Нафс и его очищение

Нафс и его очищение

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

           بسم الله الرحمن الرحيم               

Нафс и его очищение.

(Из книги «Рухи Тарбия» Мухаммада Содика).

В Досточтимом Коране, в зависимости от ситуации, нафс упоминают, как обладателя различных качеств.

1. Существует «обретший спокойствие, умиротворенный нафс»

Аллах Субхана ва Тааля в суре «Фаджр»:

 

۝ ارْجِعِي إِلَىٰ رَبِّكِ رَاضِيَةً مَرْضِيَّةً   ۝   يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّة

وَادْخُلِي جَنَّتِي۝  فَادْخُلِي فِي عِبَادِي ۝       

«О душа, обретшая спокойствие в истине! Вернись к своему Господу довольной блаженством и милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершёнными в земной жизни! Войди в число Моих благочестивых рабов! Войди в Мой рай - жилище вечного блаженства!» (аяты 27-30).

Такой нафс одержал победу над своими страстями, и обрел спокойствие. Поэтому его называют «мутмаъинна» - «спокойный нафс»

2. Отмечен «отчитывающий, упрекающий себя нафс» .

Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Кийяма»:

۝ وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

«И душой, упрекающей самое себя за прегрешения и небрежное исполнение религиозных обязанностей, что вы будете воскрешенны».    (аят 2).

«Отчитывающий себя нафс» - такой нафс дарован богобоязненному верующему человеку. Потому что этот нафс заставляет человека делать отчет самому себе: когда совершит грех, «Почему ты согрешил? Побойся Аллаха? Как ты будешь отвечать за совершенные проступки? Одним словом, постоянно призывает к ответственности. После проделанных хороших деяний, «Это совсем мало, надо еще сделать что-нибудь доброе? Чем больше сделаешь благих дел, самому все вернется, какая огромная польза» упрекает самого себя.

Великий праведник, ученный в разделе знаний суфизма, Хасан Басри говорил: «Положительный человек, постоянно требует у своего нафса отчета, грешник равнодушен к своим плохим поступкам».

3. Обозначен «ан-нафсул амморатул биссууи» -- «нафс упорствующий, побуждающий к плохим поступкам».

Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Юсуф»:

۝  وَمَا أُبَرِّئُ نَفْسِي ۚ إِنَّ النَّفْسَ لَأَمَّارَةٌ بِالسُّوءِ إِلَّا مَا رَحِمَ رَبِّي ۚ إِنَّ رَبِّي غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия. Воистину, мой Господь – Прощающий, Милосердный» (Аят 53).

Отсюда можно сделать вывод, нафсы людей имеет различные состояния. У одних может быть умиротворенным, у других упрекающим, и у некоторых упорствующим. Грехи, лицемерие, гордыня, наущения, обман, зависть и другие плохие действия, загрязняют нашу душу и станут причиной бедствия, и конечно сожаления. Нафс нужно постоянно очищать, формировать, воспитывая в нем качества муъминов (верующих), пока у нас имеется на это возможность.

Ранее говорили, что очищение нафса на арабском языке именуется как «тазкиятун нафс».

Слова «тазкия», кроме смысла «очищение», имеет значение «развивать благие качества», Отсюда вывод, что «тазкиятун нафс», означает очистить нафс, формировать его и конечно терпеливо воспитывать.

О воспитании души есть определение исламских ученых, «тазкиятун нафс» - это очищение своего нафса от болезней и бедствий, стремится к совершенству и прививать высоконравственные качества.

Для очищения нафса существуют эффективные средства и специальные инструменты.

Из всех значимых деяний, которые Аллах Субхана ва Тааля обязал Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям, одним из важных является очищение нафса. У Иброхима аляйхи ва салям, именуемый отцом Пророков, среди многих обращений, просьб (дуо), была очень существенная мольба, с которой он часто взывал к Творцу всего сущего.

Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Бакара»:

 

رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولًا مِنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَيُزَكِّيهِمْ ۚ

۝ إِنَّكَ أَنْتَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ

«Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтет им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (аят 129).

В «тазкиятун нафс» для Пророка соллаллоху аляйхи ва салям необходимо было делать четыре важных деяния: довести смыслы аятов Корана до своей общины; научить их религии Господа миров; обучить мудрости в вере и показать пути очищения своих душ.

Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Аль Бакара»:

 

كَمَا أَرْسَلْنَا فِيكُمْ رَسُولًا مِنْكُمْ يَتْلُو عَلَيْكُمْ آيَاتِنَا وَيُزَكِّيكُمْ وَيُعَلِّمُكُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

۝وَيُعَلِّمُكُمْ مَا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ

«Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали» (аят 151).

В этом аяте отмечено немало важных дел, порученных Пророку соллалоху аляйхи ва салям. Говориться о значимом деле – очищении. Все эти деяния огромная милость Аллаха Субхана ва Тааля. Среди всех существенных деяний, также присутствует «тазкия».

Аллах Субхана ва Таала говорит в суре «Аълаа»:

وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّىٰ۝   ۝  قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّىٰ

«Преуспел тот, кто очистился. Поминал имя своего Господа и совершал намаз» (аяты 14-15).

Стать потерпевшим неудачу в Судном дне, чтобы не страдать в страшнейшем пламени огня Ада, не остаться навечно в муках, каждый здравомыслящий человек, должен в этой жизни уверовать в Господа миров. Не придавать Создателю всего сущего сотоварищей, отстранится от лицемерия, очистить свое сердце и свою жизнь от всяких грехов, восхвалять и прославлять Творца Вселенной, быть благодарным за дарованные блага, а также выполнять ежедневную пятикратную молитву. Очищение своей души, постоянное воздаяние хвалы Всевышнему, и обязательное поклонение – вот эти Истины, которые мы должны осознать в своей жизни.

 Аллах Субхана ва Тааля говорит в суре «Шамс»:

۝قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَا۝فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا۝ سَوَّاهَاوَنَفْسٍ وَمَا

وَقَدْ خَابَ مَنْ دَسَّاهَا ۝

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным).  И внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее.  И понес урон тот, кто опорочил ее» (аяты 7-10).

 Преуспел тот, кто очистил свою душу от грехов и пороков и возвысился благодаря покорности Аллаху Табарока ва Тааля, полезному знанию и праведным делам. И понес утрату тот, кто скрыл прекрасные качества своей души. Душа человека не создана для того, чтобы ее подавляли и скрывали в ней добро и благие качества, оскверняли ее пороками и топили в пучине грехов, забывая обо всем, что украшает и улучшает душу. Из этих аятов мы познаем, что очищение своего нафса (эго), считается одним из наиважнейшим деяний, и обязанностью (фардз айн) в нашей религии.

Перевод с узбекского языка

выполнил Рузметов Еркин.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: