بسم الله الرحمن الرحيم
Нрав, поведение и его воспитание.
(из книги «Рухи тарбия», Мухаммад Содика).
Что такое этика нравов – это определенная форма благочестивого поведения у человека.
Говоря об этике, некоторые ученные оценили ее, как изучение морали, и нравственности. Если кто-то, какое-то правило берет за обычай, то это становится этической нормой поведения. Например, если у людей входит в привычку постоянно делать добро, и оно становиться обыденным делом, то это утверждается, как моральные нормы, или систематизированными дисциплинами нравственности.
Этические нормы в религии Ислам, не могут идти в разрез и противоречить общепринятой нравственности. Все, к чему призывает наша религия, является благом, и почитается для всех добром, а от чего она требует отстраниться, то есть зло, оно повсеместно приносит для всего общества огромный вред. Поэтому требование религии в правилах и нормах поведения, являются важными этическими принципами, и считается существенной, высоконравственной моралью.
Этика в жизни по своей природе вытекает из нашей религии. Нравственность в поведении, в отношениях с окружающими, если у верующего не станет благой, значит и вера у этого человека считается несовершенной.
В предыдущих общинах ученым задавали вопросы: «Поведение, характер человека – это врожденные рефлексы, или приобретенные в течение жизненного цикла». И среди ученых были разногласия в этом вопросе.
Некоторые давали такой ответ: «Хорошие или плохие качества у человека, заложены изначально, и изменению не подлежат».
Другие говорили: «Человек рождается, не имея никаких качеств, все он получает в процессе становления и воспитания».
Ученые, изучавшие исламскую нравственность (ильм сулюк) говорят: «Будучи еще в утробе матери, плод человека перенимает не только внешний вид отца и матери, но заимствует положительные и отрицательные качества их характеров. Аллах Субхана ва Тааля сотворил человека, чтобы он мог воспринимать, воздействия окружающего мира. Человек, в процессе своего развития, получает какое-то воспитание, влияние внешней среды, и в конце концов закладывает в себе нравственность или становиться обладателем невежества».
Поэтому в нашей религии Ислам, воспитанию нравственности уделяется особое внимание. Каждый мусульманин обязан, проявлять усердие в этом направлении, потому что это одно из великих деяний, и это будет причиной повышения его степеней.
Аллах Субхана Таала говорит в суре «Калям»:
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
«Воистину, твой нрав превосходен» (аят 4).
В этом аяте Корана, Всевышний, высоко оценивает Пророка Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям. Аллах Субхана ва Тааля объявляет о нем, что его нрав велик и имеет прекрасные качества.
عَنْ يَزِيدَبْنِ بَابَنُوسَ قَالَ: دَخَلْنَا عَلَي عَاءِشَةَ فَقُلْنَا: يَا أُمَّ الْمُؤْمِنِينَ مَا كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ ﷺ؟ قَالَتْ: كَانَ خُلُقُهُ الْقُرْانَ تَقْرَؤُنَ سُورَةَ الْمُؤْمِنِينَ؟ قَالَتِ: اَقْرَاْ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ﴾ قَالَ يَزِيدُ: ﴿قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ﴾ - إِلَي: ﴿لِفُوجِهِمْ حَافِظُونَ﴾. قَالَتْ: كَانَ خُلُقُ رَسُولِ اللّٰهِ ﷺ أَخْرَجَاهُ الْبُخَارِيُّ فِي (الاَدَبِ الْمُفْرَدِ) وَ النَّسَاءِيُّ فِي (الْكُبْرَي) وَ .(تُحْفَةِ الاَشْرَاف)
Передается от Язийд ибн Бабануса:
«При посещении Айши радзи Аллаху анха, мы у нее спросили: «О, мать правоверных! Скажите нам, какой был нрав у Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям?»
Она нам ответила: «Его нрав был Кораном. Вы читаете суру «Муъминун» (Верующие)? «Код афляхал муъминун», прочти!»
Язийд говорит: «Я прочитал, «Код афляхаль муъминун», «Ли фуружихим хофизун».
«Расулуллох соллаллоху аляйхи ва салям нравом был Коран» сказала Айша.
Приводиться имамом Бухорий в «Аль-Адаб ал-Муфрад», имамом Насайи «Кубро», и «Тухфатул ашроф».
Мухаммад аляйхи ва салям вобрал в себя все превосходные качества, имеющиеся в Коране, и его нрав был прекрасен, характер мягким.
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ ﷺقَالَ: مَا مِنْ شَيْءِ ٱَثْقَلَ فِي مِيزَانِ الْمُؤْمِنِ يَوْمَ
. الْقِيَامَةِ مِنْ خُلُقٍ حَسَنٍ وَإِنَّ اللّٰهَ لَيُبْغِضُ الْفَاحِشَ الْبَذِيءَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ
Передается Абу Дарда (радзи Аллаху анху): «Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «В Ссудный день, на весах добра и зла, не будет тяжелей деяний в пользу нас, чем прекрасный характер и добрый нрав. Поистине, Аллах Субхана ва Тааля не любит, произносящих непристойные и бесполезные речи». Приведено Тирмизий и Абу Даудом.
عَنْ عَاءِشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهَا قَالَتْ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ ﷺ يَقُولُ:ََ إِنَّ الْمُؤْمِنَ لَيُدْرِكُ بِحُسْنِ خُلُقِهِ دَرَجَةَ الصَّاءِمِ الْقَاءِمِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَابْنُ حِبَّانَ وَالْحَاكِمُ
Передается Айшой (радзи Аллаху анха): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Поистине, верующий своим прекрасным нравом, достигнет степени постящегося и проводящего ночи в молитвах». Приведено Абу Даудом, Тирмизий, Ибн Хиббон и Хакимом.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: سُءِلَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ عَنْ أَكْثِرِ مَا يُدْخِلُ النَّاسَ الْجَنَّةَ فَقَالَ: تَقْوَي اللَّهِ وَحُسْنُ الْخُلُقِ وَسُءِلَ عَنْ أَكْثَرِ مَا يُدْخُلُ النَّاسَ النَّارَ فَقَالَ: الْفَمُ وَالْفَرْجُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ
Передается Абу Хурайра (радзи Аллаху анху): «У Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям спросили: «Какие деяния людей, будут причиной вхождения их в Рай (джаннат)». На что Он ответил: «Богобоязненность в деяниях перед Аллахом, и прекрасный нрав». У Него спросили: «Из-за каких деяний люди попадут в Ад (джаханнам)». Он ответил: «За деяния уст и половых органов». Приведено Тирмизий.
. عَنْ أَبِي ذَرِّ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ لِي رَسُولُ اللَّهِ ﷺ: إِتَّقِ للَّهِ حَيْثُمَا كُنْتَ وأَتْبِعِ
. السَّيِّءَةَ الْحَسَنَةَ تَمْحُهَا وَخَالِقِ النَّاسَ بِخُلُقٍ حَسَنٍ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ
Передается Абу Зарром (радзи Аллаху анху): «Росулуллох соллаллоху аляйхи ва салям говорил мне: «Где бы ты ни был, бойся Аллаха, после плохого поступка, сделай что-нибудь хорошее, оно будет причиной прощение греха. Когда общаешься с людьми, проявляй им свой прекрасный нрав, и будь с ними в хороших отношениях». Приведено Тирмизий.
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرٍو رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: خِيَارُكُمْ أَحَاسِنُكُمْ أَخْلاَقًا
رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَمُسْلِمٌ وَالْبُخَارِيُّ وَلَفْظُهُ: إِنَّ مِنْ أَخْيَرِ كُمْ أَحْسَنَكُمْ خُلُقً
Передается Абдуллох ибн Амр (радзи Аллаху анху): «Посланник соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Лучшие среди вас те, у кого прекрасный нрав». Приведено Тирмизий, Муслимом, и Бухорий.
Бухорий приводил: «Поистине, лучшие из вас, люди с хорошей нравственностью».
عَنْ جَابِرٍ رَضِي اللَّهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّﷺ قَالَ: إِنَّ مِنْ أَحَبِّكُمْ إِلَيَّ وَأَقْرَبِكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَحَاسِنَكُمْ أَخْلاَقًا وَاِنَّ أَبْغَضَكُمْ إِلَيَّ وَأَبْعَدَكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ
الثَّرْثَارُونَ وَالْمُتَشَدِّقُونَ وَالْمُتَفَيْهِقُونَ قَالُو ا: يَا رَسُولَ اللَّهِ قَدْ عَلِمْنَا الثّرْثَارُونَ والْمُتَشَدِّقُونَ فَمَا الْْمُتَفَيْهِقُونَ قَالَ: الْمُتَكَبِّرُونَ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ
Передается Жабир (радзи Аллаху анху): «Посланник Аллаха соллаллоху аляйхи ва салям говорил: «Среди вас, больше всего достойны моего уважения, и в Ссудный день будут среди моего окружения, те у которых были мягкие характеры. Среди вас больше всех мне не нравятся, и в будущей жизни будут очень далеки от моего общества, те кто много пустословит, и у кого были скверные языки и «мутафайхикуны», кто-то спросил: «О, Посланник Аллаха! Нам понятно кто проводит время за бесполезными разговорами, и кто своим языком вредит людям, но кто такие «мутафайхикуны?», Он, соллаллоху аляйхи ва салям пояснил: «Высокомерные гордецы». Приводиться Тирмизий.
Как и раньше мы разъясняли, чтобы наше поведение, не отходило от этических норм, мы обязаны проводить контроль своей нравственности, и создавать препятствия от его отклонения в отрицательную сторону. Для этого нам важно изучать деяния, которые помогут нам воспитывать и улучшать свои характеры, и отстранятся от поступков, которые могут испортить наш нрав, еще больше.
Цель и причины очищения нафса, и воспитание нравственности.
Эти два важных деяния, в первую очередь имеют цель, поставить на должный уровень свои поклонения, чтобы в них было присутствие вашего сердца, сосредоточенность, смиренность и благоговейный страх в нем, одним словом, почитание с душой. Поэтому, благодаря этим стараниям, в наших деяниях будет проявляться искренняя вера, наше сердце будет на истине. Всякие, наущаемые извне, лживые сомнения рассеются, лицемерие в душе исчезнет.
Когда в нашу жизнь войдут эти деяния, не довольствоваться только пониманием смыслов аятов Корана и высказываний Мухаммада соллаллоху аляйхи ва салям, а всем своим существом внести суть всего учения в свою жизнь, то есть строго следовать нашей религии.
В цели очищения нафса, воспитания благого нрава, наши ученые, распределили на три направления:
- Преобразовать свои отношения с Господом миров.
- Осознать свою сущность, очистить от всяких болезней свое сердце, эго (нафс) полностью подчинить требованиям нашей религии.
- Построить добрые отношения с окружающими вас людьми.
Эти три аспекта наших целей, вбирают в себя огромный смысл, и руководство к дальнейшим действиям. Тщательное изучение материалов из этой книги, и внесение в обиход своей жизни, в будущем может принести положительные плоды.
Если мы обратим свое внимание, включим свое воображение к тексту, несущий полезную информацию, и сделаем скрупулезный анализ, мы имеем надежду, что кому-то эти знания принесут существенную пользу.
1.Связь раба с его Господом миров, и работа по ее улучшению. В следующих смыслах и действиях, каждый найдет что-то для себя.
1). Покаяние (тавба).
2). Восхваления, благодарность и довольство.
3). Мольба о прощении.
4). Добро, благо и его ценности.
5). Познать прекрасные имена Аллаха азза ва Джаля, и понять суть этих качеств.
6). Понять, и подчинится мудрости предопределения Аллаха Таала.
7). Постоянно нуждаться в милости и помощи Аллаха Таала.
8). Просить помощи, искать убежища, мольба (дуо).
9). Ясно ощущать свою рабскую сущность.
10). Знать, что могущество, мудрость, кротость и милость Аллаха не имеет границ.
11). Любовь к Создателю, и полагаться только на Него.
12). Подчинение и смирение перед Творцом.
2. Преобразование внутреннего мира самого себя. Для каждого есть полезная информация.
1). Проанализировать свои предпочтения (ценности), и сделать сравнение к чему склоняется ваша душа, не переходит ли он границы запретов религии Ислам.
2). Освободиться от высокомерия и гордости.
3). Избавляться от стереотипов и узости мышления.
4). Познать свою человеческую сущность и истинное предназначение.
5). Сожаление, угрызение совести, раскаяние.
3. Работа по улучшению взаимоотношений с другими людьми. Ищущий, почерпает ценную информацию для себя.
1). Каждый должен, научится проявлять великодушный нрав с окружающими.
2). Человек должен строить добрые взаимоотношения с другими людьми.
3). Верующий всегда должен быть доволен поведением других.
4). Проявлять терпение, относительно каких-то выходок окружающих людей.
5). Научиться прощать, и забывать причиненные вам обиды.
Перевод с узбекского языка, выполнил Рузметов Еркин.