Нрав, поведение и его воспитание.

Нрав, поведение и его воспитание.

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 بسم الله الرحمن الرحيم 

Нрав, поведение и его воспитание.

(из книги «Рухи тарбия», Мухаммад Содика).

Что такое этика нравов – это определенная форма благочестивого поведения у человека.

Говоря об этике, некоторые ученные оценили ее, как изучение морали, и нравственности. Если кто-то, какое-то правило берет за обычай, то это становится этической нормой поведения. Например, если у людей входит в привычку постоянно делать добро, и оно становиться обыденным делом, то это утверждается, как моральные нормы, или систематизированными дисциплинами нравственности.

Этические нормы в религии Ислам, не могут идти в разрез и противоречить общепринятой нравственности. Все, к чему призывает наша религия, является благом, и почитается для всех добром, а от чего она требует отстраниться, то есть зло, оно повсеместно приносит для всего общества огромный вред. Поэтому требование религии в правилах и нормах поведения, являются важными этическими принципами, и считается существенной, высоконравственной моралью.

Этика в жизни по своей природе вытекает из нашей религии. Нравственность в поведении, в отношениях с окружающими, если у верующего не станет благой, значит и вера у этого человека считается несовершенной.

В предыдущих общинах ученым задавали вопросы: «Поведение, характер человека – это врожденные рефлексы, или приобретенные в течение жизненного цикла». И среди ученых были разногласия в этом вопросе.

Некоторые давали такой ответ: «Хорошие или плохие качества у человека, заложены изначально, и изменению не подлежат».

Другие говорили: «Человек рождается, не имея никаких качеств, все он получает в процессе становления и воспитания».

Ученые, изучавшие исламскую нравственность (ильм сулюк) говорят: «Будучи еще в утробе матери, плод человека перенимает не только внешний вид отца и матери, но заимствует положительные и отрицательные качества их характеров. Аллах Субхана ва Тааля сотворил человека, чтобы он мог воспринимать, воздействия окружающего мира. Человек, в процессе своего развития, получает какое-то воспитание, влияние внешней среды, и в конце концов закладывает в себе нравственность или становиться обладателем невежества».

Поэтому в нашей религии Ислам, воспитанию нравственности уделяется особое внимание. Каждый мусульманин обязан, проявлять усердие в этом направлении, потому что это одно из великих деяний, и это будет причиной повышения его степеней.

Аллах Субхана Таала говорит в суре «Калям»:

۝  وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ

«Воистину, твой нрав превосходен» (аят 4).

В этом аяте Корана, Всевышний, высоко оценивает Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Аллах Субхана ва Тааля объявляет о нем, что его нрав велик и имеет прекрасные качества.

      
عَنْ يَزِيدَبْنِ بَابَنُوسَ قَالَ: دَخَلْنَا عَلَي عَاءِشَةَ فَقُلْنَا: يَا أُمَّ الْمُؤْمِنِينَ مَا كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ ؟ قَالَتْ: كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْانَ تَقْرَؤُنَ سُورَةَ الْمُؤْمِنِينَ؟ قَالَتِ: اَقْرَاْ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ﴾ قَالَ يَزِيدُ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ﴾ - إِلَي: ﴿لِفُوجِهِمْ حَافِظُونَ﴾. قَالَتْ: كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ أَخْرَجَاهُ الْبُخَارِيُّ فِي (الاَدَبِ الْمُفْرَدِ) وَ النَّسَاءِيُّ فِي (الْكُبْرَي) وَ .(تُحْفَةِ الاَشْرَاف)

Передается от Язийд ибн Бабануса:

«При посещении Айши радзи Аллаху анха, мы у нее спросили: «О, мать правоверных! Скажите нам, какой был нрав у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям?»

Она нам ответила: «Его нрав был Кораном. Вы читаете суру «Муъминун» (Верующие)? «Код афляхал муъминун», прочти!»

Язийд говорит: «Я прочитал, «Код афляхаль муъминун», «Ли фуружихим хофизун».

«Расулуллох соллаллоху аляйхи ва салям нравом был Коран» сказала Айша.

Приводиться имамом Бухорий в «Аль-Адаб ал-Муфрад», имамом Насайи «Кубро», и «Тухфатул ашроф».

Мухаммад аляйхи ва салям вобрал в себя все превосходные качества, имеющиеся в Коране, и его нрав был прекрасен, характер мягким.

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ قَالَ: مَا مِنْ شَيْءِ ٱَثْقَلَ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ يَوْمَ

. الْقِيَامَةِ مِنْ خُلُقٍ حَسَنٍ وَإِنَّ اللّٰهَ لَيُبْغِضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ

Передается Абу Дарда (радзи Аллаху анху): «Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Ссудный день, на весах добра и зла, не будет тяжелей деяний в пользу нас, чем прекрасный характер и добрый нрав. Поистине, Аллах Субхана ва Тааля не любит, произносящих непристойные и бесполезные речи». Приведено Тирмизий и Абу Даудом. 

عَنْ عَاءِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ يَقُولُ:ََ إِنَّ الْمُؤْمِنَ لَيُدْرِكُ بِحُسْنِ خُلُقِهِ دَرَجَةَ الصَّاءِمِ الْقَاءِمِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَابْنُ حِبَّانَ وَالْحَاكِمُ

 

Передается Айшой (радзи Аллаху анха): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, верующий своим прекрасным нравом, достигнет степени постящегося и проводящего ночи в молитвах». Приведено Абу Даудом, Тирмизий, Ибн Хиббон и Хакимом.


عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُءِلَ رَسُولُ اللَّهِ عَنْ أَكْثِرِ مَا يُدْخِلُ النَّاسَ الْجَنَّةَ فَقَالَ: تَقْوَي اللَّهِ وَحُسْنُ الْخُلُقِ وَسُءِلَ عَنْ أَكْثَرِ مَا يُدْخُلُ النَّاسَ النَّارَ فَقَالَ: الْفَمُ وَالْفَرْجُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ
                         

Передается Абу Хурайра (радзи Аллаху анху): «У Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Какие деяния людей, будут причиной вхождения их в Рай (джаннат)». На что Он ответил: «Богобоязненность в деяниях перед Аллахом, и прекрасный нрав». У Него спросили: «Из-за каких деяний люди попадут в Ад (джаханнам)». Он ответил: «За деяния уст и половых органов». Приведено Тирмизий.

 . عَنْ أَبِي ذَرِّ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ : إِتَّقِ للَّهِ حَيْثُمَا كُنْتَ وأَتْبِعِ

. السَّيِّءَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ

Передается Абу Зарром (радзи Аллаху анху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил мне: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха, после плохого поступка, сделай что-нибудь хорошее, оно будет причиной прощение греха. Когда общаешься с людьми, проявляй им свой прекрасный нрав, и будь с ними в хороших отношениях». Приведено Тирмизий.

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: خِيَارُكُمْ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاَقًا

رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَمُسْلِمٌ وَالْبُخَارِيُّ وَلَفْظُهُ: إِنَّ مِنْ أَخْيَرِ كُمْ أَحْسَنَكُمْ خُلُقً

Передается Абдуллох ибн Амр (радзи Аллаху анху): «Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лучшие среди вас те, у кого прекрасный нрав». Приведено Тирмизий, Муслимом, и Бухорий.

Бухорий приводил: «Поистине, лучшие из вас, люди с хорошей нравственностью».


عَنْ جَابِرٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ
قَالَ: إِنَّ مِنْ أَحَبِّكُمْ إِلَيَّ وَأَقْرَبِكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَحَاسِنَكُمْ أَخْلاَقًا وَاِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ وَأَبْعَدَكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ

الثَّرْثَارُونَ وَالْمُتَشَدِّقُونَ وَالْمُتَفَيْهِقُونَ قَالُو ا: يَا رَسُولَ اللَّهِ قَدْ عَلِمْنَا الثّرْثَارُونَ والْمُتَشَدِّقُونَ فَمَا الْْمُتَفَيْهِقُونَ قَالَ: الْمُتَكَبِّرُونَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ

Передается Жабир (радзи Аллаху анху): «Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Среди вас, больше всего достойны моего уважения, и в Ссудный день будут среди моего окружения, те у которых были мягкие характеры. Среди вас больше всех мне не нравятся, и в будущей жизни будут очень далеки от моего общества, те кто много пустословит, и у кого были скверные языки и «мутафайхикуны», кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха! Нам понятно кто проводит время за бесполезными разговорами, и кто своим языком вредит людям, но кто такие «мутафайхикуны?», Он, соллаллоху аляйхи ва салям пояснил: «Высокомерные гордецы». Приводиться Тирмизий.

Как и раньше мы разъясняли, чтобы наше поведение, не отходило от этических норм, мы обязаны проводить контроль своей нравственности, и создавать препятствия от его отклонения в отрицательную сторону. Для этого нам важно изучать деяния, которые помогут нам воспитывать и улучшать свои характеры, и отстранятся от поступков, которые могут испортить наш нрав, еще больше.

Цель и причины очищения нафса, и воспитание нравственности.                                                                                                                                                                     

Эти два важных деяния, в первую очередь имеют цель, поставить на должный уровень свои поклонения, чтобы в них было присутствие вашего сердца, сосредоточенность, смиренность и благоговейный страх в нем, одним словом, почитание с душой. Поэтому, благодаря этим стараниям, в наших деяниях будет проявляться искренняя вера, наше сердце будет на истине. Всякие, наущаемые извне, лживые сомнения рассеются, лицемерие в душе исчезнет. 

Когда в нашу жизнь войдут эти деяния, не довольствоваться только пониманием смыслов аятов Корана и высказываний Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, а всем своим существом внести суть всего учения в свою жизнь, то есть строго следовать нашей религии.

В цели очищения нафса, воспитания благого нрава, наши ученые, распределили на три направления:

  1. Преобразовать свои отношения с Господом миров.
  2. Осознать свою сущность, очистить от всяких болезней свое сердце, эго (нафс) полностью подчинить требованиям нашей религии.
  3. Построить добрые отношения с окружающими вас людьми.

Эти три аспекта наших целей, вбирают в себя огромный смысл, и руководство к дальнейшим действиям. Тщательное изучение материалов из этой книги, и внесение в обиход своей жизни, в будущем может принести положительные плоды.

Если мы обратим свое внимание, включим свое воображение к тексту, несущий полезную информацию, и сделаем скрупулезный анализ, мы имеем надежду, что кому-то эти знания принесут существенную пользу.  

1.Связь раба с его Господом миров, и работа по ее улучшению. В следующих смыслах и действиях, каждый найдет что-то для себя.

1). Покаяние (тавба).

2). Восхваления, благодарность и довольство.

3). Мольба о прощении.

4). Добро, благо и его ценности.

5). Познать прекрасные имена Аллаха азза ва Джаля, и понять суть этих качеств.

6). Понять, и подчинится мудрости предопределения Аллаха Таала.

7). Постоянно нуждаться в милости и помощи Аллаха Таала.

8). Просить помощи, искать убежища, мольба (дуо).

9). Ясно ощущать свою рабскую сущность.

10). Знать, что могущество, мудрость, кротость и милость Аллаха не имеет границ.

11). Любовь к Создателю, и полагаться только на Него.

12).  Подчинение и смирение перед Творцом.

 

2. Преобразование внутреннего мира самого себя. Для каждого есть полезная информация.

  1). Проанализировать свои предпочтения (ценности), и сделать сравнение к чему склоняется ваша душа, не переходит ли он границы запретов религии Ислам.

  2). Освободиться от высокомерия и гордости.

  3). Избавляться от стереотипов и узости мышления.

  4). Познать свою человеческую сущность и истинное предназначение.

  5). Сожаление, угрызение совести, раскаяние.

 

3. Работа по улучшению взаимоотношений с другими людьми. Ищущий, почерпает ценную информацию для себя.

       1). Каждый должен, научится проявлять великодушный нрав с окружающими.

       2). Человек должен строить добрые взаимоотношения с другими людьми.

       3). Верующий всегда должен быть доволен поведением других.

       4). Проявлять терпение, относительно каких-то выходок окружающих людей.

        5). Научиться прощать, и забывать причиненные вам обиды.

Перевод с узбекского языка, выполнил Рузметов Еркин.

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: