«Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих» (сура «Худ», аят 114).
Намаз – это один из пяти столпов ислама, и обязательность его совершения твердо установлена Кораном, сунной и иджмой. Ежедневное чтение пятикратного намаза в определенные часы является фарзом, о чем сказал наш Господь:
«Когда вы совершаете намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (сура «Ниса», 4:103).
Что же касается вопроса о том, в какие часы и каким образом совершать намаз, то в нескольких аятах Корана имеются указания на этот счет, не содержащие подробностей. Эти указания на словах и на практике были разъяснены для нас нашим Пророком (ﷺ), на которого была возложена миссия доведения Корана до людей. Только Пророк (ﷺ) имел право давать пояснения тем словам и выражениям Корана, правильное понимание которых требует разъяснений. Это положение отмечено и в Коране:
«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура «Нахль», 16:44).
Время и способ совершения намазов были подробно разъяснены нашим Пророком (ﷺ) во исполнение приведенного в этом аяте повеления Аллаха. О том, каким образом надо совершать намаз, наш Пророк (ﷺ) сказал: «Совершайте намаз так, как я его совершаю». (Бухари, «Книга азана», 18). Сведения о времени намазов и о порядке их чтения дошли до наших дней достоверным путем.
В комментируемом нами 114 аяте суры «Худ» сказано: «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы ночи». В соответствии с этим аятом установлено по меньшей мере время трех намазов: вечернего, ночного и утреннего. Также в начале и в конце дня есть два времени намазов. Таким образом, из этого коранического аята можно делать вывод о пятикратном намазе.
В 130 аяте суры «Та-ха», где также имеется краткое указание на пятикратный намаз, сказано: «Посему будь терпелив к тому, что они говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен». Здесь имеется повеление восхвалять Аллаха, то есть читать намаз перед восходом солнца и перед закатом, в определеные часы ночи, а также в начале и конце дня, итого получается пять раз в течение суток.
В 238-м аяте суры «Бакара», где сказано: «Оберегайте намазы, и особенно средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно», слово «салават» приведено в форме множественного числа – намазы. В арабском языке множественное число начинается с трех. Выражение «два намаза» имело бы форму «салатейн». А это значит, что слово «салават» в этом аяте означает не менее трех намазов. Кроме того, упомянут «средний намаз», согласно некоторым хадисам соответствующий послеполуденному намазу, что позволяет говорить о пятикратном намазе.
Помимо всего этого, намеки на пятикратный намаз или на время их совершения имеются в следующих аятах: «Ниса», 4:103; «Исра», 17:78; «Рум», 30:17; «Нур», 24:36; «Каф», 50:39-40; «Инсан», 76:25-26. Эти краткие указания разъяснены в изречениях и практических действиях Расулюллаха (ﷺ) и в таком виде находят применение до наших дней на практике всех мусульман. Со времени пророка Мухаммада (ﷺ) в продолжение всех веков мусульмане совершали пятикратный намаз, и никто не выступал против этого.
Подводя итог скажем, что является неоспоримым фактом наличие в Коране указаний о пятикратном намазе и соответствующая практика нашего Пророка (ﷺ). Сегодня мы также должны читать намаз пять раз в день и совершать их так, как совершал пророк Мухаммад (ﷺ).
Islam-Today