«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (Сура «Тахрим», аят 8)
Всевышний Аллах сотворил нас и одарил разумом и волей, а также многими другими благами. Вместе с тем, Господь направил к людям пророков и передал через них в откровении, что с нас будет спрошено за наши деяния.
Слово «тауба» (покаяние) вместе с производными от него словами 86 раз встречается в Коране. В приведенном аяте речь идет о сути покаяния, о том, что настоящее покаяние может быть только в форме «тауба насуха», то есть искреннего раскаяния в грехе с твердым намерением никогда его не повторять. «О, верующие, делайте тауба, раскаивайтесь перед Аллахом покаянием искренним (тауба насуха)». (Сура «Тахрим», 66:8). Когда слово «тауба» употребляется в отношении Аллаха, то имеется в виду, что Господь возвращает своего раба в лучшее состояние, дает ему шанс раскаяться и принимает его покаяние.
Покаяние является для нас фарзом. Тауба начинается от благословенного Адама (а.с.) и останется в силе до самого киямата. Аллах дал нам знать, что Он может простить нам любые грехи, кроме ширка, предания равных Аллаху. Придавая человеку большое достоинство и значение, великий Господь заявил о своем нежелании вмешиваться в отношения людей между собой и велел нам самим решать взаимные обиды и претензии. Если в результате совершения греха был причинен вред другому человеку, то покаяние должно включать в себя и возмещение нанесенного ущерба.
В последующих аятах суры «Тахрим» Аллах Тааля призывает людей покаяться в своем неверии. В качестве примера тех, кто не уверовал и не покаялся, Господь приводит жену пророка Нуха (а.с.) и жену пророка Лута (а.с.). Они обе были замужем за праведными рабами Аллаха, но предали своих мужей, не уверовали и не покаялись. И мужья не смогли спасти их от гнева Аллаха. Как пример искренне верующих женщин Аллах приводит жену фараона Асию, а также благословенную Марьям, дочь Имрана.
Слово «тауба» означает «возвращение». Ведь чтобы наше покаяние было принято, нужно вернуться от неверия к иману, от злодеяний повернуться в сторону добродетели, с глубоким раскаянием отвернуться от грехов и твердо решить никогда больше не возвращаться в прежнее состояние. Непременными условиями настоящего тауба является также исполнение нами обязательных видов поклонения, оплата наших долгов и употребление халяльной пищи.
По выражению Зун-Нуна аль-Мисри, для принятия тауба требуется покаяние каждой части человеческого тела. Соответственно, покаяние сердца – это оставление намерений совершать запретные деяния; тауба глаз – не смотреть на харам; покаяние ног – не приближаться к хараму; покаяние ушей – не слушать запретные вещи; тауба желудка – не есть пищу харам.
Употребленное в этом аяте слово «нур» (свет) муфассиры поясняют, как состояние блаженства, в котором будут находиться му'мины, а выражение «будет сиять перед ними и справа» означает со всех сторон.
Если коснуться вопроса о связи между тауба и грехом, то надо заметить, что когда мы проявляем непокорность повелениям и запретам Аллаха, наш иман может пошатнуться. Поэтому при совершении какого-либо греха, нужно тотчас принести тауба и надеяться, что таким образом будут прощены наши грехи. При таком подходе наш иман защитит нас от повторного совершения греховного поступка.
С другой стороны, мы не должны впадать в отчаяние из-за наших грехов, а предавая себя воле Аллаха, стремиться к духовному очищению и обновлению. Вовсе не случайно наш Господь советует нам никогда не терять надежду на милость Аллаха. Эта благая весть должна крепко привязать нас к жизни. Ведь если мы совершим покаяние согласно воле Аллаха, то у нас есть надежда на спасение.
Всевышний Аллах не нуждается в нашем покаянии. И все же, если мы, будучи верными рабами нашего Господа, поднимем руки в молитве-дуа и попросим у Него прощения за наши грехи, Он будет этим доволен. Не случайно наш Пророк (с.а.в.), который был для нас лучшим примером во всем, сказал: «Клянусь Аллахом, я делаю истигфар и тауба Аллаху больше семидесяти раз в день». (Бухари, «Книга призыва», 3).
Завершим нашу тему коротким, но очень содержательным дуа:
«Господи! Прими мое покаяние за ошибки на моем пути, за совершенные вольно или невольно грехи!»
Islam-Today