаза (молитва). Фардз (обязательная), науфиль (добровольные), кадза (пропущенные, обязательные к восполнению).
  3. Выплата закята (очистительной подати). Также сюда входят давать садака, закят, фитр садака, угощать едой, проявление уважения к гостям, сюда входит любое проявление щедрости.
  4. Соблюдать пост (уроза), обязательный пост в месяц ромадзан, все добровольные посты.
  5. Совершение хаджа (паломничества). Сюда также входит обряд умра.
  6. Итикаф (пребывание в мечети, проявляя усердие в поклонении). Пребывание в мечети в последние десять дней месяца Ромадзана, искать ночь «аль-кадр» (ночь предопределения).
  7. Любыми путями сохранять в незыблемости свою веру, религию Ислям, вплоть до совершения хиджры (переселение).
  8. Быть верным своим обещаниям.
  9. Быть осмотрительным, осторожным при произнесении клятв.

10. Каффарот (искупление за нарушение каких-либо предписаний).

11. Постоянно соблюдать прикрытие аурата (части тела, которые нельзя обнажать перед другими), особенно в намазе.

12. Делать курбан (заклание определенного животного, жертвоприношение).

13. Выполнение всех религиозных предписаний Шариата, кассаемые заупокойной молитвы (джаназа).

14. Обязательная выплата долгов, возврат доверенного.

15. Строить со всеми окружающими праведные взаимоотношения. Избегать показухи.

16. Быть честным, при внесении свидетельских показаний. Не скрывать истину.        

Второй подвид касается взаимоотношений с близким окружением, и делиться на шесть разделов.

  1. Хранить целомудрие, заключать брак согласно шариату (никах), избегать прелюбодеяния.
  2. Справедливо соблюдать супружеские права, мягкое отношение с подчиненными, не нарушать их права.
  3. Хорошо ухаживать за родителями, мягкое отношение, послушание, избегать попадания под их гнев.
  4. Воспитания в праведности своих детей.
  5. Поддерживать теплые отношения с родственниками.
  6. Не выходить из подчинения руководителей, слушаться и подчиняться старшим.

Третий подвид относиться к общественным взаимоотношениям, о всеобщих правах, и состоит из восемнадцати разделов.

  1. Быть справедливым руководителем.
  2. Постоянно быть с джамаатом, и подчиняться общим решениям.
  3. Делать итогат амирам, покоряться тем, кто возглавляет коллектив в каком-то деле.
  4. Примерять поссорившихся людей, наказывать людей, строивших интриги и козни, для разлада в обществе.
  5. Оказывать помощь другим, только в благих начинаниях.
  6. Призывать к добру, отстранять от зла (амру маъруф, нахий мункар).
  7. Хадд (содействовать исполнению наказания, по шариатскому решению судьи (кадзи).
  8. Джихад (борьба со своими страстями, вставать на защиту своей Родины, своего родного очага).
  9. Возвращать доверенное (аманат), пятую часть от трофеев (хумс), передавать в Байтульмаль (казна мусульманского правительства).

10. Выплачивать долги, быть верным взятым обязательствам.

11. Оказывать уважение соседям.

12. Вести честный бизнес (торговые сделки), все что зарабатываешь, должно приходить праведными путями.  

13. Тратить свое имущество в праведных направлениях. Избегать расточительства (исраф), не тратить на греховные деяния

14. На приветствие (салям), обязательно давать ответ.

15. Говорить чихнувшему   «ярхамукаллоху» (пусть Аллах проявит милость к вам).

16. Отстранять от людей бедствие, помогать избежать ущерба.

17. Сторониться всего греховного, непристойного.

18. Устранять препятствия, и все что может причинить вред людям на дорогах, в жилых кварталах.

Если все подытожить, то получается семьдесят семь ответвлений.

Это ижтихад (шарх) Аллама Махмуда ибн Ахмад ал-Айний (рохматуллохи аляйхи), то есть интерпретированное, разъяснение этого хадиса, с комментариями.

Из этого растолкования мы получили огромную пользу. Аллах Табарока ва Тааля дал очень полезные знания этого ученому, который сформировал их в отдельном труде, и передал следующим поколениям мусульман. Пусть Господь миров вознаградит, этого праведного ученого за его старания.

Однако, по нашему мнению, в этот перечень, который специализировал ал-Айний (рохматуллохи аляйхи), состоящий из семидесяти семи ответвлений, согласно вышеприведенному хадису, не вошло ветвь «Хайа». Очевидно, по мнению этого ученного, «хайа», можно выделить как отдельную ветвь, раздел.       Однако в этом досточтимом хадисе, среди самой высшей и низшей ветвей имана, хайа отмечено отдельно, возможно это подчеркнуто не без оснований.

Потому что «хайа» стыдливость, одно из поразительных качеств верующего. Застенчивость помогает человеку совершать благие деяния, сторониться всего негативного.

Перечислим какие пользы мы извлекли из этого высказывания Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям:

  1. Иман имеет разделы (ответвления).
  2. Произнесение калима шахады «Ляа иляха ил Аллах» - самая высшая степень ветвей имана.
  3. Устранение препятствий и всего, что причиняет вред людям, с дорог и так далее, это из деяний имана (веры).
  4. Стеснительность – признак имана.

Ученые, веру уподобили дереву, со стволом, и его разделами в виде ветвей. Если, опираясь на комментарий имама ал-Айни, можно представить себе иман и его разделы, как прекрасное дерево с семьдесят семью ветвями. И именно эти ответвления придают красоту этому дереву, а вера преобразуется, и становиться совершенной.

Пусть Аллах азза ва Джаля убережет верующих от недостатков в листве, повреждения ветвей данного дерева, ведь это отразится на красоте дерева, то есть твоего имана. Если дерево постигнет болезнь листьев, или будут отсутствовать какие-то ветви, любого одолеет досада, сожаление, что дерево потеряла свою красоту. А еще большое огорчение постигнет верующего, что он не достиг совершенства веры, не придав серьезного значения одной из ответвлений веры (имана).

 Рузметов Еркин

 

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: