Покаяние, которое будет принято

Покаяние, которое будет принято

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне! Может быть, ваш Господь простит ваши злодеяния и введет вас в Райские сады, в которых текут реки, в тот день, когда Аллах не опозорит Пророка и тех, кто уверовал вместе с ним. Их свет будет сиять перед ними и справа. Они скажут: «Господь наш! Дай нам света сполна и прости нас. Воистину, Ты способен на всякую вещь» (Сура «Тахрим», аят 8)

Всевышний Аллах сотворил нас и одарил разумом и волей, а также многими другими благами. Вместе с тем, Господь направил к людям пророков и передал через них в откровении, что с нас будет спрошено за наши деяния.

Слово «тауба» (покаяние) вместе с производными от него словами 86 раз встречается в Коране. В приведенном аяте речь идет о сути покаяния, о том, что настоящее покаяние может быть только в форме «тауба насуха», то есть искреннего раскаяния в грехе с твердым намерением никогда его не повторять. «О, верующие, делайте тауба, раскаивайтесь перед Аллахом покаянием искренним (тауба насуха)». (Сура «Тахрим», 66:8). Когда слово «тауба» употребляется в отношении Аллаха, то имеется в виду, что Господь возвращает своего раба в лучшее состояние, дает ему шанс раскаяться и принимает его покаяние.

Покаяние является для нас фарзом. Тауба начинается от благословенного Адама (а.с.) и останется в силе до самого киямата. Аллах дал нам знать, что Он может простить нам любые  грехи, кроме ширка, предания равных Аллаху. Придавая человеку большое достоинство и значение, великий Господь заявил о своем нежелании вмешиваться в отношения людей между собой и велел нам самим решать взаимные обиды и претензии. Если в результате совершения греха был причинен вред другому человеку, то покаяние должно включать в себя и возмещение нанесенного ущерба.

В последующих аятах суры «Тахрим» Аллах Тааля призывает людей покаяться в своем неверии. В качестве примера тех, кто не уверовал и не покаялся, Господь приводит жену пророка Нуха (а.с.) и жену пророка Лута (а.с.). Они обе были замужем за праведными рабами Аллаха, но предали своих мужей, не уверовали и не покаялись. И мужья не смогли спасти их от гнева Аллаха. Как пример искренне верующих женщин Аллах приводит жену фараона Асию, а также благословенную Марьям, дочь Имрана.

Слово «тауба» означает «возвращение». Ведь чтобы наше покаяние было принято, нужно вернуться от неверия к иману, от злодеяний повернуться в сторону добродетели, с глубоким раскаянием отвернуться от грехов и твердо решить никогда больше не возвращаться в прежнее состояние. Непременными условиями настоящего тауба является также исполнение нами обязательных видов поклонения, оплата наших долгов и употребление халяльной пищи.

По выражению Зун-Нуна аль-Мисри, для принятия тауба требуется покаяние каждой части человеческого тела. Соответственно, покаяние сердца – это оставление намерений совершать запретные деяния; тауба глаз – не смотреть на харам; покаяние ног – не приближаться к хараму; покаяние ушей – не слушать запретные вещи; тауба желудка – не есть пищу харам.

Употребленное в этом аяте слово «нур» (свет) муфассиры поясняют, как состояние блаженства, в котором будут находиться му'мины, а выражение «будет сиять перед ними и справа» означает со всех сторон.

Если коснуться вопроса о связи между тауба и грехом, то надо заметить, что когда мы проявляем непокорность повелениям и запретам Аллаха, наш иман может пошатнуться. Поэтому при совершении какого-либо греха, нужно тотчас принести тауба и надеяться, что таким образом будут прощены наши грехи. При таком подходе наш иман защитит нас от повторного совершения греховного поступка.

С другой стороны, мы не должны впадать в отчаяние из-за наших грехов, а предавая себя воле Аллаха, стремиться к духовному очищению и обновлению. Вовсе не случайно наш Господь советует нам никогда не терять надежду на милость Аллаха. Эта благая весть должна крепко привязать нас к жизни. Ведь если мы совершим покаяние согласно воле Аллаха, то у нас есть надежда на спасение.

Всевышний Аллах не нуждается в нашем покаянии. И все же, если мы, будучи верными рабами нашего Господа, поднимем руки в молитве-дуа и попросим у Него прощения за наши грехи, Он будет этим доволен. Не случайно наш Пророк (с.а.в.), который был для нас лучшим примером во всем, сказал: «Клянусь Аллахом, я делаю истигфар и тауба Аллаху больше семидесяти раз в день». (Бухари, «Книга призыва», 3).

Завершим нашу тему коротким, но очень содержательным дуа:

«Господи! Прими мое покаяние за ошибки на моем пути, за совершенные вольно или невольно грехи!»

Islam-Today

ҚҰРМЕТТІ ОҚЫРМАН! ОСЫ ТАҚЫРЫПҚА БАЙЛАНЫСТЫ ПІКІРІҢІЗДІ БӨЛІСЕ ОТЫРЫҢЫЗ.
Жаңалықтардың астында қалдырылған комментарийлер мазмұны asyldin.kz рухани ағарту порталында редакцияланбайды. Сайт комментарийлердің пішіні мен мазмұнына жауап бермейді. Пікір білдірерде тәртіп сақтауды сұраймыз!
пікірлер (0)

Оқи отырыңыз: