Асхаб ас-суффа – это бедные сподвижники из мухаджиров и ансаров, число которых колебалось в разное время от 70 до 300. Они много поклонялись, приобретали знания, совершенствовали свой дух.
Когда от окружающих племён поступала просьба направить к ним учителя, Пророк ﷺ выбирал его среди асхаб ас-суффа. Поэтому асхаба ас-суффа считаются первыми в истории ислама устроителями текке* и медресе.
Абу Наср ас-Саррадж говорит, что 273 аят из суры «аль-Бакара» был ниспослан об асхаб ас-суффа:
لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِ سَبِيلِ اللِّ ا يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبً فِ ا أرَْضِ يَْسَبهُُمُ الَْاهِلُ ل ل
أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفهُُم بِسِيمَاهُمْ ا يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلَْافًا وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيٍْ ل
فَإِنَّ اللَّ بِهِ عَلِيمٌ
«[Давайте милостыню также] бедным, которые задержались на пути Аллаха и не могут ездить по земле [чтобы зарабатывать себе на жизнь]. Невежда считает их богатыми из-за их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не просят у людей [денег] настойчиво. Все хорошее, что вы потратите, – Аллах знает об этом [и воздаст вам за это]».
Досточтимый Пророк ﷺ любил асхаб ас-суффа и постоянно встречался с ними. Когда они садились вокруг него, образуя круг, он не вставал до тех пор, пока не вставали они, а, здороваясь с ними, не отпускал руку, пока не отпускали они. И сподвижникам рекомендовал уважать их и служить им.
Такие знаменитые сподвижники, как Абу Хурайра, Салман аль-Фариси, Сухайб ар-Руми, Абу Муса аль-Ашʻари и Абу Зарр (да будет доволен ими Аллах) были из асхаб ас-суффа.
Следующие слова Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) наилучшим образом описывают их состояние: «Я видел около семидесяти человек из асхаб ас-суффа, одежда не закрывала во время намаза их колен. Поэтому, когда они совершали руку’, тянули вниз подол одежды, чтобы не открылись запретные места».
Абу Муса аль-Ашʻари (да будет доволен им Аллах) говорил: «Наш запах напоминал запах стада овец. Потому что мы носили шерстяные одежды, и, когда потели, пахли как овцы».
Сподвижник из числа асхаб ас-суффа ʻИмран ибн Хусейн аль-Хузаи (да будет доволен им Аллах) был в первых рядах по усердию в поклонении, терпению в бедах и болезнях.
Передаётся, что рвение в поклонении и очищении сердца так возвысили его дух, что даже ангелы стали приветствовать его (аль-Хаким «аль-Мустадрак», Ибн Саʻд «ат-Табакат аль-кубра»).